Содержание
Содержание............................................................................................................................….1
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................…2
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ
ПОДРОСТКОВ.......................................................................................................................….6
1.1Психологическое созревание подростка.......................................................…………….6
1.2Психосексуальное развитие...............................................................................………….7
1.2.1Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли………………………. 7
1.2.2Психология юношескойсексуальности...........................................…………………..10
1.2.3Мастурбация и развитиесексуальности.........................................…………………….12
1.2.4Значение оргазма в психосексуальной сфере………………………17
1.3Отношение подростков к любви, сексу,дружбе......................................……………….30
1.4Теоретические аспекты полового воспитания.………………..35
1.4.1Принципы и основные направления полового воспитания…………………………..36
1.4.2Практическое осуществление полового воспитания................……………………….38
1.4.3Неправильные установки в половом воспитании..…………………………42
ГЛАВА2.ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
(СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)..............................................................................……52
2.1Анализ результатов исследования старшеклассников...........................………………… 52
2.1.1Анализ результатов анкетирования.................................................…………………….52
2.1.2Анализ беседы..............................................................................................………………55
2.1.3Анализ результатов, полученных при проведении Ц.Т.О.....…………………………… 58
2.2Анализ результатов исследования родителей...........................................…………………59
2.2.1Анализ результатов анкетирования.................................................……………………..59
2.2.2Анализ результатов беседы.............................................................……………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................…….65
ЛИТЕРАТУРА.........................................................................................…………………………67
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе достигнутыположительные сдвиги в
массовом и педагогическом сознании по вопросам полового воспитания,
но это отнюдь не означает, что все проблемы в данной области решены.
Широкое обсуждение проблемы взаимоотношений полов в советском
обществе находилось под запретом.
С1974г.- проводятся международныесексологические конгрессы.
1-й конгресс состоялся в Париже, в 1976г.- конгресс прошел в Монреале, в
1978 г. в Риме, в конце 1979г.- в Мехико. На 3-м конгрессе в Риме
учреждена международная сексологическая ассоциация.
В нашей стране в1973г. при Московском НИИ психиатрии Мин-
здрава РСФСР функционирует всесоюзный научный методический центр
по вопросам сексопатологии.
Основным звеном сексологической службыявляется специализи-
рованное отделение врачебно-психологического семенного консульти-
рования, организуемое согласно приказу-МЗ СССР№ 370 от10 мая
1980г. в составе психоневрологических диспансеров в городах с на-
селением более250 тыс. человек и нарядус отделением врачебно-
психологического консультирования сохраняются и кабинеты
сексопатологии, организованные в соответствии с приказом МЗ СССР
№920 от22ноября1973 года и,№ 463 от30апреля 1981г., которые пос-
тепенно утрачивают свое значение и реорганизуются в соответствии с
приказом143 МЗ СССР№ 30 от мая 1988г.
С 80-х годов в школе в старших классахбыл введен, предмет «этика
и психология семейной жизни», абстрактен и в конце 80-х годов подвергся
критике. Ныне социальные условия обуславливают актуальность темы
тем, что люди старшего поколения предлагают вновь наложить табу на
обсуждение этой проблемы в обществе. Однако проблемы секса уходят в
этих случаях вглубь сознания и становятся еще более острыми. Молодежь
должна иметь некий моральный противовес, никто неможет решить этузадачу, чем семья и школа[10].
Глубокое изучение полового воспитанияподростков началось лишь
вXX в. Но эта проблема была актуальна вовсе времена. В краткой теме
трактовалась как подготовка подростков к зрелости. В древности половое
воспитание воспринималось как нормальное биологическое явление.
Позже на отношение к этому вопросу наложило отпечаток христианство,
возникли запреты. Складывается концепция десакримизации
сексуальности вообще. В реальной жизни повышенные половые влечения
продолжали появляться в подростковом возрасте, т.к. это было наложено в
генетическом материале подростков. В19в. телесность и половое
влечение широко табулировались. Ряд характерных примет того времени.
В Англии начала19 в., в Германии конца19 в, -нач.20в. считалось
неприлично любое упоминание о ногах, т.к… слово «нога»- вызывает
сексуальные ассоциации. В отечественной науке разработана проблема
сексологии и повышенного полового влечения-представлена работами
И. С. Кона[21]. Появились работы и других исследователей, И конечно
3. Фрейд, который первый открыл рольсексуального поведения в жизни
человека, и роль гиперсексуальности подростков. Появилось половое
воспитание подростков и старшеклассников в нравственном отношении.
