СОДЕРЖАНИЕ
Содержание……………………………………………………2 стр.
Введение……………………………………………………….3 стр.
Нацияи этнос…………………………………………………. 4 стр.
Массоваяпсихология………………………………………… 10 стр.
Русскаянация, ее этногенез.…………………………………. 13 стр.
Заключение…………………………………………………….22 стр.
Списокиспользуемой литературы……………………………23 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Этаработа посвящена изучению такого важного понятия, как нация. Название«Психология нации» свидетельствует о том, что нация будет рассмотрена с различныхпозиций, в том числе и с позиции психологии, как основополагающей составляющейчеловеческого Я внутри какого-либо этноса.
Входе этого исследования хотелось бы затронуть и некоторые проблемы, связанныенепосредственно с этнической обусловленностью личности, с проблемойсамоопределения индивида, живущего в обществе разнородном по своим национальнымсоставляющим.
Вработе использованы, как фундаментальные представления о таком щекотливомвопросе, как «нация», так и некоторые радикальные точки зрения на этот счет.Эта работа призвана не дистанцировать представителей разных этнотипов, нопомочь в осмыслении комплекса сложившихся обстоятельств вокруг национальноговопроса в обществе.
Чтобыразобраться с вышеперечисленными проблемами, необходимо отдавать себе отчет втом, что проблема нации – это не только то, кем мы являемся, но и то, что насобъединяет. Казалось бы, национальность человека не является основополагающимкритерием в оценке человека, ведь «все люди равны между собой». Но, тем неменее, мы разные. Национальность человека определяет не только внешность, нотянет за собой целую вереницу характерных черт представителя одного изэтнотипов.
Русскийчеловек кажется более гостеприимным человеком, взбалмошным, привыкшим мыслитьшироко. Уроженец Северного Кавказа представляет собой человека чести, пороюдикого, но патриотичного и уверенного в себе. Евреи это старательные,трудолюбивые и хитрые люди с обостренным чувством локтя, что очень полезно встремительно развивающемся мире.
Каждыйчеловек несет в себе частицу своих предков, частицу народа, в котором он былрожден, в котором воспитывался. В мире, который быстро глобализируется,стираются границы между странами, народами, языками. На смену самоидентификацииприходит ассоциирование себя с размытым образом человеческого сообщества. Нодаже в этом случае, человек не мыслим вне этноса.
Нетчеловека без национальности. Национальность не должна являться чем-тоотрицательным в сознании человека. Ведь это то, что связывает детей иродителей, прошлое и будущее, то, что поддерживает стабильность преемственностипоколений.
НАЦИЯ И ЭТНОС
Во второй половине двадцатого столетия усилилисьпроцессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности –принадлежности к определённому этносу, «этнической общности».Значение термина «этнос» до сих пор остаётся неоднозначным.Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальнуюгруппу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. За рубежом другойподход к изучению этнической общности, они рассматриваются как социальныеконструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилийполитиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных результатов. Вкачестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разныепризнаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления ородной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное ипрофессиональное искусство.
Значение и роль признаков восприятиячленов этноса меняется в зависимости от особенностей исторической ситуации, отстадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения.Этнодифференциирущие признаки отражают чаще всего элементы духовной культуры.Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искажённым,даже ложным. Иными словами, этническая общность – это, прежде всего, общностьпредставлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурнаяотличительность. Не случайно, попытки определить этнос через ряд признаковпостоянно терпели неудачу, тем более, что с унификацией культуры количествоэтнодифференцирующих неуклонно сокращается.
Итак, с позиции психолога можно определить этнос какустойчивую в своём существовании группу людей, осознающих себя её членами, наоснове любых признаков, воспринимаемых как этнодифференциирующие.
Рост этнической идентичностирассматривается как одна из основных черт развития человечества во второйполовине ХХ века. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народовпроявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи,фольклор и т.д. до стремления создать или восстановить свою национальнуюгосударственность. Пример тому – СНГ. Рост этнической идентичности можетпривести к кровопролитным войнам.
Если настолько важно осознание человеком своейпринадлежности к определённому народу, поиски его особенностей – в том числе иособенностей психики – оказывают столь серьёзное влияние на отношение междулюдьми, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этническогофактора.
