Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Внутренняя речь и ее мозговая организация

Министерство общего и профессионального образования
Ростовский Государственный Университет











Реферат на тему:



«Внутренняя речь и ее мозговая организация»









                                   Выполнила:
                                   студенткагруппы 3.2
                                  
                                  
Преподаватель:
Режабек Е.Я.








Ростов-на-Дону
2001 г.


Формирование и структура внутренней речи

    Втечение длительного времени «внутренняя речь» понималась как речь, лишеннаямоторного конца, как «речь про себя». Предполагалось, что внутренняя речь восновном сохраняет структуру внешней речи; функция этой речи оставаласьнеясной.
    Однако в конце 20-х годов XX века работами Л.С.Выготского в учение о «внутренней речи» были внесены коренные изменения.
    Исходными для анализа формирования внутренней речи и той роли, которуюона играет в поведении ребенка, послужили известные наблюдения Л.С. Выготскогонад поведением ребенка 3-5 лет в той ситуации, когда он встречается сзатруднениями. При этом ребенок начинал говорить. Эта речь, казалось бы, небыла обращена к посторонним людям. Он говорил даже тогда, когда в комнатеникого не было. Речь ребенка сначала описывала затруднения, а затем планировалавозможный выход из них. Иногда ребенок начинал фантазировать, сталкиваясь сподобной задачей и пытался разрешить ее в речевом плане.
    Подобная,не обращенная к взрослому речь была известна и до Л.С. Выготского. Она описанатакими крупным психологом как Жан Пиаже, под названием «эгоцентрическая речь»,ибо эта речь не обращена к другим людям, не коммуникативна, а является как быречью для себя. Было показано, что сначала эта речь носит развернутый характер,затем у детей более старшего возраста она постепенно сокращается, превращаясь вшепотную речь. На дельнейшем этапе (через год-два) внешняя речь вообщеисчезает, остаются только сокращенные движения губ, по которым можнодогадаться, что эта речь «вросла» внутрь и превратилась в так называемую«внутреннюю речь»
    ЖанПиаже, оценивая роль внутренней речи, охарактеризовал эти факты в соответствиисо своей теорией, согласно которой ребенок рождается аутистическим существом,маленьким отшельником, который живет сам по себе, мало общаясь с внешним миром.Первоначально ребенку свойственна аутистическая или эгоцентрическая речь,направленная на самого себя, а не на общение со сверстниками или взрослыми.Лишь постепенно, по мнению Пиаже, поведение ребенка начинает социализироваться,а вместе с ним социализируется и речь, превращаясь в речь как средство общенияили коммуникации. Таким образом Пиаже рассматривал эгоцентрическую речь ребенкакак отзвук детского аутизма, эгоцентризма, а исчезновение этой эгоцентрическойречи относил за счет социализации его поведения.
   
