Реферат по предмету "Психология"


Юридическая подготовка к психологической деятельности

ТЕМА № 3ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Памятьчеловека как психический процесс.
2. Рольмышления и интуиции в решении практических задач.
3. Воля иэмоциональная саморегуляция человеческой психики.
1. Память — сложныйпсихический процесс, включающий в себя:
запоминаниепредметов, явлений, действий, мыслей, информации и т.д.;
сохранение впамяти того, что было запомнено;
узнаваниепри повторном восприятии и воспроизведении запомненного.
Физиологическойосновой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре головногомозга (большое полушарие).
Существуют 4(четыре) типа памяти:
наглядно-образнаяпамять (запоминание, сохранение и воспроизведение зрительных, слуховых,температурных, вкусовых образов) Данный тип памяти свойственен при зрительномнаблюдении объекта в процессе общения и т.д.
Словесно-логическаяпамять (запоминание и воспроизведение информации, тесно связано связанное сречью. Чтобы запоминание было более эффективным, необходимо использоватьобразную речь и информацию) двигательная память (зависит от мышечных ощущенийчеловека).
Эмоциональнаяпамять (память на яркие эмоциональные образы из прошлого). Отличительнойособенностью является глубина проникновения пережитого когда-то чувства.
Свойствапамяти зависят от особенности памяти органов чувств.
Различаютследующие виды памяти:
зрительная;
слуховая;
двигательная;
смешанная.
Различаюттак же долговременную и кратковременную память.
Кратковременнаяпамять удерживает информацию в неполном виде, а долговременная служит для запоминанияинформации нередко на всю жизнь.
Чтобы памятьбыла более длительной, необходимо ставить цель деятельности, учитывать влияниеэмоций на процесс запоминания.
Забывание — процесс противоположный запечатлению и сохранению информации. Физиологическиэто явление необходимо человеческому организму, так как если бы вся информацияодновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивноемышление. Усилием воли человек каждый раз извлекает из долговременной памяти тучасть информации, которая ему необходима для выполнения данного видадеятельности.
Памятьразвивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. Безусловно, чтона неё влияет развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения,и осуществляемая трудовая деятельность.
Установлено,что в возрасте от 18 до 25 лет память улучшается, до 45 лет сохраняется наодном и том же уровне, а затем ослабевает.
Однако, еслилюди увлечены трудовой деятельностью, им приходится постоянно что-тозапоминать, то память только развивается.
Бываютслучаи провалов в памяти или амнезии, когда из сознания выпадают события. Этоможет наступить как в результате болезненного состояния человека.
2. Мышление- процесс отражения в сознании человека существующих закономерных связей иотношений между вещами, и явлениями природы и общества.
Мышлениевозникает на основе практической деятельности из чувственного познания. Мысльформируется в образах, понятиях, суждениях и умозаключениях.
Всовременной психологии выделяют 3 (три) типа мышления:
а) наглядно- действенное;
б) наглядно-образное;
в) отвлечённое(теоретическое).
а) наглядно- действенное мышление проявляется в практической деятельности человека, оносопутствует ему на всех ступенях развития. Человек прибегает к помощи мимики ижестов, анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, своё поведение(обращение к собеседнику, следование примеру, показ действий или рассказ).
б) наглядно-образноемышление проявляется в ситуациях, когда начинает мыслить образами, возникшимираньше (при проведении следственных действий, обдумывая маршрут движения целипо городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные путидвижения).
в) отвлечённое(теоретическое) мышление задействовано там, где требуется использоватьабстрактные понятия и теоретические знания. Данное мышление осуществляется наоснове логических рассуждений.
Существуют следующиекачества творческого мышления:
проблемныйхарактер подхода к изучаемым явлениям;
динамичностьмышления;
оперативностьмышления (наблюдательность);
широтамышления (разносторонность применяемых знаний);
обоснованностьв выдвижении версий по делу;
логичностьмышления;
критичностьи непредвзятость мышления.
Интуиция обычнорассматривается как метод познания, при котром возникает иллюзия правильноговывода. Зависит от многих факторов:
опыт;
психологическоесостояние.
Основой интуицииявляется опыт и психологическое состояние юриста.
3. Воля — одна из сторон человеческой психики, позволяющая человеку сознательнорегулировать свои действия и поступки в соответствие с поставленной целью, приучёте имеющихся обстоятельств.
Воля — это нетолько умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себяотказаться от чего-то, когда нужно, то есть поведение сотрудникаправоохранительных органов является сознательным и целенаправленным по своейсути, а не стихийным и неорганизованным.
К волевымкачествам юриста относятся:
целеустремлённость;
инициативность;
настойчивость;
выдержка исамообладание;
мужество;
смелость;
решительность.
Эмоции — переживание человеком своего личного отношения к реальной деятельности. Особенностиэмоций: их положительная и отрицательная направленность.
Положительныеэмоции: радость, восторг, ликование, восхищение, доверие и т.д.
Отрицательныеэмоции: печаль, тревога, испуг, стыд, жалость, растерянность, угрызения совестии т.д.
Названныевыше эмоции создают у человека различные формы эмоциональных состояний, такиекак настроение, страсть, аффект.
ТЕМА №7ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО
1. Психологияпотерпевшего.
2. Исследованиеличности потерпевшего.
1. Психологияпотерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершенияпреступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиесядопроса потерпевшего. Его психология связана с уголовным правом, уголовнымпроцессом, криминологией, и психологией личности.
Около 75 — 80% преступлений против личности совершаются лицами, которые связаны спотерпевшими родственными, служебными и другими близкими отношениями, ипреступление, как правило, является конечной фазой конфликта, возникшего врезультате этих отношений.
Такимобразом, потерпевший является одной из центральных фигур предварительногоследствия и рассмотрения дела в суде, если речь идёт о преступлении противличности.
