Реферат по предмету "Психология"


Эмпирическое исследование влияния компьютерных игр на развитие подростка

--PAGE_BREAK--2.2  Проведение исследования и анализ результатов
В начале нашего исследования мы выявили наиболее популярные виды деятельности среди подростков.
Таблица 1 — Результаты 1 группы подростков

подростки

гуляю с друзьями

читаю

играю в компьютерные игры

слушаю музыку

отдыхаю

посещаю клубы, дискотеки

смотрю TV, DVD

1

+













2





+









3







+







4

+













5





+









6



+











7







+







8





+









9





+









10





+









11





+









12

+













13











+



14





+









15













+

16





+









17





+









18

+













19





+









20





+











По данным таблицы 1 можно сделать выводы, что среди популярных видов деятельности наиболее предпочтительна игра в компьютерные игры – 11 подростков (55%), еще один из популярных видов деятельности  — гуляю с друзьями – 4 подростка (20%), далее идет следующий вид деятельности – слушаю музыку – 2 подростка (10%), и далее – читаю – 1 подросток (5%), посещаю клубы, дискотеки – 1 подросток (5%), смотрю ТV,DVD– 1 подросток (5%).

Таблица 2 — Результаты 2 группы подростков

подростки

гуляю с друзьями

читаю

играю в компьютерные игры

слушаю музыку

отдыхаю

посещаю клубы, дискотеки

смотрю TV, DVD

1





+









2

+













3







+







4

+













5

+













6







+







7











+



8





+









9















10











+



11

+













12















13







+







14

+









+



15







+



+



16





+









17













+

18











+



19











+



20

+















По данным таблицы 2, можно сделать выводы, что среди второй группы преобладают два вида деятельности: гуляю с друзьями – 6 подростков (30%) и посещаю клубы, дискотеки – 6 подростков (30%), играю в компьютерные игры – 3 подростка (15%), равную процентную долю разделили следующие виды деятельности: слушаю музыку – 2 подростка (10%)  и отдыхаю – 2 подростка (10%), смотрю ТV, DVD– 1 подросток (5%).

Таблица 3 Сравнительный анализ видов деятельности среди подростков 1 группы и 2 группы



Данные таблицы отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Популярные виды деятельности среди подростков 1 и 2 групп
Из представленных таблиц и рисунка 1 мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, отдыхом очень низок, что же касается увлеченностью компьютерными играми, то, например, для 1 группы это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для 2 группы более предпочтительно пойти погулять с друзьями или посетить клубы и дискотеки.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение секций, кружков.

В результате обработки первой части анкеты (общие сведения) были выявлены характеристики исследуемых, приведенные в таблице 4.

Таблица 4 — Характеристика (общие сведения) исследуемых групп.

Наименование характеристики

1 группа

2 группа

Чел.

%

Чел.

%

Пол:   мужской

женский

16

4

80

20

14

6

70

30

Возраст:  минимальный – максимальный

средний

13-15

Х

13-15

Х

Образование:  среднее

             среднее – специальное

16

4



65

35



15

5



60

40



Материальное положение:  низкое

                                    среднее

                                    высокое

2

15

3

10

75

15

1

18

1

5

90

5

Жилищные условия:   отдельная квартира

коммунальная

снимают квартиру

12

4

4

60

20

20

12

2

6

60

10

30

Психические заболевания в семье:  да

нет

1

19

5

95



20



100

Зависимости членов семьи:   да

                                       нет

18

2

90

10

14

6

70

30

Играли ли члены семьи в компьютерные игры: да

нет

17

3

85

15

13

7

65

35

Частота посещения игровых клубов:



3 – 4 раза в неделю

1 — 2 раза в неделю

1 раза в месяц и менее

не посещают

10

10





50

50









14

6





70

30

Непреодолимое влечение к игре:  да

                                                нет

16

4

80

20



20



100

Посещают игровые залы: одни

                                 с кем-то

                                 не посещают

15

5



75

25



6

9

5

30

45

25

Отношение к игре близких людей 



играют вместе

нейтральное

отрицательное

резко-отрицательное



5

11

4



25

55

20

4

15

1



20

75

5


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Из приведенных в таблице 4 данных видно, что зависимость членов семьи от алкоголя, табакокурения, наркотиков и пр., то также можно отметить преобладание этого фактора в 1 группе по сравнению со 2 группой. Также можно отметить, что семьи людей из 1 группы чаще увлекались компьютерными играми, чем во 2 группе. Следует обратить внимание на то, что все члены 1 группы значительно чаще посещают игровые клубы – 1-4 раза в неделю, в то время как члены 2 группы – 1 раз в месяц и менее. Также значительное различие получено по фактору непреодолимое влечение к игре: большинство членов 1 группы чувствовали непреодолимое влечение к игре, во 2 группе чувство непреодолимого влечения к игре полностью отсутствовало. Кроме того,  члены  1 группы чаще посещают игровые залы одни, а члены 2 группы чаще с кем-то. У членов 1 группы преобладает отрицательное отношение близких людей к игре, а у членов 2 группы – нейтральное.

Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу

Для выявления различий психологических характеристик 1 и 2 групп по 14 шкалам проводилось сравнение полученных результатов (количества баллов).

Таблица 5 -Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным опросника А.Маслоу


Название шкалы
1 группа

2 группа

p



1

«Ориентация во времени»

8,51 + 1,58

9,66 + 2

0,1742

2

«Поддержка» 

41,22 + 8,52

46,77 + 4,82

0,1021

3

«Ценностные ориентации»

9,84 + 2,25

11,22 + 3,63

0,3138

4

«Гибкость поведения»

11,41 + 2,99

12,66 + 3,54

0,4092

5

«Сензитивность»

6,4 + 1,17

7,88 + 2,15

0,0741

6

«Спонтанность»

4,82 + 1,69

6,88 + 1,83

0,0192

7

«Самоуважение»

5,83 + 2,57

9,22 + 2,28

0,0072

8

«Самопринятие»

9,35 + 3,13

11,44 + 2,74

0,1325

9

«Взгляд на природу человека»

3 + 1,25

4,88 + 1,96

0,0216

10

«Синергичность»

3,77 + 1,34

3,88 + 1,54

0,7779

11

«Принятие агрессии»

6,11 + 3,31

9,22 + 2,33

0,0313

12

«Контактность»

8,95 + 3,35

10,11 + 3,18

0,4313

13

«Познавательные способности»

3,9 + 1,66

5,33 + 1,58

0,0719

14

«Креативность»

6,92 + 3,7

5,88 + 2,26

0,4880

Р – достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами.

Из приведенных в таблице данных видно, что в 1 группе по сравнению со 2 группой было получено меньшее количество баллов практически по всем шкалам  (за исключением шкалы «Креативность»). При этом в отношении шкал «Спонтанность», «Самоуважение», «Взгляд на природу человека», «Принятие агрессии» различия между группами носили статистически достоверный характер. Также следует отметить, что в отношении шкал «Сензитивность» и «Познавательные способности» различия приближались к статистически достоверным.

Описанные выше различия наглядно можно увидеть на рисунке 2.

 Рисунок 2 — Результаты сравнения 1 и 2 групп по данным опросника А.Маслоу
Результаты сравнения средних баллов по шкалам А. Маслоу у исследуемых групп показывают, что практически по всем шкалам (за исключением шкалы «Креативность») у 1 группы средний балл ниже, чем во 2 группе. Это означает, что в среднем, подростки, которые предпочитают компьютерные игры, обладают более низким уровнем самоактуализации, чем не предпочитают их.

Низкий балл у 1 группы по шкале «Спонтанность» означает, что подростки, предпочитающие компьютерные игры, опасаются, открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении, что свидетельствует о замкнутости (скрытности) характера. Высокий балл по данной шкале у 2 группы говорит о том, что подростки, не предпочитающие компьютерные игры, способны выражать свои чувства в заранее не продуманных действиях.

Анализируя шкалу «Самоуважение», можно заключить, что не имеющие зависимости подростки выше ценят себя, больше нравятся сами себе (по сравнению с 1 группой), причем при условии, что для этого есть объективные основания. Зависимые подростки, напротив, обладают низкой самооценкой, то есть низким самоуважением. Это выражается в неуверенности поведения, страхе доверять самому себе, что отрицательно сказывается на психике человека.

Различие показателей по шкале «Взгляд на природу человека» говорит о разном понимании человеческой природы. Респонденты 2 группы более способны находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, любовь и похоть, эгоизм и бескорыстие, не являются антагонистическими. Подростки 1 группы менее способны осмысленно связывать противоречивые жизненные явления.

Низкий балл у 1 группы по шкале «Принятие агрессии» отражает низкую способность принимать свою агрессивность. Из этого следует, что подростки, зависимые от компьютерных игр, стремятся скрыть это качество, отказаться от агрессии, подавить ее в себе. Это также свидетельствует о замкнутости, закрытости, не способности принимать себя, свой внутренний мир таким, какой он есть. Подростки 1 группы лучше понимают, что агрессивность и гнев свойственны природе человека и могут проявляться в межличностных контактах.

В ходе проведённого исследования по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, мы получили следующие результаты.

 Обработка проводилась по шести шкалам ( первая, тренировочная—«здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражался в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам). Подсчитанные баллы каждого испытуемого соотносились с уровнем самооценки (высота самооценки – от «О» до знака «-») и уровнем притязаний--- расстояние в мм от «О» до знака «Х».

Результаты уровня самооценки и уровня притязаний могут быть представлены в таблице 6.
Таблица 6 — Результаты уровня самооценки и уровня притязаний в 1 группе

Подростки

Уровень самооценки

 %

Уровень притязаний %

Соотношение уровня притязаний и самооценки

1.

