Введение.
Психология как наука обладаетособыми качествами, которые отличают её от других. Как систему проверенныхзнаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специальнозанимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как системажизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему ввиде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления,речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств имногого другого. Основные психические явления мы непосредственно можемобнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Психология — это наука о закономерностяхвозникновения, проявлении и развитияпсихической деятельности и сознания человека.
Уяснение природы психическогоопределяет теоретические задачи психологии, специфику психологическогопознания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание — азначит, всякое, даже, наивное познание — психических явлений всегдапредполагает раскрытие тех предметных связей, посредством которых психическиепереживания впервые выделяются из мистической туманности чистойнепосредственности, лишённой всякой определённости и членораздельности, иопределяются как объективные психологические факты.
Не всё то, что человек переживает, он адекватно осознаёт, потому что невсе отношения, выражающееся в переживании и определяющие его, сами адекватноданы в сознании как отношения. Именно поэтому встаёт задача — отличного отпростого переживания — познания психического посредством раскрытия техобъективных связей, которыми оно объективно определяется. Это главная задачапсихологии. Психологическое познание — это опосредованное познание психическогочерез раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований.
Изучение памяти началось много вековназад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способензапоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессомобучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегдасовпадали с известными на данном историческом отрезке методами храненияинформации.
Так, древние греки всоответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация ввиде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки намягком веществе мозга, как на глине или воске.
Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятияоставляют в коре мозга какие — то следы, которые сохраняются некоторое время.То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение ипоследующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте,называется памятью.
Иными словами память можно определить как способность к получению,хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты,врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, какзапечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессеиндивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, еговоспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли быадаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том, чтос ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то,что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратноутрачивалось.
В этой курсовой работе будет подробно рассмотрено явление памяти какпсихического процесса, её механизмов, её виды,
1. Память с точки зрения психологии.
1.1. Понятие о мнемических процессах.
Наряду с другими познавательными процессами,перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические[1].Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активностичеловека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью иперцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.
Что же такое память? Память — процесс сохранения прошлого опыта, делающийвозможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферусознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим иявляется важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития иобучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и процессов, воспринятыхв прошлом, усвоенные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства ижелания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека,содержание того, что помнится.
Начало экспериментальных исследований мнемических процессовотносится к концу XIXвека. Средипервых психологов, обратившихся к этой проблеме, был немецкий ученый Г.Эббингауз.Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминаниюбессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможностьвывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе представлялиопределенный интерес, однако были применимы исключительно к материалу, которыйне имел логической организации.
В дальнейшем необходимые поправки в те закономерности, которыебыли выявлены Эббингаузом, внесли другие исследователи. Так, в частности, еще вначале XXвека представители гештальт-психологииобратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию, и получилиданные, в значительной степени расходящиеся с теми, что содержались висследованиях Эббингауза. В психоаналитических учениях процесс забывания какодин из важнейших компонентов мнемической активности человека объяснялсястремлением вытеснить из сферы сознания то, что травмирует личность, вызывает унее неприятные воспоминания, в конечном счете оказывает негативное воздействиена эмоциональное состояние субъекта. Это породило целый ряд экспериментальныхданных, которые в настоящее время обсуждаются, хотя и не во всем принимаютсясовременной психологией. Французский психолог Жане подчеркивал рольсоциокультурных факторов при характеристике высших форм развития мнемическойактивности.
Мнемоника (иногда мнемотехника) — это совокупностьискусственных приемов, способствующих запоминанию. Историямнемотехники уходит в глубокую древность. Ее возникновение связано с первыминаивными психологическими представлениями греков. Греческая мифология зналатитанку Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти,воспоминаний. Особенное развитие мнемоника приобрела в XIXвеке в связи с тем, что она получила теоретическое обоснование взаконах ассоциаций. Всякий мнемотехнический прием сводится к искусственномусвязыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые ужеуспели прочно закрепиться в сознании. И в этой заведомой исключительностиосновное отличие мнемоники от того, как протекает запоминание в обычныхжизненных условиях.
В российской психологии сложилось традиционное представление оразвитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, былоразработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющемсознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанныхзнаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способовзапоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленныхсемантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная,словесно-логическая — иногда рассматривались как этапы такого развития.
Новый материал к пониманию процессов памяти предоставилиисследования ряда психических функций, за которые несут ответственность те илииные зоны полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частностилогическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными сфункционированием левого полушария, в то время как образная память явно былаобусловлена работой правого полушария головного мозга.
