Реферат по предмету "Разное"


Архитектура храмов Исиды в Александрии Египетской по данным нумизматики

Архитектура храмов Исиды в Александрии Египетской по данным нумизматикиПрежде чем перейти к рассмотрению особенностей архитектуры храмов Исиды в Александрии, немного остановимся на истории города.На карте современного мира Александрия Египетская появилась в IV веке до нашей эры, рожденная мечтой Александра Великого об идеальном городе. Каждый стремился побывать в новой столице Египта, посмотреть на ее великолепные архитектурные сооружения, знаменитый маяк, а также принять участие в празднествах, которые поражали воображение своей грандиозностью; каждый мечтал увидеть гробницу знаменитого полководца, основателя города - Александра Македонского, чья недолгая, но яркая жизнь была обвита таинственными легендами. К сожалению, говорить о сакральной архитектуре древней Александрии, в деталях, с полной достоверностью мы не можем, потому, что современный город — бурлящий мегаполис, с населением около 4 миллионов человек, интенсивно живет на территории, когда-то избранной Александром. Для обеспечения нужд постоянно возрастающего населения на месте старых сооружений возводятся новые современные небоскребы. Силы природы и влияние человека способствовали разрушению жемчужины античного мира. Неоднократные землетрясения значительно изменили рельеф, в некоторых районах древний город оказался ниже уровня моря. Много мест античной Александрии утраченные для археологии навсегда. Однако изучение древней архитектуры и реконструкция внешнего облика основных сакральных сооружений города возможна при комплексном использовании данных археологии, нумизматики и письменных источников.В данном исследовании мною предприняты попытки определить особенности архитектуры храмов Исиды в Александрии Египетской на основе комплексного анализа нумизматических и нарративных источников.^ Немного об историографии:Первые попытки исследования архитектуры по данным нумизматических источников были предприняты Томасом Левертоном Дональдсоном во второй половине ХІХ века1. О том, что работа этого исследователя не потеряла своего значения и сегодня, свидетельствует ее переиздание в 1966 году. Не менее важными являются работы ^ Блюмы Трелл2 и Дональда Брауна3, изданные в 40-х годах ХХ века. Они главным образом посвящены исследованию античных архитектурных памятников на основании данных нумизматических источников. Большое значение при исследовании архитектуры античной Александрии имеют работы Эрика Кристиансена4 и Сюзан Хэндлер5. Более поздние зарубежные исследования посвящены отдельным проблемам, и не носят обобщающего характера. В советской историографии также делались попытки исследования эллинистических монет6. Среди авторов обобщающих работ следует назвать труды А.Н. Зографа7, В.М. Потина8. В современной историографии, к сожалению, не существует специальных работ, посвященных данной проблеме.Источники:1) Нумизматические источники: Монета является важным историческим источником и, несмотря на небольшой размер, при правильном использовании она дает важную и полезную информацию, получить которую временами из других источников невозможно. В данном исследовании использованы египетские монеты с изображением храмов богини Исиды. Это, главным образом, большие бронзовые драхмы и полудрахмы, которые были отчеканены в Александрии во времена римского правления (начиная с правления Гальбы — 68-69 годы, до правления Марка Аврелия — 161-180 годы)9.^ 2) Нарративные источники: Согласно сведениям античных авторов мы можем достоверно идентифицировать, по крайней мере, два храма посвященных богине Исиде, которые существовали в Александрии, в период правления династии Птолемеев.Тацит, рассказывая историю о возникновении культа Сераписа в Александрии, сообщает, что Птолемей I Сотер построил величественный храм «в месте, называемом Ракотис, где стоял старинный маленький храм, посвященный Серапису и Изиде»10. Вероятно, что храм Сераписа и Исиды, о котором упоминает Тацит в своей «Истории», был, по всей видимости, египетским храмом Осириса и Исиды, культ которых был очень популярен среди египтян.Согласно сообщению Арриана, после основания города Александр «сам разметил знаками, где устроить агору, где и каким богам поставить храмы, - были посвященные эллинским богам, был и храм Исиды Египетской»11. Этот поступок полководца, возможно, был вызван стремлениям проявить свое уважение к египетским традициям и привлечь в новый город египтян, которые жили на прилегающей территории. Исходя из сообщения Арриана, храм Исиды, который хотел построить Александр, должен был располагаться в греческой части города, планировкой которой полководец занимался лично.