Реферат по предмету "Психология"


Особенности развития этнопсихологии

План
Введение
Актуальность этнопсихологическихзнаний
Предмет и основные понятия этническойпсихологии
Задачи этнической психологии
Место этнопсихологии среди другихнаук
Основные ветви, разделыэтнопсихологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Введение
Проблемы межэтническихотношений долгое время находились вне поля внимания специалистов, а современноеэтнопсихологическое знание не отвечает реальному состоянию межнациональногообщения. На межэтнические отношения проецируются все сферы жизни общества:социально-экономические, культурно-идеологические и территориально-политические.Характерной чертой современной эпохи является дальнейшее усиление межэтническихконтактов, межкультурного взаимодействия и в связи с этим актуализируетсяпроблема оптимизации межэтнических отношений. Практическое решение этойпроблемы предусматривает воспитание терпимости, этнической толерантности ккультурам всех этнических групп.
Состояние межнациональныхотношений требует изучения этнических стереотипов, ибо они создаютблагоприятную почву для манипулирования массовым сознанием, для выработкинегативных установок по отношению к представителям других этносов. Расширениезнаний об особенностях этнической стереотипизации актуально и в целяхукрепления сотрудничества различных этнических групп в современных условияхжизнедеятельности. Однако функционирование стереотипов на двух уровнях отношений- межгрупповом и межличностном — существенно осложняет решение проблемы ихобъективных и субъективных детерминант.
В нашей стране развитиенациональных отношений выдвигает необходимость этнопсихологических исследованийна отечественном материале. Этническое самосознание становится значимымсистемообразующим фактором этноса. Необходимость изучения психологии этническихразличий в самосознании, личностных особенностей разных этнических группвызвана тем, что существующие научные источники недостаточно освещают вопросы,порожденные ростом национального самосознания, всплеском национальных движений,развитием процессов национального возрождения. Динамизмобщественно-политической жизни требует безотлагательного формирования кадровспециалистов, профессионально занимающихся изучением национальных культур иличностных особенностей их представителей. Сегодня Россия — обновляющеесямногонациональное федеративное государство и от того, как складываются в нейпроцессы взаимодействия и взаимной адаптации народов, зависит климатмежнациональных отношений, зависит судьба не только России, но и будущее Европы.Этническая психология — это самостоятельная, довольно молодая иодновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук, какпсихология, социология (философия), культурология и этнология (этнография),которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека игрупп людей(1)
Актуальность этнопсихологических знаний
Актуальность этнопсихологическихзнаний определена тем, что в Российской Федерации 89 субъектов с полиэтническимсоставом. Этническая структура населения очень сложна — в материалах переписиРоссийский Федерации было выделено 128 народов. С распадом эта сферачеловеческих отношений оказалась одной из самых уязвимых во взаимодействииэтнических обществ. В связи с получением бывшими субъектами СССР экономическогои политического суверенитета, приобретения статуса отдельных республик, ссобственными конституциями, со своими органами законодательной и исполнительнойвласти, изменились отношения между титульными и нетитульными национальностями.Межэтнические отношения стали значимой и порой неблагополучной частьюсоциальной реальности. В связи с этим в настоящее время одной из актуальныхпроблем обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел являетсяформирование и развитие личности в условиях полиэтнических социальныхотношений.
Реальная практикаотношений между представителями различных этнических общностей в системеправоохранительных органов требует всестороннего исследования и изучения рядафеноменов и закономерностей, которые являются следствием межнациональноговзаимодействия. Этнопсихологические феномены проявляются как на уровнеиндивидуальных характеристик сотрудников, так и на уровне групп и влияют как нагрупповую динамику служебных коллективов, так и на деятельность органоввнутренних дел целом. Исследовать эти феномены -значит, выявить сущностныехарактеристики психики того или иного этноса, их закономерности и механизмыпроявления. Как у нас в стране, так и за рубежом, существует многоразнообразных подходов к анализу сущности, содержания и специфики проявленияэтнопсихологических феноменов. Их влияние на совместную деятельностьсотрудников органов внутренних дел России до сих пор не изучалось. Отсутствуютисследования, посвященные выявлению этнических стереотипов и спецификиэтнопсихологических ценностных ориентации в межгрупповых, внутригрупповых имежличностных отношениях, влияния этнопсихологических особенностей навзаимодействие сотрудников в полиэтнических коллективах правоохранительныхорганов.(2)Предмети основные понятия этнической психологии
Предметомэтнической психологиикак самостоятельнойотрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционированияпсихики представителей различных этнических общностей.
