Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"

Содержание
 
Теоретическаячасть
1.Введение
2.Общая характеристика зрелого возраста
     2.1. Специфические особенностипериодизации индивидуального развития взрослого человека
     2.2. Социальная ситуация развития
3.Психофизиологические функции в зрелом возрасте
     3.1. Развитие психофизиологических функцийв зрелом возрасте
     3.2. Критерии когнитивной зрелости
4.Ведущая деятельность в зрелом возрасте
     4.1. Профессиональное становление
     4.2. Постоянство работы и перемены впрофессиональной жизни
     4.3. Переоценка профессиональной карьеры всередине жизни
     4.4. Безработица
5.Межличностные отношения в зрелом возрасте
     5.1. Личное — Я — идентичность, близость,генеративность
     5.2. Любовь
     5.3. Одинокие люди
6.Семейный цикл
     6.1. Родительство
     6.2. Отношения со стареющими родителями
7.Кризис середины жизни
     7.1. Мужчины в середине жизни
     7.2. Женщины в середине жизни
8.Заключение

Практическаячасть
1.Введение
2.Описание опыта №1
3.Описание опыта №2
4.Описание опыта №3
5.Методический материал
    5.1.Опросник нервно — психического напряжения (НПН)
    5.2. Шкала астенического состояния (ШАС)
    5.3. Шкала сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС)
           5.3.1. Шаблон для подсчета баллов пообратным ответам
6.Протокол занятия
7.Заключение

Литература
 
 
 
Теоретическая часть
1.Введение
Проблемаразвития индивида, становление его как личности — кардинальная проблема всистеме психологических знаний. Как неповторимо детство человека, такженеповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости.Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы повозрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати.Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времениоколо 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.
Вместес тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте.Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование,поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты иих разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическаяи пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям взрелом возрасте.
Терминличность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен кобщению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность – этохозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек весьмасвоеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки.В этом контекстеличность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни ивариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет уникальной.
2. Общая характеристика зрелоговозраста
Индивидуальное развитиевзрослого человека пред­ставляет собой продолжение онтогенеза с заложенной внём филогенетической программой. В период после ран­ней юности процесссозревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости,взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека(которая, разумеется, может наступить и на бо­лее ранних этапах, чем старость —из-за неизлечимой бо­лезни, несчастного случая, суицида и т.д.).
2.1.Специфическиепроблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека
Не существует жёстких границна­чала и завершения каждой стадии. Это зависит от зако­номерностей созреванияорганизма и инволюционных процессов в нём. Как показали многочисленные исследо­ванияспециалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность игетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состоянийиндивида как отражение внутренних противо­речий развития содержат различныевозможности жиз­ни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетияв других. В самом деле, можно быть тридца­тилетним стариком — и творчески ифизически актив­ным, «молодым» семидесятилетним и старше.
Имеется много различныхклассификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей чело­веческогознания (а, следовательно, и по разным основа­ниям). Например, по древнейкитайской классификации зрелостьразделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет — возраст вступления в брак; с 30 до 40 — возраствыполнения общественных обязанностей; с40 до 50 — познание собственных заблуждений; с 50 до 60 — последний период творческой жизни. Пифагорсравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывалапериоды лета (20-40) и осени (40-60).
Возрастная периодизация Д. Б.Бромлей (1966) относитзрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость 40—55 лет; 4)предпенсионный возраст 55—65 лет.
Стадии развития личности поЭ. Эриксону включаютв себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).
Видный отечественныйпсихолог, специалист в обла­сти разработки к реализации проблем человекознанияБ.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования иразвития личности в опреде­лённом обществе, современника определённой эпохи исверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного путидатируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениямиобраза жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой —целями и смыслом жизни, которыми дан­ная личность владеет. Фазы жизненного путинакладыва­ются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что внастоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазыжизненного пути…».
И, наконец, ещё одна изспецифических проблем — это определение объективных критериев зрелости челове­ка.Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальномразвитии человека: не сов­падают во времени физическая зрелость, умственная,гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современнойпсихологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяетсяпонятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило,выделяют 3 стадии:
 Ранняя взрослость от 20 до 40
 Средняя взрослость от 40 до60
 Поздняя взрослость от 60 истарше
Каждый извышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностя­ми ихарактеристиками. Возраст – этап развития человека,характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организмаи личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическимиособенностями.
Характеристика реальный,биологический или физиологический возраст указывает на степеньизношенности или, наоборот, сохранности организма человека по отношению ксредней ожидаемой в данном возрасте или периоде жизни в конкретныхкультурно-исторических условиях. Причёмв значительном количестве случаев реальный возраст может не совпадать скалендарным возрастом, что объясняется как медико-биологическими, так ипсихологическими и социальными причинами. Психологический возраст индивидасвязан с уровнем развития личности и также варьируется в зависимости отконкретных исторических условий, уровня развития общества, принадлежности ксоциальной группе, а также индивидуальных условий развития личности.Однако можнорассматривать эту категорию и с другой точки зрения, связав возраст индивида сего индивидуальными ощущениями своего возраста. Субъективно индивид можетощущать себя моложе или старше календарного возраста в зависимости от темперамента,характера, эмоциональности, состояния здоровья и самочувствия, обстоятельствего жизнедеятельности, внешних по отношению к нему обстоятельств и другихпричин.
.
 