Эта тема актуальна сейчас тем,что она стала предметом
идеологической борьбы. Педагоги и воспитатели сталкиваются в
непосредственной близости с этой проблемой на практике и испытывают
большие трудности, связанные с непросвещенностью в данном вопросе.
Воспитателю направляют энергию подростков в нужное русло, дают
понять подросткам, что необходимо владеть своими влечениями. Среди
многих взрослых существует предубеждение, что невозможно влиять на
сексуальное поведение школьников. Более того, что раннее преподавание
в школе основ знаний о сексуальной жизни подталкивает детей к очень
пяннему сексу. Противники полового воспитания в нашей стране
многочисленныи сильны- это большая трудность дляпрактических
работников. Имеются случаи, когда консервативные родственники
требовали привлечения к суду педагогов, развращающих детей своими
беседами на тему секса[25].
Опыт Англии свидетельствует об обратном.Серьезный, честный,
откровенный разговор с детьми и молодежью о сексе привел их к
сокращению экспериментирования в области эротической любви и
отодвиганию сроков начала половой жизни[21].
Выраженная сексуальность- это естественное и нормальное явление
в подростковом возрасте. Самое главное внутреннюю энергию подростка
направить в социальное русло. Сейчас много информации о сексе
поступает из средств массовой информации; причем она же не является
позитивной, культурно-развивающей, а, наоборот, развращает молодежь.
Пропагандирует извращения и жестокость. А это может привести к
необратимым последствиям.
От установившихся в этом возрастевзглядов, отношений к
противоположному полу зависит вся дальнейшая жизнь. От этого зависит,
сможет ли подросток в будущем, в браке, построить свои отношения с
противоположным полом.
Объектом исследования является личностьстаршеклассника.
Предмет исследования- отношение к сексу.
Цель исследования- изучить особенности отношения к сексу у
старшеклассников.
Задачи исследования:
1)Изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы.
2)Исследовать с помощью батарей методик отношения подростков к
сексу.
3)Изучение отношения родителей к половым отношениям своих детей.
4)Обобщить результаты исследования.
Методыисследования.
1)Изучение содержания литературных источников.
2)Анкетирование подростков.
3)Интервью с подростками.
4)Проведение методики Ц.Т.О.
5)Анкетирование родителей.
6)Интервью с родителями.
Гипотеза исследования.
Гипотеза заключается в предположении о том, чтонесмотря на
большое количество информации о сексе для подростков будет характерна
недостаточная информированность и возможно проявление негативных
чувств на фоне, в целом, позитивного отношения к сексу и любви, что в
частности создаётся отсутствием эффективного полового воспитания.
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психологическое созревание подростка
Подростковый возраст- возраст полового созревания- критический
период в анатомическом, психологическом и социальном развитии
человека. Отрочество, как никакой другой этап жизни, совмещает в своем
настоящем черты прошлого и будущего. В это время завершается
оформление той схемы поведения, которая будет существенно влиять на
физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и
личную жизнь[3].
Повышенное внимание к этой возрастнойгруппе обусловлено, по
крайней мере, несколькими обстоятельствами.
Первое-в быстро развивающемся современном мире глубокие
изменения во всех сферах жизни происходят на протяжении жизни одного
поколения, и к психике подроста предъявляют большие требования.
Значение этого усиливается еще и тем, что представители разных
возрастных групп в ряде вопросов оказываются носителями разных
представлений о жизни.
Второе-акселерация и связанные с ней диспропорции проявляются
в более раннем возникновении специфических проблем подросткового
возраста, которые уже поэтому, хотя не только поэтому, требуют
уточнения совершенствования подходов и их разрешению.
Третье-предоставление молодежи все большей самостоятельности.
более раннее выделение из родительской семьи[12].