Долгоевремя общепризнанной категорией этнической психологии считалось понятиепсихологического склада, берущее свое начало из повседневной жизни. Структураэтнопсихологических явлений при наполнении ее конкретным содержанием до сих пориспытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что всистему элементов этой структуры включаются компоненты, представления о которыхзаимствованы из общей и социальной психологии: характер, темперамент, чувства,воля и т.д. представителей той или иной нации. Вторая тенденцияпредполагает изучение определенных общих и особенных черт национальной психики,национального характера людей, составляющих содержание и формы проявленияэтнопсихологических феноменов. Обе тенденции заслуживают серьезного отношения,безусловно, должны приниматься во внимание. Вместе с тем они еще недостаточноосмыслены и как бы существуют независимо друг от друга. На самом же деле ихможно заставить «работать» в интересах общего дела, так как они не отрицаютреально существующих, проявляющихся и осознаваемых человекомнационально-психологических особенностей. В этом нет ничего особенного, так какобе тенденции являются следствием внимания разных наук — социологии(этнографии) и психологии, имеющих разные теоретические подходы к проблемамэтнопсихологии.
Сделатьэто можно, если объединить в единое целое уже имеющиеся представления.Действительно, в рамках первой тенденции главным образом констатируется наличиесистемообразующих элементов психологии представителей этнических общностей,таких, как национальный темперамент, национальный характер и других.Функционирование последних само по себе предполагает присутствие внутри нихконкретных составляющих — подсистем: черт национального характера итемперамента, определенных национальных чувств и т.д. Общие характеристикинациональной психологии, на которые делается упор во второй тенденции, теперьуже с определенными оговорками укладываются в рамки подсистемных элементовпервой тенденции. Другое дело, что их очень сложно классифицировать по единомуоснованию, так как в обоих случаях названия заимствованы из арсенала обобщающихпонятий о психологических явлениях общей психологии, ориентирующих напроявление многообразных компонентов, их составляющих, — эмоциональных, познавательных,волевых и т. п. Все подобные противоречия снимаются, если ввести в научныйоборот базовую категорию для этнической психологии –национально-психологические особенности, что позволяет, с одной стороны, самиэти особенности в последующем идентифицировать в зависимости от того классапсихологических феноменов, который их порождает. Можно говорить, например, омотивационно-фоновых, интеллектуально-познавательных, эмоциональных, волевых икоммуникативных национально-психологических особенностях.
Такимобразом, этническая психология — это наука, изучающая закономерности развития ипроявления национально-психологических особенностей людей как представителейконкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга.(3)
Она, всвою очередь, является отраслью социальной психологии и базируется наисследованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами,этнографами, философами. Национально-психологические особенности людей —реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемыеисследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфическиесвойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействиена поведение и деятельность людей.
Этническаяпсихология и ученые, ее представляющие, занимаются прикладными исследованиями,которые в зависимости от того, кто их осуществляет, могут быть двух видов.
Во-первых, психологи занимаются изучениемсобственно национально-психологических особенностей людей как представителейконкретных этнических общностей независимо от того, являются ли эти особенностиврожденными или приобретенными в ходе социализации индивида, а такжезакономерностей их проявления и функционирования. Национально-психологическиеособенности формируются и в филогенезе, и в онтогенезе, а значит, имеют самуюнепосредственную связь и с общим развитием психики человека. Общий переченьвозможных направлений исследований этнической психологии должен отражать итрадиционную психологическую рубрикацию, включая в себя какинтеллектуально-познавательные процессы, эмоционально-волевые явления,психологическое своеобразие групповых форм взаимодействия и поведения людей,так и национально специфические потребности, интересы, ценностные ориентации.
