Социально-психологическая характеристика пожилых людей.У каждого этапа жизни человека есть свои достоинства и свои недостатки, свое время и свое пространство, свои цели, ценности, состояния, качественно отличающие один воз-раст от другого. Бытует мнение, что старость как последний период человеческой жизни (до которого, впрочем, удается дожить не каждому), непохожий на все предыдущие, но в то же время аккумулирующий их опыт, дает человеку определенные преимущества, хотя и лишает его многих возможностей. Однако такое мнение о старости в сегодняшнем рос-сийском обществе разделяют не все – лишь 20% готовы допустить, что в пожилом возрас-те, как и в любом другом, есть свои преимущества, а абсолютное большинство (70%) уве-рены, что у старости никаких преимуществ перед другими возрастами нет. Специфика жизни людей пожилого возраста в сегодняшней России определяется не только индивиду-альной историей каждого конкретного человека, но и социальными условиями, которые в нашей стране за предыдущие 10 – 15 лет претерпели существенные изменения, что, оче-видно, не могло не сказаться и на особенностях старения россиян. В ряде исследований ФОМа (проведенных в 2004 – 2005 годах) было выяснено, каков сегодня образ жизни по-жилых людей в нашей стране, как меняются структура их повседневности, круг общения, социальный статус и материальное положение – иначе говоря, что представляет собой старость и старение в России.Определить, когда наступает пожилой возраст, довольно сложно, поскольку существует множество различных индикаторов этого процесса – биологических (естественный износ организма), психологических (к какой возрастной группе человек себя относит), социаль-ных (статус, занятость, доступ к различным ресурсам и т.п.); причем далеко не всегда они могут совпадать даже у отдельно взятого человека.Начало старости, размывающееся в массовых представлениях «где-то после пятидесяти» лет, у женщин и у мужчин чуть чаще соотносится со временем их выхода на пенсию (со-ответственно 55 и 60 лет). Неожиданно, что по возрастным группам существенных разли-чий в определении границы старения не наблюдается, но, как видно из приведенных дан-ных, даже среди самой старшей возрастной группы нет единодушия в определении этого порога.Между тем, образ старости, в представлении россиян, окрашен в самые мрачные тона. Пожилой возраст видится респондентам наименее ресурсным периодом человеческой жизни, сопряженным с социальными, физиологическими, психологическими проблемами, совершенно беспросветным и практически не имеющим никаких «положительных» сто-рон. Так, в ответах на открытый вопрос о том, с чем у них ассоциируется старость, почти четверть респондентов (235) говорили о болезнях, дряхлости, немощи («потеря здоро-вья»; «недееспособность»; «физическая дряхлость»; «немощность»; «физическое угаса-ние организма»); почти столько же – о чувстве беспомощности, одиночестве, утрате инте-реса к жизни, негативных эмоциях, сопровождающих этот жизненный этап, о страхе смерти («безвыходность»; «безнадежность»; «страшное одиночество»; «безрадост-ность»; «безразличие»; «когда ничего не хочется»; «обида»; «разочарование»; «кладби-ще»; «мысли о смерти»); каждого шестого респондента беспокоит материальная неустро-енность («бедность»; «безденежье»; «ждет нищета»). В целом же негативно окрашен-ные ассоциации характерны для подавляющего большинства ответов респондентов, тогда как позитивные встречаются лишь в 7% ответов («опыт, мудрость»; «любовь к внукам»; «покой и достаток»; «успокоение, гармония, размышления») а нейтральные – в 9% («ко-гда люди уходят на пенсию»; «преклонный возраст»; «подведение итогов»; «естествен-ный процесс»; «морщины»; «седина»).Однако когда, в каком возрасте все-таки приходит старость? В научных источниках нача-ло старости ассоциируется с неспособностью человека обеспечивать себя всем необходи-мым (в том числе и финансово) и его переходом на чье-то иждивение. Причем нередко в качестве формального порога выступает достижение пенсионного возраста – момента, на-чиная с которого материальную ответственность за человека берет на себя государство. Реальный порог старости – это существенное изменение образа жизни человека, его тру-дового статуса, материального уровня, привычной социальной активности, эмоционально-го и физического состояния и т.