Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Концепция Вирджинии Сатир в рамках семейной психотерапии

Тамбовскийгосударственный университет им. Г.Р. Державина
РЕФЕРАТ
натему:
КОНЦЕПЦИЯВИРДЖИНИИ САТИР В РАМКАХ
 СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
 
 
 
 
Студентки  факультета социологии и социальной работы 51группы
ШельменцевойТатьяны
 
 
 
 
Преподаватель:
Аверьянов А.И.
 
 
 
 
 
 
Тамбов2001
СОДЕРЖАНИЕ
§1.   Концепция Вирджинии Сатир
2
           Положение1: Влияние родительской семьи на человека
2
           Положение2: Семья как система
3
           Положение3: Низкая самооценка
5
           Положение4: Потенциал целостной личности
6
           Положение5: Процессуальный подход
7
           Положение6: Процесс изменений
12
§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир
14
  1. Начальная стадия
15
          2. Промежуточная стадия
17
          3.  Заключительная стадия
22
Литература
26

        ВирджинияСатир внесла большой вклад в развитие пси­хотерапии: она стояла у истоковсемейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтическийпроцесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира наЗемле, используя в масштабе между­народных отношений психотерапевтическиетехники для работы в семье.
* *  *
§1.  Концепция Вирджинии Сатир
Отправнымпунктом для своей концепции Сатир избрала влияние старших в семье и чувство отверженности.Все учение Сатир можно свести к шести основным идеям:
1.Семья, в которой мы выросли, во многом определяет нашеповедение и установки.
2.Семья— это система,а потому она стремится к равно­весию, для поддержания которого порой в ход идетнавязывание ролей членам семьи, система запретов или нереальные ожидания (вэтом случае потребности членов семьи вступают в конфликт друг с другом, инарушения обеспечены).     
3.Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку изащитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повыситьсамооценку и оберегать ее от нападок извне.
        4. В каждом человеке достаточно сил дляличностного  роста и здоровой активнойжизни.    
       5.Всегда есть возможности дляличностного роста, но  психотерапевтическуюработу нужно проводить на уровне «процессов», а не «содержания».
      6.Процесс изменений захватывает всегочеловека и включает несколько стадий.
           А теперьобо всём более подробно.
Положение1: Влияние родительской семьи на человека
      Семья, вкоторой мы выросли, во многом определяет  наше поведение и установки.
Сатир замечала, что напротяжении многих веков семья была крайне иерархичной по своей сути, этопорождало не­равенство, узурпацию власти, дисгармонию в отношениях, конформизми сводило на нет понятие уникальности чело­века как личности. В системах сжесткой иерархией:
1)кто-то один захватывает всю власть и навязывает един­ственноправильный способ «как жить», который все обяза­ны брать за образец;
2)в трудный момент нужно найти человека, которого можнообвинить во всех грехах;
   3)переменынедопустимы.
        Подобнаясистема и в грош не ставит неповторимую ин­дивидуальность человека с егооттенками темперамента, та­лантами, интересами, мыслями, чувствами ипотребностями. При таком положении дел теряется индивидуальность, по­тому чтовсе члены системы, и «правитель» в том числе, дол­жны принести частичкусамобытности в жертву системе.
      Сатируказывала, что в системах, где отношения строят­ся на безоговорочномдоминировании одного человека и пол­ном подчинении остальных или же когданалицо превосход­ство кого-то одного над другими, неизбежна узурпация вла­сти,что может повлечь за собой нарушения системы. В этом случае совершенно не важнохорошие отношения между людьми или плохие. К примеру, отношения между мужем иженой, родителем и ребенком, врачом и пациентом, учите­лем и учеником могутбыть вполне теплыми и, тем не менее, порождать узурпацию власти, еслипредполагается, что кто-то важнее всех остальных. Ребенок, делающий первые шагив неизвестном для него мире, конечно же, слабее своих роди­телей, а потому оночень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым. Особенноесли родители просто не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чув­ства,желания и мнения.
      Жесткоиерархичная система абсолютно не считается с индивидуальными различиями иуникальностью человека. Члены этой системы не вольны искренне выражать свои чув­ства,но, чтобы не стать изгоями, обязаны подчиняться авторитетам.
В жестко иерархической системепричинно-следственные связи строго прямолинейны, у каждого события есть толькоодна причина. Так, ребенок в семье подчас становится при­чиной якобы всехсемейных неурядиц.
