Содержание
TOC o «1-3» h z u
Введение. PAGEREF _Toc181620651 h 1
1.Коммуникативная целесообразность речи. PAGEREF _Toc181620652 h 2
2.Техника звучащей речи. PAGEREF _Toc181620653 h 3
3.Приемы произнесения речи. PAGEREF _Toc181620654 h 5
4.Комплекс упражнений речевой гимнастики. PAGEREF _Toc181620655 h 7
Заключение. PAGEREF _Toc181620656 h 11
Список литературы… PAGEREF _Toc181620657 h 12Введение Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.В процессе профессиональной деятельности представители разных специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия- влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Поэтому, подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации.1.Коммуникативнаяцелесообразность речи
К качествам «хорошей»речи относятся те, которые определяют ее коммуникативную целесообразность. Этоточность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествамотносят также чистоту, ясность и понятность).
Точностьречи связывается с точностью словоупотребления, правильнымиспользованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшееусловие точности — соблюдение лексических норм. Речь является точной, еслиговорящий отбирает слова и конструкции которые точнее других передают оттенкисмысла, существенные именно для данного высказывания.
Если говорящий заботитсяо том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателя нужную реакцию насообщение — интеллектуальную (сделать понятным), эмоциональную (пробудитьчувство), волевую (заставить действовать), то это является свидетельством выразительности его речи.
Процесс словесногооформления мысли и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысласообщения. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется,поскольку общение — это не просто передача информации (знания, фактическихсведений, указаний, приказаний, деловых сообщений), а обмен информацией,предполагающей обратную связь.
Высказывание безориентации на собеседника носит форму монолога. Монологичность в общениивоспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом.Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения являетсядиалог.
Диалог предполагаетсвободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способностьотличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога — умение задаватьвопрос себе и другим.
Культура поведения влюбом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанногос формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи,принятым в общении людей. 2.Техника звучащей речи
Голосчеловека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментомвоздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте,мироощущении говорящего. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фонвыступления, разговора, который может быть положительным (приятным) илиотрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка,хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции) являются«барьерами» коммуникационного обмена, «режут ухо». Кроме того, хорошо звучащийголос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность,создает настроение.
Речевыеизъяны очень устойчивы. Из бытовой речи они часто «перекочевывают» в публичную,в деловое общение. Однако официальная обстановка, в отличие от непринужденной,требует управления голосом, владения полнымстилем произношения, т. е. внятногопроговаривания при среднем темпе. К примеру, фразы «здравствуйте», «онаговорит» в полном стиле звучат так: [здраствуjть], [Ùна гÙвърит], а внеполном наблюдается сильное редуцирование (сокращение гласных), иногда дажепропуск слогов: [здрас’т’ь], [Ùна грит].
Таким образом, техника речивключает:
— фонационное дыхание,которое дает силу голосу
— голос, которыйобладает громкостью, силой, выразительностью
— дикция – отчетливоепроизношение каждого звука и сочетаний звуков
— интонация –ритмико-мелодичное и логическое членение речи интонация:
— высота тона
— сила голоса
— внутри фазовые паузы
— темп
— тембр – эстетическаяокраска голоса
Владеть речевой техникой — это значит добиться интонационнойподвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметьпользоваться нюансами тембра.
Тренировка интонации включает:
— интонационная развертказнаков препинания
— работа над темпом истилем речи
— различные виды пауз:
физиологические
грамматические
смыслоразличительные
психолингвистические,которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту.
— работа над голосом
А также фонетическую культуру:
— правильноепроизношение слов
- правильное ударение в словах
Охарактеризуем произносительный аппарат человека,состоящий из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов,артикуляторов. Дыхательные органы (мускулатура) позволяют втягивать воздух влегкие и выталкивать наружу.