Взрослому человеку, даже уделяющемуочень много внимания своей
внешности, трудно, а порой и невозможно прочувствовать все
происходящее с подростком в ходе физического развития часто,
сталкиваясь вплотную с напряженностью переживаний подростка, ее
объясняютособенностями подростковой психики, не видя за ним
специфических, психологических проблем. В самомобщем виде их нужно
определить как проблемы реорганизации образа «физического я» и
формирования качественно новой телесной идентичности[9]. Тревожная
новизна интероцептивных ощущений, меняющихся женских форм,
появление непривычной неловкости, трудности управления ломающимся
голосом, необычные ощущения, связанные с сексуальным напряжением и
его разрядкой,- все это рискует статьпроблемой, а потому тревожащей все
больше. Это время внутренне противоречиво и не редко конфликтного
состояния утраты привычного и приобретение нового «физического я»,
чтобы стать собой новым, надо перестать быть собой прежним.
Потребность убеждаться в нормальностисвоего развития, диктуется
все той же тревожностью, обретает силу доминирующей идеи. Прежде
всего это касается желания бесспорных преимуществ полового развития.
Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки
мужественности и женственности. Взаимные обмеры и сравнения своего
тела с телом сверстников и сверстниц-обычное и закономерное явление.
Одних подростков сравнивания успокаивают, других наоборот.
Откровенно трагические формы такие переживания принимают редко, со
стрессовыми и неврологическими реакциями на мнимую
«недоразвитость» телесной мужественности или женственности
сталкиваются много чаще[14].
1.2 Психосексуальное развитие
1.2.1 Психосексуальная идентификация иусвоение половой роли
Половое созревание- центральный, стержневой процесс переход-
ного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических
изменений.Человеческая сексуальность- сложноебиосоциальное явление,
продукт совместного действия биологических исоциальная сил[25].
Чтобы стать мужчиной или женщинойиндивид должен осознать
свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль. Половая
идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой
принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а
так же психосексуальных установок и ориентации /интерес к
противоположному полу/.
Хотя закономерности психологическогоразвития личности еще
недостаточно изучены, психологи не сомневаются в том, что половая
идентификация- продукт социализации,воспитания и научения.
Социальное развитие мужчин и женщин,которые получают
одинаковое образование и занимаются одной и той не деятельностью,
неизбежно ослабляет поляризацию мужских и женских ролей, тем более,
что индивидуальные различия мужчин и женщин никогда не укладывались
в рамки этой поляризации. Это не означает, разумеется, полного
устранения половых различий в поведении и психике во
взаимоотношениях мужчин и женщин, но все чаще строятся не в
соответствии со стереотипными предписаниями половых ролей, а на
основе учета индивидуальных особенностей личности, это касается и
сексуального поведения. Так называемый «двойной стандарт» утверждает
разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть
сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут,
и даже после этого проявить сдержанность.
Сегодня такое представление уже не являетсябезраздельно
господствующим; молодежь все больше ориентируется на принцип
равенства прав и обязанностей[24].
Все это преломляется в юношескойпсихологии. Половое созревание
заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос
о его половой идентичности в том случае, что подросток начинает в ней
сомневаться,но в том. что усложняются измерения «маскулинности» и
«феминности», в которых все большую роль приобретаютсобственно
сексуальные моменты /появление сексуальных интересов и т.д./[31].
Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности-
феминности» служит главным критерием, по которому подросток
оценивает свое тело.
Волнующее переживание вызывает и сампроцесс полового созре-
вания. Теперь это событие в большинстве случае» встречается с радостью.
Тем не менее подобные переживания весьма тревожны. Подростки /да и
юноши/- настоящие рабы «нормы». Они субеждением думают, что на все
случаи жизни должны быть универсальные правила и боятся в чем те
отстать от сверстников[15].
Половые стереотипы распространяются нетолько на внешность, но и
на поведение и черты характера. Особенно сложно обстоит дело с
«маскулинностью». Мужская роль в маскулинных качествах традиционно
принята всеми. Такая девочка принимается как нечто вполне естественное,
тогда как феминизированный, изнеженный мальчик вызывает отчуждение.
Кроме того процесс социализации мальчиков более противоречив. В
раннем детстве мальчики, как и девочки, теснее связаны с матерью, чем с
отцом. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют. Резкое обособление
мальчиков-подростков от женщин, принятое во многих обществах, равно
как и распространенные однополые мальчишеские компании, объективно
служат противовесом этой феминизации, помогают мальчику утвердиться
в мужской роли. Но одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя
неуверенность мальчика подростка в том, насколько он соответствует
завышенным требованиям «маскулинности», часто порождают
компенсаторное «гиперсексуальное» поведение /подчеркнутая
агрессивность, грубость, пренебрежение к женщине «женским» чертам
Имеющееся само определение мужской роли противоречиво.
