МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
В г. БратскеКУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине «ОБЩАЯПСИХОЛОГИЯ»
тема: «ПРОБЛЕМА МЕТОДА В БИХЕВИОРИЗМЕ»
Выполнила:
Проверила:
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие бихевиоризма. Историявозникновения……………….6
Вывод…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Метод условных рефлексов………………………………………...20
2.1 Методы, применяемые дляполучения условных секреторных
рефлексов …………………………………………………………...21
2.2 Методы, применяемые дляполучения условных
двигательных рефлексов………………………………………….23
2.3 Психологическое применение условных рефлексов………………..27
Вывод…………………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………….33
Введение
Актуальность проблемы: Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях насущество, предмет и методы психологической науки, который особенно острые ияркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно инезаметно и для всей прикладной области психологии, в частности, для психологиипедагогической. Если в области теоретическогознания происходит коренная ломка старых понятий и представлений,фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных,представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные иплодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы.Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образомвызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогическогопроцесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своейистинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того,чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законахвоспитательной работы.
Актуальность исследованияобусловлена проблемой, которая стоитв самом центре новой точки зрения на психику человека. Так что новая психологияв гораздо большей степени, чем прежняя, является фундаментом для педагогики.Новой системе не придется делать педагогические выводы из своих законов илиприспособлять свои положения к практическому применению в школе, потому что всамой основе ее заключено разрешение педагогической проблемы, и воспитание – еепервое слово. Самое отношение психологии и педагогики, следовательно,существенно меняется и именно в сторону огромного увеличения и роста взаимногозначения, связи и поддержки обеих наук.
Целью исследованияв работе является индивидуальноеприобретение опыта поведения, понятие поведенческого опыта, понятие психическихфункций.
Объектом исследованияявляется группа индивидов, к которымприменяется метод условных рефлексов впсихологии.
Предметом исследованияявляется психология поведениячеловека в условиях лабораторных наблюдений.
Наосновании данных, полученных методом условных рефлексов, сформулирована гипотеза: «Не входя в слишком подробноерассмотрение метода, мы находим, что можно достигнуть того, чтобы стимул,обычно не вызывающий одного из основных рефлексов, вызывал бы его присоблюдении необходимых условий. А также, следует ли называть такие методыметодами условных рефлексов или методами, замещающих (подставных рефлексов)».
Теоретико – методологическиепредпосылки:Существует множество направлений, которые основываются на столь различныхпринципах, что данные одного направления несоотносимы и не интерпретируются врамках другого. Этот феномен определяется сложностью предмета исследования, егопограничным положением в системе наук о человеке. Психологическая наука в своемразвитии пока еще находится на этапе своего становления, что выражается вотсутствии единства по ряду принципиальных вопросов. Классификация методовотражает взгляды на предмет психологии и существенно отличается отраспространенных классификаций в современной науке.
Теоретическая значимостьработы заключается в том, что существуетнеобходимость целостного подхода к изучению психики. Акцентирование целостностичеловека, его реакций в любых наблюдаемых проявлениях является следствиемобнаруженной ограниченности атомистического взгляда на природу психического,который был столь характерен для предшествующего периода развития психологии.
Практическая значимостьработы заключается в исследованииповедения человека, в том числе и в рамках бихевиоризма, отчетливо показывают,что значительная часть реакций людей порождаются внутренними факторами. Учеловека и ряда животных, кроме реакций, всегда следующих непосредственно послепоявления вмешательства стимула, можно выделить большой класс отсроченныхреакций. У людей между стимулом и реакцией нередко проходят годы.
Структура и объем курсовой работы: данная работа размещена на страницахпечатного текста, содержит 5 (пять) рисунков, список литературы, используемый в работе в количестве источников.
Глава 1. Понятие бихевиоризма.История возникновения.