50%

Средний уровень

71,1%

Средний уровень

Самооценка ниже, чем уровень притязаний

2.

44,5%

Низкий уровень

73,8%

Средний уровень

Самооценка ниже, чем уровень притязаний

3.

45,5%

Средний уровень

60,1%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень

4.

74,6%

Высокий уровень

72,8%

Средний уровень

Самооценка выше чем уровень притязаний

5.

64,1 %

Средний уровень

94,1%

Очень высокий уровень

Уровень притязаний выше, чем самооценка

6.

83,8%

Высокий уровень

93,6%

Очень высокий уровень

Самооценка ниже, чем уровень притязаний

7.

45,1%

Средний уровень

75,%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень по количественной характеристике

8.

44,1%

Низкий уровень

74,5%

Средний уровень

Самооценка ниже, чем уровень притязаний

9.

52,1%

Средний уровень

72,5%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний находятся в соотношении

10.

39%

Низкий уровень

40,8%

Низкий уровень

Самооценка и уровень притязаний находятся в одинаковом соотношении

11.

46,6%

Средний уровень

64,1%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний находятся в одинаковом соотношении

12.

51,6%

Средний уровень

61,3%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень

13.

55,8%

Средний уровень

65,3%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень

14.

53,3%

Средний уровень

60,6%

Высокий уровень

Уровень притязаний превышает самооценку

15.

74,8%

Средний уровень

88,3%

Очень высокий уровень

Уровень притязаний превышает самооценку

16.

62,3%

Высокий уровень

63%

Высокий уровень

Уровень притязаний и самооценка имеют высокий уровень

17.

45%

Средний уровень

58,9%

Низкий уровень

Самооценка превышает уровень притязаний

18.

73,5%

Средний уровень

77,6%

Высокий уровень

Уровень притязаний выше чем самооценка

19.

52,8%

Средний уровень

90%

Очень высокий уровень

Уровень притязаний выше, чем уровень самооценки

20.

55,1%

Средний уровень

83%

Высокий уровень

Самооценка ниже, чем уровень притязаний



Среди испытуемых, принявших участие в исследовании в 1 группе  — 3 подростка имеют низкий уровень самооценки, что составляет 15%, 14 подростков имеют средний уровень самооценки, что составляет 70%, 3 подростка имеют высокий уровень самооценки, что в процентах составляет 15 %.

А по уровню притязаний 2 подростка, принявших участие в исследовании имеют низкий уровень притязаний, что составляет 10%. Средний уровень притязаний имеют 10 подростков, что составляет от 50%. Высокий уровень притязаний имеет 4 подростка, что составляет 20%. Очень высокий уровень притязаний имеет также 4 подростка, что составляет от 20%.

Таблица 7 — Результаты уровня самооценки и уровня притязаний во 2 группе

Подростки

Уровень самооценки

 %

Уровень притязаний %

Соотношение уровня притязаний и самооценки

1.

50%

Средний уровень

71,1%

Средний уровень

Самооценка ниже, чем уровень притязаний

2.

44,5%

Низкий уровень

73,8%

Средний уровень

Самооценка ниже, чем уровень притязаний

3.

45,5%

Средний уровень

60,1%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень

4.

74,6%

Высокий уровень

72,8%

Средний уровень

Самооценка выше чем уровень притязаний

5.

64,1 %

Средний уровень

94,1%

Очень высокий уровень

Уровень притязаний выше, чем самооценка

6.

83,8%

Высокий уровень

93,6%

Очень высокий уровень

Самооценка ниже, чем уровень притязаний

7.

45,1%

Средний уровень

75,%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень по количественной характеристике

8.

44,1%

Низкий уровень

74,5%

Средний уровень

Самооценка ниже, чем уровень притязаний

9.

52,1%

Средний уровень

72,5%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний находятся в соотношении

10.

39%

Низкий уровень

40,8%

Низкий уровень

Самооценка и уровень притязаний находятся в одинаковом соотношении

11.

46,6%

Средний уровень

64,1%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний находятся в одинаковом соотношении

12.

51,6%

Средний уровень

61,3%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень

13.

55,8%

Средний уровень

65,3%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень

14.

49,1%

Средний уровень

85%

Высокий уровень

Самооценка ниже, чем уровень притязаний

15

56,6%

Средний уровень

65,8%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имею средний уровень

16.

