Реферат по предмету "Психология"


Взаимодействие с гиперактивными детьми 2

--PAGE_BREAK--
Развитие дефицитарных функций.

При развитии дефицитарных функций необходимо руководствоваться
следующими правилами. Коррекционную работу следует проводить
поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем,
что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и
спокойным, и неимпульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ


На основе такого понимания особенностей психокоррекционной работы с тревожными, агрессивными и гиперактивными детьми, мною составляется план, индивидуальная программа. Которая зависит от состояния
ребенка, от особенностей его развития и поведения, от его возможностей.

Например, план работы с гиперактивным ребенком в общем виде
может быть составлен примерно так:

1.
  Подготовительный этап.

1). Определение запроса.

-знакомство с медицинской картой

-анкетирование родителей (опросник)

-анкетирование педагогов (основных и дополнительных)

-беседа с родителями

-беседа с педагогами

-знакомство с ребенком, наблюдение
2). Составление программы.

-составление перечня проблем

-выделение первоочередной задачи

-координация планов всех специалистов
3). Диагностика состояния ребенка на основании:

-наблюдений

-психодиагностических методик.

2.
Коррекционная работа.

1)       Индивидуальная.

2)       Групповая.

3.
Заключительный этап.

1). Диагностика состояния ребенка

2). Беседа со специалистами

3). Беседа с родителями

4). Выдача рекомендаций педагогам и родителям по взаимодействию

с ребенком.

Приведенный план коррекционной работы с гиперактивными детьми
носит условный характер, он лишь отмечает основные этапы работы с
ребенком. В каждом конкретном случае он будет корректироваться, решается
какое количество занятий необходимо провести, с индивидуальных или
групповых форм следует начать и т.д.

Следуя рекомендациям В. Оклендер, иногда полезнее не стремиться,
во что бы то ни стало выполнить план проведения занятия, а прислушаться к
потребностям самого ребенка.

5.ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Работа с гиперактивным ребенком строится с учетом его сильных и слабых
сторон: быстрая отвлекаемость, неустойчивая работоспособность, короткий, но,
возможно, очень продуктивный период работы без отвлечений.

•Ничто в комнате (особенно при занятиях дома) не должно отвлекать ребенка:
ни младшие или старшие члены семьи, ни домашние животные, ни звуки
радио или телевизора и т. п.

•На столе, за которым работает ребенок, не должно быть ничего лишнего,
отвлекающего внимание.

•Говорите подчеркнуто спокойно, без раздражения. Речь должна быть
четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной. Ребенок
не поймет сложный инструкций и длинных предложений. Сначала
убедитесь сами, что в инструкции    (задании)   понятно   каждое    слово.
Прежде чем давать задание, привлеките внимание своего ученика.

•Для того чтобы сконцентрировать внимание ребенка, можно использовать
систему жестов, мимику, другие средства (например, положить свою руку на
руку ребенка, поднять карточку с кружком или восклицательным знаком !
•). Внимание можно привлечь словами, постукиванием карандаша. Важно,
чтобы это был один и тот же знак и чтобы он не раздражал ребенка.

•Обязательным является зрительный контакт, работа «глаза в глаза». Такой
прием позволяет ребенку сосредоточиться, не отвлекаться, особенно в тот
момент, когда дается задание.

•В ходе работы можно использовать четкие и короткие указания: «слушай,
запомни, не торопись, подумай» и т. д., но они не должны звучать как
военные приказы, тон педагога должен быть доброжелательным,
спокойным, мягким.

•Если задание большое, разделите его на части и к каждой давайте новую
инструкцию. Причем начинайте объяснение следующей только после того,
как выполнена предыдущая часть.

•Если необходимо что-то задать на дом или в случаях, когда часть работы
переносится на следующий день, стоит записать это задание (его прочтет
взрослый или сам ребенок, если он уже читает). Кстати, дети, даже не
читающие, умеют «записывать» задания рисунками.

•Многим гиперактивным детям необходимо подбадривание и поддержка по
ходу выполнения задания. Это придает им уверенность и стимулирует
продолжение работы.

