Реферат по предмету "Международные отношения"


Международная торговая политика

Содержание Введение 1 Понятие и теория внешней торговли
1.1 Понятие внешней торговли 1.2 Теория, сущность и виды международной торговли 1.2.1 Классическая теория международной торговли 1.2.2 Теория Хекшера – Олина: теория факторов производства 1.2.3 Неотехнологические теории 1.2.4 Теория снижающихся издержек (эффект масштаба 1.2.5 Теория "технологического разрыва 1.2.6 Теория "цикла жизни продукта" 1.2.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ 2 Регулирование международной торговли 2.1 Торговые барьеры и их виды 2.2 Протекционизм и его виды 2.3 Международное регулирование 3 Формы расчета 3.1 Банки на международной экономической арене 3.2 Основные функции клирингового банка 3.3 Основные функции торгового банка 4 Экономическая интеграция Заключение Приложения Список литературы
Введение. Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. Изложенное выше вполне справедливо в отношении мировой торговли, и в определенном смысле этот вопрос можно считать исчерпанным. В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легко проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны — это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, и поэтому можно дешево производить такие "землеемкие" товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный людской труд, то есть все необходимое для производства дешевого кофе. Промышленно развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов. Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие: · что лежит в основе международного разделения труда? · какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды? · какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле? Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле. Международная торговля (international trade), является древнейшей формой международных экономических отношений. По своим масштабам и значению в общем комплексе мирохозяйственных связей она продолжает сохранять важные позиции. Углубление международного разделения труда, специализация и кооперация приводят ко все более высокой степени «открытости» национальных хозяйств, их ориентации на внешние рынки и, следовательно, расширению международной торговли. Это усиливает интерес к международному обмену.
1 Понятие и теория внешней торговли. 1.1 Понятие международной торговли. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый со­вокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. П.
1.2 Теория, сущность и виды международной торговли. Внешняя торговля является важной и ис­торически самой первой формой международ­ных экономических отношений. Она представ­ляет собой обмен товарами2 между государ­ственно-оформленными национальными хо­зяйствами. В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хо­зяйства. В ее основе лежит международное раз­деление труда. Развитие международной специ­ализации производства и углубление названно­го разделения труда (в виде общего, частного и единичного) порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубо­кое воздействие на нее оказывает научно-тех­ническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков. Масштабы участия отдельных националь­ных хозяйств в международной торговле связа­ны с уровнем развития в них товарного произ­водства и товарного обращения. Известно, что зачатки товарного производства, товарного об­ращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Однако во всех докапиталистических формациях вследствие преобладания натурального хозяйства в между­народном обмене участвовала лишь незначи­тельная часть продукции. Развитие товарного производства и рыночной экономики дало мощ­ный толчок к расширению международной тор­говли как особой сферы товарного обращения - между национальными хозяйствами. С развитием рыночной экономики необхо­димость внешнего рынка возрастает. Формиро­вание крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хо­зяйств в международной торговле по линии как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать прису­щее рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не бу­дучи полностью разрешенными с помощью экс­порта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что нахо­дит выражение в острой конкуренции, харак­терной для международной торговли. Вместе с тем участие в ней ведет к интенси­фикации воспроизводственного процесса в на­циональных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возмож­ность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что име­ет важные социальные последствия. Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в нацио­нальных хозяйствах. Для многих развивающих­ся стран (особенно азиатских) рост экспорта стал важной составляющей процесса индустри­ализации и увеличения темпов экономического роста. Поступления от экспорта - существен­ный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспор­та позволяет мобилизовать и более эффектив­но использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов. Вовлечение промышленных предприятий, осуществля­ющих поставки на внешний рынок, в междуна­родную конкуренцию вызывает необходимость постоянного организационно-технического со­вершенствования их деятельности, повышения технического уровня и качества выпускаемых в стране товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики. В силу этого наиболее высокие тем­пы экономического развития характерны для тех стран, где быстро расширяется внешняя торгов­ля, особенно экспорт (Германия в 50 - 60-х го­дах, Япония в 70 - 80-х, новые индустриальные страны Азии в 90-х). Одновременно с этим увеличение внешне­торгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способ­ствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозави­симость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функ­ционировании экономики какого-либо крупно­го участника мирового рынка неизбежно вле­кут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны. Таким образом, место международной тор­говли в системе международных экономичес­ких отношений определяется тем, что, во-пер­вых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей - вывоза ка­питала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, раз­витие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику междуна­родного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударствен­ных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической инте­грации. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углуб­лению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

1.2.1 Классическая теория международной торговли. В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие – импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.
«Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену этого продукта.