69%

Высокий уровень

89%

Высокий уровень

Самооценка и уровень притязаний имеют высокий уровень

17

58%

Средний уровень

65%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имею средний уровень

18

60%

Средний уровень

63,3%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имею средний уровень

19

52,1%

Средний уровень

63,3%

Средний уровень

Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень

20

56,3%

Средний уровень

75,6%

Высокий уровень

Уровень притязаний выше, чем самооценка

По количеству ответов, которые были подсчитаны в методике по шкалам, мы можем подсчитать процентные соотношения по уровню самооценки и уровню притязаний.
Σ= 57+57=50+44+34+24 =50% — уровень самооценки

                   6

 Σ=74+80+90+71+61+51 =71,1% — уровень притязаний

 6
Полученные результаты по таблице свидетельствуют о том, что среди подростков, принявших участие в исследовании во 2 группе  — 3 подростка имеют низкий уровень самооценки, что составляет 15%, 14 подростков имеют средний уровень самооценки, что составляет 70%, 3 подростка имеют высокий уровень самооценки, что в процентах составляет 15 %.

А по уровню притязаний, 1 подросток, принявший участие в исследовании имеет низкий уровень притязаний, что составляет 5%. Средний уровень притязаний имеют 14 подростков, что составляет от 70%. Высокий уровень притязаний имеет 3 подростка, что составляет 15%. Очень высокий уровень притязаний имеет 2 подростка, что составляет от 10%.

Результаты по группам по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан можно представить на рисунке 3.



Рисунок 3 — Результаты подростков 1 и 2 групп по уровню самооценки


Рисунок 4 — Результаты подростков 1 и 2 групп по уровню притязаний
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у подростков 1группы и 2 группы наблюдается средний уровень самооценки и уровень притязаний, а у других высокий уровень самооценки и очень высокий уровень притязаний. А также наблюдается, что самооценка ниже, чем уровень притязаний и в некоторых случаях может быть, что самооценка и уровень притязаний имеют одинаковый средний уровень, тогда говорят, что эти два понятия связаны между собой. Может быть уровень притязаний ниже, чем самооценка.

Результаты по методике исследования самоотношения Р.С.Пантилеева.

Таблица 8- Результаты проведения методики исследования самоотношения(МИС) Р.С. Пантелеева (в процентном соотношении)



Шкала 1 «внутренняя честность» (открытость) — 50 % показателей говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности испытуемых женщин, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.50 % — говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

Шкала 2 «самоуверенность». Положительный полюс шкалы наблюдается у 70 % подростков, что соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности. У 30 % показатели по шкале соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.

Шкала 3 «саморуководство». 80 % испытуемых указывают на то, что они отчетливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий личность и жизнедеятельность, считают, что их судьба находится в собственных руках; чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. 20 % показателей свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.

Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение). Высокие значения шкалы у 70 % подростков соответствуют представлению о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание, с низкими значениями у 30 % подростков связано ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.

Шкала 5 — «самоценность» — ответы 90 % подростков отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. И лишь ответы 10 % подростков говорят о сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 — «самопринятие» — уровень ответов 70 % подростков соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самой собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками. У 30 % наблюдается недостаточное самопринятие, что является важным симптомом внутренней дезадаптацни.

Шкала 7 — «самопривязанность» — высокие значения шкалы, наблюдаемые у 60 % опрошенных подростков, говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. 40 % подростков указывают на желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 — «внутренняя конфликтность» — 40 % результатов свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Результаты опроса у 50 % подростков говорят о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения. И лишь ответы 10% подростков свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.

Шкала 9 — «самообвинение» — 40% результатов подростков говорят о самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств. Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам наблюдаются у 10 % подростков и являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.

Таблица 9- Результаты проведения методики исследования самоотношения(МИС) Р.С. Пантелеева (в процентном соотношении)



Шкала 1 «внутренняя честность» (открытость) — 50 % показателей говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности испытуемых женщин, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.50 % — говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

Шкала 2 «самоуверенность». Положительный полюс шкалы наблюдается у 70 % подростков, что соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности. У 30 % показатели по шкале соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.

Шкала 3 «саморуководство». 80 % испытуемых указывают на то, что они отчетливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий личность и жизнедеятельность. 20 % показателей свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе.

Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение). Высокие значения шкалы у 70 % подростков соответствуют представлению о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание, с низкими значениями у 30 % подростков связано ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.

Шкала 5 — «самоценность» — ответы 90 % подростков отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. И лишь ответы 10 % подростков говорят о сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 — «самопринятие» — уровень ответов 70 % подростков соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самой собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками. У 30 % наблюдается недостаточное самопринятие, что является важным симптомом внутренней дезадаптацни.

Шкала 7 — «самопривязанность» — высокие значения шкалы, наблюдаемые у 60 % опрошенных подростков, говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. 40 % подростков указывают на желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 — «внутренняя конфликтность» — 40 % результатов свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Результаты опроса у 50 % подростков говорят о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения. И лишь ответы 10% подростков свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.

Шкала 9 — «самообвинение» — 40% результатов подростков говорят о самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств. Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам наблюдаются у 10 % подростков и являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.