•В случае неадекватного поведения (раздражение, слезы, крик,
агрессивность) не делайте грубых замечаний, категорически запрещается
кричать, использовать резкие движения. Отвлеките малыша, отведите в
спокойное место, умойте прохладной водой, приласкайте. Пока ребенок не
успокоится, он не слышит замечаний и фактически не понимает, чего
хочет от него взрослый. Только тогда, когда ребенок успокоится, его
поведение

можно с ним обсудить и объяснить, что конкретно вас огорчает. Следует
помнить, что, как правило, это дети ранимые, с повышенной тревожностью,
они очень быстро устают не только от отрицательных, но и от
положительных эмоций.
6. Игры и упражнения с гиперактивными детьми.

Для коррекционного воздействия на гиперактивных детей  мы используем
следующие приемы и технологии, рекомендуемые психологами:

•         Обучение приемам саморегуляции  через использование релаксаций,
визуализаций.

•         Обучение самомассажу.

•         Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

•         Игры для развития тактильного взаимодействия.

•         Пальчиковые игры.

•         Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

•         Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению
эмоционального состояния.

•         Работу с глиной, водой, песком, тестопластика.

Поговорим подробнее о каждом приеме.

Итак, использование релаксаций, визуализаций.

Упражнения на релаксацию и развитие воображения мы берем из  работы
Л.И.Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками»
(Все упражнения на релаксацию, по  возможности,    выполняются  под
спокойную расслабляющую музыку)
«ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»

Дети ложатся на ковер на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги
прямые, слегка раздвинуты.

Воспитатель: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и
спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный
летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку,
порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Эти
движения очень легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что
он — бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как
ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь
ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь
взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на
нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно
начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего
цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку
цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о
своих ощущениях».

«ТИХОЕ ОЗЕРО»

Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте

глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание   и плеск воды. Солнце

ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы

чувствуете, что солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и

стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух

чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и

неподвижны,  как это тихое утро.  Вы  чувствуете  себя  спокойными   и

счастливыми,   вам   лень   шевелиться.   Каждая   клеточка   вашего   тела

наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

А  теперь   открываем   глаза.   Мы   снова   в   детском   саду,   мы   хорошо

отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут

нас в течение всего дня.

«ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос.
Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем
ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо.
Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми. Высоко в небе вы видите
птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими
перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время
от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук
крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что
это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в
стороны. Ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и
прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая
крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза.
Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и
прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много
деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая
каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам и
насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит
запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим
ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия.
Пусть оно будет с вами весь день.

Следующий прием — обучение самомассажу.

Массаж рук ребристым карандашом, массаж пальцев рук, точечный массаж на улучшение иммунитета по Уманской, массаж спины друг-другу после сна, который несет в себе много функций — закаливание, развитие дружелюбных отношений с помощью тактильных ощущений и легкое расслабляющее действие.

Как известно, на мочке уха находятся точки, которые связаны со всеми
нашими органами. Если ребенок никак не может успокоиться и уснуть,
воспитатель может сделать ему легкий массаж мочки уха. Через 5-10
минут успокаиваются даже самые шаловливые дети.

•   Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

«Кулак — ладошка», гладить себя по голове прямыми движениями, а по
животу — круговыми, поочередное выполнение движений руками вверх и
вниз, игра «Внимание», «Третий лишний», «Бездомный заяц» и т.д.

•   Игры для развития тактильного взаимодействия.

Я уже говорила, что к нам приходят дети, языковые возможности которых
ограниченны. Совершая любые действия, они накапливают опыт. У них
пока преобладают чувственные впечатления, вызываемые активностью
любого рода. К сожалению, взрослые зачастую не разделяют детской
радости от чувственных впечатлений и ждут от своих малышей большей
разумности. А если ребенок еще и гиперактивный, то у него часто
проявляется агрессия, потому, что ребенок еще не умеет управлять своими
эмоциями. Для коррекции таких проявлений есть игры, которые условно
можно назвать «ласковые». Они учат ребенка относиться друг к другу
альтернативно.