Егоповедение, относится к объективным признакам состава преступления, может влиятьна вину обвиняемого, а иногда исключает её (при необходимой обороне).
Психологическоеисследование личности потерпевшего можно рассматривать в 2 (двух) аспектах:
статическаяобласть (неизменность) — возраст. Пол, национальность, служебное положение и т.д.Ряд этих признаков требуется выяснить в соответствии с законом.
динамическаяобласть — поведение потерпевшего в период предшествующий преступлению, в периодсобытия преступления и связь этого поведения с поведением преступника.
Поведение потерпевшегов момент совершения преступления зависит, во-первых, от влияния внешней среды,то есть от преступного нападения или иного воздействия; во-вторых: от индивидуальныхспособностей личности.
Данныеособенности личности характеризуют типов высшей нервной деятельностипотерпевшего, чертами его характера, темперамента и т.д. Жизненный опыт имеетбольшое значение в поведении потерпевшего по делам о преступлениях натранспорте, в области нарушения правил техники безопасности, половыхпреступлений.
Напотерпевшего оказывает существенное влияние правосознание, то есть знаниезакона, своих прав, которое даёт дополнительные возможности при отражениипреступного деяния, создаёт убеждённость в правоте своих действий,препятствующих преступному посягательству.
При изучениипреступления на уровне индивидуального преступного поведения, потерпевшийпредставляет интерес в той мере, в которой его поведение вписывается в событиепреступления и несёт в себе заряд криминогенности. Таким свойством обладает отрицательнооцениваемое обществом причинно связанное с преступлением поведение.
2. Впоследнее время — важное место в криминалистических исследованиях отводится ролижертвы в развитии самого преступления. Более 65% жертв в момент убийстванаходилось в нетрезвом состоянии, более половины из них употребляли спиртныенапитки совместно с осужденными непосредственно перед преступлением. Каждый 8-йпотерпевший не работал, более 105 вели паразитический образ жизни, в 40%случаев поведение потерпевших было аморальным и провокационным. Данныеособенности личности способствовали увеличению риска совершения в отношении нихтяжких противоправных действий.
Доминирующимв структуре нравственно-психологического облика потерпевших были такие качествакак агрессивность, деспотизм в отношении близких, неуживчивость,неразборчивость в выборе знакомых, употребление алкоголя.
Показанияпотерпевшего играют большую роль. Однако, нужно учитывать, что показанияпредоставляются лицом, которому причинён вред. Показания потерпевшего являются нетолько источником доказательства, но и средством защиты его интересов. Интересыпотерпевшего полностью совпадают и соответствуют задаче установления истины, вслучае, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления. Важнымфактором является правосознание потерпевшего, то есть от того насколько оннетерпимо относится к правонарушениям, хочет помочь следствию и правосудию, от этогочасто зависит достоверность и точность его показаний.
Следствиюважно установить психологический контакт с потерпевшим, необходимо учитывать,что последствия преступного деяния приводят потерпевшего в состояние страха,тяжёлых депрессий, отчаяния.
Так какпреступления наносят душевную травму потерпевшему, то он мысленно многократновозвращается к случившемуся; при этом ему удаётся вспомнить существенныеобстоятельства, которые были упущены в ходе осуществления первого допроса.
Вот почему сучётом физического и психического состояния потерпевшего целесообразноосуществить повторный допрос.
Следуетиметь в виду, что частые воспоминания случившегося и связанные с нимипереживания активизируют мыслительные процессы потерпевшего и усиливают егостремление найти виновного. Поэтому потерпевшие склонны сами выдвигать предположенияо том, кто и почему совершил преступление.
Вследственной практике известно немало случаев, когда предположения потерпевшегоподтверждались в ходе расследования.
Между тем,показания потерпевших не всегда объективны. Причин может быть много:
потерпевшийстремиться отомстить преступнику за причинённую боль, страдания, оскорбления;
желаниеполучить максимальную материальную компенсацию в случае осужденияправонарушителя;
потерпевшийможет преследовать и корыстные цели, преувеличивая размеры причинённого емуущерба;
потерпевшийможет стараться смягчить участь обвиняемого под влиянием уговоров родственникови друзей преступника;
потерпевшийможет скрывать своё собственное неблаговидное поведение.
Несоответствиепоказаний потерпевшего иногда является следствием стыдливости, смущения,неловкости при необходимости рассказать о действиях преступника или особственных действиях в момент совершения преступления. Показания потерпевшегомогут не соответствовать случившемуся и потому, что он опасается мести состороны преступника и его соучастников, а также, в результате внушения преднамеренногоили не преднамеренного. (Особенно характерно для несовершеннолетних).
Для того,чтобы избежать вредного действия внушения, на допросе запрещается задаватьнаводящие вопросы, которые могут подсказать потерпевшему желаемый ответ. Такимобразом, личность потерпевшего играет большую роль для работы органовправосудия.ТЕМА № 8ПСИХОЛОГИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1. Проблемынесовершеннолетних в юридической психологии.
2. Психологическиеособенности следствия по делам несовершеннолетних.
1. Какпоказывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всегоможет совершать преступление под влиянием сверстников или взрослых лиц,подчиняясь давлению толпы.
Убольшинства таких подростков в структуре личности доминируют такие качества,как лень, безволие, безответственность, агрессивность, конформизм. Антисоциальноеповедение несовершеннолетнего обусловлено влиянием внешней социальной среды, атакже индивидуальными особенностями личности подростка.
Подростковыйвозраст 11-15 лет является переходным, главным образом в биологическом смысле. Психологическиэтот возраст крайне противоречив — это типичные возрастные конфликты и ихпреломление в самосознании подростка.