    Согласноэтому взгляду эволюция речи ребенка заключается вовсе не в том, чтоэгоцентрическая или аутистическая по функции речь ребенка переходит всоциальную речь. Эволюция заключается в том, что если сначала ребенок адресуетэту социальную речь взрослому, предлагая взрослому помочь ему, то затем, неполучая помощи, он сам начинает анализировать ситуацию, пытаясь найти выходы из нее, и, наконец, спомощью речи начинает планировать то, что он не может сделать с помощьюнепосредственного действия. Так, по мнению Л.С. Выготского, рождаетсяинтеллектуальная, а вместе с тем регулирующая поведение функция речи самогоребенка. Поэтому и динамика так называемой эгоцентрической речи, котораясначала носит развернутый характер, а затем постепенно свертывается и черезшепотную речь переходит во внутреннюю речь, должна рассматриваться какформирование новых видов психической деятельности, связанных с возникновениемновых — интеллектуальной и регулирующей — функций речи. Эта внутренняя речьребенка полностью сохраняет свои анализирующие, планирующие и регулирующиефункции, которые сначала были присущи речи взрослого, обращенной к ребенку, азатем осуществлялись с помощью развернутой речи самого ребенка.
    Л.С.Выготский в трактовке внутренней речи исходил из совершенно обратных позиций.Он считал, что предположение об аутистическом характере самых ранних периодовразвития ребенка ложно в самой основе, что ребенок с рождения являетсясоциальным существом; сначала он связан с матерью физически, затембиологически, но с самого рождения он связан с матерью социально; этасоциальная связь с матерью проявляется в том, что мать общается с ребенком,обращается к нему с речью, обучает его выполнять ее указания, начиная с самогораннего возраста. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, при возникновениивнутренней речи возникает сложное волевое действие как саморегулирующаясистема, осуществляемая с помощью собственной речи ребенка – сначаларазвернутой, затем свернутой.
    Остановимсяна строении внутренней речи.
    Внутренняяречь не является просто речью про себя, как думали психологи в течениенескольких поколений, считавшие, что внутренняя речь – это та же внешняя речь,но с усеченным концом, без речевой моторики, что она представляет собой«проговаривание про себя», строящееся по тем же законам лексики, синтаксиса,что и внешняя речь.
    Думатьтак было бы величайшей ошибкой. Подобное представление ошибочно хотя бы потому,что такая «речь про себя» была бы дублированием внешней речи. В подобном случаевнутренняя речь протекала бы с той же скоростью, что и внешняя. Однако,известно, что интеллектуальный акт, принятие решения, выбор нужного путипроисходят довольно быстро, иногда буквально в десятые доли секунды. В этоткраткий период никак нельзя проговорить про себя целую развернутую фразу и темболее целое рассуждение. Следовательно, внутренняя речь, выполняющаярегулирующую или планирующую роль, имеет иное, чем внешняя, сокращенноестроение. Это строение можно проследить. Изучая путь превращения внешней речиво внутреннюю.
    Есливнимательно проследить структуру речи, переходящей из внешней во внутреннюю,можно констатировать, во-первых, то, что она переходит из громкой в шепотную, азатем и во внутреннюю речь, во-вторых, что она сокращается, превращаясь изразвернутой в фрагментарную и свернутую. Все это дает возможность предполагать,что внутренняя речь имеет совершенно  другоестроение, чем внешняя.
    Характернойчертой внутренней речи является  то, чтоона начинает становиться чисто предикативной речью.
Мозговая организация регулирующейфункции речи