 
 
 
2.2.Социальнаяситуация развития
Социальнаяситуация развития в период зрелости связана с активным включением человека всферу общественного производства, с созданием семьи, про­явлением своейличностной индивидуальности в воспи­тании детей, творчестве, взаимоотношениях слюдьми в процессе трудовой деятельности. Взрослый человек стремится занятьключевое место в обществе.
Зрелость —наиболее продолжительный период онто­генеза, характеризующийся тенденцией кдостижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физическихспособностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определилаинтерес к этому возрасту представителей различных областей зна­ний, чтообусловило развитие акмеологии — науки о пе­риоде максимального расцвета,личностного роста, вы­сшего момента проявления духовных сил. Название наукисформулировано Н.А.Рыбниковым в 1928 году, когда он предложил включить впредмет возрастной психологии фундаментальный раздел — психология развитиязрелости или взрослости.
В периодмолодости (18—25—30) деятельность человека достигает значительного прогресса вобщественной производственной и личной сферах. Наибольшее количествозаключаемых браков приходится на период от 22 до 25 лет. Молодости присущоптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов ижизненных целей, он трудится над утверждением своего человеческогопредназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми.Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурномпотоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. Главная цель молодостиподчеркивает А.В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвитиячеловека.
Вместе с темименно в молодости имеются серьез­ные проблемы с развитием самосознания. Какотмечал Б. Г. Ананьев, наступление зрелости человека как инди­вида (физическаязрелость) и личности (гражданская зре­лость) не совпадают во времени(гетерохрония). Самосо­знание, которое полвека назад уже развивалось к17-19 годам,формируется в настоящее время к 23—25 годам. Затягивающийся период учёбыприводит некоторых мо­лодых людей к безответственному инфантилизму. Поздновступая на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцамиродителей, склонны к пустому времяпрепровождению и т.п. Игнорированиеопределённой частью молодежи системы социальных ценностей и запретов — это нетолько проявление конфликта поколе­ний (это всегда было, есть и будет), но иследствие кри­зисных явлений в нашей стране, переходного состоянияобщественного сознания.
К концу периодамолодости (примерно к 30 годам)человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный стем, что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами,не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы,человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизниличность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что онмало сделал по сравнению с тем,что мог бы сделать и т.п. Иными словами, происходит переоценка ценностей,критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже неможет изменить в своей жизни, в себе: семью, профес­сию, привычный образ жизни.Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдругосознаёт, что, в сущности, стоит перед той же задачей — поиска, самоопределенияв новых обстоятельствах жиз­ни, с учётом реальных возможностей (в том числеогра­ничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис свидетельствует о том, чточеловек переходит на новую возрастную ступень — возраст взрослости. Обра­тимвнимание на то, что «кризис тридцати» — условное название. Это состояние можетнаступить и раньше и позднее, ощущение кризисного состояния может насту­пать напротяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности),так как процесс разви­тия идет по спирали, не останавливаясь. Кризисное со­стояниечеловека (в случае нормы, а не патологии) — яв­ление положительное, так какдаёт импульс к дальнейше­му совершенствованию (самосовершенствованию) лично­стив её развитии.
Как отмечает Д.И. Фельдштейн, жизнь взрослого че­ловека — это движение, изменение, развитие.На се­годняшний день современный человек не только приоб­рёл новые возможностивыбора, новый уровень самосо­знания, но задачи, вставшие сейчас на рубежетысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развёртыванияотношений, углубления самоопре­деления, «общего взросления». А постояннорастущие возможности (определяемые достижениями науки, тех­ники, медицины,информатизации и пр.) обусловлива­ют новую ситуацию развития взрослого,раздвигая рам­ки его жизни.
3.Психофизиологическиефункции в зрелом возрасте.
В связи сувеличением роли психологического фак­тора в современном производстве все болееповышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека.В условиях непрерывного образова­ния, которое осуществляется не только вшкольный пе­риод, но и на протяжении всей дальнейшей жизни чело­века,контингент взрослых людей тоже включен в про­цесс обучения. Повышениетребований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способностинепрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооруженияпроизводства, появления новых профессий, гигантского роста информации ирасширения масштабов человеческой деятельности.
3.1.Развитиепсихофизиологических функций в зрелом возрасте
Многочисленнымиисследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдаетсянеравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степеньвосприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальныхфункциях. Это свидетельствует о под­вижности и гибкости взаимосвязей междупамятью и вниманием.
В 26—29 летвнимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкойпе­рестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положениечеловека в семье, в трудовом кол­лективе. В 30—33 года вновь наступает высокоеразвитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижаетсяк 40 годам. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё,интенсивность внимания, а также эмоциональная урав­новешенность и другиепсихологические показатели по­нижаются.
У взрослогочеловека при различных формах твор­ческой активности интеллектуальнаядеятельность дос­тигает наиболее высокого уровня. Экспериментальныеисследования отечественных и зарубежных психологов показали, чтокульминационные моменты научного твор­чества относятся к 35—40 и 40—45 годамжизни. Средний максимум творческой активности для многих специаль­ностейотмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в 35—39 лет — у геоло­гов,медиков и других специалистов; между 40 и 55 года­ми — кульминационные моментыдостижений у предста­вителей научной, философской и политической областейдеятельности. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общейполезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким об­разом,период взрослости и начало зрелости является наиболее продуктивным в отношениивысших достиже­ний интеллекта.