      Другаяотличительная черта жестко иерархичных си­стем—неприятие перемен. Перемены здесь недопустимы, считается, что они таят в себескрытую угрозу и могут на­влечь большие неприятности. Система опирается напосту­лат, что единственный путь обеспечить себе безопасность— это всячески поддерживать существующийпорядок, избегая любых перемен и сопротивляясь им. А поскольку в семьях, гдеподрастают дети, перемены неизбежны, родители посто­янно сталкиваются снеобходимостью как-то реагировать на эти перемены; пугаясь же их, родителиделаются все более властными и суровыми.
Положение2: Семья как система
           Семья— это система. Как всякая система, онастремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли,насаждаются запреты, появля­ются нереалистичные ожидания; в этом случаепотребности отдельных членов семьи не удовлетво­ряются и, наконец, система даетсбой.
        Семья— это система, неизменно стремящаяся к равнове­сиюи плотно держащая человека в своих тисках; впервые Сатир осознала это в1951 г., проводя психотерапевтические сеансы смолодой женщиной, которую считали больной ши­зофренией. Пока сеансы проводилисьодин на один с паци­енткой, дело шло на поправку, но как только Сатир привлек­лак психотерапии мать девушки, все достижения пошли пра­хом, то же самое случилось,когда она пригласила отца. Но по-настоящему Сатир поняла механизм внутреннеговзаимо­действия этой семьи лишь тогда, когда появился последний ее член— брат. Когда все были в сборе, сталоочевидным, что родители возвели сына в ранг божества, в то время как дочь превратиласьв «мальчика для битья».
      Опыт,полученный Сатир при работе с этой семьей, по­служил базой для развитияконцепции о том, что семья— это система,новое целостное образование, а не просто сумма от­дельных ее составляющих, нуждыкоторой могут всецело подавлять нужды отдельного ее члена.
    Сатир убедилась,что рассогласованные семейные систе­мы поддерживают внутреннее равновесие с помощьюнавя­занных ролей, запретов и жестких правил, непререкаемых законов инереалистичных ожиданий.
Навязанные роли
Сатир изложила свою концепциюнавязанных патологи­ческих ролей в книге «Психотерапия в семье»(1983), где взя­ла в качестве примера семью изтрех человек, члены которой были разобщены и относились друг к другу с опаскойи не­доверием. Родители видели в ребенке лишь возможность удовлетворения своихличных потребностей, вменяя ему в обязанность быть то «своим парнем», то«союзником мамы», то «союзником папы», «курьером» или «миротворцем». Врезультате дети, заклейменные «скверными, больными или сумасшедшими», нередко иведут себя соответственно. Са­тир считает, что в этом случае они берут на себяроль «иден­тифицированного пациента»—ИП:
«В некоторых семьях ребенок ссамого рождения ста­новится ИП, в других же семьях эта роль передается отстарших детей. Возможны случаи совмещения этой долж­ности с братом или сестрой.
1.В некоторых семьях иногда все мальчики(или де­вочки) один за другим или все сразу играют роль ИП.
2.В других семьях, как только ребенокдостигает под­росткового возраста, он становится ИП.
3.Возможен вариант, когда двое, трое иболее детей принимают на себя роль ИП и выполняют ее сообща или по очереди. Илиже один берет на себя часть этой роли, а другой ребенок— остальное».
        Человек,играющий роль «идентифицированного пациен­та», чувствует себя двояко: онодновременно бессилен и все­могущ, поскольку амплитуда этой роли довольноширока: от властителя до ничтожества. Родители, твердящие, что ребе­нок ведетсебя «скверно, странно, ненормально», всякий раз подпитывают низкую самооценкуи чувство ничтожности у ребенка. В результате потребности ИП загоняются внутрь,он не доверяет окружающим и, парадоксальная вещь, в то же вре­мя крайнечувствителен к тому, что о нем думают другие.
Запреты и жесткие правила
       Запреты поройдержат в тисках всю семью; когда явно, а когда исподволь этот незримый свод законовдиктует, что надо думать, чувствовать и как поступать. В семьях с жест­койиерархией во главу угла ставятся такие постулаты: «кто-то должен быть главным»,«различия губительны», «должен быть козел отпущения», «нельзя допуститьперемен». К тому же свод этих неписаных законов идет рука об руку с посту­латом«дурно смотреть, слушать, чувствовать, желать, спра­шивать, говорить об этом».Сатир полагала, что запреты, ущемляющие самовыражение, больнее всего ударяют поса­мооценке и активности человека.
