ДИСЦИПЛИНА: Основы коммуникативной культуры.РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: Предмет общения и средстваобщения.
студентка III курса
специализации: «Педагогика СКС»
Спасская А.В.
преподаватель:
кандидат
психологических наук
Осипова А.А.Ростов-на-Дону
2003
ПЛАН.
Введение……………………………………………………………… 2
1.
сущность понятия«общение»……………………………………….5
2. 9
3. 13
4. 15
5. 16
6. 18
Заключение…………………………………………………………… 27
Списокиспользуемой литературы…………………………………… 28
ВВЕДЕНИЕ.
Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их каксубъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителяКонфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, атакже в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числеНового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философыГоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах,Гельвеций и др.
Так, Конфуций (551 – 479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственныекачества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям,уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных вобществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок игармонию в обществе.
Древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людейкак главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснованияположений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственногосовершенствования каждого человека.
Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьмидолжно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственныхнорм. Он обращал внимание на способыведения беседы, отразил многие тонкости диалоговразных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей отхарактера и содержания их общения.
Говоря о том, что душа размышляет и разговаривает сама с собой, Платон посути дела ставит вопрос о внутренней речилюдей. Это один из важных вопросов современной психологии, в том числепсихологии делового общения. Заслуживают внимания взгляды Платона на осознанныеи неосознанные мотивы поведения людей, анализкоторых весьма актуален в настоящее время.
На многие психологические свойства личности указывал Аристотель (384-322до н.э.). Он характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характерачеловека, его мыслительных ассоциациях, о целесообразном характере егоповедения и деятельности.
Философ Нового времени нидерландец Бенедикт Спиноза (1632-1677) в своей«Этике» подчёркивает роль человеческойиндивидуальности, характеризующий прежде всего внутренний мир человека,проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях – аффектах. Таковыми являются, например,любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либои т.д. Вместе с тем, Спиноза указывал на причиннуюобусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что,однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает. Всё этотакже весьма актуально и в наши дни.
Английские философы Томас Гоббс (1588-1979) и Джон Локк (1632-1704)пытались показать, что общественная мораль и мораль личностивзаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами.Интересы людей определяют характер и содержание общения между ними, – писалиони.
Эти идеи получили подробное обоснование в работах французскихпросветителей XVIII в.Поля Анри Гольбаха (1723 – 1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715 – 1771).
На обусловленность морали людей их жизненным опытом указывал Вольтер(1694 – 1778), отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества.
Весьма актуальны сегодня высказывания Жан-Жака Руссо (1712-1778) о роли чувств и естественных инстинктовчеловека в его поведении. Это же можно сказать об учении немецкого философаИммануила Канта (1724 – 1804) о долгекак основании нравственности и о нравственном законе.
Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в томчисле их делового общения. Одно из фундаментальных положений теориимежличностного общения указывает, что разногорода психические состояния людей во многом определяются содержанием ихнравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучениедисциплины психологии и этики делового общения предполагает осмысление с позиций сегодняшнего дня тоготеоретического наследия из области психологии и этики, которое можетспособствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем и их болеесодержательному анализу. [3,c. 26].
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ, РАСКРЫВАЮЩИХ СУЩНОСТЬПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ».
Общение – сложный и весьма многогранный процесс. [5, c. 39] Б.Д.Парыгин отметил, что этотпроцесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей,и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процессих взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное понимание сущностиобщения, его многофункциональность и деятельностную природу.
Анализируя научную литературу, Л.П.Буева рассмотрела следующие аспектыизучения общения:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоениеличностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестветворческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия сдругими людьми.
Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самогопонятия «общение». Так, А.С.Золотнякова принимала общее как социально- иличностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личныеотношения, но и установки на социальные нормы. Общие она видела как процесспередачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала «общие» как«социальный процесс, через который общество влияет на индивида». Если соединитьэти два положения, то можно увидеть, что для неё общее было процессом коммуникативно-регулятивным, в которомне только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоениесоциальной системой.
А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей,содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средствкоммуникации для установления взаимоотношений между людьми».
Психологи определяют общение как «атрибут деятельности и какнедетерминированное деятельностью свободное общение».
Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения»рассматривают общение как «систему межличностного взаимодействия», ограничиваяфеномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение,как процесс взаимодействия гораздо шире: «общение внутри групп – межгрупповое,в коллективе – межколлективное». Но «только в процессе взаимодействия человекас человеком, группой, коллективом» реализуется потребность личности в общении.
