Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Гуманистическое направление в теории личности (А.Маслоу)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ
РЕФЕРАТ
По дисциплине “Основы психологии и педагогики”
По теме: “Гуманистическое направление в теории личности (А.Маслоу)”
Выполнила
студентка группы ПС441
Сохарь Елена

Введение
Гуманистическаяпсихология разрабатывает теорию личности как психодинамическую,интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории,которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность втерминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах. Основное вниманиесосредоточено на описании, строении и развитии внутреннего опыта человека в томвиде, в каком он представляется самому человеку в самосознании и мышлении.
Сторонниковгуманистической теории личности, прежде всего, интересует то, как человеквоспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Онипредпочитают описывать феноменологию личности, по этой причине теории данноготипа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и события еёжизни даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности»,«жизненные цели» и т.п.
Наиболееизвестными представителями этого подхода к изучению личности являютсяамериканские психологи А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Перлз, Д. Рисмен. Некоторыепринципиальные положения, отражающие гуманистический подход к пониманиюличности, выявляют наиболее значимые внешние и внутренние отношения личности,определяющие её самоактуализацию.
В первомположении личность понимается с точки зрения ее уникальности и целостности.
Второе положениеопределяет понимание личности как открытой системы.
Третье положениегуманистического подхода связано с пониманием личности как активной системы.
В четвёртомположении динамический аспект теории личности А. Маслоу (1997) основан на том,что в человеке существует два вида взаимовлияющих друг на друга сил. Один видисходит из страха за безопасность и защиту, он склонен к регрессии и привязан кпрошлому, ему страшно соглашаться с риском и угрозой, причинением вреда тому,чем уже обладает. Другой вид сил стремиться вперёд к целостности, кисключительности личности, к полному функционированию всех сил, к доверию передлицом внешнего мира, где можно открыть свою глубокую действительную личность.Основные принципы гуманистическойпсихологии
         Термин «гуманистическая психология» был придуман группойперсонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоуобъединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двумнаиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу ибихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованнойтеоретической системой – лучше ее рассматривать как движение (т.е. группутеоретических  подходов к личности).Маслоу назвал свой подход «психологией третьей силы».  Хотя взгляды сторонников этого движения составляютдовольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные  фундаментальные концепции на природучеловека. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальнуюфилософию. Наиболее важная концепция, которую гуманистические  психологи извлекли из экзистенциализма, — этоконцепция становления.  Человекникогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студентстарших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающегоподростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года онможет  стать совершенно другим из-затого, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделаетпрофессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человекответственен за реализацию как можно большего числа  возможностей, он живет по-настоящемуподлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, сэкзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинногосуществования  требует чего-то большего,чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивныхпобуждений. Люди отказываются от становления, отказываются расти; они отрицают,что в них самих заложены все возможности полноценного человеческогосуществования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедиейтого, что чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненныевозможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможностисделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образомвыявить свои способности.
         Несмотря на то, что становлению отводится большая роль,гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и  полной смысла жизни не легок. Люди должны принять на себя ответственность за выбор инаправление своей  судьбы, так как хотелитого или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну  человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы  и ответственности – значит быть не подлинным(неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаяниибезнадежности.
         Нужно отметить, что и экзистенциалисты, и гуманистическиепсихологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена визучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются  вторичными по отношению  к непосредственному опыту и его уникальномузначению для того, кто его переживает.
         В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал  свою интерпретацию того, что составляетгуманистическую теорию личности. Его персонологическое направление резкоотличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет,  особенно от психоанализа и бихевиоризма.
         Для полного понимания гуманистического подхода, перед его рассмотрением  необходимо изучить ключевые элементы  гуманистической психологии Маслоу.
         Индивид как единое целое. Одним из наиболеефундаментальных тезисов, лежащих в гуманистической  позиции Маслоу,является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованноецелое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, ане как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоумотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части егоорганизма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременноеединство и общность.
         Неуместность экспериментов на животных. Сторонники  гуманистической психологии признают глубокиеразличия между поведением человека и животных. Для них человек – нечто большее, чем просто животное; это совершенно  особый вид живых существ. Такое суждениерезко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степениполагается на исследование поведения животных в разработке объяснения поведениячеловека.  В отличие от бихевиористов,которые подчеркивали  принадлежностьлюдей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное отдругих животных. Он считал, что  изучениеживотных не применимо для понимания человека, так как при этом игнорируются техарактеристики, которые присущи только человеку (идеалы, ценности, мужество,любовь, юмор, зависть, вина и т.д.), а также, что в равной степени важно, те,которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку,  науку и другие творения разума.
         Внутренняя природа человека.  Теория Фрейда недвусмысленно допускала, чтолюди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Фрейд утверждал, что если не контролироватьинстинктивные  импульсы, то результатомбудет уничтожение людьми других или себя. Фрейд мало верил в добродетель человека и с пессимизмом  размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается  гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущностихороша или, по крайней  мере, нейтральна. По Маслоу, разрушительные силы в людяхявляются результатом фрустрации, или неудовлетворенности основных потребностей,а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальныевозможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такогооптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всюжизнь.
         Творческий потенциал человека. Признание приоритетатворческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии.Маслоу первым указал,  что творчествоявляется наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал илинаблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу  рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях отрождения. Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всемформам самовыражения.
         Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, чтони один из психологических подходов, применявшихся  для изучения поведения,  не придавал должного значенияфункционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям.  В частности, он решительно критиковалпоглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоусчитал, что психоаналитическая теория является однобокой,  ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных»аспектах  природы человека и игнорируетсилу и добродетель человечества. Маслоу сконцентрировал внимание на психическиздоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение егос психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять  психическое заболевание, пока не поймемпсихическое здоровье.
          Мотивация: иерархия потребностей
         Маслоу полагал, что люди  мотивированы для поиска личных целей, и этоделает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационныепроцессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описалчеловека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного,завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребностьудовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилиячеловека. Когда человек удовлетворяет ее, еще одна шумно требуетудовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегдачего-то желают.
         Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные,или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритетаили доминирования. На рисунке 1 схематически представлена эта концепцияиерархии потребностей в мотивации человека. Потребности в порядке ихочередности:
-        физиологические потребности;
-        потребности безопасности и защиты;
-        потребности принадлежности и любви;
-        потребности самоуважения;
-        потребности самоактуализации, или потребности личногосовершенствования.