1.2.Процессы памяти.
Основными процессами памятиявляются запоминание, воспроизведение и узнавание.
Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутреннихраздражителей, оставляют «следы» в нём, которые могут сохраняться долгие годы(иногда всю жизнь). В коре полушарий как быпроторяются пути для возбуждений, вследствие чего нервные связи в дальнейшемвозникают легче и быстрее. Связи сохраняются и оживают, если возбужденияповторяются, или угасают, если возбуждения не повторяются. В последнем случаеусвоенное забывается. Образование и сохранение временных связей и составляет физиологическую основу памяти.
О том, что внешние впечатления оставляют в коре мозга человека какие-то «следы», говорят современныеопыты, проводимые нейрохирургами.При раздражении отдельных участков мозгаэлектрическим током у больного иногда возникали воспоминания о событиях, в которых он участвовал.
Быстрота образования в коре полушарий связей, сохранение ихзависит от способности мозга реагировать на раздражения и сохранять «следы» прежних возбуждений. Наряду с природными качествами нервной системы здесь большую рольиграет характер деятельности человека, его упражнения, тренировки. Активная умственная работа, наличие большогоколичества связей в коре мозга способствует тому, что новые ассоциациивозникают легче. Этим объясняется, чтоспециалисты, хорошо знающие какую-либо область знаний, легко и прочноусваивают новые сведения в данной научной отрасли. Школьник тоже лучшезапоминает новый учебный материал, если он хорошо знает то, что уже пройдено.
Запоминание и забывание.
Запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающихудержание материала в памяти. Различаются дна вида запоминания: произвольное и непроизвольное.
Запоминание — важнейшееусловие последующего восстановления приобретенных знании. Успешностьзапоминания определяется в первую очередь возможностью включения новогоматериала в систему осмысленных связей. Именно в зависимости от места процессазапоминания в структуре деятельности и различаются указанные выше виды.
В случае непроизвольногозапоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или инойматериал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающиедругие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственныйхарактер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительногоотбора материала и сознательного применения каких-либо мнемических приемов.Вместе с тем зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняетсяи в этом случае.
Как показали исследования, непроизвольное запоминание оказываетсязначительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание иопределяется целями выполняемого действия. Важную роль играет м спецификарешаемой задачи. Ориентировка на смысловые связи ведет к более глубокойобработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию.
Произвольноезапоминание является специальным действием, конкретная задача которого — запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующеговоспроизведения или просто узнавания. Она определяет выбор способов и средстввосприятия и тем самым влияет на результаты запоминания. Важное условиеуспешности произвольного запоминания — установка на продолжительностьсохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено. Так, экспериментальновыяснилось, что если предложить испытуемым запомнить материал с тем, чтобывоспроизвести его на другой день, а другим испытуемым предложить тот же самыйматериал, но предупредить их, что понадобится отвечать по содержанию того, чтоподлежит усвоению, через месяц, различие на результативности запоминания будетвесьма и весьма заметным.
Итак, если провести проверку того, что осталось и памяти, не надругой день и не через месяц, а через две педели, тоиспытуемые,которые собирались отвечать но заданному материалу на другой день, в несколькораз хуже воспроизведут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвестиего через месяц. Установка на длительность запоминания оказала решающеезначение в данных обстоятельствах. Типичным для этого вида запоминанияявляется сложное опосредствованное строение.
В число обычно используемых способов произвольного запоминаниявходят составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктови пространственная группировка материала в форме наглядного зрительного образа,соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условияхпроизвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно обеспечиваетбольшую сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.
Важную роль среди механизмов запоминанияиграет повторение. Продлеваяэффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развитиявысших социализированных форм памяти, прежде всего именно произвольногозапоминания. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не являетсяединственным условием, необходимым для долговременного запоминания. Жизненноважные материалы и сведения, несущие для индивида большую смысловую нагрузку,запоминаются «сами собой».
Забывание — процесс, характеризующийся постепеннымуменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что паираннее запомнилось. Психическим процессом, противоположном забыванию,является сохранение в памяти всего, что было достоянием прошлого опытачеловека. Разумеется, не вес, чего человек запоминает, сохраняется в егопамяти. Очень многое исчезает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но невыступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось
Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности — процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, дляорганизации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забываниерассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отборценного и нужного — того, что поит ном-нить, и того, что следовало бы забыть.Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий своизакономерности и особенности.
