Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Билеты на гос.экзамен по психологии

Билет №1
?1.Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»,«индивидуальность».
         Понятие«индивид» выражаетнеделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже наранних ступенях жизни. Индивид как целостность- это продукт биологическойэволюции, в ходе которого происходит не только процесс дифференциации органов ифункций, но так же и их интеграции, их взаимного «слаживания».Индивид- это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является нетолько образованием генотипическим, его формирование продолжается, какизвестно, и в онтогенезе, прижизненно. В характеристику индивида входят так жесвойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет овозникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, обизменении предметного содержания потребностей о формирующихся доминантахповедения. Общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся полестнице биологической эволюции, тем более выраженными становятся различия в ихприрожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что если можнотак выразиться, индивиды индивидуализируются. Итак, в основе понятия индивидлежит факт неделимости, целостности субъекта и наличие свойственных емуособенностей, представляя собой продукт филогенетического и онтогенетическогоразвития, продукт развития жизни, взаимодействия его со средой, а не среды,взятой самой по себе.
Слово «личность» употребляетсянами только по отношению к  человеку лишьс некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного»или  «личность новорожденного».Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном, как обиндивиде, об индивидуальных особенностей (возбудимое, спокойное, агрессивноеживотное или новорожденный). Мы не говорим о личности даже двухлетнего ребенка,хотя он проявляет не только генотипические особенности,  но и великое множество особенностей,приобретенных под воздействием социального окружения: это обстоятельство лишьраз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещиваниябиологического и социального факторов. Понятие личности, также как и понятиеиндивида, выражает целостность субъекта жизни, личность не состоит из кусочков.Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность неесть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностьюстановятся. Личность есть относительно поздний продукт общественноисторического и онтогенетического развития человека. Это положение может бытьинтерпретировано по разному. Врожденный, если можно так выразится, индивид неесть еще индивид вполне «готовый»: процесс его формированияпродолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся всеего особенности, образующие относительно устойчивую структуру, личность якобы иявляется результатом процесса вызревания генотипических черт под влияниемвоздействий социальной среды. Именно эта интерпритация свойственна в той илииной форме большинству современных концепций. Формирование личности естьпроцесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природныхсвойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек какприродное существо есть индивид, обладающий той или иной физическойконституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силамибиологических потребностей, аффективности и многими другим чертами, которые входе онтогенетического развития частью развертываются, а частью развертываются,а частью подавляются, словом многообразно меняются. Личность есть специальноечеловеческое образование, которое также не может быть выведено из егоприспособительской деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознаниеили его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и егопотребности, личность человека тоже «производится»- создаетсяобщественными отношениями в которые индивид вступает в своей деятельности. Тообстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые егоособенности как индивид, составляет не причину, следствие формирования еголичности. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятсяособенностями его личности не определяют её. Хотя функционирование составляетнеобходимую предпосылку развития личности, но её тип вовсе не является тем«скелетом», на котором она «надстраивается».  Сила или слабость нервных процессов,уравновешенность их и т.д. проявляют себя лишь на уровне механизмов,посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это иопределяет неоднозначность их роли в формировании личности. Личность, какиндивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношениясубъекта. Существует  фундаментальноеотличие того особого образования, которое мы называем личностью. Этоспецифические для человека общественные отношения, в которые он вступает всвоей предметной деятельности. При всем многообразии её видов и форм, все онихарактеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагаютсознательное их регулирование, т.