Министерство образования РеспубликиБеларусь
БелорусскийНациональный Технический Университет
Кафедра “Технология и методикапреподавания”
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теории педагогики
Особенности развития личности поЭ.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковомвозрасте.
Руководитель: А.С. Баранова
Исполнитель:
студентIII курса, гр. 109503 А.П.Титова
Минск 2005Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………4-51. Особенности развитияличности по Э.Эриксону………………………….61.1 Проблема личности впсихологии……………………………………..6-71.2 Многообразие теорийличности……………………………………….8-91.3 Теория личности Э.Эриксона…………………………………………10
1.3.1 Особенности развития личности………………………………10-17
1.3.2 Эго-идентичность и ролевое смешение вподростковом возрасте………………………………………………………………..18-20
2. Методика исследования…………………………………………………….21
2.2 Анализрезультатов…………………………………………………...22-23
Заключение……………………………………………………………….24-25
Список использованных источников…………………………………….26
Приложения……………………………………………………………..…27
Введение.
Термин «личность» имеетнесколько различных значений. Её изучением занимается особый подразделакадемической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастуюпротиворечивых теоретических представлений. Наука о личности — это дисциплина,стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальностипутём использоввания разнообразных исследовательских стратегий. Другаяотличительная черта психологии личности- особое значение методов оценки приизучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том илиином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование,наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализбиографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследованияличности предполагает использование той или иной техники оценки. [11, 21]
Ребёнок не можетформироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции отобщества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческихпотребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественныезависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности,являются питательной средой образования человеческого, общественного начала вчеловеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависитеё духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы вразносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству,общественной деятельности и общению.[3, 89]
Существует большоеколичество теорий личности. В своей курсовой работе я рассмотрю теорию личностиЭ. Эриксона. Центральным для эраксоновской теории эго является положение о том,что человек в течение жизни проходит через восемь универсальных для всегочеловечества стадий. Процесс развёртывания этих стадий регулируется в соответствиис эпигенетическим принципом созревания. Эпигенетическая концепция развитиябазируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступаетв определённое для неё время ( «критический период» ), а также о том, чтополноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения всвоём развитии последовательно всех стадий. [5, 128]
В курсовой работе мноюизучается актуальная прблема, связанная с эго-идентичностью и ролевымсмешением. Актуальность изучения эго-идентичности у подростков определяетсязначимостью для каждого человека данного периода в развитии личности.
Целью работы являетсяисследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте.
В соответстии с целью,выделяются следующие задачи:
– Изучить литературу по темекурсовой работы;
– Подготовить методику дляизучения эго-идентичности и ролевого смешения;
– Провести исследование;
– Проанализировать результаты,сделать выводы.
Объектом исследования является эго-идентичность и ролевое смешение.
Предмет – подростки.
Курсовая работа состоит из: введения, теоретической, практическойчасти, заключения, списка использованных источников и приложений.Объём курсовой работы — 31 страница. Использованно 15 источников.
Ключевые слова: личность, психология личности, эго-идентичность,ролевое смешение, теория личности, критический период, эпигенетическаяконцепция, кризис идентичности.
Исследование проводилось на базе 10 ”O” класса СШ № 199.
1. Особенностиразвития личности по Э.Эриксону.1.1 Проблемаличности в психологии.
Психология личности, как отрасль общей психологии,обращается к методологическим основаниям построения различных теорий личности,выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие:
— структура или устойчивые качества в психической реальности человека;
— мотивы и потребности как источники индивидуальной активности;
—развитие личности или возможности ее качественного изменения подвлиянием воздействия разных факторов;
—понятие о норме и патологиипсихической реальности как обоснование возможностей воздействия человека начеловека;
—понятие о психическом здоровье как ответственности человека заосуществление собственной жизни.
В современной психологической науке широкоиспользуются идеи о появлении и функционировании личностных качеств человека,разработанные З.Фрейдом, А.Маслоу, Э.Берном, К.Юнгом, А.Адлером, Э.Фроммом,К.Роджерсом и многими другими авторами. [1, 220]
В современной психологии под личностью понимается«индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности». В болееузком смысле данное понятие выражает системное качество индивида, определяемоевключенностью в общественные отношения и формирующееся в совместнойдеятельности и общении. Данная категория является центральной в отечественнойи зарубежной психологии. Основные психологические теории личности прошлидостаточно длительный путь развития. [7, 33]
Феномен личности как специфические особенностипсихической реальности описывает множество теорий личности.
Теории личности, которыесоздают психологи, несут отпечаток конкретного времени их создания, так как ниодин ученый не может избежать его влияния Прикасаясь в своем мышлении к истине,он может получить то знание, которое можно назвать абсолютно истинным. Тогдаэто знание будет транслироваться во времени как основание и обоснование самойнауки. Так происходит, например, с идеями Аристотеля, которые в той или инойформе практически воспроизводятся в психологических теориях личности. Изучениеего текстов — это работа по прояснению проблем и успехов своременных психологовв понимании, изучении личности. [1, 218]
В современной отечественной психологии идет активноепереосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ ивзглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания оличности важно всесторонне учесть достижения отечественной и зарубежной психологии.Объективный подход к этому вопросу указывает на то, что основы психологическогознания изначально закладывались в зарубежной психологии. Поэтомуцелесообразно, прежде всего, на них обратить внимание.