 «В некоторых семьях не одобряют и всяческиизбега­ют проявлений гнева. В других семьях позволительно по­казывать своераздражение в одних случаях и не позво­лительно в других; или же сцены яростидопускаются в общении между определенными людьми, но запрещены для остальных.Наконец, есть и такие семьи, жизнь в ко­торых напоминает постоянно бурлящийкотел. В семьях, где не принято проявлять нежность, дети относятся к по­стороннимозлобленно. И все же потребность в общении столь велика, что если ее не удаетсяудовлетворить «по-хорошему», то она перерождается в озлобленность иза­диристость».
     Иногда Сатир называет эти правила«внутренним долгом» или же «жизненно важными убеждениями», говоря, что по­роймы, сами того не замечая, следуем им, стремясь заслу­жить одобрение семьи ибоясь стать никому ненужными из­гоями; разрушение этих правил для нас смертиподобно.
Нереалистичные ожидания
      Сатир считала,что наряду с запретами и навязанными роляминереалистичные ожидания служат для поддержания хрупкого равновесия всемье с нарушенной системой. В кни­ге «Психотерапия в семье» Сатир всестороннеосветила этот вопрос. Она считает, что нереалистичные ожидания супру­гов сводятсяв основном к тому, что один из супругов ждет, что другой:
—станет для него родителем и исполнит все его желания;
—будет бередить его детские страхи и переживания;
—мечтает о том же, что и он сам;
—вселит в него веру в себя и уважение к своей личности;
—дополнит то, чего ему катастрофически не хватает;
—будет тем существом, которое он будет обвинять в сво­их жесобственных грехах.
Как полагает Сатир, вотношениях «родитель— ребенок» принереалистичных ожиданиях со стороны родителя он ждет, что ребенок:
—позволит родителю гордиться собой, достигнув чего-нибудьстоящего;
—желает того же, что и родитель, и стремится к этому;
—будет признателен за то, что родитель делает для него;
—хочет поступать во всем так же, как родитель;
—будет заботиться о своем родителе;
   —положит конец супружеским ссорам.
      Порой родители ждут от ребенканевыполнимого, просто не имея понятия, на что способен ребенок в такомвозрасте. Или же наоборот, наивно полагают, что тот будет оставаться на однойстадии развития до бесконечности. Часто ребенок становится объектомнереалистичных ожиданий, которые по своей сути являются проекциями проблемродителя. Он на­деляет ребенка качествами какого-то третьего лица и ждет отнего соответствующего поведения.
В заключение можно сказать, что разлаженностьсе­мейной системы зиждется на нереалистичных ожиданиях, о которых говорилосьвыше; запретах, повелевающих стро­го-настрого молчать обо всем, что бы нипроисходило в се­мье; и, наконец, навязанных ролях, тех, что делают ребенкасредством решения супружеских конфликтов.
Положение3: Низкая самооценка
        Сбои всемейной системе порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как вчеловеке заложена потребность отстаивать свою самооценку и держать оборону отнападок извне.
        Сатирвыделяет четыре типа защитного поведения, кото­рые она называет «позы обороны»— заискивание, обвине­ние, сверхрасчетливость,сбивание с толку:
    «Когда мызаискиваем, то принижаем чувство соб­ственного достоинства, позволяем другим командоватьнами и постоянно поддакиваем. Заискивание часто скрывается под маскойпредупредительности, безусловно, ува­жаемого качества в ряде культур. Нозаискивание это от­нюдь не предупредительность. Заискивая, мы приносим в жертвучувство собственного достоинства. Мы превра­щаем в ничто наше самоуважение,всячески давая понять, что мы мелки и ничтожны. С готовностью беря на себяответственность за все беды и напасти, порой мы рьяно доказываем свою вину,приводя море доводов.
Позиция обвинения— это полная противоположность заискиванию.Огульное обвинение— это искаженное от­ражениеобщественных норм, гласящих: никогда не давай себя в обиду, не позволяйсадиться себе на шею, не позволяй другим задобрить тебя. Главное— не быть «слабым».  В целях самозащиты мы обвиняем кого угодно,только не себя. Осуждая, мы не считаемся ни с кем.