То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, врядли может не оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.» Идея А. Смита может быть выражена в простой модели, представленной в таблице 1. Таблица 1 Принцип абсолютного преимущества страна 1 страна 2 товар А 10 труд. Ед. 20 труд. Ед. товар Б 20 труд. Ед. 10 труд. Ед. Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Со временем на смену модели А. Смита пришла модель Давида иккардо (David Ricardo), который сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Д. иккардо увидел определенную специфику международных экономических отношений и создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. иккардо открыл закон сравнительного преимущества (comparative advantage): Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приводит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Исходные условия для этого примера представлены в таблице 2. Таблица 2 Принцип сравнительного преимущества Англия Португалия n ед. сукна 100 рабоч. /год 90 рабоч./год m ед. вина 120 рабоч. /год 80 рабоч. /год В соответствий с данным примером производство определенного количества (n) сукна в Англии требует труда 100 рабочих в год. На данное количество сукна Англия приобретает некоторое (m) количество португальского вина, собственное производство которого потребовало бы труда 120 рабочих в год. При этих обстоятельствах Англии оказывается выгодным покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80 человек в год, вследствие чего ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих объясняется Д. иккардо трудностью перемещения факторов производства между странами. Согласно модели Д. иккардо Португалия имеет абсолютные преимущества перед Англией в производстве обоих товаров, однако Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, т.к. ей требуется для производства вина 67% (80/120*100) издержек Англии, а для производства сукна – 90% (90/100*100). Следовательно для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии – сукно.
1.2.2 Теория Хекшера – Олина: теория факторов производства. Теория Д. Риккардо вытекала из фактически существовавших в то время различий в издержках производства определенных товаров в разных странах, зависящих в подавляющей степени от различий в природных условиях. В конце ХIХв. – начале ХХв. Произошли структурные сдвиги в международной торговле. В 1928 году на промышленные изделия приходилось около 40% мирового экспорта, в то время, как на сырье и полуфабрикаты – 35%, а на продовольствие – 25%. Это свидетельствует о том, что роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активна. В это время шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Олин (Bertil Ohlin) выдвинули теорию, в соответствии с которой попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. На шведском языке. В 20-е и 30-е годы эти положения были обобщены и развиты его учеником, Б. Олином. В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор. Основных факторов три: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера-Олина является двухфакторной, т.к. в ней сравниваются только два фактора из трех, например, труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие – капиталоемкими. Можно вполне логично предположить, что различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала мало, труд будет сравнительно дешев, а капитал – дорог. В какой-либо другой стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал – дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор производства».

1.2.3. Неотехнологические теории. Теория Хекшера-Олина объясняла развитие внешней торговли различной нацеленностью стран факторами производства, однако в последние десятилетия стала возрастать торговля между странами, где разница в населенности факторами невелика (Западная Европа), т.е. налицо противоречие – причины торговли исчезли, а торговля возросла. Это объясняется тем, что теория Хекшера-Олина сложилась в те годы, когда преобладающей была межотраслевая торговля. Еще в начале 50-х годов наиболее характерным был обмен сырья из развивающихся стран на продукцию обрабатывающей промышленности развитых стран. К началу 80-х годов уже 2/3 экспорта, например, Великобритании приходилось на Западную Европу и Северную Америку. Во внешней торговле промышленно развитых стран преобладающим стал взаимный обмен продукцией обрабатывающей промышленности. Более того, эти страны одновременно продают и покупают не просто продукцию обрабатывающей промышленности, а одни и те же по наименованию товары, отличающиеся лишь качественными характеристиками. Особенностью производства экспортных товаров промышленно развитых стран являются сравнительно большие затраты на НИОКР. Эти страны сегодня во все большей степени специализируются на производства так называемой наукоемкой высокотехнологичной продукции.
В число высокотехнологичных отраслей входят производство медицинских препаратов, электронно-вычислительных машин и оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторное оборудование, авиационная и ракетно-космическая промышленность. Развитие наукоемких отраслей и стремительный рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления. Это направление представляет собой совокупность отдельных моделей, частично дополняющих друг друга, но иногда и противоречащих одна другой.
1.2.4 Теория снижающихся издержек (эффект масштаба). Эта теория развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера-Олина. Исходным является предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях. Поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства.
1.2.5 Теория "технологического разрыва". В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно. В результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.
1.2.6 Теория "цикла жизни продукта" (product life cycle theory). Является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она привлекла почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий. На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным. На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии. На третьей стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар. На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости. Такова общая схема прохождения новым продуктом "цикла жизни". Теоретики данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости. Теории неотехнологического направления отражают процесс радикальной перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь "качества специализации". Пример НИС со всей очевидностью показывает, что экономический рост и активное участие в международном разделении труда решающим образом зависят от открытости национальных хозяйств.

