Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Сoзнательное и бессознательное в психике человека

БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По  общей  психологии
По  теме«Сознательное и бессознательное
в  психике  человека»
Студентки первого курса
Заочной формы  обучения
СОЛТАН ОЛЬГИ  МИХАЙЛОВНЫ.
Преподаватель:  Беспанская Е.Д.                   
                                                              № зачетной книжки:  544328
                                                                                       Адрес:
                                                                                   Г.Минск
                                                                       Пр.Партизанский  56-51
                                                                                220026
                                                                        Тел. 2855502.

ПЛАН:
1 Введение.
2 Понятие психики.
3 Структура психики
4 Сознание
5 Самосознание
6 Осознаваемость предметов и явлений
7 Бессознательное
8 Личностное и коллективное бессознательное
9 Взаимодействие сознания и бессознательного
10 Заключение
11 Литература.
1.
Психика возникла и формировалась, как способность живых организмов активновзаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодированияжизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способностьадаптации организмов к среде. Психика не дана человеку в готовом виде с моментарождения и сама по себе не развивается. Только в процессе общения ребенка сдругими людьми, усвоения культуры, в процессе деятельности формируется иразвивается психика человека. Психика человека проявляется какотражательно-регуляционная деятельность, обесп6ечивающая активное еговзаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.
2.
 Психика– свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся вактивном отражении субъекта объективного мира, построения субъектомнеотчуждаемой от него  картины этого мираи регуляции на этой основе поведения и деятельности. Благодаря психике субъектыполучают информацию об окружающем мире, реагируют на окружающую средупосредством раздражимости, чувствительности и сознания
  Психика– свойство высокоразвитого мозга активно отражать окружающую действительность ина основе созданного индивидуального образа объективного мира регулировать своеповедение и деятельность. Психика человека – высший уровень эволюционногоразвития психики. Психика – это система субъективных образов действительности,внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования. Конечно,человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психикуживотных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладаетсознанием. Психика является продуктом мозга, а мозг – орган психики и нельзя неучесть того, что психика является отражением действительности, бытия; а высшаяформа психики – сознание человека является осознанием его общественного бытия.Итак, мозг и психика – это предметно одна и таже реальность. Психика объективна,она имеет свои собственные качества и определяется своими собственнымизаконами.
3.
Обладая собственным объективным существованием,психика имеет собственную структуру. В самом общем плане она обладаетвертикальной и горизонтальной организацией. К вертикальной относятся: сознание,индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное. К горизонтальной– психические процессы, свойства, состояния.
4. 
 Сознание—это высшая, свойственная только лишь человеку формаотражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самомусебе, который представляет собой единство психических процессов, активноучаствующих в осмыслении человеком объективного мира и его собственного бытия иопределяется не непосредственно его тесной организацией (как у животных), априобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметныхдействий. Проще сказать, это весь материал, хранящийся в памяти, которыйдоступен воспроизведению. Сознание состоит из чувственных образов предметов,являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением исмыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений,созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Такимобразом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. Сознаниечеловека помогает ему глубже понять мир, понять то, что нельзя увидеть изнепосредственного наблюдения. Оно помогает делать заключения и выводы. Сознаниевсегда активно и интенционально. Эти особенности объясняют:
1 Рефлексы – способность наблюдать за собой, за своимсостоянием, т.е. воспринимать себя как объект.
2 Мотивационно-ценностный характер – знание о себе учеловека укладываются в какую-либо систему.
3 Самосознание—образ себя.
5.
  Особая форма сознания – самосознание. Оно помогает человеку выделить себя, свое «Я»из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относится к себе,переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменитьсебя, заниматься саморазвитием, самовоспитанием.
      6.
 Кроме того, сознание следует отличать отосознаваемости предметов и явлений. Во-первых, в каждый данный моментосознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых,помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может бытьосознано при специальной задаче. Явления психики, которые актуально неосознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными.Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознатьили осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, нанашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными.Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, тобессознательное – то, что не может быть осознано.
7.
 Сознание неявляется единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, идалеко не все, что воспринимается, управляет поведением человека, актуальноосознается им. Кроме сознания  у человекаесть бессознательное. Это тепроцессы, свойства, состояния, которые актуально человеком не рефлексируются,т.е. не осознаются. Их по традиции, связанными с сознательными процессами,также называют психическими. Бессознательное начало, так или иначе,присутствует во всех психических процессах, свойствах, состояниях человека.Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия,проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховыеощущения, которые вызывают непроизвольные рефлективные реакции в зрительной ислуховой центральных системах. Неосознаваемые образы и восприятия существуют ипроявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувствезнакомости, которое иногда возникает человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Естьнеосознаваемые мысли, чувства. Бессознательная память – это та память, котораясвязана с долговременной и генетической памятью. Это та память, котораяуправляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслейчеловека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направленовнимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессерешения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь.Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характерпоступков, многое другое неосознаваемое человеком в психических процессах,свойствах и состояниях.