В юношескомвозрасте все эти проблемы переплетаются.
Старшеклассники еще сохраняют подростковую удаль истереотипность
ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что он
«соответствует» этим требованиям. В тоже время он уже чувствует, что его
индивидуальность не вписывается в жесткие рамки, что мужские и
женские качества не обязательно альтернативны и что сочетание их может
быть разным[25].
1.2.2 Психология юношеской сексуальности
Изучение юношеской сексуальности имееттри главных предмета:
половое поведение, т.е. поступки, в которыхпроявляется и реализуетя
половое влечение /когда начинается половая жизнь, каковы стадии ее
развития, ее интенсивность и т.д./; психосексуальные установки и
ориентации, т.е. отношение людей к вопросам пола, нормам половой
морали; эти установки различаются по степени осознанности и
существуют как на уровне культуры, так и на уровне индивидуального
сознания; эротические фантазии и переживания, которые часто бывают
неосознанными.
Педагогов, разумеется, крайне интересуютвозрастные нормы
полового поведения: когда ребенок начинает интересоваться вопросами
пола, в каком возрасте подросток впервые влюбляется, когда юноша
вступает в первую половую связь и т.д. Общего ответа на эти вопросы нет
и быть не может. Не говоря уже об индивидуальных вариациях и о том,
что одно и то же событие может иметь в разном возрасте совершенно
разный психологический смысл. Стереотипы массового сознания весьма
могущественны. Особенно строгой моральной цензуре подвергается нагота
и все, что связано с половой сферой. «Пережим» в половой сфере приводит
к тому, что все, связаннее с полом, отождествляется в сознании ребенка с
«постыдным» и «грязным», и когда в период созревания он волей-
неволейначинает интересоваться этой сферой жизни, она кажется ему не
имеющей ничего общего с возвышенными чувствами[2 б].
Дуализм «любви и секса» проявляетсяособенно резке у мальчиков.
С одной стороны, юношеская мечта о любви и образ идеалы возлюбленной
предельно десексуализированы. Когда подростки называют
зарождающуюся у них привязанность «дружбой», они не лицемерят; они и
вправду испытывают, прежде всего, потребность в коммуникации,
эмоциональном тепле. Прообраз первой возлюбленной бессознательно
является для мальчика мать, и мысль о половой близости с ней для него
равносильна святотатству. С другой стороны, подросток находится во
власти сильного диффузного эротизма, причем образ, на который
проецируются эти фантазии, нередко представляет собой только
«сексуальный объект», лишенный всех других характеристик. Иногда это
групповой образ реальный или воображаемый, общий для целой компании
мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические
картинки вызывают у многих подростков повышенный интерес, позволяют
им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к
которым они психологически и культурно не подготовлены.
Подростковый цинизм не может непокоробить взрослых. Но нужно
учитывать, что обсуждение конкретных вопросов со сверстниками
позволяет снять вызываемое ими напряжение и отчасти разрядить его
смехом.
Невозможно выразить, вербализоватьэротические переживания,
например, из-за отсутствия общества сверстников или большой
застенчивости, может также отрицательно повлиять на развитие личности.
Поэтому воспитателю следует беспокоиться не только о тех, кто ведет
«грязные разговоры», но и о тех, кто мало слушает, именно эти ребята
неспособные выразить и «заземлить» волнующие их смутное переживание,
иногда оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.
Наряду с мальчиками, которыегипертрофируют физические аспекты
сексуальности, есть и такие, которые всяческистараются отгородиться,
спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм,
подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой
чувственности, которая кажется подростку низменной и «грязной»
Другая типичная юношеская защитнаяустановка-
«интеллектуализм», Сам «аскет» хочет избавиться от чувственности, так
как она «грязна», то интеллектуал «находит ее неинтересной».
Требования моральной чистоты исамодисциплины сами по себе
положительны. Это их гипертрофия влечет за собой искусственную
самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе
которых лежит страх перед жизнью.
Важная особенность подростковой июношеской сексуальности ее-
«экспериментальный характер»[23].