е. наличие сознания, а на неизвестных этапахразвития так же и самосознания субъекта. Невозможно противопоставлять личностьпорождающей её деятельности. Полностью уничтожается и господствующий впсихологии фетишизм- приписывание свойства «быть личностью» самойнатуре индивида так, что под действием внешней среды меняются лишь проявленияэтого мистического свойства. Субъект, вступая в обществе в новую системуотношений, обретает так же новые- системные качества, которые только и образуютдействительную характеристику личности: психологическую, когда субъектрассматривается в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в обществе,социальную, когда мы рассматриваем в системе объективных отношений общества каких «персонофикацию». Главная проблема кроется за различием понятийиндивид и личность. Речь идет о проблеме двойственности качеств социальныхобъектов, порождаемых двойственностью объективных отношений, в которых онисуществуют. Одна исходная постановка проблемы личности возвращает нас кположению о том, что внешние условия действуют через внутренние. Положение, согласнокоторому внешние воздействия связаны со своим психическим эффектомопосредованно, через личность, является тем центром, исходя их которого определяется теоретический подход ковсем проблемам психологии личности. Рубинштейн С.Л. «Принципы и путиразвития психологии. То, что внешне действует через внутреннее, верно и к томуже безоговорочно верно, когда мы рассматриваем эффект того или иноговоздействия. Чтобы найти подход к проблеме, следует с самого начала обернутьисходный тезис: внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себяизменяет. Субъект жизни выступает обладающий „самостоятельной силойреакции“, но эта сила может действовать только через внешнее, в этомвнешнем и происходит её переход из возможности в действительность: её конкретизация,её развитие, её обогащение- словом, её преобразования, которые сутьпреобразования и его носителя. Теперь, т.е. в качестве преобразованногосубъекта он выступает как преломляющий в своих текущих состояниях внешниевоздействия. Какой бы морфофизиологической организацией, какими быпотребностями и инстинктами не обладал бы индивид от рождения, они выступаютлишь как предпосылки его развития, которые тотчас перестают быть тем, чем онибыли виртуально, „в себе“, как только индивид начинает действовать.
«Индивидуальность»(по Асмолову): совокупностьсмысловых отношений и установок человека в мире, которые порождается в ходежизни человека в обществе при наличии: необходимых антропогенетическихпредпосылок, обеспечивает ориентировку в иерархии ценностей и овладениеповедением в ситуации борьбы мотивов, и воплощаются через д. и общение впродуктах культуры, др. людях, себе самом ради продолжения являющегосяценностью, для данного человека образа жизни.
«Индивидуальность»- совокупность индивидуальных и личностныхсв-в человек, которая отличает его от других. Проявляется в чертах харак­тера,привычках интересах и др. Нет двух людей с одинаковой индивиду­альностью.Подобнотому,  как понятие — »индивид«личность» не тождественны, лич­ность и индивидуальность, в своюочередь, образуют единство,  но нетождество.
индивидом-рождаются
Личностью- становятся
Индивидуальность- отстаивают                           
?2. Кризисы ворастного развития.
В общемжизненном цикле человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых– переходные периоды – может происходить достаточно бурно, сопровождатьсятрудностями и эмоциональными переживаниями. Эти моменты называются кризиснымиточками, или возрастными кризисами человека.
Постепеннопроисходящие изменения в психических и личностных образованиях порождают новоекачество. Например, ребенок, с трудом выговаривающий отдельные слова, речькоторого во многом еще напоминает лепет, «вдруг» начинает говорить, подобнотому как «вдруг» начал говорить, а позже читать.
Наиболеедетальная и признанная в  психологиипериодизация возрастных кризисов принадлежит американскому ученому ЭрикуЭриксону, который выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальныхстадий. Главный критерий периодизации – кризис идентичности личности.
1.     
2.     
3.     
4.     
5.     
6.     
7.     
8.     
?3. Какова процедура  выявления  референтнометрического  выбора в  группе?   
Референтнометрия – определениестепени значимости члена группы для каждого участника группы (социометрия). 1ЭТАП – сбор мнений по определенной значимой для членов группы проблемы. Либопроведение социометрии. 2 ЭТАП – индивидуально. Согласны ли они разглашать ихмнение? С чьим бы опросным листом вы бы хотели ознакомиться (не он дал согласиена разглашение)? С чьим ещё мнением (он тоже не дал)? С чьим ещё? Составлениематрицы выбора. Выявление степени значимости каждого члена группы, для челновгруппы.
