План
1. Организация деятельности психологической службы
2. Общие этические принципы в работе психологов разныхуровней
3. Профессионально – этические принципы психологовпсихологических служб
3.1. Основные принципы работы с людьми в ПС
3.2.Принципы работы возрастного психолога-консультанта
3.3. Специфика работы с детьми
1. Организация деятельностипсихологической службы
Психологическоеконсультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействуетс клиентами или пациентами и их родными:
- психологическиеслужбы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районныхдиспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации принекоторых научных медицинских учреждениях;
- психолого –медико — педагогические комиссии .
- школьныепсихологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и ихдетей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;
- семейныепсихологические консультации при самых разных ведомствах и частные;
- психологическиеконсультации, работающие на общественных началах при академических и учебныхзаведениях;
- профориентационныеконсультативные центры;
- психологическиеэкспертные службы при медицинских, образовательных, правоохранительных и др.учреждениях;
- геронтопсихологическиеслужбы, работающие при медицинских, социальных учреждениях и потерриториальному признаку;
- акмеологическиецентры и т.д.
В работе всех видов психологических служб есть свои особенностии нюансы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед этими службами.
2. Общие этические принципы в работепсихологов разных
уровней
Этическимкодексом называется свод моральных правил поведения, на которых строитсядеятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основеэтического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие особые категории добра,такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры, следованиекоторым составляет благо для людей, приносит им пользу. Этический кодексосновывается на нормах морали, а не права и следовательно человек нарушающийэтот кодекс не подлежит суду в соответствии с законом. Существует несколькоисточников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практическогопсихолога. Это философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология,политика выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающиебазисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса.
Основнымиэтическими принципами являются:
1. Принципконфиденциальности.
2. Принципкомпетентности.
3. Принципответственности.
4. Принцип этическойи юридической правомочности.
5. Принцип квалифицированнойпропаганды психологии.
6. Принципблагополучия клиента.
7. Принциппрофессиональной кооперации.
8. Принципинформирования клиента о целях и результатах обследования.
9. Принципморально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.
Данныепринципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми по всему миру.1. Принцип конфиденциальности.
1. Информация,полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательномуили случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена вформе, исключающей ее использование против интересов клиентов.
2. Лица, участвующиев психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны бытьосведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщенадругим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие учащихся,воспитанников, родителей, педагогов и других клиентов в психологическихпроцедурах (диагностика, консультирование, коррекция, психотерапия и др.)должно быть сознательным и добровольным.
4. Психолог собираети использует лишь ту информацию о клиенте, которая необходима ему для решениязадач, определяемых планом его работы и спецификой Центра (Службы).
5. Если информация,полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса окомпетентности педагога-психолога во время его аттестации), она должна бытьпредоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами.Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгойконфиденциальности.
6. Отчеты опрофессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны бытьсоставлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающимилюдьми.
7. На присутствиетретьих лиц во время диагностики или консультирования необходимопредварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (вслучае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
8. Руководителиучреждений, по запросам которых проводится психологическое обследование(исследование), должны быть предупреждены о том, что на них распространяетсяобязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрациирезультаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться отсообщения сведений, наносящих вред клиенту.2. Принцип компетентности.
1. Психологпостоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится споследними достижениями в области психологии.
2. Психологприменяет только надежные и валидные методы изучения психических свойств,качеств и состояний личности, способствует применению их другими.
3. Психолог четкоопределяет и учитывает границы собственной компетентности.
4. В интересахоптимального выполнения своей задачи педагог-психолог сотрудничает с другимипсихологами и с представителями смежных отраслей науки.
5. Психологсамостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимостипедагог-психолог консультируется с экспертом в соответствующей области(руководителем методического объединения и другими специалистами).
6. Психолог попоручению специалистов Управления Образования имеет право проводить анализиспользования психологических методик педагогами и другими участникамиобразовательного процесса.3. Принцип ответственности
1. Психологосознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, вкотором он работает и живет. Он популяризирует психологические знания дляповышения благополучия общества.
2. Проводяисследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и неиспользует результаты работы им во вред.
4. Психологнесет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо оттого, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
5. Психологнесет профессиональную ответственность за высказывания на психологические темы,сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. Психологв публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией,вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
6. Психологможет не информировать клиента об истинных целях психологических процедуртолько в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целейневозможны. Все скрытые цели, включенные в замысел работы, должны быть раскрытыклиенту не позднее окончания этой работы.4. Принцип этической и юридической правомочности.
1. Психологпланирует и проводит исследования в соответствии с действующимзаконодательством и профессиональными требованиями к проведению психологическихисследований.
2. В случаерасхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрациейлюбого уровня психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаидоводятся до сведения администрации Центра и профессиональной психологическойобщественности (методическое объединение).
