Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Анализ процесса социализации учащихся средней школы: особенности и основные тенденции развития

Ермакова Т. М.
Борьбаза повышение уровня знаний населения о человеке в обществе — одно из основныхнаправлений гуманизации современного образования в России. В содержательномплане эта работа может быть существенно обогащена использованиемсоциологической концепции жизненных сил, индивидуальной и социальнойсубъектности человека, с позиций которой концептуально строитсяпрофессиональная социально-педагогическая подготовка деятельности социологов.
Следуетотметить, что объективное значение жизненных ролей человека и личностный смыслсовпадает не всегда. Например, общественное значение цели “повышенияобразования” заключается в духовном и интеллектуальном развитии человека,получении им какой-либо общественно-необходимой специальности. Принято считать,что это социально позитивная ценность и миллионы родителей и педагоговориентируют учащихся на продолжение образования. Однако наше исследованиепоказало, что у десятиклассников ценность “получения образования” тесно связанасо стремлением к достижению “успеха у лиц другого пола”, “жизни в большом, красивомгороде”, “приобретению машины, дачи, модных вещей”, получению “почетных званий,правительственных наград”, “возможности руководить людьми”, “большойблагоустроенной квартиры”. Одновременно стремление к образованию отрицательнокоррелирует с “интересной творческой работой”, “наличием умных, интересныхдрузей”, “физическим совершенством”. Иными словами, для некоторыхдесятиклассников личностный смысл цели “повышение образования” заключается вдостижении высокого материального положения и общественного престижа, непредусматривающих активной трудовой деятельности и духовного совершенствования.
Каквидим, социальный и индивидуальный компоненты смысла жизни могут находиться вразличных соотношениях. Оптимальным является тот случай, когда общественноезначение жизненной цели соответствует ее личностному смыслу. Как показываютразличные исследования, нередко общественно значимые цели для индивида не имеютличностного смысла, т.е. усваиваются им лишь на вербальном уровне. Порой людипросто не осознают смысл своей жизни. Так, согласно результатам нашихисследований, не все старшеклассники и студенты ответили, что они имеют четкиежизненные цели и планы, идеалы. Надо сказать, что смысл может быть представленв сознании человека по-разному: от неясных влечений до конкретных жизненныхпрограмм. Однако независимо от того, осознает ли он смысл своей жизни, имеетжизненные цели или нет, бытие человека несет в себе объективный смысл.Последний заключается в направленности и результатах его социально значимойдеятельности.
Смыслжизни объективно обусловлен всей системой общественных отношений. Причемсоциально-классовая дифференциация общества ведет к дифференциации иконкретизации смысла жизни личности в соответствии с ее социальными функциямиили структурой социальных ролей. Вместе с тем объективная детерминация смыслажизни личности не является фатальной, а допускает известную свободу выбора.Отсюда вытекает специфика социологического подхода к анализу смысла жизниличности, которая предполагает его изучение в единстве объективной исубъективной сторон. Первая заключается в значении жизни личности дляпрогрессивного развития общества, вторая — характеризует значение жизни длясамого индивида. Соответственно, социологическими показателями смысла жизниличности являются, с одной стороны, ее социальная деятельность, с другой — смысложизненные ориентации, интегральным показателем которых выступаетнаправленность личности.
ВРоссии процесс социализации осложнен, с одной стороны, радикальнымреформированием общественной жизни, новой революционной ломкой всегосоциального уклада, ростом напряженности, конфликтности социальных отношений, ас другой — снятием старых идеологических и политических запретов на освоениесоциокультурных, духовно-идеологических ориентаций. Ситуация осложняется еще итем, что в России идет реформирование системы образования, изменяются программыобучения по базовым специальностям, особенно социально-гума-нитарного профиля,формируются новые требования госстандартов, расширяется практика организацииобразования. Вводится многоуровневая подготовка кадров, новая система ихаттестации, повышения квалификации, перепрофилирования.
Школьноеобразование — составная часть социального. Оно базируется на единстве ивзаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Формируетсявнешкольная практика социального образования, которая опирается надетско-юношеские дома творчества, бывшие дома пионеров. Здесь также начинаетобновляться и расширяться дополнительное внешкольное образование,основывающееся уже не на традиционной кружковой, секционной работе, а на поискеновых форм.
Нашеисследование показало, что у десятиклассников ценность получения образованиятесно связана со стремлением к достижению «успеха у лиц другого пола»(74,3%), «жизни в большом красивом городе» (66,7%),«приобретению машины, дачи, модных вещей» (48,6%), получению«почетных званий, правительственных наград» (31,2%),«возможности руководить людьми» (29,9%), «большойблагоустроенной квартиры» (28,8%). Одновременно стремление к образованию оказываетсяслабо связанным с «интересной творческой работой», «наличиемумных, интересных друзей», «физическим совершенством».
Инымисловами, для части десятиклассников личностный смысл цели «повышениеобразования» заключается в достижении высокого материального положения иобщественного престижа, не предусматривающих активной трудовой деятельности идуховного совершенствования. Как показывают исследования, нередко общественнозначимые цели для индивида не имеют личностного смысла, т.е. усваиваются им лишьна вербальном уровне. Так, согласно результатам наших исследований, не всестаршеклассники и студенты ответили, что они имеют четкие жизненные цели иидеалы.
Впроцессе социализации правомерно выделить несколько периодов. Первый можнообозначить как раннюю социализацию, связанную с приобретением социальнообязательных общекультурных знаний и навыков, носящих неспецифичный впрофессиональном отношении характер. Соответствующими институтами являютсядошкольные учреждения и общеобразовательная школа.
Второйпериод — это профессиональная социализация, связанная с овладениемспециализированными трудовыми знаниями и навыками, приобщением ксоответствующей субкультуре. Институтами, обеспечивающими соответствующиезнания и навыки, служат специальные учебные заведения — средние и высшие. Здесьначинается культурная и социальная дифференциация молодых членов общества, ибоони приобщаются к различным профессиональным культурам с разными взглядами намир, ценностными представлениями и пр.
Социализацияобщекультурного характера в период профессиональной подготовки осуществляется,во-первых, как освоение школьником нового, уже не детского статуса в семье;во-вторых, как приобретение новых социокультурных знаний и навыков за счетзначительно расширяющегося в этот период круга социальных контактов; в-третьих,за счет обсуждения и интерпретации своего нового статуса и нового опыта в сферемолодежной субкультуры, в которой также усиливается тенденция к социокультурнойдифференциации людей.
Особенноостры проблемы, связанные с институтами ранней социализации. Последние втечение длительного периода оставались неизменными по своему строению и внастоящее время выполняют предписанные им функции далеко не в полную меру.Будучи смоделированными по «классическим» образцам и ориентированнымина устойчивую культурную парадигму прежние принципы ранней социализации в новыхусловиях уже не обеспечивают необходимых знаний и навыков общекультурногохарактера. Сегодня школьное воспитание практически не дает детям и подросткамнеобходимых для «взрослой жизни» навыков. Несмотря на постоянныеобсуждения в педагогических кругах вопроса об усложнении школьных программ,курс среднего образования пока неудовлетворителен с позиций как общекультурной,так и профессиональной подготовки.
Сказанногодостаточно, чтобы отметить неадекватность сегодняшней, даже пореформенной,средней школы как института ранней социализации в современных условиях. Междутем этот период, как известно, является основным при формировании человека.Чтобы понять, почему соответствующие институты не отвечают сегодняшнемусостоянию общества и культуры, следует выявить укоренившиеся в этой сферекультурные стереотипы, мешающие движению.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.i-u.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.