д. Рассматривая пожилых людей в качестве хранителей и активных субъектов передачи сво-его социально-культурного опыта и традиций, необходимо принимать во внимание и учи-тывать ряд физиологических и психологических особенностей этого возраста.По статистике, каждый третий человек после шестидесяти лет сталкивается с атероскле-розом сосудов головного мозга, нарастанием атеросклеротических изменений психики, что, как известно, включает в себя и нарушения памяти.Ограничение жизнедеятельности у людей «третьего возраста», представляющее собой от-клонение от нормы, одновременно может квалифицироваться и как любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) способности осуществлять социальную, куль-турную, научную и другую аналогичную деятельность, так как это считается нормальным, привычным для человека данного возраста.К частым расстройствам при атеросклерозе у пожилых относятся слабоумие, повышенная сентиментальность либо гипертрофированные мнительность и обидчивость. Многим зна-кома преувеличенная реакция стариков на каждую мелочь, когда припоминаются застаре-лые обиды, а общение с близкими превращается в бесконечную череду взаимных упреков. Именно в «третьем возрасте» у людей усиливаются, искажаются присущие им индивиду-альные особенности: экономный человек становится скрягой, осторожный – подозритель-ным, консерватор – брюзгой, тонко чувствующий – капризным.Здесь следует упомянуть об этических аспектах проблемы оценки степени жизнедеятель-ности лиц «третьего возраста». Так, например, анализ религиозной ситуации в России по-зволяет сделать вывод, что религия для этих людей выполняет, прежде всего, компенса-торную функцию. Важное значение здесь приобретает психологический аспект – снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение и др.Особо активизируется коммуникативная и регулятивная функции, поскольку общение людей, как известно, происходит как в нерелигиозной, так и в религиозной среде с помо-щью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций; обычно большое зна-чение имеет система норм – религиозного права, морали.Сегодня социально-культурные интересы и потребности людей старших возрастов кон-центрируются на необходимости получения индивидуальных услуг высокого качества в различных сферах. Основой организации как медицинского и социального, так и культур-ного обслуживания и образования пожилого населения являются стандарты, заложенные в концептуальных документах ООН и российском законодательстве.В различных сферах науки накоплены данные о физиологических и психологических осо-бенностях различных этапов человеческой жизни и деятельности. Обратимся к анализу и специфике психовозрастных особенностей пожилых людей. По мнению большинства ученых, цикл старения состоит из 3-х стадий:1 – выход на пенсию, удаление от дел /55-74года/2 – собственно старость /74-89лет/3 – дряхлость, болезненность, смерть /90 лет и старше/На 1-й стадии, с момента выхода на пенсию, пожилой человек освобождается от служеб-ных и общественных дел /в большинстве случаев/. Нередко, с целью поддержания преж-него уклада жизни, пожилые люди занимаются общественной деятельностью, пытаются активизировать свой досуг, возвращаются на работу. У некоторых идет адаптация к но-вым условиям жизни без постоянных напряженных дел, занятий, работы. Последнее ухудшает моральное, физическое и психологическое состояние человека.(18)Поэтому для пожилых людей характерно повышение впечатлительности, восприимчивости к на-рушениям жизненного стереотипа, психологические порядки в ближайшем окружении /смена ролей в семье, у родственников/. В это время у пожилых людей увеличивается по-требность к коммуникации, обострение чувства родства и привязанности к близким лю-дям.2-я стадия, как правило, связана с полной незанятостью пожилых людей в обществе, от-сутствием каких-либо ролей, кроме семейных /а иногда и отсутствием таковых/. Растет социальная изоляция пожилых людей, постоянно сокращается круг близких людей. Дру-зья, родственники, особенно из среды сверстников, умирают, все больше развиваются фи-зические недуги, болезни.3-я стадия, последняя — одряхление, болезненная старость, характеризуется нарушением в поведении и психике, биологических функций, хроническими болезненными состояния-ми, смертью. В литературе нет определенных социальных характеристик этого этапа ста-рости.В современной геронтологии принята следующая классификация границ пожилого воз-раста: 60-74 – пожилые люди, 74-89 лет – старые люди, 90 лет и старше – долгожители. В социальной психологии: 51-65 – пожилые люди, старше – 65- старые люди.