Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Проблема метода в бихевиоризме

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
В г. БратскеКУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине  «ОБЩАЯПСИХОЛОГИЯ»
тема: «ПРОБЛЕМА МЕТОДА  В  БИХЕВИОРИЗМЕ»
Выполнила:
Проверила:                                                                              
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.  Понятие бихевиоризма. Историявозникновения……………….6
                                                                                                                          
Вывод…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Метод условных рефлексов………………………………………...20
           2.1 Методы, применяемые дляполучения условных секреторных
                 рефлексов …………………………………………………………...21
           2.2 Методы, применяемые дляполучения условных
                двигательных рефлексов………………………………………….23
            2.3 Психологическое применение условных рефлексов………………..27
Вывод…………………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………….33
 
 
 
 
 
Введение
        
          Актуальность проблемы: Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях насущество, предмет и методы психологической науки, который особенно острые ияркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно инезаметно и для всей прикладной области психологии, в частности, для психологиипедагогической. Если в области теоретическогознания происходит коренная ломка старых понятий и представлений,фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных,представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные иплодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы.Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образомвызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогическогопроцесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своейистинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того,чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законахвоспитательной работы.
Актуальность исследованияобусловлена проблемой, которая стоитв самом центре новой точки зрения на психику человека. Так что новая психологияв гораздо большей степени, чем прежняя, является фундаментом для педагогики.Новой системе не придется делать педагогические выводы из своих законов илиприспособлять свои положения к практическому применению в школе, потому что всамой основе ее заключено разрешение педагогической проблемы, и воспитание – еепервое слово. Самое отношение психологии и педагогики, следовательно,существенно меняется и именно в сторону огромного увеличения и роста взаимногозначения, связи и поддержки обеих наук.
Целью исследованияв работе является индивидуальноеприобретение опыта поведения, понятие поведенческого опыта, понятие психическихфункций.
Объектом исследованияявляется группа индивидов, к которымприменяется  метод условных рефлексов впсихологии.
Предметом исследованияявляется психология поведениячеловека в условиях лабораторных наблюдений.
Наосновании данных, полученных методом условных рефлексов, сформулирована гипотеза: «Не входя в слишком подробноерассмотрение метода, мы находим, что можно достигнуть того, чтобы стимул,обычно не вызывающий одного из основных рефлексов, вызывал бы его присоблюдении необходимых условий. А также, следует ли называть такие методыметодами условных рефлексов или методами, замещающих (подставных рефлексов)».
Теоретико – методологическиепредпосылки:Существует множество направлений, которые основываются на столь различныхпринципах, что данные одного направления несоотносимы и не интерпретируются врамках другого. Этот феномен определяется сложностью предмета исследования, егопограничным положением в системе наук о человеке. Психологическая наука в своемразвитии пока еще находится на этапе своего становления, что выражается вотсутствии единства по ряду принципиальных вопросов. Классификация методовотражает взгляды на предмет психологии и существенно отличается отраспространенных классификаций в современной науке.
Теоретическая значимостьработы заключается в том, что существуетнеобходимость целостного подхода к изучению психики. Акцентирование целостностичеловека, его реакций в любых наблюдаемых проявлениях является следствиемобнаруженной ограниченности атомистического взгляда на природу психического,который был столь характерен для предшествующего периода развития психологии.
Практическая значимостьработы заключается в исследованииповедения человека, в том числе и в рамках бихевиоризма, отчетливо показывают,что значительная часть реакций людей порождаются внутренними факторами. Учеловека и ряда животных, кроме реакций, всегда следующих непосредственно послепоявления вмешательства стимула, можно выделить большой класс отсроченныхреакций. У людей между стимулом и реакцией нередко проходят годы.
Структура и объем курсовой работы: данная работа размещена на страницахпечатного текста, содержит 5 (пять) рисунков, список литературы, используемый  в работе в количестве источников.
Глава 1. Понятие бихевиоризма.История возникновения.
