Тамбовскийгосударственный университет им. Г.Р. Державина
РЕФЕРАТ
натему:
КОНЦЕПЦИЯВИРДЖИНИИ САТИР В РАМКАХ
СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Студентки факультета социологии и социальной работы 51группы
ШельменцевойТатьяны
Преподаватель:
Аверьянов А.И.
Тамбов2001
СОДЕРЖАНИЕ
§1. Концепция Вирджинии Сатир
2
Положение1: Влияние родительской семьи на человека
2
Положение2: Семья как система
3
Положение3: Низкая самооценка
5
Положение4: Потенциал целостной личности
6
Положение5: Процессуальный подход
7
Положение6: Процесс изменений
12
§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир
14
1. Начальная стадия
15
2. Промежуточная стадия
17
3. Заключительная стадия
22
Литература
26
ВирджинияСатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоковсемейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтическийпроцесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира наЗемле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтическиетехники для работы в семье.
* * *
§1. Концепция Вирджинии Сатир
Отправнымпунктом для своей концепции Сатир избрала влияние старших в семье и чувство отверженности.Все учение Сатир можно свести к шести основным идеям:
1.Семья, в которой мы выросли, во многом определяет нашеповедение и установки.
2.Семья— это система,а потому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идетнавязывание ролей членам семьи, система запретов или нереальные ожидания (вэтом случае потребности членов семьи вступают в конфликт друг с другом, инарушения обеспечены).
3.Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку изащитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повыситьсамооценку и оберегать ее от нападок извне.
4. В каждом человеке достаточно сил дляличностного роста и здоровой активнойжизни.
5.Всегда есть возможности дляличностного роста, но психотерапевтическуюработу нужно проводить на уровне «процессов», а не «содержания».
6.Процесс изменений захватывает всегочеловека и включает несколько стадий.
А теперьобо всём более подробно.
Положение1: Влияние родительской семьи на человека
Семья, вкоторой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.
Сатир замечала, что напротяжении многих веков семья была крайне иерархичной по своей сути, этопорождало неравенство, узурпацию власти, дисгармонию в отношениях, конформизми сводило на нет понятие уникальности человека как личности. В системах сжесткой иерархией:
1)кто-то один захватывает всю власть и навязывает единственноправильный способ «как жить», который все обязаны брать за образец;
2)в трудный момент нужно найти человека, которого можнообвинить во всех грехах;
3)переменынедопустимы.
Подобнаясистема и в грош не ставит неповторимую индивидуальность человека с егооттенками темперамента, талантами, интересами, мыслями, чувствами ипотребностями. При таком положении дел теряется индивидуальность, потому чтовсе члены системы, и «правитель» в том числе, должны принести частичкусамобытности в жертву системе.
Сатируказывала, что в системах, где отношения строятся на безоговорочномдоминировании одного человека и полном подчинении остальных или же когданалицо превосходство кого-то одного над другими, неизбежна узурпация власти,что может повлечь за собой нарушения системы. В этом случае совершенно не важнохорошие отношения между людьми или плохие. К примеру, отношения между мужем иженой, родителем и ребенком, врачом и пациентом, учителем и учеником могутбыть вполне теплыми и, тем не менее, порождать узурпацию власти, еслипредполагается, что кто-то важнее всех остальных. Ребенок, делающий первые шагив неизвестном для него мире, конечно же, слабее своих родителей, а потому оночень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым. Особенноесли родители просто не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства,желания и мнения.
Жесткоиерархичная система абсолютно не считается с индивидуальными различиями иуникальностью человека. Члены этой системы не вольны искренне выражать свои чувства,но, чтобы не стать изгоями, обязаны подчиняться авторитетам.
В жестко иерархической системепричинно-следственные связи строго прямолинейны, у каждого события есть толькоодна причина. Так, ребенок в семье подчас становится причиной якобы всехсемейных неурядиц.