Сохранение в памяти прошлого оказывается теги > связанным счувствами. Сильные переживания способствует прочности и точности запоминания исохранения. То, ч^1 волновало, помнится много лучше того, что оставилобезразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера.Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясение, бурные эмоцииспособны не столько обеспечить сохранениетого, что присутствовало в восприятии,сколько препятствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к забываниютого, что произошло.
Нельзя понимать сохранение буквально, как простое хранение в«кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохраненные связи перестраиваются,обобщаются, » чем-то обогащаются пли обедняются. Они видоизменяются подвлиянием последующей деятельности человека.
Далеко невсе, что запоминается, сохраняется в дальнейшем. То, что потеряло жизненноезначение, т.е. какое-то отношение к естественным и культурным потребностямчеловека, существенным условиям его деятельности, иногда бесследно исчезает,иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная частьвпечатлений, выполнив свою роль при ориентировке в окружающей среде, забывается.Человеку нет никакой надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть втечение жизни, или все подробности прочитанных книг. Следы памяти у одного итого же человека могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет иболее почти без изменений, а с другой — тормозятся уже через несколько дней,часов, а иногда минут даже тогда, когда хочется их сохранить. Так, старик,помнящий слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает порой отом, как назвали его новорожденную внучку. Происходит это по той причине, чтосохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности корыбольших полушарий, т.е. от степени возбудимости и, так сказать,работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к старости.
1.3. Механизм памяти.
Поступающая оторганов ощущений информация обрабатывается сенсорнойпамятью, которая обеспечивает удержание этой информации втечение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды). В соответствии свидом стимула сенсорная память может быть иконической (связаннойсо зрением), эхоической (связанной со слухом) и пр. Психологи полагают,что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации:иными словами, на этом этапе происходит различение — мы «запоминаем» глазамиили, скажем, носом.
Процессзабывания начинается сразу же после поступления информации. Исследованияпоказывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, азатем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминаетоколо 70% увиденного.
Через 150миллисекунд объем запомненной информации равен 25–35%, а через 250 миллисекундуже вся информация из сенсорной памяти теряется.
Но еслиинформация сохранилась (на нее обратили внимание), то она попадает в кратковременнуюпамять. Кратковременную память часто называют еще оперативной,или рабочей, потому что она нужна нам для выполнения определенныхопераций в процессе какой-то деятельности. Например, при чтении предложения вэтом тексте в кратковременную память отправляются значения отдельныхбукв или предыдущих слов: это нужно, чтобы уловить смысл всего предложения.Информация в кратковременной памяти долго не задерживается: либо онасразу используется сознанием, либо она отправляется в соседний залдолговременной памяти, либо ее проглатывает ненасытное забывание.
Для кратковременнойпамяти верен закон «7 ± 2»: в ней может храниться лишь ограниченный объеминформации, включающий от пяти до девяти объектов.
Например, еслиобычному человеку предъявить на несколько секунд рисунок, на котором изображенопятнадцать или двадцать предметов, то он по памяти сможет воспроизвестиназвания не более чем девяти из них.
Означает ли это,что учителя предъявляют на уроках непосильные требования к учащимся, заставляяих воспроизводить тексты, содержащие количество слов, в десятки раз превышающиеобъем «7 ± 2»? Ничего подобного! Мы можем запомнить гораздо больший объемосмысленного материала. Почему? Потому что многое зависит от того, как мысгруппируем запоминаемый материал. Если его разбить на части так, что в каждойиз них будет ярко представлена какая-то одна, самая важная, «опорная» мысль, томы легко воспроизведем текст. Конечно, при условии что количество частейбудет подчинено закону «7 ± 2». Таким образом происходит укрупнение единицинформации.
Однако заучиватьматериал надо так, чтобы он сохранился в памяти надолго, а еще лучше —навсегда. Для этого его следует переправить в долговременную память. Дляперевода следов события в долговременную память требуется от пятнадцатиминут до часа. Это время называется периодом консолидации.
Самым простым ипривычным способом такого перевода обычно считается повторение. Однакомеханическое повторение, зазубривание не является эффективным. Давно доказано,что осмысленное запоминание имеет целый ряд преимуществ по сравнению сзапоминанием механическим.
Для того чтобызапомнить материал, нужно: 1) понять его; 2) установить логику изложения илисобытий; 3) соответственно разбить материал на логические куски и найти вкаждом из них «ключевую фразу», или «опорный момент».
