Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Диаграммы Венна-Эйлера: соотношения между объемами данных понятий. Проверка правильности непосредственного умозаключения

Министерство высшегообразования Российской Федерации.Институт управления и экономики Санкт-Петербурга.
Новосибирский филиал.
  КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА.ПО КУРСУ«ЛОГИКА».                                                                                                                                                                          ВЫПОЛНИЛА:
                                                                                                                             
                                                                                                                                        студенткаIV курса                                                                                                                                 специальность                                                                                                                                  «Социально – культурный                                                                                                                                                                              сервиси туризм»
                                                                                                                                       группа СОЦ 43
                                                                                                Воробьева Е.А.
                                                                             
                                                                                                ПРОВЕРИЛ:                                                                      Преподаватель
                                                                                                                                       Кушнаренко С.П.
                НОВОСИБИРСК 2004

Контрольнаяработа № 1.
          1.Изобразитьна схеме с помощью диаграмм Венна-Эйлера соотношения между объемами данныхпонятий: иностранец; гражданин России; японец; чело­век, знающий японский язык;англичанин; человек, знающий английский язык; полиглот.
          Ответ:
          Отношения между объемами данныхпонятий можно изобразить с помощью круговых схем (кругов Эйлера), обозначив ихбуквами А, В и С:
С           а) Такие понятия, как: «человек, знающий японский язык»(А); «человек, знающий английский язык» (В); «полиглот» (С), можно объединить иизобразить следующим образом:

В А

Такимобразом, объемы двух понятий А и В произвольным образом включаются в объемтретьего, более широкого понятия С.
б)Такие понятия, как: «иностранец» (А); «гражданин России» (В); «японец» (С);«англичанин» (Д) можно изобразить следующим образом:
А Д
В С

Такимобразом, объемы трех понятий В, С, и Д произвольным образом включаются в объем четвертого, более широкогопонятия А.
2. Дать определение понятиюСМЕХ.
Ответ:
Смех – этоэмоциональное состояние полного удовольствия, радости, веселья или иных чувств,которое проявляется в отрывистых звуках, сопровождающихся короткими и сильнымивыдыхательными движениями.
          3.Проверить правильность деления:
домаделятся на: деревянные, современные, коттеджи, высотные, дорогие.
          Ответ:
          Деление произведено не правильно, т.к.нарушены правила деления, что привело  кследующим ошибкам:
          а) Неполноеделение, т.к. перечислены не все виды данного рода понятия. Например, «домаделятся на деревянные» (не указаны кирпичные и бетонные), или «дома делятся надорогие» (не указаны дешевые) и т.д.
          б) «Дома делятся на деревянные,современные, коттеджи, дорогие…». Здесь членыделения не исключают друг друга, например, коттеджи могут быть деревяннымии дорогими и т.д.
          в) Деление произведено по нескольким основаниям, а этопротиворечит правилу деления, которое гласит: «Деление должно производиться только по одному основанию».
          4.Привести данное суждение к виду простого атрибутного суждения:
«Какхороши, как свежи были розы!».
Ответ:
Простоеатрибутное суждение состоит из трех элементов:
-        субъекта (понятие опредмете нашей мысли),
-        предиката(понятие опризнаке или состоянии предмета),
-        связки(в русскомязыке выражается словами «суть», «есть» и т.д.).
Поэтомуданное суждение будет таким:
«Свежиерозы были хороши».
Где, в качестве субъекта выступает понятие «свежиерозы»; предикатом является понятие «были хороши».
          5.Определить вид сложного суждения и записать его формулу:
а)«Фильм хороший, потому что на него трудно достать билеты».
          б)«Если вчера была хорошая погода, то сегодня идет дождь».
Ответ:
          а) Конъюнктивноесуждение (конъюнкция), а & b.
          б) Импликативноесуждение (импликация), a     b.
   
