Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Факторы, влияющие на девиантное поведение современного человека

Министерство Образования РоссийскойФедерации
ЧувашскийГосударственный Университет
им.  И.Н. Ульянова.Факторы, влияющие на девиантное
поведениесовременного человека.
Выполнил:                                       
                                                                                              СтудентРТЭ 31-00
Лимонов А.А.                      
Научный руководитель:                
     
Чебоксары 2002г.
ПЛАН:
стр.

  I. Порядок как социальноеявление                                                              3
  II. Отклоняющееся (девиантное)поведение                                                  4
  III. Природа отклоняющегосяповедения                                                     5
  IV. Основные группыотклоняющегося поведения                                      8
  V. Микросреда и ее влияние наотклоняющееся поведение                       10
  VI. Список используемойлитературы                                                        15
Порядок каксоциальное явление.
          Вежедневном будничном ритме жизнивсе кажется знакомым, привычным, надежным. Мы незадумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемостьповседневной жизни, пока все соответствует определённым нормам.
           Ноесли кто-то нарушил нормальный ход жизни, мы естественно ощущаем, что всёобщество основано на приятном, заведённом порядке,основу которого составляет процесс воспроизводства ценностно-норматвногомеханизма социальной жизни, обеспечивающий нормальное (т.е. соответствующеепринятым нормам) поведение людей.  
           Проблема порядка имеет важноезначение для понимания организации социальной жизни. Сделаем акценты наследующих моментах.
           1. Порядок ─ это регулярное(непрерывное) самовоспроизводство ценностно-нормативного механизма, ипрежде  всего практических образцовповедения ─ норм, а также средств социального контроля. При этом имеютсяв виду и нормы (правовые и нравственные), и обычаи, и ритуалы, т.е. порядоквключает в себя все основные нормативные элементы, инструменты социальногорегулирования. Поэтому нарушение порядка ─ это нарушение не толькоправовых норм, но и важнейших обычаев, нравов и т.д. Однако роль правовых нормв воспроизводстве порядка особенно важна.
           2.    Основу порядка, на нашвзгляд, составляют не все виды норм,а прежде всего нормы-правила, нормы дозволения, включая запрещающие нормы.
          Порядок регулирует, гарантирует, охраняет самое важное для всегообщества ─ признанные наиболее необходимыми нормы поведения людей.
          Правовые нормы и есть не что иное, как норма дозволенного поведения. Норегуляция дозволенного осуществляется не только в правовых, но и внравственных, традиционно-шаблонных формах
            3.    Ради надёжной предсказуемости нормальногоповедения людей, т.е. ради порядка, люди должны жертвовать частью своейсвободы, независимости, должны вести себя не так, как им вздумается, а так, какдозволено. Власть силой авторитета или насилия, используя санкции, можетгарантировать воздержание индивида от поведения, не соответствующего принятымнормам.
            4.Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Ведьнепривычное может укладываться в рамки дозволенного порядком.
           Общество может менять свои представления о дозволенном, расширить илисужать зону позволительного. Отклоняющееся (девиантное) поведение.
Отклонение в поведении личности, социальных групп отустановленного порядка вещей порождает такое социальное явление как отклоняющееся(девиантное) поведение.
          Социология рассматривает нарушениезаведенного порядка прежде всего как болезнь всего общества, его социальныхвзаимосвязей, структуры.
          Аномия─ это «крушение норм», «безнормность», которые характеризуетсостояние общества, его социальных структур. Это серьёзный социальный недугобщества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения.
          «Аномия заявляет о себе присутствиемпрежде всего разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальныхдевиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можноотнести рост преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненныхцелей, резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений,связанных с данной социальной системой, возростание значимости материальныхориентаций, как противоположных нравственным и духовным и т.д.
 Итак, именноаномия как социальная болезнь общества порождает массовое девиантное поведение.При этом сама аномия, безнормность возникает в виду отсутствия единыхценностей, норм, что приводит к дезорганизации всех общественных связей иструктур. Это с наибольшей силой проявляется при глубоком ценностно-нормативномкризисе всего общества.