8.
 Ученым, которыйсмог представить наиболее полную теорию бессознательного на сегодняшний день,был К.Г.Юнг. Он выделил в бессознательном 2 составляющих: личностное иколлективное. Кроме того, большой вклад в разработку проблематики личностногобессознательного внес З.Фрейд.
Личностноебессознательное, по мнению Юнга,возникает в результате собственного опыта человека и содержит вытесненныеиндивидуальные впечатления и переживания. Бессознательное в личности человека –это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает, нокоторые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях,действиях, психических явлениях. Одна из групп таких действий – ошибочныедействия: оговорки, ошибки, описки при написании и слушании слов. В основевторой группы – непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов,событий и др., что прямо или косвенно связано с неприятными переживаниями.Третья группа относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятьюи воображением: сновидения, грезы, мечты.
В коллективномбессознательном  запечатленобщечеловеческий опыт в виде архетипов – универсальных образов поведения,мышления, мировосприятия. Их нельзя обнаружить непосредственно, но они дают осебе знать в сновидениях, видениях, предчувствиях. К.Г.Юнг описал множество архетипов,дав им условные и весьма своеобразные названия: Самость, Персона, Эго, Тень,Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Солнце, Мудрец, Герой, Бог, Смерть.
Основной архетип – Самость. Она представляет собойядро психики, вокруг которой объединяются все остальные ее аспекты. Персона –наше публичное лицо, те роли, которые мы играем в соответствии с нашимисоциальными требованиями. Это наша социальная личность. Тень – обитель всехнаших вытесненных из сознания влечений. Эго – комплекс принимаемыхпредставлений о себе. Анимус – совокупность мужских черт, безотчетливоприсутствующих в психике женщины; из них складывается некий идеальный образмужчины. Анима – напротив, образ идеальной женщины, живущий в глубине мужскойпсихике.
Согласно Юнгу, архетипы являютсяструктурно-формирующими элементами бессознательного. Коллективноебессознательное принадлежит всем и никому – подобно воздуху, которым мы дышим.
9.
 Бессознательные явления, вместе спредсознательными управляют поведени6ем, хотя функциональная роль их различна.Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующего постоянноговнимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:
              1. Когда перед человекомвозникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидногорешения.
              2. Когда человеку требуетсяпреодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мыслиили телесного органа.
              3. Когда необходимо осознать инайти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешитьсябез волевого решения не может.
              4. Когда человек неожиданнооказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него, в случаенепринятия немедленных решений и действий.
Подобного рода ситуации возникают перед людьмипрактически беспрерывно, поэтому сознание как высший орган психическойрегуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многиеповеденческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции,так что в реальной действительности одновременно в управлении поведениемчеловека участвуют многие различные уровни его психической регуляции.
Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихсянаучных данных вопрос об отношениях между сознательным и другими уровнымипсихической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложными не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, чтосуществуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разномусоотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиесяв области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с болеенизким уровнем психической регуляции поведения, чем сознания. Таковыбессознательные ощущения, восприятия, память, мышления и установки.
Другие бессознательные явления представляют собойтакие, которые раньше осознавались, но со временем ушли в сферубессознательного.
Третий тип бессознательных явлений – те, о которыхговорил З.Фрейд. Это – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные изсферы человеческого сознания под влиянием цензуры.
Каждый из типов бессознательных явлений по-разномусвязан с поведением человека и  егосознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальноезвено в общей системе психической поведенческой регуляции, и возникает на путипродвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию(кроме головного мозга). Второй тип бессознательного можно рассматривать какопределенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлениипо нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий типбессознательного относится  кмотивационным процессам  и возникает пристолкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационныхтенденций.
10.
 Между сознаниеми бессознательным, считают многие направления современной науки, нетнепреодолимого противоречия и конфликта. Они являются составляющими психикичеловека. Ряд образований (например, личностные смыслы) в равной степениотносятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считают,что бессознательное следует рассматривать как часть сознания
11.
Литература:       1. «Психология»  3 тома Р.С.Немов. книга первая: Основы общейпсихологии. Москва. Владос.2001г.
                                 2. «Общая психология» Л.А.Вайнштейн,В.А.Поликарпов, И.А.Фурман, Е.А.Трухан. Минск. Тесей,2005г.
                                   3. «Психология» И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова,А.М.Прихожан. Москва, Асамед, 2003г.
                                  4. «Основы общей психологии» РубинштейнС.Л. Мастера психологии. Питер, 2002г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.