Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Ребенок и общество

Московский городскойпсихолого-педагогический университет.
Курсовая работа.
На тему: «Ребенок и общество».
Преподаватель:Корепанова И. А.
                                                                       Выполнила: студентка ПоВ 2.1
                                          Рудакова А.С.
2005.
Содержание.
1. Введение                                                                                                        3
2. Глава 1.Теоретически-методологический анализ понятий            
«детство» и «общество».                                                                                  4
3.            1.2Периодизация детства.                                                                54. Глава 2. Развитие личности:психосексуальные стадии.                          65.            2.1 Учение опсихосексуальных стадиях развития личности З. Фрейда.                                                                                                               6                                          6.            2.2.Учение о психосексуальных стадиях развития личности Э. Эриксона.                                                                                                           11
7.            2. 3. Детский психоанализ Анны Фрейд.                                          16
8. Глава 3.Ребенок и общество.                                                                      17
9.            3.1.Семья.                                                                                            17
10.          3.2.Социализация в мире учреждений.                                             20
11. Заключение                                                                                                   22
Введение.
Детство — неотъемлемая часть образа жизни и культуры любогоотдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатальногопериода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда,в которой он на данный момент находится.
Ребенок не может ни физически, ни психически существоватьбез взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых.Однако и взрослые не могут существовать без мира детства. Детство-это то с чегоначинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким и важнымэтапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства,не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятогосубъекта. 
Социум оказывает постоянное влияние на ребенка и определяетмногие аспекты его дальнейшей жизни. Влияние общества на развитие ребенкаотражается в работах известных психологов, таких как: Э. Эриксон, А. Фрейд, Д.Боулби. Все они, так или иначе, показали неразрывную цепь между развитиемребенка и влиянием на это событие общества.
Глава 1. Теоретически-методологический анализ понятий«детство» и «общество».
Для того чтобы оперировать каким-либо понятием следуетрассмотреть множество определений этого термина.
В кратком психологическом словаре понятие «детство» звучит кактермин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подростковоговозраста). Согласно принятой периодизации, детство охватывает младенчество,раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Исследованияпсихологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.), данныеэтнографии о развитии детей в различных обществах способствует преодолениюгосподствующих долгое время представлений о детстве, как «натуральной стадии»обладающей некими универсальными для всех времен и народов свойствами. Показаночто, будучи социокультурным феноменом, детство носит конкретно- историческийхарактер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства,состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяетспецифику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства.На характер и содержание отдельных периодов детства также оказывают влияниеконкретные социально-экономические и этно-культурные особенности общества, вкотором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания.Внутри последовательно сменяющих друг друга видов детской деятельности,задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребенкомисторически сложившихся человеческих способностей. Современная наукарасполагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве,новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей иформирования человеческой личности.
PRIVATE«TYPE=PICT;ALT=отче»PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»психологическомсловаре детство- это этап онтогенетического развития индивида, включающийпериод от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь.По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходитпостепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяютпериод младенчества, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьныйвозраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периодусоциальной зрелости.
В своих трудах по детской психологии многие специалисты даютопределение понятиям детство и ребенок, что значительно облегчает нашу задачу,и позволяет более широко рассматривать эту проблему.
  Е. О. Смирнова в своем учебнике «Психологияребенка» рассматривала термин «детство» как период самого интенсивногочеловеческого развития. Она говорила о том, что ни в каком другом возрастечеловек не приобретает так много, как в раннем и дошкольном возрасте.
 Переплетая термины«детство» и «общество» в учебнике по возрастной психологии, Л. Ф. Обухова, даетследующее определение понятию детства.
Детство — период, продолжающийся от новорожденности дополной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это преиодстановления ребенка полноценным членом человеческого общества. Этапы детствачеловека – продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячилет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления внеразвития человеческого общества и законов, определяющих его развитие.Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальнойи духовной культуры общества.  
 
В большом энциклопедическом словареобщество, в широком смысле, представлено как совокупность историческисложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – историческиконкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
1. 2 Периодизациядетства.
В современной психологии принята следующая периодизация.
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.          Глава 2. Развитие личности: психосексуальные стадии.2.1 Учение о психосексуальных стадиях развития личности З. Фрейда.1. Оральная стадия
Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячноговозраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимостьдля него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В этотпериод область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологи­ческихпотребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путем сосаниягруди или из рожка; в то же время сосательные движения достав­ляютудовольствие. Поэтому полость рта – включая губы, язык и связанные с нимиструктуры – становится главным средоточием активности и интереса младенца.Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всейжизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявле­ния оральногоповедения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения,поцелуев и переедания – всего того, что фрейдисты рассмат­ривают какпривязанность либидо к оральной зоне.
