Реферат по предмету "Культура и искусство"


Поэма в камне (творчество архитектора Малахова)

Отдел образования Орджоникидзевского района

«ПОЭМА В КАМНЕ»
(творчество архитектора М.П. Малахова)
реферат по истории Урала

                                                       Исполнитель: Прибыльский Сергей
                                                                                 9«Д» класс
                                                                                средняя школа №128
                       
       Руководитель:
                                                                         учительистории Урала

Екатеринбург 1999
Оглавление
 Введение 3 1.       Период классицизма в России и на Урале 4 2.       Творческий путь М.П. Малахова 6 3.       Архитектурные творения М.П. Малахова 8 3.1.    Административные здания 8 3.1.1. Здание Главного горного правления 8 3.1.2. Госпиталь Верх-Исетского района 8 3.2.    Городские усадьбы 10 3.2.1. Усадьба М.П. Малахова 10 3.2.2. Резиденция главного горного начальника 11 3.2.3. Усадьба Расторгуева-Харитонова 12 3.3.    Культовые сооружения 14 3.3.1. Собор Александра Невского 14 Заключение 15 Список литературы 16 Приложение 17

Введение.
 
В прошлом году Екатеринбургу исполнилось 275 лет. И,наверняка, каждому из нас хочется заглянуть в его историю, очутиться в прошломбойкого, горного города, из которого вырос современный Екатеринбург. Но оностался, этот старый Екатеринбург – город Татищеваа, Мамина-Сибирика, Ботова,он всегда с нами  - в исторических местах, связанных с памятными событиями ввечном беге Исети там, где она обрушивается с уступа плотины – первогосооружения города, а особенно в памятниках архитектуры. Ведь архитектуру частоназывают застывшей музыкой, поэмой в камне, а иногда и каменной книгой. Ведьсооружения прошлого – это действительно свидетели прошлых эпох, своеобразная каменнаялетопись. И листая ее странички, можно прочитать историю нашего города. Именнопоэтому, я выбрал тему реферата, посвященную архитектуре Екатеринбурга в 30-егоды XIX века, который Мамин-Сибиряк назвал «золотым веком»Екатеринбурга. Именно в этот период создавал свои архитектурные шедевры МихаилПавлович Малахов.
Поэтому цель моего реферата – раскрыть архитектурныйобраз Екатеринбурга XIX века на примере творчества архитектора М.П. Малахова.А так как деятельность зодчего опиралась на традиции классицизма -–какхудожественного стиля в искусстве, а также описание творческого пути М.П.Малахова и описание его архитектурных творений: культовых сооружений,административных зданий и городских усадеб.
Период классицизма в России и на Урале.
На рубеже XVIII – XIX веков русскаяархитектура переживала период высокого подъема, когда сформировались традицииклассицизма-стиля, пришедшего на смену барокко. С 1760-х годов и вплоть до30-40-х годов XIX века классицизм был господствующем стилем в России,охватившем не только архитектуру, но и всю российскую культуру.
Классицизм(от лат. слова – образцовый) – художественный стиль в искусстве, развивавшейсяпутем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античногомира и эпохи итальянского Возрождения. Классицизм, зародившейся во Франции вусловиях абсолютистского режима, нашел отражение в архитектуре большинства европейскихстран, в том числе и в России, отличаясь в каждой стране своими региональнымиособенностями.
Во второй половине XVIII – начале XIXвека Россия превратилась в могущественную мировую державу, что выразилось нетолько в укреплении ее между народного престижа, но и в глубокихвнутригосударственных преобразованиях. Интенсивно развивалась экономика,просвещение и культура, совершенствовалась строительная техника, быстро рослиновые города и реконструировались старые. Строились жилые дома и усадьбы, различныездания нового типа – академии, библиотеки, учебные заведения, театры. Пышные имногодельные формы барокко, требующих больших материальных затрат, пересталиудовлетворять новым строительным требованиям. Привлекали строгие и вместе с темвыразительные формы классицизма, позволяющие решать многие архитектурные задачи.