         Бихевиоризм (от англ.behaviour– поведение) – направление вамериканской психологии XXвека, отрицающее сознаниекак предмет научного исследования и сводящее психику к различным формамповедения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешнейсреды. На рубеже XIX-XXвв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранееинтроспективной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления имотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемыечеловеком, недоступные интроспекции психические процессы. (5)
Бихевиоризм возник в США и явился реакциейна структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американскийфункционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958),статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психоло­гию за субъективизм, называя «… сознание с егострук­турными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представ­лением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметомби­хевиоризма он провозгласилизучение поведения объек­тивным путеми с целью служить практике. «Бихевио­ризм полагает стать лабораториейобщества». (9)
Философскую основубихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качественаучных пред­посылок Дж. Уотсон называл исследования по психоло­гииживотных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективнойпсихологии. Однако все эти исследования были, как их оценивалУотсон, «скорее реакцией на ан­тропоморфизм, а не на психологию какнауку о созна­нии». (9) Он отмечал также влияние работ И. П. Павлова и В.М. Бехтерева.
Поведение человека как предметбихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, таки врож­денные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение— это всякая реакция (R), в ответ на внеш­ний стимул (S), посредствомкоторой индивид приспо­сабливается. Это совокупность измененийгладкой и по­перечно-полосатой мускулатуры, а также изменения же­лез,которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятиеповедения трактуется чрезвычайно ши­роко: оно включает любуюреакцию, в том числе и вы­деление секрета железой, и сосудистуюреакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничиваетсятолько внешне наблюдаемым: из анализа исключаются какненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. Врезультате пове­дение трактуется механистически, посколькусводится лишь к его внешним проявлениям.
«Основная задачабихевиоризма заключается в нако­плении наблюдений надповедением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случаепри данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист могсказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какойситуацией данная реакция вызва­на». (9) Таковы две проблемыбихевиоризма. Уотсон про-
изводит классификацию всех реакций по двумоснова­ниям: являются ли они приобретенными или наследст­венными;внутренними (скрытыми) или внешними (на­ружными). В результате вповедении выделяются реак­ции: наружные или видимые приобретенные(например, игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки);внутренние или скрытые приобретенные (мыш­ление, под которым вбихевиоризме разумеется внешняя речь); наружные (видимые) наследственные(например, хватание, чихание, мигание, атакже реакции при стра­хе, ярости,любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описы­ваемые чисто объективно в терминах стимулов и реак­ций); внутренние (скрытые) наследственные реакция желез внутренней секреции, изменения в кровообраще­нии и др., изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными иэмоциональными реакциями: «… если приспособления вы­званы стимулом внутреннего характера и относятся ктелу субъекта, то мы имеемэмоцию, например, покрас­нение; еслистимул приводит к приспособлению организ­ма, то имеем инстинкт — например, хватание». (8)
Наблюдение за новорожденнымпривело к выводу, что число сложных незаученных реакций прирождении и вскоре после него относительно невелико и не может обеспечитьприспособления. Бихевиорист не находит данных, подтверждающих существованиенаследствен­ныхформ поведения, таких как ползание, лазание, драч­ливость, наследственных способностей (музыкальных, художественных и др.). Практически поведениеявляется результатом обучения. Онверит во всесилие образова­ния. «Дайтемне дюжину здоровых крепких детей и лю­дей,и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта» юриста и даже нищего и вора, независимо от их талан­тов,склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков». Поэтому навык и на­учение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное илизаучен­ное действие. Его основусоставляют элементарные движе­ния,которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом,чтобы произвести новую деятельность.Уотсон описал процесс выработкинавыка, построил кривую научения (напримере обучения стрельбе из лука). Сначала пре­обладают случайные пробующие движения, много оши­бочных и только некоторые — удачные. Начальнаяточность низка. Усовершенствование запервые 60 выстре­лов идет быстро,затем медленнее. Наблюдаются пери­одыбез усовершенствования — на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологи­ческим пределом, свойственным индивидууму. Удачныедви­жения связываются с большимиизменениями в организ­ме, так что онилучше обслуживаются и физиологически, ив силу этого имеют тенденцию закрепляться.
Удержание навыков составляетпамять. В проти­воречие с установкой на отказ от изученияненаблюда­емых механизмов поведения, Уотсон выдвигает гипотезу отаких механизмах, которые называет принципом обу­словливания. Называявсе наследственные реакции без­условными рефлексами, а приобретенные —условными, Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием об­разованиясвязи между ними является одновременность в действии безусловного иусловного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшиекакой-либо ре­акции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, чтосвязь является результатом переключения возбуж­дения в центральной инстанции напути более сильного, т. е. безусловного раздражителя. Однакобихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничи­ваясьнаблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами.
