ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: МЫШЛЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ
Жизнь человека постоянноставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение такихпроблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей насдействительности есть ещё много неизвестного, непонятного, непредвиденного,скрытого, требующего всё более глубокого познания мира, открытия в нём всёновых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселеннаябесконечна и бесконечен процесс её познания. Мышление всегда устремлено в этибескрайные глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множествооткрытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, ане для человечества). Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательнооткрывает для себя что-то новое.
Мышление – это социальнообусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков иоткрытия существенного нового, процесс опосредствованного и обобщённогоотражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает наоснове практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит заего пределы.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ
Познавательная деятельностьначинается с ощущений и восприятий. Любое, даже развитое мышление всегдасохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями ипредставлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает толькоиз одного источника – из чувственного познания. Через ощущения и восприятиямышления непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессепрактического преобразования природы и общества.
Та чувственная картина мира,которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но не достаточнадля его глубокого, всестороннего познания. В этой чувственной картиненепосредственно наблюдаемой нами действительности почти не расчлененысложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений и т.д., их причини следствий, взаимопереходов друг в друга. Распутать этот клубок зависимостей исвязей, который выступает в нашем восприятии во всей своей красочности инепосредственности, просто невозможно с помощью одной лишь чувственногопознания. Например, ощущения тепла, которое даёт рука, прикасающаяся ккакому-либо предмету, неоднозначно характеризует тепловое состояние последнего.Это ощущение определяется, во-первых,тепловым состоянием данного предмета и, во-вторых, состоянием самого человека(во втором случае всё зависит от того, к каким телам – более тёплом или болеехолодным – прикасался перед тем человек). Уже в этом простейшем примере обеуказанные зависимости выступают для чувственного познания как однонерасчленённое целое. В восприятии дан лишь общий, суммарный результатвзаимодействия субъекта (человека) с познаваемым объектом. Но чтобы жить идействовать, надо, прежде всего, знать, каковы предметы сами по себе, т.е.объективно, независимо от того, какими они воспринимаются человеком, и вообщенезависимо от того, познаются они или нет.
Поскольку в рамках только чувственногопознания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный непосредственныйэффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом, необходим переход отощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее,более глубокое познание внешнего мира. В результате удаётся расчленить,распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.
Воспользуемся простейшимпримером с определением теплового состояния тела. Благодаря мышлению становитсявозможным как бы отделить, абстрагировать друг от друга каждую из двухуказанных зависимостей. Это достигается путём опосредствованного познания.Зависимость от состояния человека, выясняющего теплового состояние предмета,просто исключается, поскольку температуру предмета можно измерить опосредствовано – с помощью термометра,а не непосредственно – через тепловые ощущения руки, прикасающейся к нему. Врезультате чувственный образ предмета однозначно определяется теперь толькосамим предметом, т.е. объективно. Так действует абстрактное, отвлечённое,опосредствованное мышление, которое как бы отвлекается от одних свойств объектадля того, чтобы глубже познать другие его свойства.
В процессе мышления, используяданные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е.начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения,которые непосредственно вовсе не даныв восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физикиизучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощьюсамого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно невоспринимаются: их нельзя видеть – о них можно только мыслить. Благодаряабстрактному, отвлечённому, опосредствованному мышлению удалось доказать, чтотакие невидимые элементарные частицы всё же существуют в действительности иобладают определёнными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемыхчастиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не приятным, т.е.опосредствованным, путём.
Таким образом, мышлениеначинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильнымчувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работуощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. Мы легкоможем понять, например, что межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50000километров в секунду, будет перемещаться к далёкой звезде в шесть раз медленнее,чем луч света, тогда как непосредственно воспринять или представить разницу вскорости тел, движущихся со скоростью 300000 километров в секунду и 50000километров в секунду, мы не в состоянии. В реальной познавательной деятельностикаждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно вдругое и взаимообуславливают друг друга.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Для мыслительной деятельностичеловека существенна её взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и сязыком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий междучеловеческой психикой и психикой животных. Элементарное, примитивное мышлениеживотных всегда остаётся лишь наглядно-действенным; оно не может бытьотвлечённым, опосредствованным познанием. Оно связано лишь непосредственновоспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазамиживотного, и не выходят за пределы наглядно-действенного плана.