Бихевиоризм (от англ.behaviour– поведение) – направление вамериканской психологии XXвека, отрицающее сознаниекак предмет научного исследования и сводящее психику к различным формамповедения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешнейсреды. На рубеже XIX-XXвв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранееинтроспективной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления имотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемыечеловеком, недоступные интроспекции психические процессы. (5)
Бихевиоризм возник в США и явился реакциейна структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американскийфункционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958),статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «… сознание с егоструктурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметомбихевиоризма он провозгласилизучение поведения объективным путеми с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораториейобщества». (9)
Философскую основубихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качественаучных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологииживотных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективнойпсихологии. Однако все эти исследования были, как их оценивалУотсон, «скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию какнауку о сознании». (9) Он отмечал также влияние работ И. П. Павлова и В.М. Бехтерева.
Поведение человека как предметбихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, таки врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение— это всякая реакция (R), в ответ на внешний стимул (S), посредствомкоторой индивид приспосабливается. Это совокупность измененийгладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез,которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятиеповедения трактуется чрезвычайно широко: оно включает любуюреакцию, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистуюреакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничиваетсятолько внешне наблюдаемым: из анализа исключаются какненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. Врезультате поведение трактуется механистически, посколькусводится лишь к его внешним проявлениям.
«Основная задачабихевиоризма заключается в накоплении наблюдений надповедением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случаепри данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист могсказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какойситуацией данная реакция вызвана». (9) Таковы две проблемыбихевиоризма. Уотсон про-
изводит классификацию всех реакций по двумоснованиям: являются ли они приобретенными или наследственными;внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате вповедении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные(например, игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки);внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым вбихевиоризме разумеется внешняя речь); наружные (видимые) наследственные(например, хватание, чихание, мигание, атакже реакции при страхе, ярости,любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакция желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными иэмоциональными реакциями: «… если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся ктелу субъекта, то мы имеемэмоцию, например, покраснение; еслистимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание». (8)
Наблюдение за новорожденнымпривело к выводу, что число сложных незаученных реакций прирождении и вскоре после него относительно невелико и не может обеспечитьприспособления. Бихевиорист не находит данных, подтверждающих существованиенаследственныхформ поведения, таких как ползание, лазание, драчливость, наследственных способностей (музыкальных, художественных и др.). Практически поведениеявляется результатом обучения. Онверит во всесилие образования. «Дайтемне дюжину здоровых крепких детей и людей,и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта» юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов,склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков». Поэтому навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное илизаученное действие. Его основусоставляют элементарные движения,которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом,чтобы произвести новую деятельность.Уотсон описал процесс выработкинавыка, построил кривую научения (напримере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые — удачные. Начальнаяточность низка. Усовершенствование запервые 60 выстрелов идет быстро,затем медленнее. Наблюдаются периодыбез усовершенствования — на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивидууму. Удачныедвижения связываются с большимиизменениями в организме, так что онилучше обслуживаются и физиологически, ив силу этого имеют тенденцию закрепляться.
Удержание навыков составляетпамять. В противоречие с установкой на отказ от изученияненаблюдаемых механизмов поведения, Уотсон выдвигает гипотезу отаких механизмах, которые называет принципом обусловливания. Называявсе наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные —условными, Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием образованиясвязи между ними является одновременность в действии безусловного иусловного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшиекакой-либо реакции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, чтосвязь является результатом переключения возбуждения в центральной инстанции напути более сильного, т. е. безусловного раздражителя. Однакобихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничиваясьнаблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами.
В бихевиоризмепроцесс образования навыков и научения трактуетсямеханистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибоки представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможныхпутей выдается за единственный и обязательный. (8). Несмотря науказанную ограниченность, концепция Уотсона положила начало научнойтеории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.