Другаяотличительная черта жестко иерархичных систем—неприятие перемен. Перемены здесь недопустимы, считается, что они таят в себескрытую угрозу и могут навлечь большие неприятности. Система опирается напостулат, что единственный путь обеспечить себе безопасность— это всячески поддерживать существующийпорядок, избегая любых перемен и сопротивляясь им. А поскольку в семьях, гдеподрастают дети, перемены неизбежны, родители постоянно сталкиваются снеобходимостью как-то реагировать на эти перемены; пугаясь же их, родителиделаются все более властными и суровыми.
Положение2: Семья как система
Семья— это система. Как всякая система, онастремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли,насаждаются запреты, появляются нереалистичные ожидания; в этом случаепотребности отдельных членов семьи не удовлетворяются и, наконец, система даетсбой.
Семья— это система, неизменно стремящаяся к равновесиюи плотно держащая человека в своих тисках; впервые Сатир осознала это в1951 г., проводя психотерапевтические сеансы смолодой женщиной, которую считали больной шизофренией. Пока сеансы проводилисьодин на один с пациенткой, дело шло на поправку, но как только Сатир привлеклак психотерапии мать девушки, все достижения пошли прахом, то же самое случилось,когда она пригласила отца. Но по-настоящему Сатир поняла механизм внутреннеговзаимодействия этой семьи лишь тогда, когда появился последний ее член— брат. Когда все были в сборе, сталоочевидным, что родители возвели сына в ранг божества, в то время как дочь превратиласьв «мальчика для битья».
Опыт,полученный Сатир при работе с этой семьей, послужил базой для развитияконцепции о том, что семья— это система,новое целостное образование, а не просто сумма отдельных ее составляющих, нуждыкоторой могут всецело подавлять нужды отдельного ее члена.
Сатир убедилась,что рассогласованные семейные системы поддерживают внутреннее равновесие с помощьюнавязанных ролей, запретов и жестких правил, непререкаемых законов инереалистичных ожиданий.
Навязанные роли
Сатир изложила свою концепциюнавязанных патологических ролей в книге «Психотерапия в семье»(1983), где взяла в качестве примера семью изтрех человек, члены которой были разобщены и относились друг к другу с опаскойи недоверием. Родители видели в ребенке лишь возможность удовлетворения своихличных потребностей, вменяя ему в обязанность быть то «своим парнем», то«союзником мамы», то «союзником папы», «курьером» или «миротворцем». Врезультате дети, заклейменные «скверными, больными или сумасшедшими», нередко иведут себя соответственно. Сатир считает, что в этом случае они берут на себяроль «идентифицированного пациента»—ИП:
«В некоторых семьях ребенок ссамого рождения становится ИП, в других же семьях эта роль передается отстарших детей. Возможны случаи совмещения этой должности с братом или сестрой.
1.В некоторых семьях иногда все мальчики(или девочки) один за другим или все сразу играют роль ИП.
2.В других семьях, как только ребенокдостигает подросткового возраста, он становится ИП.
3.Возможен вариант, когда двое, трое иболее детей принимают на себя роль ИП и выполняют ее сообща или по очереди. Илиже один берет на себя часть этой роли, а другой ребенок— остальное».
Человек,играющий роль «идентифицированного пациента», чувствует себя двояко: онодновременно бессилен и всемогущ, поскольку амплитуда этой роли довольноширока: от властителя до ничтожества. Родители, твердящие, что ребенок ведетсебя «скверно, странно, ненормально», всякий раз подпитывают низкую самооценкуи чувство ничтожности у ребенка. В результате потребности ИП загоняются внутрь,он не доверяет окружающим и, парадоксальная вещь, в то же время крайнечувствителен к тому, что о нем думают другие.
Запреты и жесткие правила
Запреты поройдержат в тисках всю семью; когда явно, а когда исподволь этот незримый свод законовдиктует, что надо думать, чувствовать и как поступать. В семьях с жесткойиерархией во главу угла ставятся такие постулаты: «кто-то должен быть главным»,«различия губительны», «должен быть козел отпущения», «нельзя допуститьперемен». К тому же свод этих неписаных законов идет рука об руку с постулатом«дурно смотреть, слушать, чувствовать, желать, спрашивать, говорить об этом».Сатир полагала, что запреты, ущемляющие самовыражение, больнее всего ударяют посамооценке и активности человека.