Только с появлением речистановится возможным «отделить» от познаваемого объекта то или иное его свойстваи закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове.Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, только в которой онаи становится непосредственной действительностью для других людей и для нассамих. Человеческое мышление, в каких быформах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникаети развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продуманата или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной иписьменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачиваетсясловесная формулировка какой-то мысли, тем отчётливее и понятнее становитсясама эта мысль.
Специальные наблюдения в ходепсихологических экспериментов показывают, что некоторые школьники и дажевзрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока несформулируют свои рассуждения в слух. Когда же решающие начинают специально ивсё более чётко формулировать, проговаривать одно за другим основныерассуждения (пусть вначале даже явно ошибочные), то такое думанье вслух обычнооблегчает решение задачи. Формулируя свои размышления вслух для других, человектем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление,фиксирование мысли в словах означает чтение мысли, помогает задержать вниманиена различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому еёпониманию. Благодаря этому и становится возможным развёрнутое,последовательное, систематическое рассуждение, т.е. чёткое и правильноесопоставление всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.
В слове, о формулированиимысли заключены, таким образом, важнейшие необходимые предпосылкидискурсивного, т.е. рассуждающего логически расчленённого и осознанногомышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и неугасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке,устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случаенеобходимости снова вернуться к этой мысли, ещё вернуться к этой мысли, ещёглубже её придумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другимимыслями. Формулирование мыслей и речевом процессе является важнейшим условиемих формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемаявнутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как быразговаривая только с собой.
Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано сязыком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словеснойоболочке.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА МЫШЛЕНИЯ
Органическая, неразрывнаясвязь мышления с языком отчётливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познаниенеобходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходечеловеческой истории. Эта историческая преемственность знаний возможна лишь вслучае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека кдругому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех основных результатовпознания осуществляется с помощью языка – в книгах, журналах и т.д. Во всёмэтом наглядно проявляется социальная природа человеческого мышления. Умственноеразвитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний,выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития научного знания,результаты которого каждый индивид осваивает в ходе обучения. Фактически этообщение человека с человечеством.
В течение всего периодашкольного обучения перед ребёнком выступает уже готовая, сложившаяся, известнаясистема знаний, понятий и т.д., открытых и выработанных человеком в ходе всейпредшествующей истории. Но то, что известно человечеству и не является для негоновым, неизбежно оказывается вначале неизвестным и новым для каждого ребёнка.Поэтому усвоение всего исторически накопленного богатства знаний требует отребёнка больших умственных усилий, серьёзной творческой работы, хотя онусваивает уже готовую систему понятий, причём осваивает под руководствомвзрослых. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известныечеловечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот,предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначеусвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.Таким образом, мыслительная деятельность – необходима снова и для усвоениязнаний (например, детьми), и для добывания совсем новых знаний (прежде всегоучёными) в ходе исторического развития человечества.
ЛОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
В процессеобщественно-исторического развития познания и преобразования природы и обществавырабатываются, развиваются и систематизируются научные знания. Иначе говоря,возникает и непрерывно возрастает совокупность зафиксированных с помощью языкаосновных достижений и результатов познания, сложившихся в систему науки – физики, химии, биологии,социологии, психологии и т.д. Этоисторическое развитие познания и возникающая в итоге система научных знаний составляютпредмет теории познания, т.е. гносеологии как части философии и логики.Теория познания как философская дисциплина исследует наиболее общие закономерности всей познавательной деятельности.Например, она исследует возникновение и развитие в ходе человеческой историитаких категорий, как «бытие», «материя», «сознание», «качество», «количество».На основе философских, предельно общих принципов теории познания человеческоемышление изучается двумя взаимодополняющими конкретными, частными науками –формальной логикой и психологией.
Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения.
Понятиеесть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные(специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие « человек » входят такие весьмасущественные признаки, как трудовая деятельность, членораздельная речь. Всё этоотличает людей от животных. Содержание понятий раскрывается в суждениях,которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух илипро себя.