Носителями рассматриваемого явления являютсяопределенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно илистихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормамиповедения.
Отклонение (девиация) в сознании и поведении людейобычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичнаядевиация», когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, ачеловек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такиеотклонения граничат с незначительными проступками или безнравственнымидействиями и до поры до времени могут не замечаться.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения(вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальнымиорганизациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, чтовсегда связано с определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения важноразличать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первымипонимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во второмслучае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторойсоциальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создаютнекое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют спринятыми нормами.
Вместе с тем нельзя, как это следует из рядаисследований, всякое отклонение считать девиантным поведением.
В таком случае все социальные группы и все людибудут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека исоциальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизниабсолютно соответствовали нормам и правилам.
               Природа отклоняющегося поведения
Негативные явления свидетельствуют о наличииисторических предпосылок, объективных и субъективных условий, опротиворечивости общественного развития, в котором тесно переплелись кактрудности становления и развития, так и деформация экономических, социальных,политических и духовных процессов.
Отклоняющееся поведение людей, во-первых, существуетпотому, что новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастаетиз ряда элементов прежней, разрушенной системы – идет ли речь о людях или обэлементах производительных сил, духовной или материальной культуры. Во-вторых,процесс развития новой социальной системы обычно неравномерен, а это порождаетдиспропорцию в соотношении ее элементов и приводит к отставанию некоторых изних и тем или иным дефектам функционирования. В-третьих, может наблюдатьсянеполная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям еесуществования. Говоря иными словами, социальное, культурное или техническоеразвитие может подчас не поспевать за вновь возникающими общественными,духовными или экономическими потребностями. В-четвертых, нельзя сбрасывать сосчетов случайные события. Все это в совокупности и служит конкретным источникомразличных негативных явлений.
Рассмотрим эти причины подробнее.
Отклоняющееся поведение опосредуется главным образомэкономическими отношениями. Оно не находится в прямой зависимости от ихсостояния. Взаимосвязь более сложна и многопланова. Но о том, что онасуществует, говорит вся история развития общества.
Основное, что не следует упускать из виду, этосуществование различных форм социального неравенства. Как показывает жизненнаяпрактика, те или иные формы неравенства продолжают существовать, причем вызваныони не объективно обусловленными различиями, а деформированными общественнымиотношениями: принадлежностью к власти, причастностью к теневой экономике,которая, по подсчетам специалистов, обладает огромным финансовым капиталом:так, в середине 90-х годов называлась цифра в 150-200 млрд. долларов.
В условиях «дикого капитализма», в которых находитсяРоссия середины 90-х годов, эти причины стали еще нагляднее и явственнее. Болеетого, имеются утверждения, что вся экономика России приобрела криминальныйхарактер, когда теневая экономика вытесняет официальную, а масштабы социальногонеравенства поражают воображение и позволяют сравнивать ситуацию в стране срежимом бывших колониальных стран Африки.
Если ранее важным источником этих отклоненийявлялась дефицитность экономики, то в настоящее время – деформированность. Но ив том и в другом случае они оскорбляют и унижают людей, приносят убытки, а ещеболее социальные издержки, ибо ничто так не волнует людей, как попраннаясправедливость. Показательны в этом случае данные исследования ВЦИОМ в мае-июле1996 года по всероссийской выборке, которые говорят о том, что только 19%опрошенных согласны (полностью или частично), что люди вознаграждаются за свойтруд, только 8% разделяют мнение, что «ум и профессиональное мастерствовознаграждаются», и еще меньше – 4% — что люди получают то, в чем онинуждаются.
Источником отклоняющегося поведения в советскийпериод были противоречия между квалифицированным и неквалифицированным,престижным и непрестижным трудом, создавшие предпосылку для противоречивыхдействий людей. Конечно, это не значит, что неквалифицированный труд прямо инепосредственно влечет за собой отклонения. И среди тружеников низкойквалификации подавляющее большинство жило и живет с чувством общественногодолга, ответственности. Вместе с тем криминологические исследования в 70-80-хгодах фиксировали тесную взаимосвязь между содержанием труда и преступнымповедением. Лиц с высокой производственной квалификацией среди преступников былов 6 раз меньше, чем работников этой квалификации в общей структуре населения.Так, в индустриальных и урбанизированных регионах преступная активность лиц,выполняющих работу вручную, превышала соответствующий показатель для тех, ктотрудился с помощью машин и механизмов, в 3,2 раза, а для занятых ремонтом иналадкой – в 26 раз.