Человек, избравшийсверхрасчетливую манеру обще­ния, мучает и себя и других. Сверхрасчетливость означа­етжизнь по четкой схеме, в мире сухих цифр и сухой ло­гики. Мы начинаем паническибоятся проявлений эмоций у себя или других людей. Такое поведение отражает об­щественныепостулаты, о том, что зрелый человек не дол­жен быть трогательным, нежным илислишком эмоциональным.
Четвертый способ защитить себя— сбивать с толку дурачиться и поднимать всена смех. Такая поза— полнаяпротивоположность сверхрасчетливости. Человек, на чью долю выпала подобнаяроль, постоянно суетится. На самом деле, это всего лишь трюк, чтобы отвлечьвнимание  от обсуждаемого вопроса. Онименяют мнение, как перчатки, и хватаются одновременно за тысячу дел».
Сатирзамечала, что люди нередко меняют тактики или перебирают их одну за другой. Кпримеру, человек начинает  заискивания, затем пускает в ходосуждение и напоследок делается педантом. Сатир, однако, подчеркивала, чтообычно у  человека есть своя излюбленнаятехника.
Положение4: Потенциал целостной личности
Каждый человек имеет достаточный потенциал для личностногороста и полноценной жизни.
Сатиротталкивалась от тезиса, что каждый человек име­ет достаточный потенциал дляздорового и полноценного существования. Этот потенциал включает в себя:
—способность к духовному развитию;
—воображение и вдохновение;
—чувстваи ощущения;
—мышление;
—способностью к усвоению нового и изменению себя;
—эмоции;
—способностьк экспрессии;
—сочувствие;
—внутреннюю целостность;
—интуицию;
—способность рассуждать разумно;
—природную мудрость;
—способность принимать себя и окружающих, уважать их;
—способность не терять надежду;
—способность к оценке;
—оптимизм;
—чувствопривязанности;
—дарлюбви и возможность быть любимым;
—способность к созиданию и творчеству;
—способность отвечать за свои действия, преяваение сво^ их чувств, поведение ибрать   на себя обязательства;
—способность к сотрудничеству;
—способностьпризнавать и исправлять ошибки;
—способность доверять;
—способность принимать решение и приводить их в ис­полнение;
—вера всвое будущее;                            
—способность стремиться и достигать;
—способность просить о помощи;
—мужество совершать поступки.
      Мы можеммысленно нарисовать себе «я» человека и его способности примерно так, как этосделано на рисунке:

            Философия Сатир о скрытых ресурсах человека заключена в следующем еевысказывании: «Я твердо убеждена, чтокаждый человек способен к личностному росту, нужно толь­ко научить его использоватьего собственный потенциал. Вот основная цель психотерапии».
        Такие составляющие внутреннего потенциала«я», как лидерство, сочувствие, дальновидность и вера в будущее, выделены Швар­цемв книге «Внутренние системы семьи», ко­тораясущественно дополняет представления Сатир о природе «я» и системном характеревзаимоотношений интрапсихических субличностей, или частей «я».
Положение5: Процессуальный подход
        В каждомчеловеке заложена способность к личностному росту, просто психотерапию по егостимуляции нужно проводить на уровне процессов, а не содержания.
      Считается, чтоглавная задача процессуальной психоте­рапии Сатир— личностный рост, поскольку она сама неред­ко повторяла, что вкаждом человеке заложен потенциал для этого роста, а психотерапия способна лишьстимулировать его. Сатир сравнивала человека с семечком, в сердцевине котороготаится зародыш будущего растения, но для буйно­го роста ему сперва нужнонакопить сил, чтобы суметь про­драться сквозь заросли сорняка.
             Чтобыизбавиться от «сорняков»— дезадаптивныхубеж­дений и форм поведения,— психотерапевтдолжен в первую очередь улавливать психические состояния, процессы чело­века, ане замыкаться на заявленной им проблеме. Как гово­рила Сатир, «проблема сама посебе не является проблемой; проблема в том, как человек справляется с нею».