Суждение– это отражение связей между предметами и явлениями действительностиили между их свойствами и признаками.Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются», — выражает связьмежду изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом,различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями кого-то о чём-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениямидействительности. Например, когда мы говорим: «Земля вращается вокруг солнца»,мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространствемежду двумя небесными телами.
Суждение бывают общими, частными и единичными.В общих суждениях что-либоутверждается (или отрицается) относительновсех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышатжабрами». В частных сужденияхутверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например:«Некоторые студенты- отличники»; в единичныхсуждениях – только к одному, например:«Этот ученик плохо выучил урок».
Суждения образуются двумя основными способами:1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2)опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мывидим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение:«Этот стол коричневый». Во втором случае с помощью рассуждения из однихсуждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого империодического закона чисто теоретически,лишь с помощью умозаключений вывели предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химическихэлементов.
В такой производящий умозаключения,заключающейся в рассуждениях (и, в частности, предсказаниях) работе мыслинаиболее отчетливо проявляется ее опосредствованныйхарактер. Умозаключение, рассуждение – это и есть основная формаопосредствованного познания действительности. Например, если известно, что «всесланцы горючи» (первое суждение) и что «данное вещество является сланцем»(второе суждение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что «данноевещество горюче» (третье суждение выведено из первых двух). Причем уже нетребуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверкеэтого вывода. Следовательно, умозаключение-этотакая связь между мыслями (понятиями), в результате которой из одного илинескольких суждений мы получаем другое суждение исходных суждений.
Исходные суждения, из которых выводится, извлекаетсядругое суждение, называют посылкамиумозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующиесуждения: «Все сланцы горючи» (общая, или большая посылка).
Простейшей и типичной формой вывода на основечастной и общей посылок является силлогизм.Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: «Все металлы –электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно».
На основе подобных способов и формулрассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения,которыми пользуется человек в своей мыслительной деятельности. По мере такогосопоставления осуществляется проверка всех основных мыслей, возникающих впроцессе обдумывания постепенно решаемой задачи. Истинность, правильностькаждой мысли становится тогда строго обоснованной и доказательной. По существу,весь процесс доказательства (например, математической теоремы) строится, вконечном счете, как цепь силлогизмов, соотносящих друг с другом различныесуждения, понятия и т. Д.
Таким образом, силлогизм и все остальныелогические формы совершенно необходимы для нормального протекания мыслительнойдеятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным,убедительным, непротиворечивым и, значит, правильно отражает объективную действительность. Поэтому формальная логика,специально исследующая такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение,тем самым изучает весьма существенные закономерности мыслительной деятельности.
Закономерности, изучаемыеформальной логикой, хотя и необходимы, но совершенно недостаточны для полного,глубокого, всестороннего объяснения человеческого мышления.
Предмет формальной логики – это не всемышление, а только одна его сторона, хотя, как мы видели, и весьма существенная(логические формы мышления). Формальная логика исследует как бы готовые,имеющиеся, уже возникшие мысли- понятия, суждения и т.д. – и устанавливаетопределенные соотношения (формулы) междуними. Силлогизм и является одним из примеров такого соотношения или такойформулы.
Формула силлогизма, как и всякая другаяформула формальной логики, не выражает процесс мышления, не указывает, какконкретно протекает процесс возникновения, и развития данной мысли. Например, всиллогизме вначале стоит обычно большая, т.е. общая посылка, затем следуетменьшая, т.е. частная посылка, и только потом делается вывод из обеих посылок.Но это не значит, конечно, что в живом, действительном, реальном процессемышления сначала появляется только общее положение (общее суждение) и лишьпотом возникает какое-то частное суждение. Общее и частное всегда выступают внеразрывной взаимосвязи. Более того, в реальном мышлении посылки силлогизма илилюбого другого умозаключения никогда не бывают сразу уже в готовом виде. Ихнадо выявлять, добывать, вычленять с помощью мышления.
