Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Шпаргалки по БЖД к экзамену

Цели и задачи БЖД, ее место среди других дисциплин.
БЖД – область научн. знаний, изучающая опасности и способы защиты от них чел-ка в любых условиях его обитания.
БЖД — раздел науки о безопасности жизнедеятельности, изучающий опасные и вредные производственные факторы, уровни техногенного воздействия на человека в процессе труда и разрабатывающий методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов, основные направления снижения риска и последствий проявления опасных и вредных производственных факторов.
Задачи БЖД:
идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
защита от опасности;
ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Цель учебной дисциплины:
1.Вооружить обучающихся знаниями, умениями, навыками, позволяющими проводить идентификацию, прогнозирование и оценку необходимых факторов и их воздействий на чел-ка.
2.Использовать современные методы и средства для создания комфортного или нормального состояния среды обитания.
3.Прогнозировать и предвидеть возможности возникновения ЧС и принимать грамотные решения по защите населения, персонала и объектов в ЧС.
4.Разработать средства защиты человека и среды обитания, проводить расчеты при проектировании систем.


2. Содержание дисциплины БЖД.
Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, охватывающих те¬орию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой де¬ятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
— идентификация (распознавание и количествен¬ная оценка) негативных воздействий среды обитания;
— защита от опасностей или предупреждение воз¬действия тех или иных негативных факторов на че-ловека;
— ликвидация отрицательных последствий воз¬действия опасных и вредных факторов;
-  создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Интегральным показателем безопасности жиз¬недеятельности является продолжительность жизни. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельно¬сти человека становится защита от негативно воздействующих на человека факторов.
На протяжении всего существования человечес¬кая популяция, создавала систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количе¬ства вредных воздействий, уровень безопасности че-ловека возрастал. В настоящее время средняя про¬должительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.
Курс «Безопасность жизнедеятельности» предус¬матривает процесс познания сложных связей чело-веческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонен¬тов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не пре¬вышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:
— безопасность в бытовой среде;
— безопасность в производственной сфере;
— безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);
— безопасность в окружающей природной среде;
— чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
Бытовая среда -  это вся сумма факто¬ров, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие раз¬делы науки, как коммунальная гигиена, гигиена пи¬тания, гигиена детей и подростов.
Производственная среда — это совокупность фак¬торов, воздействующих на человека в процессе тру-довой деятельности.
Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерно-сти взаимодействия организмов с окружающей сре¬дой.
3. Социал. безопасн. как комплекс. дисциплина, использ. данные смежных наук.
В связи с тем, что проблемы безопасной жизнедеятельности особенно остро встают по отношению к человеку, обществу, государству нельзя не видеть, что наиболее глубокие и тесные отношения у предмета безопасной жизнедеятельности как отрасли научного знания складываются с соцнокультурными науками.
Философия выявляет общемировоззренческое значение предмета безопасной жизнедеятельности, ее соотношение с базисными категориями общественной жизни, включенность в исторический процесс развития общества.
Политология исследует роль предмета безопасной жизнедеятельности в функционировании политической системы и ее основных институтов, влияние на формы и методы осуществления власти, политическое участие и взаимоотношения, пределы политической коммуникации и воспитания.
Социология находит свои аспекты, связанные с установлением взаимозависимости предмета безопасной жизнедеятельности и социальной структуры, отражением различных социальных интересов, с жизнедеятельностью гражданского общества и его влияние на политические отношения.
По своему теоретическому статусу предмет обеспечение безопасности жизнедеятельности выступает как особое направление исследований, нацеленное на решение комплексной проблемы и в этом плане она близка к другим аналогичным теоретическим направлениям.
По типу предмет обеспечение безопасности жизнедеятельности имеет сходство с
системологией –общей теорией систем;
конфликтологией –с теорией конфликтов;
кибернетикой – общей теорией управления;
синергетикой – теорией самоорганизации;
общей теорией катастроф и т.п.
4. Физические характеристики окружающей среды.
К физическим характеристикам окружающей среды относятя:
Температура воздуха
Влажность воздуха (Абсолютная/относительная влажность воздуха)
Атмосферное давление.
Инфразвук
Ветер
Атмосферные осадки
Температура воздуха — один из самых мощных биологически важных параметров погоды и климата. Это показатель степени нагретости воздуха, определяемый при помощи термометров и термографов.
Атмосферное давление — это гидростатическое давление толщи атмосферного воздуха на все находящиеся в ней предметы и земную поверхность. Такое давление создаётся гравитационным притяжением массы воздуха к Земле. В каждой точке атмосферное давление равно весу вышележащего столба воздуха с основанием, равным единице площади.
Нормальным атмосферным давлением принято считать давление в 760 мм рт.ст. Колебания атмосферного давления на уровне моря происходят в пределах 680 — 810 мм рт. ст. Атмосферное давление уменьшается по мере увеличения высоты
Влажность воздуха — это показатель содержания воды в атмосферном воздухе. Различают абсолютную и относительную влажность. Абсолютная влажность — это количество воды, содержащейся в единице массы воздуха. В метеорологии используют относительную влажность, которая является отношением парциального давления паров воды в воздухе к равновесному давлению паров воды при полном насыщении воздуха при заданной температуре.
Показателем давления служит высота ртутного столба в мм, уравновешиваемого давлением воздуха. В системе СГС атмосферное давление измеряется в миллибарах (мбар), в системе СИ — в гектопаскалях (гПа).
ИНФРАЗВУК — не слышимые человеческим ухом акустические волны крайне низкой частоты (менее 16 Гц). При больших амплитудах инфразвук ощущается как боль в ухе. Инфразвук генерируется в различных геофизических процессах. Естественно, одним из основных генераторов природного инфразвука являются атмосферные процессы, связанные в основном с турбулентным движением воздушных масс и слоев.
ВЕТЕР — это поток воздуха со скоростью выше 0,6 м/с. Причиной воздушных потоков является неравномерное распределение атмосферного давления. Потоки направлены от областей с высоким давлением к областям низкого давления. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и пространстве скорость и направление ветра постоянно меняются.
АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ — это вода в жидком или твердом состоянии (т.е. дождь, морось, снег, крупа, град), выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха на земную поверхность и различные предметы (роса, иней, изморозь, гололед).