В середине 90-х годов эти противоречия быливытеснены другими причинами, которые порождаются массовой безработицей. Именнобезработица стала питательной средой для формирования групп с отклоняющимсяповедением – бомжей, бродяг, наркоманов и преступников. Эти язвы, которые былии ранее, но базировались на других причинах, стали настолько распространенными,что на них нельзя не обратить внимания.
Источником возникающих отклонений являетсянесовпадение реального процесса развития общества и осуществления людьми правана поиск и риск. Очевидно, что 130 тыс. осужденных за хозяйственныепреступления (1991 г.) представляли собой сложный  конгломерат побудительных мотивов: отдобровольного желания помочь в решении экономических проблем до корысти истяжательства.
При анализе условий и причин отклонений нельзясбрасывать со счетов противоречия интересов различных слоев и групп населения.Современное общество несвободно от обострений и столкновений интересов, которыемогут возникать в процессе взаимодействия различных социальных институтов,социальных групп, общества и государства.
Несвоевременное и неадекватное разрешениепротиворечий накладывает отпечаток на сознание и поведение людей. На почвепренебрежения общественными интересами произрастают разрыв между словом иделом, социальная апатия. Видя бесхозяйственность, махинации, приписки,безразличие руководства к материальным ценностям, люди начинают пассивноотноситься к призывам, ищут пути облегчить свой труд за счет общества.
Источником отрицательных явлений становятся ошибки иизвращения в управлении, нарушения законности, принципов демократии исправедливости.
Рассматривая отклоняющееся поведение, нельзя обойтивопрос о социальной наследственности. Она не имеет ничего общего сбиологическим объяснением Чезаре Ломброзо, который, по его мнению, обнаружилсвязь между криминальным поведением и определенными физическими чертамичеловека. Социальная наследственность не ограничивается рамками биологическихпроцессов, а распространяется на многие другие, в том числе и на социальные. Ссоциальной наследственностью связано воспроизводство как позитивных, так инегативных сторон образа жизни людей.
Механизм социального наследования не лишенпротиворечий. Одно из них заключается в том, что предметом преемственностистановится не только нормальный, но и порочный жизненный опыт, которыйпосредством социальной информации передается от поколения к поколению.
И наконец, отклоняющееся поведение связано с неадекватнымотражением в сознании части людей процесса развития и функционированияобщественных отношений. Можно выделить два вида такого несоответствия.Во-первых, взгляды и настроения, сложившиеся на предыдущем этапе общественногоразвития, нередко вступают в противоречия с новыми условиями. Во-вторых, в ходепрактической деятельности возникают и оживляются представления, которыеодносторонне трактуют смысл и направленность преобразований.
Моральные коллизии можно разделить на внешние (междулюдьми) и внутренние (когда у человека происходит борьба мотивов). Внешниеколлизии свидетельствуют о расхождении направленности ценностей ориентаций(вплоть до их противоположности), которые проявляются в общественных отношенияхкак столкновение различных моральных систем. Источником межиндивидуальныхраздоров могут быть и различия в нравственных позициях, обусловленныенесовпадением уровней личной культуры, конкретных жизненных целей и выборасредств их достижения.
Природа внутренних конфликтов иная. Они определяютсяпротиворечивостью индивидуального морального сознания. Чаще всего этостолкновение между мотивами общественного долга и мотивами, выражающимигрупповые, семейные, личные интересы. Внутренние коллизии могут перерастать вовнешние конфликты.
Анализ отклонений отклоняющегося поведенияпредполагает выделение типологических групп, имеющих как общие черты, так испецифические особенности. В литературе были предприняты попыткиклассифицировать  негативные явления всознании и поведении людей (Г.Г.Заиграев, С.М.Ковалев, В.П.Киселев, Б.М.Левин,С.И.Плаксий и др.).