 В бихевиоризмепроцесс образования навыков и на­учения трактуетсямеханистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибоки представляют собой не­управляемый процесс. Здесь один из возможныхпутей выдается за единственный и обязательный. (8). Несмотря науказанную ограниченность, концепция Уотсона поло­жила начало научнойтеории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.
       К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространениев Америке, что позволило Э. Борингу написать: «… не будетпреувеличением сказать, что в настоящее время бихевиоризмявляется типичной амери­канской психологией, несмотря на то что,может быть большинствоамериканских психологов и откажется от того,чтобы называть себя бихевиористами». В то же время для исследователей становилось все яснее, что ис­ключение психики приводит к неадекватнойтрактовке поведения. На это указал Э. Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным. (6).Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познавательныекомпоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или дея­тельность типа «человек строит дом», плавает,пишет письмо и т. п. Утверждение Дж.Уотсона о том, что бихевиористинтересуется поведением целого человека, ни­как не обеспечивается его механистически атомистичес­кой позицией и даже вступает в противоречие с ней,что он сам признавал. «Бихевиорист всвоей научной деятель­ностиупотребляет орудия, существование которых он отрицает и в своем объекте, и в самом себе». Вследст­вие механицизма в трактовке поведения человек в би­хевиоризмевыступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. «Ок­ружающие условия так влияют на нас, что в данныймо­мент при данных условиях всякийпредмет может вызвать только строгосоответствующий и обусловленный образдействия». (8). При этом не учитываются качествен­ные изменения, наступающие в поведении с переходомк человеку: данные, полученные висследованиях на жи­вотных, переносятсяна человека. Уотсон подчеркивал, что он писал этот труд и рассматривал человекакак животный организм. Отсюданатурализм в трактовке че­ловека. Человек «… представляет собой животное, отли­чающееся словесным поведением». (8)
Скрытую основу бихевиоризма составляетотождест­вление психики с интроспективным ее пониманием в психологиисознания. По оценке Выготского и Рубинштей­на, игнорирование сознания,психики, вместо того чтобы перестроить интроспекционистскуюконцепцию сознания, составляет суть радикального бихевиоризмаУотсона. Очевидно, нельзя положить в основу психологии отрица­ниепсихики. В то же время исторической заслугой Уот­сона является исследование поведения иострая поста­новка проблемы объективногоподхода в психологии. Также важнойявляется выдвинутая им задача управ­ленияповедением человека, нацеленность научного ис­следования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку какреаги­рующему организму реализацияэтой задачи получает в бихевиоризменаправление, дегуманизирующее чело­века: управление начинает отождествляться сманипули­рованием личностью. (9)
Методы психологии по своим подробностямочень разнообразны.
               II. Методы условных рефлексов.
а)     Методы, применяемые дляполучения условных секреторныхрефлексов.
б)      Методы, применяемые дляполучения условных двигательныхрефлексов.