Информация,которая перешла в долговременную память, может быть извлечена черездлительное время. В процессе жизни человека часть информации из долговременнойпамяти теряется, а около 72% остается на всю жизнь. В долговременнойпамяти данные накапливаются в соответствии с их «значимостью». Извлечениеинформации из долговременной памяти происходит дольше, чем из кратковременной
Исследователиустановили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков,7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузокпрактически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточнозапомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объемпамяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объемпамяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки — 8-9, на буквы- 6-9, на геометрические фигуры — 3-8 и т.д.
1.4. Виды памяти и их особенности.
Существуетнесколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них делениепамяти по времени сохранения материала, другое по преобладающему в процессахзапоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первомслучае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную игенетическую память. Во втором случае говорят о зрительной, слуховой,обонятельной, осязательной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткоеопределение основным из названных видов памяти.
– Моторная память является эволюционно самымдревним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведениеразличных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем поступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводитьпривычные действия на уровне автоматизма.
– Эмоциональная памятьсвязана сфиксированием переживаний, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоциивыполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма кокружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается ввыработке системы предупреждения.
Эмоционально окрашенныеощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональнаяпамять самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения.Если вы хотите лучше усвоить учебный материал, привлекайте резервыэмоциональной памяти: придумайте способы насытить информацию эмоциями, сделайтеее интересной для себя, например, нарисуйте комические иллюстрации к скучномутексту.
– Образная память имеет несколько подвидов,поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает всебя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память.Информация запоминается в виде образов определенной модальности.
Зрительная память связана с сохранениеми воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью нередкообладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течении достаточнодолгого времени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того,как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный видпамяти предполагает развитую у человека способность к воображению.
Слуховая память — это хорошеезапоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальныхили речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки,акустикам, музыкантам.
Осязательная, обонятельная, вкусоваяи другие виды памяти особойроли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной,слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основномсводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей,связанных с безопасностью или самосохранением организма. Например, мы помнимзапах газа, вкус острого перца, чувствуем горячие или холодные предметы и позная, что они представляют опасность для нашего организма, стараемся ихизбегать.
Образная память спонтанна, гибка иобеспечивает длительное хранение следов воздействия.
– Логическая память и в филогенезе, и вонтогенезе возникает позже всех остальных видов памяти. Логическая памятьформируется только на базе второй сигнальной системы в процессе обучения.Вторая сигнальная система, по определению физиолога И.П. Павлова, — эточеловеческая речь. Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, безлогического восприятия.
Никаких природных готовыхпрограмм у этой памяти нет. Логическая память — результат тех интеллектуальныхвозможностей, которые есть у человека. Логическая память у младших и старшихшкольников различна. Лучше выражена она у старшеклассников.
– Эйдетическая память— особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всехлюдей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайнояркого, детализированного образа события. Наличие эйдетических образовустановлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. ВРоссии наибольшую известность получил (прежде всего благодаря работам психологаА.Р. Лурия) репортер Ш. Его особый дар раскрылся в двадцатые годы прошлоговека. Это был человек, который не забывал ничего. Он мог безошибочновоспроизвести после одного предъявления ряд, состоящий из пятидесяти (и более)чисел или не связанных между собой слов. Причем он легко и абсолютно точновоспроизводил такие ряды и через неделю, и через месяц, и через пятнадцать летпосле предъявления. Как показали исследования памяти Ш., он обладал сильновыраженной способностью к эйдетизму. Любые сигналы (звуковые, вкусовые и др.)он мог «перевести» в яркий зрительный образ. Так, например, он вспоминал, что узнаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна был голос, «как будто какое-то пламя сжилками».
Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия.
– Синестезия–возникновениеощущений при воздействии на какой-то орган чувств не только модальности,специфичной для этого органа чувств, но и других модальностей. Например,возникают ощущения тепла при восприятии оранжевого цвета, или зрительных картин— при восприятии музыки. Композиторы Римский-Корсаков и Скрябин отличалисьналичием «цветного слуха». Скрябина недаром считают изобретателем цветомузыки.В обыденном языке явление синестезии нашло отражение в таких привычных оборотахречи, как «кислый вид», «светлая печаль», «холодный голос».
С точки зрения временнойхарактеристики сохранения способности к воспроизведению запечатленнойинформации., различают следующие виды памяти:
– Сенсорная (иконическая, следовая) память, котораяобеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды.
– Кратковременная(первичная) память — позволяет удерживать информацию воспринятую информацию на протяжении около 20с.
