Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Межличностные отношения в группах и коллективах

Федеральное агентство по образованию  (Рособразование)
Архангельский государственный технический университет
(фамилия, имя, отчество студента)
Факультет
ИЭФиБ
курс
группа
124 КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА
По дисциплине
Психология, педагогика
На тему
Межличностные отношения в группах и коллективах
Отметка о зачёте
(дата)
Руководитель
(должность)
(подпись)
(и., о., фамилия)
(дата)
Архангельск
2006
План
1.
2
2.
3
3.
5
4. Малая группа. ……………………………………………………………………
9
1)      Малая группа — форма социальной организованности. …………………
9
2)     
11
3)     
13
5.     
13
6.     
15
7.     
17
8.        литературы……………………………………………………………
18
Введение
Человек – социальное существо, его жизнь и развитиеневозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психологияизучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друго друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет,как социальные условия влияют на поведение людей.
Становление личности индивида не может рассматриваться в от­рывеот общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включа­ется.По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму техсвязей и отношений, в которых эти индивиды на­ходятся друг к другу»[1].
Природа межличностных отношений в любыхобщностях доста­точно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальныекачества личности – её эмоциональ­ные и волевые свойства, интеллектуальныевозможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системемежличностных отношений человек реали­зует себя, отдавая об­ществу воспринятоев нем. Именно активность личности, её дея­ния явля­ются важнейшим звеном всистеме межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения  самыхразнообразных по форме, содержа­нию, ценно­стям, структуре человеческихобщностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного родаформальных и неформаль­ных объединениях, — индивид про­являет себя как личностьи представляет возможность оценить себя в системе отно­шений с другими.
 Изложение психологии межличностных отношенийпредставляет определенные методические трудности, вызванные тем чтотеоретико-психологические представления о человеческих сообществах находятся вопределенной зависимости от идеологических, мировоззренческих ифилософско-социологических установок и положений, которых придерживаютсяисследователи. Советская психология ориентировалась на марксистско-ленинскоеучение об обществе и личности и выполняла, по сути, идеологический заказ наобоснование преимуществ социальных объединений людей (коллективов) присоциализме.
Психические свойства личности и межличностные отношения
Как личность человек характеризуется уровнем развития егосознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, всвою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствахличности проявляются возможности данного человека к участию в общественныхотношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение кобществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовымобязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений иих устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способностьк реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческихвозможностей человека, его способностей, знаний и умений, егоэмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами,характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но наопределенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип)определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервнойсистемы, динамику нервных процессов. Но становление человека как личностипроисходит только в конкретных общественных условиях. Требования обществаопределяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия
между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями ивозможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширениеее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нееотношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ееотношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами.Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладаниемобщественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе,каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, какона решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваютсяразличными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Различаются личности социализированные — адаптированные кусловиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные,отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения- маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лицас задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности,находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью развитая личностьобладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. Вкритических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию,остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостностьличности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях онапредупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией,вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывногоразвития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себяновые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радостьзавтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей.В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливаетдоброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к ихпотребностям и интересам.
В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей,избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитымчувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива вдостижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекциисвоего поведения. На сложные требования жизни она способна реагироватьтактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач инеудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизниона способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Нарядус эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональнуюреактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладаяразвитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, нелишена чувства юмора и философского скепсиса.
Сознание своей обособленности позволяет индивиду бытьсвободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти,непособность — неспособность, одаренность, талант, гениальность).
Типы и формы социальных объединений
Психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально,т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующихгрупп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком,совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образомосознают свою принадлежность к этому образованию.
Человек как личность формируется в группе, он является непосредственным иопосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы дляличности прежде всего в том, что группа – это определенная системадеятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда.Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через неевключена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступаеткак наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамкахкоторого она образована и функционирует.
Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социальногоцелого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности,социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развитияи т.д.).
Людивступают в группы по ряду причин:
·        
·        
·        
·        
·        
·        
Наиболее распространено деление групп по размеру на большие и малые группы.
Большие группы могут быть условными, включая в себя субъектов, которые неимеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даженикогда не видеть друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которогоони были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологическиехарактеристики.
Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:
*                    социальныеклассы;
*                    различныеэтнические группы;
*                    профессиональныегруппы;
*                    возрастныегруппы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины,пожилые люди и др.).
В отличие от больших групп, малые группы – это всегда непосредственноконтактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Отличительнойчертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения.Имеется в виду, что в малой группе есть, как правило, авторитетный лидер (еслигруппа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная),вокруг которых объединяются остальные члены группы.
Наибольшее распространение получило деление малых групп на:
·        
·        
·        
·        
Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием илиотсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичныхгруппах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуютнепосредственные контакты.
Вторичные группы — это группы, где непосредственных контактов между еечленами нет, а для общения используются различные «посредники»,например в виде средств связи.
