Реферат по предмету "Психология"


Эмоциональные особенности личности социономов

Министерство образования и науки Украины
Таврический экологический институт
Курсовая работа
Тема: Эмоциональные особенности личности социономов
Симферополь, 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
Раздел1. Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности впсихологии. 6
1.1.Основные компоненты личности. 6
1.2.Психологические теории структуры личности. 11
1.3.Психологические подходы к изучению свойств личности в профориентации  15
Раздел2. Методика, объект и результаты исследования групповых свойств личности  23
2.1.Содержание методики исследования. 23
2.2.Объект и гипотеза исследования. 29
2.3.Обработка полученных результатов. 30
Заключение (выводы) 40
Список использованных источников… 41
Введение
Медицина — одна из областей человеческой деятельности, гдевопросы качества и его оценки имеют особое значение. Производить работу не дляличного потребления, а на благо общества, социума – это и есть основная задачапрофессий социального типа, к которым безусловно относится и профессия врача. Кличности врача, вообще медицинского работника, общество проявляет повышенныетребования.
Между тем в публикациях последнего времени активнообсуждаются проблемы связанные с большим напряжением и проблемами впрофессиональной деятельности «социономов». Анализ факторов,вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, чтосуществует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувствовнутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянныхконтактов с другими людьми. Появился термин «бессильный помощник» [21],описывающий состояние психологической перегрузки в социальных профессиях. «Ничтоне является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием,как другой человек». Эту метафору можно положить в основу исследованийпсихологического феномена — синдрома профессионального выгорания. В начале 70-хгг. американский психолог X. Фрейденбергер впервыеупотребил словосочетание «психическое выгорание» в связи с анализомтребований, предъявляемых к социальным профессиям. Генезис синдрома носитиндивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационнойсфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельностьчеловека. Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определеннуютенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию иэкзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональнаядеятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случаенесоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемымвознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Изменение отношения к профессиональнойдеятельности, от положительной до безразличной и отрицательной, можнопроследить на примере поведения «выгоревшего» врача, который начинаетвоспринимать пациента исключительно как медицинский случай («почки» — из пятой палаты, «инфаркт» — из восьмой). Происходит обезличиваниеотношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявлениягуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развитияпредставителей социальной профессии. В данных условиях безусловный интереспредставляет исследование конструктивных особенностей, свойств личности упредставителей именно данной профессии. Вышеперечисленные доводы показываютактуальность применения исследования в курсовой работе.
Объектом исследования в работе выступают две группымедицинских работников, которые активно практикуют в лечебном учреждении.
Предметом исследования служат особенности личности,связанные с профессиональной деятельностью работников (в частности, медицинских).
Помимо задач в работе выдвигается следующая гипотеза: профессиональнаядеятельность медицинского работника испытывает большие психологическиедеформационные влияния. Однако, несмотря на это для каждого работника даннойсферы присущ некоторый стандарт конструктивных личностных свойств, которыйможет быть найден в результате группового исследования.
В представленном проекте основной целью является выделениепсихологических особенностей личности в группе медиков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезпредполагается решить задачи следующего содержания:
— изучить теоретические аспекты исследования структурыличности;
— рассмотреть общие формы и методы изучения свойств личностив общем психологическом плане и в связи с профессиональной принадлежностью;
— дать описание объекта исследования и содержания методикиисследования с последующей обработкой полученных результатов методамиматематической статистики;
— обобщить полученные результаты и сверить их с основнойгипотезой в курсовой работе.
Теоретико-методологическая основа: теории личности и ееструктуры, особенности профессиональных свойств, предъявляемых к личностномуконструкту.
Экспериментальная база: медицинский персонал (врачи имедсестры) больницы г. Кривого Рога, две произвольных выборки общейчисленностью — 40 человек (20+20).
Структура курсовой работы: введение, две части, заключение,список использованной литературы, приложения. Основное содержание изложено на38 страницах. Список использованной литературы состоит из 30 источников.
Раздел 1. Личность и ее конструктивные особенности.Методы изучения свойств личности в психологии 1.1. Основные компоненты личности
Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутсядолгие, нескончаемые споры.
Личностью в психологии называют человека как носителясознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытияи трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравниваетсебя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личностиполно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнемоблике человека [1, с.12].
Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные,прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждаяличность неповторима. Иногда это свойство — неповторимость — называютиндивидуальностью, как проявление единичного.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность нетождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспектиндивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системеустойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями,смыслом совместной деятельности каждого из участников [1, с.23].
Межличностные связи, формирующие личность в коллективе,внешне выступают в форме общения или субъект — субъектного отношения наряду ссубъект — объектным отношением, характерным для предметной деятельности.
Личность каждого человека наделена только ей присущимсочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность — сочетаниепсихологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, егоотличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера,темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов,в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Личность — система социально значимых качеств индивида, мераовладения им социальными ценностями и его способность к реализации этихценностей [22, с.65].
В свойствах личности проявляются возможности данногочеловека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личностиявляется ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своимобщественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнемосознанности своих отношений и их устойчивостью.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами,характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но наопределенной природной основе [28, с.47].
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяетего анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы,динамику нервных процессов [20, с.106].
В биологической организации человека, в его природе заложенывозможности будущего его психического развития. Но человеческое существостановится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаряосвоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях,предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений [19,с.33].
