Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Влияние_Интернета на психику и поведение человека

Министерство образования и науки РФ
Георгиевский технологический институт  (филиал) СевКавГТУ
РЕФЕРАТ
На тему: «Влияние Интернета на психику и поведениечеловека»
Выполнил: студент группыУТС-071
Савельев Д.Н.
Проверил:
доцент Ростовская Е.Г.
оценка________
дата__________
Георгиевск
2007
Содержание
1.  Индивидуальныйуровень воздействия Интернета
2.  Проблемавзаимоотношений людей в Интернете посредством компьютера
3.  «Интернетзависимость»
4.  Уход человека видеальный мир
5.  Вывод
6.  Используемаялитература
С постоянным развитием компьютерныхтехнологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочихцелях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованиеминтернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином аддикт мы будемпонимать зависимых пользователей). Как и всему новаторскому, влиянию новыхтехнологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).
Можно выделить два вида влиянияИнтернета на психику человека: во-первых, позитивное, а во-вторых — создающеепроблемы для мира реального, негативное. В некотором роде эти виды влиянияблизки, поскольку зачастую и положительный эффект «виртуальности» может вызватьнегативную реакцию в реальном мире. Воздействие может идти в несколькихнаправлениях (градация по субъектам и степени воздействия).
1. ИДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТА.
 Влияние Интернета и развития технологийв целом на развитие умственных способностей человека. Интернет являетсяпринципиально новым средством телекоммуникаций, отличающихся высокой скоростьюобмена информацией. В связи с этим возникает новый уровень отношений человека икомпьютера, человека и человека посредством компьютера.
Как это сказывается на психике человека? Может наблюдаться заметное повышениескорости и объема восприятия данных, открытие новых возможностей человеческогомозга, принципиально новое восприятие прежней информации. Верно ли, что дети,много времени проводящие за компьютером, развиваются значительно быстрее сверстников?С точки зрения здравого смысла, у компьютерщиков более разумно и логическиправильно выстроены мыслительные процессы. Это позволяет им яснее и точнеевыражать мысли, самоорганизовываться. Но в то же время не теряется ли в нихэлемент гуманитарности, образности мышления?
С другой стороны, интернетчики имеют более широкий круг «общения», большийдоступ к мировой информации, в том числе гуманитарного плана. И опять жевозникает парадокс: в современном мире далеко не вся информация погружена впучину Интернета, а пока лишь только небольшая ее часть. Не будет ли всяоставшаяся за пределами Интернета информация потеряна для тех, кто связан ссетью, хотя бы по причине нехватки времени?
Итак, возник первый вопрос: Существует ли зависимость между погружением вИнтернет и умственным совершенствованием человека?
Чем «продвинутей» человек в компьютерах и в Интернете тем лучше, гармоничнее,логичнее и более широконаправленно развивается личность.
2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРА
Одна из важнейших функций Интернета — это общение людей в онлайновом режиме.Интернет здесь выступает в качестве медиума в этом новом виде человеческогообщения. Онлайновый режим коммуникаций имеет свои особенности: это неэпистолярный жанр, но и не реальный разговор. Это принципиально новый видобщения. Возможность вести диалог с удаленным собеседником в режиме реальноговремени позволяет осуществлять индивидуальную психотерапию. Общение в«виртуальном» пространстве характеризуется следующей спецификой. Обменписьменными посланиями, замещающий вербальную коммуникацию, — процессмедленный. У человека есть время подумать и придать своим мыслям и словамнужную ему форму. Множество полезной информации, отброшенной в процессе набораи редактирования текста, оказывается утраченной. Хотя есть мнение, что наоборот- обмен информацией становится более интенсивным в смысле отношения содержаниятекста к его объему. В связи с этим возникают новые проблемы, связанные собщением людей посредством Интернета.
Влияет ли Интернет на эмоциональное и духовное развитие человека?
Одна из первых и важных проблем — это замена социально-иерархических ориентировментальными. К чему это может привести? Во-первых, к созданию определенныхсубкультур, социальных групп людей, объединенных общими интересами (а подчас — и целями), поведенческими нормами (установленными для каждого конкретногослучая в зависимости от уровня общения и прочих его факторов), а также наличиемустойчивой структуры взаимодействия внутри данной группы. Еще один признаквыделения социальных групп — общность статуса и ролевых предписаний — являетсяотдельной темой разговора, т.к. в данном случае можно констатировать рождениенового общества со своими законами, нормами, правилами, обычаями, иерархией,целями и интересами. Эта новая реальность может быть в корне отлична от той,которая могла бы быть создана теми же людьми в «реальной реальности».
Затрагивается вопрос о ролевой игре и «расслоении» структуры личности.