5. Комфортные и допустимые условия жизнедеятельности.
Условия, в которых трудится человек, влияют на результаты производства — производительность труда, качество и себестоимость выпускаемой продукции. Производительность труда повышается за счет сохранения здоровья человека, повышения уровня использования рабочего времени, продления периода активной трудовой деятельности человека.
Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, на оплату последствий такой работы (временной и постоянной нетрудоспособности), на лечение, переподготовку работников производства в связи с текучестью кодров по причинам, связанным с условиями труда.
Одним из необходимых условий здорового и высокопроизводительного труда является обеспечение чистоты воздуха и нормальных метеорологических условий в рабочей зоне помещений, т. е. пространстве высотой до 2 метров над уровнем пола или площадки, где находятся рабочие места.
Комфортными условиями считаются:
1) Температура воздуха на рабочем месте, С :
— В помещении в теплый период 18-22
— В помещении в холодный период 20-22
— На открытом воздухе в теплый период 18-22
— На открытом воздухе в холодный период 7-10
2) Относительная влажность воздуха, % 40-54
3) Скорость движения воздуха, м/с: менее 0,2
4) Токсичные вещества (кратность превышения ПДК) менее 0,8
5) Промышленная пыль (кратность превышения ПДК) менее 0,8
Требуемое состояние воздуха рабочей зоны может быть обеспечено выполнением определенных мероприятий, к основным из которых относятся:
— Механизация и автоматизация производственных процессов, дистанционное управление ими.
— Применение технологических процессов и оборудования, исключающих образование вредных веществ или попадания их в рабочую зону.
— Защита от источников тепловых излучений.
— Устройство вентиляции, кондиционирования, отопления.
— Очистка воздуха от вредных веществ и промышленной пыли.
6) Освещенность, кратность превышения или уменьшения 1,3-1,5
нормы по СниП
7) Вибрация, уровень колебательной скорости (кратность ниже ПДУ
превышения ПДУ)
Основными методами борьбы с вибрациями машин и оборудования являются:
— Снижение вибраций воздействием на источник возбуждения (посредством снижения или ликвидации вынуждающих сил).
— Отстройка от режима резонанса путем рационального выбора массы или жесткости колеблющейся системы.
— Вибродемпфирование -увеличение механического импеданса колеблющихся конструктивных элементов путем увеличения диссипативных сил при колебании с частотами, близкими к резонансным.
— Динамическое гашение колебаний — присоединение к защищаемому объекту системы, реакции которой уменьшают размах вибраций объекта в точках присоединения системы.
— Изменение конструктивных элементов машин и строительных конструкций.
8) Шум, уровень звука дБ менее 68
Основными методами борьбы с шумом являются:
— Уменьшение шума в источнике.
— Изменение направленности излучения шума.
— Акустичесткая обработка помещений.
— Уменьшение шума на пути его следования.
9) Величина физической нагрузки:
— Общая, выполняемая мышцами корпуса и ног до 42000
за смену, кгс/м
— Региональная, выполняемая мышцами до 21000
плечевого пояса за смену, кгс/м
— Рабочая поза свободная (смена позы «Сидя — стоя» по усмотрению работника), корпус и конечности в удобном положении при перемещении груза массой до 5 кг.
10) Величина нервно-психической нагрузки:
— Длительность сосредоточенного наблюдения в % до 25
от рабочего времени за смену
— Число важных объектов наблюдения до 5
— Число движений в час до 250
11) Напряженность зрения:
— Размер объекта различения, мм. более 0,5
— Точность зрительных работ грубая
— Разряд зрительных работ по Сни П VI-IX
12) Монотонность:
— Число приемов (элементов в операции) более 10
— Длительность повторяющихся операций более 100
6. Основные формы деятельности человека.
Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе трудовой деятельности осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.
Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.
Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000–6 000 ккал) и выше в сутки.
Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10–11,7 мДж (2 000–2 400 ккал).