Стадии
Производство
Спрос 1 Начало производства (только для внутреннего рынка)
Невелик
2 (стадия
роста) - Серийный выпуск - Экспорт зарубеж - Передача технологии производства зарубеж
Продукт становится общепри-знанным
3 (стадия
зрелости) - Производственная технология полностью стандартизируется - Зарубежные компании проникают на внутр. рынок страны, где появился товар
Спрос на внутреннем рынке насыщен
4 Производство начинает сокращаться
Продукт
стареет
1.2.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ. В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий. Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента: · Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли. · Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью. · Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке. · Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке. Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране: · Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать. · Государственная политика. По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций. В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить: 1) Воздействие правительства на факторные условия · акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.); · грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров). 2) Воздействие правительства на условия спроса: · государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций); · регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции); · воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности); · стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования); · предоставление полной и качественной информации покупателям; · введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств); · зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия) 3) Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли: · политика правительства в отношении СМИ; · образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции); · региональная политика (стимулирование развития отстающих районов). 4) Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм: · интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта) · воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм · регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.) · образование новых фирм · торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом) · привлечение зарубежных инвестиций b)Основные функции зарубежного отделения клирингового банка: а) Обеспечение иностранной валютой: 1. продажа иностранной валюты клиентам и покупка ее у них; 2. предоставление ссуды в иностранной валюте;
3. предоставление своим клиентам, путешествующим за границей, иностранных банкнот, монет и дорожных чеков. б) Инкассирование и перевод денежных средств. Банки могут участвовать от имени клиентов в инкассировании платежей, поступающих из—за границы, могут участвовать в платежах клиентов отдельным лицам или фирмам за рубежом. Эти услуги включают в себя:
1. перевод платежей в иностранной валюте от имени клиентов( импортеров); 2. зачисление платежей, поступающих из—за границы на кредит счетов собственных клиентов или на кредит счетов других отделений банков (экспортеров); 3. выполнение "документарного инкассо" от имени экспортера или иностранного покупателя за рубежом. 4. в) Предоставление банковских услуг для международной торговли: 5. ведение счетов клиентов (например, банков—корреспондентов). Это могут быть счета в иностранной валюте; 6. ведение собственных счетов в банках корреспондентах за рубежом; 7. предоставление овердрафтов или ссуд для клиентов и банков за границей в иностранной валюте; 8. предоставление услуг по документарному аккредитиву; 9. учет переводных векселей, подлежащих оплате за границей, или чеков; 10. акцептирование переводных векселей, выписанных на этот банк в рамках услуг по акцептному кредиту; 11. предоставление и финансирование экспортерам или иностранным покупателям по схеме, в соответствии с которой департамент гарантии экспортных кредитов выдает гарантии под банковскую ссуду. г ) предоставление информации клиентам для более эффективного проведения их международной торговли: 1. отчеты о финансовом положении поставщиков или клиентов; 2. помощь в поиске зарубежных дистрибьюторов (например, агентов или оптовых предприятий); 3. общая информация об экономическом положении в конкретной стране и любых экспортных / импортных постановлениях в этой стране; 4. предоставление названий, адресов, номеров телефонов других организаций, которые могут оказать содействие. 5. Клиринговые банки расширили свое влияние на международную торговлю путем: 6. открытие отделений за рубежом; 7. приобретение доли в зарубежных банках; 8. открытие дочерних компаний для специализации в лизинге и продает в кредит или факторинга и т.д.; 9. обеспечение специализированных услуг посредством регистрации своих филиалов как торговых банков.
2 Регулирование международной торговли. Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых таким производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Вообще то речь идет об высокоэффективных отраслях, о чем свидетельствует их сравнительные преимущества и их способность продавать товары на мировых рынках. Короче говоря, пошлины прямо способствуют экспансии относительно неэффективных отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным образом вызывают свертывание относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат причиной передислокации ресурсов в неверном направлении. Это не удивительно. Известно, что специализация и не скованная ничем мировая торговля, базирующаяся на сравнительных преимуществах, ведут к эффективному использованию мировых ресурсов и расширению реального объема мирового производства. Цель и последствие защитных пошлин — сокращение мировой торговли. Отсюда помимо своих специфических последствий для потребителей, а также иностранных и местных производителей пошлины сокращают объемы реального мирового производства.
2.1 Торговые барьеры и их виды. a) Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны (например для США это олово, кофе и бананы). Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке. б) Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно небольших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества. в) Нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны часто требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. г) Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. В этом случае иностранные фирмы "добровольно" ограничивают своего экспорта в определенные страны. Экспортеры дают согласие на добровольные экспортные ограничения (которые аналогичны импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения США более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США.
2.2 Протекционизм и его виды. A) Необходимость обеспечения обороны. Аргумент имеет скорее военно-политический, а не экономический характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны и ведения войны. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых ресурсов). Усиление национальной безопасности, с одной стороны, и ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей. К сожалению, объективного критерия для оценки относительных издержек и выгод этого процесса не существует. Экономист может только привлечь внимание к тому факту, что введение пошлин для усиления обороноспособности страны связано с некоторыми экономическим издержками.
Хотя можно согласиться с тем, что импортировать системы наведения ракет из СНГ будет не лучшей идеей, однако доводы в пользу самообеспеченности заслуживают самой серьезной критики. Вероятно, практически любая отрасль прямо или косвенно вносит свой вклад в национальную безопасность. Можно ли назвать отрасль, которая не внесла хоть небольшой вклад в победу во второй мировой войне? Но даже если отбросить эти критические замечания, — неужели нет более совершенных, чем пошлины, средств для обеспечения необходимой мощи стратегических отраслей? Достижение самообеспеченности с помощью пошлин порождает издержки в форме более высоких внутренних цен на продукцию защищенных отраслей. Издержки возросшей обороноспособности распределяются в обязательном порядке между теми потребителями, которые покупают продукцию этих отраслей. Практически все экономисты соглашаются с тем, что прямые субсидии стратегическим отраслям, финансируемые из общих налоговых поступлений, повлекли бы за собой более равномерное распределение этих издержек.