Юношескийвозраст 15-18 лет представляет собой мир между детством и взрослостью. Вбиологическом плане — это период созревания. Перед молодыми людьми стоит задачасоциального и личностного самоопределения, которая означает не автономию отвзрослых, а чёткую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Процессусвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается к 14-16 годам. Данноеобстоятельство учитывается законодателем, который устанавливает частичную уголовнуюответственность с 14-ти лет и полную с 16-ти лет.
Важнымфактором формирования личности трудного подростка в большинстве случаевявляются отрицательные семейные условия.
Всё этоприводит к воспитанию вспыльчивости, несдержанности, повышенной возбудимости. Длянесовершеннолетних характерно совершение преступлений в группе, так как многиепреступления технически не выполнимы для одиночных подростков. Кроме того,некоторые подростки участвуют в действиях группы, смелеют и даже наглеют, таккак это одобряется авторитетом группы.
При анализепреступного поведения выделено 4 (четыре) типа несовершеннолетних подростковдля которых общественно-опасное деяние является:
случайным ипротиворечит общей направленности личности;
возможным сучётом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точкизрения повода и ситуации;
результатомобщей отрицательной ориентации личности, связанной с осуществлением преступногоповедения, подстрекательством к совершению преступления и другим противоправнымдействиям;
результатомпреступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода иситуации для преступных деяний.
В результатевзаимодействия неблагоприятных внешних условий с проблемами или искажениями впсихике подростка, возникает трудновоспитуемость.
Неблагоприятнымиусловиями могут являться как моральное поведение родителей, так и ошибки вшкольном воспитании.
Изучениеличности несовершеннолетнего на предварительном следствии проводится последующей схеме:
наследственно-биологическиефакторы (имеется в виду предрасположенность к нервным или психическимзаболеваниям одного из родителей, отрицательное влияние алкоголизма,употребление наркотиков родителями).
Ближайшееокружение подростков, социально-экономический статус родителей, особенностивоспитания подростка в семье и школе, выявляется отношение его к учёбе,взаимоотношения со сверстниками, учителями и т.д.
Личностныехарактеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностныеориентации подростка, самооценка и возможные конфликты в области самооценки и т.д.
Правосознаниеребёнка.
При допросенесовершеннолетних следует учитывать особенности, связанные с их возрастом. Вчастности, допросы маленьких детей целесообразно заменить беседой или опросом. Удетей в возрасте от 11 до 15 лет отмечаются широкие познавательные процессы самосознания.Стремление общаться с людьми, проявление чувства долга и ответственности. Данныекачества способствуют воспроизведению информации. У несовершеннолетних ввозрасте от 15 до 18 лет действуют психические закономерности, характерные длявзрослого человека. Однако, у некоторых лиц отмечается неправильность оценки сповышенным стремлением к независимости.
Существуютследующие этапы допроса несовершеннолетних:
следовательполучает в устной форме от несовершеннолетнего его анкетные данные, при этомоба собеседника вырабатывают в отношении друг друга общие параметры беседы(темп, аргументация);
необходимополучить основную информацию по делу, затем следователь сопоставляет её с ужеимеющейся, и пытается устранить противоречия и неточности;
занесение впротокол полученной информации.
Наибольшуюобщественную опасность представляют групповые и многоэпизодные преступления. Следователюважно выявить главаря этой группировки. Организаторами преступных групп обычновыступают ранее судимые взрослые или близкие к совершению преступлений лица,которые привлекались к уголовной и административной ответственности, и являютсяопытнее и физически сильнее остальных.
Готовясь кдопросу, следователь должен продумать формулировку вопросов, последовательностьпредъявления вещественных доказательств, показаний свидетелей.
В случаепризнания вины несовершеннолетним, должны выясняться обстоятельства,свидетельствующие о совершённом преступлении.
Важно знатьсудьбу добытых преступным путём предметов и орудий преступления, выяснитьприменялись ли они при совершении преступления или нет.
ТЕМА № 9ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
1. Общаяхарактеристика психологических особенностей следственной деятельности.
2. Психологияосмотра места происшествия.
3. Психологияобыска и задержания.
4. Психологияследственного эксперимента.
5. Психологическиеосновы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза.
6. Психологияпроверки показаний на месте.
1. Предварительноеследствие — это целенаправленный процесс, целью которого является выявлениепрошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем.
Предварительнорасследование — деятельность, регламентированная уголовным процессом (УПК).
Уголовно-процессуальныйкодекс регулирует отношения следователя с участниками уголовного процесса,гражданами, должностными лицами, организациями и учреждениями, определяетпоследовательность выполнения различный действий и ограничивает деятельностьследователя определёнными сроками. В ходе следственной деятельности необходимопреодолевать сопротивление со стороны лиц, не заинтересованных в успешномрасследовании дела. Наиболее это выгодно самому преступнику, который используяхитрость, шантаж, клевету, фальсификацию, подкуп, мешает предварительномурасследованию. Следует отметить, что для следствия характерно не толькопротивоборство. Для настоящего следователя важно тонкое психологическоевоздействие на личность допрашиваемого с тем, чтобы изменить направленностьэтой личности для раскрытия преступления.
В литературеуказано на допустимость тактических приёмов с использованием психологическогореагента, роль которого может играть предмет, человек, факт, сообщение. Подозреваемомупредъявляется реагент, то есть потенциальный психологический раздражитель вусловиях, исключающих какие-либо ложные утверждения. При этом, для невиновногоон безразличен, тогда как в сознании виновного он ассоциируется с преступлениеми вызывает соответствующую психологическую реакцию. Психологически сложной дляследствия является ситуация, когда в одном производстве сосредотачивается большоеколичество уголовных дел, каждое из которых требует немедленного принятиярешений и производства следственных действий, Практика показывает, что данноеограничение времени существенно давит на психику следователя, здесь могутвозникнуть поспешность и торопливость. Что может привести к ошибкам в ходеследствия. Необходимо творчески подходить к расследованию.