          Содержание— это простое описание проблемы, набор фактов,событий в рамках конкретной ситуации, процесс же обнажает скрытые механизмысистемы. Проще говоря, мы можем сказать, что содержание— это «какова» ситуация в целом, а процесс— это «что» ее запускает, «как» работает ее скрытый механизм.Сатир полагала, что это должен усвоить каждый, кто взял на себя труд помогатьлюдям отыскать в себе силы для личного совершенствования, кто хочет постичьсуть процессуальной психотерапии, чтобы использовать ее возможности в своейработе. Сами процессы всегда одни и те же, просто форма их проявленияразнится в зависимости от ситуации.
         Серьезный вклад в разработку методовСатир внесли Банмен, Гербер и Гомори, разработавшие шесть уровней психо­терапевтическойработы, которые Сатир использовала в сво­ей психотерапии для вмешательства впроцесс и его транс­формации. Эти шесть уровней таковы: печаль, ожидания, восприятие,чувства, преодоление трудностей и поведение.
         Вмешательство в процесс может бытьвнешним и внут­ренним: внутреннее включает психотерапевтическую рабо­ту сличностью, «я» человека, его потенциалом, разрушение блоков для высвобожденияресурсов человека; внешнее по­могает ослабить нарушения поведения или системы(напри­мер, семьи).
 
Психотерапевтическая работа с «я»
           Сатир начинала как психотерапевтименно с работы на уровне «я». Она помогала своим пациентам стать сильнее,прийти в согласие с собой и выработать адекватную само­оценку.
          Психотерапия включает выявление внутреннего челове­ческого потенциала,но для этого прежде всего необходимо установить тесный контакт и предельнодоверительные от­ношения с пациентом. Вирджиния Сатир говорит:
        «Свою психотерапевтическую практику яначала бо­лее35 лет назад. А так как ябыла женщиной и мои тре­нинга не носили серьезного медицинского характера, комне стекались всевозможные «отказники», настоящие ду­шевные калеки,алкоголики, психопаты, словом, те, на кого остальные психотерапевты махнулирукой. Но в процес­се тренингов многие из них преображались до неузнавае­мости.Мысленно возвращаясь в то далекое время, я ду­маю, что происходило это от того,что я старалась общать­ся с ними с той искренностью, на которую только быласпособна, с каждым днем привязываясь к ним все боль­ше. Я никогда не задаваласьвопросом, насколько они пси­хически полноценны; единственное, чего я хотела,это достучаться до их сердца. Это было самым главным для меня. Моя сила была вличной искренности, которую я подкрепляла психотерапевтическим методом«моделиро­вания ситуаций».
          Мнеказалось, будто я пробиралась в самую суть, серд­цевину каждого человека, гдемне открывалась драгоцен­ная сияющая душа, томящаяся в черной башне запретов иотверженности. Я делала все возможное, чтобы человек увидел эти скрытые от глазсокровища, и тогда мы вместе с ним превращали черную башню в прозрачную светлуюткань и растворяли ворота вновь открытым возможнос­тям. Я уверена, для тогочтобы начать серьезные внутрен­ние изменения, сперва нужно разглядеть сутьчеловека и установить с ним доверительные отношения. После это­го нам будет ужегораздо легче высвободить его внутрен­нюю энергию, которая поможет ему обрестипсихическое здоровье».
         Надежда— вот вторая мощная сила, на которую опира­ласьСатир, стремясь внести изменения. Она обычно начи­нала свои тренинги с вопросак своим подопечным: надеют­ся ли они обрести счастье, поскольку знала, чтоименно в надежде черпаем мы свои силы. Сатир также старалась ак­тивизироватьспособность людей дышать, полагая, что ды­хание— важный человеческий ресурс. По ее мнению, с по­мощью дыхания мы можемполучить доступ к  нашим чув­ствам иосновным нервным центрам. Она считала важным пробудить и такие внутренниересурсы, как способность идти на риск, быть бесстрашным, мудрым уметь сделатьвыбор и выразить себя.
          Сатирпомогала людям достичь самовыражения, разделяя вместе с ними их чувства,ожидания и затаенные желания:
«Потребностьлюбить себя, других и быть любимым— первоочереднаядля человека. От того, насколько эта по­требность была удовлетворена или неудовлетворена в дет­стве, зависит дальнейшее развитие эмоциональной сферычеловека. В период детства и юности существует настоль­ко сильное искушение поигратьс собственным «я», приме­ряя разные маски, что можно запростозапутаться в них и отстать в развитии». Она ни на минуту не сомневалась в важности этих основных потребностей.Сатир излечивала сво­им внимательным отношением к потребностям пациентов,внимательно слушая каждого и пытаясь его понять.