К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространениев Америке, что позволило Э. Борингу написать: «… не будетпреувеличением сказать, что в настоящее время бихевиоризмявляется типичной американской психологией, несмотря на то что,может быть большинствоамериканских психологов и откажется от того,чтобы называть себя бихевиористами». В то же время для исследователей становилось все яснее, что исключение психики приводит к неадекватнойтрактовке поведения. На это указал Э. Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным. (6).Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познавательныекомпоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность типа «человек строит дом», плавает,пишет письмо и т. п. Утверждение Дж.Уотсона о том, что бихевиористинтересуется поведением целого человека, никак не обеспечивается его механистически атомистической позицией и даже вступает в противоречие с ней,что он сам признавал. «Бихевиорист всвоей научной деятельностиупотребляет орудия, существование которых он отрицает и в своем объекте, и в самом себе». Вследствие механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризмевыступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. «Окружающие условия так влияют на нас, что в данныймомент при данных условиях всякийпредмет может вызвать только строгосоответствующий и обусловленный образдействия». (8). При этом не учитываются качественные изменения, наступающие в поведении с переходомк человеку: данные, полученные висследованиях на животных, переносятсяна человека. Уотсон подчеркивал, что он писал этот труд и рассматривал человекакак животный организм. Отсюданатурализм в трактовке человека. Человек «… представляет собой животное, отличающееся словесным поведением». (8)
Скрытую основу бихевиоризма составляетотождествление психики с интроспективным ее пониманием в психологиисознания. По оценке Выготского и Рубинштейна, игнорирование сознания,психики, вместо того чтобы перестроить интроспекционистскуюконцепцию сознания, составляет суть радикального бихевиоризмаУотсона. Очевидно, нельзя положить в основу психологии отрицаниепсихики. В то же время исторической заслугой Уотсона является исследование поведения иострая постановка проблемы объективногоподхода в психологии. Также важнойявляется выдвинутая им задача управленияповедением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку какреагирующему организму реализацияэтой задачи получает в бихевиоризменаправление, дегуманизирующее человека: управление начинает отождествляться сманипулированием личностью. (9)
Методы психологии по своим подробностямочень разнообразны.
II. Методы условных рефлексов.
а) Методы, применяемые дляполучения условных секреторныхрефлексов.
б) Методы, применяемые дляполучения условных двигательныхрефлексов.
Вывод:
Эволюция бихевиоризмапоказала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научногознания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят квыводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главныхобъяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего («ментального»)плана поведения и др., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения.В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболеепоследовательно и непримиримо) продолжают защищать постулаты ортодоксальногобихевиоризма. (5)
Глава 2.Метод условных рефлексов
В различных методах условных рефлексовмы имеем специальный пример применения инструментов при производствепсихологических наблюдений. При помощи этих методов могутбыть контролируемы многие явления реакций, которые нельзянаблюдать нижеописанными методами словесных отчетов. Простымнаблюдением невозможно установить: усиливается ли привиде пищи действие слюнных желез или наоборот. Эти методырефлексов были общеупотребительными в русских лабораториях в течение ряда лет.