Напути прохождения воздушной струи через гортань находятся голосовые связки — вибраторы. Это эластичные образования, расположенные с левой и правой сторонгортани и вытянутые спереди назад. Передние концы связок находятся под угломдруг к другу. Голос создается в результате периодических колебаний этих речевыхмышц, которые сближаются и натягиваются. Именно в гортани рождается звуковаяволна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая и ротовая полость),которые усиливают и обогащают звучание. Работу завершают артикуляторы: язык,губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Они превращают музыкальный тон (голос) взвуки речи родного языка.
Всечасти речевого аппарата участвуют в создании акустических характеристик: темпа,громкости, высоты, тембра, ясности и четкости произношения.3.Приемыпроизнесения речи
Темп — скорость говорения — может быть быстрым, средним, медленным.Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп — примерно 100 — 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоциональногонастроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет,подчеркнуть его важность, выделить.
Эффективное использованиеголоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд,паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов,произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности –как не бывало.
Громкость — это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящаятакже от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от егоприроды.
Русская речь склонна к некоторой минорности, и часто в голосеслышатся высокие плаксивые нотки, капризно — просительное звучание, хорошейпрофилактикой против которых служит понижение тона. Высота звука должнаизменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность.
Особоеповышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большейинтенсивностью ударного слога, называют логическимударением.
Тембр — дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет».У каждого человека свой тембр — глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий,бархатный, металлический и т. п.
Ясность и четкость произношенияназываются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческомупроцессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительностислова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразитьритмическую организацию речи.
Различают физиологическую (добор дыхания),грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) ипсихолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска).
Оратор,собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающийхорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства ипереживания. Это возможно при правильно поставленном речевом (фонационном) дыхании.
Егоосновой является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаютсяза счет изменения объема грудной клеткивследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц.
Припроизношении речи после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшногопресса, а затем — длинный звуковой выдох, во время которого надо уметьрационально расходовать запас воздуха.
Расслаблениемышц, удерживающих грудную клетку в расширенном состоянии, должно происходитьпостепенно, подчиняясь воле говорящего. Через нос вдыхают только перед началоммонолога или на больших паузах. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость,подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса.
Процессголосообразования наиболее продуктивен, когда спина прямая, крепкая, а руки,плечи, шея, органы артикуляции свободны и не напряжены.
Системувышеперечисленных фонетических средств (высотных, силовых, временных) частоназывают интонацией, а также просодикой.
Таким образом, использование же этих приемовпри произнесении речи требует некоторых сознательных усилий:
-акцентированиеглавных слов предложения;
— изменение тона голоса;
— изменение темпа речи;
— использование пауз.
Голоса,поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может«воспитать» голос, т. е. развить и укрепить.
Техникаречи — важный элемент культуры речевой деятельности — включает работу наддыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддаетсятренировке путем специальных упражнений.
Ихнадо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскомувыступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта «быть в голосе».4.Комплекс упражненийречевой гимнастики
Комплексупражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской,содержащимся в работе «Техника речи» (М., 1978).
1.Тренировкаречевого дыхания.
1)«Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, — отогрейте ихдыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.
2)«Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумагишириной 2 — 3 сми длиной 10 см.
3)«Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5… 10), разделиввыдох на порции.
4)«Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесьза рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начнитенакачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, — выдох на звуке«ф».
5)«Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест — накрест. Правые руки — ваша пила,левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другойберет пилу на себя: «с».
6)«Старт». Возьмите в руки часы с с секундной стрелкой и начните вслух вестиотсчет времени по секундам: «Десять! Девять… Один! Пуск!». Отсчет ведитегромко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.
7)«Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст,делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого)«Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, триЕгорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.
II.Голосовыеупражнения.
1)«Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы:«м».
2)«Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом — м — м! бим — м -м!, бам — м — м !», стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: отнизкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).
3)Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, тотихим от начала до конца текста:
Раскинулосьполе волнистою тканью
Ис небом слилось темно — синюю гранью,
Ив небе прозрачном щитом золотым
Блестящеесолнце сияет над ним.
4)Еслиу вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н.Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении:
Слушайте- послушайте,
Государевылюди,
Государевуволю!
Идитев красные ворота
5)Определите,какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Нежалею, не зову, не плачу ...». Стремитесь выработать нормальный темп.