Здесь встает вопрос о том, как выглядели храмы, о которых упоминают античные авторы? К сожалению, ни один из этих храмов не сохранился, поэтому для восстановления их внешнего вида можно привлечь нумизматический материал12.На египетских монетах, чеканенных в период римского правления, встречаются изображения двух типов храмов посвященных культу богини Исиды.^ Первый тип — фасад храма Исиды в виде большого пилона (см. Приложение 1), встречается на монетах, выпущенных на 12, 14 и 15 годах правления Траяна, и на 19, 20, 21 и 24 годах правления Адриана13.^ Второй тип — фасад храма Исиды с сегментным фронтоном (см. Приложение 2), встречается на монетах, выпущенных на 12 году правления Траяна, на 18, 19, 20, 21, 23 годах правления Адриана, на 2, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 23, 24 годах правления Антонина Пия, и на 11 году правления Марка Аврелия14.Храм Исиды с фасадом в виде большого пилона является примером египетского стиля в архитектуре Александрии. Пилон храма по своей архитектурной форме и отдельными архитектурными элементами, такими как, наличие оконных прорезов на горе пилону, и вертикальных флагштоков из внешней стороны, принадлежит к сооружениям, построенным в традиционном египетском стиле во времена господства династии Птолемеев. Примером его внешнего вида может являтся храм Гора в Едфу. Начиная с периода Среднего Царства (2050-1700 гг. до нашей эре) вход в египетские храмы начали оформлять в виде пилона - двух высоких башен в форме усеченной пирамиды с узким проходом между ними; в плане пилон - вытянутый прямоугольник. Поверхность стен пилона покрывали рельефы, не менее важным дополнением были скульптурные портреты и обелиски. С внешней стороны пилона вертикально располагались высокие деревянные мачты (флагштоки), которые крепились к стенам пилона, выполняя роль шпиля для флагов.Архитектурный стиль храма Исиды с сегментным фронтоном очень интересный. Он имеет египетские корни, происходит от обычной камышовой хижины с сегментной кровлей, типичной для Египта додинастических времен15. Особую популярность это стиль получает в греко-римский период. Примером внешнего вида данного храма могут служить часовни из александрийских катакомб Ком-эль-Шукафа, а также изображение на мозаиках, обнаруженные в александрийских некрополях. Храм имеет вид сплошной ступенчатой основы (подиума с двумя ступеньками), с двумя выпуклыми египетскими колонами, установленными на базу. Колоны завершаются капителями в виде цветов папируса, фронтон имеет форму сегмента и украшен солнечным диском. Архитрав выполнен простым, возможно в дорическом стиле. Фриз выполнен в виде полосы, которая делится чередованием триглифов и метоп. Известно, что чередование триглиф и метоп образуют фриз в дорическом ордене. Это позволяет нам сделать вывод о том, что данный храм выполнен в греко-египетском архитектурном стиле и является примером синкретизма в архитектуре.Определить месторасположение данных храмов весьма проблематично. Есть вероятность, что описанный Тацитом храм был построен в доэллинистический период вероятнее всего в традиционном египетском стиле. Храм же, который планировал построить Александр, скорее всего, был построен при его преемниках и архитектурный стиль данного храма носил синкретический характер.Проанализировав нумизматические источники, которые позволяют воссоздать внешний вид храмов Исиды, и, опираясь на сведении нарративних источников, можно сделать вывод, о том, что, несмотря на то, что эти храмы отличались один от другого, архитектурный стиль обеих имел древнеегипетские корни. Вообще в эллинистический период египетский традиционный стиль, для которого характерными особенностями остаются архаичность, самобытность и традиционность, в сакральной архитектуре Александрии не только сохранил свои позиции на государственном уровне, но и продолжил развиваться под незначительным эллинским влиянием. Приложение 1^ Монеты Траяна (98-117)Номинал: Драхма Год: 108-109 Материал: Бронза Аверс: Портрет императора Трояна Реверс: Храм богини Исиды (в египетском стиле) с двумя большими пилонами Вес – 26,09 г. Страна или город: ^ Александрия (Египет)Монеты Адриана (117-138)Номинал: Драхма Год: 134-135 Материал: Бронза Аверс: Портрет императора Адриана Реверс: Храм богини Исиды (в египетском стиле) с двумя большими пилонами Вес – 24,87 г., диаметр 36 мм. Страна или город: Александрия (Египет)Номинал: Драхма Год: — Материал: Бронза Аверс: Портрет императора Адриана Реверс: Храм богини Исиды (в египетском стиле) с двумя большими пилонами Страна или город: Александрия (Египет) Приложение 2^ Монеты Антонина Пия (138-161)Номинал: Драхма Год: 138-139 Материал: Бронза Аверс: Портрет императора Антонина Пия Реверс: Храм богини Исиды и Гарпократа с двумя колоннами и сегментным фронтоном Вес – 21,15 г., диаметр 32 мм. Страна или город: Александрия (Египет) Номинал: ^ Драхма Год: 141-142 Материал: Бронза Аверс: Портрет императора Антонина Пия Реверс: Храм богини Исиды и Гарпократа с двумя колоннами и сегментным фронтоном Вес – 21,71 г., диаметр 34 мм. Страна или город: Александрия (Египет)Номинал: ^ Драхма Год: 148-149 Материал: Бронза Аверс: Портрет императора Антонина Пия Реверс: Храм богини Исиды и Гарпократа с двумя колоннами и сегментным фронтоном (с пальмовой ветвью) Вес – ^ 22,18 г., диаметр 34 мм. Страна или город: Александрия (Египет)Монеты Марка Аврелия (168-180)Номинал: ^ Драхма Год: 148-149 Материал: Бронза Аверс: Портрет императора Марка Аврелия Реверс: Храм богини Исиды и Гарпократа с двумя колоннами и сегментным фронтоном (с пальмовой ветвью или вазой) Вес – ^ 23,16 г., диаметр 34 мм. Страна или город: Александрия (Египет)Номинал: Драхма Год: 148-149 Материал: Бронза Аверс: Портрет императора Марка Аврелия Реверс: Храм богини Исиды и Гарпократа с двумя колоннами и сегментным фронтоном (с пальмовой ветвью или вазой) Вес – ^ 19,73 г., диаметр 33 мм. Страна или город: Александрия (Египет) 1 Donaldson T.L. Architectura numismatica: or, Architectural medals of classic antiquity / T.L. Donaldson.—London: Day&son, 1859.—349p. 2 Trell B.L. The Temple of Artemis at Ephesos / B.L. Trell // American Numismatic Notes and Monographs.—New York: Numismatic Society, 1945.—№107.—71р. 3 Brown D.F. Temples of Rome as coin types / D.F. Brown // American Numismatic Notes and Monographs.—New York: Numismatic Society, 1940.—№90.—70р. 4 Christiansen Е. The Roman Coins of Alexandria: Quantitative Studies: In 2 vol / Erik Christiansen. — Aarhus C, Denmark: Aarhus University Press, 1988. Vol. 1. — 1988. — 311p; Vol. 2. — 1988. — 179p.Christiansen Е. Coinage in Roman Egypt: The Hoard Evidence / Erik Christiansen. — Aarhus C, Denmark: Aarhus University Press. — 2003. — 192p. 5 Handler S. Architecture on the Roman Coins of Alexandria / S. Handler // American Journal of Archaeology.—Vol.75.—1971.—№1.— Р.57-74. 6 Бурова А.И. К вопросу о становлении царского портрета в эллинистической нумизматике (монеты царей династии Птолемеев из собрания Государственного исторического музея) / А.И. Бурова // ВМГУ.—1980.—№2.— С.77-80; Добровольский И.Г. Александрийские монеты Антонина Пия с изображением созвездий Зодиака / И.Г. Добровольский, В.М. Брабич // Историко-астрономические исследования АН СССР.—1959.—№5.—С.223-229. 7 Зограф А.Н. Античные монеты. / А.Н. Зограф.—Москва, Ленинград: Изд-во АН СССР, 1951.—263с.— (Серия «Материалы и исследования по археологии СССР», выпуск №16). 8 Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции. Очерки нумизматики / В.М. Потин. — Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1993.—303с. 9 Catalogue of the Greek coins in the British Museum: In 30v. Vol. ХV. Catalogue the coins of Alexandria and the nomes / Poole R.S.—London: Order of the trustees of the British Museum, 1892.—395p. 10 Тацит Корнелий. Сочинения [Текст]: в 2т.: [перевод] / К. Тацит; [отв. ред. С.Л. Утченко и др.].— Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1969. — Т.2: История / изд. подготовили Г.С. Кнабе, М.Е. Грабарь-Пассек, И.М. Тронский и др.—1969.— с.187. 11 Арриан. Поход Александра [Текст] / Арриан; [пер. С древнегр. М.Е. Сергеенко]. — Москва: МИФ, 1993.—с.112. 12 Catalogue of the Greek coins in the British Museum: In 30v. Vol. ХV. Catalogue the coins of Alexandria and the nomes / Poole R.S.—London: Order of the trustees of the British Museum, 1892.—395p. 13 Catalogue of the Greek coins in the British Museum: In 30v. Vol. ХV. Catalogue the coins of Alexandria and the nomes / Poole R.S.—London: Order of the trustees of the British Museum, 1892.—395p. 14 Catalogue of the Greek coins in the British Museum: In 30v. Vol. ХV. Catalogue the coins of Alexandria and the nomes / Poole R.S.—London: Order of the trustees of the British Museum, 1892.—395p. 15 Об этом говорит Сюзан Хэндлер в своей работе: Handler S. Architecture on the Roman Coins of Alexandria / S. Handler // American Journal of Archaeology.—Vol.75.—1971.—№1.— Р.57-74.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.