7. Классификация угрожающих факторов.
Ионизирующее излучение. Возникновение этого поражающего фактора возможно при авариях на АЭС, взрывах ядерных боеприпасов, при нарушении технологических процессов на производстве и техники безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения. При этом возможно облучение людей в момент возникновения ЧС и при заражении радиоактивными веществами (РВ) окружающей среды, при выбросе их в атмосферу.
Так, при аварии на Чернобыльской АЭС имело место непосредственное облучение от источников излучения персонала и спасательных формирований в момент аварии и ее ликвидации. Кроме того, значительная часть Беларуси, Украины, часть Российской Федерации подверглись заражению РВ. И сегодня продолжается их вредное воздействие на человека, животных и растительный мир.
Заражение окружающей среды сильнодействующими ядовитыми и бое­выми отравляющими веществами (СДЯВ).Это может иметь место при авариях на производстве, железнодорожном транспорте, при ведении боевых действий, а также в быту.
Аэрогидродинамический фактор. Как правило, этот поражающий фактор возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнения, тайфуны и ураганы, смерчи, обвалы, оползни, снежные лавины, ливни и т. п. В отдельных случаях (разрушение плотин, аварии на гидроэлектростанциях) этот фактор может иметь техногенное происхождение.
Температурный фактор — воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях (пожары на производстве, воздействие светового излучения, снежные завалы, катастрофы на море и ряд других критических ситуаций).
Заражение окружающей среды бактериальными средствами. Возникновение этого фактора возможно при грубых нарушениях санитарно-гигиенических правил эксплуатации объектов водоснабжения и канализации, режима работы отдельных учреждений, нарушении технологии в работе предприятий пищевой промышленности и в ряде других случаев.
Психоэмоциональное воздействие. На людей, находящихся в экстремальных условиях, наряду с другими поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства, что может привести к нарушению психической деятельности, снижению работоспособности. Необходимо подчеркнуть, что психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой угрозы жизни человека, но и опосредованной, т.е. связанной с ожиданием ее реализации.
Ударная волна — возникает, например, при взрывах (взрывы котлов, газопродуктопроводов, опасных грузов), а также при воздействии сейсмических волн при землетрясении.
Ударная волна является одним из основных поражающих факторов ЧС. Это — область резкого сжатия среды, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. В удар­ной волне возникает избыточное давление — разность между нормальным атмосферным давлением и максимальным давлением во фронте ударной волны. Избыточное давление измеряется в Паскалях (Па) или кГс/см (1 кГс/см =100 кПа). Ударная волна имеет две фазы — фазу сжатия и фазу разрежения.
В зависимости от того, в какой среде она возникает и распространяется — в воздухе, воде или грунте,- ее называют воздушной, гидродинамической или сейсмовзрывной волной.
Поражающее действие ударной волны зависит от степени давления сжатой среды (избыточного давления), ее скорости, времени воздействия и положения человека или объекта по отношению к фронту ее распространения, его устойчивости и защищенности.
Неблагоприятное влияние поражающего фактора на человека и окружающую среду зависит не только от его интенсивности, но и от продолжительности воздействия.