Далее проведем анализ, используя T-критерий Стьюдента, который используется для сравнения выборочных величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга. Показатели,  которые мы взяли для сравнения в обеих выборках, представлены в сводных таблицах данных (Приложения Г, Д). Для расчета Т-критерия Стьюдента нами была использована формула для несвязных  выборок.

, где




, где  df – число степеней свободы.



Таблица 10- Значения Т-критерия Стьюдента для показателей

Показатели

Значение Т-критерия Стьюдента

Открытость (I)

3,7

Самоуверенность (II)

1,5

Саморуководство (III)

2,9

Отраженное самоотношение (IV)

2,4

Самоценность (V)

3,4

Самопринятие (VI)

1,1

Самопривязанность (VII)

0,7

Внутренний конфликт (VIII)

2,8

Самообвинение (IX)

2,9

Ориентация во времени (ОВ)

1

Поддержка (П)

2,1

Ценностные ориентации (ЦО)

1,3

Гибкость поведения (ГП)

2,9

Сензитивность (С)

1,9

Спонтанность (Спон)

3

Самоуважение (СУ)

3,6

Самоприятие  (Сам)

1,7

Взгляд «на природу человека» (Поп)

3,4

Синергичность (Син)

0,2

Принятие агрессии (ПА)

3,7

Контактность (К)

0,9

Познавательные способности (Поз)

1,9

Креативность (Кр)

1,2



Представим данные таблицы 10 с помощью рисунка 5.

Анализ рисунка 5 показал, что в ходе статистической обработки данных с помощью Т-критерия Стьюдента получили, что различия по показателям шкал «Открытость», «Саморуководство», «Самоценность», «Внутренний конфликт», «Самообвинение», «Гибкость поведения», «Самоуважение», «Взгляд «на природу человека», «Принятие агрессии», «Спонтанность» статистически значимы. Следовательно, различия между группой подростков, предпочитающих компьютерные игры и группой подростков,  не увлеченных компьютерными играми, существуют. Таким образом, гипотеза  о том, что увлеченность компьютерными играми оказывает влияние на  самооценку и самоотношение подростков — подтвердилась.

Значения Т-критерия по показателям «Отраженное самоотношение»  и  «Поддержка» попали в зону неопределенности. Следовательно, результаты респондентов по этим шкалам могут изменяться в зависимости от условий. Различия по остальным шкалам не являются значимыми.

Для изучения взаимосвязи между признаками мы использовали параметрический метод корреляционного анализа Пирсона.

Матрица линейной корреляции представлена в полных таблицах (Приложения Е, Ж ). По ней можно увидеть, что внутри методик показатели по некоторым шкалам являются значимыми. В сводных таблицах  представлено количество значимых корреляционных связей и соответствующих им коэффициентов (r) при степени оценки с вероятностями р ≤ 0,05 и р ≤ 0,01, при n (20-2=18).


--PAGE_BREAK--









Рисунок 6. Корреляционные плеяды по факторам в группе подростков 1

Анализ рисунка 6 показал, что фактор «самооценка» положиельно коррелирует с факторами «Саморуководство» и «Ценностные ориентация».  Значит, чем выше уровень самооценки подростков, увлеченных компьютерными играми, тем выше у них уровень ценностных ориентаций и осознание того, что источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной их личности, являются они сами. И наоборот, чем ниже уровень самооценки, тем, в меньшей степени эти подростки считают себя источником активности и тем в меньшей степени отвечают за результаты своей деятельности. Также в ходе корреляционного анализа была установлена прямая взаимосвязи между факторами «Сензитивность» и «Саморуководство», «Сензитивность» и «Самоуверенность». Следовательно, чем тоньше респондент ощущает себя, осознает свои желания, тем в большей степени он управляет своими поступками и в большей степени самоуверен в себе и наоборот, чем меньше осознает, тем менее уверен и менее самопоследователен в действиях.

Между факторами «Самопринятие» и «Креативность» была выялена прямая взаимосвязь. Соответственно, чем выше у подростка уровень дружеского отношения к себе, согласия с самим собой, одобрения своих планов и желаний, эмоционального, безусловного принятия себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками, тем в большей степени он открыт для творчества и наоборот.
Фактор «Внутренняя конфликтность» обратно взаимосвязан с фактором «Поддержка», т.е. чем выше уровень внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины, тем в меньшей степени подросток руководствуется своими собственными целями, убеждениями, установ­ками и принципами, зачастую он подвержен влиянию внешних сил, конформен. Часто именно такие подростки увлечены компьютерными играми. И наоборот, чем ниже неудовлетворенность собой, тем в большей степени подросток руководствуется собственными побуждениями и мыслями, доверяет себе.

Далее проанализируем корреляционные взаимосвязи в группе подростков, не увлеченных компьютерными играми.

Корреляционные взаимосвязи  между показателями  разных методик в группе подростков, не увлеченных компьютерными играми.