Свойственные этим этапам изменения развиваются у пожилых людей в разном календар-ном возрасте, в различном темпе и последовательности, выражены в разной степени и взаимной компенсации. Это обуславливает не только расхождение между календарным и биологическим возрастом, но и необходимость дифференцировано подходить к трудовым /профессиональным/, общественным, досуговым ролям пожилого человека, учитывать особенности всего жизненного пути личности и те качественные признаки, которые на по-следнем этапе человеческой жизни и деятельности, как в фокусе, отражают то, что было накоплено личностью в профессиональном, бытовом, культурном, социальном опыте.Во время выхода человека на пенсию происходит его адаптация к новым жизненным ус-ловиям. По мнению большинства ученых, выход на пенсию – это двойственный процесс.С одной стороны – потеря профессиональных и общественных ролей лиц пожилого воз-раста создает им определенную психологическую неустроенность, вызывает чувство тос-ки, ненужности, одиночества, отторжения от общества, то есть ухудшает моральное, а в связи с этим, нередко – физическое самочувствие. Кроме того, у пожилых людей появля-ется избыток свободного времени.С другой стороны – идет процесс адаптации к новым жизненным условиям, вырабатыва-ется новый ритм и стереотип жизнедеятельности, поиски новой среды, контактов, досуга. Как видим, переход пожилых людей в статус пенсионеров сопровождается целым ком-плексом перемен, содержащих как негативные, так и позитивные моменты, характеризу-ется некоторыми противоречиями. Снижение доходов, экономическое неблагополучие пенсионеров влияет на их социальную активность; повышение затрат на лекарства приво-дит к тому, что многие вынуждены экономить на питании, что, в свою очередь, приносит вред здоровью.На проблему экономического неблагополучия накладывается проблема социального оди-ночества, которая усиливает чувство социальной незащищенности и отверженности. Про-исходит отрыв от привычного трудового коллектива, обрываются трудовые связи с колле-гами и друзьями, что приводит к значительному сужению контактов и круга общения, к нарушению устойчивых социальных связей. Социально-психологический дискомфорт, полная социальная изоляция влияют на состояние здоровья, продолжительность жизни. Возникает явление, которое специалисты называют разрывом социально-психологического «атома» личности. ВТО же время многие пожилые люди стремятся «не узнавать себя» в таком социальном типе старика, продолжают активно трудиться, зани-маться общественной работой, стремятся полноценно заполнить свой досуг, ибо, в отли-чие от трудящегося населения, имеют значительно больше свободного времени. Преодо-ление негативных перемен, связанных с пенсионным возрастом, осознание и позитивных моментов «третьего периода» жизни личности в первую очередь связано с изменением состояния нервной системы и широкими компенсаторными приспособительными воз-можностями внутри нее. Обобщение научных данных о психологических особенностях пожилых людей содержит сопоставление этого возраста с этапом детства.(22)Эти сопоставления связаны в одном случае – с формированием, в другом – с нарушением во всей деятельности нервной системы, которая в общем плане инволюции организма и его определенных органов /слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, дыхания, эндок-ринной системы/ играет непосредственно регулирующую, адаптационную роль к новой фазе жизни. В психофизиологии накоплен большой материал, анализ которого дает воз-можность получить некоторую картину состояния нервной системы пожилого человека. Реакция пожилых людей на зрительные и слуховые раздражители замедляется из-за на-рушения течения основных нервных процессов в головном мозге, ослабляются процессы возбуждения и внутреннего торможения. Наблюдается их инертность из-за снижения спо-собности центральной нервной системы к выработке условных рефлексов.У пожилых людей снижается способность к запоминанию и переработке информации, ин-теллектуальные способности, внимание, затрудняется принятие решений, происходит ряд личностных изменений, в том числе ухудшается способность к обучению, общению с ок-ружающими, утрачивается предприимчивость, речевая активность, нередко при обедне-нии словарного запаса, развивается равнодушие, отмечается нарастание воспоминаний, забывчивость, обеднение ассоциаций, притупляется острота суждений и эмоций, появля-ется расстройство всех видов чувствительности, падает работоспособность.