Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Биологические факторы формирования личности

СОДЕРЖАНИЕ


1.   TOC o «1-3» h z u ВВЕДЕНИЕ.PAGEREF _Toc10800491 h 3

2.  ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ… PAGEREF _Toc10800492 h 5

3.  ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ… PAGEREF _Toc10800493 h 8

4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ… PAGEREF _Toc10800494 h 26

5.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:PAGEREF _Toc10800495 h 28
ВВЕДЕНИЕ.
Из всех проблем, скоторыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболеезапутанной является загадка самой человеческой природы. В каких тольконаправлениях не велись поиски, какое множество различных концепций быловыдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.
Существеннаятрудность состоит в том, что между нами очень много различий.
Известно,насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительныиндивидуальные их качества. Среди, более чем пяти миллиардов людей на нашейпланете не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипныхиндивидуальностей. Эти громадные различия усложняют, если не делать вообщеневозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяетпредставителей человеческой расы.
Личностное развитиечеловека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из техфеноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Всеопределения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположнымивзглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется иразвивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, асоциальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точкизрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности,считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый ходесоциального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формированияличности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующиемежду ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью,утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни.Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойствачеловека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то естьони формируются и развиваются.
Формирование личности –это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека.Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешнимотносятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре,социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. Сдругой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические ифизические факторы.
Предметом моего исследования являетсяпроцесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.
Цель работы состоит в анализе влияния этихфакторов на развитие  личности. Из темы,цели и содержания работы  следуют ниже-перечисленныезадачи:
·       определитьвлияние на развитие личности человека таких биологических факторов какнаследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья;
·       входе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по темеработы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние наформирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт.ЧТО ТАКОЕЛИЧНОСТЬ
              Слово «личность», как и многиедругие психологические понятия, широко используются в повседневном общениинаряду с другими  терминами. Поэтому чтобы ответить на вопрос: «Что такое личность?», необходимо, прежде всего,провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность»,«индивид».
              Человек – с одной сторонысущество биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью,способностью  трудиться;  с другой стороны  человек – существо общественное, емунеобходимо общаться и  взаимодействоватьс другими людьми.
              Личность – это тот жечеловек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся отбиологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом– «нет, это не личность».
              Индивидуальность – этоличность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразныхпсихических особенностей.
              Индивид – единичныйпредставитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный ипсихологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие«индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».  При такой постановке вопроса не фиксируетсякак особенности действия различных биологических факторов (возрастныхособенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условийжизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается какотправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- ифейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полноевоплощение всех человеческих качеств.
               Одни ученые считают, что психикачеловека биологически обусловлена, что все стороны личности являютсяврожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
                Другие ученые считают, чтокаждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Этиобщественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человекусваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственныенормы.
               Допустимо ли игнорировать, непринимать во внимание биологическую сущность человека? Нет, его биологическую,природную, естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующиеприродные, биологические особенности совершенно необходимы для психическогоразвития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы наэтой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.
               Развиваясь вне человеческогообщества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станетподобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены дведевочки, живущие в волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее назвалиКамалой), которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще онескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и сновасреди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому,дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаяхнаблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстропередвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью ине могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи,питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали,срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.
              Опыт социальной изоляциичеловеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путемавтоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобнымииндивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они неимеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представлениео себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных имсуществ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие исходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не можетсчитаться личностью.
             У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научитьсямыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывноеединство биологических и социальных качеств показывают, что человек – существобиологическое и социальное.ФАКТОРЫФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
              Слово «личность» употребляетсятолько по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа егоразвития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них –уже индивидуальность…  Но еще неличность!  Человек становится личностью,а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка,хотя он многое приобрел из социального окружения.
              Личность не только существует, нои впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимныхотношений. Внутри тела  отдельногоиндивида реально существует не личность, а ее односторонняя  проекция на экран биологии, осуществляемаядинамикой нервных процессов.
              Процесс развития осуществляетсякак совершенствование человека – биологического существа. В первую очередь,биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.
              Кирпичный дом не может бытьпостроен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можнопостроить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждогочеловека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разнымиспособами в человеческую особь, индивида, личность.
              Новорожденный несет в себекомплекс генов не только своих родителей,  но и их отдаленных предков, тоесть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд илинаследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которойвозникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономернои гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основебиологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, ас другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым дляреализации наследственного начала.
              Приобретенные в течение жизнинавыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особыхгенов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громаднымарсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит отсоциальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилийродителей и желания самого маленького человека.
              Молодым людям, вступающим в брак,следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки имногие биохимические особенности организма (обмен веществ, группы крови и др.),но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям.Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления о наследственности,знать свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешниеособенности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления овлиянии вредных факторов (в частности алкоголя и курения) на развитиевнутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для раннейдиагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденныхпороков развития.
               Черты биологического наследиядополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включаютпотребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствииболи, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которымиобладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняетиндивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества.Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологическойнаследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, обуникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не можетполностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт непередаются с генами.
              На протяжении 19 века  ученые предполагали,  что личность существует как нечто, полностьюсформировавшееся внутри яйца –  подобномикроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое времяприписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет личеловек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником илиблагородным рыцарем. Но в первой половине 20 века доказали, что врожденнаягениальность автоматически не гарантирует того, что еще из человека получитсявеликая личность.   Можно иметь хорошуюнаследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.           
             Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых,создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка,невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей ит.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечноеразнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждойчеловеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

