План
Введение.
1. Историческое развитие сознания у человека.
2. Развитие и обучение.
3. Развитиесознания ребенка.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитиечеловеческого мозга. Но сам мозг человека и вообще его природные особенности –продукт исторического развития. В процессе становления человека отчетливовыступает основной закон исторического развития человеческого сознания.Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитиепсихики у животных, заключается в положении об единстве строения и функции. Наоснове изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается,функционируя; его психика формируется в процессе его жизнедеятельности.Основной закон исторического развития психики, сознание человека заключается вто, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам;порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытиеочеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует,развивает свою собственную психическую природу. Основной принцип развития –единство строения и функции – получает применительно к историческому развитиюпсихики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма:труд создал самого человека; он создал и его сознание. В процессе созиданиякультуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись, нои формировались. Необходимые для создания человеческой – материальной идуховной – культуры высшие формы человеческой специфики человеческих формтрудовой деятельности, сознание является и ее продуктом.
1.Историческое развитие сознания у человека.
Началочеловеческой истории означает качественно новую ступень развития, кореннымобразом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живыхсуществ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики,коренным образом отличные от психики животных, — сознание человека.Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может бытьправильно объяснено в зависимости от его материальной основы, в связи спроцессом становления человека как исторического существа.
Развитие все более совершенных чувств былонеразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областейв мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, аразвитие все более совершенных движений – с развитием все болеедифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольныедвижения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека исоответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, чтособственно сенсорные и моторные зоны, т.е. так называемые проекционные зоны вкоре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторнымиаппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получилизоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционныецентры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которыхпорождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитиеполучает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высшихинтеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людейпреобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннеголевого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психическихфункций, в частности центры речи. Благодаря речи индивидуальное сознаниекаждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями,питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знаниявсех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, даломощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие мозгасоздало новые возможности для развития его сознания. Эти возможностирасширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессевоздействия на окружавшую его природу все новые ее стороны.
Развитиевнешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественноготруда, с развитием техники изготовления и применения орудий, с развитиемобщества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодарякоторой они изменяют окружающую их природу, изменяется и их собственнаяприрода. Изменяется их природа – и физическая, и психическая. Словом из Homoneandertalensisформируется Homosapiens– человек с темиморфологическими чертами, которые в основном характеризуют современных людей, иэто уже подлинная история со сменой эпох, которые недаром обозначают каккаменный, медный, бронзовый, железный век. За ними следуют уже историческиевремена, определяемые датами, хронологией.
2. Развитие и обучение.
Будучиисторическим существом, человек вместе с тем и даже прежде всего, естественносущество: он – организм, который носит специфические черты человеческойприроды. И для психического развития человека существенно, что он рождается счеловеческим мозгом, что, появляясь на свет, он приносит с собой это,полученное от предков, наследство, которое открывает ему широкие возможностидля человеческого развития. Они реализуются и, реализуются, развиваются иизменяются по мере того, как человек осваивает в ходе обучения и воспитания то,что создано в результате исторического развития человечества, — продуктыматериальной и духовной культуры, науку, искусство. Естественные природныеособенности человека тем именно и отличаются, что они открывают возможностиисторического развития. Впроцессе индивидуального развития известную роль, очевидно, играет созревание,не менее очевидно, что определенную роль в нем играет и обучение. Весь вопросзаключается в том, чтобы правильно определить их взаимоотношения. Ключ кразрешению этого вопроса в положении, красной нити проходящей через всю нашутрактовку развития психики: психические функции формируются в процессефункционирования и существенно зависят от того объективного содержания, накотором они формируются. У ребенка это функционирование неразрывно связано сосвоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществесистемы межлюдных отношений. Освоение содержания культуры совершается впроцессе обучения: освоение систем межлюдных отношений того коллектива, ккоторому принадлежит данный индивид, — в процессе воспитания, неразрывносвязанного с обучением. Конкретное исследование развития наблюдения, мышления,речи и т. д. Показывает, что стадии, или ступени, умственного развития ребенка,выражающиеся в формах наблюдения, речи, мышления, зависят от содержания,которым в ходе обучения овладевает ребенок, и от формы общения, в частностипедагогического воздействия, в условиях которого это развитие совершается.
Ребенокне созревает и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь иобучаясь, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры,которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, аразвивается. Воспитываясь и обучаясь, т.е. само созревание и развитие ребенкапроисходит в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но исовершается. Организм развивается, функционируя; человек – взрослый –развивается трудясь; ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этомзаключается основной закон психического развития ребенка.