ПОТРЕБНОСТИВ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ:
                                                            
                                                           реализация
                                                 своих целей,
                                               способностей,
                                                    развитие
                                                 собственной
                                                    личности


ПОТРЕБНОСТИСАМОУВАЖЕНИЯ:
                                 компетентность, достижениеуспехов,
                                  одобрение, признание, авторитет


ПОТРЕБНОСТИВ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ:
                          принадлежать кобщности, находиться рядом
                      с людьми, быть признанными принятым ими


             ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ:
                  чувствовать себя защищенным, избавиться от страха
                                       инеудач, от агрессивности


      
        ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ)
                                ПОТРЕБНОСТИ:
                                  голод, жажда, половое влечение и другие


Рисунок 1 — Схематическое представление иерархиипотребностей Маслоу
         В основе этой  схемылежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны бытьболее или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие ибыть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно,потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая,расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворениепотребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознаниепотребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Такимобразом  физиологические потребностидолжны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнутпотребности безопасности; физиологические потребности и потребностибезопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде,чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности илюбви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархииявляется главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Онисходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и чточем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность,человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.
         Маслоу допускал, что могут быть исключения из этогоиерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие людимогут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности исоциальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны,что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказатьсяот них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создаватьсобственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии.Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а непотребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж ипродвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чемниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.
Рассмотримиерархию потребностей по Маслоу более подробно:
         Физиологические потребности непосредственно касаютсябиологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальномуровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными,т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности,достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшиеуровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей,что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.
Потребностибезопасности и защиты.Сюда включены следующие потребности: потребности в организации,стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе оттаких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребностиотражают заинтересованность в долговременном выживании.
Потребности принадлежности и любви. На этом уровне людистремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или вгруппе.     Маслоу определил два вида любвиу взрослых: дефицитарная илиД-любовь, и бытийная или Б-любовь.Первая основана на дефицитарной потребности — это любовь, исходящая изстремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс илиобщество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь,которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознаниичеловеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использоватьего.
Потребности самоуважения. Когда наша потребность любить других и быть имилюбимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается,открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа:самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, каккомпетентность, уверенность независимость и свобода. Уважение другими включаетв себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка иприятие.
         Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувствоуверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы.
Потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовалсамоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигшийэтого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов,способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можемстать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализацияочень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знаюто его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склоннысомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы длясамоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексомИоны.   Так же тормозное влияние напроцесс самоактуализации оказывает социализация.
         Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоуявляется то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «всеили ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может бытьмотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение,что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующейстепени: 85 % — физиологические, 70 % — безопасность и защита, 50 % — любовь ипринадлежность, 40 % — самоуважение и 10 % — самоактуализация. К тому жепотребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не простоудовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частичноудовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, чтоневажно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: еслипотребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернетсяна данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточноймере удовлетворены.
Таким образом, с однойстороны — индивидуальные потребности, с другой — условия и ситуация определяют,какие потребности будут доминировать. Следует отметить, что, несмотря наширокую известность и признание концепции Маслоу, теория не получиладостаточной экспериментальной валидизации. Ряд исследований подтвердилдоминирование базовых потребностей над потребностями других уровней, однакоподтвердить очередность удовлетворения потребностей, предложенную Маслоу, неудалось. Наибольшие сложности возникли при экспериментальной проверке потребностив самоактуализации, которую сложно определить операционально и четко отделитьот потребностей, близких по содержанию.
Эксперименты показали,что относительная важность потребностей индивида чрезвычайно динамична вовремени. Очень часто даже по мере незначительного удовлетворения одной потребностипроисходит актуализация другой. Поэтому недостаточная обоснованность гипотезыМаслоу о последовательном доминировании отдельных потребностей очевидна.