              Наследственность проявляется втом, что человеку передаются основные биологические признаки человека(способность разговаривать,  работатьрукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителейанатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.  Великий русский ученый И.П.Павлов в своемучении о типах высшей нервной деятельности предпринял наиболее успешную попыткусвязать темперамент с особенностями организма человека. Он предположил, что всечерты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности.
              Темперамент тесно связан сдругими особенностями личности. Он является как бы той природной канвой, накоторую жизнь наносит узоры характера.
              Темпераментом называется совокупность устойчивых,индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющихдинамические особенности его психических процессов, психических состояний иповедений. Поясним приведенное выше определение темперамента.
              В нем речь идет об устойчивыхпсихологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит,и о личностных особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случаеозначает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии,но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются ипсихологическими, и физиологическими.
              Иными словами, речь идет об  индивидуальных свойствах человека, которыескорее являются врожденными, а не приобретенными. Это на самом деле так:темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностнуюособенность человека, основанием считать его именно личностным свойствомявляется тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которыесовершает человек.
              Из сказанного о темпераменте, изприведенного выше его  определениявытекает, что темперамент как личностная особенность человека имеет своисобственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамикупсихической жизни человека. Психолог В. С. Мерлин приводит очень образноесравнение. « Представьте себе, – говорит он, – две реки: одну – спокойную,равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, онаплавно  несет свои воды, у нее нет яркихвсплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полнаяпротивоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочети, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…
              Нечто подобное можно наблюдать вдинамике (особенностях течения) психической жизни разных людей».
              Согласно учения И. П. Павловаиндивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависятот индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой жеиндивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различныепроявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждение и торможение.
              И. П. Павлов открыл три свойствапроцессов возбуждения и торможения:
1. силу процессоввозбуждения и торможения;
2. уравновешенностьпроцессов возбуждения и торможения;
3. подвижность процессоввозбуждения и торможения.
              Комбинацией указанных свойствнервных процессов были положены в основу определения типа  высшей нервной деятельности. В зависимости отсочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения иторможения различают четыре основные типа высшей нервной деятельности.
              По силе нервных процессов И. П.Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильнойнервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильныхуравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения надторможением). Сильных уравновешенных по подвижности делил на подвижных иинертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим,существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтомупредставителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенностии подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов высшейнервной деятельности.
              И. П. Павлов соотнес выделенныеим типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение.Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. Витоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующимобразом:
1. сильный, уравновешенный, подвижныйтип («живой», по И.П. Павлову) – сангвинический темперамент;
2. сильный, уравновешенный, инертныйтип («спокойный», по И. П. Павлову) – флегматический темперамент;
3. сильный, неуравновешенный, спреобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову) – холерическийтемперамент;