Типы теорий личности
Способ выяснения поведения
Психодинамические
Социодинамические
Интеракционистические
Экспериментальные
Способы получения данных о личности
Неэкспериментальные
Структурные
Угол зрения на личность
Динамические
Дошкольный Школьный период жизни
Возрастной диапозон
Вся жизнь от рождения до последних лет
Черты, качества, свойства
Понятия, в которых описывается личность
Формы поведения
Рис.1 Теории личности. Основание дляклассификации.
Содержательновсе они представлены следующими теориями: психоаналитические концепциифрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористскиеконцепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные)концепции; экзистенциалистские; социологические (в том числе марксистскиориентированные); эклектические и другие. [7, 33-34]
1.2 Многоообразиетеорий личности.
Как уже говорилось выше, существуют следующиетеории личности: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма инеофрейдизма; бихевиористские и необихевиористские концепции; гуманистическиетеории; интеракционистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистские;социологические (в том числе марксистски ориентированные); эклектические идругие.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ, behaviour — поведение) как науку о поведении обосновал американский психолог Дж. Уотсон.«С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека)является поведение человека от рождения до смерти», — писал основоположникбихевиоризма.
Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя его наличие неотрицалось. Считалось, что сознание не может быть предметом научного изучения,поскольку при объективной изучении человека бихевиорист не наблюдает ничеготакого, что он йог бы назвать сознанием».
ФРЕЙДИЗМ (ПСИХОАНАЛИЗ). Направление,объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическимипо отношению к сознанию психическими факторами. Психоанализ показал, что засознанием скрываются мощные пласты несознаваемых субъектом психических сил,процессов, механизмов. Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарскийпсихиатр, психолог, основатель АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.В психике выделял «сознательное» и «бессознательное»,которому принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное,в свою очередь, существует в двух формах:
а) индивидуальной (личной);
б) коллективной — ее образуетпсихический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений.Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.
Альфред Адлер (1870 — 1937) — австрийскийпсихолог. Он стал родоначальником ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. Краеугольным камнем в системе взглядов А. Адлераявляется положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.Онподчеркивал социальные детерминанты личности: способность людей творить своюсудьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбеза более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мирпосредством самопознания.
НЕОФРЕЙДИЗМ, или ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ.
Направление в психологии, сторонники которогопытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные егоположения в социальный контекст. К этому направлению принадлежат Карен Хорни,Эрих Фром, Эрик Эриксон.
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ направление в рамках неофрейдизма ярко представляетЭрих Фромм, который выразительно обрисовал социальные детерминантыличности.Фромм первым сформулировал теорию типов характера, основанную насоциологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальныйпроцесс и саму культуру.
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ. Основным положением этой школы психологии сталоутверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостныеструктуры (геш-тальты). Представители: М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Зародилась в Калифорнии в1950-е годы. Данное направление в психологии называют гуманистическим, т. к.оно основано на вере в возможность расцвета каждой личности, если предоставитьей самой выбирать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержнемгуманистической идеи является оптимистический взгляд на природу человека.
В развитие гуманистической психологи особый вкладвнесли Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт.Один из лидеров гуманистической психологии КарлРоджерс (1902-1987) считал, что фундаментальным компонентом личности выступаетсобственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействиячеловека с социальной средой.
Отечественные психологи подходили к предмету психологии с различныхточек зрения: Л. С. Выготский разработал культурно-историческую теорию; С. Л.Рубинштейн — принцип единства сознания и деятельности; А. Н. Леонтьев развилих идеи в концепцию деятельностного подхода. Б. Г. Ананьев предложилсистемно-целостный поход, на основе которого сформировалась акмеология.
Рассмотренные представления о психике, характерные для основныхнаправлений развития психологического знания в зарубежных и отечественныхшколах, подчеркивают не столько их противоречивость, сколько многообразиевзглядов психологической науки на психику человека. Основные пути развитияроссийской психологии связаны с системным подходом к анализу психологическихпроблем.
В целом важно понимать, что овладение всем богатством психологическогознания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубинныетайны человека, его поведения и деятельности. Знание достижений зарубежнойпсихологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились вотечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточненияпсихологической структуры личности и обеспечения продуктивного развития ииспользования творческого потенциала.[7, 34-45]
1.3Теорияличности Э.Эриксона.
1.3.1Особенности развития личности.
Прошло почтидесятилетие, прежде чем Эриксон систематизировал свои клинические наблюдения.Он выдвинул три новых положения, ставших тремя важными вкладами в изучениечеловеческого Я. Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с описаннымиФрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической игенитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (отаутоэротйзма к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развитияЯ, в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себеи своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что становлениеличности не заканчивается в подростковом возрасте, а растягивается на весьжизненный цикл. И наконец Эриксон говорил, что каждой стадии присущи своисобственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательныезначения. [9,316]
Теоретические формулировки Эриксона касаютсяисключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи неболее, чем дальнейшеесистематическоеразвитие концепции Фрейда опсихосексуальном развитии всветеновых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошелот классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в егоработе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, чтосам Фрейд лишь частичнопризнавал в последние годы своей деятельности.С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основуповедения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономнуюструктуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация;параллельноидет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названныйэго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышлениятем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтомупринимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы.Эриксон доказывал, что эго — этоавтономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия,мышления, внимания и памяти.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взглядотносительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурнымконтекстом, в котором существует семья. Эриксон подчеркивает историческиеусловия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатахнаблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать:развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальныхпредписаний и системой ценностей.
