Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л.С. Выготским

МосковскийПедагогический Государственный Университет
               
                                        
                                          Реферат:
  Эгоцентрическая речь и мышление.
  Критикафеномена эгоцентрической
                
               речиЛ.С. Выготским.
                                                                                   Выполнила: Гурьянова А.Ю.
                                                                                   студентка филологического
                                                                                   факультета, 204 группы.  
                      
                                             Москва2005г.
                            П л а н:
1.Введение. Основные термины.
2.Ж. Пиаже. Теория детскогоэгоцентризма.
а)основные этапы научной деятельности;
б)эгоцентрическая речь;
в)эгоцентрическое мышление.
3.Л.С. Выготский. Критическоеисследование теории Ж. Пиаже.
а)жизнь и научная деятельность Л.С. Выготского.
б)критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже.
в)комментарии Ж. Пиаже.
 4.Заключение.
 5. Список использованной литературы.
                1.Введение. Основные термины.                                                                                                         
Эгоцентрическая речь и мышление ребенка очень подробно ичасто рассматривались в психологии. Одним из первых эту тему рассматривал ЖанПиаже – швейцарский психолог, проводивший ряд экспериментов в этой области.Несколько позже концепцию Ж.Пиаже критиковал Л.С. Выготский, предложившийнекоторые изменения в теории эгоцентрической речи и мышления. Для наиболееполного рассмотрения этой темы стоит уточнить основные термины, связанные сней.
Очень важно различать понятия речи иэгоцентрической речи, а также наиболее точно определить понятие мышление, чтобылегче оперировать им впоследствии.
 Речь — это  сложившаяся исторически в ходематериальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованнаяязыком. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловойаспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению извлекает ихсодержание.
Эгоцентризм –( от лат. «еgo» ) – термин, обозначающийпознавательную позицию личности, характеризующуюся фиксацией на собственныхцелях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности на внешниевоздействия и переживания других людей.
Речь эгоцентрическая – одно из внешнихпроявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе,регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается ввозрасте трех – пяти лет, к концу дошкольного возраста практически исчезает.Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, вчастности, задает вопросы, не получая на них ответа и нисколько этим небеспокоясь.
Мышление – одно из высшихпроявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, анализ,синтез, обобщение условий, требований решаемой задачи и способов ее решения.
Внутренняя речь -это внутреннийбеззвучный речевой про­цесс. Она недоступна восприятию других людей и,следователь­но, не может быть средством общения. Внутренняя речь — сло­веснаяоболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута,почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Частоцелые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого).Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен ипоэтому не требует от него развернутых словес­ных формулировок. К помощиразвернутой  внутренней речи прибегают,как правило, в тех случаях, когда испытывают за­труднения в процессе мышления.Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятнуюему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращеннойвнутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней ре­чи, понятной длядругих.
Главнаязадача этой работы заключается в изложении основных положений теории Ж. Пиаже иЛ.С. Выготского, сопоставлении их и возможности сделать некоторые выводы,уточняющие что общего и противоречивого есть в утверждениях этих двух ученых.
                2.Жан Пиаже. Теория детского эгоцентризма.
а) Основные этапынаучной деятельности.
Жан Пиаже (1896-1980) известный швейцарскийпсихолог, один из наиболее известных ученных XX века, чьи работы составиливажный этап в развитии генетической психологии. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка,которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.
Свою теорию детского мышления Пиажестроил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основойпсихического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов ондоказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияютна речь детей, на их восприятие и память. Также он развивал идею о том, что мышлениеребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторови из влияний физической среды,  но должно быть понято также ипреимущественно из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком иокружающей его социальной средой.
Исследование этапов развития мышленияу самого Пиаже происходило постепенно. В 1919 году он был приглашен в Париж дляработы над шкалами измерения интеллекта, работал в доме малютки; материалы,полученные им в этот период, легли в основу его первых книг “Суждение ирассуждение ребенка”, “Мышление и речь ребенка”, где он излагает основы своейконцепции когнитивного развития ребенка. Пиаже говорил, что в процессе развитияпроисходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и являетсястержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемыокружающего, обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптацияявляется не пассивным процессом, а активным взаимодействием человека со средой.Эта активность — необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, недаётся в готовом виде при рождении, нет её и в окружающем мире. Схемавырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой, онаявляется результатом активного взаимодействия с объектом .
Таким образом, Пиаже приходит квыводу, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, черезкоторые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемыситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.