4. слабый тип («слабый», по И. П.Павлову) – меланхолический темперамент.
              Слабый тип никоим образом нельзясчитать инвалидным или неполноценным типом. Несмотря на слабость нервныхпроцессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль,могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, темболее что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.
              Тип нервной системы – этоприродное, врожденное свойство нервной системы, которая, однако, можетнесколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. Тип нервнойсистемы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерныйотпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психическихпроцессов, их устойчивость, ног не определяет ни поведения, ни поступковчеловека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
              Размышляя о своем темпераменте итемпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства.Во-первых, изучение типов темперамента у большого количества современных людейпоказало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые,типы темперамента встречаются в жизни довольно редко. Подобные случаисоставляют от 25% до 30% всех случаев. Чаще всего у человека сочетаются чертыразных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Более того, казалось,что около 25% людей вообще нельзя отнести к определенному типу темперамента,так как свойства, присущие различным типам темперамента, у них перемешаны.Во-вторых, нельзя смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным,добрым, вежливым, дисциплинированным или, наоборот, лживым, злым, грубым можнобыть при любом темпераменте. Хотя проявляться эти черты у людей с разнымитемпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментоводни черты вырабатываются легче, а другие труднее.
              Кому, например, легче выработатьу себя дисциплинированность, последовательность в работе, настойчивость –холерику или флегматику? Конечно, последнему. Зная свой темперамент, человек стремиться опереться на его положительныеособенности и преодолеть отрицательные.
              Как было сказано выше, И. П.Павлов открыл три основных свойства нервной системы. Оказалось, что трехсвойств недостаточно для того, чтобы охарактеризовать все особенноститемперамента. Отечественные психофизиологии Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В.М. Русалов доказали, что нервная система человека обладает многими другимисвойствами.  Они же, в конечном счете,пришли к выводу о том, что в нервной системе человека имеется не три, какпредполагал Павлов, а четыре пары основных свойств и еще несколько пардополнительных свойств. Было открыто, например, такое свойство нервной системы,как лабильность, то есть быстраяоткликаемость на стимулы, а так же противоположное ему свойство, названное ригидностью – медленная откликаемостьнервной системы.
              Кроме того, исследования,приведенные этими учеными, обнаружили, что разные части нервной системы могутобладать различными наборами свойств. Есть, например, свойства, относящиеся ковсей нервной системе в целом, свойства, характеризующие отдельные, крупныеблоки нервной системы, и свойства, присущие небольшим ее участкам или частям,например отдельным нервным клеткам. 
              В связи с этим картина оприродных основах типов темпераментов людей (при сохранении убежденности в том,что тип темперамента зависит от индивидуального сочетания свойств нервнойсистемы) стала намного более сложной и достаточно запутанной. Пока еще до концапрояснить ситуацию, к сожалению, не удалось, но современные ученые все-такисходятся в следующем.
              Прежде всего, они признают, чтотип темперамента человека определяется не сочетанием трех простых свойствнервной системы, о которых говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств.Затем, ими допускается, что разные структуры мозга человека, в частности те,которые отвечают за общение данного человека с людьми и за его активность снеодушевленными предметами, могут обладать разными наборами свойств. Отсюдаследует, что один и тот же человек вполне может обладать  и проявлять в работе и в общении с людьмиразные типы темперамента.
              Но и это представление оборганической основе темперамента, вероятно, изменится в ближайшие годы, чтосвязано с успехами генетики человека.