Сталкиваясьежедневно с жизненными трагедиями, следователь должен обладать стойкостью иубеждённостью, он должен избегать неостро необходимых вторжений в личную жизнь ислужебную деятельность граждан, отвлечение их от обычных занятий и применение кним мер принуждения.
Необходимостьсохранения следственной тайны является основной задачей в ходе предварительногорасследования. Оглашение данных личной жизни людей, их уклада жизни, сугубоинтимных обстоятельств, закон позволяет избегать, если только это не вызываетсянеобходимостью.
2. Осмотрместа происшествия относится к первоначальным следственным действиям. Оннаправлен на обнаружение следов преступления, других вещественных доказательств,а также иных имеющих значение обстоятельств. Восприятие обстановки местапроисшествия позволяет представить картину для выдвижения версии. Безусловно,что никакой анализ документов, схем, протоколов, фотографий не сможет заменитьнепосредственно улик. В связи с этим, особенностью осмотра места происшествияявляется неотложный характер. Всякая отсрочка во времени может привести кизменению обстановки, к утрате следов и улик, забыванию свидетелями иочевидцами важных обстоятельств. Начало осмотра следует за организационнойработой следователя, подбором оперативной группы, подготовкойнаучно-технических средств, приглашением специалистов, обеспечением охраныместа происшествия и т.д. То есть, осмотр места происшествия во многом зависитот коллективных усилий всех его участников.
Еслиследователь производит осмотр места происшествия, отыскивает и закрепляетдоказательств, фиксирует результаты в протоколе, то оперативный работник по указаниюследователя выполняет комплекс розыскных заданий, направленных на раскрытиепреступления, а специалист или эксперт оказывают помощь следователю вобнаружении, закреплении и изъятии следов преступления. Данные мероприятиядолжны производиться одновременно с осмотром места происшествия.
Многие следователипри осмотре места происшествия ограничивают его пространство плоскостью (полосматриваемой комнаты; асфальтовое покрытие, на котором остались следытранспортного происшествия). При этом нередко забывают, что всякое пространствоимеет три измерения. И при осмотре места происшествия, кроме поиска следов вопределённой местности, следы следует искать выше и ниже уровня плоскости, и в данныхнаправлениях активизировать своё внимание.
Специфика следственноговоображения заключается в выдвижении одновременно целого ряда версий, то естьпри осмотре места происшествия нельзя ограничиваться поиском следов,соответствующих только одной версии следователя, так как она может бытьневерной. Нужно исследовать любой обнаруженный факт или явление с разных точекзрения и подвергать сомнению наблюдаемые признаки.
Дляуспешного осмотра места происшествия рекомендуется решать следующие 3 (три) задачипоследовательно:
собрать всюинформацию, которая может иметь отношение к расследуемому делу;
проанализироватьсобранную информацию и на её основе выдвинуть версию, которая объясняла быпроисшедшее событие;
сопоставлениекаждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. Также должныбыть отмечены все противоречия.
Осмотр местапроисшествия позволяет получить сведения не только о событиях преступления, нои об особенностях личности преступника. Эти сведения позволяют с большой долей вероятностисудить о половой принадлежности преступника (взлом дверей, сейфа. Пролом стеныв жилых помещениях совершается мужским полом. Если же преступник не отличаетсямужской силой, не применял орудий и средств, используемых, обычно, мужчинами,то можно предположить, что преступление совершено женщиной. Следы губной помадына окурках свидетельствуют о совершении преступления женщиной).
Местопроисшествия может содержать отдельные данные о возрасте преступника. Чащевсего можно определить взрослыми или несовершеннолетними совершено преступление.Взрослые преступники крадут, как правило, самые дорогие, дефицитные вещи,деньги. Если же преступление совершил несовершеннолетний, то это, как правило,спиртные напитки, спортивные вещи и т.д. О возрасте также свидетельствуют следырук, ног, одежды и другие вещи.
3. Впсихологическом аспекте обыск является специфическим следственным действием,которое носит ярко выраженный поисковый характер => работникам милициинеобходимо найти орудия преступления, предметы и ценности, как правило,спрятанные обвиняемым. В ходе подготовки к обыску необходимо получить следующуюинформацию:
что следуетискать;
выяснить,что представляет собой объект, подлежащий обыску;
кто, кромеобыскиваемого может находиться на объекте в момент обыска;
скольковремени обыск может продлиться;
какиетехнические средства необходимо использовать в ходе обыска.
Особенномного информации во время обыска может дать наблюдение за поведениемобвиняемого. Необходимо наблюдать за микродвижениями рук и ног, мимикой лица,изменениями голоса, кожной реакции.
Лица,производящие обыск, должны учитывать, что при изготовлении тайников и различныххранилищ преступники учитывают целый ряд факторов психологического характера; расчётна проявление утомления и автоматизма (так, исходный документ часто кладут вкнигу, находящуюся в середине книжной полки. Расчёт основывается на том, чтокниги будут рассматривать с того, или иного края полки, а к середине ужепроявится определённый автоматизм, утомление); расчёт на брезгливость(закапывают предметы в навоз и др. места); расчёт на проявление такта и другихблагородных побуждений со стороны следователя (сокрытие объекта в кровати тяжелобольного человека, ребёнка, в могиле близких родственников); небрежностьсокрытия предмета (оставление объекта на виду); отвлечение вниманияизготовлением тайников -двойников (с двойным дном, расчёт делается на то, чтопри обнаружении первого пустого двойника, остальные тайники рассматриваться небудут); отвлечение внимания следователя путём создания конфликтной ситуации(для перепрятывания искомого объекта).