Помимо вышеуказанных (деление на первичную ивторичную девиации, на индивидуальные и коллективные формы отклоняющегосяповедения) классификацию данного вида поведения можно осуществить по сферамжизнедеятельности людей. В соответствии с этим в производственно-трудовой сферепроявляются экономические хищения, стяжательство, бесхозяйственность и т.д.; всфере распределения – стремление урвать от общества побольше, взяточничество,социальный паразитизм; в сфере политической жизни – карьеризм, бюрократизм,аполитичность, национализм, экстремизм; в сфере быта и образа жизни –нищенство, пьянство, потребительство, пренебрежительное отношение к семейномудолгу; в сфере духовной жизни – бескультурье, эрзацкультура, снобизм вкультуре, мещанство; в сфере общения – хамство, эгоизм, бездушное отношение клюдям, грубость, клевета, высокомерие, нечестность и т.д.
Иногда отклоняющееся поведение типологизируют подругому основанию – противоправное и аморальное, — исходя из того, что нормы,стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельностилюдей: нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем неменее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегосяповедения.
Основные группы отклоняющегося поведения
При анализе негативных сторон жизни социологи вбольшинстве случаев оперируют такими понятиями, как пьянство, взяточничество,бюрократизм, злоупотребление служебным положением, потребительство,преступления против личности, блат, бродяжничество, недобросовестное отношениек труду и своим обязанностям, хищения, безответственное отношение к браку исемье, бесхозяйственность. По данным исследований всех возрастных категорий,наибольшую тревогу вызывают масштабы распространения негативных явлений средимолодежи.
Со второй половины 80-х годов увеличились масштабыпротивоправной деятельности, когда наряду с ростом преступлений противличности, общества, государства реальную опасность стали представлятьорганизованная преступность, те или иные модификации мафиозных групп.
Снят покров тайны с таких форм отклоняющегосяповедения, как наркомания, проституция, коррупция.
Предметом открытого научного и политическогообсуждения стали экономическая преступность, различные молодежные объединения,характеризующиеся криминальным поведением.
Вместе с тем социологические исследования 80-90годов показывают, что среди всех названных групп отклоняющегося поведениянаиболее крупными и представляющими предмет тревоги являются алкоголики, наркоманыи преступники.
Алкоголизм и алкоголики. Пьянство, алкоголизм, токсикомания – социальные пороки, которые«вписаны» в общественную жизнь достаточно основательно.
Сказать, что пьянство, алкоголизм присущи однойсоциальной группе в большей мере, чем другой, было бы неверным: в данные формыотклоняющегося поведения были вовлечены представители всех групп и слоевнаселения. Однако исследования Г.Г.Заиграева еще в 1965 году выявили особуюпагубность распространения алкоголизма среди малообеспеченных слоев населения.
В 70-е годы пьянство становилось нормой поведения иперестало быть предосудительным актом.
Болезнь эта все более и более усугублялась,охватывая все слои населения и особенно молодежь.
Каковы же пути действенной борьбы с пьянством?  Начинать необходимо с семьи, со взрослых.
Несовершенной продолжает быть политика реализациинорм трезвого, здорового образа жизни. Низкая общая культура людей соседствуетс убогой пропогандой, приминивизмом в решении конкретных задач (так называемыезоны трезвости), со стремлением использовать административные меры, командныеметоды вместо терпеливой и кропотливой работы.
Очевидно, что комплексное решение проблемалкоголизма зависит от объединения как социальных, так и медицинских мер, какправового, так и морального регулирования, административных усилий иответственности самого человека.
Наркомания инаркоманы.Атмосфера самоуспокоенности в 60-70-е годы оказалась одной из главных причинтого, что в обществе не замечали нарастающую острую социальную проблему – наркоманию.Как показывает анализ реально сложившегося положения, она не замыкается врамках каких-то общностей, члены которых полностью деградировали всоциально-нравственном отношении. Это зло охватило практически все общественныегруппы и поразило представителей наиболее дееспособной части населения.