Как показал Б.Г.Ананьев, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двухфакторов: внутренним фактором является одарённость человека, внешним —образование. Образование противостоит ста­рению, затормаживает его процессы.Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функцио­нальнойосновы интеллектуальной деятельности челове­ка; в период между 26 и 35 годамиповышается интегрированность межфункциональной системы; в период меж­ду 35 и 46годами под влиянием усиливающейся жёстко­сти связей между функциями и ихпоказателями проис­ходит снижение возможностей новообразований. Это создаетпротиворечие, выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальнаяактивность и продук­тивность в привычных условиях профессиональной рабо­ты ивместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности.Поэтому подготовка, пе­реподготовка и постоянное повышение квалификацииработников, создание на производстве системы непре­рывного образования кадровявляются важными усло­виями профессионального и интеллектуального развитиячеловека.
Зрение человекапрактические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнегорубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукиелюди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своеймолодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигшихвозраста средней взрослости, никак не отражается на функционировании ихкогнитивной сферы.
Слух в целомстановится менее острым после 20 — летнего возраста, продолжая ухуд­шаться идалее, что вызывает у человека определённые трудности при восприятии звуковвысо­кой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бываетнастолько заметным, чтобы не позволять че­ловеку вести обычный разговор.Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая иобонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периодасредней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не стользаметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурнымизменениям практически остаётся высокой. Кроме того, следует отметить, чтоописанная выше закономерность является обобщен­ной, ни в коей мере не являетсявсеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер.
Характеризуяданное явление, А.Н. Ананьев высказывает предположение о том, что «лю­баясенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае,если на­ходится систематически в состоянии полезного для нее оптимального (а нетолько посильного) напряжения. Это именно то условие, которое обеспечивает сенсибилизациюфункций в процес­се труда. По мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные функции,включённые в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную усиленную (посравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условияхпроисходит эволюция функций, достигающих но­вых, более высоких уровней развитияи в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие такихусловий развития, инволюционируют, причём преждевременно, в относительномолодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность чело­векатакже определяет возможность сохранения достигнутого уровня развитияпсихофизиологических функций.
Таким образом, к23 — 25 годам многиепсихофизиологические функции достигают своего максимального развития исохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.
3.2.Критериикогнитивной зрелости
Анализом типичныхобразцов мышления человека в период ранней зрелости занимался Клаус Ригель,который выделял понимание противоречий как важное достижениекогнитивного развития. Онназывал это диалектическим мышлением. К.Ригель считал, что если и есть пятая стадия когнитивного развития, следующая за4-й, заключительной стадией, описанной Пиаже, то это диалектическая стадия, накоторой человек обдумывает мысли, синтезирует или интегрирует их.
Причём в качествеособо важного объекта диалектического мышления Ригель выделял интеграциюидеального и реального. Так, практический, обычный мир по его мнению, служитдиалектической коррекцией искусственности абстрактного мышления, это позволяетчеловеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и приниматьадекватные решения. В этом, по мнению Ригеля, и заключается сильная сторонамышления взрослого человека.
Другойисследователь-теоретик, Гизела Лейбоуви-Виф, в качестве критериякогнитивной зрелости взрослых считал обязательность иответственность. Поеё мнению, ход когнитивного развития должен включать как развитие логики,описанное Пиаже, так и развитие саморегуля­ции на переходе от детства кзрелости. Она согласна с тем, что логика может достичь своей конечной стадии вподростковом возрасте, одновременно с развитием формально — операциональногомышления, однако подлинная когнитивная зрелость, по её мнению, наступа­етзначительно позже, когда взрослые люди становятся действительно автономными иобретают способность справляться с противоречиями и неопределённостямижизненного опыта. А это происходит лишь тогда, когда человек приобретает навыкисамостоятельного принятия решений.
Таким образом,данная точка зрения подтверждает мнение о том, что интеллектуальное развитие впериод ранней зрелости проходит в тесном единстве с формированием личности. Этосвязано с тем, что способность самостоятельно принимать решения, о которойговорит Лейбоуви — Виф, основывается на осознании своих обязанностей ипонимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятымрешением.
Согласно Шайи, всреднем возрасте человек использует свои когнитивные способности, чтобы решатьпроблемы других — в семье и на работе. У некоторых эти обязанности могут статьдовольно сложными, требующими налаживания отношений в рабочем коллективе ипредпола­гающими владение человека разносторонними знаниями. Такие люди имеютвозможность про­явить свои когнитивные способности, выполняя административныефункции. В более позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблемвновь меняется. Главной задачей ста­новится задача реинтегрированиясубъективных следов событий все предшествующей жизни, осмысление своей жизникак целого и оценка пройденного пути.
Из всеговышесказанного следует, что для Шайи суть когнитивного развития в периодвзрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении ихструктуры, а скорее, в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизничеловека.
4. Ведущая деятельность в зреломвозрасте
Под ведущейдеятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цельжизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие видыдеятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позицииакмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью  можно считать максимальную реализациюсущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизньобщества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлениемличности. Однакопод реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные),нравственные(духовные), ментальныеи многие другиедостижения в развитии взрослого человека.
 