3. Нормыданного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психологас клиентами и общественностью.
4. Психологможет выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии сзаконом. В случаях, когда необходимо психологическое заключение, он выступает вкачестве должностного лица, помня, что его мнение играет важную роль в защитеинтересов общества и конкретного гражданина.
5. Принципквалифицированной пропаганды психологии.
1. В любыхсообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования,следует избегать информации о специальных диагностических методах. Информация отаких методах возможна только в сообщениях для специалистов.
2. Во всехсообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологиив соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любыхвысказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания отпсихолога.
3. Психологобязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно, всоответствии с действительным состоянием науки на данный момент.6. Принцип благополучия клиента.
1. В своихпрофессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитываетправа своих клиентов, учащихся, супервизоров и других участников исследований.В случаях, когда обязанности педагога-психолога вступают в противоречие сэтическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом“не навреди”.
2. Психологдолжен отдавать предпочтение интересам клиента при определении целей ипланировании процедуры, характере проведения диагностического обследования. Психологдолжен оберегать клиента от психологических травм, уважать личность человека, скоторым работает.
3. Психолог входе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации(ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу,возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другимотличиям.7. Принцип профессиональной кооперации.
1. Работапсихолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистами методам их работы независимо от собственных теоретических и методическихпредпочтений.
2. Психологвоздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работыколлег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензиик стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованнойкритикой в кругу специалистов. В тех случаях, когда психолог узнает обэтических нарушениях другого психолога, он обращает на это его внимание, еслиэто может способствовать приемлемому разрешению ситуации и при этом не будетнарушено право на конфиденциальность.
3. Еслиэтическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог можетвынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях– на этическую комиссию областного научно-методического совета службыпрактической психологии образования.
4. Психологпри рецензировании материалов, представленных к публикации на грант или вдругих целях, уважает конфиденциальность и авторские права
5. Послеопубликования результатов исследования психолог не имеет права скрывать данные,на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихсяблизкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повторив анализ.Авторские права на психологические данные принадлежат собравшей их стороне.8. Принцип информирования клиента о целях и результатахобследования.
1. Психологинформирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой сним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент могпринять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическаяпроцедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенкадолжны дать родители или лица, их заменяющие
2. В процесседиагностики или психологического консультирования психолог высказываетсобственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме,исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения.В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдатьсяпринцип добровольности со стороны клиента. Клиент в любой момент (или вообще)может отказаться от работы, так же клиент может отказаться от работы с даннымпсихологом и обратиться к другому специалисту.
3. Психологдолжен информировать участников психологической работы о важных аспектахдеятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или неучаствовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятныйэмоциональный опыт и др.
4. Дляполучения согласия клиента на психологическое обследование психолог должениспользовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.Педагог-психолог формулирует и излагает результаты обследования в терминах,понятных клиенту.
5. Заключениепо результатам обследования не должно носить категорический характер, оно можетбыть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны бытьчеткими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
6. В ходеобследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможностиклиента. Недопустимо акцентировать внимание клиента на его ограничениях инедостатках.9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональныхдействий психолога.
1. Психологдолжен делать все возможное для определения ситуаций, в которых психологическиетехники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или наих использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касаетсяслучаев, когда психологическим инструментом пользуются непрофессионалы иликогда исследование болезненно затрагивает такие индивидуальные особенности, каквозраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание,сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык,социальный и экономический статус.
2. В отчетахо своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих психологическогообразования, психолог должен исходить из того, что сообщения должны быть яснымии применимыми к практическим нуждам заказчика.
3. Привыступлениях в средствах массовой информации психолог должен высказыватьсуждения, основанные на реальных достижениях психологической науки и практики.Содержание выступлений должно быть направлено на позитивные изменения вобщественном мнении или эмоциональном состоянии адресата.
4. Психологне должен участвовать в деятельности, результаты которой могут дискредитироватьпсихологию как науку.
3. Профессионально – этическиепринципы психологов
психологических служб
Практическаядеятельность психологов центра психологической помощи основывается наопределенных областях научных психологических знаний, основные из которых:
— теория межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейного общения;
— проблемы индивидуального и личностного развития;
— теория постановки психологического диагноза и набора конкретных методовличностной и внутрисемейной диагностики;
— учение о психокоррекционных методах;
— неврачебная психотерапия семьи и личности с системой показаний к тем или инымметодам воздействия.
Все эти области тесно взаимосвязаны между собой. Так, теориясемьи строится с учетом того, чтобы с помощью ее понятий стала возможнойпостановка диагноза, и можно было бы выбрать то или иное направлениепсихотерапии. Диагноз, в свою очередь, ставится в понятиях теории с учетомдальнейшей психотерапевтической практики.