              С помощью наследственностичеловеку передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма.К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органовчувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен отрождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развитияспособностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития техили иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются впроцессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенныхспособностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ниодин человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливымматематиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорносоответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны.На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, взависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которойзанимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
Задатки и сами развиваются,приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологическойосновой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков,то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы),но и то, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов.  Задатки – это то, на основе чего у человекаформируются те или иные способности. Задатки – это также предпосылки кформированию и развитию способностей, то есть то, что дано (или задано – отсюданазвание «задатки») человеку еще до того, как у него будут формироваться иразвиваться соответствующие способности.
              Самое общее, традиционноеопределение задатков связывает их с некоторыми врожденными свойствами, которымиобладает организм человека. Речь идет о таких свойствах, появление и развитиекоторых у человека практически не зависит от его обучения и воспитания, икоторые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созреванияорганизма.
             Что же такое способность? Способности можно определить какустойчивые индивидуально – психологические особенности личности, от которыхзависят их успехи в различных видах деятельности.
              Понимание способностей человека,которое характерно для современной психологии сложилось не сразу. В разныеисторические эпохи и различные периоды развития психологии под способностямипонимали различные вещи.
              В самом начале накопления психологическихзнаний, с древнейших времен и до 17 века, способностями души назывались всевозможные психологические качества присущие человеку. Это было наиболее широкоеи неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась спецификаспособностей как таковых на фоне других психологических свойств человека.
              Когда было доказано, что не всеспособности являются врожденными, что их развитие зависит от обучения ивоспитания, способностями стали называть лишь такие психологические свойства,которые человек приобретает в процессе жизни. Это произошло в 18-19 вв.Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем ониотличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в 20веке.
               Наряду с понятием «способности» в научныйоборот вошли такие понятия как одаренность, талант и гениальность. Попытаюсьответить на следующий вопрос: в чем разница между этими понятиями.
              Одаренность – этоврожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности.Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задаткиданному виду деятельности. Нужно отметить, что быть одаренным – не означаетбыть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает,что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в немзначительных успехов.
              Талант – это обладаниеуже развитыми способностями, а не только задатками. При определении понятия«талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяетсякак дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Инымисловами, талант – это врожденные способности, данные богом, обеспечивающиевысокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается,что талант (гр. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природныеспособности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степеньвыраженности таланта.
              Одаренным может быть ребенок,человек, который только приступает к освоению соответствующей деятельности, аталантливым – как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник и любойдругой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле.
              Гениальный – это человек,который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся ипризнанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждыйчеловек может быть в чем-то одаренным), способных – тоже не мало, но несколькоменьше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могутполностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливыхдовольно не много, а гениальных – только единицы.
              У человека имеется множестворазличных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно-обусловленное(иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально-обусловленныеспособности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными),общее и специальные способности, предметные и коммуникативные способности.
Рассмотрим природно-обусловленнуюгруппу способностей. Это такие способности, для которых, во-первых, необходимыврожденные природные задатки, во-вторых, способности, которые в основномформируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание,безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этихспособностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в ихразвитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, есличеловек имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных,координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добитьсябольших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например,с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет.
Способности человека могутнаходиться на разных уровнях развития, и в связи с этим можно предложить ещеодно, нетрадиционное понимание задатков как того, что фактически предшествуетпоявлению и развитию у человека способностей определенного уровня. В этомслучае в качестве задатков или предпосылок к развитию способностей болеевысокого уровня могут рассматриваться уже сформировавшиеся у человекаспособности более низкого уровня. При этом способности более низкого уровняразвития не обязательно являются врожденными. Например, знание элементарнойматематики, полученное в школе, может выступать в качестве предпосылки, задаткак развитию способностей к высшей математике.
Вопрос о том, каковыорганические основы задатков, занимает умы ученых очень давно, примерно с XVII века и до сих пор привлекает к себеповышенное внимание. Самая последняя версия о возможной анатомо-физиологическойоснове задатков, возникшая к середине XX века связывает задатки с генотипом человека, т.е. состроением генов. Эта идея частично подтверждается по отношению к фактам,касающимся врожденных нарушений интеллектуальной деятельности человека.Действительно, умственная недостаточность часто имеет генетическую основу.Однако до сих пор не удалось обнаружить генетическую особенность положительныхспособностей, т.е. задатков в их позитивном понимании.

К биологическим факторамотносятся врожденные особенностичеловека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессевнутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.
Мать – это первая земнаявселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод.Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательноевлияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишниеэмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженнаяжизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, какневрозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другиепатологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудностивполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенкусредством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.
Совсем немаловажная рольпринадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемомуребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущениясчастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
После рождения ребенкапроцесс его развития характеризуется тремя последов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.