    Каковыте мозговые механизмы, которые обеспечивают регулирующую роль сначала внешней,а затем внутренней речи? Каковы мозговые механизмы, лежащие в основесознательного волевого акта человека?
    Врядли психология когда-нибудь сталкивалась с более трудным вопросом. Естественно,что до окончательного решения этого вопроса далеко и что сейчас мы имеем лишьсамые общие первоначальные данные относительно мозговой организации волевогоакта человека, полученные при  изучениибольных с локальными поражениями мозга.
    Фактыпоказывают, что мозговые механизмы регулирующей функции речи не совпадают стеми мозговыми механизмами, которые обеспечивают звуковую или семантическуюсторону речевых процессов.
    Известно,что фонематический слух, позволяющий четко воспринимать звуковую структуруслова, противопоставляя одни фонемы другим, обеспечивается височными отделамилевого полушария мозга. Эта зона дает возможность  выделить из речевого потока смыслоразличимые, фонематические звуковые признаки, являясьосновным мозговым механизмом фонематического слуха, а через его посредство иосновным механизмом звуковой организации речи.
    Известнотакже, что в реализации фонематического строя речи существенную роль играют ипроцессы артикуляции, обеспечивающие правильное произношение фонем иучаствующие в их восприятии. Мозговыми аппаратами, формирующими артикулемы,являются постцентральные зоны левого полушария, входящие в корковые отделыдвигательного анализатора. Поражение этих отделов приводит к афферентноймоторной афазии, вследствие нарушения произношения артикулем.
    Однаковсе это не означает, что нарушенная в фонематическом или артикуляционномотношении речь теряет свои регулирующие функции. Опыты показали, что внутренняяречь таких больных остается относительно сохранной и даже при тяжелых формахнарушения фонематического слуха и восприятии речи больной продолжает активнорегулировать свои действия в соответствии с возникшими у него мотивами илиданной ему программой и не теряет сложной, произвольной организации волевогоакта.  То же можно сказать и по отношенияк больному с афферентной моторной афазией. Следовательно, задневисочные илипостцентральные отделы левого полушария, имеющие решающее значение дляфонематической и кинестетической организации речи, не имеют такого значения дляобеспечения предикативной функции внутренней речи, а следовательно, длярегуляции волевого акта.
    Такимобразом, нижнетеменные отделы коры левого полушария, имеющие решающее значениедля обеспечения понимания сложных логико-грамматических структур и сложных формпереработки информации, не играют существенной роли в обеспечении регулирующей функции внутренней речи.
    Всеэто заставляет искать мозговые механизмы, лежащие в основе регулирующей функцииречи в других отделах коры.
    Наблюденияпоказали, что такими отделами являются передние отделы коры головного мозга, вчастности передние отделы коры левого полушария.
    Этиотделы коры головного мозга имеют совсем иное морфологическое строение, чемзадние отделы. Если задняя («гностическая») кора характеризуется поперечноеисчерченностью и приспособлена для восприятия и переработки доходящей досубъекта внешней информации, то передние отделы коры больших полушарий  характеризуются вертикальной исчерченностью,характерной вообще для двигательной коры и обеспечивают организацию протекающихво времени эфферентных двигательных актов.
    Какизвестно, передние отделы мозга распадаются на две большие группы зон. Одна изних, непосредственно примыкающая к моторным зонам коры, носит названиепремоторных отделов коры. Она обеспечивает интеграцию отдельных движений вединые кинематические мелодии. И поражения этих зон коры не приводят квозникновению параличей или парезов, но вызывают нарушение плавногопереключения с одного двигательного звена на другое, иначе говоря, нарушениекинетических (двигательных) мелодий. Это проявляется как в нарушении старыхдвигательных навыков, так и в нарушении вновь образуемых кинетических мелодий,которые требуют плавного переключения отдельных движений и превращая их вединую, автоматически выполняемую двигательную программу.
    Второйбольшой областью передних отделов полушарий. Надстроенной над премоторнойкорой, являются префронтальные, или собственно лобные, отделы коры. По своемустроению они имеют гораздо более сложный характер, чем премоторные отделы.
    Поражениелобных отделов коры, особенно левого полушария, не приводит к каким-либо явнымдвигательным дефектам – параличам, парезам или даже деавтоматизации движений.Движения больного с поражением префронтальных отделов мозга остается сохранными;сохранной остается и внешняя речь больного, которая не имеет явных признаковнарушений. Однако, что очень важно и что составляет наиболее типичное явлениедля этих случаев, поражение лобных долей мозга нарушает внутреннюю динамикупланомерного, организованного произвольного акта в целом и направленной речевойдеятельности в частности. Больной с таким поражением может осуществитьэлементарные привычные движения и действия. Однако если поставить его действияили речь в такие условия, при которых бы они подчинялись не непосредственноданному образцу, а сложной программе, осуществление которой требует подлинноговолевого акта с опорой на внутреннюю речь, можно сразу обнаружить массивнуюпатологию, не встречающуюся у больных с другой локализацией поражения.
    Вовсех случаях в основе нарушения поведения, возникающего при поражении лобныхдолей мозга лежит нарушение сложного произвольно организованного,программированного акта. Экспериментальные исследования подобных больныхпоказывают, что поражение лобных долей мозга приводит к нарушению именно тойформы организованного с помощью собственной внешней или внутренней речидействия, которое, как говорилось выше, складывается у ребенка к 3 – 3,5 и 4годам.
    Всеэто показывает, что лобные доли мозга имеют решающее значение для обеспечениярегулирующей функции речи и тем самым для организации волевого акта.

Литература
Выготский Л.С. «Мышление и речь» М.,1934Гальперин П.Я. «Введение в психологию»М., 1976Леонтьев А.А. «Язык, речь и речеваядеятельность» М., 1969Лурия А.Р.«Язык и сознание» М., 1979


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.