Во-вторых, социологи и этнографы проводятглавным образом этнокультурные исследования. Их предметом является изучение несобственно национально-психологических особенностей, отличающих одних людей отдругих, а национального своеобразия культурных потребностей и традиций,социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этническихобщностей.Задачиэтнической психологии
Этническаяпсихология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи:
1) всестороннееосмысление и обобщение данных о факторах и источниках формированиянационально-психологических особенностей представителей конкретных этническихобщностей; выявление на этой основе специфики социально-политического,экономического, исторического и культурного развития наций и народов,определившей в итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования ихпсихологии;
2) изучениеспецифики мотивационно-фоновой сферы национальной психики людей с целью анализаи обобщения своеобразия проявления и соотношения мотивационных и другихподобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия ит.д.), определяющих важнейшие показатели эффективной деятельности и спецификиповедения людей как представителей конкретных этнических общностей;
3) исследованиенационально дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательнойактивности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразнофункционирующих в ходе трудовой и другой деятельности степени приверженностилогике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организацииинтеллектуальных процессов, глубине восприятия, полноте и оперативностипредставлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах;
4) анализи выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств,их динамики и содержания; организацию исследований специфики выражения эмоций иэмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей иобобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей ихэмоциональной жизни;
5) изучениеспецифики своеобразных установок на волевую активность, функционирующих внациональной психике того или иного народа или нации; выявление на этой основеустойчивости и специфики протекания волевых процессов, своеобразия проявленияволевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступкипредставителей нации;
6) исследованиесвоеобразия проявления коммуникативной сферы национального психического складалюдей, функционирующей в виде специфических форм взаимодействия, общения ивзаимоотношений и оказывающей влияние на характер протекания социально-психологическихпроцессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения;
7) сравнительноеизучение этнопсихологических особенностей различных народов мира с цельювыявления наиболее общих закономерностей функционирования и проявлениянациональной психики, а также разработки содержания и методик составленияпсихологических характеристик их представителей;
8) выявлениеотличительных национальных черт психологии различных классов, слоев иконфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения иобобщения закономерностей (национальных, политических, социологических,культурных и др.) их развития и функционирования;
9) изучениевлияния этнического сознания и самосознания на национально-психологическиеособенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностныеориентации;
10) обоснованиеважнейших направлений учета и использования национально-психологическихособенностей людей в интересах повышения эффективности политической,воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой иконсультативно-коррекционной работы с ними;
11) исследованиенационально-психологических предпосылок совершенствования содержания и качестваорганизации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельностипредставителей конкретных этнических общностей;
12) выработкупрактических рекомендаций для руководителей предприятий, представителей другихадминистративно-хозяйственных кадров, педагогических работников с цельюсовершенствования ими управления и руководства многонациональными трудовыми,производственными и учебными коллективами;
13) всестороннееизучение специфики психологии многочисленных наций и народностей нашей страны,социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений вразличных ее регионах, форм экономического, политического и культурногосотрудничества между нациями и народностями;
14) социальноеи психологическое прогнозирование развития политических, национальных и другихпроцессов в разных регионах нашей страны и в других государствах на основеучета специфики психологии представителей различных этнических общностей, еевлияния на характер, содержание и специфику общественной жизни.(4)
Решениезадач, стоящих перед этнопсихологической наукой в России, может достигатьсяразными способами.
Во-первых, необходимо дальнейшее осуществление планомерной итщательной разработки теоретических и методологических проблем этой отраслизнаний, обобщение и развитие уже накопленного в этой области отечественного изарубежного опыта.