Психолога этнос интересует как психологическаяобщность способная успешно выполнять важные для каждого человека функции:
1) Ориентировать в окружающем мире, поставляяотносительно упорядоченную информацию;
2) Задавать общие жизненные ценности
3) Защищать, отвечая не только за социальное, но и,подчас, за физическое самочувствие.
Человеку всегда необходимо ощущать себя частью«мы», и этнос – не единственная группа, в осознании принадлежности ккоторой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии,церковные организации и т.д. Многие люди целиком «погружаются» в однуиз подобных групп, но в них стремление к психологической стабильности не всегдаможет быть реализовано. Состав такой группы постоянно обновляется, сроки ихсуществования ограничены во времени, самого человека могут из группы исключить.
Всех этих недостатков лишена этническая общность. Этомежпоколенная группа, она устойчива во времени, для неё не характернастабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом,его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этносявляется для человека надёжной группой поддержки.
Однажды., Зигмунд Фрейд сказал:
«Меня не связывали с еврейством (признаюсь в этомк своему стыду) ни вера, ни национальная гордость, потому что я всегда былневерующим, хотя уважение к тому, что называют „этическими нормами“человеческой цивилизации мне прививалось. Я везде старался подавить в себесклонность к национальной гордости, считая это вредным и неправильным; менябеспокоили подобные явления в народах, среди которых мы, евреи, живём. Но быломного другого, что делало евреев и еврейство неотразимо притягательными – многосмутных эмоциональных сил, тем более сильных, чем труднее они поддавалисьвыражению словами, а также ясное осознание внутреннего тождества с ними, уютноесознание общности психологического устройства. Кроме того, было ощущение, чтоименно своему еврейскому происхождению я обязан проявлению у меня двух черт,свойственных мне в течение всей моей жизни. Будучи евреем, я чувствовал себясвободным от многих предрассудков, ограничивающих интеллект других людей;будучи евреем, я готов был примкнуть к оппозиции, не заручаясь согласием»сплочённого большинства".
Этим заявлением он иллюстрирует основные параметрыположительного ощущения идентичности. Это единственный случай, когда Фрейдиспользовал термин «идентичность» не просто мимоходом, а в оченьсущественном этническом смысле.
Фрейд противопоставляет позитивную идентичностьбесстрашной свободы мыслить негативной черте «народов, среди которых евреиживут», а именно «предрассудкам, ограничивающим интеллект другихлюдей». И тогда мы понимаем, что идентичность человека или группы можетбыть соотнесена cидентичностью другого илидругих, и что гордость за сильную идентичность может свидетельствовать овнутренней свободе от более влиятельной групповой идентичности, напримеридентичности «сплочённого большинства».
Некоторые ученые предлагают отказаться от понятиянации. Но определение нации нужно, без него такие важнейшие производственныепонятия, как “национальная культура”, “национальная самосознание”,“национальная жизнь” просто повисают в воздухе. Идут поиски нового определениянации. Так, В.М. Межуев считает, что “нация есть форма национального объединенияи национальной жизни людей в условиях “гражданского общества”, основанной наличной — экономической, правовой и духовной — самостоятельности индивидов.
Это определение нации, новое по форме исодержанию, вызывает возражение не только потому, что “нация” определяетсячерез “национальное” Главное в том, что определение нации в лучшем случае можетбыть отнесено лишь к западному типу развития, но никак не к Востоку. Оно неможет быть отнесено и к России, ведь здесь никогда не было гражданского общества- ни в дореволюционный, ни в советские периоды. А нация была и есть.
Не может удовлетворить нас и староеопределение нации как такой исторической общности людей, для которой характерныобщность языка, территории, экономической жизни, психического склада,проявляющегося в национальном своеобразии ее культуры.
Поэтому, вполне резонно было бы охарактеризовать нациюпо определенным признакам.
Общность языка.Казалось бы, что может быть более естественным и необоримым признаком нации? Новедь давно известно, что в Швейцарии четыре языка, четыре этнических общности — германо-швейцарцы (65% всего населения), франко-швейцары (18,4%),итало-швейцарцы (9,8%), реторманцы(0,8%) — но есть единая швейцарская нация.
Возьмем пример из нашего бытия. 30%казахов не знают казахского языка, пользуются русским языком.