В зависимости от тех прав, которые предоставляются участникам группой,делятся на паритетные (все члены группы имеют равные права) и непаритетные(существует определенная иерархия прав и обязанностей);
Деление малых групп на формальные и неформальные. Согласно американскомупсихологу Э. Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальнаягруппа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов — онипредписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строгораспределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения(«структура власти»). Примером формальной группы является любаягруппа, созданная в условиях конкретной деятельности: студенческая группа,следственная бригада, спортивная команда и т.д. При таком понимании существаформальной группы в ее определении в слове «формальный» не содержитсякаких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений).Точнее сказать, это оформленная группа.
В отличие от формальных групп, Э. Мэйо обнаружил внутри них еще и«неформальные» группы, такие, которые складываются и возникаютстихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системывзаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура«власти». Неформальная группа может образоваться внутри формальной,когда, например, в студенческой группе возникают более мелкие группировки,состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Тогдавнутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные инеформальные.
Психологические исследования показывают, что в реальной действительностиочень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно этосвойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных.Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальныхотношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.
Различаются также между собой группы членства и референтные группы.Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который приисследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормыповедения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой онпринимает, Г. Хаймен назвал референтными.
Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее времявстречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда- как группа, противостоящая группе членства, иногда — как группа, возникающаявнутри группы членства.
Встречается и более расширенное толкование референтной группы, прикотором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу.Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг,тренер, спортивный кумир, литературный герой и т.п.
Сам факт включенности людей в группы по видам их деятельности, похарактеру общественных связей становится настолько очевидным, что требует ксебе пристального внимания исследователей. Можно сказать, что роль малых группобъективно увеличивается в жизни человека, в частности потому, что умножаетсянеобходимость принятия групповых решений на производстве, в жизни и т.д.
Малая группа рассматривается как особого рода психологическийфеномен, как промежуточное звено в системе «личность – общество». Изучениеэтого феномена, по мнению ученых, позволит объяснить не только законыформирования личности, но и законы общественного развития более высокогопорядка. Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры, противвоздействия сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективностьдеятельности группы и зависимость ее от размера, от стиля руководства,конформность личности в группе и независимость ее от группы, а так же другиепроблемы межличностных отношений – все это стало предметом исследования иобразовало специальный раздел социальной психологии – изучение групповойдинамики в рамках психологии коллектива.
Человек находится в переплетении различного рода связей иотношений. В группах складыва­ются межличностные отно­шения, отражающиевзаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развитияобщества. Не­смотря на то, что проявления межличностных отно­шений в каждой кон­кретнойгруппе имеют свою неповторимую историю, на разных возрас­тных этапах действуютобщие закономерности их становления и разви­тия.
Первая из них отражает обусловленность природы межличностныхотношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе.
Вторая ха­рактеристика межличностных отношений – это их за­висимостьот совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствуетразвитие межлично­стных отношений в группе, оп­ределяет их строение.
Третья особенность межличностных отношений за­ключается в ихуровневой природе – сколько-нибудь сложив­шаяся группа имеет определенныйуровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных еёсоциально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуетсясвоей осо­бой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуацииразвития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личностиребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно –исторической системы его отношений с социальной действи­тельностью.
Малая группа
Малая группа — формасоциальной организованности
Множество групп как социальную организованность можно первом приближении типологизироватьследующим образом:
Группа с лидером — это группа,связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются иобеспечиваются они только лидером, прежде всего — его личным авторитетом,который он вынужден постоянно подтверждать; в противном случае — неизбежнасмена лидера.
Команда с командиром — здесьдостаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения междуподчиненными и руководителем, права которого определены заранее; организациязадана принципом единоначалия.
Отряд с предводителем — наиболее развитая статусная группа, с достаточно широким набором социальныхролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители), и уподчиненных (в зависимости от сложности и расчлененности совместной деятельности).
Коллектив с советом — хорошоструктурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа сколлегиальным принципом управления.
Корпорация, партия с вождем — как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическимлидером (Ленин, Сталин), либо с главным функционером-организатором; способуправления — на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.
Ассоциация с президентом — наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще исовокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована напринципах самоуправления.
Можно сказать, что все типы социальной организованности людейдетерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована надело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятельность являетсяглавным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют типсоциальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела,достижение цели «рассыпают» конкретную организованность, которая исуществует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.
В зависимости от содержания совместной деятельности, т.е. от целей,задач, принципов, значимости групповой деятельности, А. П. Петровскийпредлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды:
1) диффузная,
2) просоциальная ассоциация,
3) коллектив,
4) асоциальная ассоциация,
 5) корпорация.
Диффузная группа — общность,межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместнойдеятельности, ее целями и ценностями. В ряде случаев совместная деятельность вдиффузной группе вообще отсутствует. Случайное собрание людей в очереди, вавтобусе, на дискотеке, где присутствующие едва знакомы друг с другом;задержанные, находящиеся в одной камере; только что возникшая компания — примеры диффузных групп.