4.1.Профессиональноестановление.
 Под профессиональным становлением понимается индивидуальныйличностный процесс, основным элементом которого является личный выбор.
Основоположникнаучно-психологического подхода к проблеме профессионального становленияличности Ф. Парфонс (1908) первым сформулировал тезис о том, что каждойпрофессии соответствует определённый набор психологических и физиологическихкачеств. А успешность и удовлетворённость человека профессиональнойдеятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личноститребованиям профессии.
В дальнейшем Ш.Бюллер и Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтамио профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижениямиопределённого уровня личностного развития.
А. Адлер считал,что выбор профессии основан на стремлении человека к гиперкомпенсациинеудовлетворенных свойств своей личности, таким образом, человек выбираетименно ту профессию, которая наименее соответствует его индивидуальнымособенностям, но может помочь утвердить себя в его собственных глазах. Отчастиэтот подход к выбору профессии подтверждается в современных исследованиях. Э.Роу (1956) связывает профессиональное становление человека с характером пред­шествующихдетско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выби­раетчеловек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера принятия и сотруд­ничества,методы убеждения и поощрения, чёткое распределение семейных функций. Сфераискусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьмиведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение кработе с вещами, пред­почитаются людьми, в атмосфере семьи которых былоотчуждение, недопонимание, преобладали методы наказания.
В переходныйэкономический период выбор профессии человека могут определить и те видыспециальностей, которые сегодня наиболее востребованы.
Существуют рядвзаимоисключающих точек зрения на сущность профессионализма. По мнению А.К.Марковой, «психология профессионализма выявляет условия и закономерностипродвижения человека в процессе восхождения к профессионализму». Психологияпрофессионализма в таком понимании описывает психологические критерии и уровнипрофессионализма, этапы и ступени на пути продвижения к профессионализму,возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала. Факторы,вызывающие снижение профессионализма, пути их преодоления.
Данная точказрения созвучна с пониманием сущности профессионализма как проявленияпрофессионального мастерства. Мастерством в психологии труда называетсясвой­ство личности, приобретённое с опытом, как высший уровень профессиональныхумений в определённой области, достигнутый на основе гибких навыков итворческого подхода.
Очевидно, чтотакое понимание профессионализма и профессионального мастерства отражаетглавным образом то, что связано с деятельностным аспектом, при этом личность иеё развитие в труде как бы остаются на втором плане.
Болееперспективным направлением изучения профессионализма является его рассмотрениев неразрывной связи с развитием (в том числе личностно-профессиональным)субъекта труда. Б.Г. Ананьев указывал на необходимость проведения фундаменталь­ныхисследований зрелости, отмечая, что это наиболее важные периоды развитияличности, для которых характерна высокая и творческая и социальная активность.Под его руководством в 1965 году в Ленинграде была создана школаэкспериментального исследования личности, а проведённые исследования сломалисуществовавшие представления о зрелости как о периоде «окаменения». Именноданный ас­пект проблемы — высокая продуктивность деятельности и достижений — стал решающей предпосылкой для формирования акмеологии как науки.
Достижениепрофессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием личностныхкачеств (целеустремлённости, инициативности, организованности), черт харак­тера(упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качеств, всовер­шенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческогопотен­циала личности и её нравственным совершенствованием. Поэтомупрофессионализм связан с личностно-профессиональным развитием.