«В некоторых семьях не одобряют и всяческиизбегают проявлений гнева. В других семьях позволительно показывать своераздражение в одних случаях и не позволительно в других; или же сцены яростидопускаются в общении между определенными людьми, но запрещены для остальных.Наконец, есть и такие семьи, жизнь в которых напоминает постоянно бурлящийкотел. В семьях, где не принято проявлять нежность, дети относятся к постороннимозлобленно. И все же потребность в общении столь велика, что если ее не удаетсяудовлетворить «по-хорошему», то она перерождается в озлобленность изадиристость».
Иногда Сатир называет эти правила«внутренним долгом» или же «жизненно важными убеждениями», говоря, что пороймы, сами того не замечая, следуем им, стремясь заслужить одобрение семьи ибоясь стать никому ненужными изгоями; разрушение этих правил для нас смертиподобно.
Нереалистичные ожидания
Сатир считала,что наряду с запретами и навязанными роляминереалистичные ожидания служат для поддержания хрупкого равновесия всемье с нарушенной системой. В книге «Психотерапия в семье» Сатир всестороннеосветила этот вопрос. Она считает, что нереалистичные ожидания супругов сводятсяв основном к тому, что один из супругов ждет, что другой:
—станет для него родителем и исполнит все его желания;
—будет бередить его детские страхи и переживания;
—мечтает о том же, что и он сам;
—вселит в него веру в себя и уважение к своей личности;
—дополнит то, чего ему катастрофически не хватает;
—будет тем существом, которое он будет обвинять в своих жесобственных грехах.
Как полагает Сатир, вотношениях «родитель— ребенок» принереалистичных ожиданиях со стороны родителя он ждет, что ребенок:
—позволит родителю гордиться собой, достигнув чего-нибудьстоящего;
—желает того же, что и родитель, и стремится к этому;
—будет признателен за то, что родитель делает для него;
—хочет поступать во всем так же, как родитель;
—будет заботиться о своем родителе;
—положит конец супружеским ссорам.
Порой родители ждут от ребенканевыполнимого, просто не имея понятия, на что способен ребенок в такомвозрасте. Или же наоборот, наивно полагают, что тот будет оставаться на однойстадии развития до бесконечности. Часто ребенок становится объектомнереалистичных ожиданий, которые по своей сути являются проекциями проблемродителя. Он наделяет ребенка качествами какого-то третьего лица и ждет отнего соответствующего поведения.
В заключение можно сказать, что разлаженностьсемейной системы зиждется на нереалистичных ожиданиях, о которых говорилосьвыше; запретах, повелевающих строго-настрого молчать обо всем, что бы нипроисходило в семье; и, наконец, навязанных ролях, тех, что делают ребенкасредством решения супружеских конфликтов.
Положение3: Низкая самооценка
Сбои всемейной системе порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как вчеловеке заложена потребность отстаивать свою самооценку и держать оборону отнападок извне.
Сатирвыделяет четыре типа защитного поведения, которые она называет «позы обороны»— заискивание, обвинение, сверхрасчетливость,сбивание с толку:
«Когда мызаискиваем, то принижаем чувство собственного достоинства, позволяем другим командоватьнами и постоянно поддакиваем. Заискивание часто скрывается под маскойпредупредительности, безусловно, уважаемого качества в ряде культур. Нозаискивание это отнюдь не предупредительность. Заискивая, мы приносим в жертвучувство собственного достоинства. Мы превращаем в ничто наше самоуважение,всячески давая понять, что мы мелки и ничтожны. С готовностью беря на себяответственность за все беды и напасти, порой мы рьяно доказываем свою вину,приводя море доводов.
Позиция обвинения— это полная противоположность заискиванию.Огульное обвинение— это искаженное отражениеобщественных норм, гласящих: никогда не давай себя в обиду, не позволяйсадиться себе на шею, не позволяй другим задобрить тебя. Главное— не быть «слабым». В целях самозащиты мы обвиняем кого угодно,только не себя. Осуждая, мы не считаемся ни с кем.