Скорее поведение человекав любой момент детерминировано набором потребностей. Порой эти потребностивполне совместимы и могут быть удовлетворены совместно, но часто такаясовместимость отсутствует, и тогда в потребностной сфере возникает конфликт,который индивиду приходится решать, отдавая предпочтение одной потребности иигнорируя другую. Примером такого конфликта может служить организационнаяситуация, в которой перед сотрудником стоит дилемма — или «пахать» изо всехдел, зарабатывая больше других и тем самым удовлетворяя многие из потребностей,или прослыть выскочкой и испортить свои отношения с коллегами, тем самымпоставив под угрозу удовлетворение своих социальных потребностей.
Основным вкладомтеории Маслоу, несомненно, является демонстрация того, что в каждый моментвремени поведение человека детерминировано какими-либо доминирующими потребностями.Ни одна организация не может рассчитывать на повышение мотивации своихсотрудников, на их удовлетворенность трудом, и соответственно на их большуюактивность и эффективность, если руководство не имеет представления о том,какие потребности в данный момент актуальны как для рабочих групп, так иотдельных сотрудников.
Если сотрудникибольше всего обеспокоены сохранением своих рабочих мест или считают каждуюкопейку, мечтая «дотянуть» до следующей зарплаты, их потребности в признанииили самоактуализации будут минимальными, и любые усилия организации, прямо несвязанные с доминирующими потребностями, окажутся бесполезными. В то же времядля организаций, обеспечивающих своих сотрудников высокими заработками испособных в значительной степени гарантировать их занятость, меры руководства,направленные на еще большее удовлетворение этих потребностей, не окажутсильного влияния на мотивацию персонала. Программы усиления мотивациисотрудников должны быть достаточно гибкими, чтобы учитывать индивидуальные различияи динамику изменения приоритетов в сфере потребностей.Дефицитарная мотивация и мотивация роста
         В дополнение к своей иерархической концепции мотивацииМаслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитныемотивы и мотивы роста. Первые (также называемые дефицитарными,или Д-мотивами) заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневыепотребности в мотивационной иерархии, особенно что касается нашихфизиологических требований и требований безопасности. Единственной цельюдепривационной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний (голод,холод, опасность). В этом смысле Д-мотивы являются стойкими детерминантамиповедения. По Маслоу, дефицитарные мотивы удовлетворяют пяти критериям:
         -их отсутствие вызывает болезнь (например, человек, которыйне ест, в конце концов заболевает);
         -их присутствие предотвращает болезнь (человек, которыйразумно ест, не заболевает);
         -их восстановление излечивает болезнь (нет другого способаизлечить голод, кроме пищи);
         -при определенных сложных, свободно выбираемых условиях,человек предпочтет удовлетворить их (голодающий человек выбирает пищу, а непривязанность семьи или друзей);
         -они неактивны или функционально отсутствуют у здоровогочеловека (здоровые люди находятся в условиях достаточно благополучных, чтобы ихповедение не сдерживалось постоянными поисками пищи).
         Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменениесуществующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие иливызывающие напряжение.
         В отличие от Д-мотивов, мотивы роста (такженазываемые метапотребностями  и бытийными, или Б-мотивами)имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал.Объективные мотивы роста, или метапотребности (мета  означает (сверх» или «после») должны обогатитьи расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующегои разнообразного опыта. Мотивация роста предлагает не столько возмещениедефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширениекругозора (то есть увеличение напряжения). Студент, который выбирает курс органической химии просто потому, чтохочет расширить свои познания, в большей степени демонстрирует Б-мотивацию, чеммотивацию типа Д. Конечно, он не заинтересуется органической химией, еслиумирает от голода. Таким образом мотивы роста или мотивы типа Б, приобретаютактуальность главным образом после того, как в достаточной мереудовлетворены  Д-мотивы.
         Маслоу выдвинул гипотезу, что метапотребности, так же, как идефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологическиекорни. Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочетсохранить психическое здоровье и достигнуть максимума своих возможностейПримеры метапотребностей по МаслоуМетапотребность
Характеристики Целостность
Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, порядок
Совершенство
Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность
Завершение
Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок
Закон
Справедливость, незапятнанность, порядок, законность
Активность
Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование
Богатство
Дифференциация, сложность
Простота
Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура Красота
Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство
Доброта
Правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность
Уникальность
Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна
Напряженность
Легкость; отсутствие напряжения, усилий, сложностей; изящество, совершенство
Игра
Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость
Истина, честь, реальность
Открытость, простота, богатство, честная и незамутненная красота, завершенность, сущность
Самонадеянность
Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, что быть  самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам Заключение
         Гуманистическая психология, или движение третьей силы,положила начало изображению человечества, радикально отличному от изображенияего в психоанализе или бихевиоризме. Находясь под влиянием экзистенциальнойфилософии, гуманистическая психология в качестве своих основных принциповвыдвигает трактовку личности как единого целого, несообразность исследований наживотных, восприятие человека как существа положительного и созидательного всвоей основе, и  делает акцент наизучении психического здоровья.
         Будучи основным направлением гуманистической психологии,теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархиипотребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумноудовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантойпобудительных сил в поведении человека. Гуманистическая природа теории Маслоуособенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшейреализации своего потенциала.
         Маслоу также различал две большие категории мотивовчеловека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизми отчуждение – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих наметапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своихметапотребностей.
         Гуманистические ориентированные труды Маслоу нашли пониманиесреди психологов в 1960-е и 1970-е годы. Для многих его подход, подчеркивающийизучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказалсяоптимистической  альтернативой тому, чтоони рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведениячеловека.