Дляпроведения обыска желательно усиливать освещение, так как это позволитобнаружить следы преступления, которые при обычном освещении не видны. Впроцессе обыска важной задачей является установление речевого контакта собыскиваемым, то есть необходимо, как можно активнее, практиковать постановкувопроса обыскиваемому о назначении тех или иных предметов. Тембр голоса, манераговорить, могут быстрее выдать действительное отношение человека, чем другаявнешняя реакция. При проведении обыска нужно учитывать образование, уровенькультуры, профессию, интеллектуальные способности субъекта, что имеет немалоезначение при выборе места и способа укрытия, например, анализ уголовных дел охищениях промышленного золота, спекуляции с валютными ценностями показал, чторасхитители, использовали знания физико-химических свойств драгоценныхметаллов, для укрытия золота рассыпают его на определённом участке земли, найтиего довольно трудно. Преступники могут легко извлечь золото путём промывания еговодой.
Вбольшинстве случаев обыск и задержание — это одновременно осуществляемыеследственные действия, так как обыск помещения одновременно преследует цель обнаруженияи задержания разыскиваемых лиц.
Нужноучитывать возможность сопротивления при задержании подозреваемого лица, поэтомупсихологического анализа требует выбор момента задержания. В ситуациях, когда преступниклишён возможности скрыться, он не может причинить вред окружающим, но при этомнаходится в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения или состояниисильного эмоционального возбуждения, и утратил способность к самоконтролю, неследует спешить с захватом, то есть необходимо дать преступнику возможностьпридти в себя.
4. Следственныйэксперимент (СЭ) — самостоятельное процессуальное действие, направленное напроверку имеющихся и полученных новых доказательств. Так, обвиняемый в краже измагазина путём проникновения в помещение через форточку заявил на допросе, что совершилпреступление в одиночку. Был проведён следственный эксперимент, но все попыткиобвиняемого пролезть в форточку оказались безуспешными. Обвиняемый признался,что у него был соучастник несовершеннолетний, который проник через форточку вмагазин и открыл дверь.
По своемусодержанию большинство видов следственного эксперимента представляет исследованиеи оценку возможностей, осуществляется восприятие какого-либо события приопределённых условиях, например: ставится условие услышать голос человека нарасстоянии, почувствовать запах, также проверяются умение и навыки изготовленияподдельных документов, печатей, штампов, открытия замка и т.д.
Следственнымэкспериментом руководит следователь, или следователь выполняет организационнуюработу на месте события. Главным в следственном эксперименте являетсяпроведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Необходимо болеетщательное изучение явления — принцип следственного эксперимента, второйпринцип осуществления следственного эксперимента — является вариативность, тоесть осуществление каждого последующего опыта в изменённых условиях. Так, припроверке возможности свидетеля услышать и понять содержание разговора,происходящего в соседней комнате, обвиняемому предлагают говорить обычнымголосом, громко, тихо, при плотно закрытой и открытой двери. Данная сменавариантов позволяет выявить объективно существующую возможность услышатьразговор.
5. Судебно-психологическаяэкспертиза (СПЭ).
Анализследственной практики свидетельствует о том, что необходимость проведениясудебно-психологической экспертизы чаще всего возникает при расследованиипреступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Ккомпетенции судебно-психологической экспертизы относится исследование состоянийпереутомления, сильного страха, депрессии и т.д. К компетенции судебно-психологическойэкспертизы относится определение данных состояний, которые, если вызваны неправомернымидействиями потерпевшего являются либо ОСО, либо обусловливают привилегированнуюквалификацию отдельных составов преступления. Судебно-психологическаяэкспертиза назначается при появлении у следователя сомнений в возможностисвидетеля, потерпевшего правильно воспринимать определённые обстоятельства идать об этом показания.
Частообъектом судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнее лицо, так как насодержание показаний этого лица могли повлиять фантазия, воображение, внушающеевоздействие со стороны другого лица.
Приназначении судебно-психологической экспертизы следователь сталкивается сорганизационными трудностями. В настоящее время у нас нет экспертныхучреждений, которые могли бы проводить судебно-психологические экспертизы. Производствосудебно-психологической экспертизы поручается научно-исследовательскимлабораториям, психологическим факультетам университетов, психологическим отделами лабораториям. Результаты судебно-психологические экспертизы оформляются ввиде письменного заключения.
Психологияпроверки показаний на месте.
Этоследственное действие, включающее в себя элементы ряда других следственныхдействий (осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента) и восновном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий.Главная цель воспроизведения следственных действий на месте, получениеинформации по отношению к уже полученной в ходе допроса.
Чаще всего,различают следующие основания для проведения этого следственного действия:
необходимостьобнаружения места происшествия;
необходимостьустановления маршрута (пути следования). Шофёр Успенский, экспедитор Ильинскийи грузчик Иванов, похитив значительное количество фруктов, продавали ихгражданам прямо с машины. Для установления свидетелей, то есть покупателей фруктовнеобходимо узнать по каким улицам проезжала машина и где она останавливалась.
установлениеместа нахождения предметов, необходимых для следствия;
установлениенеизвестных следствию лиц;
установлениеи уточнение отдельных обстоятельств происшествия и т.д.
Приподготовке к проверке показаний на месте следует учитывать ряд организационныхмоментов, имеющих психологический аспект:
необходимоправильно выбрать время воспроизведения происшествия. После дачи показаний довыезда на место происшествия может пройти несколько дней или недель, можетизмениться обстановка (снесён старый дом, вырублен участок леса, произошёлпожар), данные обстоятельства необходимо учитывать при проверке показаний наместе. Кроме того, может быть утрачен психологический контакт с обвиняемым.
