Российский Государственный Социальный
Университет
Факультет психологии.
Контрольная работа
По дисциплине «Психологический практикум»
«Память как психический познавательный процесс»
2006 годВведение
Память— форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении ипоследующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторноеиспользование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлоесубъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательнойфункцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память— основа психической деятельности. Безнее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания,подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можнобольше знать о нашей памяти.
Образыпредметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринималиранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.Памятьи ее значение
Образыпредметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их наанализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образысохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представленияпамяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше,а сейчас воспроизводим мысленно.Представления могут быть зрительные,слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образоввосприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но онисоставляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.
Память — это отражение опыта человека путем запоминания,сохранения и воспроизведения.
Назапоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, чтозапоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию,откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
Продуктивностьпамяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, памятьсвязана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своейпамяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своейдеятельности.
Памятьучаствует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно.Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, несвязанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его. Ассоциации
Сфизиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервнуюсвязь. Различают два рода ассоциаций: простыеи сложные. К простым относят тривида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля):
1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либопредставления вызывают те представления, которые в прошлом переживалисьодновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия илиопределенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные сними по каким-либо признакам.
3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия илиопределенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудьотношении противоположные им, контрастирующие с ними.
Кромеэтих видов, существуют сложные ассоциации — смысловые.В них связываются два явления, которые и в действительности постоянносвязаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являютсяосновой наших знаний.
Существованиеассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваютсяи воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом.Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, чтообусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под ихвоздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологическойосновой запоминания и воспроизведения.
Дляобразования ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одногораза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения,облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образованияассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, чтотребуется запомнить в самом процессе усвоения. Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действиесигнала уже прекратилось.
Впроцессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию,которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении.
Дляработы мозга необходимы не только поступление информации, переработка, но ихранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два видаинформации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная вбезусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая виндивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существуети два рода памяти: память видовая ипамять индивидуальная.Структура памяти
Большинствопсихологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому,как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этимразличают непосредственнуюили сенсорную,память, кратковременную память и долговременнуюпамять.Сенсорная память
Какследует из ее названия, сенсорная память-этопримитивный процесс, осуществляемыйна уровне рецепторов. Спеллинг показав, чтоследы; в ней сохраняются лишь очень короткое время- порядка¼ секунды, и за этовремя решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярнаяформация внимание высших отделов мозга к поступившимсигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняетсясигналами.
Частныйслучай сенсорной памяти составляют последовательныеобразы.Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.Кратковременная память
В томслучае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткогопромежутка времени сохраняться, и за это время мозгее обрабатывает и интерпретирует. При этом решаетсявопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременноехранение.
Кратковременнаяпамять характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью,т.е.способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
Длительность.Было установлено, что кратковременная память действует втечение примерно20 секунд, за это время сохраняется очень немного информации — например, какое-то число или несколько слогов изтрех-четырех букв.
В случае если информация не вводится повторно или не«прокручивается» в памяти, она по истечении этогопромежутка исчезает, не оставляя заметных следов.
Емкость.С1885 года Эббингауз ставил сам над собой опыты с цельювыяснить, сколько информации он может одновременнозапомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов.Оказалось, что емкость памяти ограничена семьюцифрами, семью буквами или женазваниями семи предметов. Это «магическое число» семь,служащее своего рода меркой памяти, было провереноМиллером. Он показал,что память действительно в среднем не может хранитьодновременно более семи элементов: в зависимости от сложности элементов это число может колебаться впределах от5 до9.
Еслинеобходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую большесеми элементов, мозг почти бессознательно группируетэту информацию таким образом, чтобы число запоминаемыхэлементов не превышало предельно допустимого. Так,номер банковского счета30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как30 63 740 27 10, т.е. как пять числовых элементов, или8слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот сорок, двадцать семь, десять).
Отметимтакже, что если в подобном случае действует в основноммеханизм слухового запоминания, то возможна изрительная память- вчастности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный)материал. В мнемотехническихметодиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут использоватьсяоба эти механизма
Хорошимпримером того, как емкость кратковременнойпамяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так,умножишь32на64 сравнительно легко, однако многиене могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чащевсего такие люди говорят при этом, что они «не сильны в арифметике». На самомже деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстроперегружающее кратковременную память.Долговременная память
Именноиз тех нескольких элементов, которые ненадолгозадерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет хранитьсяв памяти долговременной. Кратковременную памятьможно сравнить со стеллажами в большой библиотеке:книги то снимаются с них, то ставятся обратно взависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенныеэлементы, выбранные из кратковременной памяти,подразделяются на множества рубрик, а затемхранятся более или менее длительное время.