Б)Увеличение внутренней занятости. Лозунг "Спасайте национальные рабочие места!" используемый в защиту пошлин, становится все более модным по мереного как экономика приближается к спаду. Он коренится в микроанализе. Совокупные расходы в открытой экономике состоят из потребительских расходов, капиталовложений, государственных расходов и чистого экспорта. Чистый экспорт равен разности между экспортом и импортом. Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта окажет стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку повлечет за собой резкий рост доходов и занятости. Но такая политика имеет серьезные дефекты. 1) Увеличение импорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест в стране , но в тоже время создает другие рабочие места. Импорт способствовал ликвидации в последние годы части рабочих мест в некоторых отраслях промышленности. Но с другой стороны возникли проблемы с перенасыщением рынка импортными радиотехникой и электронным оборудованием, повысившими конкуренцию и ударившими по занятости в соотвестсвующих отраслях. Таким образом, хотя импортные ограничения изменяют структуру занятости, они в действительности могут лишь незначительно, либо вообще не могут, влиять на уровень занятости. 2) Очевидно, что все страны не могут одновременно добиться успеха при введении импортных ограничений. Экспорт одной страны является импортом для другой. В той же степени, в какой превышение экспорта над импортом, достигнутое одной страной, может стимулировать ее экономику, избыток импорта над экспортом в другой экономике обостряет проблему безработицы. Нет ничего удивительного, что введение импортных пошлин и квот в целях достижения полной занятости в стране называется политикой "разорю соседа". С ее помощью внутренние проблемы страны решаются за счет разорения торговых партнеров. 3) Страны, пострадавшие от пошлин и квот, вероятно, предпримут ответные действия, вызывая новое повышение торговых барьеров, которые в конце концов задушат торговлю до такой степени, что всем странам станет хуже. Неудивительно, что закон о пошлинах Смута-Хауди 1930 г. , который установил наиболее высокие пошлины, когда-либо действовавшие в США, больно ударил по стране. Этот закон о пошлинах, вместо того, чтобы стимулировать экономику, только спровоцировал ряд ответных действий со стороны стран пострадавших от этих мер. Это вызвало дальнейшее сокращение международной торговли и способствовало появлению тенденции к снижению уровня доходов и занятости во всех странах. 4) В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве средства стимулирование внутренней занятости обречено на неудачу. Следует помнить: именно через американский импорт иностранные государства зарабатывают доллары, на которые они покупают товары американского экспорта. В долгосрочном плане, для того чтобы экспортировать, страна должна импортировать. Следовательно, долгосрочная цель заключается совсем не в том, чтобы увеличить внутреннюю занятость, а в том, чтобы, в лучшем случае передислоцировать рабочих из экспортных отраслей в защищенные отрасли, ориентирующиеся на внутренний рынок. Это перемещение приводит к менее эффективному размещению ресурсов. Пошлины перекрывают путь ресурсам в те отрасли, в которых производство настолько эффективно, что обеспечивает сравнительное преимущества. Нет никаких сомнений, что при выборе антициклических мер разумная современная денежная и налоговая политика предпочтительней манипулирования пошлинами и квотами. То есть, пошлины только не увеличивают чистый экспорт и поэтому не создают новые рабочие места. В) Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности. Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик, например нефтяной экономики Кувейта или ориентированного на производства сахара народного хозяйства Кубы, сильно зависит от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для стимулирования промышленной диверсификации и , как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции. Это поможет оградить внутреннюю экономику от влияния международных политических событий, спада производства за рубежом, от случайных колебаний спроса на один или два конкретных товара и их предложения, таким образом обеспечив большую внутреннюю стабильность. Имеются также серьезные ограничения и недостатки. Во-первых, этот аргумент имеет слабое или вообще не имеет отношения к развитым странам. Во-вторых, экономические издержки диверсификации могут быть значительными; например, в монокультурных экономиках обрабатывающая промышленность может оказаться крайне неэффективной. Г) Защита молодых отраслей. Защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердится новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в пользу протекционизма зиждется на сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается в том, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности. Защита молодых отраслей с помощью пошлин скорректирует существующее неправильное размещение мировых ресурсов, которое исторически сформировалось из-за различий в уровнях экономического развития отечественной и иностранной промышленности. Хотя такая позиция логически верна, необходимы следующие оговорки. Во-первых, подобные аргументы не имеют отношения к индустриально развитым странам. Во-вторых, в слаборазвитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является тем новорожденным, который способен достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает защиты. В-третьих, защитные пошлины могут не исчезнуть, а скорее склонны сохраняться, даже когда промышленная зрелость будет достигнута. Наконец, большинство экономистов считают, что если нарождающимся отраслям требуется помощь, то для этого существуют более приемлемые способы, чем пошлины. Прямые субсидии, например, обладают тем преимуществом, что они более открыто показывают, какой отрасли оказывается помощь и в какой степени.
В последнее время аргументация необходимости помощи молодым отраслям несколько изменилась. Неожиданно столкнувшись с усилением иностранной конкуренции, представители промышленности получили возможность утверждать, что она нуждается в защите для получения времени для модернизации и для повышения конкурентоспособности продукции. Однако проблема заключается в том, что протекционизм, увеличивая прибыли и тем самым предоставляя средства для модернизации, в то же время понижает остроту вопроса о необходимости этих изменений. Вместо ожидаемого повышения эффективности функционирования отрасли протекционизм может вызвать ее дальнейшее снижение.
Более того, а кого рода методы могут стать сигналом для других отраслей, что они также вправе рассчитывать на аналогичную защиту в случае столкновения с сильной конкуренцией со стороны импорта. Таким образом, все отрасли в равной степени могут потерять интерес к совершенствованию качества продуктами минимизации производственных издержек. Д) Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы для защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во-первых, эти фирмы могут использовать демпинг для подавления местных конкурентов, захвата монопольного положения на рынке и последующего цен. Во-вторых, демпинг может являться сложной формой ценовой дискриминации - назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизации своих прибылей иностранный продавец может принять решение о реализации своей продукции по высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке и сбросе избыточной продукции по низким ценам на внешние рынки. Избыточные объемы производства могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукции при крупномасштабном производстве. В связи с тем, что демпинг вызывает обоснованную озабоченность, в соответствии с законодательством многих стран, он запрещен. В тех случаях, когда демпинг имеет место и наносит ущерб отечественным фирмам, правительство вводит "антидемпинговые пошлины" на соответствующие товары. Однако обвинения в использовании демпинга должны тщательно проверяться для определения их состоятельности, поскольку некоторые иностранные фирмы иногда действительно производят определенные товары с более низкими издержками. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта, а конкуренция на местном рынке ограничится, что позволит отечественным фирмам поднять цены за счет потребителей. Аргументов в пользу протекционизма много, но они не основательны. В соответствующих условиях аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности выступает как справедливое исключение, имеющее экономическое оправдание. Аргумент в пользу самообеспеченности может использоваться для обоснования протекционизма с военно-политических позиций. Однако оба этих аргумента заслуживают серьезнейшей критики, так как они игнорируют возможность использовать альтернативные средства для стимулирования промышленного развития и военной самообеспеченности. Большинство других аргументов являются во многом эмоциональными призывами, основанными на полуправде и вымыслах. Они отмечают только непосредственные и прямые последствия защитных пошлин, игнорируя простую истину, что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобв экспортировать. Имеются весьма убедительные исторические доказательства, которые подтверждают, что свободная торговля ведет к процветанию и росту, а протекционизм приводит к противоположным результатам. Вот несколько примеров. · Конституция США запрещает отдельным штатам взимать пошлины, превращая Америку в огромную зону свободной торговли. Специалисты по экономической истории признают, что это сыграло важную роль в экономическом развитии страны. · Действия Великобритании в поддержку более свободной международной торговли в середине девятнадцатого столетия имели важное значение как средство стимулирования ее индустриализации и развития. · Создание "Общего рынка" в Европе после первой мировой войны во многом способствовало устранению пошлин между странами-коллегами. Экономисты сходятся на том, что создание такой зоны свободной торговли явилось важным фактором, обеспечившим процветание Западной Европы в последние десятилетия. · В целом тенденция к снижению пошлин с середины 30-х годов явилась стимулом роста послевоенной мировой экономики. · Как уже отмечалось, высокие пошлины, введенные в соответствии с законом Смута-Хаули 1930 г., и порожденные им ответные меры, усугубили "великую депрессию". Исследования слаборазвитых стран в подавляющем большинстве случаев показывают, что те страны, которые для защиты своих национальных отраслей полагались на импортные ограничения, довольствовались более медленным ростом по сравнению с теми странами, которые приводили более открытую экономическую политику. Е) Закон о взаимной эквивалентной торговле и ГАТТ. Первым законом, вызвавшим тенденцию к снижению уровня пошлин, стал Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 г. Будучи специально направленным на снижение пошлин, закон включал два основных приложения. · Полномочия по ведению переговоров. Закон о взаимной эквивалентной торговле наделял президента правом вести переговоры и заключать соглашения с иностранными державами о снижении американских пошлин до 50% от существующего уровня. Снижение тарифов зависело от готовности других стран идти на взаимные уступки, направленные на снижение пошлин на американский экспорт. · Общее снижение пошлин. Если бы снижение пошлин было достигнуто в результате включения в эти соглашения положения о режиме наибольшего благоприятствования, оно относилось бы не только к определенной стране, ведущей переговоры с США, но и приняло бы всеобщий характер. Однако закон о взаимной торговле дал начало только двусторонним переговорам (между двумя странами). Этот подход был расширен в 1947 году, когда 23 страны, включая США , подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех кардинальных принципах: равный, не дискриминационный режим для всех стран участников; снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров; устранение импортных квот. По существу, ГАТТ есть не что иное, как форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многосторонней основе. В настоящее время в ГАТТ входят почти 100 стран, и нет ни малейшего сомнения в том, что оно явилось важным фактором в развитии тенденции либерализации торговли. Под его эгидой в послевоенный период были проведены семь раундов переговоров по снижению торговых барьеров. В 1986 году в Уругвае начался восьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. В повестку дня "уругвайского раунда" были включены следующие предложения: * устранение торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве;
* снятие барьеров в торговле услугами (на услуги приходится около 20% международной торговле); * уничтожение ограничений на иностранные инвестиции; * внедрение на международной основе патентных, авторских прав, прав на торговую марку. 2.3 Международное регулирование.