Как видим, нервная система «организует» старость в ее клиническом, морфологическом и индивидуальном выражении. Однако еще раз подчеркнем, что перечисленные психофизи-ческие изменения, нарушения могут в течение длительного времени компенсироваться за счет прежде накопленных знаний, опыта, особенно опыта профессионального. При нор-мальном старении снижение одних видов психической активности компенсируется усили-ем других, а мобилизация внимания, наблюдательности /жизненного опыта/ компенсирует у пожилых людей не только снижение психических функций, но даже слуха. Приспособи-тельные реакции нервной системы свидетельствуют о том, что иногда ее функциональное состояние может быть одинаковым и у молодых, и у долгожителей. Нервная система – это такой феномен, который может поддерживать в пожилом человеке жизнестойкость, ак-тивность, трудоспособность достаточно долго.В исследованиях ряда социальных психологов, геронтологов даны типологические харак-теристики нервной системы пожилых людей. Нам наиболее близка типология высшей нервной системы пожилых людей, данная М.Д.Александровой. Охарактеризуем ведущие типы нервной системы и связанные с ними социально-психологические характеристики пожилых людей.I тип – сильный, уравновешенный, подвижный. Характеризуется следующими чертами:потребностью в общественно-трудовой деятельности, интересом к политике, искусству;глубоким осознанием изменений, вызванных приходом старости и протестом против нее; чувством одиночества и одновременно стремление создавать эффективные общественные связи.II тип – сильный, неуравновешенный. Характеризуется следующими чертами:потребностью к труду, наличием интереса к внешним событиям, искусству, поли-тике;осознанием своего изменившегося положения и резким нетерпимым отношением к своей старости, к положению, которое он вынужден занимать;вспыльчивостью, сварливостью, отсутствием самообладания, что делает общение для такого типа людей значительно затрудненным, а поэтому в сравнении с силь-ными, уравновешенными стариками создает еще большее одиночество;несмотря на снижение своих возможностей, неуравновешенныестарики стремятся, часто даже вопреки здравому смыслу, во что бы то ни стало до-биться своего.III промежуточный тип – тяготеет либо к I-му, либо IV – слабый тип, характеризуется: ослаблением как раздражительного, так и тормозного процессов и значительной утомляемостью даже при слабых нагрузках;почти полным отсутствием потребности в общественной деятельности, чрезвычайной узо-стью интересов, направленных, главным образом, на удовлетворение элементарных по-требностей;Отсутствием критического отношения к себе, беззаботностью к настоящему положе-нию, отсутствием самостоятельности и чувством достаточного мотивационного беспокой-ства. (5)Важнейшими показателями формирования того или иного типа нервной системы являют-ся социальные моменты жизни личности: потребность к общественно-трудовой деятель-ности, образование и особенности интеллекта, социальная и культурная среда и т.д.Обобщение данных о социально – психологических особенностях пожилых людей позво-ляет сделать вывод, что характерными чертами нормальной психологической старости являются: сохранность интеллекта, интерес к внешним событиям, поздний уход на пен-сию, стремление к активной общественно — полезной деятельности, наличие компенсатор-ных механизмов в организме пожилых людей, позволяющих преодолевать болезни и про-тивостоять (замедлить) темпы их старости. Например, замечено, что у пожилых ученых, людей интеллектуальных профессий почти не изменяется запас слов, общая эрудиция, ин-терес к общественной и профессиональной деятельности, искусству, спорту и т.д.Актуальной проблемой геронтологии, психологии и педагогики «третьего возраста» явля-ется идея о том, что у пожилого человека идет переструктурирование жизненных устрем-лений в сторону духовных интересов, все это объективно подтверждает мысль о необхо-димости продолжения пожилым человеком социальной активности, где он может реали-зовать свои духовные потребности, что, в свою очередь, имеет компенсаторное значение в старости.Наблюдение за психологическими особенностями пожилых людей в досуговых коллекти-вах позволяет сделать следующие выводы: улучшается их моральное и физическое само-чувствие; решается проблема общения; возмещается в какой-то степени потеря семьи, близких, друзей; реализуется жизненный опыт; реализуются творческие устремления.