Емкость идлительностьдолговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности длясубъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования,систематизации и, наконец, воспроизведения.
Роль некоторых факторов.
Привычностьматериала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срокзапоминается, чем случайное явление. В качествепримера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицуумножения и вообще все то, что было более или менее добровольно выучено вдетстве или в течение жизни. Так, первые песенкиили стишки, которые мы выучили в; школе и на радостьвсей семье пели или читали много раз, когда приходили гости, запоминаются намнавсегда, как и другие события подобногорода.
Точнотак же можно объяснить и удивительную точность некоторых воспоминаний пожилыхлюдей. Мы всегда поражаемся долговременной памяти наших дедов. На самом же деле то, что онирассказывают - это, какправило, какие-то достопримечательные события,часто с очень глубоким эмоциональным подтекстом.Такие события столько раз пересказываются самимчеловеком или его близкими, что навсегда врезаются в память. Фактически же онипредставляют собой лишь очень небольшую часть техмногих тысяч ситуаций, которыми была полнадолголетняя жизнь человека, и которые в большинстве своембыли забыты.
Контекст.Контекст, в котором происходитто или иное событие, иногда оказывается болееважным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь томатематика или психология легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.
Мотивация.Всегда лучше запоминается то, что хочется выучить, чем такие вещи,которые для нас не представляют никакого интереса. Студент, увлекающийсяспортом, зачастую может назвать имена всех футболистовв некоторых командах, но порой не способен запомнить имена трех знаменитыхпсихологов. Точно так же иные любители музыки знают наизусть все произведениямногих композиторов, но не могут воспроизвести мотив последней модной песенки идаже вспомнить, кто ее поет. По этой же причине в ходе дискуссий или дебатовлегче запоминаются аргументы, подтверждающие наши собственные идеи, чем доводы, идущие им вразрез.
Мотивацияиграет в запоминании и другую роль. Как показала Зейгарник, мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.
Углублениев изучаемый предмет.Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-тодругими фактами в различных контекстах и подразными углами зрения. В этом и состоит смысл примеров — как в лекциях, так и вучебниках. Однако такого рода углубление не можетсравниться с тем, когда студент самостоятельно работает над предметом,устанавливает связи между различными его аспектамиили пытается проиллюстрировать какие-то закономерности и принципы с помощьюфактов из повседневной жизни.
Мнемотехническиеприемы представляют собой род «гимнастики для ума», позволяющей запоминатьсписки предметов или тезисы предстоящей речи. Однако не существует никаких «трюков» для выработки хорошей памяти.Лучший способ усовершенствовать ее — это научитьсядолжным образом организовывать информацию в момент запоминания.
Чтоже касается обучения, то тут, по крайней мере, одно совершенно ясно:зазубривание перед самым экзаменом — вещь сравнительно бесполезная с точкизрения — приобретениязнаний. Очень многие студенты садятся за учебникитолько в сессию и исключительно для того, чтобыполучить хорошую оценку.Подобных подход,которому сильно способствует традиционная системаобучения, чрезвычайно вреден для накопления и систематизации знаний. Только такаяорганизация учебного процесса, при которой материал для запоминания преподносится в различных контекстах и на разных уровнях проработки, может обеспечитьпрочное закрепление знаний и быстрое извлечение их из долговременнойпамяти.Основныепроцессы и механизмы памяти
Память,как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определеннымихарактеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстротазапечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность киспользованию сохраненной информации.
06ъем памяти — это важнейшая интегральнаяхарактеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации,
Быстрота воспроизведения характеризует способностьчеловека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему,человек обращается к информации, которая хранится в памяти.
Точность воспроизведения отражает способность человекаточно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памятиинформацию. Длительность сохранения отражаетспособность человека удерживать определенное время необходимую информацию.Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когданачинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что училперед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимуюинформацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этогосделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнитвсе, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другойхарактеристикой памяти - готовностью воспроизвести запечатленную впамяти информацию.Запоминание
Запоминание — это процесс запечатления ипоследующего сохранения воспринятой информации. По степени активностипротекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминаниебез заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов ипроявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало нанас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучшевсего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все,что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами егодеятельности.
Вотличие от непроизвольного запоминания произвольное(или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставитперед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и используетспециальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собойособую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Крометого, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемыедля того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается вмногократном повторении учебного материала до полного и безошибочного егозапоминания.
Главнаяособенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в видепостановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно ипрочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальнойкратковременной памяти.
Запоминается,как и осознается, прежде всего то, что составляет цель действия. Однако то, чтоне относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном запоминании,направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать,что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результатеспециальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, стем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная назапоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
Подругому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,—запоминание делится на механическое иосмысленное.