К инструментам регулирования международной торговли более высокого порядка, также можно отнести различные экономические и торговые соглашения создаваемые странами для регулирования международных взаимоотношений. В частности к ним можно отнести уже упоминавшиеся ранее ГАТТ и ВТО, а также Конференцию ООН по торговле и развитию ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development) ,учрежденную в 1964 г., Совет таможенного сотрудничества переименованный в 1995г во Всемирную Таможенную Организацию. Данная организация призвана гармонизировать таможенные процедуры между странами-участницами. Правительство России приняло 2 ноября 1995г. постановление №1084 о присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА и Конвенции о временном ввозе от 26 июля 1990г. В сферу действия этого соглашения попадают товары для демонстрации и использования на выставках, ярмарках и проч. – образцы продукции, рекламные средства, приборы, оборудование, контейнеры и различное оборудование, товары, ввезенные для образовательных, научных или культурных целей и т.п. Применение карнетов для временного ввоза(вывоза) товаров и транспортных средств может принести пользователям выгоду, позволяя экономить время и средства упрощая таможенные процедуры. С 1968г. функционирует Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли – ЮНИСИТРАЛ (United Commission on International Trade Law ) в функции которой входят – содействие согласованию и унификации права международной торговли, координация работы международных организаций, занимающихся вопросами права в международной торговле, содействие более широкому участию государств в существующих международных конвенциях и разработка новых документов, подготовка кадров и оказание помощи в области права международной торговли развивающимся странам, изучение и подготовка единообразных норм права в областях: международной купли-продажи товаров, международных платежей, международного торгового арбитража и др.
3 Формы расчета. Расчет между государствами, предприятиями и организациями занимающимися международной торговлей осуществляется при помощи международных банков, через их офисы и представительства в других странах, с которыми происходят торговые отношения. Весь механизм действия рассмотрен в приведенных ниже пунктах.
3.1 Банки на международной экономической арене. Банки играют центральную роль на внешних валютных рынках, поскольку они: А) продают и покупают иностранную валюту, что, безусловно, является существенным элементом международных торговых сделок; В) помогают торговцам устранить или свести к минимуму экспозицию к иностранной валюте множеством способов. 1. Форвардные валютные контракты. Банк дает согласие продать или купить определенное количество иностранной валюты по фиксированному обменному курсу для доставки в будущем. Экспортеры и импортеры могут устранить свою экспозицию к иностранной валюте путем фиксации со своим банком обменного курса будущих поступлений и платежей. 2. "Чистые" валютные опционы. Альтернативой валютным контрактом, которая предоставляется банками клиентам, являются валютные опционы. Они дают право держателям (но не обязательство) покупать или продавать в будущем определенное количество иностранной валюты по фиксированному курсу обмена либо в момент истечения, либо до истечения периода действия этого опциона. 3. Ссуды в иностранной валюте. Банк может дать согласие на предоставление ссуды экспортеру на определенную сумму в иностранной валюте. Экспортер может обменять ее на отечественную валюту по текущему курсу и затем погасить ссуду из будущих доходов, полученных в той же иностранной валюте. Другими словами, экспортер может устранить свою экспозицию путем согласования активов в иностранной валюте (будущих доход от дебиторов) с пассивами в иностранной валюте (ссуда). Банковские счета в иностранной валюте. В случаях, когда компания получает доходы в иностранной и осуществляет платежи в иностранной валюте, целесообразно иметь банковский счет в иностранной валюте, что исключит необходимость продажи и покупки валюты в той степени, в которой согласованы поступления и платежи в иностранной валюте, и тем самым устранит экспозицию. Международная торговля порождает более высокие риски как для покупателя, так и для продавца по сравнению с торговлей внутри страны. Для их уменьшения было разработано множество различных услуг для экспортеров и импортеров, и банки играют главную роль в предоставлении большинства этих услуг. Банки играют ключевую роль в международной торговле. В Великобритании клиринговые банки имеют зарубежные отделения в лондонском Сити и на местах, но их ведущее положение определяется наличием обширной сети отделений по всей стране и их ролью как основных депозитных банков для большинства фирм. Каждый клиринговый банк поддерживает множество контактов с банками других стран во всем мире. Банк, с которым существует зарубежный контакт, называется банком—корреспондентом, и один английский клиринговый банк может иметь более 10 000 таких контактов в более чем в 150 странах. Банк в Великобритании может иметь счета во многих своих банках— корреспондентах за рубежом, которые в свою очередь могут иметь счета в этом английском банке. Эта система ведения счетов друг у друга позволяет фирмам: осуществлять платежи за границу; получать платежи из—за границы. Акционерный коммерческий банк может иметь международный отдел со своими отделениями (или "зарубежными отделениями") в Лондоне и провинциальных центрах. Зарубежное отделение (отделение международного отдела) действует как: отделение банка для своих клиентов (банки—корреспонденты за рубежом); клиринговая палата для международных сделок других отечественных отделений этих банков.
3.2 Основные функции клирингового банка. а) Обеспечение иностранной валютой: 1. продажа иностранной валюты клиентам и покупка ее у них; 2. предоставление ссуды в иностранной валюте; 3. предоставление своим клиентам, путешествующим за границей, иностранных банкнот, монет и дорожных чеков. б) Инкассирование и перевод денежных средств. Банки могут участвовать от имени клиентов в инкассировании платежей, поступающих из—за границы, могут участвовать в платежах клиентов отдельным лицам или фирмам за рубежом. Эти услуги включают в себя: 1. перевод платежей в иностранной валюте от имени клиентов( импортеров); 2. зачисление платежей, поступающих из—за границы на кредит счетов собственных клиентов или на кредит счетов других отделений банков (экспортеров); 3. выполнение "документарного инкассо" от имени экспортера или иностранного покупателя за рубежом.