Практическаяпсихология — это система своего рода рабочих принципов, профессиональныхустановок, которые определяют не только стратегию и тактику деятельностиспециалиста, но и этику практической психологической работы.
Специалистыпсихологического центра, обладая знаниями и умениями, призваны также вноситьсвой посильный вклад в дело улучшения жизни людей, ее качества.
Кругтем, которые составляют этику профессиональной психологической работы, в целомможно свести к трем разделам:
- деловой этикет как важная сторона морально-нравственного поведенияпсихолога центра в процессе оказания помощи клиенту;
- этика взаимоотношений с клиентом, в процессе которых реализуютсяопределенные правила в отношении клиента при предоставлении ему психологическойпомощи;
- деонтология (долженствование) выполнения отдельных видов психологическойпомощи в работе профессионала.
3.1 Основные принципы работы с людьмив ПС
1.Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответствен за последствиясвоего влияния на личность. Он должен, насколько это возможно, осознавать, чтоего услуги не будут использованы во вред клиенту, воздерживаться от действий изаявлений, угрожающих неприкосновенности личности. Он следит, чтобы его выводыи заключения не оскорбляли человеческого достоинства клиента, не использовалисьдругими для угнетения и подавления личности.
2.Принцип компетентности. Если психолог понимает, что его профессиональнойкомпетентности для решения проблем данного клиента недостаточно, онпредоставляет другим, более опытным коллегам решать поставленную клиентомзадачу. Если и другие специалисты отказываются по причине своейнекомпетентности в данной области решить проблему, они рекомендуют клиенту,куда ему обратиться. При этом они остаются ответственными за клиента до техпор, пока другой специалист не примет на себя ответственность за решениепроблемы клиента.
3.Принцип добровольности как необходимость решения консультативных,диагностических, терапевтических, коррекционных задач на добровольной исвободной для клиента основе, то есть на основе его собственного обращения вцентр, возможности у каждого обратившегося прекратить контакт со специалистом(центром) в любой момент и по собственному желанию. При работе с малолетнимидетьми, а также с людьми, совершившими правонарушения, в отношении которыхдопустимо применение некоторых насильственных мер, отклонения от принципадобровольности могут иметь место только с учетом соответствующихзаконодательных норм или с согласия родителей. Но и при этом установление вотношениях с клиентом атмосферы взаимопонимания и сотрудничества остаетсятребованием непреложным.
4.Принцип конфиденциальности, содержащий в себе требование сохранения тайны вотношении того, что сообщает клиент или что стало известно о его частной жизнии жизненных обстоятельствах. Психологи не сохраняют конфиденциальности, еслиэтим могут нанести вред клиенту и если существует реальная опасность для негосамого или других людей в связи с сохранением этой тайны. Однако в этом случаенеобходимая информация должна передаваться только тем лицам, которые способныили/и имеют право предпринимать действия, адекватные ситуации. Исключениесоставляют также случаи, когда сами клиенты просят, чтобы информация былапередана в соответствующие инстанции.
Психологи,работающие в одной команде, могут только с согласия клиента передаватьинформацию о нем ее членам, но при условии, что это делается в интересахклиента. Они не наводят никаких справок о клиенте без его согласия идовольствуются той информацией, которая необходима и достаточна для решенияпоставленной задачи.
Историяклиента, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные сработой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения кработе с клиентом и не обладающих специальными полномочиями. Если клиенты, илиучастники обследования, не достигли совершеннолетия или считаются не способнымипозаботиться о себе, психологи должны получить разрешение родителей илиопекунов.
5.Принцип безоценочного отношения к клиенту, отсутствие какой бы то ни былоселекции по признаку его «удобства» для специалиста, симпатии илиантипатии, за которыми стоит оказание помощи без осуждения или недовольства, наоснове доброжелательности, желания понять и поддержать.
6.Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует в каждомконкретном случае решение проблем клиента путем преодоления профессиональныхограничений (узкая специализация, ограниченное число специалистов) ивозможностей их изучения и «лечения» всеми и каждым специалистом. Этоозначает, что «плотнее» других занятый данным случаем сотрудник,ответственный за него, делает регулярные сообщения о ходе своей работы для всехчленов команды, высказывает вслух сомнения, анализирует собственные действия ит.д. Все сообщения обсуждаются командой, совместно определяются направлениядальнейшей работы («мозговая атака»).
3.2 Принципы работы возрастногопсихолога-консультанта
Принципы, выделенные вработах В.В. Столина:
1. Принцип анализаподтекста.
2. Принцип учетамнения всех сторон, принимающих участие в ситуации.
3. Принцип отказавот конкретных рекомендаций.
4. Принципсистемности — работа с семьей в целом.
5. Принцип уваженияличности клиента.