Человек, избравшийсверхрасчетливую манеру общения, мучает и себя и других. Сверхрасчетливость означаетжизнь по четкой схеме, в мире сухих цифр и сухой логики. Мы начинаем паническибоятся проявлений эмоций у себя или других людей. Такое поведение отражает общественныепостулаты, о том, что зрелый человек не должен быть трогательным, нежным илислишком эмоциональным.
Четвертый способ защитить себя— сбивать с толку дурачиться и поднимать всена смех. Такая поза— полнаяпротивоположность сверхрасчетливости. Человек, на чью долю выпала подобнаяроль, постоянно суетится. На самом деле, это всего лишь трюк, чтобы отвлечьвнимание от обсуждаемого вопроса. Онименяют мнение, как перчатки, и хватаются одновременно за тысячу дел».
Сатирзамечала, что люди нередко меняют тактики или перебирают их одну за другой. Кпримеру, человек начинает заискивания, затем пускает в ходосуждение и напоследок делается педантом. Сатир, однако, подчеркивала, чтообычно у человека есть своя излюбленнаятехника.
Положение4: Потенциал целостной личности
Каждый человек имеет достаточный потенциал для личностногороста и полноценной жизни.
Сатиротталкивалась от тезиса, что каждый человек имеет достаточный потенциал дляздорового и полноценного существования. Этот потенциал включает в себя:
—способность к духовному развитию;
—воображение и вдохновение;
—чувстваи ощущения;
—мышление;
—способностью к усвоению нового и изменению себя;
—эмоции;
—способностьк экспрессии;
—сочувствие;
—внутреннюю целостность;
—интуицию;
—способность рассуждать разумно;
—природную мудрость;
—способность принимать себя и окружающих, уважать их;
—способность не терять надежду;
—способность к оценке;
—оптимизм;
—чувствопривязанности;
—дарлюбви и возможность быть любимым;
—способность к созиданию и творчеству;
—способность отвечать за свои действия, преяваение сво^ их чувств, поведение ибрать на себя обязательства;
—способность к сотрудничеству;
—способностьпризнавать и исправлять ошибки;
—способность доверять;
—способность принимать решение и приводить их в исполнение;
—вера всвое будущее;
—способность стремиться и достигать;
—способность просить о помощи;
—мужество совершать поступки.
Мы можеммысленно нарисовать себе «я» человека и его способности примерно так, как этосделано на рисунке:
Философия Сатир о скрытых ресурсах человека заключена в следующем еевысказывании: «Я твердо убеждена, чтокаждый человек способен к личностному росту, нужно только научить его использоватьего собственный потенциал. Вот основная цель психотерапии».
Такие составляющие внутреннего потенциала«я», как лидерство, сочувствие, дальновидность и вера в будущее, выделены Шварцемв книге «Внутренние системы семьи», котораясущественно дополняет представления Сатир о природе «я» и системном характеревзаимоотношений интрапсихических субличностей, или частей «я».
Положение5: Процессуальный подход
В каждомчеловеке заложена способность к личностному росту, просто психотерапию по егостимуляции нужно проводить на уровне процессов, а не содержания.
Считается, чтоглавная задача процессуальной психотерапии Сатир— личностный рост, поскольку она сама нередко повторяла, что вкаждом человеке заложен потенциал для этого роста, а психотерапия способна лишьстимулировать его. Сатир сравнивала человека с семечком, в сердцевине котороготаится зародыш будущего растения, но для буйного роста ему сперва нужнонакопить сил, чтобы суметь продраться сквозь заросли сорняка.
Чтобыизбавиться от «сорняков»— дезадаптивныхубеждений и форм поведения,— психотерапевтдолжен в первую очередь улавливать психические состояния, процессы человека, ане замыкаться на заявленной им проблеме. Как говорила Сатир, «проблема сама посебе не является проблемой; проблема в том, как человек справляется с нею».
Содержание— это простое описание проблемы, набор фактов,событий в рамках конкретной ситуации, процесс же обнажает скрытые механизмысистемы. Проще говоря, мы можем сказать, что содержание— это «какова» ситуация в целом, а процесс— это «что» ее запускает, «как» работает ее скрытый механизм.Сатир полагала, что это должен усвоить каждый, кто взял на себя труд помогатьлюдям отыскать в себе силы для личного совершенствования, кто хочет постичьсуть процессуальной психотерапии, чтобы использовать ее возможности в своейработе. Сами процессы всегда одни и те же, просто форма их проявленияразнится в зависимости от ситуации.