Существенноепсихологическое значение имеет объяснение подозреваемого с, так называемым,«упреждением». До прихода на место происшествия подозреваемый долженрассказать участникам проверки показаний как выглядит место происшествия,описать помещение. Такой показ " с упреждением" оказывает сильноепсихологическое воздействие как на понятых, так и на подозреваемого,препятствуя отказу, впоследствии, от данных показаний.ТЕМА № 10ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Психологическаяструктура судебной деятельности (ПССД).
2. Психологическаяструктура судебной деятельности.
3. Формированиеубеждения и вынесение приговора судом в судебных коллегиях.
Психологическаяструктура судебной деятельности:
а) рассмотрениедела судом;
б) судебноеследствие;
в) обвинениеи защита (прения);
г) последнееслово;
д) уходит всовещательную комнату;
е) вынесениеприговора.
Психологическаяструктура судебной деятельности складывается из познавательной, воспитательной,конструктивной деятельности суда.
Особенностьпознавательной деятельности в суде, заключается в том, чтобы изучить материалы предварительногорасследования. Как мы выяснили, предварительное расследование берёт на себя всюпоисковую часть познавательной деятельности. Производится отбор исистематизация информации, что существенно облегчает познание судомобстоятельств дела. Однако, данная модель всегда должна восприниматься судомтолько как вероятность (вероятная) истина, подлежащая проверке с соблюдениемпринципа гласности, устности, непосредственности судебного разбирательства. Краткостьвремени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплинымыслительной деятельности. Это достигается строгим контролем за воспринимаемойинформацией. Этой же цели служит и процессуальный принцип непрерывностисудебного разбирательства и неизменность состава суда. В случае отсутствия надлежащегоконтроля поток информации может стать таким, что судьи не будут успевать еёперерабатывать. Суд сам определяет порядок восприятия информации. Последовательностьдопросов. Скорость поступления информации, условия её восприятия. Сложностьпознания в суде объясняется тем, что в одно и тоже время суду в заседаниинеобходимо воспроизвести факты и источники добытые на следствии, получить новыефакты, сопоставить факты, внутренне подготавливаясь к вынесению приговора. Познавательнаядеятельность в уголовном процессе, кроме состава суда осуществляетсяпрокурором, адвокатом. Каждый из них в зависимости от своих субъективных праввоспринимает, объясняет и анализирует события по-разному. Суд, заслушивая ихобъяснения, тем самым воспринимает результаты познания этими лицамиобстоятельств дела, что создаёт условия для раскрытия преступления. Познавательнаядеятельность суда обеспечивает выражение конструктивной функции суда, котораязаключается в вынесении приговора.
Сам процесссудопроизводства оказывает воспитательное значение на всех присутствующих. Приэтом, приговор должен быть справедливым, отвечать требованиям закона посоразмерности наказания и личности подсудимого.
Психологическаяструктура судебной деятельности.
Судебнаядеятельность развивается в строго регламентированной последовательности,которая создаёт стадии развития общей судебной деятельности.
Уголовныйпроцесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности:
преданиесуду;
судебноерассмотрение;
вынесение иисполнение приговора.
На каждой изперечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи, норегламентирует психологические отношения, которые складываются в процессеправосудия.
В судебнойпрактике встречаются случаи разногласия судейской коллегии. Вынесение приговорапо единогласному мнению состава суда можно рассматривать как дополнительнуюгарантию законности и обоснованности приговора, так как внутреннее убеждениевсех участников судебной коллегии совпадают, что делает приговор несомненным.
Единогласноерешение судей встречается и при вынесении приговора, отменённого в последствие вышестоящимсудом, что может свидетельствовать о давлении неправильного мнения большинствасудебной коллегии на формирование собственного мнения каждого участника составасуда. Поэтому все участники состава суда должны подвергать внутреннемусамоконтролю свои выводы по уголовному делу, чтобы лишний раз проверить, чтоони не поддаются влиянию большинства.
Согласнопроцессуальному законодательству председательствующий судья подаёт свой голос впроцессе совещания судей последним. Данное ограничение в законе имеет цельсократить влияние мнения более авторитетного судьи на мнение других участниковсостава суда.
Такимобразом, деятельность судьи предполагает определённую концентрацию мыслительныхпроцессов на всех этапах судопроизводства.
3. Формированиеубеждения и вынесение приговора судом в судебных коллегиях.
Успехдеятельности коллегии судей находится в прямой зависимости от деятельностикаждого из них. У всех участников коллегии должно быть чёткое понимание целейих деятельности, сознание высокой ответственности, что должно обеспечитьповышенную психологическую активность каждого судьи.
Формированиесудейского убеждения всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственныхи иных связей между фактами объективной действительности, ценностного к нимподхода, их соотношения к с запретами уголовного процесса, чувственногопереживания полученных по уголовному делу результатов познания, сделанных ихних правовых выводов.
Наформирование судейского убеждения влияют социально — психологические и внесудебныефакторы (поведение подсудимого в суде, оценка СМИ и т.д.)
Впсихологическом аспекте существенном для процесса формирования судейскогоубеждения является перерастание сомнения, как последствия вероятностногознания, в убеждённость судьи, характеризующую достоверность полученных знаний иготовность действовать в соответствие с законом.
Этапыформирования убеждения судьи:
предварительноеизучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о преданииобвиняемого суду;
планированиесудебного разбирательства и выдвижение судебных версий;
проверкаматериалов предварительного следствия в судебном разбирательстве. Данный этапназывается этапом судебного следствия.
судебныепрения и сопоставление оценок с оценками обвинения и защиты;
окончательноеформирование убеждения судьи в совещательной комнате.
Первый ивторой этапы характеризует убеждение как вероятностное знание. Впсихологическом плане данные этапы характеризуются наличием сомнений у судьиили судей. Судья в ходе судебного следствия изучает доказательства, направляетсвою деятельность на устранение сомнений, вероятностные предположенияподтверждаются или приводят к выводу, что они были необоснованными.