 


Рисунок 7. Корреляционные плеяды по факторам в группе подростков 2
Анализ рисунка 7 показал, что фактор «Самоуверенность» прямо взаимосвязан с факторами «Ценностные ориентации» и «Самоуважение» и обратно взаимосвязан с фактором «Самообвинение». Значит, чем больше подростку свойственно высокое самомнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности, тем больше он руковод­ствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся лич­ности и уважает себя за свою силу, и тем меньше склонен винить себя в чем-либо. И наоборот: неудовлетворенность собой и своими возможностями способствует состоянию внутренней напряженности и возможности заниматься постоянным самообвинением. При этом фактор «Самообвинение» обратно пропорционален фактору «Открытость», т.е. чем выше уровень самообвинения, тем ниже уровень честности перед самим собой, такие люди склонны к постоянной самокритике.

Также в ходе корреляционного анализа были выявлены прямы взаимосвязи между факторами «Саморуководство» и «Самопринятие», «Саморуководство» и «Самооценка». Следовательно, чем в большей степени подросток считает себя основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и  его собственной личности, тем выше его самооценка и самопринятие. И наоборот: мнение подростка о том, что все происходящее вокруг от него не зависит, определяет низкую самооценку и низкий уровень самопринятия.

Таким образом, подводя итог по полученным в ходе математической обработки данным, мы можем отметить следующее. В результате проведенного корреляционного анализа (по Пирсону) нами было обнаружено, что внутри методик показатели по некоторым шкалам являются значимыми, а именно: самооценка подростков, увлеченных компьютерными играми положительно взаимосвязана с ценностными ориентациями и саморуководством, при этом саморуководство определяет уровень синзетивности. Креативность подростка определяется самопринятием, а наличие внутренней конфликтности определяет комформность подростка, нежелание опираться на свои мысли и побуждения. При этом, в группе подростков, не увлеченных компьютерными играми выявлено наличие прямых взаимосвязей между самоуверенность и ценностными ориентациями, самоуверенностью и самоуважением, саооценкой и саморуководством, саморуководством и самопринятием. А самообвинение обратно определяет внутреннюю честность (открытость).

С помощью расчета Т-критерия Стьюдента получили, что различия по показателям шкал «Открытость», «Саморуководство», «Самоценность», «Внутренний конфликт», «Самообвинение», «Гибкость поведения», «Самоуважение», «Взгляд «на природу человека», «Принятие агрессии», «Спонтанность» статистически значимы. Следовательно, различия  в самооценке и самоотношении между группой подростков, предпочитающих компьютерные игры и группой подростков,  не увлеченных компьютерными играми, существуют. Таким образом, гипотеза  о том, что увлеченность компьютерными играми оказывает влияние на  самооценку и самоотношение подростков — подтвердилась.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков


Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то — или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например,  обращая внимание ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и       компьютера. Родителям необходимо:

— Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером.

— Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

— Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

— Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

— Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

— Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

— Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

— Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм.

В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

— Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка. Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!

Из всего сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средств воспитания. Процесс включает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того чтобы правильно организовать деятельность подростка за компьютером необходимо свою работу  продумать, какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала. Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитания, но и чтобы оно было эффективно направлено на детей и способствовало формированию личности.


    продолжение
--PAGE_BREAK--ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самовоспитание может быть эффективным, если подростки приучают себя относиться к любому делу с чувством ответственности, усваивают не только свои права, но и глубоко осознают свой долг перед семьей, коллективом, обществом. Родители могут и должны помогать детям, самостоятельно преодолевать трудности в учебе, труде, в жизни. У них есть прекрасная возможность личным примером учить детей критически оценивать свои поступки, настойчиво заниматься нравственным самосовершенствованием. Дети и подростки учатся познавать себя не только методом самоанализа, но и с помощью семьи, которая помогает подростку правильно оценить свои достоинства и недостатки, освободиться от вредных привычек и отрицательных черт характера.

Проблема организации подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебноевремя учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. В ходе нашего исследования мы выяснили следующее.

В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Представленные в анкете данные показывают явное влияние увлеченность компьютерными играми на трансформацию подростковой субкультуры.

Сделать соответствующие выводы по другим применяемым методикам. Последним предложением должно быть Таким образом, гипотеза  о том, что увлеченность компьютерными играми оказывает влияние на  самооценку и самоотношение подростков — доказана.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — Москва-Воронеж. — 2007.-106с.

2. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внеподростк. — 2006. — № 10-128с.

3. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внеподростк. — 2007. -№ 6.- с 15-22

4. Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими подростками//Воспитание подростков. — 2005. — № 9.- с.30-33

5. Крылова Н.Б. Школа без детей. — М., 2007- 154с.

6.Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 2008 г.-103с.

7. Крутецкий В.А. Психология учебник для подростков педагогического училища2 — е изд. Переработано и дополнено М.Просвещение 2006г.- 145 с.

8. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. — СПб., 2008-45-56с.

9. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. — 2008. — № 13-17с.

10. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. — 2009. — № 18- 24-45с.

11. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших подростков//Завуч начальной школы. — 2008. — № 6 — 89-113с

12. Лихачев Б.Т. Педагогика Курс лекций учебное пособие для студентов педагогического учебного заведения и слушателей ИПК и ФПК — М.: Прометей, Юрайт, 2008г.- с 64

13. Леонтьева А Н. Россия молодая//Воспитание подростков. — 2008. — № 3

Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. — 2007. — № 12- 26-29с.

14. Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2005. с. 86

15. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. — 2007. — № 9 — 13-18с.

16. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. — 2007. — № 5- 9-12 с.

17. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных подростков в области информационных технологий//Естествознание в школе. — 2005.-№ 4 — 35-39с.

18. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. — 2000. — № 5- 17-23с.

19. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. — 2007.-№ 8- 34-35с.

20. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. — 2008. — № 7 — 16-19с.

21 Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. — 2007. — № 21- 5-10 с.

22. Стукова О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. — 2006. — № 23 — 3-9 с.

23. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2008.-№ 8

24. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2007. — № 7

25. Сонькин В. Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2007. — № 21

26. Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 2006. – № 23

27. Федоров А. В. Подростки и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2008. — № 6

28. Цымбаленко С. Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. – 2008. — № 3

29. Федоров А.В. Подростки и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. — 2008. — № 6- 56-58 с.

30. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. — 2008. — № 3- 55-57 с.

31. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. — 2007. — № 4- 14-18 с.

32. Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. — 2009. — № 4 — 21-25 с.

33. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. — 2007. — № 17 (234) 17 сентября.- 22-24 с.

34. www.net196.soes.ru/

35. www.baby.com.ua/

36. www.Le-Mon.ru

37. www.vn.ru/

38. www.add.net.ru/

39. www.nnm.ru/

40. www.med.resourse.ru

41. www.родитель.ru

    продолжение
--PAGE_BREAK--ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
АНКЕТА

Общие сведения

1.                  Пол___________Возраст

2.                  Образование родителей_____________________________________________

3.                  Ваше образование__________________________________________________

4.                  Работа____________________________________________________________

5.                  Материальное обеспечение: низкое, среднее, высокое

6.                  Жилищные условия: отдельная квартира, коммунальная, общежитие, снимаете квартиру

7.                  Наличие психических заболеваний в семье (когда, чем)__________________

8.                  Зависимости членов семьи: алкоголь, табакокурение, наркотики, другое____

Играли ли члены вашей семьи в компьютерные  игры _________________________

9.                  Любимые игры в детстве___________________________________________

10.              В какие компьютерные игры играете_____________________________________

11.              С какого возраста играете в компьютерные игры____________________________

12.              Сколько раз (в неделю, месяц, год) посещаете игровые клубы_____________

13.              Чувствуете ли непреодолимое влечение к привычному виду игры_________

14.              Вы посещаете игровые залы один или с кем-то________________________

15.              Отношение близких людей (родители, жена, муж, дети, друзья) к вашему увлечению: играют вместе с вами, положительное, нейтральное, отрицательное, резко отрицательное.

16.              Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

17.              В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

18.              Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

19.              Одалживали ли вы когда-либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

20.              Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с компьютерными играми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

21.              Являлась ли когда-либо компьютерная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

22.              Критиковали ли вас за ваше пристрастие к компьютерным играм или говорили вам, что у вас проблемы с компьютерными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

23.              Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к компьютерным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

24.              Ощущали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда).
Приложение Б

Методика Исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан
Проведение теста

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.



Образ  теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Интерпретация результатов
Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака “х”; высоту самооценки — от “о” до знака “-”; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 (”средняя” и “высокая” самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы “х” должны находиться между символами “о” и “-”. Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. “Х” — это то, что “человек сможет”, а то, что выше нее, — “недоступно”. Ниже “х” вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота “кружков” должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если “кружок” находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

“О” — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом “х” мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а “о” по-прежнему стоит выше “х”. Если этого не происходит, мы говорим об “инфляции мечты”.

Приложение В

Методика исследования самоотношения (МИС).

Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р.С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал.

Шкала 1 — внутренняя честность (открытость) включает в себя 11 пунктов с такими аспектами образа «Я», как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «Я», повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.

Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую о себе информацию.

Шкала 2 — самоуверенность содержит пункты, задающие представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

Положительный полюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности.

Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.

Шкала 3 — саморуководство отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.

Высокий балл по шкале свидетельствует о том, что человек отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.

Низкие баллы свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.

Данная шкала по содержанию близка к психологической переменной, которую в литературе принято обозначать как локус контроля.

Шкала 4 — зеркальное «#> (отраженное самоотношение) включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; с низкими значениями связано ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.