  В период 20г.г. Пиаже были сделаны открытия,имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей. Этопрежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм,синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному,минуя общее), артифициализм (искусственность), анимизм, нечувствительность кпротиворечиям.
Следующий этап исследований Пиаже,начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием операциональной сторонымышления. Он приходит к выводу, что психическое развитие связано синтериоризацией, так как первые мыслительные операции — внешние, сенсомоторные,впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственномыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – ихобратимость.
Исследования привели Пиаже к выводу,что до семи лет дети находятся на предоперациональной стадии, т.е. у нихначинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они ещё несовершенны, необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решатьпредложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретнымипроблемами, формальная логика у них только начинает развиваться. Лишь кподростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактное логическоемышление.
Исследование этапов развития уПиаже происходило постепенно, приобретя законченную и широко известную внастоящее время форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операцийи стадия формальных операций. В каждой стадии Пиаже выделяет два этапа:появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие её обратимости.Сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватностиинтеллекта, что заключается в переходе операций во внутренний план иприобретений ими обратимого характера.
б) Эгоцентрическаяречь.
Таковы основные исследования этогоученого, я попытаюсь более подробно осветить теорию детского эгоцентризмаПиаже.Итак,концепция детского эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, вкотором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всехпунктов. С помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразиеотдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного,неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный структурныйкомплекс явлений, обусловленных единой причиной. Теперь попытаемся выяснитьмысль самогоПиаже,  определить в чем автор видит фактическое основаниесвоей концепции.   В своей книге «Речь имышление ребенка» автор пытается разрешить вопрос: «какие потребности стремитсяудовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людейсуществует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований,проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» Института Ж.-Ж. Руссо, Ж. Пиажеудалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течениимесяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тотили иной ребенок. После обработки полученного материала Пиаже делит разговорыдетей на две большие группы: эгоцентрическуюи социализированную. Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типуречи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиажепишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь осебе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника.Собеседник для него – первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес,хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что еге слышат и понимают. Он неиспытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить емучто-нибудь6 это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, гдекаждый говорит о себе и никто никого не слушает»[1].Далее Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: повторение, монологи «монолог вдвоем».
1) Повторение(эхолалия).Речь и идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их радиудовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, нидаже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатковмладенческого лепета, не содержащий в себе, видимо, никакой общественнойнаправленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова,которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеютсмысла. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в однойформуле, т.к. это психическое состояние составляет « полосу деятельностиребенка – полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным толькосодержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Пиаже находит в этомявлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия,развлечения. Т.е. ребенок повторяет слова не для того, чтобы приобщиться кразговору, а просто, чтобы поиграть с ними.
2) Монолог.  Ребенок говорит сам с собой, как если бы онгромко думал. Он ни к кому не обращается. « Слово для ребенка ближе к действию,чем для нас». Пиаже выделяет два важных следствия из этого утверждения, важныхдля понимания монологов ребенка: 1) ребенок, действуя, должен говорить, дажекогда он один, и должен сопровождать свои движения и игры криками и словами; 2)если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он можетвидоизменить это отношение и воспользоваться словами, чтобы произнести то, безчео действие не могло бы само осущствиться.
Как правило, цель монолога – сопровождение какого – либо действияили замена желаемого действия его проговариванием. В своей книге Пиаже приводиттакой пример детского монолога: (Ребенок, глядя в аквариум) «ах, как она(саламандра) удивляется этому великану (рыбе) и восклицает: « Саламандра, надоесть рыб!».
3) Монолог вдвоем иликоллективный монолог.Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречиеэтого названия хорошо парадоксальность детских разговоров (о чем мы только неговорили!), во время которых каждый приобщает другого к своей мысли илидействию в данный момент, но не заботиться о том, чтобы и в самом деле быть услышаннымили понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседниктолько возбудитель». Автор считает коллективный монолог наиболее социальнойформой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. Прииспользовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но идля окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективныймонолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе нежелает ничего никому сообщать».
Пиаже выделяет отношение эгоцентрическойречи к общей сумме свободных высказываний ребенка[2]по итогам многочисленных исследований ученый приходит к выводу, чтоэгоцентрическая речь достигает 50 ‰  всейих спонтанной речи. Позже, многие исследователи проводили подобные подсчеты иопровергали это утверждение Пиаже.