Данные, полученные такими методами, несовсем новы, но техника методов была весьма несовершенной до появления трудов Павлова и Бехтерева. Методымогут прилагаться как к мускулам,так и к железам. Они, в общем, зависят от следующих обстоятельств: каждый основной рефлекс тела имеет собственный стимул, его вызывающий. Выше мы обсудилинекоторые из основных рефлексов. Мыможем несколько забежать вперед иупомянуть здесь о некоторых из них. Если дотронуться до коленного сухожилия маленьким перкуционныммолотком, то при этом наблюдается хорошо известный толчок ноги. Если стимулировать электрическим током подошву ступниили ее большой палец, то ногиотдергивается назад или палец поднимается. Если уколоть или обжечь палец, то он оттягивается назад. Подобным жеобразом, если рот стимулируется пищей и в особенности кислотой, слюнные железы начинают усиленновыделять свои секреты. Будем называтьстимулы, вызывающие прирожденные илиосновные рефлексы, нормальными или адекватными, стимулами рефлексов. Перед нами вопрос: можно липолучить другие стимулы, которые затрагивали бы такой основной или прирожденный рефлекс — можем ли мы перенести илизаместить стимул не входя в слишкомподробное рассмотрение метода, мы находим,что можно достигнуть того, чтобы стимул, обычно не вызывающий одного из основных рефлексов, вызывал быего при соблюдении необходимыхусловий. На самом деле можно спорить отом, следует ли называть такие методы методами условных рефлексов или методами, замещающих (подставных)рефлексов. Термин «условныйрефлекс», по-видимому, прочно укрепился в литературе, а потому мы на нем и остановимся. Далее,мы иллюстрируем этот метод, взяв несколькопростых лабораторных положений. (7)
2.1 Методы, применяемые для получения условных секреторных рефлексов
Условный слюнный рефлекс. Условныйслюнной рефлекс приобрел популярность, благодаря работам Павлова и его учеников над собакой. До недавнего времени не быловозможности применять этот метод начеловеке, так как, чтобы перевести железу к поверхности щеки, требовалась соответствующая операция. Недавно Лешли (Lashley) из лаборатории Гопкинса(Норkins)применил нижепоказанный простой инструмент для того, чтобысделать реакции этой железы вполне доступными простому наблюдениюглазом (рис. 1). Проще всего работать с околоушными железамиобеих щек, хотя можно воспользоваться и подчелюстной железой.От каждой из упомянутых желез отходит небольшой проток,называемый протоком Стенсона (Stenson).Инструмент, изображенный на рис. 1, состоит изметаллического диска диаметром в 18 мм, в котором вырезаны двеконцентрические камеры А и В. Из них внутренняя имеет диаметр в 10 мми 3 мм глубины; наружная, в форме кольцевого углубления, имеет 2мм ширины и 3 мм глубины. Обе камеры сквозь основание дискасоединены двумя отдельными трубками С и D, с диаметром отверстия в2 мм и длиной в 15 мм. Трубкисеребряные. Инструмент прикладывается к внутренней поверхности щекитак, что центральная камера прикрывает устье протока Стенсона, а изнаружной камеры выкачивается насосом воздух. Диск тогдаплотно пристает к щеке на такой срок, какой нужен для работы. Внесколько мгновений
слюна заполняет центральную камеру иначинает вытекать из трубки С к соответствующему измерительномуприспособлению. Когда челюсти закрыты, трубка лежит между щекой и верхними кореннымизубами и выходит наружу в углу рта. Инструмент мало мешаетпри еде или разговоре и может сохраняться часами, Каплислюны могут быть учтены различными способами. Их можно простосчитать и определять, таким образом, среднее число капельв минуту, или же капли можно собирать в калиброванной трубке.Вначале мы определяем у какого-нибудь одного испытуемогонормальную величину истечения по прошествии определенногопромежутка времени после еды. Тогда мы в состоянии сказать,усиливают ли или же ослабляют поток те известные виды стимуляций,которые мы можем применить. Таким путем мы в состоянии испытать действиежевания жестких и мягких веществ, горячей воды, холодной водыи т. д. В том виде, как здесь он описан, метод этот служит какфизиологу, так и психологу. Действительно мы можем смотреть на все такиеиспытания как на чисто физиологические испытания работы желез. Пользуясь этиминструментом, мы находим различные стимулирующие факторы, влияющиена железу. Теперь возникает психологический вопрос: сочетаетсяли каким-нибудь способом действие железы с системой навыковиндивида?