Общность территории. Этотпризнак нации тоже казался незыблемым, однозначным. Однако далеко не всегда онприближает нас к определению нации. Скажем, русские в национальных республикахСССР, конечно, относились к русской нации. Тогда можно было говорить обобщности большой территории — СССР. А теперь, когда бывшие советские республикистали независимыми, суверенными государствами и на многих новых границ России с обеих сторон сооружаютсяпограничные столбы. Они не перестали относится к русской нации даже на томосновании, что они потеряли общность территории с русским населением России.
Общность экономической жизни.Этот признак сыграл, как нам представляется, свою историческую роль. Нациисложились на основе становления индустриального, капиталистического общества. ВЕвропейском Экономическом Сообществе при полном сохранении нацийустанавливается западноевропейская общность экономической жизни, границыстановятся действительно прозрачными, вводится единая валюта.
Все это позволяет сделать вывод, чтопрежнее “четырехпризнаковое” определение нации не отвечает реалиям нынешнейжизни.
В основу выработки нового определениянации следует, на взгляд В.Д. Зотова, положить такую фундаментальную ценность,как общность духовной жизни. Что касается общности психического склада, т.е.того, что отличает область чувств, привычек, традиций, обыденного сознанияданной нации от другой, то она является производной от общности духовнойкультуры, а не наоборот. Другим важным компонентом национальной общности людейявляется их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры.
А национальное самосознание — это не частьнациональной духовной культуры наряду с другими частями, а ее стержень. Именнов самосознании нация определяет свои общие, коренные интересы, цели и идеалы,свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям игосударствам. Другими словами, нация есть не только объективная, но исубъективная данность, представители которой говорят в отношении себя “это — мы”,а в отношении других “это — они”.
Особенно следует о таком признаке нациикак наличие государственности. Исторически сложилось так, что русская нация (нерусский этнос, а русская нация, начало складывания которой относится к 17 веку),послужившая основной российской государственности, всегда развивалась вусловиях многонациональной Среды и не отделяла себя от нерусских народов нинациональными, ни расовыми барьерами. Смешанные семьи занимают высокий процентв населении России. В Чувашии, например, 98% подростков из чувашско-русскихсемей именует себя русскими.
Но в противопоставлении «нас» и «их» легко забыться ипереступить черту. Так с легкостью можно встать на путь национализма и расизма.Расизм — это психология, идеология и социальная политика, основывающая наантинаучных представлениях и идеях о физической и психологическойнеравноценности человеческих рас.
В развернутом виде “теория” неравенстварас впервые была изложена в середине 19 века во Франции идеологом федеральнойаристократии графом Артуром де Гобино (1816-1882). Граф в своем сочинении“Неравенство человеческих рас” выводил историю человечества из борьбы междувысшими и низшими расами и народами, “провозглашая подлинно высшей исовременно-совершенной расой “северную, арийскую”, а самыми “чистыми арийцами”Гобино считал франков — будущих французов.
Особенно широкое влияние во II половине19 века получил социальный дарвинизм. Люди вдруг увидели в расах, в нацияхнепрестанную и непримиримую борьбу за выживание. В результате социал-дарвинистысовершенно необоснованно истолковывали конкуренцию и классовую борьбу вобществе, захватнические войны и т.п.
Уже вэпоху т.н. “первоначального накопления капитала” господствующие классысвершились навязать государственный шовинизм, представление о цветных как о “низшей”расе, дикарях, варварах и т.п.
Конечно, самый отвратительный, самыйгрубый и примитивный расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности,расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром“мировоззрения” германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве“арийской расы” нацисты оправдывали “право” немцев на мировое господство, наугнетение и подавление других народов.
Расизм был важной частью идеологическихпостроений и у фашистов других стран.Например, в идеологии японского фашизма ключевым был расистский миф о “японскомдухе”, который утверждал несравненное превосходство японской нации, внушал верув якобы свое призвание в качестве “великой нации”, “нации колонизатора”.
Преступные расистские “идеи”распространялись не только в фашистских странах, но и в США. В США удалось в товремя проложить дорогу законом о запрещении браков между представителямиразличных рас. Такие законы были приняты примерно в 30 штатах. В настоящее времярасистские, социал-дарвинистские и т.п. “идеи” получают новое рождение по всемумиру.