Как мы видим, выделенные Ж. Пиажетипы эгоцентрической речи ребенка, используются детьми в зависимости отситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка 2-6,7 лет являетсяне столько средством общения, как для взрослых людей, сколько вспомогательным,подражательным действием.  Впредставлении психолога, ребенок дошкольного возраста представляет собой нечтозамкнутое и обращенное на себя. Подобный тип поведения обусловлен особенностямимышления маленького ребенка. О детском мышлении в представлении ученого речьпойдет в следующем пункте этой главы.
в) Эгоцентрическоемышление.
Как и большинство исследователейпроблемы детского мышления, Пиаже отмечает безусловные различия между мышлениемвзрослого и ребенка. У взрослого человека социализированная, способная кинтимности мысль. Он даже во время своей личной, интимной работы думаетсоциально, испытывает потребность в контроле и доказательстве, котораяпорождает внутреннюю речь, непрерывно обращенную к противоречащим лицам.Ребенок мыслит эгоцентрически, мысли его не склонны к интимности. Говоритребенок бесконечно больше, чем взрослый, так как не знает интимности своего«я». Его мысли высказываются открыто, но не потому, что он хочет бытьуслышанным, а лишь оттого, что он не осознает себя в обществе. Пиаже пишет, что«… взрослый думает социально, даже когда он один, а ребенок младше семи летмыслит и говорит эгоцентрически, даже когда он в обществе» (С.40).
Обращаясь к материалам предыдущихисследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает, что психоаналитикиразличают два основных типа мысли: разумное и аутистическое мышление.
1) Разумное мышление(направленное), тоесть такое, которое преследует цели, которые ясно представляются умутого, кто думает, стремится воздействовать на действительность. Такие мысличеловек способен выразить речью.
2) Аутистическоемышление – подсознательно,цели такого мышления не представляются осознанно, не может быть выраженанепосредственной речью, не приспособлена к внешней действительности.
Этиформы мышления имеют разное происхождение, разумное м. социально и выполняетфункцию обработки и передачи получаемой информации; аутистическое м.индивидуально и несообщаема. По мысли Ж. Пиаже помимо этих двух форм должнабыть и третья, являющаяся промежуточным звеном. Автор выделяет типэгоцентрического мышления, т.е. такого, которое старается приспособиться кдействительности, не будучи сообщаемым и находится в промежутке между разумными аутистическим этапами.
Эгоцентрическаямысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированныймыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже ненаправлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры,как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как увзрослого. Характерно, что в своих рассуждениях Пиаже опирается на теориюФрейда: «И психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожемурезультату. Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил различиемежду двумя родами мышления: один — социальный, способный быть высказанным,направляемый необходимостью приноровиться к другим (логическая мысль), другой — интимный и потому не поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)».Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно  социализируется.  Активное начало этого процесса можно отнестик 7-8 годам («первый критический период»),  результатом же является переход к формемышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнутьзавершенность процесса.  
 Эгоцентрическое мышление и понимание какследствие общения содержат в себе два различных способа рассуждения и дверазличные логики[3]. Авторвыделяет логику эгоцентрическую и коммуникативную, отмечая, что эти два типабудут менее различаться в своих выводах, чем в функционировании. Пиаже приводитряд отличий между двумя типами логики.
Эгоцентрическая логика:
1)Интуитивна,более синкретична, чем дедуктивна, ее рассуждения явно не выражены. Суждениеперескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы.
2)Малоостанавливается на доказательствах, не контролирует предложения.
3)Имеетличные схемы аналогии на основе воспоминаний о предшествующих рассуждениях.
4)Большуюроль играют зрительные схемы.
5)Личныесуждения и оценки имеют большее влияние, нежели коллективные.
Коллективная логика:
1)Пытаетсяуяснить связь между предложениями, дедуктивна.
2)Болеенастаивает на доказательстве. Четко организует изложение мысли для большейубедительности.
3)Схемыпо аналогии устраняет, заменяя их дедукцией.
4)Устраняетзрительные схемы.
5)Стремитсяк суждениям, выражающим коллективную оценку.
Дляребенка наиболее характерен эгоцентрический тип логики. Эта особенностьсказывается, например, тогда, когда ребенок пытается объяснить что-либо своемусверстнику. Пиаже отмечает эгоцентрический характер детского стиля, ребенокговорит сам для себя, думая, что объясняет хорошо, тогда как дети редкоправильно понимают друг друга.