А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивиндуальный, а каксоциальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно».В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельностичеловека».
Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н.Панферовотмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее онподдерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, ноподчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия,благополучного для процесса деятельности».
Точка зрения А.А.Леонтьева на « общение как вид деятельности» и на«общение как взаимодействие», которые в свою очередь, рассматриваются как видколлективной деятельности, ближе к позициям Л.И.Анцыферовой и Л.С.Выготского,еще в 30-е годы пришедшего к выводу, что первым видом человеческой деятельностиявляется общение.
Проблему общения исследовали и философы. Так. Б.Д.Парыгин считает, что«общение является необходимым условием существования и социализации личности».Л.П.Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения.М.С.Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности»,выражающий «практическую активность субъекта». В.С.Коробейников определяетобщение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальнымихарактеристиками». «С философской точки зрения, – пишет В.М.Соковин, – общение– это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачиинформации, включённая в трудовую деятельность и являющаяся её необходимойстороной. Это также форма общественных отношений и социальная формаобщественного сознания».
Из этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологови философов, видно, насколько велик интерес ученых к феномену общения.
Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главное:
1)
2)
3)
Многообразие научных подходов к феномену общения побуждает рассмотретьего с философской, социологической и психологической сторон. Это даст намвозможность определить социально-педагогический статус общения как фактораформирования личности.
Общефилософская концепцияпредставляет общение личности с другими как актуализацию реально существующихобщественных отношений: именно общественные отношения обуславливают форму общения. Методологический принципмарксистско-ленинской философии, обосновывающий зависимость измененияобщественных отношений от смены форм общения, стал основанием выделениякатегории «способ общения». Он определяется как способ реализации актуальныхотношений в социальном взаимодействии, что зависит от:
а) социально-экономического уклада общества;
б) уровня развития идеологии;
в) от конкретных исторических условий социального бытия.
Такой подход позволяет выстроить методологию социально-педагогическогопонимания сущности общения.
Социологическая концепцияобосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции илиподдержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в тоймере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимоотношение личностии общества. Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокийанализ внутренней динамики общества и её взаимосвязи с процессами общения.Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и ролисоциальных институтов общества в организации общения как важного факторасоциального производства личности.
При психологическом подходе общениеопределяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процессвзаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности.Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общениевыдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которойзамедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относятпотребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность вобщении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причемпоследняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
Социально-педагогический подходк анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (сцелью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальнойпедагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы,обеспечивающие взаимодействие людей.
2. ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАТИВНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В специальной социально-психологической литературе общение понимается икак коммуникативная деятельность.[5, c. 44]
Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальнуюсистему взаимодействия людей. Так, Г.М.Андреева основными процессамикоммуникативной деятельности считает коммуникативный(обеспечивающий обмен информацией), интерактивный(регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку ирефлексию в общении).
А.А.Леонтьев и Б.Х.Бгажноков выделяют два типа коммуникативнойдеятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типыкоммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными,социально-психологическими и речевыми структурами.
Как отмечает Б.Х.Бгажноков, высказывания в социально-ориентированномобщении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к нимпредъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.
Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существуетеё внутренняя, психологическая характеристика. Она, согласно И.А.Зимней,проявляется в социальной и индивиндуально-психологической репрезентативностиэтого процесса.
Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, чтоона может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальнойситуации. Индивиндуально-личностная репрезентативность проявляется в отражениииндивиндуально-личностных особенностей общающихся.
Опираясь на концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативнуюдеятельность», рассмотрим её основные структурные компоненты. Итак,
предмет общения – это другойчеловек, партнёр по общению как субъект;
потребность в общении – этостремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с ихпомощью – к самопознанию, к самооценке;
коммуникативные мотивы – этото, ради чего предпринимается общение;
действия общения – это единицыкоммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (дваосновных вида действий в общении –инициативные и ответные;
задачи общения – это та цель,на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направленыразнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
средства общения – это теоперации, с помощью которых осуществляются действия общения;
продукт общения – этообразования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженныхактов» (Б.Д.Ломов). Каждый такой «сопряжённый акт» – это взаимодействие двухсубъектов, двух наделённых способностью к инициативному общению людей. В этомпроявляется, согласно М.М.Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности,а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряжённых актов».