Серьезный вклад в разработку методовСатир внесли Банмен, Гербер и Гомори, разработавшие шесть уровней психотерапевтическойработы, которые Сатир использовала в своей психотерапии для вмешательства впроцесс и его трансформации. Эти шесть уровней таковы: печаль, ожидания, восприятие,чувства, преодоление трудностей и поведение.
Вмешательство в процесс может бытьвнешним и внутренним: внутреннее включает психотерапевтическую работу сличностью, «я» человека, его потенциалом, разрушение блоков для высвобожденияресурсов человека; внешнее помогает ослабить нарушения поведения или системы(например, семьи).
Психотерапевтическая работа с «я»
Сатир начинала как психотерапевтименно с работы на уровне «я». Она помогала своим пациентам стать сильнее,прийти в согласие с собой и выработать адекватную самооценку.
Психотерапия включает выявление внутреннего человеческого потенциала,но для этого прежде всего необходимо установить тесный контакт и предельнодоверительные отношения с пациентом. Вирджиния Сатир говорит:
«Свою психотерапевтическую практику яначала более35 лет назад. А так как ябыла женщиной и мои тренинга не носили серьезного медицинского характера, комне стекались всевозможные «отказники», настоящие душевные калеки,алкоголики, психопаты, словом, те, на кого остальные психотерапевты махнулирукой. Но в процессе тренингов многие из них преображались до неузнаваемости.Мысленно возвращаясь в то далекое время, я думаю, что происходило это от того,что я старалась общаться с ними с той искренностью, на которую только быласпособна, с каждым днем привязываясь к ним все больше. Я никогда не задаваласьвопросом, насколько они психически полноценны; единственное, чего я хотела,это достучаться до их сердца. Это было самым главным для меня. Моя сила была вличной искренности, которую я подкрепляла психотерапевтическим методом«моделирования ситуаций».
Мнеказалось, будто я пробиралась в самую суть, сердцевину каждого человека, гдемне открывалась драгоценная сияющая душа, томящаяся в черной башне запретов иотверженности. Я делала все возможное, чтобы человек увидел эти скрытые от глазсокровища, и тогда мы вместе с ним превращали черную башню в прозрачную светлуюткань и растворяли ворота вновь открытым возможностям. Я уверена, для тогочтобы начать серьезные внутренние изменения, сперва нужно разглядеть сутьчеловека и установить с ним доверительные отношения. После этого нам будет ужегораздо легче высвободить его внутреннюю энергию, которая поможет ему обрестипсихическое здоровье».
Надежда— вот вторая мощная сила, на которую опираласьСатир, стремясь внести изменения. Она обычно начинала свои тренинги с вопросак своим подопечным: надеются ли они обрести счастье, поскольку знала, чтоименно в надежде черпаем мы свои силы. Сатир также старалась активизироватьспособность людей дышать, полагая, что дыхание— важный человеческий ресурс. По ее мнению, с помощью дыхания мы можемполучить доступ к нашим чувствам иосновным нервным центрам. Она считала важным пробудить и такие внутренниересурсы, как способность идти на риск, быть бесстрашным, мудрым уметь сделатьвыбор и выразить себя.
Сатирпомогала людям достичь самовыражения, разделяя вместе с ними их чувства,ожидания и затаенные желания:
«Потребностьлюбить себя, других и быть любимым— первоочереднаядля человека. От того, насколько эта потребность была удовлетворена или неудовлетворена в детстве, зависит дальнейшее развитие эмоциональной сферычеловека. В период детства и юности существует настолько сильное искушение поигратьс собственным «я», примеряя разные маски, что можно запростозапутаться в них и отстать в развитии». Она ни на минуту не сомневалась в важности этих основных потребностей.Сатир излечивала своим внимательным отношением к потребностям пациентов,внимательно слушая каждого и пытаясь его понять.
