Внимание как условие сознательной деятельности.
1. Понятие о внимании. Ни один психический процесс не можетпротекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своеговнимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либопредмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями,человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосовдоходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если нашевнимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившисьна каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этогопредмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях,мы увеличиваем свою чувствительность.
Что же такое внимание ?
Внимание – направленность исосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечениеот всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем миреи обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объектвнимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимаетсяслабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так какне может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательнослушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишьсвойством различных психических процессов.
2. Физиологические основы внимания.
В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждениеи торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него вкоре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это времянаходятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либоодном, может ничего другого в этот момент не замечать.
Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем,что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.
Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляетсобой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.
Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительноеизменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозгасети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структурголовного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками корыбольших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе ссигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояниеготовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом,ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появлениеориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.
3. Виды внимания.
Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты безвсяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередкопоявляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерениячто-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют такженепреднамеренным.
Что же вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Иной характер имеет так называемое произвольноевнимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерениечто-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным.Произвольное внимание имеет волевой характер.
Психологи еще третий вид внимания, которое возникает после определенныхволевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легкососредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынинназвал послепроизвольным (иливторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.
Если условием появления непроизвольного внимания являются, как былосказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояниячеловека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольноговнимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередкобывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение еепризнается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работатьсосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыклипроявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.
4. Основные свойства внимания.
Внимание имеет некоторые особенности,которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:
1.
2.
3.
4.
5.
5. Рассеянность и внимательность.
При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности,а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.
Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общейнеустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста.Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы илибольшого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется такжепри отсутствии привычки работать сосредоточенно.
Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому,что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого.Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.
Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясьпостоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черталичности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот,кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше восприниматьокружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает ихчасто глубже, отличается большой способностью к обучению.
Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема,сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человеклегко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Дажепри отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизоватьпроизвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересномзанятии.
Обычно выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, вообще творческие людиотличаются внимательностью. Здесь можно назвать Дарвина, Павлова, Толстого,Чехова, Горького.