В рабо-тах ряда отечественных и зарубежных исследователей установлено около ста видов досу-гового времяпрепровождения пожилых людей. Обобщение научных данных в структуре свободного времени пожилых людей можно представить следующей таблицей:Виды досуга пожилых людейАктивный досу(деятельный, рекреативный Пассивный до-суг(потребительский)- посещение кино, театров, концертов, выставок — чтение книг, журналов, газет- участие в досуговом коллективе (клуб, совет ветеранов, хор) — просмотр те-лепередачУчастие в воспроизведении духовных ценностей (мемуарное творчество, мемориальная деятельность, концертная деятельность, участие в выставках технического твор-чества, самодеятельного художественного творчества) — прогулки на воздухе- садоводство, охота, рыболовство и т.п. — негативное время-препровождение( пьянство)- коллекционирование — ничегонедела-ние- декоративно-прикладное искусство (вышивка,вязание, шитье, ковроткачество, чеканка, керамика, резьба по кос-ти, дереве и т.д.) - общественная деятельность (лекции, беседы, уроки мужества, на-ставничество, руководство кружком технического творчества, са-модеятельного художественного творчества, деятельность при трудовом коллективе, ЖЭКе) -занятие физкультурой и спортом - воспитание внуков, правнуков - встречи с друзьями, времяпрепровождение с ними. Пожилые люди со слабым типом нервной системы весьма редко являются участниками каких-либо кружков, ибо характеризуются почти полным отсутствием интереса к общест-венной деятельности, отсутствием критического отношения к себе, беззаботностью, ис-полнением повседневных бытовых забот.В пожилом возрасте вместе с прекращением работы круг общения сужается, многие из числа сверстников, друзей, соратников по работе, родственников умирают. Из-за болезни и других причин пожилые люди мало общаются, некоторые из них к этому времени оста-ются одинокими.Сужение сферы общения и одиночество – наиболее острые проблемы лиц пожилого воз-раста. Особенно это ощущают мужчины, так как социальная роль женщины в этот период гораздо шире – мать, бабушка, домашняя хозяйка – она легче приспосабливается к новым социальным условиям жизни и быта после выхода на пенсию, чем мужчина. В сфере до-суга эту острую проблему можно значительно «смягчить или ликвидировать хотя бы час-тично».Участие пожилых людей в активных формах досуга дает возможность общения в коллек-тиве или малой группе. Человек становится личностью в процессе общения или вхожде-ния в общество, с которым он взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой устойчивые и изменчивые особенности лич-ности, возникает благодаря общению и предназначено для общения. Психологи рассмат-ривают общение как сложный и многообразный процесс. Опираясь на исследования Б.Д.Парыгина, А.Я.Найна, А.В.Петровского и др. отметим, что общение в одно и тоже время может выступать и как информационный процесс их взаимовлияния, их сопережи-вания друг друга и взаимного понимания.(18)Именно поэтому важной функцией досуговых коллективов пожилых людей является реа-лизация проблемы общения, преодоления одиночества. В системе досуга пожилые люди находят близких себе по духу людей, встречаются не только на репетициях, в официаль-ной обстановке, но и дома, заботятся друг о друге во время болезни, совершают покупки, ходят в аптеку, навещают в больнице.Участие пожилых людей в досуговых коллективах – это включенность их в определенный ритм жизни (репетиции, концерты, общественные поручения). Для многих пожилых лю-дей, в особенности тех, кто прекратил работу – это создание своеобразного трудового ритма жизнедеятельности, подтянутости, дисциплины, ответственности. В сфере досуга вполне возможно создать условия для общественной полезности пожилого человека, на-править трудовой ритм его жизни, создать ощущение нужности обществу. Досуговые коллективы пожилых людей выполняют важные функции, свойственные ху-дожественной самодеятельности, но преломляют их специфически:в воспитательной функции важное место занимает феномен пожилого человека как субъ-екта воспитания, на первый план выступает значимость самореализационного процесса личности, ее самовыражение посредством художественно-творческого процесса;познавательная функция в пожилом возрасте становится глубоко осознанной, избиратель-ной, сливается со стремлением репродуцировать социально-культурный опыт;общение (коммуникативная функция) в коллективах досуга пожилых людей резко избира-тельно и основано на знании ценностно-ориентированных возможностей каждого челове-ка, психологической совместимости друг с другом;особенность гедонистической функции состоит, прежде всего, в том, что пожи-лые люди с удовольствием поют песни своей молодости, делятся воспомина-ниями, осмысливая, таким образом в художественно-творческой форме свой жизненный путь.