Мордовский государственныйуниверситет им. Н. П. Огарёва
Факультет: матаматический
Специальность: математикаВедущие функции и структура процессаобучения Выполнил: студент 301 группы, Ризаев С. Н. Проверил: кандидат пед. наук,старший преподаватель, Батяева Т. А.
Саранск 2001 г.
Содержание.
1.
2.
3.
4.
5.
Введение.
Понятие «процесс обучения» относится кисходным в педагогической науке, его определение сложно и противоречиво. Многиегоды в педагогике оно определяется как двусторонний процесс — процесспреподавания и обучения.
В сочинениях древних исредневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения»понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятиеобучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение.Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоенияучебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемыхим знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющаядеятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательнойдеятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.
В данной работе рассматриваются такиепонятия, как ведущие функции процесса обучения и структура процесса обучения. В первом вопросераскрывается смысл следующих функций процесса обучения:
- обучающая;
- воспитательная;
- развивающая;
- профориентационная.
Второй вопрос повествует о структуре процесса обучения,включающей следующие элементы:
- обучение как процесс;
- цель обучения;
- содержание обучения;
- механизмыобучающего познания;
- учитель как определяющее начало процесса обучения и другие.
Функциипроцесса обучения.
Обучение как общественное явление естьцеленаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоениемладшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания,культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охранеокружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценноефункционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Вэтом заключается его объективноеназначение в обществе.
Обучение состоит из двух неразрывносвязанных явлений: преподавания взрослых и учебной трудовой деятельности,именуемой учением детей. Преподавание есть специальная деятельность взрослых,направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их впроцессе обучения. Учение – специально организованная, активная самостоятельнаяпознавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная наосвоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов испособностей.
Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболееполно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди нихнаиболее существенная – образовательная функция. Основной смыслобразовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний,умений, навыков и её использование на практике.
Научные знания включают в себя факты,понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Всоответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности,войти в структуру её опыта. Наиболее полно реализация этой функции должнаобеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность идейственность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы изсодержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научногознания, не выпадали элементы, важной для понимания основных идей и существенныхпричинно – следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывалисьнезаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретаявсе большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знаниевытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализацииобразовательной функции является действенность знаний, выражающаяся всознательном оперирование ими, в способности мобилизовать прежние знания дляполучения новых, а также сформированность важнейших как специальных (попредмету), так и обще учебных умений и навыков.
Умение как умелое действие направляетсячетко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированногодействия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результатеупражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают еёпостепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократныеупражнения в одни и тех же условиях.
Осуществление образовательной функциинеразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочнойлитературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.
Воспитательная функция.Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность,действующий непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функцияорганически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе стем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя сучащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов,убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможнобез усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Обучение воспитывает всегда, но неавтоматически и не всегда в нужном направлении. Поэтому реализациявоспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборесодержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задачвоспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектомосуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивовучебной деятельности, изначально определяющих её успешность.
Развивающая функция. Так же каквоспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает изсамой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучениевсегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективнопри специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся навсестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения наразвитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающееобучение». В контексте традиционных подходов к организации обученияосуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи имышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее другихвыражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функциюпонимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное снею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной,эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно — потребностной сферличности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентациюна развитие личности как целостной психической системы.
Начиная с 60-х г. в педагогическойнауке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессеобучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение вбыстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимисяпроцесса учения. А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основыпроблемного обучения. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили системуразвивающих методов обучения; В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин разработаликонцепцию содержательного обобщения в обучении; И. Я. Гольперин, Н. Ф. Талызини другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий.Объединяющей идеей ведущих научных поисков и педагогической практикиразвивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширениясферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное инравственное развитие личности – результат реализуемых в единстве образовательной и воспитательной функций.
Актуальное звучание приобрела и профориентационнаяфункция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основыпрофориентационной работы с детьми вплане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований,склонностей. В этих целях организуютсяспецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группыуглубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играетхорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимисястарших классов проводится специальная профориентационная работа в специальныхкабинетах профориентации и на предприятиях. В процессе обучающего ипроизводительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области тойили иной профессии, акцентируя личный интерес на определенныхобщеобразовательных знаниях, школьник получает возможность ориентации и выборапрофессии, непосредственного перехода в сферу производства или продолженияобразования в высшей школе.