8. Риск. Определение. Особенности.
Риск – степень вероятности реализации опасности в конкретных условиях.
Риск — это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности.
Риск — количественная оценка опасности.
Риск — это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.)
Опасность – деятельность, в результате которой здоровью человека наносится вред, создается угроза для жизни или затрудняется функционирование органов человека.
Риск  указывает на действие, кот. должно или может произойти с неуверенностью или неопределенностью. Специфика риска: ущерб, время, пространство или масштабность.
Риск конкретизирует опасность. Он может быть случайным событием и определён вероятностью.

R= n/N, где n — число случаев, N — общее количество людей
Виды рисков по роду опасности:
Техногенные риски — это риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды).
Природные риски — это риски, не зависящие от деятельности человека (например, землетрясение).
Смешанные риски — это риски, представляющие собой события природного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползень, связанный со строительными работами).
Виды рисков по возможности предвидения:
Прогнозируемые риски
Непрогнозируемые риски
Виды рисков по размеру возможного ущерба:
Допустимый риск (приемлемый) – риск не выходящий за допустимый уровень безопасности
Критический риск
Катастрофический риск
Виды рисков по частоте реализации:
Высокие риски — это риски, для которых характерна высокая частота наступления ущерба.
Средние риски — это риски, для которых характерна средняя частота нанесения ущерба.
Малые риски — это риски, для которых характерна малая вероятность наступления ущерба.
9. Цель управления в сфере национальной безопасности.
Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.
Национальная безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности и меры по обеспечению защиты отдельно взятой нации от внешних и внутренних угроз.
Национальная безопасность включает в себя:
государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;
экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;
экономическую безопасность
энергетическую безопасность
информационную безопасность
безопасность личности
Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

10. Соотношение категорий «риск», «вызов», «опасность», «угроза».
Риск – степень вероятности реализации опасности в конкретных условиях, риск — количественная оценка опасности.
Опасность – деятельность, в результате которой здоровью человека наносится вред, создается угроза для жизни или затрудняется функционирование органов человека.
Вызов –
Угроза — потенциальное действие или событие, которое может привести к нарушению безопасности системы.

Понятия «опасность», «вызов», «угроза», «риск» не обозначают никакие конкретные материальные явления. Все они предстают как геокультурный феномен, представляющий в превращенной форме правила запрета через объективно существующую и осознанную возможность причинить деятельностью какого-либо субъекта неприемлемый ущерб, деформацию, травму цели, идеала, ценностей, интересов человека, семьи, общества, государства, цивилизации. И все они привязаны к некоторому классу ситуаций (жизненных, промышленно-производственных, политических и пр.), в которых может произойти то или иное негативное явление. Как таковые они обозначают точки разной интенсивности на линии движения от нормы к конфликту, кризису, катастрофе.