Вывод:
Эволюция бихевиоризмапоказала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научногознания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят квыводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главныхобъяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего («ментального»)плана поведения и др., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения.В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболеепоследовательно и непримиримо) продолжают защищать постулаты ортодоксальногобихевиоризма. (5)
Глава 2.Метод условных рефлексов
В различных методах условных рефлексовмы име­ем специальный пример применения инструментов при произ­водствепсихологических наблюдений. При помощи этих методов могутбыть контролируемы многие явления реакций, которые нельзянаблюдать нижеописанными методами словесных отчетов. Простымнаблюдением невозможно установить: усиливается ли привиде пищи действие слюнных желез или наоборот. Эти мето­дырефлексов были общеупотребительными в русских лаборато­риях в течение ряда лет.Данные, полученные такими методами, несовсем новы, но техника методов была весьма несовершенной до появления трудов Павлова и Бехтерева. Методымогут прила­гаться как к мускулам,так и к железам. Они, в общем, зависят от следующих обстоятельств: каждый основной рефлекс тела имеет собственный стимул, его вызывающий. Выше мы обсудилинеко­торые из основных рефлексов. Мыможем несколько забежать вперед иупомянуть здесь о некоторых из них. Если дотронуться до коленного сухожилия маленьким перкуционныммолотком, то при этом наблюдается хорошо известный толчок ноги. Если стимулировать электрическим током подошву ступниили ее боль­шой палец, то ногиотдергивается назад или палец поднимается. Если уколоть или обжечь палец, то он оттягивается назад. Подоб­ным жеобразом, если рот стимулируется пищей и в особенности кислотой, слюнные железы начинают усиленновыделять свои секреты. Будем называтьстимулы, вызывающие прирожденные илиосновные рефлексы, нормальными или адекватными, стимулами рефлексов. Перед нами вопрос: можно липолучить другие стимулы, которые затрагивали бы такой основной или прирож­денный рефлекс — можем ли мы перенести илизаместить стимул не входя в слишкомподробное рассмотрение метода, мы нахо­дим,что можно достигнуть того, чтобы стимул, обычно не вы­зывающий одного из основных рефлексов, вызывал быего при соблюдении необходимыхусловий. На самом деле можно спорить отом, следует ли называть такие методы методами условных реф­лексов или методами, замещающих (подставных)рефлексов. Тер­мин «условныйрефлекс», по-видимому, прочно укрепился в литературе, а потому мы на нем и остановимся. Далее,мы иллюстрируем этот метод, взяв несколькопростых лабораторных положений. (7)
2.1 Методы, применяемые для получения условных секреторных рефлексов
Условный слюнный рефлекс. Условныйслюнной рефлекс приобрел популярность, благодаря работам Павлова и его учеников над собакой. До недавнего времени не быловозможности приме­нять этот метод начеловеке, так как, чтобы перевести железу к поверхности щеки, требовалась соответствующая операция. Не­давно Лешли (Lashley) из лаборатории Гопкинса(Норkins)при­менил нижепоказанный простой инструмент для того, чтобысделать реакции этой железы вполне доступными простому наблю­дениюглазом (рис. 1). Проще всего работать с околоушными железамиобеих щек, хотя можно воспользоваться и подчелюстной железой.От каждой из упомянутых желез отходит небольшой про­ток,называемый протоком Стенсона (Stenson).Инструмент, изоб­раженный на рис. 1, состоит изметаллического диска диаметром в 18 мм, в котором вырезаны двеконцентрические камеры А и В. Из них внутренняя имеет диаметр в 10 мми 3 мм глубины; наружная, в форме кольцевого углубления, имеет 2мм ширины и 3 мм глубины. Обе камеры сквозь основание дискасоединены двумя отдельными трубками С и D, с диаметром отверстия в2 мм и длиной в 15 мм. Трубкисеребряные. Инструмент прикладывается к внутренней поверхности щекитак, что центральная ка­мера прикрывает устье протока Стенсона, а изнаружной камеры выкачивается насосом воздух. Диск тогдаплотно пристает к щеке на такой срок, какой нужен для работы. Внесколько мгновений
слюна заполняет центральную камеру иначинает вытекать из труб­ки С к соответствующему измерительномуприспособлению. Ког­да челюсти закрыты, трубка лежит между щекой и верхними ко­реннымизубами и выходит наружу в углу рта. Инструмент мало мешаетпри еде или разговоре и может сохраняться часами, Кап­лислюны могут быть учтены различными способами. Их можно простосчитать и определять, таким образом, среднее число ка­пельв минуту, или же капли можно собирать в калиброванной трубке.Вначале мы определяем у какого-нибудь одного испытуе­могонормальную величину истечения по прошествии опреде­ленногопромежутка времени после еды. Тогда мы в состоянии сказать,усиливают ли или же ослабляют поток те известные виды стимуляций,которые мы можем применить. Таким путем мы в состоянии испытать действиежевания жестких и мягких веществ, горячей воды, холодной водыи т. д. В том виде, как здесь он опи­сан, метод этот служит какфизиологу, так и психологу. Действи­тельно мы можем смотреть на все такиеиспытания как на чисто физиологические испытания работы желез. Пользуясь этиминст­рументом, мы находим различные стимулирующие факторы, вли­яющиена железу. Теперь возникает психологический вопрос: со­четаетсяли каким-нибудь способом действие железы с системой навыковиндивида?