Механическое запоминание — это запоминание без осознаниялогической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основоймеханического запоминания являются ассоциации по смежности.
Вотличие от этого осмысленное запоминание основанона понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.
Еслисравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о том,что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминаниив памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколькочасов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материаласохраняется в памяти даже через 30 дней.
Осмыслениематериала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их ввиде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е.нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.
Важнейшимметодом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности егосохранения является метод повторения. Повторение-важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы бытьпродуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во-первых,заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении можетнаступить некоторое его снижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногданесколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, нозатем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объемазапомненного материала. В-третьих, если материал в целом не представляет трудадля запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие.В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначаламедленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторенийиз-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материалавозрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторения нужны нетолько тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памятито, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его прочность идлительность сохранения возрастают многократно.
Оченьважно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известныдва способа повторения: концентрированноеи распределенное. При первомспособе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другимбез перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другогонекоторым промежутком. Исследования показывают, что распределенное повторениерациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуяболее прочному усвоению знаний.
Оченьблизок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания.Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностьюне выучен. Например, выучить материал можно двумя способами:
а)ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность,что он выучен;
б)прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести, после чегоснова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т.д.
Экспериментыпоказывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее.Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.
Успехзапоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроляявляются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попыткипомогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили привоспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Крометого, продуктивность запоминания зависит и от характера материала.Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанныйтекст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.Сохранение
Сохранение — процесс активной переработки,систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошоосмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установкиличности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходитнеравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идетмедленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскорепосле заучивания, пока материал не забыт.
Иногдапри сохранении наблюдается явление реминисценции.Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказываетсялучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляетсяособенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточноосмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, чтосразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение,а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим истатическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, астатическое – в долговременной. Придинамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, онобязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Прочностьсохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением ипредохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головногомозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: впроцессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надоприводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительнаяактивность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не создается условийдля прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применениезнаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно.Воспроизведение и узнавание
Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различиемежду ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече собъектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствиеобъекта.
Воспроизведениеможет быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — этоненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают самисобой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение —целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств,стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко,иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолениемизвестных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Качествапамяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно являетсярезультатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мыможем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое механическоеповторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительнаяпереработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное,вставляется дополнительный материал, известный из других источников.
Успешностьвоспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованыпри запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическаяоснова узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений вкоре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который былпроторен при запоминании.
Формывоспроизведения:
Ø узнавание — проявление памяти,которое возникает при повторном восприятии объекта;
Ø воспоминание, котороеосуществляется при отсутствии восприятия объекта;
Ø припоминание, представляющеесобой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясностипоставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой ихранимой в ДП информации;
Ø реминисценция — отсроченноевоспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
Ø эйдетизм — зрительная память,долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Узнаваниекакого-либо объекта происходитв момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта,представление о котором сформировалось у человека или на основе личныхвпечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний(представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от другастепенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мыиспытываем только чувство знакомости объекта,а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаихарактеризуются неопределенностьюузнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть многообщего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому оничасто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным иволевым процессом.Забывание и борьба с ним
Забывание— естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем втой или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому,что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первуюочередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, чтоперестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольшесохраняются в памяти общие положения, выводы.
Забывание проявляетсяв двух основных формах:
а)невозможность припомнить или узнать;
б)неверное припоминание или узнавание.
Междуполным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степенивоспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнямипамяти». Принято выделять три таких уровня:
1) воспроизводящая память;
2) опознающая память;
3) облегчающая память.
Забываниепротекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразуже после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Забываниеможет быть полным или частичным, длительным или временным.
Приполном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и неузнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человеквоспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает,но не может воспроизвести.
Длительное(полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку напротяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Частозабывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материалв данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Забываниеможет быть обусловлено различными факторами.Первый и самый очевидный из них — время.Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученногоматериала.
Для уменьшениязабывания необходимо:
1) понимание, осмысление информации
2) повторение информации
Забываниев значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.
Отрицательноевлияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательноевлияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в техслучаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность илиесли эта деятельность требует значительных усилий.
Можнопредположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации впсихике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальныеявления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легкозабывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.
Важнымфактором забывания обычно считают степеньактивности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нетпостоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего поотношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.
Забывание может быть обусловленоработой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие насвпечатления, где они затем более илименее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушаетпсихологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение(«мотивированное забывание»).
Другимиформами забывания являются ошибочноеприпоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно,что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость иотчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранеематериала могут носить и дру