Таким образом, диалог – это реальная единица коммуникативнойдеятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль непросто субъекта общения, но и субъекта – организатора коммуникативнойдеятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность,группа людей, масса.
Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативнойдеятельности, а общение с группой (коллективом) – как групповой, общение с массой — как личностно-массовый. В единстве этих трёх уровней и рассматриваетсякоммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что всеуровни коммуникативного взаимодействия опираются на единоеорганизационно-методологическое основание, а именно наличностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общениянаходятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которыхреализуется через деятельность и в деятельности.
Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означаетпрежде всего трактовку её как организации и управления формированием системысоциальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это происходит в трёх основныхкоммуникативных формах:
а) монологической (преобладаюткоммуникативные действия-высказывания личности как субъекта-организаторадействий слушания других субъектов – участников общения);
б) диалогической (субъектывзаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);
в) политических (многостороннееобщение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладениекоммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно еёреализовать).
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов.Каждый акт определяется:
а) субъектом – инициатором общения;
б) субъектом, которому адресована инициатива;
в) нормами, по которым организуется общение;
г) целями, которые преследуют участники общения;
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанныхкоммуникативных действий:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива.Поэтому субъект общения, который берёт эту инициативу на себя, назван намисубъектом – инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, –субъектом – партнером.
3. ОСНОВНЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ.
Общение характеризуется: содержанием, функцией,манерой и стилем.[5, c.47].
Содержаниеобщения может быть различным:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Функции общения выделяются всоответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения(сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):
— инструментальную (общение всвете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачиинформации, необходимый для совершения определённого действия);
— синдикативную (общениеоказывается средством объединения людей);
— самовыражения (общение выступаеткак форма взаимопонимания, психологического контекста);
— трансляционную (передача конкретных способов деятельности,оценок и т.д.);
Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается.Среди других функций общения можно отметить:
экспрессивную (взаимопониманиепереживаний и эмоциональных состояний);
социального контроля (регламентацииповедения и деятельности);
социализация (формированиенавыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами иправилами)
Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет всебе две взаимосвязанные, норазличающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую ивнутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смыловые пласты.
Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается вкоммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядомспецифических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. Кним относятся:
— коммуникативная активность в группе общения;
— интенсивность действий в общении;
— инициативность в общении;
— технико-коммуникативное мастерство общения.
Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуациивзаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, скоторыми человек в общение.
Манера общения определяется:
— тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);
— поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью,скованностью);
— дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).
Дистанция в общении определяет характер отношения партнёров. Интимная иличная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьмиили друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная – наинтеллектуально-демонстрационный характер общения.
Манер общения много. Общение может быть уважительным илипренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной илидоброжелательной манере.
Стиль общения — это индивиндуально-типологическиеособенности взаимодействия между людьми.
В стиле общения находят выражение:
— особенности коммуникативных возможностей человека;
— сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
— психологическая или социальная индивидуальность человека;
— особенности партнёра по общению.
Фундамент стиля общения личности составляет её нравственно-этическиеустановки и оценки социально-этических установок общества.
Наиболее распространены следующие стили общения:
творчески-продуктивный,
дружеский,
дистанционный,
подавляющий,
популистский,
заигрывающий,
требовательный,
деловой,
позиционный.
Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферувзаимодействия и выбор его средств.
4. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ.
Механизмы взаимопонимания в общении обычно таковы:
1) Идентификация – это способ понимания другогочеловека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
2) Стереотипизация – это классификация формповедения и интерпретация их причин путём отнесения к уже известным иликажущимися известными явлениям, социальным стереотипам;
3) Рефлексия – это осмысление субъектом того,какими средствами, почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра пообщению;
4) Обратная связь – это получение адресатоминформации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка наэтой основе дальнейшей стратегии общения.
Воздействие, таким образом, слагается из органического единства трёхдействий:
-
-
-
Воздействие – этофактическое выражение коммуникативности общения. Интерактивность егообеспечивается пространственно-временными средствами общения:
дистанцией – расстоянием,причём физическим, между партнёрами по общению;
пристройкой – позицией,выражающей отношение одного партнёра к другому;
временем, местом иситуацией – условиями общения, определяющими напряжённый или спокойный характервзаимодействия, комфорт или дискомфорт общения.
Общение представляетсобой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции каквзаимодействие равноправных субъектов.
5. СТРУКТУРАВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЩЕНИИ.