Человек может быть одной личностью в «новой реальности», может бытьнесколькими, может быть любого пола, возраста, вероисповедания и проч., еслиэти характеристики, конечно, уместны и употребимы в данной ситуации. «Я — реальный» и «я — виртуальный» — как взаимодействуют эти две категории? Проблема«масок», которые существуют и при отсутствии «виртуальности», а с нейприобретающие еще больший размах и значение.
Наверное, не имеет смысла изучать проблему «виртуальных» взаимоотношенийнезависимо от реальной жизни, поскольку так или иначе, этим двум мирам приходитсяпересекаться, и, поскольку основная, реальная наша жизнь пока еще не погребена(или раскрепощена) компьютерами, следует все же привязывать «виртуальность» креальности.
Таким образом, проблемы возникают при пересечении двух реальностей: компьютернойи реальной.  Последствия могут оказатьсяположительными (совершенствование социально-иерархической структуры общества),и с тем же успехом деструктивными (разница между устройством компьютерного иреального миров может привести к стиранию рамок привычного адекватногоповедения человека в реальности, к неопределенности реальных жизненныхориентиров). Что касается «расслоения» структуры личности конкретныхиндивидуумов, здесь также могут наблюдаться как конструктивные (эмоциональное,духовное совершенствование человека, самоизучение и самокопание), так идеструктивные показатели (деградация личности). Правомерный или неправомерныйперенос сетевого опыта на реальность.
А как насчет обратного влияния — реальной жизни на «новую реальность»? Безэтого влияния, конечно, обойтись совершенно нельзя. Но в таком случаенеобходимо определить степень этого влияния.
Гипотеза, состоящая из вопросов: Необходимо ли «тащить» за собой изреальной жизни в «виртуальную» все, что только можно — хорошее и плохое, чтобынам, консерваторам, было легче привыкать к этому новому уровню отношений? Илиже это микроскоп для забивания гвоздей? Возможно, новый мир должен бытьсовершенно новым, очищенным от «скверны», рождающим свои собственные, неимеющие отношения к реальности отношения и вытекающие из них проблемы ирадости. Неплохо по этому поводу высказался С.Лукьяненко, но так и не далответа на этот вопрос. Возможно, именно нам предстоит ответить на этотэтический вопрос.
Что же возникает на пересечении «виртуального и реального миров? Отношениялюдей, не имеющих понятия об Интернете, к людям, достаточно прогрессивным вэтом плане. Проблема социальных конфликтов на этой почве, интеллектуальныйразрыв.
Оно может быть самым разнообразным: от легкого «покручивания пальца у виска» дозавистии даже ненависти в особо крайних случаях. Непонимание может породить,безразличие и межличностные конфликты людей-«виртуалов» и «реалов».
Положительным следствием может явиться «подтягивание» «реалов» к более высокомууровню развития «виртуалов». Может быть противоположное влияние: «излечивание»от компьютерной заразы «виртуалов», возвращение в реальность. Смешениевиртуального и реального миров. Взаимодействие реально знакомых людей черезИнтернет и реальное знакомство с «виртуалами». Перспективы подобных знакомств,виртуально-реальные браки. Разница в структуре построения отношений, иерархия,перенесение отношений реальной жизни в «виртуальность» и наоборот — чем эточревато, каковы последствия? Углубление отношений, переход на принципиальноновый уровень общения. Превнесение разнообразия в реальность, ломка стереотиповпривычного общения и, как следствие, перенесение феномена создания новыхсоциальных групп в реальную жизнь. Разочарование в правдивости «новойреальности», осознание несоразмерности двух реальностей и выбор одной из них вкачестве основной формы общения с миром, нежелание более смешивать два мира.Исчезновение азарта «нереального» общения, потеря доверия к живым людям, вотличие от «строчек на экране».


4. «ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ»
Так что же, можно заболеть Интернетом? Ведь Интернет– это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия поинформационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической»зависимости.
Вопрос о том, что работа в Интернетеможет стать источником болезни, и является наркоманией в буквальном смыслеслова.
Другие говорят, что «не очень ясно,правомерно ли вообще говорить об Интернет-зависимости. Web-серфинг, очевидно, является не стольразрушительным занятием, как употребление наркотиков. Непонятно также, гдепролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием: куда,например, отнести любовь к музыке? Третьи утверждают, что сеть предоставляетвозможность приятно провести время и не вызывает физиологической зависимости.Это «экологически чистый» помощник от стрессов.
Как правило, со стороны чью-тозависимость от Интернета увидеть несложно.