Повторными попытками мыустанавливаем, что вид непри­вычных предметов не имеет никакоговлияния на отделение же­лез. С другой стороны, если мы, поставим голодногоиспытуемо­го в такое положение, в котором он получал пищу, и затемпо­кажем ему пищу, которую он привык есть (пищу, на которуюон реагирует положительно), то железы немедленно начинаютфункционировать сильнее нормального. Другими словами, тезри­тельныестимулы, которые обычно не производят действия на работу желез, посредством процесса подстановки начинают слу­жить стимулами для усиления потока секреции.Вероятнее всего, яснее это можнопоказать на действительном эксперименте. Пос­ле определения обычной величины истечения из слюнной желе­зы испытуемому была вручена плитка миндальногошоколада. Ему было позволено понюхать ее, поднести к губам и держать ее на расстоянии длины руки, Следующая таблицапоказывает резуль­таты этого эксперимента:
Обычная величина: около одной капли в минуту
Шоколад помещен в руке испытуемого
1-я минута                                                             4 капли
2-я минута                                                       3 капли
3-я минута                                                        4 капли
Субъект нюхает шоколад                                 5 капель
Подносит шоколад к губам при закрытом рте      9капель
Без применения этого метода мы не знали бы, что един тольковид и прикосновение к пище имеют такое стимулирующее действие. Собственныйотчет испытуемого не имеет значе­ния, так как пища моглапрепятствовать глотанию, и рот его наполнился бы слюной, дажеесли бы она появлялась внормаль­номколичестве. Он, наверное, сказал бы нам, что рот его наводнен.Некоторые положения, как мы определили эксперименталь­но,действительно препятствуют глотанию, в этих случаях рот наполняетсяжидкостью, даже если стимул на самом деле приос­танавливаетдеятельность желез. Другими словами, совершенно ясно, чтопредъявление шоколада вызывает не только открытые реакции, как хватание его иподнесение ко рту, но в то же самое время оно вызывает и скрытыепривычные реакции, что сказы­вается в реакции желез. Тольковведением инструмента мы смог­ли открыть этот факт. Вполне возможно,что для всех желез тела возможна подстановка стимулов. (7)
2.2 Методы, применяемые для получения условных двигательных рефлексов
Способом, похожим на предыдущий,Бехтерев по­казал, что реакции как поперечно-полосатых, так игладких мус­кулов можно сделать условными. Эти условные двигательныереф­лексы весьма обычны в ежедневной жизни. Мы частонаблюдаем их в трагедиях кинематографа: когда, например, злодейугрожает револьвером или тянет за курок, или ударяет несчастногогероя по голове тяжелым предметом, то один только вид этихдействий заставляет многих в зале вскакивать или отстранятьсясовершен­но так, как будто они слышат реальные звуки, или удар попал на ихсобственные головы. В лаборатории техника метода очень про­ста. Предположим,что испытуемый сидит, причем его босая нога покоится на двух металлическихэлектродах, Когда дается фара­дический стимул (слабый электрическийудар), нога отдергива­ется от металлических электродов. Мы вводимкакую-нибудь сис­тему для записи на закопченной бумаге отдергивания ноги и для отметкина записи момента начала стимуляции. Электрический ударнеизбежно и неизменно заставляет ногу подпрыгнуть. Элек­трическийзвонок, однако, не вызывает такого действия. Но если мызвоним в колокол и одновременно стимулируем ногу много­переменным током и притомнесколько раз (обычно от 20 до 70), мынайдем, что звон колокола отдельно произведет отдергива­ние ноги вверх. Здесь, как и прежде, произошлаподстановка сти­мула: звук, обычно невызывающий рефлекса, быстро начинает этоделать. Пожалуй, простейший способ производства экспери­ментов с условными рефлексами — это пользованиепальцем. Рис. 2 показывает простое применяемое для этих целейприспособле­ние.
Ладонь помещена на один электрод,средний палец на дру­гой. Маленький приемный барабан сприкрепленным к нему проб­ковым седлом помещен непосредственно над пальцем. При каж­дом поднятии пальца барабан, связанный с пишущимрычагом, делает отметку назакопченном цилиндре.