Формальная логика, таким образом, отвлекается,абстрагируется от непосредственных условий возникновения и развития тех илииных мыслей. Она полностью отвлекается, в частности и от взаимосвязимышления с чувственным познанием.Иначе говоря, она вовсе не исследует, в отличие от психологии, как конкретновозникает и обогащается содержание нашего мышления на основе ощущений,восприятий и представлений. В логических формулах, например в силлогизме,соотносятся друг с другом уже как бы застывшие, законченные, полностью чётко идо конца сформулированные мысли, т.е. результаты, готовые продукты мышления.
Но есть ещё и другая, неменее существенная сторона мыслительной деятельности – сам мыслительныйпроцесс, в ходе и итоге которого у того или иного человека возникаютрезультаты, продукты мысли в виде понятий, суждений и т.д. Эта вторая, тожеочень важная сторона мышления изучается уже не формальной логикой, апсихологией. У каждого индивида, когда он думает (т.е. в ходе обучения иусвоения знаний, в ходе трудовой или игровой деятельности, в процессе общения сдругими людьми, во время размышления над какой-то задачей или прочитаннойкнигой, в процессе художественного и научного творчества), возникают иразвиваются новые мысли, догадки, предложения, замыслы, планы.
Психология изучает процессмышления индивида, т.е. она исследует, как и почему возникает и развивается таили иная мысль.
Таким образом, предмет логики – это соотношение междупознавательными результатами, продуктами, которые возникают в процессемышления; психология же изучает закономерности протекания мыслительногопроцесса, которые приводят к познавательным результатам, удовлетворяющимпотребности логики. И логика и психология исследуют одну и ту жепознавательную деятельность, но с разных сторон, в разных качествах: логикапреимущественно со стороны результатов (продуктов мышления – понятий, суждений,умозаключений), а психология со стороны процесса. Поскольку процесс мышления иего результаты (понятия, знания и т.д.) неразрывно взаимосвязаны и несуществуют друг без друга, психология и логика тесно связаны и дополняют однадругую в исследовании мышления.
МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС
Психологически исследоватьмышление как процесс, значит, изучать внутренние, скрытые причины, приводящие кобразованию тех или иных познавательных результатов. Таковыми результатами,продуктами мышления являются, например, следующие факты: решил или не решилзадачу данный ученик; возник или нет у него замысел, план решения, догадка;усвоил он или нет определённые знания, способы действия; сформировалось ли унего новое понятие и т.д. За всеми этими внешне выступающими фактами психологияпытается вскрыть внутренний мыслительный процесс, к ним приводящий. Тем самымона исследует внутренние, специфические причины, которые позволяют объяснить, ане только констатировать и описывать внешне выступающие психические явления исобытия. Психологическая наука исходит при этом из принципа детерминизма(принципа причинной обусловленности): внешние причины действуют черезвнутренние условия. Иначе говоря, например, любое педагогическое воздействиевлияет на человека не прямо и не посредственно, а опосредствованно –преломляясь через психическое состояние данного человека в зависимости от егочувств, мыслей и т.д.
Представим себе, чтонесколько учеников решают, каждый самостоятельно, одну и ту же задачу; наопределённом этапе мыслительного процесса учитель оказывает всем им некоторуюсовершенно одинаковую помощь, подсказывая одну из теорем, на которой основанорешение. Такая помощь извне, со стороны окажет не одинаковое, а различноевоздействие на каждого из учеников – в зависимости от того, насколько далеко онсам успел продвинуться вперёд в процессе обдумывания задачи, т.е. в зависимостиот внутренних условий его мышления. Чем дальше и быстрее продвинулся вперёдученик, чем глубже он успел осмыслить задачу, тем больше подготовлена почва дляиспользования подсказки, данной извне, тем в большей степени сформировалисьвнутренние условия для принятия помощи со стороны. И наоборот, чем меньшеученик продумал ту же задачу, тем труднее ему воспользоваться такой внешнейподсказкой и довести решение до конца. В начале он вообще не может подумать,что подсказываемая теорема, не имеет никакого отношения к делу, т.е. попростуне примет помощь со стороны, не сможет ею воспользоваться. Всё это и означает,что внешнее (педагогическое и др.)воздействие даёт тот или иной психический эффект, лишь преломляясь черезвнутренние условия. Факт не использования подсказки, помощи со стороны(которая оказалась бы, прямо указывает путь к решению) особенно отчётливообнаруживает наличие таких внутренних специфических условий и закономерностеймыслительного процесса.