На третьем ичетвёртом этапах происходит окончательное формирование судейского утверждения. Судья,как организатор процесса, должен обладать целеустремлённостью, настойчивостью,самоорганизованностью и другими волевыми качествами. Каждый приговор судадолжен воспитывать и воспитательное воздействие будет осуществляться в томслучае, если приговор правильно понят всеми присутствующими, если он отвечаетих нравственному убеждению и соответствует воспринятыми обстоятельствами дела.ТЕМА № 11ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1) Психологияосужденного, задачи и факторы ресоциализации.
2) Психологическийанализ коллектива осужденных.
3) Методыпсихологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.
4) Проблемаадаптации освобождённого в условиях жизни на свободе.
1. Психологияосужденного, задачи и факторы ресоциализации.
Исправительно-трудоваяпсихология изучает психологические стороны перевоспитания лиц, совершившихпреступление. Изучает динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание,структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практическиерекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Каждый осужденный,попадая в исправительно-трудовое учреждение, планирует для себя толькоокончание срока наказания. В связи с этим, перед воспитателями учреждения стоитболее сложная задача: воспитать человека. Добиться, чтобы сам осужденныйстремился к перевоспитанию и переделу своей собственной личности.
Нахождение вместах лишения свободы, отражается на психологии человека. Наиболее типичнымсостоянием осужденного является:
1) состояниеожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения);
2) нетерпение.
Данные видысостояния характеризуются повышенной напряжённостью, что приводит к резким порывамв поведении человека.
Может развитьсясостояние безнадёжности, обречённости, что влечёт за собой апатию, пассивностьво всех действиях и проявлениях. Типичные явления — тоска по дому, свободе,мобильным людям, что внешне выражается в отрешённости и оцепенении, подвлиянием тоски и раздражительности.
Изменениепсихических состояний связано с периодами нахождение в месте лишения свободы. Существуютследующие психологические периоды:
периодадаптации или привыкания к новым условиям жизни (3-4 месяца). Особенно остро ощущаетсяограничение потребностей, изменение имеющихся стереотипов поведения. Этоприводит к возникновению отрицательных эмоций, становится причинойпсихологических срывов, нарушений режима и т.д. То есть, на этой стадииособенно необходимы со стороны воспитателя терпение и такт по отношению косужденному.
Периодпроявления. Развития интересов в новых условиях жизни. Он связан с появлениемположительных эмоций, состояний вызывающих и повышающих психологическуюактивность осужденного. Интересы, способствующие таким состояниям могут бытьразличными: свидание с родственниками, выполнение работы, культурный досуг,учёба и т.д.
Периодсочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Характеризуется появлениемцелей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного вбольшей степени проявляется раскаяние в совершённом преступлении и желаниевозместить причинённый вред.
Периодпредшествующий освобождению. Ожидание освобождения часто протекает тяжело. Этосвязано с переживанием трудностей, которые ожидают осужденного в новых условиях.По этой причине возможно развитие психических состояний угнетённости ираздражительности.
Для процессаперевоспитания осужденного используется обучение, труд, общение. Однако, ониобязательно сочетаются с режимом. Режимом обычно называют установленныйраспорядок труда, питания и отдыха в исправительно-трудовом учреждении. Соблюдениережима обеспечивается посредством охраны и надзора за осужденными,использованием мер поощрения и взыскания, применения, в строго определённыхслучаях, особых мер безопасности (оружия, наручников, смирительных рубашек). Основнойбазой действия режима как фактора является его жёсткость и неуклонностьтребования его выполнения. Человек смиряется с действием режима и, сознавая егонеотвратимость, бывает вынужден принять его внутренних протестов и конфликтов.
Труду какособому фактору воздействия отводится особое место. Труд воспитывает в человекесознательность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизм. Труддолжен перевоспитывать преступника, помочь ему найти своё место в жизни, чтобы статьполноправным членом общества. Труд не должен отуплять тяжестью илибесцельностью. То есть, главная цель воспитательного процесса сделать так,чтобы труд становился необходимой потребностью осуждённого. Когда этодостигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности.
2. Психологическийанализ коллектива осужденных.
Созданиеколлектива осужденных является важным фактором перевоспитания. В исправительно-трудовыхучреждениях воздействие на личность всегда происходит через коллектив и этовоздействие будет более целенаправленным, чем скорее удаётся создать коллектив.Коллектив осужденных не представляет однообразную массу. Он состоит изотдельных ячеек — индивидуальностей, личностей, которые, в свою очередь,образуют группы. При создании группы учитывается интенсивность прошлойпреступной деятельности, её вид, отбывание наказания в прошлом, проявляющеесяотношение к мерам воздействия, к режиму. Для того, чтобы целенаправленновоздействовать на перевоспитание осужденных, необходимо иметь представление коллективаосужденных и каждой отдельной его личности.
Главноеместо в этой структуре занимает:
1) актив — этогруппа осужденных, которые твёрдо встали на путь исправления, принимаетактивное участие в трудовом процессе и общественной жизни. Своими действиямиспособствует перевоспитанию других осужденных, то есть чем больше группа актива,тем легче вести воспитательную работу в коллективе;
2) группарезерва. Отличается от группы актива тем, что не принимает активное участие в перевоспитаниидругих осужденных;
3) группапассива — осужденные, колеблющиеся выборе стратегии своего поведения. Поступки ихв значительной степени зависят от создавшейся ситуации.
4) группатрудновоспитуемых — лица, стремящиеся противодействовать воспитательномупроцессу, администрации и группе актива. Данная группа действует разлагающе навесть коллектив.
Независимоот администрации в исправительно-трудовом учреждении возникают самостоятельные малыегруппы. Внутри групп создаётся своя структура. Каждый участник выполняетобязанности в соответствие с отведённой ему ролью. В малой группе всегда естьлидер, 2-е и 3-и роли.