Во-вторых, широкие возможности висследовательской деятельности этнопсихологов у нас в стране предоставляетизучение национально-психологических особенностей представителей большогоколичества разнообразных этнических общностей нашего государства, одного изсамых полиэтнических в мире. Его народы существенно различаются по своейчисленности, экономике, культуре, традициям и психологии.
В-третьих, решение ряда задач этнической психологии можетосуществляться в сотрудничестве с другими науками, с которыми она тесно
связана,так как имеет сходный объект — явления, происходящие среди людей, в процессе ихвзаимодействия и общения и затрагивающие их психику.Место этнопсихологии среди других наук
Этнопсихология— междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенностипсихики людей, психологические характеристики этносов, а также психологическиеаспекты межэтнических отношений. Сам термин этнопсихология не являетсяобщепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себяисследователями в области «психологии народов», «психологическойантропологии», «сравнительно-культурной психологии» и т.п.
Наличиенескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, чтоона представляет собой междисциплинарную отрасль знания. В состав ее «близкихи дальних родственников» включают многие научные дисциплины: социологию,лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается «родительскихдисциплин» этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разныхстранах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой— психология. (5)
Этнопсихология и этнография
Традиционно теснейшая связь этнопсихология имеет с этнографией. Ведьвозле источников этнопсихологии стояли не психологи, а этнографы, которые и предложиливыделить один из ее разделов -психическую этнографию, то есть изучениеинтеллектуальных способностей народа, силу
воли и характер, чувство достоинства. Итак, этнопсихологию и этнографиюобъединяет объект исследования — этнические сообщества, но этнография изучаетбыт и культуру народов, а этнопсихология исследует сознание этническихсообществ, закономерности ее формирования и функционирование.
Этнопсихология и антропология
Такая область этнической психологии, как психологическая антропологияблизкая по смыслу к социальной (культурной) антропологии, но последняя имеетсвою сферу исследования -человека как часть культуры, присущий определенномусообществу.
Этнопсихология и социальная психология
Некоторые исследователи рассматривают этнопсихологию как областьсоциальной психологии, поскольку эти науки близкие за объектом и предметомисследования. Социальная психология изучает процессы развития ифункционирование общественной психологии и социальных сообществ (больших ималых социальных групп), а этнопсихология — духовно-психологические чертыэтносов, их специфику и проявление во всех сферах деятельности и культуры.Выделение этнопсихологии из социальной психологии как научного направлениясвязано с особым интересом к этническому сознанию и идентичности в социальныхотношениях общества.
Этнопсихология и социология
Этнические сообщества, поскольку они являются социальными сообществами,изучает и социология Однако в подходах к этническому сознанию в социологии иэтнопсихологии много общего, в частности, они пользуются похожими методамиисследования.
Этнопсихология и культурология
Культурологические исследования тесно связанные с этнографическиманализом культуры, с разработкой ее этнических проблем. Эта ветвиэтнопсихологии изучает язык, быт, архитектуру, творчество, а также религиюразных этносов.
Этнопсихология и фольклористика
Безоговорочная связь этнопсихологии и с фольклористикой. Еслифольклористика изучает фольклор разных народов вообще, то этнопсихологияуделяет внимание архетипам, которые зафиксированы в фольклоре.
Этнопсихология и история
И в конце концов, из истории этнопсихология берет материал о зарождении,развитии, а также исчезновение или ассимиляцию определенных этнических групп:наций, национальностей, народностей.