1.2.3 Мастурбация и развитие сексуальности
Половое влечение подросткиудовлетворяют, несмотря на то, что
условий для этого может и не быть. Поэтому возникают заместительные
формы удовлетворения, наиболее распространенная из них мастурбация.
Мастурбация- стихийно выраженная защитаорганизма против
возрастающего напряжения либидо. Мастурбация может возникнуть
спонтанно, как собственное открытие, в результате подражания, получения
информации из внешних источников. Чем моложе человек, тем больше
вероятность, что он сам откроет для себя этот способ удовлетворения. По
данным Кинси самостоятельно научились этому77%опрошенных детей
до10 лет и27% людей в возрасте21-30лет. Причем девочки почти в3 раза
чаще, чем мальчики, приходят к этому самостоятельно/75% и25%
опрошенных/. В тоже время в результате подражания или получения
внешней информации этому научились75%мужчин и лишь43% женщин.
Иногда мастурбация возникает послеспонтанного оргазма, который
человек испытал в эротических сновидениях или придругих
обстоятельствах. Кинси обследовавший16тыс. женщин, сообщает о том,
что примерно2% из них в состояниииспытать психический оргазм,
представляя эротические и сексуальные ситуации, что мужчинам
недоступно[10].
Если источник первого оргазма у мужчинчаще всего-
непроизвольные спонтанные манипуляции с собственными гениталиями,
эротические сновидения и ночные поллюций, то у женщин источником
первого оргазма нередко становятся мастурбация:40% опрошенных
сообщили об этом. Приведенные данные позволяют думать, что
мастурбация- достаточно распространенныйспособ полового
удовлетворения.
Если рассматривать процесс интеграциисамых разрозненных
функций, то оргазм оказывается той аффективно-когнитивной основой,
которая организует все эти функции в целостный процесс полового
влечения и полового поведения. В частности период юношеской
гиперсексуальности- важный этап вразвитии психосексуальной сферы.
Именно переживания в период гиперсексуальности способствуют
обеспечению на основе доминанты всех вовлеченных в половое поведение
функций в функциональную единую систему. Без этих переживаний и
доминанты становление нормальной /доминанты/ сексуальности было бы
невозможным. Кинси указывает на то, что мастурбация имеет
приспособительное значение, снижая напряжение полового влечения до
нормы или ниже, она повышает эффективность жизнедеятельности во
внеполовой сфере. Если бы напряжение не снималось, это привело бы к
неврозам, раздражительности, переутомлению, неспособности
сосредоточиться на проблемах вне половых, затруднениях при общении с
людьми противоположного пола.
Особое значение для телеснойсексуальности имеет первый оргазм.
Психологи пишут о том, что один и тот жераздражительно повторяясь
через определенные промежутки времени, способствуют переживанию
удовольствия. Происходит накопление раздражителей, вырабатываются
новые. Но не надо смешивать понятие способности получать наслаждение,
удовольствие с половой доминантой. Как раз из того, что у человека по
каким-то причинам нет возможности удовлетворить половые потребности,
может развиться гиперсексуальность, а интерес будет концентрироваться
на вопросах секса /как у подростков/озабоченность сексом, чрезмерное
половое воображение подростка вовсе не следствие его преждевременного
приобщения к сексу, а скорее следствие его неудовлетворительности и
напряжения либидовой энергией[13].
Половое влечение- физиологически закономерное явление, которое
требует нормального удовлетворения. Исследования психологов показали,
что оргазм как завершающая реакция полового поведения, протекает
одинаково и в мастурбации, и в нормальном половом акте, если
рассматривать их физиологические составляющие. Это исследование
убедило ученых в том, что онанизм сам по себе не причиняет
физиологического вреда[21].
Этой поворот в понимании сущностионанизма отчетливо
сформулировал философ И.С. Кон. Он отметил, что раньше, когда
мастурбация считалась причиной необщительности, замкнутости
подростка, все силы направлены на то, чтобы отучить его от этой
привычки. Результаты, как правило, были ничтожны и даже отрицательны.
Значение мастурбации легче понять, еслирассматривать ее как вид
полового поведения, соответствующий определенной стадии развития
личности. Тот вред, который наносит мастурбация, могут нанести
нормальные с точки зрения обыденного сознания половые отношения и
конфликты в половых отношениях с такой же вероятностью могут вести и
неврозами, изоляции, замкнутости, фиксации на половой сфере,
импотенции,фригидности, а в некоторых случаях могут вести к
самомазохистским извращениям, увеличивают большуювероятность
гомосексуального совращения.