Классицизм в России с 1760-х до 1840-х годов пережилпериоды зарождения расцвета и постепенного угасания, когда на смену ему пришлиновые архитектурные течения: эклектика, ретроспективизм, а затем модерн. Вэволюции классицизма можно выделить три основных периода: ранний классицизм(1760 – 1780), строгий (1780 – 1800) и высокий (1800 — 1840).
На раннем этапе формирования стиля происходилопостепенное освобождение от пышных пластических форм барокко, переход к строгимархитектурно-планировочным решениям, к величию и простоте античного зодчества.Крупным толчкам к развитию классицизма прослужило учреждение в Петербурге 17 ноября1757 года «Академии трех знатнейших художеств» – живописи, скульптуры иархитектуры, которая явилась первой общерусской школой, подготовившей целый рядзамечательных художников, скульпторов, зодчих.
Во второй период русского классицизма (1780 – 1800)идеи античного зодчества получили дальнейшее развитие, что выразилось в отказеот декоративной нарядности и обилия лепных украшений. Этот период явилсяпротивоположностью барокко, отсюда и его название – строгий. Русскиезодчие уже прекрасно владели приемами античного зодчества и широко использовалитворчески переработанные ордерные формы и приемы композиции.
Третий период развития русского классицизма связан срешением больших градостроительных задач. Победа в войне 1812 года вдохнулановые патриотические идеи в русскую архитектуру – этот период являетсянаивысшем в развитии классицизма. Торжественная мощь античной архитектурыотвечала вкусам и идеологии тогдашнего общества. Грандиозные ансамблиПетербурга, застройка послепожарной Москвы, градостроительные мероприятия поустройству провинциальных городов – все это завоевания высокого классицизма(иногда эту стадию называют «ашпиром»)
На Урале, который в начале XIX века являлсяпромышленным районом России, идеи классицизма отразились и в архитектурепроизводственных зданий и комплексов, и в планировке горнозаводских поселений,и в традиционных уральских промыслах – в художественном литье и ковке металла,в камнерезном и ювелирном искусстве, в интерьерах зданий самого различногоназначения, в мебели и т.п.
Русские архитекторы, обращаясь к формам и пропорциямантичной архитектуры, почти всегда творчески перерабатывали это наследиеприменительно к конкретным условиям в зависимости от градостроительной роли иназначения здания и сооружения. Именно этим объясняется глубокое проникновениеклассицизма не только в образы грандиозных градостроительных сооружений и комплексов,но и в малый мир усадьбы, жилого городского особняка…
Для русского классицизма характерна сомасштабностьзданий, как окружающей застройке, так и человеку, особая теплота и пластичностьобъемно-пространственной организации зданий. Фасады зданий оштукатуривались и окрашивалисьустойчивыми земляными красителями, причем штукатурились «под камень» не толькокирпичные, но и деревянные постройки. Окраска домов регламентировалась впределах теплой гаммы. Это были обычные желтые, охристо-золотистые,светло-оранжевые цвета, рыже-серые, с теплым оттенком. На фоне стен четковыделялись белые декоративные элементы – колонны коринфского,  ионического идорического ордеров, сандрики, кронштейны, шодульоны и другие архитектурныедетали. Металлические кровли окрашивались. Распространен был зеленый –«малахитовый» цвет. В отделке фасадов культовых сооружений использоваласьпозолота – на главках, куполах, крестах, шпилях. Введение цвета в архитектурузданий позволяло лучше выявлять их пластику и композицию не только в солнечныедни, но и на фоне хмурого осеннего неба или в окружении зимних сугробов. С архитектурой русского классицизма связана деятельность зодчих, создававших вначале XIX века школу промышленной и гражданской архитектуры Урала,среди которых были и выпускники Академии художеств: И.И. Свиязев. А.З. Комаров,А.П. Чеботарев, а также М.П. Малахов, который внес большой вклад в развитиеархитектуры Екатеринбурга.
Творческий путь М.П. Малахова.
 