Просоциальная ассоциация — группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым длякаждого содержанием совместной деятельности. Учебная группа, достигшаяопределенного уровня сплоченности; следственная бригада, где личный успех ираскрытие преступления в целом зависят от общих усилий; спортивная команда вусловиях соревнования, — примеры просоциальных ассоциаций.
Совместная деятельность здесь приобретает для членов группы все болеезначимый и осознанный характер и становится основой дальнейшего развитиягруппы. Этот уровень группового развития характеризуется более четкоймотивацией внутригрупповых предпочтений, основанной не только на опыте общения,но и на результатах совместной деятельности каждого члена группы. Положениеличности в такой группе определяется степенью ее участия и вкладом в совместнуюдеятельность.
Коллектив — группа, гдемежличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценнымсодержанием групповой деятельности. Взаимоотношения людей в коллективеопосредствованы содержанием совместной деятельности, но сама эта деятельностьвыступает для членов коллектива как проекция целей, задач и принципов общества.Коллектив понимается как высший уровень развития социальной группы, т.е.интересы организации являются для членов группы преобладающими.
Асоциальная ассоциация — общность, где взаимоотношения людей не опосредствуются общим содержаниемсовместной деятельности. Если такое опосредствование и есть, то асоциальныйхарактер деятельности лишает ее общественной значимости и направляет ее по путиреализации узкой личной выгоды каждого из членов группы. Примеры такого родагрупп — хулиганская шайка, банда и т.п.
Корпорация — это группа, вкоторой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для еечленов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.Это максимально структурированное социально-психологическое объединение,замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям. Организованная иактивно действующая организованная (наркомафиозная) преступная группа, имеющаятесные связи с коррумпированными чиновниками и сотрудниками правоохранительныхорганов, — пример корпорации.
Данная классификация групп по уровню их развития не охватывает всех видовсоциальных организаций. Например, в ней нет места семье, компании, секте и др.
Взаимодействие вгруппе
Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может бытьравной или одна из сторон может сильнее влиять на другую – следовательно, можновыделить одно- и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как всесферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и толькокакую-то одну специфическую форму или «сектор» деятельности. В независимыхсекторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.
Интенсивность взаимодействия характеризует степеньзависимости жизнедеятельности от взаимоотношений: она может колебаться отмаксимальной до минимальной величины. Чем больше экстенсивны или интенсивнысекторы интеракции, тем больше зависимы жизнь, поведение, психология взаимодействующихсторон.
Началом любой интеракции является возникновение влияния однойстороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор,пока это влияние существует, при этом неважно – встречаются индивиды или нет.Только когда сама память или мысль о существовании одной стороны перестаетоказывать влияние на поведение или психологию другой, только когда процессможно считать законченным.
Направление взаимоотношений может быть солидарным,антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилиясторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это –антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти – этосмешанный тип направления взаимодействия.
Можно выделить организованные и неорганизованныевзаимодействия: интеракция организована, если отношения сторон, их действиясложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются нанекую систему ценностей.
Неорганизованные интеракции – когда отношения и ценностинаходятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальныепозиции не определены.
Выделяют следующие типы социального взаимодействия:организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении;организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольномчленстве; организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система. Котораячастично управляется принуждением, а частично – добровольной поддержкойустоявшейся системы взаимоотношений и ценностей. большинство организованныхсоциально-интерактивных систем от семьи до церкви и государства принадлежит ктипу организованно-смешанных. Также могут бытьнеорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный;неорганизованно-смешанный тип интеракций.
В длительно существующих организованных группах выделяют тритипа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны,интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, характерно внутреннееединство членов группы), договорный тип (ограниченность по времени действиясторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношенийэгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже наполучение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматриваетсяне как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу,принести прибыль и т.п.); принудительный тип (антагонизм отношений, различныеформы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое,идеологическое, военное).
Переход от одного типа к другому может происходить плавно инепредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий –частично договорные, семейные, принудительные.
Социальные взаимодействия


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ОБЖ дети и ртуть
Реферат Опасность. Действия населения при наводнении
Реферат Оказание первой медицинской помощи при переломах 2
Реферат Eisenhower Administration Essay Research Paper What role
Реферат Организація охорони праці на досліджуваному підприємстві
Реферат Проектирование основания и фундамента 13-этажного жилого дома в городе Великий Устюг
Реферат Организация и проведение эвакомероприятий в ЧС
Реферат Освещение искусственное, показатели, нормирование. Влияние на здоровье недостатка и избытка
Реферат Основы безопасности труда
Реферат Европеизация при Петре I
Реферат Особенности труда женщин и подростков 2
Реферат Основи охорони праці
Реферат Основы безопасности жизни ОБЖ
Реферат Стратегический подход к управлению ассортиментом
Реферат Консолидированный бюджет Новосибирской области: анализ доходов и расходов