В малойгруппе с положительной направленностью обычно складываются товарищеские,дружеские отношения, проявляется взаимная симпатия. В процессе организации отрицательнонаправленной малой группы часто возникает нездоровое соперничество и борьбамежду лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Захвативлидерство, вожак поручает всю чёрную работу другим осужденным, оставляя засобой роль организатора.
Формыпроявления конфликта чрезвычайно многообразны: от скрытых состоянийнеудовлетворённости, до открытых столкновений с другими лицами и т.д. Каждыйконфликт в своём развитии проходит ряд стадий:
начало, характеризующеесявозникновением отрицательных чувств, столкновений интересов, противоречивостимнений, вкусов;
формированиеконфликтных отношений;
открытоестолкновение конфликтных сторон;
разрешениеразличных противоречий.
Справедливоеразрешение конфликта способствует перевоспитанию и исправлению осужденных.
Методыпсихологического воздействия на осужденных в процессе
ихперевоспитания.
Прочноесоздание коллектива в колонии во всех случаях осуществляется при активномучастии воспитателей. Его деятельность направляется на оказание воздействия накаждую личность и на коллектив в целом.
Для этогоприменяют следующий метод:
Методубеждения. Реализуется чаще всего в ходе индивидуальных бесед. Беседа сочетаетв себе цель изучения и воздействия на личность. Во время беседы разъясняетсясущность и конечная цель действия.
Методрегулирования межличностных отношений. Воспитательное воздействие дополняется встречамис лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и, ставшими полноценнымигражданами российского общества. При использовании данной методики имеетсущественное значение общение с семьёй, которое способствует выработкеположительных эмоций и качеств у заключённых.
Методпередачи информации. Специально и целенаправленно отбирается информация,поступающая к осуждённым лицам. Важно собирать сведения о том, как живёт семья осужденногов настоящее время. Безусловно, при этом должны быть учтены лишь положительные стороныжизни. На наглядных примерах осужденный должен осознать, что несмотря на то,что он причинил вред государству (коллективу), однако, его семье оказываетсяпомощь, и делается всё, чтобы его дети росли полноценными гражданами.
Методвнушения. Данный метод должен основываться на авторитете лица, которое егоприменяет. Целью применения данного метода, является выработка у осужденногостремления к самовоспитанию.
В процессе самовоспитанияу осужденного необходимо развить привычку анализировать своё поведение.
Осужденныйдолжен постоянно обучаться принимать самостоятельные решения, управлятьсобственными поступками. Существенно помогает воспитанию качеств личностисоздание ситуаций, при которых осужденный ставится перед необходимостью приниматьрешения за группу лиц, чувствовать ответственность за труд и поведение других. Практикаисправительно-трудовых учреждений показывает, что именно в подобных ситуацияхосужденные начинают активнее трудиться, их труд становится более производительными сознательным.
4. Проблемаадаптации освобождённого в условиях жизни на свободе.
Обобщениеопыта деятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимостипроведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизнив новых условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающимзвеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Эта подготовкаосужденных заключается а активизации их психики, настроя их чувств, привычек,психических состояний в формировании установки на надлежащее поведение в новыхусловиях. С помощью таких целенаправленных психических воздействий уосужденного формируется психологическая готовность жить в новых условиях,которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду идеятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодолениевнутреннего сопротивления и напряжения.
Вызванапсихологическая подготовка и тем, что человек, попадая в новые условия жизни исоциальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которыхон не всегда готов. Для осужденных такая встреча часто бывает неожиданной ивызывает реакции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Эточасто усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет кчрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденныйначинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и, какследствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогаетпреодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи сизменением обстоятельств.
Следуетпрежде всего активизировать положительные качества личности в процессепсихологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Можно сделатьэто обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг,активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств,выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т.п. Психологическоевоздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно,называется прямым. Примером этого вида воздействия могут служитьпсихотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин егопрошлых действий и поступков. Психологическое воздействие называется косвенным,когда в процессе психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том,как ему поступать в том или ином случае на основе опыта других людей.
Освобождающихсяиз мест заключения лиц можно разделить условно на 3 категории:
Лица вполнеисправившиеся в период отбытия наказания;
Лица сдефектами воспитания.
Лица, неисправившиеся в процессе отбытия наказания.
Процессадаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной средепосле длительного срока лишения свободы — сложное явление, требующее активныхволевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитогоправосознания.
Успехадаптации зависит от 3 групп факторов.
К первойгруппе относится личность самого освобожденного его мировоззрение, чертыхарактера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность,этика, специальность, трудовые навыки и т.д.
Ко второй — условиявнешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки,семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения струдовым коллективом, тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.
К третьейгруппе относятся условия, в которых осужденный ИТУ находился и которыесказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудовогопроцесса, структура коллектива, срок пребывания в ИТУ, учеба, воспитательноевоздействие администрации и т.п.
Процессадаптации освобожденных из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающейих части — к одному году. Самое трудное время для адаптации — период от 1 до 6месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлениюпроцессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведениемв быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденные из местлишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляютее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его,нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том,что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальнаяпочва для рецидива.
Социальнаяадаптация считается успешной, если социально полезные связи освобожденного отнаказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеютсущественных отклонений. Нормально адаптированный освобожденный порывает связис преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется какантиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.
Общественнымиявляются миротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждениеобщечеловеческих норм и ценностей. Речь здесь идет не о религиозныхобъединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации, а обучастии в работе центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдельныхлиц.
Сложныйпроцесс ресоциализации, перевоспитания и возвращение в общество лица,совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя,заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования внормальной социальной среде.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.