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Процесс мышления – это,прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств,связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различныекомпоненты. Например, школьник на занятиях кружка юный техник, пытаясьпонять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяетотдельные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части.Так – в простейшем случае – он анализирует, расчленяет познаваемый объект.
В ходе анализа какого-либо предмета егосвойства, являются наиболее важными, значимыми, существенными, интересными,оказываются особо сильными раздражителями и потому выступают на передний план.Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения (прежде всего в кореголовного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциациюдругих свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Такимобразом, физиологической основой психического процесса анализа будетопределённое соотношения возбуждения и торможения в высших отделах головногомозга.
В отличие от анализа синтез предполагаетобъединение элементов в единое целое.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.Неразрывное единство между ними отчётливо выступает уже в познавательномпроцессе сравнения. На начальных этапах ознакомления с окружающим миромразличные объекты познаются, прежде всего, путём сравнения. Всякое сравнениедвух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения ихдруг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого синтетического актапроисходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. – выделение вних общего и различного. Например, ребёнок сравнивает между собой разныхпредставителей класса млекопитающих и с помощью учителя постепенно вычленяетнаиболее общие признаки этих животных. Так сравнение идёт к обобщению.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах – врезультате их анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различныхобъектов свойства бывают двух видов: 1)общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки. Например,можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами; в частности,можно объединить в одну группу в один класс общности цвета вишню, пион, кровь,сырое мясо, варёного рака и т.д. Однако это сходство (общность) между ними ещёникак не выражает действительно существенных свойств перечисленных примеров. Вданном случае сходство основано на чисто внешних, лишь очень поверхностных,несущественных признаках. Общения, которые делаются в результате такогоповерхностного, неглубокого анализа объектов, не имеют большой ценности и ктому же приводят к ошибкам. Обобщение, основанное на поверхностном анализечисто внешних свойств, например кита, заставляет сделать глубоко ошибочныйвывод о том, что кит – это не млекопитающее, а рыба. В данном случае сравнениеэтих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, нонесущественные (внешний вид, рыбообразная форма тела). И наоборот, когда врезультате анализа вычленяются общие свойства как существенные, становитсяясным, что кит относится не к рыбам, а к млекопитающим. Следовательно, всякое существенное свойство является вместес тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякоеобщее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общиесущественные признаки выделяются в ходе и в результате углублённого анализа исинтеза.
Закономерности анализа, синтеза и обобщениясуть основные внутренние, специфические закономерности мышления. На их основетолько и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительнойдеятельности. Так, учитель часто наблюдает, что ученик, решивший задачу илиусвоивший теорему, не может осуществить перенос, т.е. использовать это решениев других условиях, не может применить теорему для решения однотипных задач,если их содержание, чертёж и т.д. несколько видоизменены.
Например, учащийся только что доказавшийтеорему о сумме внутренних углов треугольника на чертеже с остроугольнымтреугольником, нередко оказывается не в состоянии провести то жедоказательство, если уже знакомый чертёжповернуть на 900или если ему дать чертёж с тупоугольнымтреугольником.
Часто описываемые и практическиочень важные факты такого рода требуют психологического объяснения. В качествеодной из причин переноса знаний из данной ситуации в другую выступает, прежде всего,варьирование (изменение) условий при предъявлении задачи. Если существенноварьировать условия задач, решение которых основано на одной и той де теореме,тогда состоится перенос решения из одной задачи в другую. И наоборот, безтакого варьирования перенос невозможен. Возникает впечатление, что переносзависит непосредственно от варьирования. Однако это ещё недостаточное, оченьповерхностное и не психологическое объяснение внешне наблюдаемого факта(переноса).