Примерно каждый второй живет в семье, где кто-тозлоупотребляет спиртным или наркотиками, имеет судимость или тяжело болен,часто психическими или нервными заболеваниями.
Потребители наркотиков платят за них немалые деньги.Разумеется, соответствующие суммы большинство потребителей наркотиков могутдостать только преступным путем, так как многие из них не работают, а если итрудятся, то таких денег не зарабатывают. Все это позволяет сделать вывод, чтонаркомания стала такой общественной язвой, не замечать которую уже нельзя:требуется глубокая проработка мер борьбы с этим явлением, в том числе ипосредством выявления глубинных социальных причин.
Преступность ипреступники. Всепроявления преступности – это крайняя степень отклоняющегося поведения, когдаинтересы личности, социальных институтов и общества оказываются под угрозой.Конечно, ни оно считало противоправным поведением и какими средствами иметодами вело борьбу с ними.
Существенный момент заключается в том, что в борьбес преступностью нельзя смещать акценты, возлагая ответственность за динамику еероста исключительно на правоохранительные органы.
Это же с полным основанием можно отнести и кэкономической преступности: в жизни она цветет пышным цветом, а по статистике,за нее привлекают к уголовной ответственности не более нескольких процентов.
Особую остроту приобретает борьба с организованнойпреступностью, мафией.
Суммируя статистику преступлений, совершенных противличности (разбой, грабеж, убийства, изнасилования и т.д.), можно прийти кглавному выводу: защищать нужно прежде всего человека. Социологический анализдает возможность выявить одно важнейшее обстоятельство: состав преступниковмало коррелирует с социальной структурой. Определяющим моментом в этом процессевыступают  различные видыдеформированного сознания и поведения.
Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение.
Общие объективные и субъективные условия определяютлишь возможность отклоняющегося поведения, но не являются их непосредственнымипричинами. Превращение возможности в действительность через поступки, действиялюдей зависит от конкретных факторов, которые реализуются на уровне микросреды.В одних и тех же экономических и социально-психологических условиях приходитсянаблюдать существенные, а порой и принципиальные различия в поведении людей.Они обусловлены обстановкой в семье, учебном и трудовом коллективе, влияниеммалых групп, а также индивидуальными особенностями человека.
Различные компоненты микросреды являются носителямиопределенных нравственных форм и факторами соответствующего поведения своихчленов. Вольно или невольно человек придерживается линии поведения, одобряемойближайшим его окружением, в котором могут присутствовать или даже преобладатьустановки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни. Чащевсего бывает так, что лишь какой-то элемент микросреды, а не вся она в целомимеет антиобщественную направленность. И здесь многое зависит от того, какаягруппа будет для личности референтной, более авторитетной и притягательной.
Объективная взаимосвязь макро- и микросреды неснимает вопроса об относительной самостоятельности последней, возможностивоспроизводства в ней отклоняющегося, в том числе и антиобщественного,поведения. Поэтому нередко в микросреде возникают представления, привычки,традиции негативного плана.
Неблагоприятный морально-психологический климат,расхождение групповых норм с общественно санкционированными, трудностиадаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность вобщении – это далеко не полный перечень причин отклоняющегося поведения,имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входитодновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может бытьпротиворечивым.
Многие отклонения зарождаются в семье или связаны сней, вызваны недостатками семейного воспитания. Занятость обоих родителей,малодетность, устранение детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблемчасто становится тем фактором, который способствует развитию неблаговидныхнаклонностей и поступков.
На психологии и поступках детей отрицательносказывается противоречие между словами и делами родителей, родственников,взрослых. Трудно ожидать, что у подростка сформируются нравственнаяустойчивость, здоровые привычки, когда тот кто его воспитывает, провозглашая теили иные «истины», на деле поступает вопреки им. Из опрошенных институтоммолодежи (1988 г.) 3 тыс. школьников и учащихся ПТУ более 2/3 отметили, что онизамечают существенные расхождения между тем, чему учат их родители, близкиеродственники, или некоторые из преподавателей, и тем, как в повседневной жизнипоступают они сами.