В условиях досуга возможно интенсивное и избирательное развитие творческих способ-ностей пожилых людей. В самодеятельных коллективах они имеют возможность репроду-цировать свой жизненный опыт, который, по мнению Б.Г.Ананьева, зависит не только от старения, но и от всей совокупности отношений, позиций и условий жизни личности в обществе. Осознание изменившихся обстоятельств жизни, смена или потеря пожилым че-ловеком прежних социальных ролей приводят его в среду сверстников, в коллективы до-суга, что позволяет сохранить определенные социальные связи с обществом, предоставля-ет ветеранам широкое поле ролевой деятельности в художественно-творческом процессе. Я согласна с мнением Е.И.Смирновой в том, «именно в этом возрасте впервые обращают-ся к творчеству или возвращаются к любительским занятиям, в прошлом оставленным по каким-либо причинам. Как носители опыта и традиций, пожилые люди представляют ценностный контингент, как в разновозрастных объединениях, так и в клубах ветеранов. Основополагающим моментом любой художественной деятельности (профессиональной и самодеятельной) является творческий процесс, в котором всегда диалектическими состав-ляющими являются объективная (художественный результат) и субъективная его стороны (собственно процесс создания какой-либо художественной продукции). Например, для хоров ветеранов это положение является принципиально важным, так как субъективная сторона творчества для пожилых людей гораздо важнее объективной. От самодеятельных коллективов пожилых людей не ждут (в силу ограниченных физиологических данных) таких высоких творческих результатов, как от коллективов более «молодых» возрастных общностей. Для пожилых участников самодеятельности гораздо важнее посредством уча-стия в художественно-творческом процессе (в разных формах, разных ролях) сохранить жизненный оптимизм, работоспособность, интеллект, то есть интерес ко всем сторонам социально-культурной жизни общества. В досуговых коллективах имеются прекрасные психолого-педагогические условия для развития творческих возможностей пожилых лю-дей: пережитое и прочувствованное можно облечь в такую художественную форму, кото-рая будет понятна товарищам по коллективу – сверстникам, единомышленникам.Созда-ние художественной продукции не только для концерта, выставки, но и для себя, товари-щей, особенно остро проявляется в пожилом возрасте. Многочисленные хобби (коллек-ционирование, резьба, выжигание, мягкая игрушка, вышивание, вязание и т.д.) нуждают-ся, как и у людей любого возраста, в поощрении, одобрении, выходе «вовне». Досуговые коллективы пожилых людей выполняют важную психологическую компенсаторную функцию. В системе досуга реализуются и ценностно-ориентационные установки пожилого челове-ка, есть возможность высказать свою точку зрения людям своего возраста, сходных жиз-ненных устремлений, передать свой опыт и ценностные идеалы представителям молодого поколения, участвовать в воспитательном процессе (наставничество, уроки мужества, ве-чера вопросов и ответов и пр.).(45)Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод, что участие пожилых людей в досуговых коллективах благоприятно сказывается на морально — психологическом со-стоянии, способствует активизации их социально-культурной деятельности внутри кол-лектива и во внешней среде.Как известно, основное положение современной психологии (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) состоит в том, что психологическая деятельность вырас-тает из практической, что психологические процессы сама личность формирует пожиз-ненно. Исходя из этого, нельзя представить, что старение, протекающее по биологическим законам, может прямолинейно изменить психическую деятельность, которая формирова-лась под воздействием социальных факторов. Но можно предположить, что участие лич-ности в художественно-творческой деятельности способно положительно влиять на пси-хологические особенности пожилых людей. Взаимосвязь технологий социальной работы и технологий культурно — досуговой деятельности.