Шкала 5 — самоценность. Высокие оценки по этой шкале отражают заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно прилагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.

Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного «Я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 — самопринятие. Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств — недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

Шкала 7 — самопривязанность. Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания.

Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 — внутренняя конфликтность. Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры с собой протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерное самокопание и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции.

Умеренное повышение по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе «Я» и отсутствии вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве.

Шкала 9 — самообвинение. Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес даже несмотря на высокую оценку собственных качеств.

Крайне низкие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.
Процедура проведения опроса и обработка результатов методики МИС.

Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает два варианта ответов: «согласен — не согласен», которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка.

Значения подсчитываются по 9 шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Трафарет конструируется в соответствии с ключом теста.
Ключ для обработки методики МИС (приводятся номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор)

Шкала 1. Открытость

«+»: 1, 3, 9, 53, 56, 65.

«-»: 21, 48, 62, 86, 98.

Шкала 2. Самоуверенность

«+»: 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82.

«-»: 20, 80, 103.

Шкала 3. Саморуководство

«+»: 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110.

«-»: 109.

Шкала 4. Зеркальное «Я»

«+»: 2, 5, 29, 41, 50, 102.

«-»: 13, 18, 34, 85.

Шкала 5. Самоценность

«+»: 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100.

«-»: 15, 26, 31, 46, 83.

Шкала 6. Самопринятие

«+»: 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97.

Шкала 7. Самопривязанность

«+»: 6, 32, 33, 55, 89, 93, 95, 101, 104.

«-»: 96, 107.

Шкала 8. Конфликтность

«+»: 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 69, 81, 91, 94, 99.

Шкала 9. Самообвинение

«+»: 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92.

Полученные «сырые» баллы по специальной шкале переводятся в стены.

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Шкала 1

0

0

1

2-3

4-5

6-7

8

9

10

11

Шкала 2

0-1

2

3-4

5-6

7-9

10

11-12

13

13

14

Шкала 3

0-1

2

3

4-5

6

7

8

9-10

11

12

Шкала 4

0

1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

11

Шкала 5

0-1

2

3

4-5

6-7

8

9-10

11

12

13-14

Шкала 6

0-1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

11

12

Шкала 7

0

1

2

3

4-5

6

7-8

9

10

11

Шкала 8

0

0

1-2

3-4

5-7

8-10

11-12

13

14

15

Шкала 9

0

1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

10

Проведенная факторизация матриц интеркорреляций значений шкал позволила выделить три независимых фактора.

                   I.Самоуважение. В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное «Я» (отражение самоотношения) (4). Совокупность значений шкал выражает оценку собственного «Я» испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.

                 II.Аутосимпатия. В данный фактор вошли значения шкал: самоценность (5), самопринятие (6) и самопривязанность (7). Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я».

              III.Внутренняя неустроенность. Данный фактор содержит значения шкал: внутренняя конфликтность (8), самообвинение (9). Этот фактор связан с негативным самоотношением, не зави сящим от аутосимпатии и самоуважения.

Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.

Текст методики МИС

1.                  Мои слова довольно редко расходятся с делом.

2.                  Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным.

3.                  К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

4.                  У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю,— мне неприятно.

5.                  Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

6.                  Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни,—это не противиться собственной судьбе.

7.                  У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

8.                  Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

9.                  Я не способен причинять душевную боль самым родным и любимым людям.

10.              Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.

11.              Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.

12.              Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

13.              В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

14.              Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

15.              У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

16.              Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

17.              Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

18.              Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.

19.              Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.

20.              Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

21.              В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.

22.              Иногда я сам себя плохо понимаю.

23.              Порой мне мучительно больно общаться с самим собой.

24.              Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

25.              Если я отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

26.              Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

27.              Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

28.              Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29.              Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

30.              Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

31.              Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.

32.              Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.

33.              В целом меня устраивает то, какой я есть.

34.              К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

35.              Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

36.              Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.

37.              Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

38.              Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.

39.              Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

40.              Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лейшманиозы Нового Света
Реферат Организация бухгалтерского финансового учета ООО Атлант-А
Реферат Організація системи електронного діловодства
Реферат Организация и учет кассовых операций на предприятии
Реферат Организация бухгалтерского учета движения денежных средств на прим
Реферат Великая депрессия и нынешний кризис в США
Реферат Привод к цепному конвейеру
Реферат Организация бухгалтерского учета в коммерческих банках на примере ЗАО Экономбанк
Реферат Організаційні процедури аудиту дебіторської заборгованості ТзОВ Інтер-Синтез
Реферат Организация учета труда и его оплаты в сельском хозяйстве
Реферат Организация первичного уч та областного управления инкассации и пут
Реферат Организация учета труда и заработной платы на МУП ТВС Первомайское
Реферат Организация компьютерного учета на примере УФКСС и ДМ Администрации
Реферат Організація праці бухгалтера
Реферат Організація обліку