Список литературы.
1.     Годфруа Ж. Что такоепсихология: В 2-х т. Т. 2. — М.: Мир, 1996.- 472 с.
2.     Ильин Е.П. Дифференциальнаяпсихофизиология. – 2-е изд., доп. — СПб.: Питер,  2001. — 464 с.
3.     Крайг Г.  Психология развития. – 7-е Междунар. изд. — СПб.: Питер, 2000. – 998 с.
4.     Философскийэнциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия,  1983. — 836с.
5.     Хьел Л., Зиглер Д. Теорииличности. — СПб.: Питер, 1999. – 608 с.
6.     Энциклопедический словарь: В3-х т. Т.1 / Под ред. Б.А.Введенского. — М.: БСЭ, 1953. – 720 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовое положение средств массовой информации в Российской Федерации
Реферат Анализ хозяйственной деятельности примерный перечень вопросов к экзамену
Реферат Мультикультурализм и культурный диалог в полиэтничном пространстве (социально-философские аспекты)
Реферат Реклама в СКСиТ
Реферат Judge Dee Essay Research Paper The character
Реферат Учетная политика предприятия 2 Теоретический порядок
Реферат Статистическое изучение загрязнения окружающей среды
Реферат А. Н. Третьякова при участии специалистов ОАО «Балтийский Инвестиционный Банк»
Реферат Сущность, основные черты и структура мирового хозяйства
Реферат Формирование психолого-дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации
Реферат Поняття педагогічної майстерності педагогічного спілкування
Реферат The Prince Essay Research Paper The PrinceNiccolo
Реферат Організаційно-правові засади діяльності органів управління охороною культурної спадщини
Реферат 1. Всемирная конвенция об авторском праве (подписана в Женеве 6 сентября 1952 года) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004
Реферат Вильстер, Даниэль Якоб