Освобождение «я»
В случае, когда все богатстволичностного потенциала заблокировано запретами, навязанными ролями и нереальнымиожиданиями, Сатир призывает психотерапевтов раздвинуть эти блоки, в первуюочередь воздействуя на когнитивный уровень.
Ослабление внутренних запретов.
Для ослабления внутренних запретов человекапросили взглянуть на свои основные жизненные принципы под совершенно иным,новым углом зрения и привести их в соответствие с потребностями сегодняшнегодня. С этой целью Сатир пользовалась самыми различными приемами, одни изкоторых задействовали правое, другие—левое полушарие мозга. К примеру, для женщины, чьим основным жизненным принципомбыло: «В первую очередь я должна думать о детях»,— могла задать такую задачку ее левому полушарию: сформулироватьпо-новому это правило, оставив место для компромисса: «Я вправе определятьстепень важности своих семейных обязанностей; иногда главными для меня будутявляться потребности детей, а иногда я подумаю и о своих желаниях». В другойраз Сатир оставляла в покое левое, и задавала работу правому полушариюклиентки, поведав ей историю о женщине, которая вы подняла все прихоти своих детей.
Сатир отыскивала и разрушалаправила и убеждения, которые лежали в основе искажения мышления и нарушения в поведении,вроде тех, что служат оплотом жесткой иерархической системы. Онапротивопоставляла постулату «кто-то один должен быть главным» идею о всеобщемравенстве всех людей, разъясняя, что общественное положение не является мерилом человеческой ценности. Онадоказывала, что люди ощущают себя по-настоящему равными, когда они охваченыодной эмоцией, потому что на уровне чувств между нами нет различий. Разрушаязапреты видеть, говорить, чувствовать, желать чего-то или рисковать, Сатирдавала возможность людям испытать радость видеть, чувствовать и говорить вслухо том, что они видят и чувствуют, стремиться к желаемому и рисковать.
Коррекция навязанных ролей.
Выработку способов ухода от навязанных ролейи правил Сатир считала важной частью психотерапевтического процесса. Часто ейприходилось серьезно изменять и внутренние убеждения, те, что неизменносопутствовали навязанным ролям. Если дочь брала на себя роль «заместителясупруги» по отношению к своему отцу, то Сатир в этом случае старалась выбить изее головы идею о том, что «она всегда должна быть подле отца». В ситуации,когда ребенок в семье становился козлом отпущения, Сатир помогала разобратьсяродителям между собой, не втягивая в конфликт ребенка.
Коррекция нереалистичных ожиданий.
Сатир старалась избавить людей от нереальных ипорой нелепых ожиданий относительно родителей, детей и даже самих себя. Психотерапевтическаяработа в этом случае могла выражаться в случайных, полушутливых замечаниях,или же принимать форму предельно серьезной беседы; единственное, что было неизменно,— это уважение к каждому человеку. Что жекасается индивидов, кто без малейших на то оснований возлагает на родителейисполнение всех заветных желаний, то в данном случае их следует заставитьотказаться от бесплотных надежд и оплакивания своей судьбы и стимулировать ихна поиски новых ресурсов, которые дадут возможность осуществить сокровенныемечты.
В работе с парами Сатир пыталась выявлятьтайные невысказанные ожидания супругов относительно друг друга, зная, чтоименно с подобных ожиданий начинается немало конфликтов. Но особенновнимательно она относилась к случаям, когда родители ожидают от своих чадневозможного, поскольку знала, как тяжело детям быть заложниками амбиций своихродителей.
Расширение перспектив.
Сатир поняла, что довольно часто, когда всенадежды идут прахом и человек пытается найти опору в жестких правилах,принимая на себя роли, навязанные другими, и продолжая тешить себянесбыточными мечтами, он только загоняет себя в угол, отказываясь от возможныхперспектив. Ситуация осложняется тем, что часто люди наивно полагают, будто ихвосприятие— это всего лишь результатотражения окружающей обстановки, но никакне внутреннего состояния. Какполагала Сатир, первоочередная задача психотерапевта— дать людям осознать простой факт, что их восприятие во многом зависит от внутрипсихическихпроцессов, а не является исключительно продуктом отражения внешних событий.