Этнопсихология и экологическая психология
На протяжении продолжительного времени ученые исследуют влияние экологиина этническую психологию. Так, существует много работ, где показано, какокружающая среду (природа, архитектура) влияет на формирование менталитета тойили другой нацийОсновные ветви, разделы этнопсихологии
В мировойнауке этнопсихология в XX веке получила значительное развитие. В результатеразобщенности исследователей даже возникло двеэтнопсихологии: этнологическая, которую в наши дничаще всего называют психологической антропологией, и психологическая,для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология. Различияв их исследовательских подходах можно постичь, используя старую философскуюоппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic и etic. Эти не переводимые на русский язык термины образованы американскимлингвистом К. Пайком по аналогии с фонетикой, изучающей звуки, имеющиеся вовсех языках, и фонемикой, изучающей звуки, специфичные для одного языка. Вдальнейшем во всех гуманитарных науках emic стали называтькультурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, a etic –универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход. Эти терминыупотребляются и для обозначения двух подходов в этнопсихологии, по-разномуизучающих психологические переменные, обусловленные культурой. (6)
Можноперечислить основные особенности emic подхода в любой науке, изучающейкакие-либо компоненты культуры:
• изучаетсятолько одна культура со стремлением ее понять;
• используютсяспецифичные для культуры единицы анализа и термины носителей культуры; книги,написанные с этих позиций, как правило, даже содержат словарь основных понятийна языке изучаемой культуры;
• любыеэлементы культуры, будь то жилище или способы социализации детей, изучаются сточки зрения участника (изнутри системы).
• структураисследования постепенно раскрывается ученому, который заранее не может знать,какие единицы анализа он будет использовать. (7)
Предметомпсихологической антропологии, опирающейся на emic подход, являютсясистематические связи между психологическими переменными, т.е. внутренним миромчеловека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Этововсе не означает, что культура не сравнивается с другими, но сравненияделаются лишь после ее досконального изучения, проведенного, как правило, вполевых условиях.
В настоящеевремя главные достижения в этнопсихологии связаны именно с этим подходом. Но онимеет и серьезные недостатки, так как существует постоянная опасность, чтобессознательно собственная культура исследователя окажется для него стандартомдля сравнения. Всегда остается вопрос, может ли он столь глубоко погрузиться вчужую, часто очень отличающуюся от его собственной, культуру, чтобы понять ее идать безошибочное или хотя бы адекватное описание присущих ей особенностей.
Этот подходочень уязвим при сравнении двух или нескольких культур из-за уникальности ихкультурно-специфичных элементов.
Основныеособенности eticподхода:
• изучаютсядве или несколько культур со стремлением объяснить межкультурные различия имежкультурное сходство;
• используютсяединицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурноговлияния;
• исследовательзанимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры;
• структураисследования и категории для ее описания, а также гипотезы конструируютсяученым заранее www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/stef/02.php- _ftn2#_ftn2.
Предметсравнительно-культурной психологии, опирающейся на etic подход, – изучение сходства и различийпсихологических переменных в различных культурах и этнических общностях.(8)
Хотя в этомслучае используются «объективные» методы (психологические тесты,стандартизованные интервью, контент-анализ содержания продуктов культуры –мифов, сказок, газетных публикаций), считающиеся свободными от влияниякультуры, исследователи сталкиваются с большими трудностями при попыткеизбежать грубых субъективных ошибок. Многие культуронтропологи крайне негативноотносятся к сравнительно-культурным исследованиям, утверждая, что невозможнонайти адекватные показатели для сравнения, так как каждая культура представляетсобой замкнутый и уникальный мир. Но и сами психологи часто не удовлетворенырезультатами уже проведенных сравнительно-культурных исследований.
В психологическихсравнительно-культурных исследованиях, выделив универсальные ( etic ) категории,необходимо проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic ) методов и только затем сравнивать, используя etic подход.Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов иэтнологов, а следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии. Покаединой науки не
существует,хотя и наметилось сближение специалистов в двух областях.
Если иметь ввиду будущее этнопсихологии, ее спецификуможно обозначить как изучение систематических связей между психологическими икультурными переменными при сравнении этнических общностей. (9)
Давая такоеопределение, мы не совсем правы, так как забываем о третьей, стоящей несколькоособняком, ветви этнопсихологии – психологии межэтнических отношений. Ав современном мире, в социальном контексте непрекращающихся межэтническихконфликтов именно этот раздел этнопсихологии требует к себе самого пристальноговнимания.