Единстворазвития и обучения, развития и воспитания означает, что эти процессывключаются как взаимозависимые и взаимопроникающие стороны, как звенья в единыйпроцесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Развитие нетолько обуславливает обучение и воспитание, но и само обусловлено ими. Обучениене только надстраивается над развитием, по мере того как созревание создаетготовность для него, но и само обуславливает ход созревания и развития. В ходеобучения способности ребенка не только проявляются, но и формируются; точно также как черты его характера не только проявляются, но и формируются в поведенииребенка, складывающемся и изменяющемся в ходы воспитания. Психические свойстваребенка не только предпосылка, но и результат всего хода его развития,совершающегося в процессе воспитания и обучения. В этих положениях заложенаоснова для подлинно позитивного и принципиального преодоления господствующего втрадиционной психологии детства учения о развитии.
Длятого чтобы полно и правильно реализовать положение о единстве развития иобучения, необходимо учесть, что существуют два способа научения. Учение какособая деятельность, специально направленная на научение как свою прямую цель,- лишь один из них. Научение получается наряду с этим и в качестве результата –а не цели – деятельности, непосредственно направленной на другую цель. Учение втаком случае является не особой преднамеренной деятельностью, а компонентомдругой деятельности, в которую процесс научения включен. Этот второй способнепроизвольного научения, включенного в деятельность, для которой научениевыступает в качестве результата, а не цели, является исторически первичным.Лишь затем из деятельности, направленной, как на свою цель, на удовлетворениепрямых жизненных потребностей человека, выделяется специальная учебнаядеятельность, для которой научение является не только результатом, но и прямойцелью. При этом и далее, чем более жизненный характер имеют те или иные знанияи умения, тем более овладение ими вплетено в жизненно мотивированнуюдеятельность, непосредственно на овладение этими знаниями и умениями.
Развитиесовершается в единстве с научением в целом, осуществляющимся как одним, так идругим путем, а не только учением в более узком смысле этого слова. Более того,в самом раннем возрасте учения вообще еще не существует; вместе с тем в годы,когда человек вообще еще только формируется, у ребенка вся деятельность имеетсвоим результатом научение, овладение новыми знаниями, умениями, формамиповедения. Поэтому положение, согласно которому ребенок развивается, обучаясь ивоспитываясь, фактически «объемно» совпадает с положением о развитии ребенка впроцессе его деятельности. Оно дополнительно лишь подчеркивает в качествеспецифических особенностей этой деятельности то, что объективно важнейшим еерезультатом является совершающееся в ходе этой деятельности овладение новымизнаниями и умениями и что совершается оно под направляющим педагогическимруководством взрослых.
В конечном счете положение о единстве развития и обучения,развития и воспитания раскрывается в своем психологическом содержании какутверждение о взаимосвязи и взаимообусловленности развития личностных свойствиндивида и деятельности, в ходе которой он овладевает новыми знаниями, умениямии формами взаимоотношений. Формирующиеся в ходе развития на основе задатков какпредпосылок развития личностные свойства ребенка, его способности ихарактерологические особенности являются не только предпосылкой, но ирезультатом его деятельности; их развитие в ходе ее не только проявляется, но исовершается. Определенный уровень развития способностей ребенка, например егомышления, открывает ему известные, более или менее широкие, возможности дляовладения сложившейся в ходе исторического развития системой научного знания.По мере того как возможности, открывающиеся в результате данного, достигнутогоребенком уровня развития, реализуются, мышление ребенка переходит на следующий,высший уровень развития, открывающий в свою очередь новые, более широкие,возможности для дальнейшего продвижения. Ум ребенка формируется по мере того,как в процессе наблюдения и осмысления действительности, в свете знаний,которые он осваивает, развивается и формируется его умственная деятельность. Вболее или менее аморфной сначала интеллектуальной деятельности постепеннооформляется все более обширный и слаженный аппарат различных мыслительныхопераций. Повседневно функционируя, они отрабатываются, шлифуются изакрепляются.
То же с характером.Характер формируется в практической жизни, в действиях и поступках, так же какум образуется теоретической жизнью, умственной деятельностью. Врожденныеособенности типа нервной системы и темперамента, которые включатся в характер вкачестве его предпосылки и при этом преобразуются в нем, с точки зрениясобственно характерологических свойств еще очень многозначны. Характерскладывается в целенаправленной деятельности – различной на разных этапах, вкоторой ребенок приучается для осуществления цели преодолевать трудности.Работа над характером начинается в повседневной практической деятельности; онавключает завязывающуюся вокруг действий и поступков внутреннюю работу учетасвоих удач и неудач, опыта организации своих сил и их применения для достижениясвоих целей – своеобразной тактики и стратегии, которыми каждый человек долженовладеть в ходе повседневной практической деятельности. Сильный, деятельныйхарактер формируется в деятельной жизни. По мере того как складываютсяхарактерологические черты ребенка, они определяют его поступки. Обусловливаямотивы, которые движут им; но сами они в свою очередь в этих же мотивахзарождаются. Всякий мотив – это в потенции черта характера; реализуясь вдействиях и поступках и таким образом закрепляясь, мотивы поведения, по меретого как они начинают определять более или менее устойчивый образ действий,переходят в характерологические свойства.