Осознавая необходимость помочь людямраскрывать не вые перспективы решения проблем, Сатир организует серии групповыхтренингов, которые сами участники окрестили «Перестройка семьи». Эти тренингапозволяли человеку вернуться к определенным семейным неурядицам и попытатьсяпосмотреть на них с новых позиций, с тем чтобы избавиться от старых травм.
Модернизация чувств.
Восприятие определяет чувства. А посколькунаше восприятие в значительной мере определяется нашим прошлым, то и чувствапорой во многом обусловлены им же. Сатир была твердо убеждена, что для освобождения«я» необходимо перенести эмоции, корни которых уходят в прошлое, в контекст настоящего.Проделав это, удается высвободить огромный запас энергии, которая после этогоначинает медленно и плавно циркулировать в человеке. Сатир просто и яснообъяснила данный принцип действия: «эмоции—это наша сущность».
Ярким примером влиянияпрошлого на наши чувства является случай с одним из клиентов, который былстрашно зол на свою жену, совершенно равнодушную, по его словам, к сексу, тогдакак он крайне его желал. Тщательно исследуя его прошлое, Сатир обнаружила, чтоего мать умерла, когда тот был еще ребенком, и он в силу своего развития решил,что мать его попросту бросила. Столь тяжкие испытания, посеяли в нем убеждение,что «никому он не нужен» и «никто его не будет любить». Поразмыслив над этимслучаем, Сатир пришла к выводу, что в целях оздоровления сексуальныхвзаимоотношений между супругами необходимо внести изменения в систему убежденийсупруга, чтобы помочь ему избавиться от эмоциональной фиксации на прошлом.
Сатир с легкостью обнаруживалазапреты на чувства. К примеру, человек, считающий, что гнев— это плохо, разгневавшись по какой-топричине, будет после этого испытывать угрызения совести; а тот, кто считаетпостыдным чего-то бояться, будет не на шутку сконфужен, уличив себя в подобномчувстве. Вообще, гнев прочно связан с предыдущим опытом человека, поскольку этопроизводная, вторичная эмоция, и в действительности она служит защитой длялегко ранимых чувств и тайных желаний.
Сатир помогалалюдям разбираться в своих чувствах, принимать их, дорожить ими и учиться их выражать.Но она не ограничивалась этим, справедливо полагая, что по-настоящему здороваяличность отвечает за свои чувства и умеет управлять ими.
Обучение новым формамповедения.
Итак, мырассмотрели, как Сатир, используя методы внутреннего вмешательства, помогалачеловеку высвободить его потенциал. Теперь мы рассмотрим, каким образом она осуществлялавнешнее вмешательство, начиная его на уровне поведения.
Часто Сатирпредлагала людям проделать упражнения, формирующие новые способы взаимодействияс окружающими, и в особенности тем, у кого произошло закрепление защитныхстилей поведения, таких как заискивание, обвинение, сверхрасчетливость исбивание с толку. Например, тому, кто привык заискивать, она велела в жесткойформе потребовать чего-нибудь от своего партнера по тренингу, а того, чьимконьком было обвинение, она просила догадаться, что в данный момент чувствуетего партнер; сверхрасчетливого побуждала поделиться своими чувствами с другими,сбивающему с толку ставилась задача тщательно наблюдать за стилемвзаимодействия в семье, а затем подробно рассказать об этом.
Изменение системы.
Нередко Сатир осуществлялавнешнее вмешательство на уровне системы.
Она часто сама придумывалаупражнения, которые помогали людям на практике изучить «работу» семейной системы.В одном из таких упражнений не последнюю роль играла веревка. Сатир веревкамипривязывала членов семьи друг к другу, затем им предлагалось разыгратькакую-нибудь небольшую сценку, чтобы каждый физически прочувствовал, каксистема «тянет за собой». К примеру, она просила мать и отца дергать заверевки, как будто они ругаются, и делать это до тех пор, пока дети силой неподтаскивались к этой паре. Затем она предельно подробно расспрашивала каждого,несмотря порой на всплес