Таковы основные тезисы, высказанные Пиаже относительноособенностей детской речи и мышления. Трудно переоценить значение работ этогоученого, его исследования это целая эпоха в развитии учения о речи и мышленииребенка. Значение работы Пиаже замечательно выразил Э. Клеопард во вступительнойстатье к французскому изданию книги психолога: «В то время как из проблемыдетского мышления сделали проблему количественного порядка, Пиаже поставил еекак проблему качественную. В то время как в прогрессе детского ума раньшевидели результат известного числа сложений и вычитаний (обогащение новымиданными опыта и исключение некоторых ошибок, объяснение чего наука считаласвоей задачей), нам теперь показывают, что этот прогресс зависит прежде всегоот того, что ум ребенка понемногу меняет самый свой характер».
Можносказать, что именно это исследование Ж.Пиаже при всей своей спорности проложилодорогу для дальнейшего изучения детской психологии. Более того, все дальнейшиетеории в большей или меньшей степени отталкивались от исследований Пиаже.
          
             3.Критическое исследование Л.С. Выготского.
а) Жизнь и научнаядеятельность Л.С. Выготского.
Лев Семенович Выготский (1896-1934г.г.) вырос в Гомеле, награнице Белоруссии, России и Украины. Его образ жизни и образование былиобычными для зажиточной еврейской семьи того времени, и лишь в силу везения(еврейская квота стала отбираться путем лотереи) и собственных способностей емуудалось поступить в Московский университет. С увлечением изучая то медицину, тоюриспруденцию, Выготский читал Джеймса и Фрейда, русскую и европейскуюлитературу. По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал внескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизнипровинциального города. Он организовал психологическую лабораторию в Педагогическомучилище и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителейсредних школ (первая изданная им книга – «Педагогическая психология»). На Второйконгресс психоневрологов в Ленинграде в 1924 он представил три доклада иприехал очень хорошо подготовленным. Выготский не считал, что рефлексологияПавлова может объяснить психологию сознания, и поддерживал менее механистичную«реактологию», предложенную Корниловым, который был только чтоназначен директором Института экспериментальной психологии в Москве.Поэтомупоследовавшее предложение Корнилова поступить на работу к нему в институт небыло для Выготского неожиданностью.
Несмотря на то, что ему с женой и дочерью какое-то времяпришлось жить в институтской библиотеке, переезд в Москву дал Выготскомувозможность сотрудничать с Лурией, который занимался тогда психоанализом, идругими известными учеными. Выготский включился в целый ряд исследований, в томчисле увлекся «дефектологией», благодаря этому интересу ему удалосьединственный раз съездить за границу в 1925 (Берлин, Амстердам, Париж иЛондон). В том же году к защите была принята его докторская диссертация«Психология искусства».
Выготский в широком объеме занимался педагогикой,консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многихредколлегий, и сам много писал. В это время (вплоть до 1928) психологияВыготского представляла собой гуманистическую реактологию: разновидность теориинаучения, в которой делается попытка признать социальную природу человеческогомышления и деятельности. В концептуальных вопросах Выготский подчеркивалфундаментальную роль единой методологии, например, в своем «Историческомзначении кризиса психологии» (1926). Здесь он попытался дать схему истинномарксистской психологии — материалистической науки о социальном поведениилюдей. С точки зрения Выготского, ни сами основоположники марксизма (Маркс иЭнгельс), ни советские психологи — его современники — недалеко продвинулись вэтой области. Несмотря на широкое распространение цитат и лозунгов из работМаркса и Энгельса, этот противоестественный фрагментарный подход не могохватить методологию Маркса в целом. Выготский пытался придать психологиичеловека статус науки, основанной на законах причинно-следственных связей (ноне механистических), и определить критерии, в соответствии с которыми можно былобы описывать человеческую деятельность. Несмотря на материалистическую формусвоей теории, Выготский придерживался эмпирического эволюционистскогонаправления в изучении культурных различий мышления, создав«культурно-исторический» подход к психологии. На эту работу сильноповлияло его сотрудничество с Лурией.
В 1928-32 Выготский вместе с коллегами Лурией и Леонтьевымучаствовал в экспериментальных исследованиях в Академии коммунистическогообразования. Выготский возглавлял психологическую лабораторию, а Лурия — весьфакультет. В 1930 в Харькове была основана Украинская психоневрологическаяакадемия, куда были приглашены Леонтьев и Лурия. Выготский часто навещал их, ноМосквы не покинул, так как в это время начали налаживаться его отношения сЛенинградским университетом. Однако, в 1931г. у Выготского были очень близкиеотношения с Лурией, и он всячески его поддерживал в осуществлении его самогоамбициозного проекта — проверке их совместной гипотезы относительно крестьянУзбекистана и Центральной Азии, недавно подвергшихся коллективизации (1931-2).Выготский энергично поддерживал Лурию, который рассматривал узбеков какидеальный пример для доказательства того, что люди разных культур обладаютразличными формами высших мыслительных процессов.