Риск в отличие от опасности заключает возможность избежать или минимизировать ущерб.
Опасность обычно связывается с внешним воздействием, с возможностью потерь, исходящих от сторонних субъектов (объектов). В этом смысле опасная ситуация не обязательно является рискованной. Ситуация же риска характеризуется возможностью ущерба, возникающего в результате действий самого субъекта. При этом последний имеет возможность осуществлять внутреннею регуляцию своих действий и, соответственно, увеличивать или уменьшать степень ущерба. Другими словами, опасность в большей мере лежит в области внешних (реальных) событий, а риск – в области внутренней мотивации действующего субъекта.
Риск характеризует возможность негативных последствий, возникающих в результате собственных действий субъекта, тогда как вызов, опасность и угроза характеризуют способность (возможность) чего-либо или кого-либо причинить ущерб.

11. Определение «Безопасности»
Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общ-ва, гос-ва от внутр. И внешних угроз. Важнейшая потребность человека.
Безопасность — такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития.
Безопасность человека — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.
12. Конфликт как угроза безопасности личности.
Конфликт— наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.
Конфликт – ЧС социального характера
ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.

В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:
Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
Избегание — уход от конфликтной ситуации.
Компромисс — совместное решение, удовлетворяющие обе стороны.
Соперничество — активное противостояние другой стороне.
Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.

11. Приемлемый (допустимый)  риск. Понятие.
Риск – степень вероятности реализации опасности в конкретных условиях.
Риск — это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.).
Приемлемый (допустимый)  риск – риск, не выходящий за допустимый уровень безопасности.
Допустимый риск — это величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям; принято допустимым считать 10 −6, что означает гибель одного человека на 1000000 и соответствует риску гибели людей от природных опасностей
Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению к их возможному числу:
R= n/N, где n — число ЧС в год, N — общее количество людей
R


12. Неприемлемый риск. Понятие.
Риск – степень вероятности реализации опасности в конкретных условиях.
Риск — это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.).
Неприемлемый (недопустимый)  риск – риск, выходящий за допустимый уровень безопасности.

Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению к их возможному числу:
R= n/N, где n — число ЧС в год, N — общее количество людей
R>=10 -4 — неприемлемый риск
13. Переходный риск. Понятие.
Риск – степень вероятности реализации опасности в конкретных условиях.
Риск — это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.).
Переходный  риск – риск,.

R= n/N, где n — число ЧС в год, N — общее количество людей
10 -6

14. Основные направления управления рисками.

Управление риском  -  анализ рисковой ситуации, разработка и  обоснование управленческого решения, часто в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.
 Примерная последовательность оценки риска может быть следующей:
— первичная идентификация (распознавание) опасности;
— описание источника опасности и связанного с ним ущерба;
— оценка риска в условиях нормальной работы;
— оценка риска по возможности гипотетических аварий на производстве, при хране-нии
и транспортировке опасных веществ;
— исследование возможных сценариев развития аварии;
— статистические оценки и вероятностный анализ риска.

Основным вопросом теории и практики безопасности жизнедеятельности является вопрос повышения уровня безопасности. При разработке любого проекта необходимо уже на первых стадиях разработки продукта, насколько это возможно,  исключить опасность. К сожалению, это не всегда возможно. Если обнаруженную опасность нельзя исключить полностью, необходимо снизить вероятность риска до допустимого уровня путем выбора соответствующего решения. Достичь этой цели, как правило, в любой системе или ситуации можно несколькими путями. Такими путями (направлениями управления рисками) являются:
Полный или частичный отказ от работ, операций и систем, которые имеют высокую степень опасности;
Замена опасных операций другими, менее опасными;
Совершенствование технических систем и объектов;
Разработка и использование специальных средств защиты;
Мероприятия организационно-управленческого характера, в том числе контроль за уровнем безопасности, обучение людей по вопросам безопасности, стимулирование безопасной работы и поведения.