Г.М.Миньковский предложил классификацию семей взависимости от их воспитательного потенциала, влияния на детей и возможностейнарушения ими норм и правил поведения: воспитательно сильная; воспитательноустойчивая; воспитательно слабая с утратой контактов с детьми и контроля надними; воспитательно слабая с постоянной конфликтной атмосферой; маргинальная салкогольной, сексуальной деморализацией; правонарушительная; преступная;психически отягощенная.
Пять последних типов семей составляют от 10-15% исчитаются криминологически неблагополучными. Они обусловливают искаженноеформирование личности ребенка, возникновение у него деформаций в ценностныхориентациях, структуре мотивов, механизме самоконтроля. К тому же 15-20% семейотносятся к числу  таких, в которыхродители по разным причинам (плохое здоровье, недостаток образования,педагогической культуры, чрезмерная загруженность на работе) не в состоянииправильно воспитывать детей.
Исследования показывают, что риск правонарушенийнесовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острыхконфликтов, в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царятагрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет впедагогически сильных и устойчивых семьях. Кроме того, в неполных семьяхвероятность противоправного поведения детей в 2-3 раза выше, чем в семьях снормальной структурой.
Неправильное воспитание, неблагоприятные условия,конфликты в семье и в школе ведут к определенным отклонениям в психикеличности, которые, в свою очередь, повышают возможность отклоняющегосяповедения подростков. Исследования несовершеннолетних с аномалиями психикиконстатируют, что лишь у 22,5% подростков такие аномалии стали проявляться враннем возрасте, причем в этих случаях большинство родителей страдалиалкоголизмом; 68,3% аномалий возникло постепенно как следствие неблагоприятныхусловий семейного воспитания, постоянных конфликтных либо стрессовых ситуаций,жестокого обращения со стороны родителей, ухода из семьи одного из родителей ит.п. К этому прибавляются конфликтные ситуации в школе, поскольку трудностидома рождали негативное поведение в школе (у 81% таких подростков), плохуюуспеваемость и соответствующую реакцию школьной администрации, часто неразбиравшейся во всей сложности жизненной ситуации подростка (у 77,9%).
Факторами недостаточного усвоения детьмиобщественных норм и отклоняющегося поведения являются низкийобщеобразовательный и культурный уровень родителей или просто неумениеправильно и своевременно воздействовать на своих детей. Как показалипроведенные В.П.Емельяновым исследования психически неполноценныхнесовершеннолетних преступников, примерно 90% из них имели родителей сначальным и неполным средним образованием и 72% — родителей, занятыхнеквалифицированным ручным трудом, многие из этих родителей систематическипьянствовали, устраивали дома скандалы и драки.
Определенные противоречия существуют и в трудовыхколлективах. Принимая подчас форму конфликтов, они отрицательно влияют наповедение работников. В основе конфликта в коллективах обычно лежат следующиепротиворечия: 1) противоречия поиска, когда сталкиваются новаторство иконсерватизм, творчество и догматизм, знание и невежество; 2) противоречиягрупповых интересов, связанные с отстаиванием людьми интересов только своейгруппы и игнорированием общих интересов; 3) противоречия, связанные с личнымиэгоистическими побуждениями, когда у отдельных людей на первый план выдвигаютсякорысть, нежелание считаться с интересами других, соображения карьеризма ит.д.; 4) противоречия несостоявшихся ожиданий, оказывающие широкое воздействиена настроение, мышление и поведение людей; 5) противоречия политического,антисоциального порядка. Не каждая производственная организация представляетсобой идеально сплоченное в моральном и духовном плане единство, обеспечивающеевсе необходимые условия для развития как индивидуальности, так и подлиннойколлективности.
Жизнь показывает, что позитивные сдвиги достигаютсятам, где обеспечивается последовательность в применении наказаний к нарушителямобщественных норм. Это предопределено тем, что воспитательная,предупредительная роль наказания обуславливается не жестокостью, анеотвратимостью: важно не то, чтобы наказание было тяжелым, а то, чтобы ни одинпроступок не остался не замеченным.