В структурувзаимодействия входят: [5, c.53].
а) субъектывзаимодействия;
б) взаимная связь;
в) взаимное воздействиедруг на друга;
г) взаимные изменениясубъектов общения.
Взаимодействиепредставляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которыенаправлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнёра, причём вызваннаяреакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Взаимодействиескладывается из действий. Каждое действие определяют:
-
-
-
-
-
Взаимодействие – это процесс, который складываетсяиз:
физического перемещения в пространстве,
совместного перемещения в пространстве,
совместного группового или массового действия,
духовного вербального контакта,
невербального информационного контакта.
Взаимодействие как процесс характеризуют:
совокупная, кооперативная деятельность,
информационная связь,
взаимовлияние,
взаимоотношения,
взаимопонимание.
Взаимодействия бывают разных типов:
-
-
-
-
-
-
Как диалектический процесс, общение представляетсобой единство двух противоположных тенденций:
к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны,
и к борьбе, к дифференциации – с другой.
Социальные воздействия могут быть самымиразнообразными.
Вся гамма и оттенки отношений, многообразие ихпроявлений не могут быть исчерпаны представленной классификацией, как и неможет быть представлено в кратком, почти конспективном изложении всемногообразие подходов к определению сущности и содержания общения каквзаимодействия социальных субъектов.
Важно подчеркнуть, что для общения каквзаимодействия социальных субъектов с позиции диалогической методологиихарактерны следующие особенности:
1)
2)
3)
Называя эти три основныеособенности, подчеркну ещё раз: субъект-личность, вступая в общение как системусоциального взаимодействия, сохраняет при этом свою автономность и обеспечиваетсаморегуляцию своих коммуникативных действий.
6. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) иневербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средстване столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.Пиз в своей книге «Языктелодвижений» приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которымпередача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7 %,звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счётневербальных средств – на 55 %.
К таким же выводам пришёл и профессор Бердвиссл, который установил, чтословесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информациипередаётся с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальнымисредствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесномуканалу передаётся чистая информация, а по вербальному – отношение к партнёру пообщению. [3, c. 119].
Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Кинесические средства.Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительновоспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивнуюфункцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения,проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
1. Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышцлица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру.Показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15 %информации. Основные характеристики мимики – её целостность и динамичность. Этоозначает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний(гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышцлица скоординированы.
Исследования психологов показали, что все люди независимо отнациональности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью исогласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражениесоответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурациивсего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и областьвокруг рта (губы).
2. С мимикой очень тесно связаны взгляд,или визуальный контакт, составляющийисключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности ииспытывают дискомфорт, если она отсутствует.
Американские психологи Р.Экслайн и Л.Винтерс установили, что взглядсвязан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса.Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ( «впространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника.
Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когдатрудность преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит,меньше смотрит на партнёра – только чтобы проверить его реакцию изаинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и«посылает» ему сигналы обратной связи.
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можносказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, чток нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишкоммного, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человекапередаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение илисужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещениизрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Есличеловек возбуждён или заинтересованчем-то, или находится в приподнятом настроении, его значки расширяются в четырераза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроениезаставляет зрачки сужаться.
Таким образом, не только экспрессия лицевая несёт информацию о человеке,но и его взгляд.
Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации опсихологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менееинформативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательноконтролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определённыхобстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства илипередаёт заведомо ложную информацию, лицо становиться малоинформативным, а тело– главным источником информации для партнёра. Поэтому в общении важно знать,какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лицачеловека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведениясодержать очень много информации. Информацию несут такие движения человеческоготела, как поза, жест, походка.
3. Поза – это положение человеческого тела, типичное дляданной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принятьчеловеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народанекоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поза наглядно показывает,как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу другихприсутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают болеенепринуждённые позы, чем их подчинённые.
Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальныхсредств общения психолог А.Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведённыхВ.Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит вразмещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещениесвидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.
Показано, что «закрытые» позы(когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можноменьше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные нагруди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позынедоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: рукираскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия,доброжелательности, психологического комфорта.
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позыкритической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску).Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться насобеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот,ориентироваться в сторону, откидываться назад. Человек, желающий заявить осебе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряжённом состоянии, сразвёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому ненужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен,находиться в свободной непринуждённой позе. Практически все люди умеют хорошо«читать» позы, хотя, конечно, далеко не вс