Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Что закрепляется в моей памяти и почему ?

УНИВЕРСИТЕТРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет: Бизнес,Маркетинг, Коммерция
Дисциплина: Общаяпсихология
Тема контрольнойработы: Что закрепляется в моей памяти ипочему?







Ф.И.О. студента: СпрыжковИгорь Максимович
Курс: 3.          Семестр: 6.






Дата сдачи: _____________________
Ф.И.О. преподавателя: Казаков В.А.
Оценка: _________________________                        Подпись:_________________________
Дата проверки: __________________
План
 TOC o «1-3»
2. Виды памятии их особенности
3. Особенностии взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти
4.Индивидуальные различия памяти у людей
5. Законыпамяти
5.1. Впечатление и эмоции
5.2. Повторение
5.3. Ассоциации
5.4. Осмысленное восприятие
5.5. Некоторые эффекты и законы памяти1. Общее представление о памяти человека
Память человека можно определить как психофизиологические икультурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения ивоспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающейспособностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционированиеличности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание налюдей, страдающих серьезными расстройствами памяти.
Память есть у всех живых организмов, но наиболее высокоразвита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущейживотным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти,связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, учеловека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.
В целом, память человека можно представить как своеобразныйинструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.
2. Виды памяти и их особенности
В зависимости от деятельности хранения материала выделяютмгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная(иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образаинформации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная памятьсохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.)обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы.Объем кратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяетсяпо количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести послеоднократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памятиявляется ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация,которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекаетк себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, — говорилЭдисон, — не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз" [2, с.338].
Оперативная памятьрассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданногосрока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительностьоперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная памятьспособна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, приэтом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. Напрактике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевымиусилиями.
Генетическая памятьобусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, чтовлияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
В зависимости от преобладающего в процессефункционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную,слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие видыпамяти.
У человека преобладающим является зрительное восприятие.Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как егозовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связанас развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он,как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица:«Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Дейл Карнегиобъясняет этот феномен тем, что «нервы, ведущие от глаз к мозгу, вдвадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу» [2, с.340].
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков,например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляетсловесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью илогикой.
Двигательная памятьпредставляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости ивоспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Онаучаствует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примеромдвигательной памяти является рукописное воспроизведение текста,подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученныхсимволов.
Эмоциональная память- это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, ноособенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основанапрочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции,запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и другихвидов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональнойпамятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источникиисходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания(воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку,отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.
По характеру участия воли в процессе запоминания ивоспроизведения материала память делят на произвольнуюи непроизвольную.
В первом случае перед человеком ставится специальнаямнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение),осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционируетавтоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольноезапоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многихслучаях жизни оно превосходит его.3. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