В микросреде выделяются малые группы, которыеявляются мощным катализатором индивидуального поведения своих членов. Взависимости от господствующих в группе норм усиливаются социально полезные илисоциально опасные ориентации и формы деятельности. Направленность групповойактивности во многом зависит и от личных качеств неформального лидера.
Процесс заражения и подражания наиболее интенсивно идетв так называемых стихийных группах, возникающих самопроизвольно, спонтанно ибольшей частью через эмоциональное притяжение. В них очень развит конформизм.Именно в таких группах возникают нормы поведения, не совпадающие собщественными требованиями или противоречащие им.
Стихийные группы особенно распространены средиподростков и юношества. По данным С.И.Плаксия, 82% опрошенных школьников 8-10-хклассов и учащихся ПТУ считали себя членами компаний, в основе которых лежатсовместное проведение свободного времени, общение. Среди работающей молодежи ввозрасте до 20 лет к таким группам относили себя 76% (1986).
Эти стихийные группы мало поддаются контролю.Лидерами их становятся чаще всего подростки, молодые люди, не нашедшиеприменения своим способностям в школе, ПТУ, трудовом коллективе. Принадлежностьк таким компаниям повышает уверенность подростка в себе, дает емудополнительные возможности к самоутверждению, нерегламентированному общению.
В отличие от коллективов и иных социальных общностейтакие группы наиболее подвержены восприятию деформированных черт сознания иповедения. Это объясняется прежде всего тем, что группа  зачастую не имеет общественно полезных целей,положительного организующего начала, единых и прочных принципов деятельности.Лидером группы нередко становится лицо, которое имеет более твердый характер,сильную волю, богатый опыт. Оно не обладает достаточно высокими нравственными ииными положительными качествами.
Свойственные отдельным личностям отрицательные чертыуродливо трансформируются в психологию группы. То, в правильности чего неуверена отдельная личность, будучи принято группой, начинает восприниматься какнорма, не подвергающаяся сомнению. Не случайно существующие в некоторыхмикрогруппах молодежи хулиганско- анархические установки сами по себе, безиндивидуального осознания тем или иным членом группы могут стать мотивом егоотклоняющегося поведения. Так, специалистами установлено, что унесовершеннолетних в силу их группового конформизма «неопределенные», «плохоосознаваемые мотивы» в 20-40% случаев становятся непосредственной причиной ихучастия в групповом хулиганстве, групповых ситуативных кражах и т.д.
В целом исследования показывают, что значительнаячасть аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связанас их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие собщественными. Налицо психологическая зависимость от группы и подражание,стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. При этом личнаяответственность «снимается» с сознанием молодого человека тем, что «такпринято», «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитныймеханизм самооправдания отклоняющегося поведения.
Конечно, далеко не все стихийные группы и компанииимеют антиобщественную направленность. Однако наряду с просоциальными(социально положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне отосновных общественных проблем), а также антисоциальные (социальноотрицательные) стихийные неформальные группы. На практике правонарушения молодежи,как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных компанияхс асоциальной или антисоциальной направленностью интересов. «Здоровая юношеская тяга к коллективностивырождается здесь в опасный групповой эгоизм, не


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат V международная научно-практическая конференция
Реферат Примеры изменений типов русловых процессов
Реферат Оборотные средства организации и пути эффективности их использования (на примере Ромодановского РайПО)
Реферат 1. Периодизация общей истории химии. Происхождение термина "химия"
Реферат Концептуальные основы системы экологической безопасности
Реферат Клиническое значение нарушений сна у беременных
Реферат Анализ современного ассортимента и оценка качества пушно-меховых и овчинно-шубных изделий в магазине "Федор"
Реферат Анализ деятельности муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад №22-црр» за 2009/2010 учебный год
Реферат Банковская система Узбекистана современное состояние и перспективы развития
Реферат 013800 радиофизика и электроника
Реферат The Modern Prometheus Essay Research Paper Did
Реферат Ринок фінансових послуг 3
Реферат «Разработка программных средств автоматизации технических и технологических расчетов в среде Pascal»
Реферат Расчет и выбор крана для механического цеха
Реферат Conditional And Iterative Data Types Essay Research