Освобождение «я»
В случае, когда все богатстволичностного потенциала заблокировано запретами, навязанными ролями и нереаль­нымиожиданиями, Сатир призывает психотерапевтов раз­двинуть эти блоки, в первуюочередь воздействуя на когни­тивный уровень.
Ослабление внутренних запретов.
              Для ослабления внут­ренних запретов человекапросили взглянуть на свои основ­ные жизненные принципы под совершенно иным,новым уг­лом зрения и привести их в соответствие с потребностями сегодняшнегодня. С этой целью Сатир пользовалась самы­ми различными приемами, одни изкоторых задействовали правое, другие—левое полушарие мозга. К примеру, для жен­щины, чьим основным жизненным принципомбыло: «В пер­вую очередь я должна думать о детях»,— могла задать такую задачку ее левому полушарию: сформулироватьпо-новому это правило, оставив место для компромисса: «Я вправе опре­делятьстепень важности своих семейных обязанностей; ино­гда главными для меня будутявляться потребности детей, а иногда я подумаю и о своих желаниях». В другойраз Сатир оставляла в покое левое, и задавала работу правому полуша­риюклиентки, поведав ей историю о женщине, которая вы  подняла все прихоти своих детей.
              Сатир отыскивала и разрушалаправила и убеждения, ко­торые лежали в основе искажения мышления и нарушения в поведении,вроде тех, что служат оплотом жесткой иерархи­ческой системы. Онапротивопоставляла постулату «кто-то один должен быть главным» идею о всеобщемравенстве всех людей, разъясняя, что общественное положение не является  мерилом человеческой ценности. Онадоказывала, что люди ощущают себя по-настоящему равными, когда они охваченыодной эмоцией, потому что на уровне чувств между нами нет различий. Разрушаязапреты видеть, говорить, чувствовать, желать чего-то или рисковать, Сатирдавала возможность людям испытать радость видеть, чувствовать и говорить вслухо том, что они видят и чувствуют, стремиться к желае­мому и рисковать.
Коррекция навязанных ролей.
 Выработку способов ухо­да от навязанных ролейи правил Сатир считала важной час­тью психотерапевтического процесса. Часто ейприходилось серьезно изменять и внутренние убеждения, те, что неизмен­носопутствовали навязанным ролям. Если дочь брала на себя роль «заместителясупруги» по отношению к своему отцу, то Сатир в этом случае старалась выбить изее головы идею о том, что «она всегда должна быть подле отца». В ситуации,когда ребенок в семье становился козлом отпущения, Сатир помогала разобратьсяродителям между собой, не втягивая в конфликт ребенка.
Коррекция нереалистичных ожиданий.
 Сатир старалась избавить людей от нереальных ипорой нелепых ожиданий относительно родителей, детей и даже самих себя. Психоте­рапевтическаяработа в этом случае могла выражаться в слу­чайных, полушутливых замечаниях,или же принимать фор­му предельно серьезной беседы; единственное, что было не­изменно,— это уважение к каждому человеку. Что жекасается индивидов, кто без малейших на то оснований воз­лагает на родителейисполнение всех заветных желаний, то в данном случае их следует заставитьотказаться от бесплот­ных надежд и оплакивания своей судьбы и стимулировать ихна поиски новых ресурсов, которые дадут возможность осуществить сокровенныемечты.
     В работе с парами Сатир пыталась выявлятьтайные не­высказанные ожидания супругов относительно друг друга, зная, чтоименно с подобных ожиданий начинается немало конфликтов. Но особенновнимательно она относилась к слу­чаям, когда родители ожидают от своих чадневозможного, поскольку знала, как тяжело детям быть заложниками амби­ций своихродителей.     
Расширение перспектив.
 Сатир поняла, что довольно ча­сто, когда всенадежды идут прахом и человек пытается най­ти опору в жестких правилах,принимая на себя роли, навя­занные другими, и продолжая тешить себянесбыточными мечтами, он только загоняет себя в угол, отказываясь от воз­можныхперспектив. Ситуация осложняется тем, что часто люди наивно полагают, будто ихвосприятие— это всего лишь результатотражения окружающей обстановки, но никакне  внутреннего состояния. Какполагала Сатир, первоочередная задача психотерапевта— дать людям осознать простой факт,  что их восприятие во многом зависит от внутрипсихическихпроцессов, а не является исключительно продуктом отражения внешних событий.