Однако политическое давление на советскую психологию всевозрастало. В начале 1930-х идеологические взгляды сконцентрировались на«педологии». Выготский в это время пытался придать педологии статусотдельной дисциплины, которая должна была служить образовательным ипедагогическим целям. На конференциях начала 1930-х междисциплинарные дискуссиивокруг психологии и образования все больше определялись требованиямисоциалистической направленности. Выготского и Лурию критиковали в печати сидеологических позиций, хотя пока не столько с оттенком осуждения, сколькопоощряя к переориентации.
В последние 2-3 года жизни Выготский занялся формулировкойтеории детского развития. Он намеревался соединить культурно-историческийподход (желанные остатки реактологии его ранних исследований) с требованиямисоциализма. Нельзя сказать, что он достиг своей цели, однако результаты егопоследних трудов оказались продуктивными в нескольких отношениях. Он создалтеорию о «зоне ближайшего развития». Сам Выготский использовал ее всамых разных направлениях, то применяя ее как квазипсихометрическоеизмерительное устройство, то видя в ней квазимистическое подтверждениеиндивидуального потенциала в социальном мире. Как и многие другие идеиВыготского, теория зоны ближайшего развития может быть истолкована тысячамиспособами. В 1934 у Выготского случился приступ хронического туберкулеза, онбыл госпитализирован и вскоре умер. При жизни Выготского советская психологиярассматривала его не более как молодого способного ученого. Более того, егосвязь с педологией, считавшейся буржуазным направлением в тестированиимыслительных способностей, повлекла за собой забвение его трудов после егосмерти. Вместо этого начали преобладать теоретические взгляды Леонтьева с егополитически правильным акцентом на физической деятельности, вместо«идеалистического» комплекса культура—смысл—мышление, присущегоВыготскому. Поэтому возникла необходимость вновь открыть Выготского как наВостоке, так и на Западе. В англоязычном мире роль Выготского, начиная с 1960-хгодов, превозносилась Майклом Коулом и его коллегами. Джером Брунер включилидеи Выготского в свою культурную версию натуралистической теории развития. РомХарре и Джон Шоттер читали Выготского как основоположника социальных моделей впсихологии. Некоторые молодые ученые, такие как Джеймс Вертш и Ян Валсинер,знакомые с открытиями и идеями Выготского, подчеркивают как недостатки, так исильные стороны его работы. Психология развития конца 1990-х, которую,вероятно, ярче всего представляют работы Валсинера и Барбары Рогоффосновывается на идеях Выготского. Без тщательной, глубокой и гуманистическинаправленной работы скромного адвоката из Гомеля, ставшего психологом, она необрела бы своего сегодняшнего вида.
б) Критика теориидетского эгоцентризма Ж. Пиаже.    
  Результатыисследовательской деятельности Выготского и его сотрудников нашли отражение вомножестве его публикаций 1928-1931 годах. Наиболее значимое из достигнутогобыло сведено в книги «История развития высших психических функций»(1931) и «Мышление и речь» (1934). Одной из центральных тем этихисследования была проблема развития детской психики. Он вместе со своими ученикамии последователями критически переосмыслил теорию Пиаже. В своей работе Пиажепытался не попадать под влияние существующих теории и сосредоточитьсянепосредственно на сборе фактов и их обработке. Также нельзя не заметить«биологического прошлого» автора, проявляющегося в необыкновеннойтщательности расположения и классификации фактов. Именно последнему Пиажеуделяет особое внимание, намеренно устранясь от попыток преждевременнопроанализировать и систематизировать многообразие полученных фактов. «Мыпостарались, — рассказывает Пиаже, — следить шаг за шагом за фактами в том ихвиде, в каком их нам преподнес эксперимент. Мы, конечно, знаем, что экспериментвсегда определяется породившими его гипотезами, но пока мы ограничили себятолько лишь рассмотрением фактов»(С. 5-6).   