В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальностьтесно перепле­таются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения,сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объ­ектами– источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, апервым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое умень­шениемнапряжения, является рот. Сосание и глотание выступают в качестве про­тотиповкаждого акта сексуального удовлетворения в будущем.
Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормлениегрудью. Со­гласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцыиспы­тывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской грудиили отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чембольше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральнойстадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.
В течение второй половины первого года жизни начинаетсявторая фаза ораль­ной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическаяфаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жеваниестановятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствиемматери или отсрочкой удовлетворения.2. Анальная стадия
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев ипродолжается до тре­тьего года жизни. В течение этого периода маленькие детиполучают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалии. Онипостепенно науча­ются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника,(то есть, допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямойкишки и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и мочевым пузыремявляется в основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден втом, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка ктуалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самогоначала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования ид(удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходя­щие отродителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностя­ми). Фрейдутверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало ванальной стадии.3. Фаллическая стадия
Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленныелибидо, сдвига­ются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает,что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, посколь­ку в этотпериод ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует.На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.
Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когдаребенок чувствует «сексуальное» возбуждение, то есть удовольствие отстимуляции области гениталий. Это воз­буждение связано в уме ребенка с близкимфизическим присутствием родителей. Стремление к контакту с ними ребенку становитсявсе труднее удовлетворять; ребенок борется за интимность, которая существуетмежду сами­ми родителями. Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь впостель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяютдруг другу, а не ему.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том,что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получилназва­ние комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из тра­гедииСофокла «Царь Эдип». Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет началоиз греческой мифологии, он в то же время рассматривал трагедию каксимволическое описание одного из величайших чело­веческих психологическихконфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждогоребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранитьродителя одного с ним пола.
В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному умальчиков и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначальнообъектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С мо­ментарождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочетобладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чув­ства поотношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди старшеговозраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свойполовой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стре­мится играть рольсвоего отца. В то же время он воспринимает отца как конку­рента,препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсю­да следует,что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчикдогадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половойчлен больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувствак матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит егопениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвалстрахом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления кинцесту с матерью.
В возрасте примерно между пятью и семью годами эдиповкомплекс разреша­ется: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) своисексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом(перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификациис агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретаетконгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого пове­дения,обрисовывающих для него, что значит быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь сотцом, мальчик может удержать мать как объект любви заме­стительным путем,поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Ещеболее важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчикинтернализирует родительские запреты и основные мо­ральные нормы. Это естьспецифическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливаетпочву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго являетсяследствием разрешения эдипова комплекса.
Версия эдипова комплекса у девочек получила названиекомплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологииЭлектра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника итаким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектомлюбви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическуюстадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что можетсимволизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическоеоткрытие, она на­чинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочкиразвивается зависть к пенису, что в определенном смысле являетсяпсихологическим аналогом страха кастрации у мальчика. Вследствие этого девочканачинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекаяее в том, что та родила ее без пениса, или, возлагая на мать ответственность зато, что та отняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал,что в неко­торых случаях девочка может низко оценивать собственнуюженственность, считая свой внешний вид «дефективным». В то же самое времядевочка стремится обла­дать своим отцом, потому что у него есть такой завидныйорган. Зная, что она не спо­собна заполучить пенис, девочка ищет другиеисточники сексуального удовлетворе­ния в качестве заменителей пениса.Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрастепяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопро­вождается маскулиннымифантазиями, в которых клитор становится пенисом.
Фрейд утверждал, что девочка со време­нем избавляется откомплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью.Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символическийдоступ к своему отцу, увеличивая, таким обра­зом, шансы когда-нибудь выйтизамуж за мужчину, похожего на отца.4. Латентныйпериод
В промежутке от шести-семи лет до начала подростковоговозраста располагается фаза сексуального затишья, получившая названиелатентного периода. Теперь ли­бидо ребенка направляется посредством сублимациив виды деятельности, не связан­ные с сексуальностью, – такие, как интеллектуальныезанятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можнорассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последнейпсихосексуальной стадии. Снижение сек­суальной потребности в данном случаеФрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, ачастично – к появлению в его личности струк­тур эго и суперэго. Следовательно,латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития,потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинктпредположительно дремлет.5. Генитальная стадия
С наступлением половой зрелости восстанавливаютсясексуальные и агрессив­ные побуждения, а вместе с ними интерес кпротивоположному полу и возраста­ющее осознание этого интереса. Начальная фазагенитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти)характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме.Репродуктивные органы достига­ют зрелости, выброс гормонов эндокринной системойведет к появлению вторич­ных половых признаков (например, оволосение лица умужчин, формирование молочных желез у женщин). Результатом этих изменений являетсяхарактерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полнымудовлетворением сексуального инстинкта.
Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннемподростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальнойэнергии под­ростка направлен на человека одного с ним пола (например, научителя, соседа, сверстника) – в основном, таким же образом, как это происходитпри разрешении эдипова комплекса. Хотя явное гомосексуальное поведение не являетсяунивер­сальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитаютобще­ство сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергиилибидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.Увлечение юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.
2.2. Учение опсихосексуальных стадиях развития личности Э. Эриксона.1. Младенчество
Первая стадия развития человека соответствует ораль­ной фазеклассического психоанализа и обычно охваты­вает первый год жизни. В этотпериод, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, поло­жительнымполюсом которого служит доверие, а отрица­тельным – недоверие. Степень доверия,которым ребе­нок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самомусебе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы.
Если же ребенок не получает должного ухода, не встречаетлюбовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие – боязливость и по­дозрительностьпо отношению к миру вообще, а к людям в частности, и недоверие это он несет ссобой в другие ста­дии своего развития.
2. Раннее детство
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадаяс аналь­ной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенкаразвивается самостоятельность на основе разви­тия его моторных и психическихспособностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится нетолько ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать,опускать и бросать. Малыши наслажда­ются и гордятся своими новыми способностямии стре­мятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька,спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то,на что он способен, aне торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своимимышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой,то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать заребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость инерешительность.
В том слу­чае, если в стремлении оградить ребенка от усилийродители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустан­но браня его за«несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки илипролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми инеуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. Если из этойстадии ребенок выйдет с большей долей неуверенности, то это неблагоприятно отзоветсяв дальней­шем на самостоятельности и подростка, и взрослого чело­века. И,наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораз­до больше самостоятельности,чем стыда и нерешительно­сти, окажется хорошо подготовленным к развитиюсамостоя­тельности в дальнейшем.3. Возраст игры
Третья стадия обычно приходится на возраст от четы­рех допяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и натрехколесном велоси­педе ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Онначинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия другихдетей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и вспособ­ности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон,развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом.
От того, как в этой стадии реагируют родители на затеиребенка, во многом зависит, какое из этих качество пере­весит в его характере.Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которыепо сво­ему желанию бегают, борются, возятся, катаются на вело­сипеде, насанках, на коньках, вырабатывают и закрепля­ют предприимчивость. Закрепляет ее,и готовность роди­телей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальнаяпредприимчивость), не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но еслиродители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна инежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинаетчувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.4. Школьный возраст
Четвертая стадия – возраст от шести до одиннадцати лет, годыначальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой.
В этот период у ребенка раз­вивается способность к дедукции,к организованным иг­рам и регламентированным занятиям. Только теперь, например,дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность.Эриксон го­ворит, что психосоциальный параметр этой стадии харак­теризуетсяумелостью сводной стороны и чувством непол­ноценности с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещиустроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.
Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши иавиамодели, варить, готовить и рукодельни­чать, когда им разрешают довести начатоедело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вы­рабатываетсяумелость и способности к техническому твор­честву. Напротив, родители, которыевидят в трудовой де­ятельности детей одно «баловство» и«пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности. Вэтом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ог­раничивается домом. Hapядy ссемьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественныеинституты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих поручитывающего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка вшколе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние науравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, вособенности мо­жет быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряетсядома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но онусваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с нимисоревноваться. Непрерывное отставание в классе несораз­мерно развивает у детейчувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудьзаглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советами помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зави­ситне только от родителей, но и от отношения других взрос­лых.5. Юность
При переходе в следующую 5-ую стадию (12-18 лет) ре­беноксталкивается, как утверждает классический психо­анализ, с пробуждением«любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемызависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон неотрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуюти другие. Подросток созре­вает физиологически и психически, и в добавление к но­вымощущениям и желаниям, которые появляются в ре­зультате этого созревания, у негоразвиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новыхособенностях психики подростка занимает его ин­терес к мыслям других людей, ктому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный иде­алсемьи, религии, общества, по сравнению с которым, весьма проигрывают далеконесовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества.