Повторными попытками мыустанавливаем, что вид непривычных предметов не имеет никакоговлияния на отделение желез. С другой стороны, если мы, поставим голодногоиспытуемого в такое положение, в котором он получал пищу, и затемпокажем ему пищу, которую он привык есть (пищу, на которуюон реагирует положительно), то железы немедленно начинаютфункционировать сильнее нормального. Другими словами, тезрительныестимулы, которые обычно не производят действия на работу желез, посредством процесса подстановки начинают служить стимулами для усиления потока секреции.Вероятнее всего, яснее это можнопоказать на действительном эксперименте. После определения обычной величины истечения из слюнной железы испытуемому была вручена плитка миндальногошоколада. Ему было позволено понюхать ее, поднести к губам и держать ее на расстоянии длины руки, Следующая таблицапоказывает результаты этого эксперимента:
Обычная величина: около одной капли в минуту
Шоколад помещен в руке испытуемого
1-я минута 4 капли
2-я минута 3 капли
3-я минута 4 капли
Субъект нюхает шоколад 5 капель
Подносит шоколад к губам при закрытом рте 9капель
Без применения этого метода мы не знали бы, что един тольковид и прикосновение к пище имеют такое стимулирующее действие. Собственныйотчет испытуемого не имеет значения, так как пища моглапрепятствовать глотанию, и рот его наполнился бы слюной, дажеесли бы она появлялась внормальномколичестве. Он, наверное, сказал бы нам, что рот его наводнен.Некоторые положения, как мы определили экспериментально,действительно препятствуют глотанию, в этих случаях рот наполняетсяжидкостью, даже если стимул на самом деле приостанавливаетдеятельность желез. Другими словами, совершенно ясно, чтопредъявление шоколада вызывает не только открытые реакции, как хватание его иподнесение ко рту, но в то же самое время оно вызывает и скрытыепривычные реакции, что сказывается в реакции желез. Тольковведением инструмента мы смогли открыть этот факт. Вполне возможно,что для всех желез тела возможна подстановка стимулов. (7)
2.2 Методы, применяемые для получения условных двигательных рефлексов
Способом, похожим на предыдущий,Бехтерев показал, что реакции как поперечно-полосатых, так игладких мускулов можно сделать условными. Эти условные двигательныерефлексы весьма обычны в ежедневной жизни. Мы частонаблюдаем их в трагедиях кинематографа: когда, например, злодейугрожает револьвером или тянет за курок, или ударяет несчастногогероя по голове тяжелым предметом, то один только вид этихдействий заставляет многих в зале вскакивать или отстранятьсясовершенно так, как будто они слышат реальные звуки, или удар попал на ихсобственные головы. В лаборатории техника метода очень проста. Предположим,что испытуемый сидит, причем его босая нога покоится на двух металлическихэлектродах, Когда дается фарадический стимул (слабый электрическийудар), нога отдергивается от металлических электродов. Мы вводимкакую-нибудь систему для записи на закопченной бумаге отдергивания ноги и для отметкина записи момента начала стимуляции. Электрический ударнеизбежно и неизменно заставляет ногу подпрыгнуть. Электрическийзвонок, однако, не вызывает такого действия. Но если мызвоним в колокол и одновременно стимулируем ногу многопеременным током и притомнесколько раз (обычно от 20 до 70), мынайдем, что звон колокола отдельно произведет отдергивание ноги вверх. Здесь, как и прежде, произошлаподстановка стимула: звук, обычно невызывающий рефлекса, быстро начинает этоделать. Пожалуй, простейший способ производства экспериментов с условными рефлексами — это пользованиепальцем. Рис. 2 показывает простое применяемое для этих целейприспособление.
Ладонь помещена на один электрод,средний палец на другой. Маленький приемный барабан сприкрепленным к нему пробковым седлом помещен непосредственно над пальцем. При каждом поднятии пальца барабан, связанный с пишущимрычагом, делает отметку назакопченном цилиндре.