В самом деле, варьирование условий (чертежа ит.д.), в которых ученику предъявляется задача, — это действие не ученика, атолько учителя. Связывать перенос прямо с варьированием значит непосредственносоотносить внешнее, педагогическое воздействие (варьирование учителем основнойзадачи) лишь с результатом мыслительной деятельности учащихся, т.е. с внешнимфактом переноса или не переноса. О самом же процессе мышления ученика, овнутренних, специфических закономерностях его мыслительной деятельности,приводящей к этому внешнему результату, здесь ничего нельзя сказать. Какимобразом внутренние условия его мышления опосредствуют внешнее, педагогическоевоздействие, остаётся неизвестным. Тогда невозможно и целенаправленное обучениеребёнка, невозможно формирование его мышления.
В действительности варьирование условий задачипсихологически означает, что для мыслительной деятельности учащегося созданыблагоприятные предпосылки. Варьирование условий способствует тому, чтобы ученикосуществил анализ предложенной ему задачи, выделил в неё наиболее существенныекомпоненты и произвёл их обобщение. По мере того как он выделяет и обобщаетсущественные условия разных задач, он и совершает перенос решения из однойзадачи в другую, существенно сходною с первой. Так за внешней зависимостью«варьирование – перенос» выступает психологически раскрываемая, внутренняязависимость «анализ – обобщение». Внешне наблюдаемый результат (перенос)оказывается закономерным следствием внутреннего процесса мышления учащегося.Чтобы перенести решение одной задачи на другую, надо вскрыть то существеннообщее, что между ними имеется. Раскрытие этого общего принципа решения в результатеанализа обеих задач и является внутренним, психологическим уровнем переноса.
МОТИВАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ
Анализ и синтез, вообщемыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызваныкакими-то потребностями личности. Если нет потребности, нет и деятельности,которые они могли бы вызвать.
Изучая мышление, как и любой другойпсихический процесс, психологическая наука учитывает и в тои или иной степениспециально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данного человекавключиться в познавательную деятельность при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность ванализе, синтезе и т.д. (противоположность психологии формальная логикаабстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием,но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами,эмоциями). Мыслит, думает не само по себе «чистое» мышление, не сам по себемыслительный процесс как токовой, а человек, индивид, личность, обладающееопределёнными способностями, чувствами и потребностями. Не разрывая связьмыслительной деятельности с потребностями, отчётливо обнаруживает тот важнейшийфакт, что всякое мышление – это всегда мышление личности во всём богатстве и еёвзаимоотношение с природой, обществом, с другими людьми.
Исследуемые в психологии мотивы мышлениябывают двух видов: 1) специфическипознавательное и 2) не специфические.В первом случае побудителями и движущими силами в мыслительной деятельностислужат интересы и мотивы, в которых проявляется познавательные потребности(любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влияниемболее или менее внешних причин, а не в чисто познавательных интересах.Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над нейне из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что онбоится отстать от товарищей, и т.д. Но какой бы не была исходной мотивациямышления, по мере его осуществления начинает действовать и собственнопознавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь попринуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чистопознавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.
Таким образом, человек начинает мыслить подвлиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельностивозникают и развиваются всё более глубокие и сильные познавательныепотребности.
МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ И ЗАДАЧА
Мышление имеетцеленаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего,тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель,новая проблема, новые обстоятельства и условия жизни. Например, так бывает,когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием ипытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своемусуществу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают этиновые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны
(хотя и необходимы) для ихдостижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственнойдеятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удаётся создать, открыть,найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворенияпотребностей.
Мышление – это искание и открытие нового. Втех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия,прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потомумышление попросту не требуется. Например, уже ученика IIкласса не заставляет мыслить вопрос типа: «Сколькобудет 2*2?» Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, ужеимеющихся у этого ребёнка знаний; мышление здесь излишне. Потребность вмыслительной деятельности исчезает и в тех случаях, когда ученик овладел новымспособом решения определённых задач или примером, но вынужден снова и сноварешать однотипные, уже ставшие известными ему задачи и примеры. Следовательно,не всякая ситуация в жизни является проблемой, т.е. вызывающей мышление.
Необходимо различать проблемную ситуацию изадачу. Проблемная ситуация – этодовольно смутное, ещё не очень ясное и мало осознанное впечатление, как бысигнализирующее «что-то не так», «что-то не то». Например, лётчик начинаетзам