Михаил Павлович Малахов (1781 – 1842) – крупныйзодчий, оставивший яркий след в архитектуре Екатеринбурга первой половины XIX века.Он родился на Украине в семье мелкопоместного дворянина. Детство и ранняяюность его прошли в Черниговском суде и на почте. Юноша рано проявил способностик рисованию и черчению.
М.П. Малахов поступил в Петербургскую Академиюхудожеств, где учился под руководством И.Е. Старого. Успешно закончив обучение,он получил в 1801 году аттестат первой степени, серебряную медаль и шпагу,которой отмечались наиболее талантливые выпускники. С 16 декабря 1801 года М.П.Малахов начал работать в Петербурге в качестве «архитекторского помощника»,сначала в медицинской коллегии, а затем в министерстве внутренних дел. Онучаствовал в строительстве Медико-хирургической академии, лекционных театров идругих зданий в Петербурге. Большое влияние на молодого зодчего оказали А.Н.Воронихин, под руководством которого М.П. Малахов работал на строительстве знаменитогоКазанского собора в Петербурге. А.Н. Воронихин, бывший крепостной графовСтрогановых, был в то время одним из крупнейших русских мастеров классицизма,академиком Академии художеств. Казанский собор (1801 -–1811) – вершинатворчества знаменитого зодчего. Безусловно, участие в таком крупномстроительстве явилось для М.П. Малахова большой школой.
В 1805 году М.П. Малахов приехал на Урал, в Оренбург,где в течение 10 лет работал в качестве «казенного архитектора». Работа,очевидно, не приносила ему удовольствия, в «оренбургский» период зодчим не былосоздано ни одного сколько-нибудь значительного произведения.
Его внимание привлек Екатеринбург, в то время ужебойкий горный город, «живой узел» всех уральский горнозаводских связей.«Азиатская столица» сулила большие возможности для приложения творческих силвыпускника Академии художеств. 1 февраля 1815 года М.П. Малахов Приехал вЕкатеринбург и «по объявленному желанию» начал свою работу в качествеархитектора Екатеринбургских заводов.
27 лет работы в Екатеринбурге, где он жил до концасвоих дней, стали годами наиболее плодотворной деятельности М.П. Малахова. Онпроектировал и строил не только в Екатеринбурге. Больше ста построек, созданныхпо его проектам, украшают многие города и заводы Урала. Выпускник Академиихудожеств, прошедший столичную школу, стал истинно уральским зодчим. Он работалв тесном содружестве с главным архитектором Пермского горного правления академикомИ.И. Свиязевым, позднее с А.З. Комаровым, К.Г. Турским и другими известнымимастерами Урала. М.П. Малахов не только строил производственные, административные,гидротехнические сооружения, но и занимался планировкой промышленныхкомплексов. Выезжал в качестве эксперта на Златоустовский, Каменский,Березовский, Воткинский и другие заводы Урала.
С 1832 года, после отъезда в Петербург И.И. Свиязева,М.П. Малахов сменил его на должности главного архитектора Уральского горногоправления. В сотрудничестве с другими архитекторами он проектировал и строилмногочисленные цехи и заводы, монументальные здания центров уральских городов.Екатеринбург не обманул надежд зодчего – работы действительно было много,работы разнообразной, истинно творческой. Заказы следовали один за другим –только в Екатеринбурге необходимо было вести огромную работу по осуществлению«высочайше опробованного» в 1804 году генерального плана города, а такжестроить самые разнообразные здания – административные, производственные,культовые, жилые…
Огромен вклад М.П. Малахова в осуществлениегенерального плана Екатеринбурга, многие здания и сооружения города отмеченыособым, «малаховским» почерком. Это лучшие постройки классицизма вЕкатеринбурге: Контора Верх-Исетского завода (1820) на территории завода,ансамбль госпиталя Верх-Исетского завода (1824 – 1826), горная аптека (1820 –1821), реконструированное здание главного горного правления (1833 – 1835),собор Александра Невского (1838 – 1852) и другие. М.П. Малахов в 1834 годусоздал проект реконструкции городской плотины, по которому была сооружена новаяограда над плотиной, а также вокруг территории монетного двора, последняя – снарядными воротами. На приплотинном участке по проекту М.П. Малахова былпостроен корпус гранильной фабрики (1833 – 1839) и другие производственныездания.
Немало сделал М.П. Малахов для благоустройствагородской территории, для придания «европейского» облика Екатеринбурга. По егозамыслу была создана целая система земляных бульваров: Главный проспект в 1835году разделили на три части – две пешеходные и одна для проезда, и устроилибульвар для «публичных прогулок»; еще раньше, в 1819году, был разбит бульварсоединивший город с поселком Верх-Исетского завода.
М.П. Малахов много работал и по заказамекатеринбургских богачей – горных чиновников и купцов-золотопромышленников. Приэтом он руководствовался передовыми идеями русского классицизма, поэтомупостроенные им в Екатеринбурге жилые усадьбы и особняки стали подлиннымипроизведениями архитектуры. М.П. Малахов плодотворно работал и какархитектор-педагог, создав в Екатеринбурге своеобразную архитектурную школу.Работы его учеников и помощников З. Гуляева, И. Галкина, Ф. Голубникова идругих отличались высоким профессиональным мастерством.
 