в) Предоставление банковских услуг для международной торговли: 1. ведение счетов клиентов (например, банков—корреспондентов). Это могут быть счета в иностранной валюте; 2. ведение собственных счетов в банках корреспондентах за рубежом; 3. предоставление овердрафтов или ссуд для клиентов и банков за границей в иностранной валюте;
4. предоставление услуг по документарному аккредитиву; 5. учет переводных векселей, подлежащих оплате за границей, или чеков; 6. акцептирование переводных векселей, выписанных на этот банк в рамках услуг по акцептному кредиту; 7. предоставление и финансирование экспортерам или иностранным покупателям по схеме, в соответствии с которой департамент гарантии экспортных кредитов выдает гарантии под банковскую ссуду. г ) предоставление информации клиентам для более эффективного проведения их международной торговли: 1. отчеты о финансовом положении поставщиков или клиентов; 2. помощь в поиске зарубежных дистрибьюторов (например, агентов или оптовых предприятий); 3. общая информация об экономическом положении в конкретной стране и любых экспортных / импортных постановлениях в этой стране; 4. предоставление названий, адресов, номеров телефонов других организаций, которые могут оказать содействие. 5. Клиринговые банки расширили свое влияние на международную торговлю путем: 6. открытие отделений за рубежом; 7. приобретение доли в зарубежных банках; 8. открытие дочерних компаний для специализации в лизинге и продает в кредит или факторинга и т.д.; 9. обеспечение специализированных услуг посредством регистрации своих филиалов как торговых банков.
3.3 Основные функции торгового банка. Специализация торгового банка в каждом конкретном классе финансовых сделок в значительной степени различна и включает: 1. обычные банковские сделки; 2. операции с иностранной валютой; 3. инвестирование денежных средств клиентов в этой стране и за рубежом; 4. организацию консорциума для предоставления долгосрочных ссуд правительствам и организациям за границей и в своей стране; 5. предоставление акцептных кредитных линий; 6. советы и управление сделками по покупке контрольного пакета акций; 7. выпуск и размещение акций и долговых обязательств; 8. деятельность по морскому и другим видам страхования бизнеса. Акцептная кредитная линия — распоряжение, в соответствии с которым торговый банк будет предоставлять кредит клиенту (экспортеру) путем акцептования переводных векселей, выписанных на этот банк клиентом. Затем банк продает (учитывает) эти векселя на учетном рынке, а доход от продажи предоставляет клиенту. В связи с высоким авторитетом среди банков, учтенные векселя получат более низкую учетную ставку, чем другие (торговые) векселя, так что этот банк использует свою собственную репутацию в пользу своего клиента. Существует еще несколько типов банков, участвующих в международной торговле. А) Иностранные банки активно действующие в других странах, конкурируя в интересах своих стран с другими банками. Б) Многонациональные банки — банки, созданные консорциумом банков из разных стран, причем каждый член консорциума владеет определенной долей капитала. Такие банки специализируются на предоставлении банковских услуг многонациональным компаниям, особенно предоставлении среднесрочных и долгосрочных ссуд для перспективных проектов.
4 Экономическая интеграция. Другим решающим сдвигом в сторону либерализации торговли стала экономическая интеграция - объединение двух или более стран в зону свободной торговли. Примерами экономической интеграции являются ЕЭС и Американско-канадское соглашение о свободной торговле. Общий рынок. Наиболее ярким примером экономической интеграции является ЕЭС или, как его еще называют "Общий рынок". Возникнув в 1958 году, ЕЭС включает 13 западноевропейских стран. Цели. "Общий рынок" выступает за: * постепенную отмену пошлин и импортных квот на все товары, которыми торгуют между собой 13 стран-участниц; * установление общей системы пошлин в отношении всех товаров, получаемых из стран, не входящий в "Общий рынок"; * достижение в конечном счете свободного движения капитала и рабочей силы в рамках "Общего рынка"; * разработку общей политики по ряду других экономических аспектов, вызывающий взаимный интерес, например по сельскому хозяйству, транспорту, ограничительной деловой практике. Итоги. Мотивы, которые привели к созданию "Общего рынка", имели как политический, так и экономический характер. Основным экономическим мотивом, конечно, было стран- участниц к получению преимуществ от свободной торговли. Крайне сложно определить, в какой степени ЕЭС обязано своим процветанием и росту именно экономической интеграции; но ясно одно: интеграция создает массовые рынки, столь необходимые для достижения отраслями стран "Общего рынка" экономии на масштабах производства. Более эффективное производство, характерное на масштабных рынках, дает возможность отраслям промышленности европейских стран дубится более низких издержек, которые исторически были недостижимы в условиях узких обособленных рынков. Влияние на третьи страны, такие, как США, представляется менее определенно. С одной стороны, миролюбивый и процветающий "Общий рынок" делает страны участницы более выгодными потенциальными покупателями американского экспорта. С другой стороны, американские фирмы сталкиваются с пошлинами, которые затрудняют конкуренцию на рынках ЕЭС. Например, для создания "Общего рынка" американские, западногерманские, французские автомобилестроители имели дело с одинаковыми пошлинами при продаже своих изделий, скажем, в Бельгии. Однако сведением свободной торговли между странами членами ЕЭС Бельгийские пошлины на западногерманские "Фольцвагены" и французские "Рено" быи сведены к нулю. В тоже время в отношении американских "Шевроле" и "Фордов" продолжает действовать внешний тариф. Это, безусловно, ставит