Ласковые игры — это игры с прикосновениями, когда можно прикасаться
друг к другу. Их можно проводить прямо на ковре.

«СЛОН НА СПИНЕ»

Все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат на ковре на животе и
закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их
спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов, букв, цифр. Кто
угадал, что нарисовано — водит сам. Если детям это окажется слишком
трудно, можно «пустить им» побегать по спине разных животных: кошку,
муравья, слона и т.д.

«ЛАСКОВЫЙ КУБИК»

Дети садятся на ковер. По очереди выбрасывают кубик. Выпадет 1 надо
погладить соседа, 2-обнять, 3- сделать массаж спины, 4- поцеловать в
носик, и т.д. Все, что хотите придумать из ласковых жестов. Дети
постарше могут стесняться проявлять ласку. Надо им объяснить, что
стесняться надо ударить кого-нибудь, а ласкать не стыдно.

«ПОГЛАДЬ СТАТУЮ»

Один ребенок выходит из комнаты, остальные прячутся под покрывала.
Когда водящего позовут обратно, надо молчать и не шевелиться — быть
как статуи. Водящий ощупывает статуи одну за другой. Если водящий
догадался кого именно он нащупал, то этот ребенок водит. Или водить
может тот, кого узнали последним.

«ЛАСКОВАЯ МАШИНА»

Все сидят друг за другом. Последний — организатор игры. Он шепчет на
ушко сидящему перед ним ребенку команду. Например: «Погладь по
головке». Ребенок выполняет команду. Сидящий перед ним ребенок
реагирует соответственно и тоже начинает гладить того, кто впереди. Так
поглаживания по головке, как цепная реакция, доходит до конца цепочки.
Теперь, когда уже все играющие активно позанимались поглаживанием,
следует какая-нибудь новая команда.
«СПРЯТАННАЯ ИГРУШКА»

Каждый ребенок выбирает себе небольшую плюшевую игрушку. Ее надо
спрятать на себе и накрыться покрывалом. Спрятать есть куда — под
свитер, в штанину или под попу и т.д. Один ребенок или два, если
играющих детей много, должны на ощупь найти игрушку. Движения
должны быть ласковыми.

•   Пальчиковые игры.

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые
отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки.
Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из
головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на
то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика)
быстрее развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется
письмо.

Тренировку пальцев рук нужно начинать как можно раньше. К нам дети
попадают в среднем возрасте и мы начинаем с первых дней заниматься
развитием мелкой моторики. На начальном этапе обучения пальчиковую
гимнастику лучше проводить с опорой руками о стол или другую
поверхность, а потом уже в положении с согнутыми перед собой на
уровне груди руками.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать так:
1.Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:

-сгибание пальцев в кулак и разгибание;

-пальцы врозь — вместе;

-вращательные движения кистью и каждым пальчиком;

-растягивание мышц пальцев с помощью другой руки;

-расслабление мышц пальцев пассивными и активными движениями
(раскачивание рук, встряхивание кистями);

-упражнения на координацию движений пальцев рук: выставление
одного, двух пальцев рук, соединение большого пальца с другими,
сцепление пальцев;

Все упражнения этой группы можно выполнять двумя руками
одновременно или поочередно каждой рукой.

2.Движение пальцев по различным частям тела и поверхностям.

3.Построение фигурок из пальцев («домик», «очки» и т.д.)

4.Построение фигурок из палочек, различных мозаик с мелкими
деталями, размазывание пластилина, собирание различных бус, шнуровка,
застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, шнуровка(подушки).

Мы эту работу стараемся сопровождать стихами, речетативами или
потешками, что создает положительный психологический и
эмоциональный настрой у детей.

Так как основная задача детского сада подготовить ребенка к
обучению, мы еще занимаемся конкретно подготовкой руки к письму. В
средней группе учим детей раскрашивать крупные картинки с четким
контуром цветными карандашами. Учим правильно держать карандаши,
закрашивать мелкими штрихами, не выходя за контур и без пробелов. В
старшей группе — это штриховка в специальной тетради, учим видеть
направление штриховки по стрелочке, развиваем глазомер при написании
линий на одинаковом расстоянии. В подготовительной группе рисование
по клеточкам — умение ориентироваться в тетради, видеть клетки, считать
клетки и т.д.