Референтная группа ипроцесс социализации
Референтная группа- группа вкоторой человек стремится быть или сохранить свое членство. 1942 г. Хаймен-вводит понятие референтной группы. Американский исследователь ему принадлежитоткрытие самого феномена рефер. Группы. Такие группы в которые индивид невключен реально, но нормы которые он принимает. Хаймен назвал рефер. Группами.М. Шериф- понятие референтной группы связал с «системой отсчета»,которую  индивид употребляет длясравнения своего статуса со статусом других лиц. Келли разрабатывая понятиереферентной группы, выделил две функции, показав, что референтная группа нужнаиндивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней или длянормативной оценки его. Функции референтной группы: сравнительная инормативная. В настоящее время, в том числе и в нашей психологии, встречаетсядвоякое употребление термина «референтная группа» иногда как группапротивостоящая группе членства, иногда как группа возникающая внутри группычленства. Во втором случае референтная группа определяется как «значимыйкруг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из своего состава реальнойгруппы как особо значимых для индивида. Шабутани- вносит понятие эталоннойгруппы. Эталонная группа- такая группа, реальная или воображаемая, чья системавзглядов используется действующим лицом как система эталонов. Эталонная группапридерживается ценностей, соотнесением с которым человек оценивает своисобственные поступки. Для каждого человека существует столь же много эталонныхгрупп, как и каналов коммуникации, в которой он принимал участие. Эталоннаягруппа может быть так же воображаемой. Художник, родившийся раньше своеговремени, ученый, работающий для человечества, или филантроп, жертвующий для«будущих поколений», не рассчитывают на немедленное вознаграждение ииногда приносят невероятные жертвы, предполагая, что будут оценены какой-тобудущей аудиторией. Иногда человек идентифицирует себя с какой-то категориейлюдей, которая настолько аморфна, что её можно рассматривать почти каквоображаемую группу.  Социализация-процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результатесоциализации ребенок становится культурным, образованным и воспитаннымчеловеком. Референтная группа- группа людей, в чем-то привлекательных дляиндивида, групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков,норм и правил поведения. Развитие ребенка начинается с общения. Это первый видсоциальной активности. В общении сначала через прямое подражание (викарноенаучение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение)приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которым он общается,являются для ребенка носителями этого опыта и ни каким другим путем, кромеобщения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Так, деловое общениеформируется и развивает способности, служит средством приобретения знаний инавыков. В нем же человек совершенствует умения взаимодействовать с людьми,развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.Личностное общение формируется человека как личность, даст ему возможностьприобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности,усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбратьсредства их реализации. Материальное общение позволяет человеку получатьнеобходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры,выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общениенепосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так какобщающиеся индивиды обмениваются и следовательно, взаимно обогащаются знаниями.Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулируетустановки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым онокосвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитиючеловека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии длячеловека0 своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результатетакого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличиваетсвой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностноеобщение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями,умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так каксовершенствует и обогащает его собственную деятельность. Биологическое общениеслужит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания иразвития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает  общественные потребности людей и являетсяфактором способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций,наций, государств, человеческого мира в целом. Непосредственное общениенеобходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результатеширокого использования на практике данных ему с рождения, самых простых иэффективных средств и способов научения условно-рефлекторного, викарного ивербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения исовершенствованию на базе их  способностик самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлениюсамим общением. Влияние группы на формирование и развитие личности состоит вследующем (далее эти положения раскрываются подробнее).
           
           
           
            От участниковгруппы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспитывать иоценивать себя, сохранять и укреплять все положительное  в свей личности, избавляться ототрицательного и недостатков.
            Группа снабжаетиндивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для егоразвития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам,личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает емувозможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.
Билет №2
?4.Ощущения: функции, виды, взаимодействия.
Ощущения есть отражениеконкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов иявлений материВыделяютследующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственногоконтакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположениярецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности(виду) раздражителя.
По наличию или отсутствию непосредственного контактарецептора с раздражителем,вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущенийобеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.
По модальности раздражителя ощущения делятна зрительные,слуховые, обонятельные,вкусовые, тактильные, статические и кинестетические,температурные, болевые, жажды, голода.