американские фирмы и фирмы других стран, не входящих в ЕЭС, в крайне невыгодное положение. Устранение этого невыгодного положения является одним из мотивов, побуждающих США выступать через ГАТТ за более свободную торговлю. Американо-канадское соглашение о свободной торговле. Вторым и более свежим примером экономической интеграции является Американо-канадское соглашение о свободной торговле, подписанное президентом Рейганом и премьер-министром Малруни в 1988 году. Несмотря на то что к 1988 году три четверти объема товарооборота между США и Канадой не облагались пошлинами, данное американо-канадское соглашение является крайне важным: оно создает крупней шую в мире зону беспошлинной торговли. В соответствии с положениями соглашения все виды торговых ограничений, такие, как пошлины, квоты и нетарифные барьеры, будут устранены в течении 10-летнего периода. Канадские предприниматели получат доступ на рынок, в 10 раз превышающий по своим размерам канадский рынок, в то время как американские потребители выиграют от снижения цен на канадские товары. В свою очередь, Канаде придется в большей степени снизить свои пошлины, чем США, поскольку уровень канадских пошлин больше американских. Снижение канадских пошлин поможет канадским потребителям и американским производителям.
Канада является крупнейшим торговым партнером США. Точно также США являются основным покупателем канадского экспорта. Следовательно, потенциальные выгоды от американо-канадского соглашения для каждой страны значительны. Было подсчитано, что, когда соглашение полностью вступит в силу, каждая страна благодаря ему получит ежегодные доходы в размере от 1 до 3 млрд. долларов.
Американо-канадское соглашение имеет глобальное значение. Так, ожидается, что оно ускорит многостороннее снижение пошлин в рамках ГАТТ. Проще говоря, страны, которые не охвачены соглашениями о свободной торговле, не захотят оказаться в относительно менее выгодных условиях при продаже своих товаров в США и Канаде. В этой связи американо-канадский договор также ставит обе стороны в выигрышное положение при ведении переговоров по снижению торговых барьеров со странами "Общего рынка". Доступ на обширный североамериканский рынок также важен для стран "Общего рынка", как и доступ на европейский рынок для США и Канады. Наконец, соглашение с Канадой содействовало началу серьезных переговоров между США и Мексикой по вопросу о путях снижения или устранения торговых барьеров между этими двумя странами.
Заключение. Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля - это единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствующий в ее пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами. Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан. Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства но все же ни одна страна не может достичь сколь-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена. Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает что она не должна объектом государственного регулирования. Государственное регулирование внешней торговли: Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п Поэтому хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться. разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер. В идеале рынок должен сам определять какие продукты будут экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг. Проанализировав положение дел, сложившихся в международной торговле и международных экономических отношениях во второй половине нашего столетия можно прийти к следующим основным выводам: Увеличение экспорта по сравнению с импортом благодаря действию мультипликатора будет иметь для страны экспансионистский эффект. Если до этого в стране имели место безработица и избыточные мощности, то результатом явится расширение занятости и увеличение выпуска продукции. Если же в стране наблюдалось инфляционное напряжение, то оно только более усилится. Политика разорения соседа, которой характеризовался период депрессии 30-х годов и путем которой каждая нация пытается тщетно экспортировать безработицу за границу, бьет по этой нации другим концом. Международный банк, Международный валютный фонд, широкие программы Маршалла и военной помощи, Европейский Общий рынок - все это наиболее важные факторы, сыгравшие позитивную роль в развитии международной торговли в 20 м веке по пути к свободным экономическим связям и сотрудничеству. Следует признать, что доминирующим направлением в отношениях между странами мирового сообщества является путь к наиболее свободной, не признающей никаких искусственных преград и препонов торговле. В работе была сделана попытка рассмотреть особенности нынешней международной торговой политики Украины, внешнеэкономические проблемы и возможные пути их разрешения с максимальной выгодой для нашего государства. В итоге я пришла к выводу, что без наличия соответствующих конкурентных преимуществ Украине нечего и думать о завоевании каких-либо ниш, а тем более о занятии лидирующего положения на мировых рынках.
Список литературы. 1. Петров А. "Валютные операции и риски, связанные с ними" Российский Экономический Журнал №4 1994 г. 2. Балаков П. "Международные торговые отношения и расчеты" 1994 г. Москва 3. Банданов П.М. "Опыт США в регулировании импорта" Мировая экономика и международные отношения №10 1991 г. 4. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.: 1999 5. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 1999. №32. 6. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М.:«Финансы и статистика», 1998 7. Мэнкью Н.Г. "Макроэкономика". МГУ, 2000. 8. Смирнов П.С. Россия на пути в ВТО. Рынок финансовых услуг. М.: 2000 9. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». Под. ред. к.э.н. доцента А.С. Булатова. М.: БЕК, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.