Как легко видеть, палецудобнее может быть использован для общих лабораторных целей, чем нога.Эта техника теперь общеупотребительна и может быть применена кдетям, к дефективным индивидам, а также и к нормальнымвзрослым. Наш метод получения рефлекса приблизительно следующий: начиная работать надкаким-нибудь новым субъектом, мы сначала звоним в колокол отдельно для того, чтобы видеть, производит ли это эффект, Нам никогда не удавалось достигнуть того,чтобы рефлекс вызывался однимколоколом до электрической стимуляции. Затемв течение пяти опытов мы действуем колоколом и ударом одновременно,после чего снова даем колокол отдельно. Если условныйрефлекс не появляется, то мы сначала даем еще 5 стимуляций звонком и электрическим током одновременнои повторяем эти действия, пока непоявится эффект. Условный рефлекссначала появляется нерегулярно, т. е. он появляется однажды и затем исчезает. Тогда прибегают к повторнымударам. Рефлекс может, вслед затемпоявиться, два раза подряд и вновь исчезнуть. Спустя некоторое время онпоявляется регулярно каждый раз, когдадается звонок. В лучших случаях мы получали условный рефлекс после 14-30 сложных стимуляций. Пытаясьприменить этот метод, надо бытьготовым к тому, что окажется несколько таких испытуемых, которые не обнаруживают отчетливых условных рефлексов. Каковы причины этого — мы пока сказать неможем. Метод этот только начинаетразрабатываться
До сих пор мы рассматривали двигательный условный рефлекс в том виде, как он появляется впоперечно-полосатых мускулах кистей, ступней, ног. Гладкие мускулы исмешанные из гладких ипоперечно-полосатых групп обнаруживают условный рефлекс также хорошо. Если разработана техника для измерения величины зрачка, то можно пользоваться яркимсветом вместо электрическойстимуляции. Звонят в колокол в тот момент, когда вспыхивает яркий свет. Свет заставляет зрачок сокращаться, а послетого, как звон и свет достаточно часто появлялись вместе колокол и один можетвызывать сокращение Легко и быстро можноустановить условные рефлексы в дыхательном механизме как и в биении сердца.
Общая характеристикаусловных рефлексов. Здесьинтересно несколькоразобраться в свойствах условных рефлексов. Во-первых,мы коснемся сходства и различия между условным рефлексоми тем первоначальным, на котором он построен. Как бы сильно онини разнились в отношении центральных нервных путей, общиеи более грубые двигательные стороны их совершенно подобны. Если кто-нибудьнаблюдает движения испытуемого, впервые начинающего обнаруживатьусловный рефлекс, то он не может сказать, был ли испытуемыйстимулирован только колоколом или же соединенным действием колокола иудара. Условный двигательный рефлекс бывает обычно резким,быстрым и многоохватывающим: первоначально обыкновенно всетело принимает участие в реакции. Постепенно рефлексстановится более узко ограниченным.
Во-вторых, укажем на устойчивость рефлекса;после того как рефлекс однажды хорошо установлен, он переходит содного дня на следующий в течение неопределенного периода.Иногда необходим только один удар в начале дневной работы длятого, чтобы вызвать появление рефлекса. Мы не имеем возможности установить,в течение какого срока сохраняется неупражняемый рефлекс. В одномслучае мы в мае основательно тренировали испытуемого на звонок и затемне испытывали его до октября. Рефлекс не появлялся при первомзвонке, но после первого применения комбинированного стимула (прикотором испытуемый разорвал соединение прибора, хотяиндукционный удар был очень слаб) условный рефлекс появлялсярегулярно в ответ на один лишь звонок.
В-третьих, мы знаем, чтоусловный двигательный рефлекс, может быть подвергнут подкреплению иторможению. Может быть, интересно привести несколько примероввоздействия, которые оказывают на рефлексы. Возьмем сначала«уставание» рефлекса. Хорошо тренированный субъект будет правильно реагироватьв течение неопределенного срока на стимул, который дается с промежуткамиот четырех до пяти секунд. Если мы теперь будем даватьстимул, т. е. звонок, в течение короткого времени через две секунды,то он может первые три раза вызвать реакцию, а затем перестанет.Если затем удлинить промежутки или ввести период бездействия, торефлекс появится вновь. Далее будет видно, что мы пользуемсяпринципом уставания для установления ди