 
Контрольнаяработа № 2.
1. Проверитьправильность непосредственного умозаключения: «Верблюд – корабль пустыни,значит, среди кораблей пустыни попадаются и не верблюды».
Ответ:
Длятого чтобы проверить правильность данного умозаключения надо:
1)   Определить из чего оно состоит.
Я считаю,что данное умозаключение состоит из двух частей:
— посылки (в виде простого суждения):«Верблюд – корабль пустыни»;
— вывода (нового суждения): «Значит, средикораблей пустыни попадаются и не верблюды».
2)   Представить это умозаключение в следующем виде:
S есть  P
Некоторые P есть не S
          Где:
          S – «верблюды»,
          P – «кораблипустыни».
          Видоизменяя посылку  (превращение, обращение, противопоставлениепредикату), я никак не могла прийти к такому новому суждению, как указано выше.К тому же здесь на лицо явное противоречие, а отсюда нет истинности в том илиином суждении, что не соответствует дедуктивному методу. Из всего этого яосмелилась заключить, что данное умозаключение неправильно.
          2.Проверить правильность силлогизма: «Так как он не знает правил логики, тоон не сможет определить, где в этом рассуждении находится ошибка».
Ответ:        
Данныйсиллогизм является энтимемой, т.к.здесь не хватает подразумеваемой посылки. Для того чтобы проверить правильностьэнтимемы, необходимо:
1)   Определить, что нам дано.                                                                                      Я считаю, что здесь имеются:
-        импликативнаяпосылка: «Так как он не знает правил логики»;
-        вывод: «То он несможет определить, где в этом рассуждении находится ошибка».
2)   Добавить подразумеваемуюпосылку: «С помощью правил логики определяют ошибки в рассуждении».
3)   Записать полученный силлогизм:
Так как он не знает правиллогики
С помощьюправил логики определяют ошибки в рассуждениях
То он не сможет определить,где в этом рассуждении находится ошибка
          Следовательно, проверка показала, чтоэнтимема оказалась верной.
                3. Проверить правильностьдоказательства:
Пример1.
Сынговорит отцу: «Когда я вырасту, то женюсь на бабушке». Отец: «Так значит, ты женишьсяна моей матери?». Сын: «Но ты ведь женился на моей матери?».
Пример2.
Безправого глаза человек видит, без левого глаза тоже видит, — значит, наличиеобоих глаз не является необходимым для зрения.
Ответ на пример 1:
Длятого чтобы определить правильность данного доказательства надо:
1)   Определить тезис и аргументы доказательства:
Здесьдоказываемым положением  (тезисом) является то, что сын говоритотцу: «Когда я вырасту, то женюсь на бабушке) и приводит  ему следующий аргумент: «Ты  ведь женился на моей матери».
Однакоздесь можно видеть и дополнительное суждение (антитезис), которое высказывает отец и если его  перефразировать (не изменяя смысла), то можносформулировать следующим образом: «Ты не можешь жениться на бабушке, т.к. онамоя мать».
2)Определить форму доказательства:
Извыше сказанного можно заключить, что данное доказательство является косвенным,а точнее косвенным апагогическимдоказательством (« приведение к абсурду»).
Несмотряна правильную логическую последовательность данного доказательства, я считаюдоказательство ложным, т.к. сам тезис не является истинным, т.е. противоречитзаконам природы (кровосмешение).
Ответ на пример 2:
Определяемправильность по той же схеме, что и предыдущего доказательства:
1)   Тезис: «Наличиеобоих глаз не является необходимым для зрения»;
   Аргументы:«Без правого глаза человек видит», «Без левого глазачеловек видит».
2)      «Значит, наличие обоих глаз не являетсянеобходимым для зрения».
Такимобразом, в приведенном примере обоснования тезиса осуществлялось непосредственнос помощью аргументов, поэтому здесь налицо использование прямого доказательства, которое является вполне утвердительным.
          4.Проверить правильность индуктивного умозаключения:
— В такназываемой «собачьей пещере» вблизи Неаполя собаки от скопившихся в пещере ядовитыхгазов гибнут, а люди чувствуют себя нормально. Значит, есть что-то в организмечеловека, что нейтрализует действие этих газов.
Ответ:
          Для того чтобы проверить правильностьданного умозаключения надо:
1)   Определить к какому виду принадлежит данная индукция.
Я считаю, что индукция является  неполной,так как число обобщаемых случаев в данном умозаключении велико (об этом говоритназвание пещеры «собачья пещера»).
2)   Установить наличие причинных связей.
Вданном умозаключении имеется причинное отношение, или причинная связь, так как«от скопившихся в пещере ядовитых газов» (причина) «гибнут собаки» (действие).
          На основе выше сказанного, можнозаключить, что данное индуктивное умозаключение является верным.
          5.Каковы критерии отличия гипотезы от теории?
          Ответ:
          Можно выделить следующие критерии отличия гипотезы от теории:
          — Критерийпостроения: гипотеза строится с помощью индуктивного метода; теория спомощью дедуктивного метода.
          — Критерий истинности: гипотеза обладаетвсегда только лишь большей или меньшей степенью вероятности; теория высшаястепень вероятности (достоверна).
          — Критерий отношений:
Вероятностьгипотезы может превратиться в достоверность, когда удается доказать, что даннаягипотеза является единственным объяснением какого-либо явления, или если выводыиз нее согласуются с другими признанными положениями, т.е. с положениями,которые уже доказаны. Доказанную же гипотезу называют теорией.
Списокиспользуемой литературы.
1. Ивин А.А. Логика для журналистов. Учебноепособие/ А.А. Ивин. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 224 с.
2.Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике. – М.: Гнозис,1996. – 240 с.
3.Челпанов Г.И. Учебник логики. – М.: «Прогресс», 1994. – 248 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 14. Управление рекламой, стимулированием сбыта, мерчандайзингом и связями с общественностью тема 14. Управление рекламой, стимулированием сбыта, мерчандайзингом и связями с общественностью 1
Реферат Третичный период развития жизни на Земле
Реферат Твёрдость. Сверхпроводимость.
Реферат Кишка, Станислав
Реферат Феномен харизматического лидера
Реферат The Quarrel About Historical Explanation Essay Research
Реферат «Кто разгадает вас!» Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Реферат Становление рыночной экономики в странах Западной цивилизации
Реферат Untitled Essay Research Paper Gifted Chemistry IBAlternative
Реферат Технология изготовления деталей из керамики
Реферат Автоцементовози
Реферат Финансовый рынок и его структура
Реферат Субъекты и объекты гражданских правоотношений
Реферат Greek And Roman Essay Research Paper Ancient
Реферат 9) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)