Но если приглядеться получше, то можно увидеть, чтовсю историю человечества люди убивают друг друга. Миллионы людей полегли вборьбе за разные идеалы, в том числе и за национальные. Римляне захватывали иприсоединяли близлежащие территории, навязывая римскую власть, свою «болееправильную» культуру. Так противостоят палестинцы и евреи. И дело даже не втом, чтобы отвоевать чужую территорию, а чтобы «облагородить» ее своим присутствием,своей культурой.
Борьба наций – это борьба культур, которые, порой,тесно переплетаются между собой, как, например, греческая и турецкая. Господьсотворил нас разными. Зачем он это сделал – остается загадкой. Однакоэтническая идентичность является наиболее доступной формой социальнойидентичности.
В процессе своего становления этническая идентичностьпроходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка. Однимиз первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальнойгруппе предложил Пиаже.
Он проанализировал – как две стороны одного процесса –формирования понятия «родина» и одновременно с ним развивающихсяобразов «других стран» и «иностранцев». Развитие этническойидентичности учёный рассматривает, прежде всего, как создание когнитивныхмоделей, ответом на которые являются этнические чувства. Пиаже выделяет триэтапа в развитии этнических характеристик:
1) в 6-7 лет ребёнок приобретает первые – фрагментарные инесистематичные - знания о своей этническойпринадлежности;
2) в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя сосвоей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальностьродителей, место проживания, родной язык;
3) в 10-11 лет этническая идентичность формируется вполном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечаетуникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
Проведены исследования, уточняющие конкретныевозрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Диффузнаяидентификация с этнической группой обнаружилась у детей 3- 4 лет.
Совершенно очевидно, что в процессе формированияэтнической идентичности ребёнок проходит ряд этапов от диффузной дореализованной идентичности и результатом этого процесса являетсяэмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе вподростковом возрасте.
МАССОВАЯПСИХОЛОГИЯ
Вполнеясно, что нация, жители какого-либо государства или этнические группыпредставляют собой массы людей, скрепленных чувством единства. Резонно жепоговорить о психологии массы, психологии толпы.
Массовая психология рассматривает отдельного человекакак члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческойтолпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу.Явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях — выражение особого, глубже необоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется.
Индивидпри определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чемможно было бы от него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшуюсвойство «психологической массы».
ЛеБон в своей книге «Психология масс» пишет: «… В психологической массе самоестранное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какимисхожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры истепень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу ониприобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют,думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал ипоступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются вдействие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть…новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток».
Вмассе стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и исчезает ихсвоеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сноситсяпсихическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнажается(приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.
У массовых индивидов наличествуют качества, которымиони не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах.
Первая из причин состоит в том, что в массе в силуодного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимоймощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним,вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т.к. при анонимности,и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувствоответственности, которое всегда индивида сдерживает.
Вторая причина — заражаемость — также способствуетпроявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемостьесть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислитьк феноменам гипнотического рода… В толпе заразительно каждое действие, каждоечувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвуетсвоим личным интересом в пользу интереса общего. Это — вполне противоположноеего натуре свойство, на которое человек способен лишь в составе составной частимассы.
Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает уобъединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположныекачествам индивида изолированного. Внушаемость, причем упомянутая заражаемостьявляется лишь ее последствием… Индивид, находящийся в продолжение некотороговремени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящихот нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьмаблизкое к «зачарованности», овладевающим загипнотизированным под влияниемгипнотизера…
Сознательная личность совершенно утеряна, воля, испособность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы внаправлении, указанном гипнотизером.
Таково,приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе:… исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности,ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения изаражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивидне является больше самим собой, он стал безвольным автоматом.
Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительноруководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть,смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими илитрусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявлятьсяне только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее небывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегданенадолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки междужеланием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивидав массе исчезает понятие невозможного.
Некоторые из идей Ле Бона, по крайней мере об уличныхтолпах, представляются обоснованными. Подтверждено, что скопление в одном местеогромного числа людей в известных условиях может создавать коллективноевозбуждение, приводящее к необычным типам активности. Порой зрители становятся«безумными» на концертах поп-музыки или буйствуют во время спортивных встреч.Иной раз охваченные паникой люди устремляются в безопасное место, даже если приэтом давят или затаптывают окружающих насмерть. Толпы людей в яростномвозбуждении могут проходить по улицам, зверски избивая или убивая тех, кто имкажется врагами, — что и делали, например, с евреями в нацистской Германии.