Охарактеризуем кратко каждый изназванных видов ощущений.
Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюсярецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчаткесветочувствительные клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за ихвнешнюю форму.
Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся кдистантным и
также имеют большое значение в жизни человека. Благодаряим, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущенийявляются звуковые волны -продольные колебания частиц воздуха,распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человекареагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.
Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит отчастоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды ихколебаний; тембр звука — формы колебаний звуковых волн.
Все слуховыеощущения можно свести к трем видам — речевые, музыкальные, шумы.
Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационнаячувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений.Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот видчувствительности образно называют «контактным слухом». Специальных вибрационныхрецепторов / человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражатьвибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человекавибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.
Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям,которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки,расположенные в верхней части носовой полости.
В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входятвкусовые, кожные (болевые, тактильные,температурные).
Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовыерецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовыепочки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба — различают ощущения сладкого, кислого, соленого игорького.
Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительностинеравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильныхклеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильныеощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание — специфически человеческую,выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.
Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильнаячувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущениясигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярковыраженный эмоциональный тон.
Третий вид кожной чувствительности- температурные ощущения – связана с регулированим теплообмена междуорганизмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторовна коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.
О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительностирасположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые измененияположения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.
Особое место и роль в жизни и деятельности человеказанимают интероцептивные(органические)ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органахи сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуюторганическое чувство (самочувствие) человека.
 Виды ощущений
Шерингтон (по месту расположения рецепторов):интероцептивные (от внутренних органов), проприоцептивные, экстероцептивные (оторганов чувств). Бывают контактные, дистантные.
 В.Вундт (основатель экспериментальной психологии). По типу рецептора:ороторецепция, хеморецепция -(вкус, запах), механорецепция – направления мышц,тактильные ощущения.Длявозникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органычувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случаераздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называетсяраздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение.Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации,при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.
Физиологическая основа ощущений — сложная деятельностьорганов чувств.И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованныхи являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, — анализаторами .Анализатор характеризуется наличиемтрех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового)ицентрального (мозгового).
            Периферический(рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств — глаз, ухо, нос,кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутреннейсреде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе,в мочеполовых органах).Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя иперерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться наповерхности тела (экстероцепторы) и во внутреннихорганах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела,реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторамиобладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы.Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют наизменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интероцепторовсвязаны органические ощущения.Промежуточное положение занимаютпроприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках,которые служат для ощущения движения и положенияорганов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом,периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающегоаппарата.
В зависимости от месторасположения рецептора различают внешниеанализаторы (у которых рецепторы
 находятся на поверхности тела) и внутренние (укоторых рецепторы расположены во внутренних органах и
 тканях). Промежуточное положение занимает двигательныйанализатор,рецепторыкоторого находятся в мышцах и связках. Для всеханализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм
получает информацию о разрушительных для него свойствахраздражителя.         
Хэд (эволюционная классификация) самая древняя 2 типа:
протопатическая чувствительность – диффузность ощущений,оффективность (вкус), т.е.ощущения исходящие от проприорецепторов (что – то мнене хорошо).
Эпикритическая чувствительность – зрение максимально критическое.Измерить расстояние до объекта точное.
Существуетпороговая проблема в психофизике.  Фехнер был физиком. Пороги чувствительности.Насколько хорошо психика отражает реальность. Выявления параметров отражения(пламя свечи видят издалека). ЗаконФехнера – интенсивность ощущения находящейся в логарифмической зависимостиот силы раздражителя.
ЗАКОН ФЕХНЕРА — 1. Сформулированный в 1860 г. Г. Т.Фехнером закон, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональналогарифму интенсивности раздражителя — то есть возрастание силы раздражения вгеометрической прогрессии соответствует росту ощущения в арифметическойпрогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследованийВебера, где было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя,вызывающего ощущение едва заметного различия. При этом был введен егособственный постулат о том, что едва заметный прирост ощущения являетсявеличиной постоянной и его можно применять использовать как единицу измеренияощущения. 2. Так иногда называют закон Вебера-Фехнера.