Культурно-досуговая деятельность, представляя собой, сложный вид соци-альной деятельности, обладает всеми признаками, которые позволяют рас-сматривать ее как объект технологии.Во-первых, культурно-досуговая деятельность может быть представлена как двухуровневый процесс: действия субъекта КДД и действия специалистов – организаторов.Во-вторых, культурно-досуговая деятельность как процесс расчленяется на целый ряд последовательных этапов, процедур, операций, что является сущ-ностью технологизации.В-третьих, технологическая модель культурно-досуговой деятельности включает 4 основных ее этапа: социальную диагностику, проектирование, реализацию, анализ результатов. Причем действия организаторов КДД долж-ны быть согласованы и синхронизированы на каждом из этапов с действиями субъекта, выбирающего тот или иной вариант культурно-досуговой деятель-ности, и направлены на самореализацию личности в процессе КДД.Технология культурно-досуговой деятельности – процесс сложный, много-плановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание культурно-досуговых программ и поиск оригинальных решений в традици-онных формах предметной деятельности, выдвижение новых форм на основе совместного творчества специалистов и инициативных участников (посети-телей, зрителей и т.д.).д технологией культурно-досуговой деятельности понимается научно обос-нованная система знаний об условиях, формах и методах, и приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности.(59)Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, средства достижения цели, субъектно-объектные и объектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, ко-нечные результаты, которые чаще всего выражаются в программе.Основные компоненты технологического процесса следует определять по двум слагаемым: организаторские и методические виды культурно-досуговой деятельности.Организация» культурно-досуговой деятельности, есть оптимальное упоря-дочение всех составных элементов технологического процесса в учреждени-ях культуры, с помощью которого достигается четкая взаимосвязь, выраба-тывается рациональная структура управления и взаимодействия с населени-ем.Методическая деятельность является продолжением организаторской дея-тельности и составляет основу творчества в условиях досуга, выступает его внутренним регулятором. В методической деятельности определяются и раз-рабатываются этапы подготовки и проведения культурно-досуговой про-граммы, где собранный материал приобретает конкретную форму. К методике, как к технологическому процессу, предъявляются следую-щие требования: постановка цели, определение содержания, выбор ме-тодов, определение форм организации аудитории и наличие результата деятельности.Необходимо также отметить, что основными элементами методики, как тех-нологического процесса являются: аудитория (объект деятельности), специа-листы (субъект) и деятельность учреждений культуры. Следовательно, тех-нология КДД с одной стороны, обуславливается потенциалом действия лю-дей, а с другой – условиями, процессами, в которых они протекают.Социальное начало в технологиях предусматривает различные формы взаи-модействия индивидов между собой и с окружающей их средой, а культур-ное предполагает либо получение определенных результатов этого взаимо-действия, либо насыщение технологий конкретным дидактическим материа-лом из различных видов и жанров искусства, общественной практики.Социальное предполагает выход представителей отдельных групп населения на такой уровень компетенции, который позволил бы им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействие. Культурное – подразумевает насыщение деятельности людей конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и тра-диций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества и обмена в процессе их социально-культурной деятельности.(20)Поскольку социальная работа призвана помочь человеку не только в тради-ционных сферах (образование, медицина), но и в культуре, ясно, что здесь сходятся интересы социальных работников и организаторов досугово-рекреационной, или культурно-досуговой сферы. Рис. Со-отношение сфер деятельности:Соци-альная работа и культурно-досуговая деятельностьКак особое общественно значимое, творческое, образовательное и практи-ко-ориентированное явление, социально-культурная деятельность изначаль-но направлена на педагогическое обеспечение вхождения человека в социум, в мир культуры. Как научное направление она отражает сложный диалекти-ческий процесс преемственности поколений, исследует закономерности влияния культуры на социальные процессы, происходящие в российском обществе.