Всеосновные функции обучения, выражающие его глубинную сущность, тесновзаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Знания являются основоймировоззрения, профессиональных интересов, материалом для психического развитияи формирования духовных потребностей; духовные потребности стимулируютрасширение познания и профориентационные искания; психическое развитиеоблегчает процесс освоения знаний; эмоционально-волевое идейственно-практическое развитие выступает в качестве сильного стимулаучебного, общественно полезного, производительного труда.
Кфункциям процесса обучения можно отнести и функции его составных частей.
Функцииформ обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная. Форма обученияконструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия дляпередачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развитиядарований, практических способностей. Воспитательная функция обеспечиваетсяпоследовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в разнообразныевиды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные ифизические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые,действенно-практические. Организационнаяфункция обучения в том, что необходимость соответствия объема, качествасодержания образования возрастным возможностям детей требует от учителя четкойорганизационно-методической инструментовки подачи материала, строго отборавспомогательных средств. Психологическая функция форм обучениясостоит в выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычкик работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в детяхпсихическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжениядуховных сил. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активнымиметодами выполняет развивающуюфункцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебномпроцессе используется многообразие форм.
Формыорганизации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальнуюдеятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующуюфункцию. Учебный процесс в своей основе процесс коллективной познавательнойдеятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практическихделах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение естьпроцесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективныхзанятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников,обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне-обязательного уровнядругих. Систематизирующая иструктурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивкивсего учебного материала по частям и темам, его структурирования исистематизирования как в целом, так и для каждого занятия.
Поотношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплексирующую и координирующую функции. В целях повышенияэффективности усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучениямогут быть объединены и использованы составные части других форм. При изучениицелой темы одна форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой,ведущей по отношению к другим – семинарам, дающим дополнительный материал.Наконец, стимулирующая функция формыорганизации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствуетособенностям возраста детей, специфики развития их психики и организма. Так,лекционная форма своей монотонностью способна подавить в младших школьникахвсякому познавательную активность. Между тем как урок – драматизация рассказа,включающая в действие воображение, речь, мышление, организм в целом,стимулирует их бурную деятельность.
Функцииметодов обучения обеспечиваютобучивающе-воспитательное взаимодействие учителя и учащихся. Их сущность исвоеобразие заключается в следующем. Прямая функция методов обучения состоит впередаче и организации усвоения детьми знаний, формировании их мировоззрения.На основе знаний методе обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков,закрепление их в нервной системе ребенка в качестве нервно-психическихобразований. Такая прямая функция методов обучения состоит в обеспеченииразвития у ребенка человеческих сил: интеллектуальных способностей,одаренности, голоса, зрения, обоняния, слуха, физических сил, сенсорной,эмоциональной, духовно-потребностной, волевой сфер. Реализация этих двухфункций в единстве обеспечивает обученность, идейно-нравственное воспитание инервно-психическое развитие ребенка. Опосредованные функции обучения состоят ввыработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физическоготруда – фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития вних стремления к самообразованию. Воспитательная функция методов обучениянаправлена на развитие в детях позновательно-творческой активности.Эффективность процесса обучения и воспитания во многом зависит от того,насколько быстро и успешно ребенок превращается из объекта дидактическихвоздействий в субъект познавательной деятельности. Приведение в движение спомощью методов обучения всех сущностных сил школьников пробуждает у нихинтерес к содержанию и проблемам учебной деятельности, обеспечивает успех ввоспитании познавательной активности.
Такимобразом, методы обучения как совокупность приемов и способов обучающего взаимодействияучителя и учащихся коренятся в разнообразных методах человеческого исканияистины и познавательного общения. Они научно педагогически преобразуются наоснове предъявляемых к ним общих требований и являются важнейшим механизмом осуществленияпроцесса обучения, благодаря реализации их педагогических функций.
Структурапроцесса обучения.
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованноес помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие учителей иучащихся.
Процессобучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель.Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности знаний, умений инавыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит передсобой частные задачи по обеспечениюглубокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков. Психолого-педогогическоезначение цели заключается в том, что онаорганизует и мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбиратьнаиболее эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цель«работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не толькопедагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям является мощным стимулом их познавательнойдеятельности.
Структурнымэлементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическоедействие, взаимодействие его участников, является содержание социального опыта усваиваемого детьми. В содержании проявляетсяважнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасамиобщественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь основ вцелях обучающего познания. Чтобы стать элементом учебного процесса, научнаяинформация должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ееактуальности для жизни в данных общественно-исторических условиях, развитиясущностных сил ребенка и с учетом возможностей ее освоения детьми различных возрастов. Этопротиворечие преодолевается педагогической наукой, которая опытно-экспериментальнымпутем устанавливает количество, качество и степень трудности необходимой дляшкольников информации, возможности ее усвоения и использования каждым ребенком.Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуруизложения. Элементы структуры – отдельные знания или их элементы, которые могут«сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными внастоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешаннаяструктуры изложения содержания.
Прилинейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывнуюпоследовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых завремя школьного обучения, как правило, только один раз.
Концентрическаяструктура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопросповторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется,обогащается новыми сведениями.
Характернойособенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряяиз поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют кругсвязанных с ней знаний.
Смешаннаяструктура – комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.
Центральной фигурой, системообразующем началом процесса обучения является учитель – носитель содержанияобразования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей. Вего личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. Впроцессе обучения огромную роль играет весь строй нравственно-эстетического отношенияучитель к жизни. Учитель приводит в движение все внутренние и внешние механизмыпроцесса обучения: он передает знания, организует и стимулирует познавательнуюдеятельность детей, пробуждает интерес и формирует у них потребность в знаниях.
Главнымучастником, активнейшим саморазвивающимся субъектом учебного процесса являетсясам ребенок,учащийся. Он то самый объект и субъект педагогического познания, радикоторого создается процесс обучения. В процессе познания в сознание ребенкасовершается сложнейший процесс отражения реальной действительности с помощьюразнообразных научно обоснованных методов обучения. В качестве механизмовосвоения действительности детьми выступают деятельность и общение.
Процессобучения, освоения ребенком системы знаний, умений и навыков подразделяется нанеразрывно диалектически взаимосвязанные этапы познания. Первый этап – восприятия-усвоения. На основевосприятия осуществляется осмысление, обеспечивающее понимание и усвоениематериала. Второй этап вбирает в себя в обобщенном виде результатыпервоначального усвоения и создает основу для углубления познания. Онхарактеризуется как усвоение-воспроизведение.Восприятие, усвоение и первичное воспроизведение учебного материала создаютвозможность осуществление третьего этапа познания – творческого практического применения знаний. Познавательный процессдостигает полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детейзнаниями, умениями и навыками, но и обеспечивает их развитие, социальнуюактивность, реальное участие в общественной практике.
Впроцессе обучения ребенок не только объект воздействия, но и субъект познания.В познавательной деятельности им движет естественное противоречие между егостремлением к активному участию в жизни, к взрослости и отсутствиемнеобходимого для этого жизненного опыта, знаний, умений, навыков. Стимулыпознавательной деятельности школьников связаны прежде всего с возможностьюснятия противоречия за счет получаемого образования.
Важнымэлементом учебного процесса является и ученическийколлектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания.Процесс коллективного познания совершается поэтапно. В сущности он адекватенпроцессу индивидуального познания. Но по педагогической организации, формам иметодам работы коллективное познание следует своей особой логике. Особоепедагогическое значение имеет коллективное взаимообучение, в процессе которогообучающий и обучаемый школьники углубляют свои познания. Обучающего вдохновляетроль ведущего, а обучаемый стремится к изменению ситуации и получает удовлетворение,утверждая себя в коллективе.
Движущимисясилами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательностьколлективного общения, обучающего взаимодействия; и повышенная эмоциональностьколлективного восприятия; и противоречия, расхождения мнений, возникающие вэтом процессе. Общая учебная цель побуждают учащихся к преодолению всехтрудностей и несоответствий, объединяют в стремлении к общему положительномурезультату.
Существеннымэлементом структуры познавательного процесса являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействияучителя и учащихся. Характер процесса обучения во многом зависит отиндивидуальности учителя и учащихся. В педагогической практике огромную рольиграет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколькоиндивидуальная методическая система учителя, сложившаяся система его взаимодействияс детьми.
Методыобучения, методическая система учителя являются способами работы не толькоучителя, но и, одновременно, учащихся. Любойметод только тогда активен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны,способствует превращению методической системы учителя в способы познавательнойдеятельности учащихся. Для этого необходимо осознание учащимися каждого методаработы, его сильных и слабых сторон, овладение умениями и навыками учебноготруда. Группа методов обучения по своей сущности соответствуют основным этапамучебного познания. Это методы, обеспечивающие первичное восприятие учебногоматериала, методы, направленные на усвоение знаний, методы практическойдеятельности и творческого применения знаний, методы обратной связи,диагностики, проверки усвоения знаний школьниками и коррекции процессаобучения.
Процессобучения немыслим без такого элемента, как организационныеформы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени иорганизационную в пространстве познавательную совместную деятельность учителейи учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы многообразны:лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, индивидуальное и групповоеобучение, кружок. Каждая форма приобретает конкретную структуру, специфическиечерты и особенности в зависимости от содержания учебной работы и возрастаучащихся. Форма обучения в педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием.Разнообразный учебный материал, в зависимости от его особенностей, требуетгибких, подвижных форм организации познания.
Органичнымэлементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоениюобязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию. Это одна изформ обучения, которая приобрела сегодня большое самостоятельное значение. Еефункцией не является возмещение недостатков в работе учителя, задача которого вобеспечение хорошего качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися.Самостоятельные занятия необходимы как решающее средство закрепления умений инавыков, интенсивного развития умственных сил, морального самоутверждения. В современныхусловиях необходимо переключать детей от механического повторения параграфовучебника на самостоятельный поиск дополнительной информации, ее сознательнуюпереработку и критическую оценку. Вкачестве форм и методов самостоятельной внеучебной деятельности используются:выполнение домашних заданий, самостоятельная работа в библиотеке, конспектирование,ведение дневников, обмен информацией (беседа) с товарищами. Самостоятельнаявнеурочная работа школьников способствует разрешению противоречий междуограниченностью содержания школьного образования, консервативностью его форм идинамическим потоком свободной информации, подвижными формами ее передачи иусвоения.
Важноеместо в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическоеприменение знаний, умений и навыков в производительном, общественнополезном труде. В общественной жизни. Речь идет не только о практических занятиях, а прежде всего о реальном,общественно значимом труде школьников в сфере производства, который требуетособого внимания к политехнической направленности знаний. Этот элемент процессасинтезирует в себе все остальные, дает возможность проверить качестворезультатов обучения жизненной общественной практикой. С помощью общественнойпрактики достигается разрешение противоречия между школой и жизнью, междусодержанием, формами, методами обучения и требованиями общества, экономики,культуры, научно-технического прогресса. Этот элемент процесса познанияявляется тем системообразующем звеном, которое ограничено объединяет, связываетобучение и жизнь. Благодаря емуразвивающаяся детская личность переходит из мира детства к состоянию взрослости, из школы в жизнь.
Завершающимэлементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностьюспециальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качествазнаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективностиего обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика позволяет педагогувносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новыеметоды, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможностипродвигаться вперед успевающим. Среди методов диагностики – индивидуальный ифронтальный устный опрос, многообразные самостоятельные письменные работы, практические задания воспроизводящего и творческого характера. Своевременнаяи правильная педагогическая диагностика исключает формализм в работе учителя,помогает ему вместе с детьми более точно определить их способности и дарования, делать выбор в дифференцированном обучении.
Структура процессаобучения.
Обучение как процесс
Цель и функции обучения
Содержание обучения
Механизмы обучающего познания
Учитель как ведущее и определяющее начало процесса обучения
Ученик как объект и субъект обучения
Коллектив как объект и субъект обучения
Внеурочная само-стоятельная познава-тельная деятельность учащихся Общественная производственная практика
Педагогическая диагностика
Заключение.
Одним из двух главныхпроцессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процессобучения (учебный процесс).
Современная дидактика подчеркивает, что задачиучебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков.Обучение комплексно влияет на личность, несмотря на то что образовательнаяфункция более всего специфична для этого процесса. Заметим, что грани между образованием,воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторыеаспекты их взаимно перекрещиваются.
Все функции обучения нельзяпредставлять себе как параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии впотоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихсясвязях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизациипервопричины.
Основные функции обученияреализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себязадачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, такимсодержанием деятельности учителя и школьников, которое бы обеспечило реализациювсех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе урока какие-то из нихбудут решаться в большей или меньшей степени; в-третьих, единство этих функцийосуществляются сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения;в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализеего результатов одновременно оценивается ход осуществляется всех функций, а неодной из них.
Аналогично функциям элементы учебного процесса надо рассматриватьв закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель исодержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулированияи организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль ирегулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своейсовокупности обеспечивают определенный результат.
В зависимости от спецификизадач обучения, возможностей учеников, уровня их отношения к учению те или иныекомпоненты процесса будут применятся в большей или меньшей степени, а порой ивообще отсутствовать. Таким образом, необходимо творчески подходить кпроектированию процесса обучения, не допускать шаблонного, независимо отконкретной ситуации, их применения.
Список литературы.
1. Баранов С. П. Сущность процесса обучения: — М.: Прометей, 1981. – 357с.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебноепособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.:Прометей, Юрайт, 1998. – 464с.
3. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов /
Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; Под ред.
Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение,
1988. – 479 с.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.учебн. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. Н. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа- Пресс, 1997. – 512с.
5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник:Книга1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576 с.