Такимобразом, развитие личностных психических свойств совершается в процесседеятельности, целью которой является разрешение встающих перед ребенкомконкретных жизненных (и учебных) задач. Поэтому там, где при воспитании исамовоспитании результатом, подлежащим достижению, является самое развитие иформирование личностных психических свойств, этот результат может и должендостигаться в деятельности, направленной непосредственно на разрешение встающихперед подрастающим человеком жизненных задач, не превращаясь в отдельную,заслоняющую их, цель. Так, воспитание у себя сильной воли это не цель, котораядолжна быть осуществлена каким-то особым действием, специально преднамереннонаправленным именно на эту цель как таковую. Ее осуществление должно являться восновном прежде всего результатом жизненных дел и действий, непосредственнонаправленных на совсем другие цели – на надлежащее и неукоснительное разрешениетех обычных дел и задач, которые изо дня в день ставит перед каждым жизнь.Пусть человек разрешает каждое из этих дел со всем тем пылом, собранностью инастойчивостью, которой оно от него требует, и тем самым он сделает как раз то,что нужно для того, чтобы у него сформировалась воля. Волевые, как и вообще всепсихические, свойства личности, проявляются, вместе с тем и формируются.
Вдействительности люди сами изменяют среду или по крайне мере в их властисделать это. Путь развития, для которого наследственность дает относительноэластичные возможности, определяется сознательной деятельностью человека впроцессе воспитания и обучения и общественной практики. Человек не толькообъект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю природу,изменяет свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение. Иразвитие человека является в конце концов не чем иным, как становлениемличности – активного и сознательного субъекта человеческой истории. Ее развитиеявляется не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а«самодвижением» субъекта, включенного в многообразие взаимоотношений сокружающим.
Когдамы говорим о ведущей роли обучения в процессе психического, в частностиумственного, развития ребенка, речь идет о процессе, в котором ребеноквыступает не только объектом, но и субъектом, в процессе обучения – подруководством взрослых – активно осваивающим достояния материальной и духовнойкультуры. «Движущие силы» развития личности заключены в этой деятельности – вовнутренних противоречиях между формами все более сознательной деятельностиребенка на уже достигнутом уровне развития и тем новым содержанием, которым онаобладает. В ходе этой деятельности развитие ребенка не только проявляется, но исовершается.
Определяяобраз жизни детей по-разному для младенца и преддошкольника, для дошкольника ишкольника, взрослые, очевидно, считают и должны считаться с объективнымиусловиями, в число которых в единстве с внешними условиями входят и внутренние,в частности физиологические, связанные с созреванием ребенка. С другой стороны,само созревание, та или иная степень зрелости уже предполагает определенныйобраз жизни, определенные внешние требования и условия, которыми эта зрелостьопределяется; вне отношения к этим внешним условиям зрелости, созреваниеутрачивает свое внутреннее содержание. Таким образом, в развитии ребенка нетместа для внешних по отношению друг к другу факторов. Оно определяетсяединством внутренних и внешних условий, данных во внутренней связи ивзаимопроникновении.
Разныеформы существования обусловливают различия на разных этапах развития основныхвидов деятельности практической и познавательной, «теоретической»:преобладающую роль сначала игровой, затем учебной и наконец трудовойдеятельности, каждая из которых характерна для разных ступеней индивидуальногоразвития. Различие основных видов деятельности означает различие отношения кокружающему, которым характеризуется сознание подрастающего человека в целом.
Каждыйиз этих типов отношений, выражаясь прежде всего в различной мотивациидеятельности, обуславливает различия всех сторон психики – особенностивосприятия, работы памяти, внимания и т.д. В свою очередь, конечно, и обратно:сдвиги в восприятии, мышлении, внимании и т.д. влияют на общее развитиеличности в целом. Возникает вопрос: что в этом взаимодействии являетсяосновным, ведущем, определяющим. В основном у человека не потому те или иныеинтересы, отношение к окружающему, что у него так или иначе функционируетвнимание, а, наоборот, у него так-то работает, на то или иное направляетсявнимание потому, что у него такое-то отношение к окружающему. Основным,ведущим, определяющим является общее отношение к окружающему, характеризующееличность, ее сознание в целом.
3. Развитие сознания у ребенка.
Путь индивидуального развития человекапредставляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историюзамечательнейших превращений, каких можно себе представить человеческая мысль.
Основнымсодержанием психического развития ребенка является все более глубокое отражениедействительности – отражение активное, чтобы проникнуть в их сущность, охватитьтенденцию их развития, которое познает действительность, изменяя ее, иизменяет, познавая. Со все более разнообразной деятельностью связанаисполненная напряжения эмоциональная внутренняя жизнь. Все более глубокоедейственное и познавательное проникновение в действительность на одном плане суглублением и расширением внутренней жизни личности.