Особоеположение психологии межэтнических отношений связано с тем, что три разделаэтнопсихологии в разной степени связаны с одной из родительских дисциплин –психологией. Психологическая антропология только используетпсихологические понятия и методы, следовательно, связана с ней косвенно. Сравнительно-культурныеисследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общаяпсихология изучает особенности восприятия, памяти, мышления у разных народов;индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастнаяпсихология – методы воспитания детей. Особое место занимает социальнаяпсихология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведенияиндивидов, обусловленные их включенностью в этнические общности, но ипсихологические характеристики самих этих общностей.
Что касается психологиимежэтнических отношений, то она является составной частью социальнойпсихологии и косвенно связана с культурантропологией. Зато кроме психологии унее есть еще одна
«родительская»дисциплина – социология. Это проистекает из-за маргинальности проблемымежгрупповых отношений, ее сильной включенности в систему социологическихзнаний.
Именно этаветвь этнопсихологии должна привлечь к себе особое внимание психологов в связис обострением межэтнической напряженности на территории бывшего СССР, именноона включена в социальную и политическую проблематику общества. В существующемсоциальном контексте не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальныеработники, представители многих других профессий по мере сил должныспособствовать оптимизации межэтнических отношений, хотя бы на бытовом уровне.Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не толькоразбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знаниепсихологических различий между представителями разных этносов и их связей скультурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровнеобщества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов,которые могут мешать налаживанию отношений между ними, специалист-практик можетвыполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы ихурегулирования. (10)
/>/>/>Заключение
Можно сделать вывод, чтоименно этнопсихология должна привлечь к себе особое внимание психологов в связис обострением межэтнической напряженности на территории РФ, именно она включенав социальную и политическую проблематику общества.
В существующем социальномконтексте не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальныеработники, представители многих других профессий по мере сил должныспособствовать оптимизации межэтнических отношений, хотя бы на бытовом уровне.Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не толькоразбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знаниепсихологических различий между представителями разных этносов и их связей скультурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровнеобщества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов,которые могут мешать налаживанию отношений между ними, специалист-практик можетвыполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы ихурегулирования.
Этнопсихологическаяпроблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбесоциальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и будущее этойдисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблемэтнопсихологического характера. Этнопсихология внесла огромный вклад восмысление социально-психологических механизмов жизнедеятельности групп.
Список использованной литературы
этническаяпсихология социальная
1. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. — М., 1996.
2. Баронин А. С. Этническаяпсихология. – Киев. Тандем. 2000.
3. Вундт В. Проблемы психологиинародов.- СПб. 2001.
4. Гумилев Л.Н. Этносфера: Историялюдей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
5. Крысько В.Г., Саракуев Э.А.Введение в этнопсихологию. — М., 1996.
6. Лебедева Н.М. Введение вэтническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
7. Пименов В.В. Этнология: предметнаяобласть, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова,В. В. Пименова. М.: Наука, 1994.
8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. –М. 2006.
9. Шпет Г.Г. Введение в этническуюпсихологию. — СПб., 1996.
10. “Социальная психология”.Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой, изд-во “Аспект Пресс”, Москва, 2000
11. Материалы с сайтаhttp://www.gumer.info/
Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Академия naba (nuova accademia di belle arti milano) и академия domus милан, Италия Летние краткосрочные курсы
Реферат Роль В.Ф. Одоевского в русском романтизме ХІХ века
Реферат Брачно-семейные отношения в международном частном праве
Реферат Ветеринарные требования к содержанию и кормлению птиц
Реферат А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова
Реферат «Громадянська освіта учнів» Актуальність досвіду
Реферат Самоорганизующаяся Вселенная
Реферат Иноязычные слова
Реферат Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками выполненная по материалам ЗАО Красноярский ДОК
Реферат Методологическая функция философии в научном познании
Реферат Богдинско-Баскунчакский заповедник
Реферат Аккредитованные при сро нп «Объединение строителей спб» консалтинговые компании
Реферат Абрамов Федор Собрание сочинений: в 6 т.: т. – Л., 1991. – С. 239-264
Реферат Гигиеническое значение атмосферного воздуха
Реферат The Fires Of Jubilee Essay Research Paper