Совершенно очевидна опасность противоречить массе, иможно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру. Поэтому не столь ужудивительно, если мы наблюдаем человека, в массе совершающего илиприветствующего действия, от которых он в своих привычных условиях отвернулсябы.
Но то масса возбужденных людей, а то национальноеобъединение. Когда говорят о психологии толпы, обычно понимают ееразрушительную силу. Но в случае с национальным объединением это далеко невсегда так. Конечно, мы помним и о геноциде армянского народа турками, и опреступлениях гитлеровской Германии.
Нельзя забывать вехи истории. И все же считаетсянужным подчеркнуть то, что человек, родившись, уже является частью своей«толпы» и это не делает его агрессивным. Это делает его самобытным.
РУССКАЯНАЦИЯ, ЕЕ ЭТНОГЕНЕЗ
Русские сыграли огромную роль в историческомразвитии народов Европы, во всемирной истории, как свидетельствуют древнейшиеписьменные источники.
Они создали свое могущественное государство –Киевскую Русь, игравшее на ВостокеЕвропы ту же роль, что на Западе государство Карла Великого. В годину нашествияБатыя Русь спасла Западную Европу от «кровавого болота монгольскогорабства» (К.Маркс).
Став могущественной мировой морской державой в результате войн и преобразований Петра I,Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы ссамодержавием и крепостничеством, и настала пора, когда на арену борьбы сцаризмом и капитализмом вышел русский рабочий класс.
В процессе складывания новой исторической общности –советский народ- значение русского народа социалистической эпохичрезвычайно велико. Советские люди – не «Иваны, не помнящие родства». Намдорого наше прошлое. Вот почему мы оглядываемся на исторический путь русскогонарода , пройденный им в труде и борьбеи, прослеживая его, обращаемся к первым страницам русской истории. «Откудаесть пошла Русская земля , кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть» .
«Откуда пошла Русская земля»- этот вопрос интересовал первых русских летописцев, иэтими словами начинается наша древняялетопись «Повесть временных лет». Первые русские летописцы, известные нам,Никон, Иван, Нестор, Сильвестр, и безвестные творили свои произведения на берегах Днепра – Славутича вКиеве, в Новгороде на берегу Волхова, и все они начинали повествование с того,«откуда Русская земля стала есть».
Прежде всего, о самом понятии народ. Термин народ переднами выступает в двояком значении.Говоря народ, мы часто под этимтермином подразумеваем основную массу населения, трудящихся, трудовой люд, составляющийбольшинство населения, говорящего на определенном языке и считающего себяединым этническим массивом.
Есть и другое значение термина народ, когда под нимподразумевается какое-то определенноеэтническое образование: русский народ,английский народ, узбекский народ, корейский народ и т.д.
Интересно, что же представляет собой понятие народ, когда мы употребляем его дляобозначения какого-то этнического образования. Термин народ очень емкий и применим к самым различным формам этноса. Мыговорим русский народ и имеем в видурусских времен Киевской Руси, временбылинного Владимира Красное Солнышко и летописного Владимира Мономаха.
Мы говорим русскийнарод и имеем в виду русских людей Московского государства, времен Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Степана Разина и протопопаАввакума.
А между тем, речь идет о древнерусской народности, а во втором – орусской, или великорусской, народности. Мы говорим о русском народе временПолтавской баталии и Бородинского боя, обороны Севастополя и героев Шипки, о русских временах Пушкина и Толстого, Чехова и Горького, Ломоносова и Менделеева, Попова и Яблочкова, Репина иСурикова. Русские люди той поры сложились в русскую нацию. Наконец, мы говорим о русском народе социалистическойэпохи, о русских нашего времени: оКалинине и Кирове, Чапаеве и Куйбышеве,Стаханове и Изотове, Папанине и Чкалове, Громове, Жукове и Матросове, Королевеи Курчатове, Гагарине и Титове.
В этом случае речь идет о русской нации эпохи социализма, о социалистической русскойнации. Русский народ может бытьприложим и применяется к этническимобразованиям разного характера — древнерусской народности, русской, или великорусской, народности, русской нацииэпохи капитализма, социалистическойрусской нации. Следовательно, понятием народнаука пользуется для обозначенияэтнических образований эпохи феодализма,капитализма и социалистического общества.