Статистика показывает, что уровень образования пожилых людей посто-янно растет, так как эта социально-демографическая группа пополняется представителями более образованных поколений.Пожилые люди по отношению к другим поколениям имеют многие пре-имущества, позволяющие им легко принимать правильные жизненные ре-шения, гарантирующие высокий шанс успешного выживания в непростой социально-экономической обстановке. Старость может означать высшую ступень жизни, полную эмоциональной зрелости, мудрости, основанной на опыте, наблюдениях в течение долгой полноценной жизни. Такие пожилые люди являются подлинной ценностью общества.Установлено, что чем интенсивнее человек работает творчески, тем доль-ше сохраняется активность его ума, поддерживаются интеллектуальные воз-можности. Поэтому особенно важно создать благоприятную психоэмоцио-нальную атмосферу средствами культуры, образования, общения. Активный образ жизни и участие в общественной деятельности помогают пожилому человеку сохранить и реализовать себя как личность. Однако далеко не все-гда люди, вышедшие на пенсию, могут самостоятельно организовать свою жизнь, направить ее в русло общественно полезных, социально значимых ак-ций и инициатив. Научно обоснованная совокупность образовательных, рек-реационных, релаксационных и других программ призвана обеспечить усло-вия, в которых пожилые и престарелые люди могли бы осуществлять полно-ценную жизнедеятельность.Поэтому смыслом концепции социальной политики в отношении граждан пожилого возраста должно стать включение их в активную общественную жизнь, конкретный живой труд, где прежде опекаемый человек становится творцом своего ближайшего и отдаленного будущего.Практика социальной работы с пожилыми людьми свидетельствует о не-обходимости совершенствования системы социально-культурных мероприя-тий для пожилых людей, привлечения их к активной культурной деятельно-сти, сохранению уникальных общенациональных духовных ценностей, обо-значения реальных путей их сохранения, трансляции в общекультурном взаимодействии поколений.Социально-образовательная и досуговая деятельность помогает пожилым людям избавиться от одиночества, изменить свою позицию в обществе, сде-лать ее более заинтересованной, проявлять интерес к делам, происходящим вокруг них. Активная жизненная позиция предоставляет пожилому человеку новые возможности для раскрытия и самореализации собственного творче-ского потенциала, передачи накопленных знаний и жизненного опыта, как своим ровесникам, так и представителям других поколений.Досуговая деятельность пожилого человека может быть представлена следующими группами: Восстановление различных сил пожилого человека — прогулки на воздухе, вечера отдыха для пожилых.Повышение эрудиции, потребление духовных ценностей – чтение, просмотр фильмов, телепередач, посещение музеев, участие лекториях, путешествия, экскурсии.Развитие духовных сил и способностей к активной творческой деятельности – труд на приусадебных участках, мастерских, прикладные мероприятия, об-щественная деятельность.Реализация потребности в общении – клубы общения, творческие объедине-ния, вечера встреч, диспуты.(21)Выбор пожилым человеком той или иной формы досуговой деятельности, связан с преобладанием у него индивидуальных ценностных ориентаций. Для людей старшего поколения важно сохранение тех ценностей, и того образа жизни, которые сопровождали их в течение жизни.Выход на пенсию существенно меняет условия и образ жизни пожилого че-ловека, влияет на характер, формы, степень его активности во многих сферах жизнедеятельности. Пожилые люди при этом бояться оказаться не нужными, потерять привычные связи, остаться один на один со своими проблемами. Так, данные опроса среди пожилых людей, отдыхающих в отделении дневно-го пребывания Центра социального обслуживания населения Заинского, Зе-ленодольского районов г. Набережные Челны, свидетельствуют о важности предоставления им социокультурных услуг, и, что на первом месте среди причин посещения этих отделений, является потребность в общении. При этом многие из пожилых людей сами облада