Архитектурные творения М.П. Малахова.
 
Административные здания.
 
Наиболее распространенными типами административныхзданий в уральских городах-заводах были учреждения, так или иначе связанные сгорнозаводским делом, — конторы, заводоуправления, горные школы, училища.Строились также и учреждения здравоохранения, горные аптеки. Значительныеконторские здания первой половины XIX века в Екатеринбурге – зданиеГлавного горного правления и госпиталь Верх-Исетского завода.
Здание Главного горного управления.
 
Горное правление уже к началу XIX века быломогучим учреждением, которое контролировало работу свыше 150 заводов Урала.
Здание Главного горного правления, построенное в 1736 году,было реконструировано архитектором М.П. Малаховым.
Он составил проект, который был осуществлен в 1833 –1835 годах. Внутренняя планировочная архитектура изменилась незначительно,однако был существенно увеличен объем за счет надстройки третьего этажа, атакже полностью модифицирован внешний вид здания в соответствии с принципамирусского классицизма.
Композиция главного фасада с двумя симметричнымиотносительно центральной оси входами была дополнена двумя также симметричнопоставленными портиками, как бы закрепившими углы здания. Четыре колонныкоринфского ордера увенчаны гладким фронтоном на высоком арочном постаменте.Постаменты вынесены вперед за плоскость фасада, что позволило придать портикамчерты пространственности и воздушность, а также организовать на уровне второгои третьего этажей широкие балконы. Удлиненные пропорции портиков, крупныймасштаб колонн, увенчанных коринфскими капителями красивого рисунка, — все этопридавало фасаду черты могущественности, отвечающей назначению здания. Гладкая оштукатуреннаястена, расчлененная ритмом оконных проемов, лишенных декорировки, служит фоном,на котором особенно выигрышно выделяются портики. Дополнительный декоративныйэффект зданию придают нарядные решетки каслинского литья.
Здание Главного горного правления – один из самыхзначительных архитектурных и исторических памятников Екатеринбурга.
Госпиталь Верх-Исетского завода.
 
Это одна из первых построек М.П. Малахова вЕкатеринбурге. Почти одновременно с разбивкой бульвара, соединившего город споселком Верх-Исетского завода, в том месте, откуда он начинался, среди густогососнового леса был построен в 1824 – 1826 годах заводской госпиталь.
Следуя принципам классицизма, М.П. Малаховзапроектировал госпиталь в виде ансамбля зданий с четко выраженной  осьюсимметрии. Эта ось акцентирована центральным корпусом госпиталя – компактнойдвухэтажной постройкой с двумя боковыми крыльями, увенчанной плоским куполом.Симметрично по обеим сторонам от центрального объема расположены два корпуса, асо стороны двора по центральной оси еще один небольшой, хозяйственный.Значительность главного корпуса подчеркнута не только его масштабом, но ипостановкой в плане – он вынесен вперед, на красную линию бульвара, в то времякак боковые корпуса отнесены в глубину двора и соединены с главной оградойизогнутой в виде плавной дуги. Подобная трехчастная симметричная композицияхарактерна для ансамблей русского классицизма для общественных сооружений, таки для жилых усадебных комплексов.
Симметрия, четко выраженная в плане, подхвачена и вфасадном построении ансамбля. Главный корпус выделен по высоте – ондвухэтажный, тогда как боковые флигели – одноэтажные; при этом они также как иглавный, имеют завершение в виде куполов одинаковых пропорций. В настоящеевремя утрачена большая часть декоративного убранства фасадов, что исказило ихоблик. Прежде фасад центрального здания был украшен крупномасштабнымвосьмигранным коринфским портиком со спаренными боковыми колоннами, а массивстен на боковых крыльях членился оригинальными тройными арочными окнами. Болеепростое декоративное убранство боковых корпусов в виде четырехколонных дорическихпортиков с гладкими фронтонами служило фоном для главного корпуса, подчеркиваямажорное звучание центральной ордерной композиции.
  Компактность и гармоничное построение основныхзданий, ступенчатое нарастание объемов по направлению к центру, подчеркнутоеритмом скатных кровель и куполов, строгий рисунок литой чугунной ограды, как быувязывающей все постройки в единое целое, — все это создавало впечатляющийхудожественный образ ансамбля. Выразительный силуэт госпиталя прекрасновписывался ландшафт, выделяясь на фоне естественного лесного массива.
Городские усадьбы.
 
Усадьба М.П. Малахова.
 
Усадьба архитектора М.П. Малахова (ул. Луначарского,173-а) – это не только одно из его творений, но и оставшейся потомкамсвоеобразный мемориал – память о выдающемся уральском зодчем.
М.П. Малахов, приехав в Екатеринбург в феврале 1815года, решил поселиться на живописной окраине города, на возвышенном местевблизи соснового бора. Здесь, на улице Валенцовской (ул. Луначарского), он ипрожил до конца своих дней.
3августа 1815 года в объявлении своем в городскую думуМалахов просил решить вопрос об освобождении места для постройки новогодеревянного дома. Место было отведено 5 мая 1816 года. В том же году и началосьстроительство. В описи от 12 ноября 1824 года усадьба обозначена как одна изкрупнейших в городе. После смерти М.П. Малахова в 1842 году его наследникистали сдавать дом под квартиры внаем. Усадьба постепенно теряла свойпервоначальный вид, а столетие спустя от нее остался только главный двухэтажныйдом из дерева, оштукатуренный под камень, который в 20-х годах нашего столетияеще находился в хорошем состоянии. Тем не менее и суровый климат нанесли непоправимыйущерб деревянным конструкциям дома, и в конце 60-годов он стал непригодным длядальнейшей эксплуатации. Кроме того, портик, выступающий за красную линиюзастройки новой улицы Луначарского, был разобран, постепенно разрушались декоративныедетали и конструктивные элементы.
Поскольку невозможно было сохранить дом впервоначальном виде и на прежнем месте, в 70-х годах была построена точная егокопия (в каменном исполнении) в глубине квартала.
Территория усадьбы в первой половине XIX векабыла достаточно обширной. На участке размещался главный дом, огород, цветники.Расположение дома на красной линии улицы, в северо-западном углу участкаповлекло за собой асимметрию всей территории. Пруд, образованный на речке, подиагонали пересекавший усадьбу, явился естественной границей двух ее частей –двора с хозяйственными постройками и парка, раскинувшегося к юго-востоку отдома. Для восточной части парка, которая примыкала ко двору и окружала пруд,архитектор использовал естественный лесной массив, создающий живописный фон дляизящного объема дома.
Эта компактная двухэтажная постройка, выполненная издерева, но оштукатуренная снаружи и изнутри, украшенная лепными деталями,производила впечатление каменной.
Центр композиции – купольная ротонда – подчеркнут навсех фасадах архитектурными мотивами, расположенными так, что основнойхудожественный акцент сосредоточен на центральной части здания. Зодчийтрактовал фасад, выходящий на улицу Васинцовскую и обращенный в сторону городакак главный и придал ему облик, характерный для городского дома.
Декоративные детали, украшающие фасады дома,подчеркивают, выделяют центральную часть здания. Фронтоны богато украшенылепным орнаментом, а пространство между колоннами портика забрано на уровнепервого и второго этажей нарядной кованной решеткой балконов. Эта решеткаобразовала и ограждение лоджии, находящейся в нише восточного дворового фасада.Единственное украшение оконных проемов – расположенные над ними на уровневторого этажа тонко вылепленные изящные розетки. Среди лепных деталейвыделяется многократно повторяющейся мотив — лира в сочетании с рабочимиинструментами зодчего.
Главная особенность композиции усадьбы – ее интимностьи близость к природе, в сочетании с выносом главного дома на красную линиюулицы и размещением хозяйственных построек в глубине двора. Дом усадьбы отмеченоригинальным конструктивным решением, а художественная выразительность зданиядостигнута искусно распределенными пропорциями членений, тонкой прорисовкойдеталей и профилей.
Резиденция главного горного начальника.
 
Резиденция главного горного начальника (НабережнаяРабочей молодежи,3, ныне областная больница №2) – тип характерной для уральскихпоселений усадьбы управляющего заводом или заводовладельца. Она построена вначале 30-х годов XIX века на западном берегу пруда. Строительство совпалосо временем превращения Екатеринбурга в крупный административно-промышленный,горный город. Личность нового владельца усадьбы была весьма примечательной и известнойне только в Екатеринбурге, но и на всем горнозаводском Урале.
Заказ, полученный М.П. Малаховым, был оченьответственным. Необходимо было построить жилище крупного горного чиновника,градоначальника Екатеринбурга, но и административно-управленческое здание,функционально связанное с Главным горным правлением и другими «казенными»заведениями, сосредоточенными на западном берегу пруда.
Главный вход в дом градоначальника раскрыт прямо нанабережную, что особенно подчеркнуло городской характер усадьбы, ее полноеслияние с окружающей застройкой. Двор, в котором сосредоточены две служебныепостройки, расположенный позади дома, образовал замкнутое пространство,обнесенное оградой с двумя въездами – одним парадным, со стороны набережной, адругим, хозяйственным, «черным» с северной стороны,  с переулка. Хозяйственныйдвор служил, вероятно, и для размещения карет гостей и повозок, здесь же былирасположены каретники, конюшни и прочие хозяйственные постройки. При этомхозяйственный двор, расположенный к северу от дома, обнесен высокой каменнойстеной, тогда как сад, раскинувшийся с южной стороны и занявший обширныепространства вплоть до берега пруда, полностью раскрыт на набережную и отделенот нее ажурной чугунной оградой, позволяющий видеть все внутренне пространство.Решетка ограды – замечательный образец каспинского литья. Рисунок ее прост иизящен. Он состоит из вытянутых по вертикали ромбов, центр каждого изакцентирован звездочкой в обращении двух колец. Ромбы заполнены растительныморнаментом из полураспустившихся бутонов. Звенья решетки прерываются изящнымистолбиками простых и строгих пропорций. Ясность композиций решетки в сочетаниисо сдержанным изяществом деталировки делает ее одной из интереснейших образцовхудожественного литья в архитектуре малых форм.
Главный дом усадьбы – двухэтажная постройка смезонином. В объемной композиции четко выражена ось симметрии. По центрунаходится главный вход с широким, выступающим вперед крыльцом. Высокиедвустворчатые двери ведут в просторный вестибюль. Парадная лестница,расположенная у стены, противоположной главному входу, соединила первый этаж совторым. По замыслу зодчего портик на фоне гладкой стены стал центральныммотивом композиции главного фасада. Проектируя дом Главного горного начальникаекатеринбургского пруда, Малахов стремился создать здание, отвечающее масштабузастройки и в то же время являющееся доминантной в ансамбле набережной. Поэтомуон применил ярусную композицию, которая зрительно вытянула здание по вертикали.Нижний ярус представляет собой массивную аркаду. Арочные проемы, делящие подиумна ряд отдельных пьедесталов, зрительно включенных в вертикальный ритмколоннады второго яруса, подчеркивают вытянутые по вертикали пропорцииионического четырехколонного портика. Ионические колонны сменяются по высотетретьего яруса как бы вырастающими из них коринфскими колоннами,поддерживающими гладкий фронтон. Архитектурные формы ярусов становятся легче понаправлению к верху: от массивности аркады к воздушной изящности колоннадыверхнего, третьего яруса.  Высота третьего яруса по сравнению со вторым резкоуменьшена, что создает оптическую иллюзию размещения его на большей, чем вдействительности, высоте и увеличивает зрительно высоту всего здания.
Декоративное убранство фасадов отличаетсялаконичностью. Немногочисленные детали – розетки, сандрики, барельефы,вставленные в прямоугольные и арочные ниши, не нарушают, а, наоборот,подчеркивают целостность стен своим откровенно декоративным характером. Центркомпозиции поддержан более нарядным декорированием стены, ионических полуколоннв качестве обрамления балконной двери, а также тонким ажурным рисунком кованойрешетки ограждения балкона.
Усадьба Расторгуева-Харитонова.
 
Усадьба Расторгуева-Харитонова (ныне дворец пионеров,ул. Карла Либнехта,44) – один из наиболее значительных памятников архитектурыЕкатеринбурга XIX века. Это самый крупный и самый ранний по временистроительства усадебный ансамбль классицизма в городе.
Автор усадьбы Расторгуева не установлен. АрхитекторМ.П. Малахов принимал участие в завершении формирования усадьбы.
В 1824 году комплекс зданий пополнился двухэтажнойвставкой, соединившей главный дом с флигелем под бельведером, оградойхозяйственного двора и парадными воротами. Более поздние сооружения, а так же ибеседка-ротонда в парке, органично вошли в объемно-пространственную композициюусадьбы, что указывает на высокое профессиональное мастерство зодчего. Все этипостройки объединены стилевым единством. Окончательно сложившаяся усадьба Расторгуевых-Харитоновыхпредставляет собой комплекс зданий, сгруппированных вокруг парадного двора,хозяйственного двора со службами и обширного парка с различными парковымисооружениями. Все главные постройки – двухэтажный дом, три флигеля, соединенныевставками, службы выполнены из крупно размеченного кирпича со штукатуркойснаружи и изнутри, с бутовыми фундаментами, деревянными перекрытиями и кровлямииз листового железа.
Сегодня усадьба сохранилась почти полностью. В еестроительстве успешно решены градостроительные и художественные задачи. Всятерритория организована на основе четкого разграничения и взаимосвязи отдельныхсоставных частей в соответствии с их функциональным назначением. Очевидно,соседство многолюдной церковной Вознесенской площади и центральной улицы городазаставило зодчего оградить парадный двор основными объемами усадебных построеки в тоже время дать возможность созерцать его внутреннее пространство черезажурную решетку ворот; фасады главного дома и флигелей придают емуторжественный и нарядный вид своеобразного «воздушного» вестибюля. Хозяйственныйдвор отделен от парадного двумя двухэтажными флигелями с узким проходом междуними; его утилитарная функция отразилась в обособленности и удобномрасположении всех построек.
Несколько автономное положение сада объясняется нетолько городским характером усадьбы, но и тем, что разбит он был значительнопозднее основных построек. С возникновением живописного сада вся усадьбаполучила свое градостроительное и архитектурное завершение. Сад был разбит ванглийском стиле со свободным сочетанием регулярной планировки верхней,прилегающей к дому части и нижней, решенной в живописном плане – извилистыетропинки, насыпные холмы, группы деревьев. Верхняя площадка перед домом уравновешеназеркалом не большого искусственного озера, от которого лучами три тенистыеаллеи. В композицию сада включены различные для ландшафтной архитектуры начала XIXвека, — беседки, гроты. Из них особенно замечательна круглая купольнаябеседка-ротонда на площадке перед домом. Это деревянное, круглое в плане,сооружение, цилиндрический объем которого расчленен двумя рядами оконныхпроемов, а простенки декорированы двенадцатью коринфскими полуколоннами. Обликбеседки находится в полном созвучии с архитектурной основных зданий усадьбы, авенчающий ее купол перекликается с бельведером флигеля.
Внутренняя отделка помещений сохранилась лишьчастично, однако о ней можно судить по описаниям. В «Приваловских миллионах»Д.Н. Мамин-Сибиряк пишет: «Везде стояла старинная дорогая мебель красногодерева с бронзовыми инкрустациями, дорогие вазы из сибирской яшмы, мрамора, малахита,плохие картины в золоченых рамах, словом, по каждому шагу можно былочувствовать подавляющее влияние самой безумной роскоши». Так выглядели парадныепомещения расторгуевского дворца.
Ансамбль усадьбы Расторгуева-Харитонова, органическисливаясь с характером местного природного ландшафта, на протяжении первойполовины XIX века служил эталоном для строительства жилых особнякови казенных зданий.
Культовые сооружения.
 
В архитектурных панорамах Екатеринбурга большую рольиграли культовые здания и комплексы. Одним из уникальных комплексов являетсякомплекс трех церквей Ново-Тихвинского монастыря. Главное место в композицииансамбля монастыря является грандиозный собор Александра Невского.
Собор Александра Невского.
 
Собор Александра Невского был сооружен по проекту М.П.Малахова как главный храм обители в честь победы русского народа вОтечественной войне 1812 года. Собор – пятиглавый. В плане он образовал квадратс выступами большой апсиды с востока и двух портиков с юга и севера, а такжепристроенной с запада колокольней.
Внутренне пространство собора расчленено на пятьчастей четырьмя шестигранными столбами, поддерживающими барабан главногокупола. Углы собора перекрыты четырьмя малыми барабанами с куполами, а ветвикреста — цилиндрическим сводами. Собор отличался хорошими акустическимисвойствами. Объемная композиция сооружения выражена в духе зрелого классицизма.Гладкая стена расчленена продуманным ритмом оконных проемов – прямоугольных подвум этажам и полуциркульных, вытянутых пропорций по барабанам.
Главной темой декоративного убранства явилиськомпозиции коринфского ордера – крупномасштабные шестиколонные портики,увенчанные гладкими фронтонами. Стена за портиками оформлена коринфскимипилястрами; такими же пилястрами акцентированы углы основного объема. Четкаявыверенность пропорций, использование крупномасштабных ордерных композиций,гармоничное сопоставление объемов куполов с вертикалью колокольни – все это сделалособор Александра Невского одним из красивейших зданий Екатеринбурга прошлого столетия.
Особую живописность всему ансамблю придавала каменнаяограда. Она выложена из кирпича с применением грубоколотых гранитных камней иакцентирована по углам крупными башенками с куполами.
Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря сыграл важнуюградоформирующую роль в застройке Екатеринбурга, явившись завершением с западаАлександровского проспекта. А выразительный силуэт храмов и монастырскихпостроек, обнесенных каменной оградой с башенками, образовал яркийархитектурный акцент в панораме юго-западной части Екатеринбурга.
Заключение.
 
Сегодня городу уже 276 лет, но развитие городапродолжается, все новые страницы вписываются в его каменную летопись. И толькобережное и чуткое отношение к истории поможет сохранить историческое лицогорода. Ведь памятники архитектуры на улицах города – это не просто красивыездания, отличающиеся разнообразием форм, но они имеют большое значение,показывая этапы формирования архитектурного образа города. Поэтому очень важносохранить неповторимость исторических памятников, так как это не только обращениек прошлому, но и проблемы будущего, это способ создания неповторимости ииндивидуальности художественного образа города.
Список литературы.
 
1.  Багреев Е.Я., Горловский М.А. и др.
      Очерки истории Свердловска, Свердловск, 1958.
2.  Бальчуров А.Д., Бердников Н.Н., Кернер А.Д. и др.
Свердловск. Путеводитель – справочник.Свердловск, 1975.
   3.  Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск, 1989.
Приложение.
Краткий словарь архитектурных терминов.
Абак,абака– верхняя плита капители.
Антаблемент– верхняягоризонтальная часть архитектурного ордера, опирающаяся на колонны и пилястры.
Арка– конструктивныеи одновременно архитектурный элемент перекрытия, имеющий изогнутую,криволинейную форму.
Аркада– ряд арок,опирающихся на пилястры или колонны.
База– нижняяопорная часть колонны.
Барельеф– низкий рельеф. Части его выступают над основнойплоскостью менее чем на половину своего объема. Барельеф может бытьтематическим или орнаментальным.
Дорическийордер– античный архитектурный ордер, отличающийся наиболеетяжелыми пропорциями и имеющий сравнительно простую капитель, состоящую из круглойподушки – эхина и вышележащей плиты – абаки.
Ионическийордер– античныйархитектурный ордер, более легкий по сравнению с дорическим. Ионическая колоннаимеет характерную капитель, образуемую двумя спиральными волютами.
Капитель– верхняячасть колонны или пилястры.
Карниз – выступающий вперед край крыши. Верхняя частьантаблемента.
Колонна – архитектурнообразованный круглый в сечении опорный столб, состоящий из ствола, базы (внизу)и капители.
Колоннада – ряд колонн,поддерживающих антаблемент.
Коринфскийордер – ордер античной архитектуры, самый легкий и изящный попропорциям. Коринфская колонна  имеет высокую корзинкообразную капитель, украшеннуюлистьями аканта.
Кронштейн – подпора, выпущенная из стены для поддержаниякакой-либо выступающей части – карниза, балкона, скульптуры.
Купол– свод,образующийся путем вращения кривой вокруг вертикальной оси.
Мезонин – жилая надстройка над средней частью дома.
Модульон – архитектурная деталь в виде небольшого кронштейна,поддерживающего обычно карниз.
Ордер– архитектурно-художественная системастроечно-балочной конструкции, состоящая из несущих элементов (колонны,пилястры) и несомых (антаблемент). В классической архитектуре различают ордеры:дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).
Полуколонна– колонна, выступающая из стены по всейвысоте на половину диаметра.
Пилястра– прямоугольный в плане выступ настене здания, обработанный в виде колонны с базой и капителием.
Портик– выступающая перед фасадом открытаягалерея, состоящая из колонн, на которые опирается антаблемент и фронтон.
Ротонда– круглое здание, перекрытое куполом.
Сандрик– небольшое архитектурное украшение ввиде карниза над дверным или оконным проемом.
Фасад– внешний вид, внешняя поверхностьнаружных стен здания.
Фронтон– верхняя часть фасада или портика ввиде плоского треугольника.
Эхин–нижняя часть дорической капители ввиде плоской круглой подушки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.