Сейчас очень много книг с пальчиковыми играми. Я расскажу о тех,
которые встречаются редко.

«КОНСТРУКТОР ИЗ СПИЧЕК»

Надо взять немного спичек без серных головок, пластилин, который
используется как соединительный материал. Из пластилина скатать
маленькие шарики. Попробуйте из спичек построить кубик, дом и т.д.
Можно дать задание, что бы дети сами придумали какую-нибудь
геометрическую конструкцию, а потом рассказали, что у них получилось.

«БИРЮЛЬКИ»

Сложить 20 спичек в кучу в беспорядке на столе. Играющие
поочередно по одной осторожно берут из кучки палочки так, чтобы не
пошевелить другие. Палочки посчитать. Кому удастся собрать большее
количество палочек, тот и выиграл.

«ОХОТНИКИ»

Левую руку нужно положить на стол, согнув ее в локте. Сложить
четыре пальца вместе, большой палец отвести в сторону — это «берлога
медведя». Одну палочку поставить у входа в «берлогу», слегка прислонив
один ее конец к большому пальцу. Это — «медведь».Отмерить от
«медведя» расстояние, равное длине шести палочек. На таком расстоянии. положить четыре палочки — «пули». Мизинец, безымянный, средний и
указательный пальцы — это охотники. Щелчками каждого из этих пальцев
о палочки постараться сбит палочку (убить медведя).

Чьи четыре «охотника» убьют медведя меньшим количеством
«выстрелов», тот и побеждает.

•   Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

Этот вид игр обычно используется во время прогулки. И, конечно же, у
каждого из вас в запасе достаточно таких игр. Поэтому не буду утомлять
вас описанием их, ограничусь перечислением: «Раз, два, три — фигура
замри» — надо изобразить какую-либо геометрическую фигуру(шар, круг,
кубик, квадрат и т.д.), «пятнашки-елочки», «различные шаги», «палочки-
выручалочки», различные эстафеты и т.д.

•   Психогимнастические     этюды     для     обучения     пониманию     и
выражению эмоционального состояния.

В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной
сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими,
развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но
сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо
развивать. Знакомим детей на примерах сказочных героев с пятью
эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением. При чтении
сказки происходит первичное знакомство с эмоцией. Затем, когда дети
репетируют роль, они проживают эмоциональные состояния, вербализуют
свои переживания, знакомятся с культурным наследием
человека(литература, музыка). Помогает детям развивать умение видеть
эмоциональные переживания у других такая игра, как «передай лицо».
Учит видеть. добрые и злые поступки такой вид деятельности, как
сочинение небольшого рассказа по картинке, на которой изображены
различные дети, животные в веселом, грустном, плачущем состоянии.
Надо придумать историю о том, что произошло и как можно помочь тем,
кто плачет. Очень часто провожу с ними игру на РТВ «Эмпатия» на
прогулках. Предлагаю им «превратиться» в растущее дерево, неполитый
цветок, сломанную ветку, брошенную игрушку и т.д. и рассказать о своих
мыслях, эмоциях, переживаниях. В результате расширяется круг
понимаемых эмоций, дети становятся способными к более глубокому
пониманию себя и других людей, у них чаще проявляются эмпатийныс
проявления по отношению к окружающему миру.

•   Работа с глиной, водой, песком, тестопластика.

Игры с водой, песком, крупами развивают не только тактильные
ощущения, успокаивают детей, т.к. действуют на кончики пальцев как
микромассаж, но и помогают дошкольникам не бояться совершения
ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы
наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что-то нарисовал на
листе неправильно. Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть
ошибку или зачеркнуть так сильно, чтобы его не стало видно. В работе с
песком,   крупами  все  проще:  если  ты  сделал  что-то  не  так,  проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно
детям с задержкой психического развития.