В-третьих, теория развитияэго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчествадо зрелости и старости).
Его теория ставит во главуугла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периодыразвития. Возможно, это последнее различие является ключевым для пониманияконцепции Эриксона об организации и развитии личности.
Пока мы касались только основныхтеоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, чтосуществуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, обатеоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, ипорядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологическиеи сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций,а также принимаетфрейдовскуюструктурную модель личности (ид, эго, суперэго). [11, 217-219]
Центральным для созданной Эриксоном теорииразвития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходитчерез несколько универсальных для всего человечества стадий. Процессразвертывания этих стадий регулируется соответствии с эпигенетическим принципомсозревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
1) в принципе, личность развиваетсяступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личностидвигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемогосоциального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, в принципе, устроено так, чторазвитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, обществопытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать какнадлежащий темп, так и правильную последовательность развития [15, 320].
Эриксон разделил жизньчеловека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят,на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являютсярезультатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», которыйнаследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески «επi» означает «после», a«γενεσιζ » — «рождение, происхождение») базируется напредставлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает вопределенное для нее время («критический период»), а также о том, чтополноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения всвоем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону,каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом вжизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенногоуровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидуумуна этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человекахарактеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-спеЦифической»)эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в свое времяпредъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение.[13, 201]
Эриксон выделялосновные дихотомии, характерные для различных стадий психосоциальногоразвития личности:
1) доверие —недоверие (грудной возраст);
2) автономия — стыд и сомнения (1—2 года);
3) инициатива — чувство вины (3—5 лет);
4) трудолюбие — неполноценность (младшийшкольный возраст);
5) становлениеиндивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность);
6) интимность — одиночество (начало взрослогопериода);
7) творческаяактивность — застой (средний возраст);
8) умиротворение— отчаяние (старость) (табл.1)Табл.1
Стадии развития личности(по Э.Эриксону)
Стадии
Нормальная линия
Аномальная линия
развития
развития
развития
1
2
3
1. Раннее мла-
ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как
НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как
денчество (от 0 до 1
взаимная любовь, привя-
результат плохого обращения
года)
занность, взаимное призна-
матери с ребенком, игнориро-
ние родителей и ребенка,
вания, пренебрежения им, ли-
удовлетворение потребно-
шения любви. Слишком раннее
стей детей в общении и дру-
или резкое отлучение ребенка
гих жизненно важных по-
от груди, его эмоциональная
требностей
изоляция
2. Позднее мла-
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ,
СОМНЕНИЕ В СЕБЕ И ГИ-
денчество (от 1 года
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
ПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВ-
до 3 лет)
Ребенок смотрит на себя как
СТВО СТЫДА. Ребенок чувст-
на самостоятельного, но
вует свою неприспособлен-
еще зависимого от родите-
ность, сомневается в своих спо-
лей человека
собностях, испытывает лише-
ния, недостатки в развитии эле-
ментарных двигательных навы-
ков (например, хождении).
Слабо развита речь, сильное
желание скрыть свою ущерб-
ность от окружающих людей.
Чувство стыда
3. Раннее детство
АКТИВНОСТЬ. Живое во-
ПАССИВНОСТЬ. Вялость, от-
(около 3 -5 лет)
ображение, активное изуче-
сутствие инициативы, инфан-
ние окружающего мира,
тильное чувство зависти к дру-
подражание взрослым,
гим детям и людям, подавлен-
включение в полоролевое
ность, уклончивость, отсутствие
поведение, инициативность
признаков полоролевого пове-
Дения, чувство вины
4. Среднее детство
ТРУДОЛЮБИЕ. Выражен-
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ
(от 5 до 11 лет)
ное чувство долга и стрем-
НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Сла-
ление к достижениям, раз-
боразвитые трудовые навыки,
витию познавательных и
избегание сложных заданий,
коммуникативных умений и
ситуаций соревнования с дру-
навыков. Постановка перед
гими людьми, острое чувство
собой и решение реальных
собственной неполноценности,
задач, нацеленность фанта-
обреченности на то, чтобы всю
зии и игры на лучшие пер-
жизнь оставаться посредствен-
спективы, активное усвое-
ностью. Ощущение временно-
ние инструментальных и
го затишья перед бурей или пе-
предметных действий, ори-
риодом половой зрелости, кон-
ентация на задачу
формность, рабское поведение,
чувство тщетности прилагаемых
усилий при решении разных
задач
5. Половая зрелость, подростни-чество и юность (от 11 до 20 лет)
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях.
ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
УЧЕНИЕ. Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет)
БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведен