Московский педагогический государственный университет
Взгляд на Антропологическую концепцию
психологии музыкального образования
А. В. Тороповой
Курсовая работа по Истории и теории
музыкального образования
Работа выполнена студентом 1 курса
эстрадного отделения музыкального факультета
Долгих Александром
Москва 2003
Введение
"… в современном музыкально-образовательном пространстве отсутствует
( или присутствует в весьма размытом виде ) важнейшее звено - психолого — антропологические знания о субъекте музыкальной культуры, теории музыки и музыкальной практики - Homo– musicus, являющемся собственно адресатом усилий музыкального образования,партнёром диалога с культурой, посредником которого выступает педагог-музыкант..."
Интересная идея по-поводу того,что сознание передаёт смысл чего-либо
посредством интонации - это и есть искусство звука, то есть создание
музыки. Я считаю это абсолютной истиной и мало того я обобщю:
«Когда сознание передаёт смысл чего угодно посредством чего угодно
- это и есть создание вселенной вокруг нас...»
Актуальность
Эта тема достаточно актуальна, так как это бальзам на душу сегодняшнего общества, увязшего в грязи ложных данных старых психологических школ о человеке — животном, не имеющем души
(а точнее — самого себя в роли психической субстанции или духовного существа ). Эта тема также придаёт значение философии, религии и искусству, а также разным видам наук, изучающим области не только материального.
"… до последнего времени как в общей психологии (отечественной),так и в музыкальной наблюдалось исключение, или игнорирование фундаментальных категорий науки о целостном человеке - сознание, душа. ( Такое положение вещей в отечественной науке имеет социально-историческое, искусственно созданное вненаучными политически идеологическими директивами происхождение). История советской психологической школы, по В.П.Зинченко, это история потерь и титанических усилий сохранить Человека («всего Человека» — А.Блок, а не его рефлексы) в сфере научных интересов психологии: так, ранее потеряв душу, и дух «в 1925 г. страна потеряла бессознательное: был запрещён психоанализ. В 1929 г.… страна начала терять сознание…
С 1931 г. начался дрейф от проблематики сознания к проблематике
деятельности».Нам кажется необходимым и с содержательно-теоретической, и с методологической, и с психолого-педагогической ( и даже с этико-эстетической ) точки зрения «опереть»музыкально-психологическую науку на фундамент исследования сознания человека в его целостности и многомерности, как средоточия «человеческого в человеке», как категории, отвечающей требованию отражения некоей целостности в иерархии других целостностей (человек, мир) и вмещающей в себя все проявления психического. На этом магистральном направлении, лишь привлекая знание, добытое на различных путях познания, где наряду с наукой, философия человека, религия и искусство создают многомерную картину искомого целого, можно строить концепции, соотносящие эти «частичные» образы человека друг с другом и со смыслом его существования и развития..."
Цели, задачи
Цель А.В.Тороповой как мне показалось в том,чтобы поднять предмет
музыкальной психологии и психологии музыкального образования на
совершенно новый уровень понимания. Она не преследует цель накладывать уже готовую структуру общей психологии на музыку и её атрибуты, хотя не отрицает возможности заимствования некоторых моментов из«науки о душе». Её цель - новая структура.
"… К попытке понимания того, как культура и психика создают друг друга, были устремлены усилия целого ряда выдающихся учёных нашего времени: Г.Г.Шпета, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.А.Ухтомского, М.К.Мамардашвили, В.П.Зинченко, М.Коула и др. Их и последующие интерпритации культурно-исторической психологии, а также «дух романтической науки приведут нас когда-нибудь к психологии, в которой человеческие существа смогут жить и дышать» без ущерба для ощущения и сознания своей целостности..."
Но как мне кажется, вряд ли это будет называться «психология»...
Основная часть
Приведу основную часть статьи, наиболее полно описывающую её идею :
"… Итак, интонирующее сознание несёт функцию объективации
(удваивания)и экспликации (объяснения) процесса становления сознания, где трансформирующееся и трансформируемое нерасчленимо взаимосвязаны в акте делания и задают континуальность и необратимость развитию. Именно такое существование интонирующего сознания во времени и обусловливает его особое значение в самосознании различных традиций.
Становление человека в антропогенезе через инобытие не раз являлось
предметом размышлений философов и учёных. «Человеческое инобытие есть такая форма существования человека, когда он оставляет какие-то следы, отпечатки в других людях, предметах, вещах, произведениях искусства и т.п.» Эти процессы есть суть организации функционирования и развития сознания: интонирующего и музыкального, в частности.
Развитие сознания через его инобытие приводит нас к осознанию важности символического слоя сознания, трансперсонального резервуара образов, подвигающих человеческое сознание к развитию, деланию, осуществлению. Так, роль образа, даже протообраза - архетипа становится в нашем исследовании одним из ключевых понятий, берущих на себя как функцию одной из единиц анализа психики и сознания человека, так и медиатора становления, развития и делания сознания как в антропогенезе, так и в индивидуальном развитии человека.
Итак,наша концепция заключается в том,что значение музыки в
антропогенезе может выявиться только при прояснении суперпозиции
необратимых процессов развития сознания человека и музыки (в расширенном понимании слова«музыка» и тех явлений становления человеческой культуры, которые ещё собственно музыкой не являлись и которые можно условно назвать звукосимволическим планом выражения смысла). В данной суперпозиции заключена природа спонтанного и поступательного развития сознания человека во взаимных превращениях форм психических и культурных (символических) феноменов.Звукосимволический пласт выражения ( как и музыка ) является одним из каналов интонирующего сознания или
сознания интонируемого смысла. Отсюда вытекают функции интонирующего сознания :
а)гностическая ( бессознательное познание имплицитных законов бытия
через звуко-ритмическую символику),
б) рефлексирующая( музыка как спонтанная звучащая рефлексия
сознания),
в) регистрирующая этапы
развития сознания человека, его уровня взаимоотношений с миром
(порождающая нормы, "эпистемы" ) и г) трансформирующая сознание
(функция «внутреннего делания» ).
Самоосуществление или спонтанно-внутреннее делание - эта «функция»
тесно связана со всей органомией сознания: его чувственной и рефлексивной,биодинамической и аффективной тканями сознания. Они обеспечиваются языком или языками, выносящими акты переживания и рефлексии во внешний план и возвращающие их в сознание через усмотрение их значений и отработку в контексте культуры ( культура, таким образом, понимается как общественный полигон смыслов, утяжелённых многократным отражением в её явлениях ( через архетипы ) и способных влиять на антропогенез). Таковы процессы, «омывающие» сознание человека как данность и обеспечивающие трансформации этой данности, психическое развитие человека и человечества.
Напомним мысль М.К.Мамардашвили о том, что сколь бы глубоко в
историю мы не погружались, нигде мы не найдём человека без сознания, без языка, без плача по умершему… Таким образом, двунаправленными становятся предметные понятия нашего тезауруса: сознание, язык, символ, символическое действие - одним концом направлены к пониманию порождающей музыку цепочки превращенных форм сознания, а другим концом - к пониманию порождения человека и трансформаций его природы через звукосимволический пласт культуры. В первой перспективе — музыка, её язык и значение «просвечивает» сквозь целостность человека, во второй - человек, его развитие, прошлое, будущее и вневременное просвечивают сквозь музыкальную реальность, её «интонируемый смысл», образуя один из аспектов человековедения — музыкально-психологическую антропологию. Ещё В.Гумбольдт хотел понять, как «язык, происходя из природного звука и потребности, становится родителем и воспитателем всего высочайшего и утончённейшего в человечестве».Гумбольдт считал язык организмом духа. Думаю, что речь идёт не об одном языке
(вербальном ), а о языках культуры.
Таким образом, концепция психологии музыкального образования,
фундированная в более общих и глубоких пластах онтологии человека,
выводит рассмотрение своих проблем на уровень музыкально-
психологической антропологии. Такой способ концептуализации содержания означенного предмета кажется нам оправданным и своевременным. Привитие будущим музыкантам-педагогам опыта антропологического самосознания в своей профессии даст ещё ряд преимуществ. Например, связанных с погружением ребёнка - субъекта образования - в такой музыкально-педагогический контекст, создаваемый сформировавшимися установками педагога, который включает понятия «внешняя и внутренняя музыкальная (звукосимволическая) реальность психики ребёнка», «охранный для личности смысл фантазирования», «интонационно-символические манифестации личности», «архетип интонирующего сознания личности», «музыкально-символическая модель будущего в развитии ребёнка», "интегрированность или расщеплённость
'Я' ", «живое или механическое движение в построении образа»,«музыка как функциональный орган души» и т.д.
Такова в самых общих чертах антропологическая концепция психологии
музыкального образования, заслуживающая, на наш взгляд, обсуждения и
развития в ряду базовых подходов к разработке прблематики музыкально-педагогической и музыкально-психологической направленности..."
Комментарии
Как я понял, главная идея - сознание человека необъятно, в нём очень
много таинственного потенциала, оно представитель Высшего Разума или
Высшей Субстанции, его возможности не ограничены ( тем более музыкальные и, естественно, творческие).
"… В связи с представлением о том, что сознание человека является тем
предметом, в содержании и структуре которого заложены потенции и
программы самоосуществления человека, его развития и «внутреннего
делания»( как осознаваемого саморазвития ) и, кроме того, сознание
является презентантом самой субстанции психического ( включающего
телесные и социальные уровни ) ещё до её расчленения на отдельные
процессы и функции, данная категория принимается в качестве ключевой
и основополагающей нашего концептуального подхода..."
Не удивительно, что выдающиеся люди - это в основном не те, кто
учился на хорошие отметки или вобще учился. Я поддерживаю идею того, что теорией (или логикой) возможно перебарщивают наши умы. Мне кажется, что порвано равновесие между массой ( реальным предметом или свойством ) и значимостью ( идеей об этом реальном предмете или свойстве ). Слишком большое значение придаётся значимости, а не массе. Не потому ли это, что в сфере искусства слишком много авторитетных мнений, нежели каких-либо реальных законов или аксиом ?
"… Добавим, что в жертву логике принесена не только психология, но
и музыка, превращенная в иллюстрации к построениям музыкознания.
Следствием этого является обучение «тощим абстракциям», способствующим всё той же психологической дистантности человека ( ребёнка ) и музыки. Данное положение вещей требует осознания и соотнесения с целью музыкального образования..."
Заключение
Торопова пишет о влиянии прошлого музыкального опыта человека на его сегодняшнее состояние, на его интонирующее сознание.
Также она упоминает Ламу Анагарика Говинду и его «Психологию раннего буддизма» и «Основы тибетского мистицизма».
Лично я вижу в её идее глубокий смысл, хотя возможно не все его могут уловить. Торопова не пишет это конкретно в лоб, а использует обобщённые слова и выражения, пытаясь скрыть это за призмой научной терминологии - и это единственное, что я действительно критикую!Зачем всё так усложнять?! Для кого писалась эта статья, которую я здесь рассматриваю ?! Для «избранных» что ли?! Это то, что мне не нравится в психологии - слишком много «хлама» !
Всё же я, используя несколько словарей, прочитал статью и понял
о чём там. Но сколько у меня ушло на это времени !..
Я бы уже пару любовных романов прочитал за это время...
Но, возвращаясь к глубокой идее, она заключается в том,что возможно
прошлый музыкальный опыт человека (конкретного человека) не
ограничивается рамками одной жизни человека, а уходит очень далеко в его прошлое. Как мне кажется здесь есть намёк на прошлые воплощения человека, что и проповедует буддизм в лице Ламы,
которого упоминает автор.
"… Звуковой символ, по Ламе АнагарикаГовинда, лежит в основании
становления сознания. Акт переживания субъекта становится актом
становления сознания в творческом акте «наименования, формулирования»
(так в переводе означено его представление), мы бы сказали интонирования.
Каждая интонированная сознанием «вещь опыта» становится содержанием и принадлежит сознанию интонирующего. Таким образом,акт интонирования становится уже не только рефлексивным актом, актом познания, но и актом делания. Делание, илисамоосуществление (самосозидание или саморазрушение) происходит через трансформации в сознании человека, которое охватывает всю иерархию его природно-психологической структуры. На признании того факта, что в загадочно-неопределённых и неисчерпаемых ресурсах сознания и коренится возможность трансформаций и направленного воздействия,
основывается всё магическое мировоззрение. И сейчас нередко это знание отражается в интуициях и гипотезах современной науки, и во вненаучных, подчас спекулятивных, практиках (что не отменяет
наличия данного опыта сознания у человека )..."
"… Зная из теорий развития психики, что ранние её формы не исчезают, а
лишь интериоризуются,инкорпорируются в сознании. Мы предполагаем, что в музыкальном сознании современного человека в бессознательной и
превращённой форме содержатся все предыдущие формы функционирования интонирующего сознания: от его синкретичности, через появление расщеплённых форм, к образованию во внутреннем пространстве отчуждённых«искусственных» форм музыкально-художественного творчества.Таким образом, через предмет музыкально-психологической антропологии — сознание Homo-musicus, которое многообразно и многомерно - релизуется диалог с Другим, а вернее, с Другими «Я» - инокультурными, инонациональными и
иновременными обликами «человека музыкального»… Именно в такой
перспективе и диалоге только и возможно прояснение своего места и
состояния сознания современного человека,транслируемого через культуру и образование. С таким осознанием собственных психолого-педагогических деяний в антропологическом контексте связано чувство ответственностипедагога и музыканта перед настоящим и будущим,
которое мы готовы или не готовы принять..."
Ещё одна идея блестит в предыдущих строках:
Через историю о себе реализуется диалог с другим.
***
Ну вот ираскрыты основные идеи Антропологической концепции
психологии музыкального образования, жаль только что они
не решают проблему свойств человеческой души
(как обычно и происходит в психологии ).
"… Выстраиваемая нами концепция психологии музыкального
образования не свободна от проблемы, общей для исследований
психического плана человеческого существования..."