Но это понятие народне распространяется на этнические общности, имевшие и имеющиеместо до классового общества,рабовладельческого или феодального.Понятие народ не может быть применимопо отношению к этническим общностям доклассового, первобытного общества. Этоотносится не только к первобытной орде нижнего и среднего палеолита , нодаже к племени – первой этнической общности в истории человечества. К роду, к союзу племен, возникающему напоследней ступени первобытного общества, понятие народ тоже неприменимо.
Итак, говоря о начальном этапе истории русского народа, мы имеем в виду тотее период, когда на смену летописным «племенам», племенамвосточных славян «Повести временных лет» приходит этническая общность восточных славян времен Киевской Руси, Древнерусскогогосударства — Древнерусская народность.
Поэтому и рассмотрение вопроса о происхождениирусского народа мы должны начать с древнейшей истории славян, с выделения измассы славянского населения Европы восточных славян и слияния их в новую этническую общность, характерную для эпохи феодализма, в единую древнерусскуюнародность, являвшуюся предком всех трехвосточнославянских народностей, а впоследствии и наций – русской, или великорусской, украинской и белорусской.
В 1954 г, когда вся наша страна отмечала 300-летиевоссоединения Украины с Россией, были опубликованы тезисы, посвященные этойславной годовщине. В них подчеркивалось: «Русский, украинский и белорусскийнароды ведут свое происхождение из единого корня – древнерусской народности,создавшей древнерусское государство – Киевскую Русь». Далее в тезисахуказывалось: «Постепенно из единойдревнерусской народности образовались три братские народности – русская,украинская и белорусская с присущими имособенностями языка, культуры и быта. Несмотря на все исторические превратности и великие испытания, русский, украинский ибелорусские народы сохранили и пронесли через века сознание единства происхождения, близости языка и культуры,сознание общности своей судьбы».
Древнерусская народность явилась тем этническимобразованием восточных славян, которое возникло в период зарождения и утверждение феодализма, в эпохувозникновения государства, в процессе формирования расширявшим свою территорию, включая в состав Руси неславянские этнические элементы.
Этот процесс восходит к очень отдаленным временам,когда еще не было письменных источников, когда исследователь должен обращатьсяк данным языка, подвергнувшегося тщательному исследованию лингвиста, к вещественным памятникам, добытымкропотливым трудом археолога, к даннымантропологии. Поэтому закономерным является вопрос – какое содержание следуетвкладывать в понятие происхождение народа, в интересующемнас случае – происхождение русскогонарода ?
Прежде, чем привести данные, проливающие свет надревнейшие судьбы славянства, необходимо остановиться на некоторых общихпринципах, которые следует положить в основу изучения интересующих насвопросов. В основе этнических принципов лежит ряд признаков , в том числе такие, как материальная идуховная культура, быт, обычаи, традиции и пр., наконец, сознание единства, но основой любого этническогообразования в первую очередь являетсяязык . Именно язык, а не культура и не расовый тип является важнейшим, определяющим признаком этнической общности.
Язык является продуктом ряда эпох, в течение которыхон непрерывно развивается и обогащается. Язык связан с производственнойдеятельностью человека и связаннепосредственно. Изменения в производстве влекут за собой изменения в языке.Поэтому язык находится в состоянии непрерывного изменения. Следовательно, хотяисторическое развитие языка несовпадает со сменой общественно-экономическихформаций, тем не менее история языка тесно и неразрывно связана с историейобщества, начиная с самых отдаленных времен.
Попытка осветить древнейший период истории славян,используя лишь один археологический материал, не может дать положительныхрезультатов, так как нельзя считать неразрывно связанными иобусловливающими друг друга не толькокультуру и язык. Не всегда совпадают даже понятия археологическаякультура, гораздо более широкое, чемобычное понятие культуры, и язык.
Одна и та же (или, во всяком случае, чрезвычайно близкие друг к другу) материальнаякультура может принадлежать племенам,различным по языку, и один и тот же язык распространяется среди племенразличных археологических культур. Отсюда следует вывод, что в основу поисковдревнейших предков славян, обычно именуемых «протославянами» (более древнийпериод ) и «праславянами» (период болеепоздний), должен быть положен анализ славянских языков. Таков первый принцип,положенный в основу изучения древнейшег