    Осознавая необходимость помочь людямраскрывать не вые перспективы решения проблем, Сатир организует серии групповыхтренингов, которые сами участники окрестили «Перестройка семьи». Эти тренингапозволяли человеку вернуться к определенным семейным неурядицам и попытатьсяпосмотреть на них с новых позиций, с тем чтобы избавиться от старых травм.
Модернизация чувств.
 Восприятие определяет чувства. А посколькунаше восприятие в значительной мере опреде­ляется нашим прошлым, то и чувствапорой во многом обу­словлены им же. Сатир была твердо убеждена, что для осво­бождения«я» необходимо перенести эмоции, корни которых уходят в прошлое, в контекст настоящего.Проделав это, уда­ется высвободить огромный запас энергии, которая после этогоначинает медленно и плавно циркулировать в челове­ке. Сатир просто и яснообъяснила данный принцип действия: «эмоции—это наша сущность».
Ярким примером влиянияпрошлого на наши чувства яв­ляется случай с одним из клиентов, который былстрашно зол на свою жену, совершенно равнодушную, по его словам, к сексу, тогдакак он крайне его желал. Тщательно исследуя его прошлое, Сатир обнаружила, чтоего мать умерла, когда тот был еще ребенком, и он в силу своего развития решил,что мать его попросту бросила. Столь тяжкие испытания, посеяли в нем убеждение,что «никому он не нужен» и «ни­кто его не будет любить». Поразмыслив над этимслучаем, Сатир пришла к выводу, что в целях оздоровления сексуаль­ныхвзаимоотношений между супругами необходимо внести изменения в систему убежденийсупруга, чтобы помочь ему избавиться от эмоциональной фиксации на прошлом.
Сатир с легкостью обнаруживалазапреты на чувства. К примеру, человек, считающий, что гнев— это плохо, раз­гневавшись по какой-топричине, будет после этого испыты­вать угрызения совести; а тот, кто считаетпостыдным чего-то бояться, будет не на шутку сконфужен, уличив себя в по­добномчувстве. Вообще, гнев прочно связан с предыдущим опытом человека, поскольку этопроизводная, вторичная эмоция, и в действительности она служит защитой длялегко ранимых чувств и тайных желаний.
Сатир помогалалюдям разбираться в своих чувствах, при­нимать их, дорожить ими и учиться их выражать.Но она не ограничивалась этим, справедливо полагая, что по-настоящему здороваяличность отвечает за свои чувства и умеет управлять ими.
Обучение новым формамповедения.
Итак, мырассмотрели, как Сатир, используя методы внут­реннего вмешательства, помогалачеловеку высвободить его потенциал. Теперь мы рассмотрим, каким образом она осу­ществлялавнешнее вмешательство, начиная его на уровне поведения.
Часто Сатирпредлагала людям проделать упражнения, формирующие новые способы взаимодействияс окружаю­щими, и в особенности тем, у кого произошло закрепление защитныхстилей поведения, таких как заискивание, обви­нение, сверхрасчетливость исбивание с толку. Например, тому, кто привык заискивать, она велела в жесткойформе потребовать чего-нибудь от своего партнера по тренингу, а того, чьимконьком было обвинение, она просила догадать­ся, что в данный момент чувствуетего партнер; сверхрасчет­ливого побуждала поделиться своими чувствами с другими,сбивающему с толку ставилась задача тщательно наблюдать за стилемвзаимодействия в семье, а затем подробно расска­зать об этом.
Изменение системы.
Нередко Сатир осуществлялавнешнее вмешательство на уровне системы.
Она часто сама придумывалаупражнения, которые помо­гали людям на практике изучить «работу» семейной систе­мы.В одном из таких упражнений не последнюю роль игра­ла веревка. Сатир веревкамипривязывала членов семьи друг к другу, затем им предлагалось разыгратькакую-нибудь не­большую сценку, чтобы каждый физически прочувствовал, каксистема «тянет за собой». К примеру, она просила мать и отца дергать заверевки, как будто они ругаются, и делать это до тех пор, пока дети силой неподтаскивались к этой паре. Затем она предельно подробно расспрашивала каждого,не­смотря порой на всплес


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.