Эриксон считает, что возникающий в этот период пара­метрсвязи с окружающим колеблется между положитель­ным полюсом идентификации «Я» иотрицательным по­люсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшимспособность к обобщениям, встает задача объе­динить все, что он знает о себесамом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и такдалее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать спрошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этойзадачей психо­социальной идентификации, то у него появится ощуще­ние того, ктоон есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали болееили менее прямое воздействие на исход кризи­сов развития, влияние их теперьоказывается гораздо бо­лее косвенным. Если благодаря родителям подросток ужевыработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы егона идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительноувеличиваются. Обратное, справедливо для подростка не­доверчивого, стыдливого,неуверенного, исполненного чув­ством вины и сознания своей неполноценности.Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентифика­ции в подростковомвозрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.
 Если из-за неудачногодетства или тяжелого быта под­росток не может решить задачу идентификации иопределить свое Я, то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей инеуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такаяпутаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие вподростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлениемо своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотно­сят ни со своиминтеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретет ясногопредставления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до концажизни. А тот, кто опоз­нал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкивать­сяна жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемусяу него представлению о себе. Эриксон подчеркивает, что жизнь представляет собойнепрерывную смену всех ее аспектов и что успешное ре­шение проблем на однойстадии еще гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапахжизни или появления новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.6. Ранняя зрелость
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости,иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от концаюности до начала среднего возраста.
Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыду­щем этапеопознание Я и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфическийдля этой ста­дии параметр, который заключен между положительным полюсомблизости и отрицательным – одиночества.
Под близость Эриксон понимает не только физическую близость.В это понятие он включает способность забо­титься о другом человеке и делитьсяс ним всем суще­ственным без боязни потерять при этом себя. С близос­тью дело обстоиттак же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямоот родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущиестадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчатьили затруднять дос­тижение близости. Это понятие не обязательно связано ссексуальным влечением, но распространяется и на дружбу.
Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигаетблизости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состоя­ниечеловека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.7. Средняя зрелость
Седьмая стадия – зрелый возраст, то есть уже тот период,когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определеннымродом занятий. На этой ста­дии появляется новый параметр личности с общечеловечностьюна одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность че­ловекаинтересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизньюгрядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира.Такой интерес к новым поколениям не обя­зательно связан с наличием собственныхдетей, он мо­жет существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и отом, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого эточувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самомсебе и главной его заботой становится удовлетворение сво­их потребностей исобственный комфорт.8. Поздняя зрелость
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходитсяпериод, когда основная работа жиз­ни закончилась и для человека наступает времяразмыш­лений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этогопериода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности,осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущаетудовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенныхвозможностей и досад­ных промахов, осознает, что начинать все сначала уже по­здно,и упущенного не вернуть. Такого человека охватыва­ет отчаяние при мысли о том,как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
2. 3. Детскийпсихоанализ Анны Фрейд.
Дочь основателя психоанализа Анна Фрейд была одной изпервых, кто способствовал становлению и развитию детского психоанализа, следуяпри этом традиции классического психоанализа. Каждая фаза развития ребенка, помнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутреннимиинстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социальногоокружения, что лишний раз подтверждает неразрывность социума и развитияребенка. Анна Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепеннойсоциализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия кпринципу реальности. И если поиск удовольствия – «внутренний принцип» ребенка,то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира.
 Мать исполняет илиотвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первымобъектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. У ребенкаскладываются определенные отношения с матерью, несмотря на беспомощность, будьто послушание, нетерпеливость, своеволие и т.д. Чем самостоятельнее становитсяребенок в отношении еды, сна и т.д., тем дальше на втором плане остаются еготелесные потребности, уступая место новым инстинктивным желаниям. Ребенокстремиться к удовлетворению с тем же рвением как и раньше, и снова онсталкивается с ограничениями, которые налагает на него внешний мир.
По мнению Анны Фрейд, переход от принципа удовольствия кпринципу реальности – лишь предварительное условие социализации индивида.Социализация – это защита от элементов детской жизни, таких как жадность,ревность, пожелание смерти, толкающих ребенка в направлении десоциальности.
 После того как начнетфункционировать память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта.Без контроля реальности не существует различия между внутренним и внешним,фантазией и реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членомчеловеческого общества. Становление принципа реальности и мыслительныхпроцессов открывает путь для новых механизмов социализации, таких, какподрожание, идентификация, интроекция. Формирование эффективного «Сверх-Я»означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Подражание, идентификация,интроекция – необходимые условия для последующего вступления в социальноеобщество взрослых.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.