Однако может ли быть вредна мастурбация?Нисколько. Это
возможно тогда, когда сексуальная ситуация и поведение при
мастурбации, а так же воображения редко отличаются от реальной половой
ситуации. Это может быть вызвано несоответствием недостигаемой цели:
при мастурбации человек получает самоудовлетворение,а в половых
отношениях он должен доставить наслаждение другому и управлять своей
активностью в соответствии с этой целью, и ему надо подчиниться
коммуникативному влиянию другого.
Мастурбация вредна из-за фиксации нанереальных половых
объектах, что может привести к пигмаманизму.
Если мастурбация используется какзащитное средство, или как
снотворное, или как средство разрешения конфликтов, вызванных стыдом,
чувством вины, обиды на взрослых, или как средство /разрешение
конфликтов/ избавиться от чувства одиночества, то постоянная, длящаяся
несколько лет практика не может не вызвать существенной деформации
личности, ее психосексуальной сферы.
Мастурбация опасна еще и тем, чтодоступна, а подростки склонны к
излишествам. Есть исследования показывающие, что во время
мастурбации устают больше, чем при нормальном коитусе. Некоторые
современные авторы считают, что при онанизме чувство полного
удовлетворения достигается раздражением лишь нервных периферических
окончаний, часть же нервных раздражении, присущих нормальному
половому акту выпадает, и полного удовлетворения юноша не получает.
Поэтому нервная система в этом процессе, остается напряженной[26]. Но
как было сказано выше, точно такие же деформации могут быть вызваны
не только мастурбацией, но реальными половыми отношениями. Однако,
несмотря на это, мы соглашаемся с утверждением сексолога Свядоща,
которыйсчитает, что умеренная мастурбация в юношеском возрасте
обычно имеет характер саморегуляции повышеннойполовой функции.
Она способствует снижению половой возбудимости и безвредна. Хотя при
этом надо говорить об условной безвредности.
Для того, чтобы мастурбация не причинялавреда психосексуальному
развитию человека в нежный ювенальный подростковый период а,
наоборот, способствовала полноценной сексуальности, необходимо
самовоспитание и психосексологическое консультирование
мастурбирующих подростков.
Второй разновидностью полового поведениясексологи определяют
петтинг, в котором оргазм достигается при возбуждении эротических зон
без непосредственного контакта гениталий и коитуса. Различают
поверхностный петтинг, поцелуй, глубокий поцелуй, ласки, направленные
на эротические зоны, обычно обнаженные, и глубокий петтинг,
направленный на стимулирование гениталий. Взаимная мастурбация тоже
рассматривается как глубокий петтинг. Мастурбация не может дать
полного удовлетворения, так как при ней нет реального общения с другим
человеком. Неудовлетворенность тут от недостатка общения, а не от
недостаточного стимулирования. Женщина, овладевшая оргазмом, быстро
получает удовлетворение в мастурбации.
Значение петтинга в психосексуальномразвитии достаточно велико.
По данным Кинси46% обследованных женщинпервый оргазм пережили в
петтинге. Это явно несколько больше, чем в мастурбации. Петтинг
способствует ее сексуальному развитию, в особенности женщин. Опыт
петтинга возрастает с возрастом, как среди мужчин, так и среди женщин. В
15 лет39%мужчин и50% женщин имеют опыт петтинга,в18 -
соответственно81% и84%. Девочки чаще прибегают к петтингу, чем
мальчики.
Петтинг расшатывает сексуальные ригидныеустановки, внушенные родителями, которые естественно, боятся преждевременнойбеременности
дочерей, помогает приспособиться в браке. Девочкиприобретают опыт,
«проигрывая» элементы полового поведения с тогомомента, когда юноша
или девушка, влюбившись или даже просто чувствуя половое влечение,
обратились к петтингу, вероятность гомосексуального совращения,
извращений резко уменьшается. Это очень важно[42].
Половое влечение не находяудовлетворения, вызывает состояние
фрустракции, конфликт, которые разрешаются различными способами.
Одни из самих древних механизмов психики для разрешения конфликтов-
сновидения. По Имелинскому у82%мальчиков бывают эротические
сновидения и поллюции:30% из нихсообщили, что это случа