6)Произнеситефразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разнымиинтонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы,равнодушно, с обидой.
7)Попробуйтепроизносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрыйвечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальнойдоброжелательностью в голосе.
8)Прочитайтестроки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово слогическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился зарояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первыхже звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.
III.Артикуляционныеупражнения.
1)Широко открывая рот, четкопроизносите звуки и слоги:
-И, Э, А, О, У, Ы;
-Е, Я, Й, Ю;
-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;
-еа, яа, йа, юа;
Б — П, Г — К, Д — Т, В — Ф;
-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ,АБЫ;
-БИБ — БИБ — БИП; БЭБ — БЭБ- БЭП;
БАБ — БАБ — БАП; БОБ — БОБ — БОП;
БУБ — БУБ — БУП; БЫБ — БЫБ — БЫП;
-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО,ГУ, ВА, ВИ,
ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;
-ша, шо, шу, ши,
шо, шу, ши, ше,
шу, ши, ше, ша,
ши, ше, ша, шо;
-ша, жа, жа, жа, ша,
шо, жо, жо, жо, шо,
ши, жи, жи, жи, щи,
ше, же, же, же, ше;
-С — З — З -...; ТР — Р ...,ДР — Р ...;
-ПТК, ПКТ, КТП
2)Читайте чистоговорки(фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):
Б-ык тупогуб, тупогубенькийбычок; у быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полюлетит.
Кукушка кукушонку сшилакапюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
Цапля мокла, цапля сохла,цапля чахла, цапля сдохла.
4)Прочитайте реплики вдиалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова:
Реплика – стимул
Реплика — реакция
1.Вопрос – сомнение
Яблоко от яблони недалеко падает?
Шила в мешке не утаишь?!
До поры остры топоры?!
Топоры остры до поры?!
Около кола — колокола?!
Утверждение
Яблоко от яблони недалеко падает.
Шила в мешке не утаишь!
Топоры остры до поры!
До порыостры топоры!
Около кола — колокола!
Около кола колокола!
2.Вопрос – удивление
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?
Восхищение
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!
3.Восхищение.
Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна — под попом! Сам под колпаком!
Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.
Сомнение (недоверие).
Стоит поп на копне!
Колпак на попе?
Копна под попом?
Сам — под колпаком?
Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?
Читайте«информационное сообщение» четко, спокойно:
«Из- под Костромы, из — под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева — тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова ислава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и неперевыскороговорил».
6)Просклоняйтеимена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.
7)Произноситеслова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий нанекотором расстоянии от вас:
корреспонденция,предшествовавший,Заключение
Какни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает нетолько и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачуинформации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимаетвербальную или словесную форму.
Вряд ли можно сомневаться в том, что знанияоснов ораторского искусства, техники речи необходимо каждому, кто участвует вобщественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постояннымпроизнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима безосновательных знаний принципов и правил ораторского искусства.
Идеяречи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задачаоратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей.
Речьесть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражаетмимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, ктоговорит. Речь — это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и всознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опытаи характера, намерений и чувств человека
В наши дни речь, более чем когда -либо прежде,представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе исотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира,перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым людидобьются победы, если оно восторжествует. Список литературы
1.АтватерИ. Я. Вас слушаю — М., 1988.
2.ВведенскаяЛ. А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи. — Ростов — на — Дону,1997.
3.Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.
4.КозляниноваИ. П. Произношение и дикция. — М., 1977.
5.ЛеонтьевА. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1972.
6.МельниковаС.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. –Ульяновск: УлГТУ, 1999
7.НикольскаяС. Т. Техника речи. — М., 1978.
8.Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. — М., 1983.
9.РеформатскийА. А. Введение в языкознание. — М., 1996.
10.СахарныйЛ. В. К тайнам мысли и слова — М., 1983.
11.ТуминаЛ. Е. Учимся слушать // Русский язык в школе, 1993, №1.
12.Шилов Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь. — М., 1987.
13.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М., 1974.