«ЧТО СПРЯТАЛОСЬ В ПЕСКЕ?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется.
Это могут быть цифры, формочки различной величины или палочки,
камушки и т.д. Затем взрослый просит выложить эти цифры на песке по
порядку, палочки, камушки, формочки в порядке возрастания — убывания.
Можно продолжить игрой «Чего не стало?» или «Что изменилось?»

«УГАДАЙ, ЧТО ТЕБЕ ПОПАЛОСЬ В РУКИ?»

Ребенка предлагается опустить руки в песок, найти мелкий предмет, и не

доставая его из песка, определить что ему попалось в руку.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Можно придумать сначала какую-нибудь сказку, а потом начинать игру с

водой.

«Теплая — холодная»

Сначала показать ребенку и дать потрогать две миски с теплой и холодной

водой. Затем завязать глаза и попросить угадать, где какая вода. Руку

ребенка в воду опускает воспитатель.

«Узнай по вкусу»

Перед ребенком стоят три одинаковые кружки с водой. Он пробует ее на
вкус — обычная. Затем в одну кружку добавим сахар, дать попробовать, в
другую -соль, тоже попробовать, в третью — лимонный сок. Затем завязать
глаза и попросить угадать водичку на вкус.

«Узнай по запаху»

Так   -   же   проводить,   как   и   предыдущие.   Можно   взять   одеколон,

фруктовый сок, кофе и другие жидкости с яркими запахами.

Выбор методов коррекции детей с СДВГ достаточно большой. Можно выбрать для работы следующие:

Игровая психотерапия

Песочная терапия

Арттерапия
Музыкотерапия

Об игровой и песочной я уже рассказала. Сейчас поговорим о музыке в
нашей жизни. Ученые провели несколько экспериментов по изучению
воздействия музыки на человека. Взяли 2 стакана обычной водопроводной
воды, поставили их в разные помещения. Около первого стакана крутили
магнитофонную запись с нецензурными выражениями, а около другого
играла спокойная классическая музыка. Через некоторое время в первом
стакане вода покрылась плесенью, а в другом удивила даже ученых – она осталась прозрачной и даже стала пахнуть ландышами. Поскольку наш
организм в основном состоит из воды — делайте выводы сами. Еще один
эксперимент провели, изучая воздействие различной музыки на живые
организмы. На трех пшеничных полях поставили столбы с динамиками. На
одном поле играли рок, на другом — классику, на третьем — индийскую
классическую музыку. Итог был таким. На первом поле пшеница стала
склоняться в противоположную сторону от столба, даже корни росли от
столба, как будто пшеница хотела убежать; на втором поле — росла хорошо,
ровно, на третьем — склонялась к столбу, а та, что росла ближе к столбу даже
обвивала его. Я читала, что в Германии на вокзалах и аэропортах все время
передают тихую классическую музыку, поскольку заметили, что наркоманы
не переносят классической музыки. В головном мозге центры отвечающие за
наркоманию и удовольствие от классической музыки находятся в разных
полушариях. Поэтому, приучая детей слушать классическую музыку, мы
уменьшаем риск асоциального поведения детей.

Мы в своей группе, кроме слушания музыкальных отрывков во время
занятий, всегда ставим кассету со спокойной классической музыкой перед
дневным сном. Дети быстрее успокаиваются и засыпают. Иногда
классической музыкой сопровождаем настольные игры.

И, наконец, арттерапия.

Это обычная театрализованная деятельность, которой занимаются
практически все воспитатели в своих группах. У нас она идет как часть
работы по обучению детей сочинению сказок. В комплекс этой работы
входит знакомство детей со сказками разных народов и литературными
сказками. Подготовка и показ этих сказок различными видами театра. Игры
на развитие творческого воображения. В ходе этих занятий дети учатся
контролировать свои эмоции, развивают речь. У них развивается
уверенность в себе, потому что в этих занятиях не бывает неправильных
ответов. Учатся подбирать к спектаклям костюмы, музыку, атрибуты. Не
боятся переделать сказку на новый лад или придумать свою. Учатся
социальному поведению и т.д. но самое главное, что им очень нравится
показывать сказки, которые они подготовили, малышам. И, конечно, участие
в сказке является стимулом для контроля за своим поведением.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.