входящая информация
вытеснение
перевод
кратковременная
память
долговременная
память
повторение
Рис. 1. Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти
Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единаясистема. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязаннуюдеятельность, разработана американскими учеными Р.Аткинсономи Р.Шифрином. Она схематически представлена на рис. 1[1, с. 227]. Остановимся подробнее на отдельных процессах, представленных насхеме.
Кратковременная память характеризуется ограниченностью ееобъема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человекавновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняябезвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательногопромежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объеминформации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.
Процесс запоминания можетпротекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале.Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектомвнимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом сокращается объемисходной информации, облегчается работа по ее переработке.
Другим мнемоническим приемом является запоминание путемповторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредствомсознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на болеедлительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации вдолговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памятиоказывается лишь то, что находится в сфере внимания.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминанияявляется временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала ввиде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительнойсистеме человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму,а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смыслвспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнитьжелаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему посмыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного илислышанного.
Особенностью долговременной памяти является то, что она, помнению Р.Аткинсона и Р.Шифрина,практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации [1, с. 226].
Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину достаточно хорошо описывает работу кратковременнойпамяти, но абсолютно не учитывает обратную связь долговременной памяти с кратковременной.Дело в том, что оба типа памяти работают во взаимосвязи и параллельно. В памятиидет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнение новой информацией,а также корректировка усвоенных сведений. Иначе говоря, человеку нет необходимости заучивать то, что он и такхорошо знает. На этом основана ассоциативная память.4. Индивидуальные различия памяти у людей
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.
К количественным характеристикам относятся скорость,прочность, длительность, точность и объем запоминания.
Качественные различия касаются как доминирования отдельныхвидов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, таки их функционирования.
«Чистые» виды памяти в смысле безусловногодоминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мысталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательнойпамяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная,зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людейвсе же доминирует зрительная память.
Наибольшего развития учеловека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются.Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность.Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, носравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развитапамять на лица.
Процессы памяти тесным образом связаны с особенностямиличности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Ониопределяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, чтоинтересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.
Кроме того, память человека теснейшим образом связана сфизическим состояниеми личностнымиощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практическиво всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собойкратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходятхарактерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражаютрасстройства личности больного.
Память человека не является постоянной, а изменяется втечение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализациииндивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по несколькимнаправлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) имеханическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется изамещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание современем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознаннымиспользованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемови средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, увзрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулыдля запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают каквнешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминанияразличных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятсявнутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная рольпринадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращаетсяво внутреннюю. 5. Законы памяти5.1. Впечатление и эмоции
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·           что хотел запомнить,чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.
·         ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. Если предложитьчеловеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какогоцвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не развидел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызвал к себеповышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленныйвопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие людиошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской,изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередкооказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни разсмотревший на свои часы, не запомнил его. Процедура введения информации впамять и представляет собой акт обращения на нее внимания.5.2. Повторение
·         [2, с. 353].
·         
·         Р.Бертон,переводчик «Тысячи и одной ночи», говорил на двадцати семи языках,как на своем родном; однако он признавался, что никогда не изучал язык и непрактиковался в нем дольше пятнадцати минут подряд, «потому что послеэтого ум утрачивает свежесть» [2, с. 344].
·         
·         
·           середину.
·         5.3. Ассоциации
·           будет обладать лучшей памятью"[с. 354].
·         
·         
·         
·           сознании порождает припоминание конкурирующихсобытий.5.4. Осмысленное восприятие
·         
·         
Рис. 2. Гипотетические кривые, показывающие законы забывания механически заученного и осмысленного материала (использованы данные, полученные Г.Эббингазом (--- — ---), другими исследователями (- — - -)и кривая, представляющая их сумму (--------)
То, что в структуре деятельности занимает место цели, помнится лучше, чем то,что составляет средства осуществления данной деятельности.
·         
·         
·         
·         
·         5.5. Некоторые эффекты и законы памяти
·         ЭффектЗейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий иодни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, тоокажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминаютнезавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняетсятем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнитьего, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребностьполностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной,если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью перваявлияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первуюочередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболееактуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.
·         А.А.Смирнов(сторонник теории деятельности) установил, что действия запоминаются лучше, чеммысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которыесвязаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия [1, с. 237].
·         Эффект края.При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводитсяего начало и конец.
·         Эффектреминисценции. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материалабез дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределенииповторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть.Отсроченное на несколько дней (2 ¼ 3 дня) воспроизведение нередко даетлучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловыесвязи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятсяболее ясными, очевидными.
·         Т.Рибо, анализируя важные для понимания психологии памятислучаи амнезий – временных потерь памяти, отмечает две закономерности [1, с. 239]:
·         
·         
·         [2, с. 353].
·         мотивированного забывания по Фрейду гласит, что человек имеет склонность кзабыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированноезабывание неприятных намерений  иобещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающимиотрицательные эмоциональные переживания [1, с. 232].
·         
·         
·         выкуумачеловек ощущает некоторое прояснение памяти, да и ума в целом.
Итак, в данной контрольной работе были разобраны основныеособенности и закономерности функционирования памяти человека, их знание поможетответить на вопросы: «Что представляет собой память человека?»,«Что закрепляется в моей памяти и почему?» и «Как улучшить память?»
Литература
1.  Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.