Одна школьница рассказывала: «Раньшея не понимала старшего брата, который, приходя, домой, бросал сумку и, включаякомпьютер, соединялся с Интернетом. У монитора он мог сидеть часами, какзагипнотизированный. Потом, зарегистрировавшись и получив свое имя в сети, яповела себя так же. Порой не успеваешь поесть, сделать уроки, пообщаться среальными друзьями, но уж в сети посидишь вволю. Утром, встав немного пораньшечитаешь электронную почту, а вечером с братом споришь о том, кто из нас сегоднябудет «чатиться» (от английского “chat” – болтовня, разговор)».
Налицо, как видно, сужение кругаинтересов, уход «сетевого клиента» от реальной жизни. Но пока еще можноговорить лишь о степени заболевания подобных пользователей Интернета. Ихболезнь, как правило, прогрессирует до определенного уровня, а затем протекаетхронически.       Университет в Hertfordshireпровел исследование. Оноосновывалось на опросе 445 пользователей в Великобритании, и его результатыбыли предоставлены Британскому психологическому обществу. «Фанатами», т.е.зависимыми себя считают 46% пользователей. Эти люди постоянно находятся вИнтернете и считают это замечательным. Большинству из тех, кто считает себязависимым, около 30 лет. Как видно, на сетевую иглу «садятся» далеко не толькоподростки и студенты. Отличается, что быстрее и чаще привыканию подверженыгуманитарии, притом с высшим образованием. У многих из них само понятиезависимости от сети вызывает активную неприязнь, хотя они и подмечают сильнуюсклонность к виртуальному общению.
Исследование, проведенное Кимберли Янпсихологом из Питтсбургского университета в Бредфорде, вызвало новую волнудискуссий по вопросу наркотического пристрастия к Интернету.
Исследования Ян опирается нарезультаты ответов 196 человек на составленный ею тест. Около 25% респондентовотметили, что попали на крючок в течение первых шести месяцев активной работы вСети, еще 58% приобрели зависимость в течение года. При этом 52% опрошенныходновременно проходили курс терапии, связанный с другими пристрастиями(алкоголизм, наркомания, азартные игры), а 54% испытывали депрессию. Посколькуна вопросник Кимберли Ян отвечали люди, заведомо испытывающие определенныепроблемы (плюс незначительное число любопытных), выборка, очевидно, непредставительна для всей Интернет-популяции. Критике специалистов подвергся исам набор вопросов психолога. Основываясь на результатах опроса, а так жеиспользуя статистические данные по распространенности алкоголизма, Ян пришла квыводу о том, что 5-10% людей, активно использующих Интернет в своей практике,испытывают определенные проблемы. Исследовательница полагает, что наибольшийурон карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени,проведенного он-лайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второйплан. По результатам исследования психолог приводит методику для преодоленияпристрастия.
У современного человека множествовозможности приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этомряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости,а только лишь психологическую. Это может послужить аргументом в ее защиту: сеть– «экологически чистый» помощник от стрессов.
4. «УХОД ЧЕЛОВЕКА В ИДЕАЛЬНЫЙ МИР».
Следствием может стать полный «уход человека в идеальный мир» как выборединственно правильной, понятной и доступной формы общения с другими людьми.
Аддиктивное стремление к «новой реальности», ощущение острой необходимости бытьв ней постоянно может вызываться многими причинами. Недостаток живогочеловеческого общения.
Недостаток квалифицированного общения. Сексуальная неудовлетворенность.Разочарование в реальном мире (предпочтение правил, норм, предписаний «новойреальности», а не реального мира). Невостребованность собственных ресурсов,возможностей в реальной жизни. Проблема свободного времени. Какие симптомыИнтернет-зависимости могут появится у потенциальных аддиктов?
чрезмерное времяпровождение в онлайновом режиме, зависимость настроения ижизненных сил от нахождения в Интернете, сильная привязанность к «виртуальным»знакомым, возникновение совершенно новых условных рефлексов у человека воздействие,Интернета через рефлекторные функции организма на нервную систему (что это — забавное замечание или первые симптомы аддикции и проблемы девиантнойпривязанности?) Каковы могут быть последствия подобной аддикции? Разрушениереальной личности, психические заболевания, а может быть, наоборот — это новаяступень развития интеллекта?
          5. ВЫВОД
Таким образом, можно сделать вывод,что интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации,характерной для лиц, имеющих определенный преморбидный фон (т.е. личностныеособенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности, либоаддиктивной реализации с помощью Интернет у уже сформировавшегося аддикта).Вряд ли стоит ожидать широкого распространения интернет-зависимости, о которомнас предупреждали СМИ, учитывая данные об этиологии и эпидемиологии данногорасстройства, однако такие пациенты уже существуют «здесь и сейчас» ис течением времени меньше их не станет.
6.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеева А., Лебедева М. Интернет — рождение новой реальности


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.