Именно такой нетрадиционный подход Пиаже с одной стороныпозволил его работам сказать новое слово в области мышления и речи ребенка, а сдругой стороны обеспечил им небывалое количество критики. Справедливости ради,стоит отметить, что эти исследования, опубликованные  в книгах «Речь и мышление ребенка»(1923) и «Суждение и рассуждение ребенка» (1924), не претендовали нароль, которую им отвела критика. Приведем высказывание самого Пиаже:«Прежде чем публиковать исследование в систематической форме, надообязательно дать возможно более тщательный и полный каталог фактов, на которыеоно опирается. Именно это мы попытались сделать выпустив эти две книги. Обе онии составят первый труд под названием „Этюды о логике ребенка“. Вовтором труде мы попытаемся дать анализ функций реального и причинности уребенка (представления и типы объяснений их у ребенка). Лишь после этого мыпопробуем дать синтез, который без этого был бы постоянно стесняем изложениемфактов и все время стремился бы, в свою очередь, к искажению этихпоследних»(1, с.6-7).
По мысли Выготского, Пиаже стремился избежать двойственности,характерной для современной психологической мысли, изучающей детскую логику;хотел замкнуться в узком кругу фактов, избегая обобщений. Пиаже действительноввел новый клинический метод, позволивший ему собрать огромное количествофактов. Но факты привели к проблемам, проблемы к теории и двойственность дляработ Пиаже все равно стала неизбежной. Основное направление критики Выготскогозаключается в переработке и обосновании «теорий и методологической системы,лежащих в основе тех исследований, ключ к пониманию и оценке которых мы ищем»[4].
Пиаже избегает системы в своем изложении, Выготский пытаетсянайти «центральное звено во всей этой цепи фактов, от которого протягиваютсясоединительные связи по всем остальным звеньям, и которое поддерживает все этопостроение, взятое в целом» (С. 25.). По мысли Выготского для Пиаже этоцентральное звено заключается в идее эгоцентризма детского мышления: «это – основнойнерв всей его системы, это – краеугольный камень его построения». Выготскийутверждает, что для того чтобы быть уверенным в точности утверждений Пиаже,нужно узнать на каком фактическом материале они покоятся. Так, советскийпсихолог подвергает утверждение Пиаже о функциональной бесполезностиэгоцентрической речи ребенка сомнению. Выготский проводит ряд собственныхклинических исследований, он пишет, что они: «привели нас к иному пониманиюпсихологической природы эгоцентрической речи ребенка, нежели то, котороеразвивает Пиаже», (С.43). Выготский и его помощники изучали речь детей вусловиях схожих с теми, в которых производил свои эксперименты Пиаже.  Но был введен целый ряд затрудняющихдеятельность ребенка моментов. Так, например, у ребенка забирали необходимыедля рисунка цвета карандашей и смотрели на то, как ребенок использует речь,пытаясь выйти из затруднительной ситуации. Благодаря ряду подобныхэкспериментов Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речии мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Пиаже.
1) Коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почтидвое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка: «Затруднение илинарушении гладко текущей деятельности является одним из главных факторов, вызывающихк жизни эгоцентрическую речь», (С.44).
2) «Эгоцентрическая речь помимо чисто экспрессивной функции ифункции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность,очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинаетвыполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей вповедении», (С.44-45).
3) Основная функция эгоцентрической речи — переход в процессеразвития речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа навнутреннюю речь взрослого. Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли,образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительногоконтекста, и.т.д.
4) В школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, какэто утверждает Пиаже, а переходит во внутреннюю.
5) Интеллектуальная функция эгоцентрической речи не являетсяпрямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, чтоэгоцентрическая речь очень рано при соответствующих условиях становитсясредством реалистического мышления ребенка. Поэтому между эгоцентрической речьюи эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи.
Таковы результаты критики Выготским практического аспектаисследований Пиаже. Второй аспект критики – теоретический, Выготскийрассматривает теорию эгоцентрического мышлени


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Новые люди" в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (2)
Реферат Автомобільна промисловість країн СНД
Реферат Экологическое воспитание дошкольников
Реферат Структура, семантика та словотворчі функції дієслів з германськими дієслівними префіксами
Реферат Создание информационной базы предприятия
Реферат Современные корпоративные информационные системы в управлении организацией
Реферат Ценовая политика организации
Реферат Экзаменационные билеты по обществознанию 2007 года
Реферат Початки барокової асиміляції української публіцистики
Реферат "Негативні впливи шкідливих звичок (куріння, вживання алкоголю І наркотиків) на організм людини І боротьба з ними"
Реферат Ben And Jerrys Ice Cream Essay Research
Реферат Учет финансово-хозяйственных операций при применении общей системы налогообложения в ООО "Стайер" г. Тольятти
Реферат XXIV века до Р.Х. энси Лагаша был Энметена
Реферат Решение уравнений неравенств систем с параметром
Реферат Ценовая стратегия 2