Личностно-Профессиональноеразвитие — этопроцесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма всаморазвитии, профессиональной деятель­ности и профессионализма в саморазвитии,профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.
4.2. Постоянство работы и переменыпрофессиональной жизни
Донедавнего времени считалось, что профессиональная жизнь человека должнасостоять из поступления на конкретную должность в молодости и продолже­нии непрерывнойработы в избранной области вплоть до выхода на пенсию. Такая предпоч­тительнаяпрофессиональная карьера требовала обдуманного выбора профессии и тщатель­нойподготовке к ней. Когда человек поступал на работу, ожидалось, что он на всюжизнь закладывает основы своей карьеры и должен стараться как можно быстрееподниматься по служебной лестнице.
Этот сценарийпретерпел изменения, которые появились вместе с пониманием того, что приразвитии взрослых могут происходить смены установок, профессиональных по­требностейи целей. Более того, в совокупном технически развитом и экономически неста­бильноммире характер работы так быстро меняется, а рабочие места сокращаются в такихколичествах, что императив «одна профессия на всю жизнь» больше не применим. Людимогут переходить на работу в другие фирмы и организации. Они могут заниматьдругую должность в той же фирме или организации (как повышение по службе илипри переходе на административную работу). Хотя вероятно, большинство людейпосле начала профессио­нальной деятельности не меняют ее коренным образом, внаше время считается необычным, когда кто-то начинает и заканчивает своюпрофессиональную жизнь на одном рабочем мес­те или в рамках одной должностнойвертикали. Это особенно верно для женщин, которые прерывали работу на десятьили более лет в связи с воспитанием детей. В среднем возрасте они готовынаправить свою энергию на другой вид продуктивной деятельности. Именно наработе женщины обретают новое ощущение реализации своих возможностей иформируют значимые, дающие им поддержку отношения.
4.3 Переоценка профессиональнойкарьеры в середине жизни.
Серьезнаяпереоценка профессиональной карьеры, — времени, когда работники сообщают оболее низком чувстве благополучия, чем в ранней или поздней взрослости. Та­каяпереоценка вызвана рядом причин. Например, работающие могут обнаружить, что онипродвигаются по службе не так быстро как ожидали, или работа менеепривлекательна, чем они предполагали.
Одним из факторов, которыйможет вынуждать людей среднего возраста резко изме­нить свое отношение кработе, да и саму работу, по мнению Левинсона, пережитый ими пе­реход серединыжизни. Левинсон обнаружил, что после 40 лет у взрослых людей могут из­менитьсяценности и цели, что заставляет их думать об изменении своей профессиональнойкарьеры. Левинсон объясняет эти изменения — возвращением мечты — стремлений,идеалов и целей молодости. Некоторые исследователи полагают, что взрослые лучшевсего справляются с этим периодом переоценки, если они систематически оцениваютсвои способности, а также плюсы и минусы их текущего профессиональногоположения.
Лишь малая частьлюдей резко изменяет свою профессиональную карьеру в середине жизни. Этоделают, как правило, те, кто чувствует, что их способности не используютсяполностью на той работе, которая у них есть. Причиной этого могут бытьизменения харак­тера работы или снижение трудности задач за счет достигнутогопрофессионализма. Люди среднего возраста могут также менять работу вследствие«сгорания». Однако «сгорание на работе» ограничено рамками среднего возраста.На самом деле и процесс переоценивания устройства своей жизни, включая работу,не ограничивается средним возрастом. Просто ра­ботники старшего возраста меняютработу реже, чем молодые взрослые.
4.4. Безработица
Теперь поговоримо безработице. На мой взгляд — безработица, невозможность найти себе применение- одна из самых болезненн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.