Впроцессе этого развития неоднократно перестраивается вся личность подрастающегочеловека, по мере того как накопление количественных изменений приводит ккоренному качественному изменению основных ее свойств, формирующихся ипроявляющихся во взаимоотношениях личности с окружающим миром – в изменяющихсяформах деятельности и взаимоотношениях с людьми.
Впонимании взаимоотношения последовательных этапов или ступеней психическогоразвития друг другу противостоят у ряда авторов две противоположные, но равнонесостоятельные концепции. Одна, господствующая, рассматривает все психическоеразвитие ребенка как единый однородный процесс, в котором не выделяются никакиекачественно отличные стадии, поскольку на всем его протяжении лишьразвертываются задатки. Другая подчеркивает качественное своеобразие различныхступеней так, что их различия превращаются во внешние противоположности,лишенные внутреннего единства: нужно выйти из одной стадии или «структуры» длятого, чтобы войти во внешнюю ей другую. Каждая стадия понимается как толькопротивоположность последующей, а не одновременно и подготовительная к нейступень; ребенок противопоставляется взрослому; всякая преемственная связь между ними рвется. Таким образом, идя вобратном направлении, приходят к тому же результату – к упразднению подлинногоразвития, которое предполагает качественные преобразования внутри единства. Приэтом стадии развития превращаются в формальные структуры, зависящие только отвозраста, а не от реальных форм деятельности конкретного содержания, которым впроцессе своего развития – в ходе обучения и воспитания овладевает ребенок.
Вразрезс выше указанными точками зрения, в действительности психическое развитиечеловека с раннего возраста до зрелых лет протекает как единый процесс, внутрикоторого выделяются качественно различные ступени; каждая из этих ступенейподготавливает следующую. При анализе психического развития – развития воспитания,мышления, речи и т.д. – можно выделить такие качественно отличные ступени.Однако эти ступени не формальные структуры; они зависят не непосредственно отвозраста как такового, а от конкретного содержания, которым в процессе своегоразвития овладевает ребенок. Применительно к разному содержанию не толькоразные дети одного и того же возраста, но и один и тот же ребенок можетнаходиться на разных стадиях. Поэтому различные стадии не надстраиваютсявнешним образом одна на другую и не сменяют друг друга в раз навсегдапредопределенной последовательности. Различные стадии могут сосуществовать. Приэтом сосуществование образований различных уровней является не чем иным, каквыражением того факта, что процесс развития психики ребенка, как в каждомпроцессе развития, всегда имеются как отложившиеся в результате предшествующегоразвития уже отложившие формы, так и вновь нарождающиеся, передовые, выражающиепрогрессивные тенденции развития. Высшая стадия, или форма, мышления,восприятия и т.д. развиваясь и становясь господствующей, по большей части невытесняет, а перестраивает ранее развившиеся. Между ними образуетсямногообразные, сложнейшие, от одного конкретного случая к другому изменяющиесясоотношения, находящие себе выражение в широчайшей вариативности индивидуальногоразвития. В результате развития каждого конкретного ребенка может быть отличноне только по темпам, но и по конкретному пути, которым оно идет.
Возрасти возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе какпроявление, как момент различных фаз жизни человека. «Онтогенез» человека – этожизненный путь личности, процесс индивидуального развития. У каждого ребенкасвой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разнымитемпами, но и проходят индивидуально различные ступени развития. Каждая ступеньразвития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении иединичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированностипути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности,знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развитияребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастныхстандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психическогоразвития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, вединстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чемпроцессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, темзначительнее индивидуальные различия.
Заключение.
Изучаяпроцесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя в немразличные этапы – младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших,средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что этовсе звенья единой цепи, единого процесса становления человека. Подросток,например, — это ребенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитииподрастающего человека – это и ступень, и переход от одной ступени к другой.Возрастные характеристики заключаются для нас не в статических срезах, а встержневых, узловых изменениях, характерных для нашего данного периода.
Конкретно онтогенетическое развитие каждогочеловека совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальныйжизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. Помере этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитаниясодержанием культуры и затем в своей трудовой деятельности действительность,изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием даннойличности, сохраняется и определенная преемственность. В силу этого в самомпроцессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с раннихсравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерный для данногочеловека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностьюсохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательнойжизни.
В итогеразвития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется личность – субъектпрактической и теоретической деятельности.
Списоклитературы
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: изд. «Питер», 2002г.
2. МарцинковскаяТ.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. Заведений. – М.: изд.Центр «Академия», 2002г.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.:изд. «Питер», 2002г.