Как легко видеть, палецудобнее может быть использован для общих лабораторных целей, чем нога.Эта техника теперь об­щеупотребительна и может быть применена кдетям, к дефектив­ным индивидам, а также и к нормальнымвзрослым. Наш метод получения рефлекса приблизительно следующий: начиная рабо­тать надкаким-нибудь новым субъектом, мы сначала звоним в колокол отдельно для того, чтобы видеть, производит ли это эффект, Нам никогда не удавалось достигнуть того,чтобы реф­лекс вызывался однимколоколом до электрической стимуляции. Затемв течение пяти опытов мы действуем колоколом и ударом одновременно,после чего снова даем колокол отдельно. Если условныйрефлекс не появляется, то мы сначала даем еще 5 стимуляций звонком и электрическим током одновременнои по­вторяем эти действия, пока непоявится эффект. Условный реф­лекссначала появляется нерегулярно, т. е. он появляется однажды и затем исчезает. Тогда прибегают к повторнымударам. Рефлекс может, вслед затемпоявиться, два раза подряд и вновь исчезнуть. Спустя некоторое время онпоявляется регулярно каждый раз, когдадается звонок. В лучших случаях мы получали условный рефлекс после 14-30 сложных стимуляций. Пытаясьприменить этот метод, надо бытьготовым к тому, что окажется несколько таких испытуемых, которые не обнаруживают отчетливых условных реф­лексов. Каковы причины этого — мы пока сказать неможем. Ме­тод этот только начинаетразрабатываться

До сих пор мы рассматривали двигательный условный реф­лекс в том виде, как он появляется впоперечно-полосатых мус­кулах кистей, ступней, ног. Гладкие мускулы исмешанные из гладких ипоперечно-полосатых групп обнаруживают условный рефлекс также хорошо. Если разработана техника для измерения величины зрачка, то можно пользоваться яркимсветом вместо электрическойстимуляции. Звонят в колокол в тот момент, когда вспыхивает яркий свет. Свет заставляет зрачок сокращаться, а послетого, как звон и свет достаточно часто появлялись вместе колокол и один можетвызывать сокращение Легко и быстро мож­ноустановить условные рефлексы в дыхательном механизме как и в биении сердца.
Общая характеристикаусловных рефлексов. Здесьинтересно несколькоразобраться в свойствах условных рефлексов. Во-пер­вых,мы коснемся сходства и различия между условным рефлек­соми тем первоначальным, на котором он построен. Как бы сильно онини разнились в отношении центральных нервных путей, об­щиеи более грубые двигательные стороны их совершенно подоб­ны. Если кто-нибудьнаблюдает движения испытуемого, впервые начинающего обнаруживатьусловный рефлекс, то он не может сказать, был ли испытуемыйстимулирован только колоколом или же соединенным действием колокола иудара. Условный дви­гательный рефлекс бывает обычно резким,быстрым и многоохватывающим: первоначально обыкновенно всетело принимает участие в реакции. Постепенно рефлексстановится более узко ограниченным.
Во-вторых, укажем на устойчивость рефлекса;после того как рефлекс однажды хорошо установлен, он переходит содного дня на следующий в течение неопределенного периода.Иногда необходим только один удар в начале дневной работы длятого, чтобы вызвать появление рефлекса. Мы не имеем возможности установить,в течение какого срока сохраняется неупражняемый рефлекс. В одномслучае мы в мае основательно тренировали ис­пытуемого на звонок и затемне испытывали его до октября. Реф­лекс не появлялся при первомзвонке, но после первого приме­нения комбинированного стимула (прикотором испытуемый разорвал соединение прибора, хотяиндукционный удар был очень слаб) условный рефлекс появлялсярегулярно в ответ на один лишь звонок.
В-третьих, мы знаем, чтоусловный двигательный рефлекс, может быть подвергнут подкреплению иторможению. Может быть, интересно привести несколько примероввоздействия, которые оказывают на рефлексы. Возьмем сначала«уставание» рефлекса. Хорошо тренированный субъект будет правильно реагироватьв течение неопределенного срока на стимул, который дается с про­межуткамиот четырех до пяти секунд. Если мы теперь будем да­ватьстимул, т. е. звонок, в течение короткого времени через две секунды,то он может первые три раза вызвать реакцию, а затем перестанет.Если затем удлинить промежутки или ввести период бездействия, торефлекс появится вновь. Далее будет видно, что мы пользуемсяпринципом уставания для установления ди


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.