6. Принциппрофессиональной мотивированности консультанта.
7. Принцип сравненияс возрастной нормой психического развития ребенка и принцип анализаиндивидуального жизненного пути ребенка.
В сетимедико-психолого-педагогических комиссий введены дополнительные принципы:
1. Принципсоблюдения интересов больного ребенка (должны быть созданы наиболееблагоприятные для его развития условия)
2. Щадящая формасообщения диагноза (учет уровня развития родителей и сообщение помимонегативной части диагноза и позитивной части).
3. Коллективнаяконсультация семьи после индивидуального консультирование ее членов.
4.Принцип неразглашенияинформации.
5.Принцип системности вдиагностике, учета всех влияний.
3.3 Специфика работы с детьми
1.Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, что предполагает активностьвыявления психологических проблем со стороны психолога, разделение в жалобахродителей их собственных проблем и трудностей ребенка.
2.Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтомунеобходимо создавать заинтересованность ребенка в процессе консультирования.
3.Отсутствие рефлексии у ребенка.
Применительнок перечисленным принципам профессионального этического поведения формулируютсяи этические нормы профессиональных действий, обеспечивающих возможностьэффективного решения деликатных, личностно-значимых проблем. Это способы иприемы, которые применяются психологом во всех ситуациях работы с клиентом.
1.Как давать конкретный совет-рекомендацию? Опыт работы многих психологов выдвинулсвоеобразный принцип — отказ от конкретных рекомендаций («Я советов недаю»). Речь не идет о полном отказе от рекомендаций, но при первой встречес клиентом совет вреден и опасен почти всегда.
Причиныэтого:
— скороспелый совет вряд ли может вывести человека, выстрадавшего свою проблему,из тупиков уже известных альтернатив. Чаще всего проблемой и являетсяневозможность принять однозначное решение;
— обратившийся к психологу человек ждет не совета в прямом смысле, а конкретнойпомощи. Как только психолог становится «советчиком», он становится впозицию учителя по отношению к ученику, что автоматически вызываетсопротивление клиента;
— конкретные рекомендации как поступать, становятся для обратившегосявозможностью снять ответственность за происходящее с себя и передать еепсихологу. Формируется пассивное отношение к проблеме. Задача психолога состоитв том, чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе, способность самомуотвечать за собственную судьбу.
Профессиональныйсовет или рекомендации становятся возможными и действенными лишь по мереуглубления контакта, установления доверия между клиентом и консультантом.
2. Второй принцип — анализ подтекста как реагированиеспециалиста не только на явный смысл обращения и запроса на помощь, но итребование максимально подробного описания ситуации, совместное с клиентомрассмотрение истинных мотивов, планирование в соответствии с этим своихдействий.
3. Принципстереоскопического взгляда на ситуацию. Выносимая на консультацию ситуациядолжна быть зафиксирована и субъективно (позиция членов семьи) и объективно(средствами психолога). Это принцип всей консультационной работы, а не толькоэтапа постановки диагноза. Психолог должен стремиться раскрытьстереоскопичность ситуации перед участвующими в ней субъектами.
4. Принцип уважения личности клиента, в соответствии скоторым психолог не стремится совершенствовать личность клиента в соответствиис абстрактными идеалами, а исходит из учета потребностей, ситуаций, условий ивозможностей самого клиента, из необходимости помочь ему в решении его собственныхпроблем.
Психологне берет на себя воспитательных функций школы, детских садов, семьи,карательных функций милиции, не подменяет собой деятельность медицинскихучреждений. Его задача — помочь уже сложившимся или только еще формирующимсялюдям в их личностных и межличностных проблемах, мешающих им чувствовать своюжизнь полноценной, а себя — счастливыми.
5.Принцип разграничения личных и профессиональных отношений между консультантом иклиентом. Личных отношений по возможности надо избегать, чтобы не попасть вловушку «дружбы» или «симпатии».
Впсихотерапии существуют два важнейших понятия:
— «перенос», то есть склонность клиента проецировать на отношения сконсультантом свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы иконфликты;
— «контрперенос» — склонность психотерапевта проецировать своиотношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты наотношения с пациентом.
Психологдолжен понимать, что сохранение его авторитета в глазах клиента во многомсвязано с тем, что он мало знает о психологе как о человеке, у него нет основанийдля оценки его как личности.
Еслиличных отношений не удалось избежать, нужно передать клиета другомуспециалисту.
Литература
1. Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, — М., 1994.
2. Содержание иорганизация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению.Научно-методическое пособие. — М.,1997.
3. Основывозрастно-психологического консультирования, учебное пособие под.ред.А. Лидерса.– М ., 1991.
4. Г.С. АбрамоваПсихологическое консультирование. Теория и опыт. – М., 2000.
5. Столин В.В.,Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. — М.,1989.