Стивенс (100лет спустя) – некоторое соответствие между интенсивностью ощущений и силойраздражителя. При малом шуме его увеличение улавливается человеком. На большихинтенсивностях логарифмическая зависимость хуже отражает. При слишком большойгромкости малое её снижение не ощущается.
В современной психофизике порогпонимается как критерий «Теория обнаружения сигналов». Критерий, принятыйиспытуемым для классификации своих ощущений (лор шепчет слова, одновременно шумза окном, другие посторонние слова; мы принимаем решение, что нужно слышать). Феномен ложной тревоги – когдаиспытуемый отвечает, что сигнал был, хотя его не было. В зависимости отситуации порог чувствительности выше (повышается) или ниже (понижается). 1.Связано с мотивацией. 2. Исследование темперамента, психофизическойчувствительности.
?5. Развитие личности в зрелости.
Формирование личности представляет собой процесснепрерывный, состоящий из ряда последовательных стадий, качественныеособенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств.
Процесс развития личности всегда остается глубокоиндивидуальным, неповторимым. Главное – он протекает совершенно по разному взависимости от конкретно – исторических условий, от принадлежности индивида ктой или иной соц. среде.
Кризис середины жизни чаще всего грозит тем, ктосклонен избегать самоанализа использует защитные механизмы отрицания, стараясьне замечать перемен, происходящих в его жизни и в организме.
Одна из главных особенностей периода зрелостисостоит в крайнем субъективизме человека при оценке его возраста. Вместе с темэто совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом,так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собойизменения в личностной сфере.
У людей, достигший возраста средней взрослости,отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однакоэто никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, неснижает его работоспособности, позволяя ему сохранять трудовую и творческуюактивность.
Развитие отдельных способностей продолжается.Особенно это относится к тем из них, которые относятся к трудовой деятельностичеловека и его повседневной жизни.
Труд становится важнейшимисточником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычнобольшую роль и сказываются на общем эмоциональном состоянии человека,настроении, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом илинеуспехом.
Этот период жизни обладаетчрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствуетразвитию различных заболеваний.
?6. Как дифферинцировать конформное поведение индивида вгруппе и самоопределние личности?
 Конформизмили феномен группового давления. Америкаский психолог Аш (подставная группа). Группе из 5-7 человек предъявлялисьотрезки, надо было найти эталон. 1 из группы был изучаемым, остальная группаподставная. Группа давала ему заведомо ложный ответ, в итоге он начиналповторять за группой.
Все люди делятся наконформистов (подчиняются) и нонконформистов (не подчиняются).
Формы конфорного поведения:
1)     
2)     
3)     
4)     
70-е Петровский Сравнивались пирамидки белого и черного цвета ( тоже сподставной группой). Каждый третий человек конформный. Формы социального поведения:
1. Внушаемость (принятиетребования группы на веру, без критики, без осмысления).
2. Конформизм (внешнее следованиетребованиям группы). У Аша этовнешний конформизм.
3. Коллективистическоесамоопределение личности (осмысленное критическое отношение к требованиямгруппы, принятие их через осмысление и анализ). Наиболее желательное поведениечеловека в группе по Петровскому.Исследования Милграма (учитель –ученик привязан к стулу, электрический ток за неправильные ответы). Испытуемыйбыл учитель, ученик (актер). В любой момент учитель мог прекратить эксперимент.Когда ученик был в другой комнате и кричал оттуда, то многие доходили до финалаmax значений тока. Еслиученик был рядом, то меньше количество людей доходило до max. В тех культурах, где великозначение авторитетов – формируются конформные люди. Россия туда относиться, аАнглия нет. Там нонконформизм. Конформизмпроявляется:
1) когда мало человек в группе3-5 человек.
2) в очень сплоченных группах.
3) в статусных группах.
4) неопределенность задачи.