– Долговременная(вторичная) память — простирается на очень большой временной диапазон, начиная от несколькихдесятков (точнее, 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы.По всей видимости, это понятие включает несколько достаточно существенноразличных видов памяти. Так, в частности, во вторичной памяти выделяют оперативнуюпамять, т.е. по существу, пролонгированнуюкратковременную память. Суть ее заключается в том, что под влиянием внутреннеймотивации или каких-либо внешних обстоятельств способность к воспроизведениюпродлевается на промежуток времени более 20 с.
– Генетическуюпамять можно определить кактакую, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводитсяпо наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такойпамяти являются, по — видимому, мутации и связанные с ними изменения генныхструктур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можемоказать влияние через обучение и воспитание.
Выделяют еще так называемую «вечную»или третичную память,когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняетсяна протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайшихродственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается иэтот вид памяти.
2. Совершенствование памяти.
2.1. Химический и физический подходы.
Исследователи установили,что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букврасположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практическине бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памятиуменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти наразличные предметы и цвета равен 3, на числа и точки — 8-9, на буквы — 6-9, нагеометрические фигуры — 3-8 и т.д.
В принципе возможны 2основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия нафункциональное состояние мозга: химический и физический.
Химический подход,который включает использование фармакологических средств, известен снезапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин,пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил,пирамен.
На благоприятные результатыот использования психофармакологических средств, активизирующих мозговуюдеятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной,уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой,инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.
Можно принять и адаптегоны.К ним относятся корень Жень-Шеня, препараты из китайского лимонника иэлеутерококка. Действие адаптогенов весьма разнообразно. Человеку,занимающемуся физическим трудом, они помогают справиться с физическимперенапряжением, альпинисту — приспособиться к пониженному атмосферномудавлению, литейщику — к высокой температуре и перегреванию организма, ткачихе — к шуму в цехе и т.п. Они помогают больному быстрее поправиться после операции.Одним словом, они следят «следят» за сохранением внутреннегоравновесия в организме, а это очень важно для работы мозга, в т.ч. дляэффективности обучения и запоминания. Сахароза — пищевой сахар, быстровосстанавливает силы, т.к. организм быстро усваивает дисахариды, которые так жеесть и в адаптогенах. Кроме того, адаптогены обеспечивают более экономноерасходование энергии мышцами, улучшает синтез белков, что имеет прямоеотношение к биохимическому механизму памяти.
Экстракт жень-шеня резкоусиливает синтез РНК в организме.
Выраженными адаптогеннымисвойствами обладает метилурацил.
Большие надежды возлагаютна гаммалон и неотропил (пирацетам) оба активизируют метаболизм мозговых клетоки непосредственно участвуют в улучшении передачи нервных импульсов.
Ухудшают память: кокаин,метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).
Второй подходкизучению и регулированию процессов памяти — физический. Заключается он визучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памятивообще.
Важнейшим направлением вфизическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.
Оптические методыуправления памятью выгоднее.
Существует еще однавозможность целенаправленного воздействия на функции памяти — с помощьюфокусированного ультразвукового эффекта.
Влияние курения.Первоначально в малых дозах, он расширяет кровеносные сосуды и действуетвозбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысльтечет быстрее. Но все это длится недолго. В больших дозах и при длительномупотреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составныхчастей табачного дыма (вовсе не безобидных) умственная деятельность постепенноослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результатыисследований показали, что под влиянием курения табака, наступает ухудшениекровоснабжения мозга.
Алкоголики часто жалуютсяна забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременнаяпамять. Люди с легкостью вспоминают давно происходившие события, но столь желегко забывают сиюминутные. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговойдеятельности.
Механизмы памяти должныбыть всегда подвижны и всегда в «форме». Их нужно постояннотренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут.
Лучше всего функционируетпамять между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепеннопадать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не оченьустал, к 19 часам достигает высокого уровня.
Подбирая литературу, котораяможет дать ответы на интересующие нас вопросы, мы должны найти наиболее удобныйнам способ восприятия информации. Прочитайте с этой целью, какой — нибудьотрывок из текста «про себя»,другой вслух, третий — запишите; а четвертый можете продиктовать в микрофон ипрослушать в магнитофонной записи. Определите какой отрывок вы запомнили лучшевсего и каким образом, вы узнаете какой способ восприятия информации вам большеподходит.
Используйте по возможностивсе способы восприятия информации, комбинируйте их и через некоторое времяпамять ваша станет надежней, лучше. Очень важно при запоминании новойинформации, не отправлять ее в дальние «кладовые памяти», апостараться сопоставить ее с полученной ранее, развивая тем самым ассоциативнуюпамять.