15. Принципы, методы безопасности.
Принципы безопасности жизнедеятельности – это основные направления деятельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.
Принципы БЖД позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек-среда обитания», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений. Принципы БЖД могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, организации труда и отдыха.
По сфере реализации, т.е. в зависимости от того где они применяются принципы БЖД могут быть подразделены на инженерно-технические, методические, медико-биологические.
По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы:
• ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.
• управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.
• организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защи-ту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается  воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.
• технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.
Методы обеспечения БЖД.
Метод обеспечения БЖД — это способ обеспечение безопасности.
Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой (будь то система «человек — производственная среда», «человек — бытовая среда» или «человек — природная среда»), т.е. достичь определенного уровня безопасности.
Принято выделить четыре метода  БЖД:
Пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное  управление, механизация, автоматизация)
 Нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека. Этот метод реализуется в создании безопасной техники.
 Используется тогда, когда 1-й и 2-й методы не дают желаемого резуль-тат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает  адаптацию человека к ноксо-сфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор).
4.  Сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.
16. Управление безопасностью деятельности.
Управление БЖД — организованное воздействие на систему «человек-среда» с целью достижения желаемых результатов. Управлять БЖД — это значит осознанно переводить объект из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное).
Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности – одна из основных функций руководителя любого уровня. В условиях возможной ЧС или непосредственно в случае возникновения ЧС от его решительных действий и правильно принятого решения без преувеличения зависит жизнь людей. В отличие от условий повседневной жизни решения принимаются в крайне жестких условиях и, как правило, при огромном лимите времени, сил и средств.
Социальному управлению в области ОБЖ населения присущ ряд закономерностей. Нередко их называют законами.
1. Закон целостности (иерархии) системы управления. Под ним понимается, что руководитель самостоятелен в принятии решения, однако эта самостоятельность относительна. Согласно этому закону строится жесткая вертикаль управления во всех органах, ответственных за предупреждение и ликвидацию ЧС, организацию гражданской обороны. При этом руководитель принимает решения в соответствии со своим уровнем управления.
2. Закон внешнего дополнения. Под ним понимается мобилизация внутренних резервов для решения задач управления, а при необходимости оказание помощи со стороны. Надо отметить, что МЧС ведет активную работу не только в России, но и международную деятельность в плане оказания помощи пострадавшим в авариях и катастрофах, в военных конфликтах. Наиболее крупными международными операциями гуманитарного характера были участие в поисково-спасательных работах после землетрясения в Индии, гуманитарное разминирование в Косово под эгидой ООН и оказание масштабной гуманитарной помощи населению Афганистана.
3. Закон необходимого разнообразия. Под ним понимается распределение  прав и обязанностей при выполнении функциональных обязанностей. Руководитель принимает решения по важнейшим вопросам обеспечения безопасных условий жизнедеятельности, специалисты выполняют функции подготовки и разработки решений, а технический (вспомогательный) персонал осуществляет информационное обслуживание аппарата управления.
4. Закон потребного и располагаемого времени. В решении задач предупреждения и ликвидации ЧС, как правило, всегда ощущается дефицит времени. В таких условиях рекомендуется расположить проблемы в порядке важности и наметить меры для их решения. В последующем составить план совершенствования использования своего времени.
17. Термин «Авария».
Авария — это выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.
Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ
18. Термин «Катастрофа».
Катастрофа — событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей; непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не может справиться самостоятельно.
Катастрофа — происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлёкшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта.
19. Термин «Стихийное бедствие».
Стихийное бедствие — опасное явление или процесс геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофическую ситуацию, характеризующуюся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.
Стихийное бедствие — природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.
Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и связа


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Паспорт на административный участок, его назначение и правила ведения. Иная документация участко
Реферат Наследственность, непрерывность жизни и среда
Реферат Чрезвычайные меры полиции безопасности
Реферат Административная жалоба как средство защиты прав граждн от незаконных действий (бездействия) должностных лиц и специфика ее правового регулирования в таможенных органах
Реферат Административная ответственность за налоговые нарушения.
Реферат Стратегический маркетинг
Реферат 1 Форма освоения профессиональной образовательной программы по специальности 060102 Акушерское дело: очная
Реферат Доклад о посещении музея искусств им А.С. Пушкина
Реферат Investing In The Future Essay Research Paper
Реферат Гилберта-Маршалловская операция
Реферат 1. Утвердить Программу развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым на 2008-2011 годы (прилагается)
Реферат Расизм та його прояви на сучасному етапі
Реферат Сущность и задачи закупочной логистики
Реферат Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского
Реферат М.В.Ломоносов и А.С.Пушкин – "русский ум" и "русская душа"