Деиндивидуализация: поглощение человека личности социальнойролью (человек утрачивает границы м/у исполнением роли к собственной личности).Почитать МАЙЕРС. Диапазондеиндивидуализма очень широк: я намусорил, и говорю все мусорят (не применяетдействие к себе, а к группе). Понятие введено Зимбардо (импровизированная тюрьма – студенты, орел – надзиратель;решка – заключенные). Предлагалось две недели эксперимента, прекратили уже на5-й день. Исполнение роли формирует определенные установки. Деиндивтдуализацияпроявляется в толпе, когда  сохраненаскопимность.
Социальная леность: проявляется в ситуации, когда группавыполняет общие задания, а ответственность размыта. Люди вкладывают меньшеусилий, чем работали бы одни.
Огрубление мышления: проявляются сплоченные группы. Группатратит все время на поддержание своей сплоченности, гармонии, а не накритический анализ того, что она делает.
Групповая померизация: возникает в ситуации групповогообсуждения, где люди с разными точками зрения. Усиление померных точек зрения,а не выделение среднего решения. Государственная Дума.
Билет № 3.
?7. Основныетеории эмоции. Эмоции и чувства, их сходства и различия.
 Эмоции– это изменение в мускулатуре и внутренних органов (Джеймс) ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙДЖЕМСА — ЛАНГЕ — выдвинута независимо американским философом и психологом У.Джемсом и датским психологом Г. Ланге (80-е — 90-е гг. XIX в.). Согласно ей появление эмоцийобусловлено вызываемыми от внешних воздействий изменениями как в произвольнойсфере двигательной, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой исекреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями,и есть эмоциональное переживание. Согласно Джемсу, человек печален потому, чтоплачет; боится потому, что дрожит; радуется потому, что смеется. Эмоциирассматриваются как субъективное отражение органических процессов, утверждаетсяих производность от процессов, происходящих в организме. Если У. Джемс связывалэмоции с широкой сферой периферических изменений, то Ланге — только ссостоянием иннервации и просветом сосудов. Итак, периферические органическиеизменения, кои обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись ихпричиной. Теория эмоций Джемса — Ланге представляла собой попытку превратитьэмоции в объект, доступный естественному изучению. Но, связав эмоцииисключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, неимеющих отношения к потребностям и мотивам, и лишила эмоции их адаптивногосмысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактоваласьупрощенно: считалось, что нежелательные эмоции можно подавить, если намеренносовершать действия, характерные для положительных эмоций. Основные возраженияпсихологов против теории эмоций Джемса — Ланге относятся к механистическомупониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическимиизменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории физиологамиоснована на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из нихсвидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят присамых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Теориякритикуется также за противопоставление «низших», элементарных эмоций, какобусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим — эстетическим,интеллектуальным, нравственным и прочим, будто бы не имеющим материальныхоснований. «Мы огорчаемся, потому что плачем. А не плачем, потому чтоогорчены». Организм собирается что-то сделать, а эмоции (гнев, радость)помогают это сделать.
Когнитивная психология Шехтер, Лазарус
Шехтер «2-х» факторная теорияэмоций: 1) физиологический сдвиг, 2) когнитивная интерпретация (если вы знаете,что вы заболел


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов Бухгалтерский уче
Реферат Beware Lest You Lose Substance By Grasping
Реферат Правила вербальной и невербальной обратной связи при деловой беседе
Реферат Медицинские проблемы массовой физической культуры
Реферат Первому полёту Ю.А.Гагарина в космос 50 лет
Реферат Анализ деятельности ОАО "Ленэнерго"
Реферат Организация и ведение бухгалтерского учёта труда и заработной платы на предприятии на примере
Реферат Human Growth Hormone Essay Research Paper Human
Реферат Rate Of Reaction In Sodium Thiosulphate And
Реферат Фольклорные мотивы в Семейной хронике С Т Аксакова
Реферат Рабочее место и информационное обеспечение менеджера
Реферат Уголовно правовая борьба с компьютерными преступлениями
Реферат Технология восстановления чугунных коленчатых валов двигателей ЗМЗ-53А
Реферат Terrorism Essay Research Paper a great deal
Реферат Дарвазский район