Природные стороны человека не следует противопоставлять егосоциальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не толькобиологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзяпонимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природныебиологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только вконкретных общественных условиях. Требования общества определяют и моделиповедения людей, и критерии оценки их поведения. Наряду с социальнойприспособленностью развитая личность обладает личностной автономией,утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личностьсохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям иценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы вэкстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологическойзащиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.) [19, с.48].
Составные элементы личности могут быть подразделены также натри класса [16, с.69]:
· физическую личность,
· социальную личность
· духовную личность.
В каждом из нас телесная организация представляетсущественный компонент нашей физической личности, а некоторые части тела могутбыть названы нашими в теснейшем смысле слова.
Социальная личность. Признание в нас личности со стороныдругих представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мыне только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, ноимеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание других ипроизводить на них благоприятное впечатление. Собственно говоря, у человекастолько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеюто ней представление [16, с.70].
Мы разумеем под духовной личностью полное объединениеотдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.Это объединение в каждую отдельную минуту может стать объектом нашей мысли ивызвать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашейличности. Когда мы думаем о себе как о мыслящих существах, все другие сторонынашей личности представляются относительно нас как бы внешними объектами [16, с.75].
Телесная, социальная и духовная личности образуютестественную личность.
Для того, чтобы более четко представлять место личности всистеме координат психологической науки, рассмотрим определения личности,сформированные известными психологами.
По мнению Леонтьева «личность — совокупностьобщественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях» [12,с.79].
Рубинштейн определяет личность как «совокупностьвнутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» [19,с.33].
Ганзен полагает, что личность это «общественныйиндивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса,проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении» [8, с.81].
Для И.С. Кона понятие личности обозначает «человеческогоиндивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимыечерты» [5, с.48].
По Б.Г. Ананьеву личность — «субъект общественногоповедения и коммуникации» [11, с.56].
А.В. Петровский считал, что личность «общественныйиндивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумноесущество, обладающее речью и способное к трудовой деятельности» [8, с.77].
К.К. Платонов полагал, что личность «носитель сознания»[15, с.23].
Среди многих работ по теории личности, ее структуре впсихологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном обликеличности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур [30,с.68]:
— темперамента (структуры природных свойств),
— направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
-способностей (система интеллектуальных, волевых иэмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психическихсвойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности,обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителямвследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельностисвойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии стребованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью(доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общимуровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развитияличности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью(имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но иобъективная динамика условий жизни) [19, с.77].
С этой точки зрения структура личности — лишь одно изопределений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристикаличности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениямии тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). «Наиболееобщей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт кодной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности [15, с.78]:
1. Социально обусловленные особенности (направленность,моральные качества).
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания,умения, навыки) и привычек).
3. Индивидуальные особенности различных психическихпроцессов (внимание, память).
4. Биологически обусловленные особенности (темперамент,задатки, инстинкты и т.п.).
При этом считается, что 1 и 2 — социально обусловлены, 3 и 4- генетически обусловлены. Все четыре стороны личности тесно взаимодействуютдруг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальнойстороной личности — ее мировоззрением, направленностью, потребностями,интересами, идеалами и эстетическими качествами.
Рассмотренные выше определения позволяют сделать вывод отом, что личность это многогранное понятие, которое прежде всего выделяетсяобщественно-социальной значимостью. 1.2. Психологические теории структуры личности
Модель психической структуры личности сложилась впсихоанализе 3. Фрейда в процессе длительной психотерапевтической практики. Наее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философскиетеории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд былподвержен в поздний период своей деятельности [23, с.10].
Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области- системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное,которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия [23, с.18].
Для первых двух систем — сознательного и бессознательного — характернапостоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психическойжизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт ичеловеческий поступок.
Необходимой и крайне важной составной частью психическойструктуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда,служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье „Некоторыезамечания относительно понятия бессознательного в психоанализе“, Фрейдпредложил для обозначения этой системы использовать сочетание Ubw(начальные буквы немецкого Unbewust бессознательное). Позднеев работе „Я и Оно“ эта система получила обозначение Оно [23, с. 20].
Что же представляет собой бессознательное?
Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что»психическое" и «сознательное» — понятия неидентичные. Ихнельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивныескрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает,но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.
Зачастую в психической структуре личности происходитстолкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногдапартнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловойоперации. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности,значимые друг для друга.
Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности какмногоуровневой, Юнг в отличие от Фрейда отвергает пансексуалистскую трактовкулибидо как основу поведения личности. Основным проявлением психическойструктуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга,выступает не либидо, а «психическая энергия как таковая» [23, с.25].
Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менееопределенно сраженные и оформленные «душевные побуждения или силы»,энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергиифизических явлений.
Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностнойприроде, которая однако не творится человеческим индивидуумом по произволу, а,напротив, сама пре формирует (преобразует) его в процессе пробуждения феноменасознания. При этом в качестве фундамента психики индивида, придающегоопределенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное,составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличноеот личностного бессознательного. Гипотеза Юнга о коллективном бессознательномявилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Онаобусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязиэлементов и систем психики индивида. Наиболее обстоятельное обоснование этомуфеномену психики было дано Юнгом в статье «Понятие коллективногобессознательного». В ней Юнг кратко определил содержание и психологическоезначение коллективного бессознательного [23, с.28].
Закон конгруэнтности, наиболее обстоятельно разработанный вконцепции американского психолога Карла Роджерса — одного из основателейгуманистической психологии. В отличие от Фрейда и Юнга К. Роджерс прирассмотрении психики личности опирается на принцип ее само актуализации. Согласноэтому принципу основной мотив поведения личности — стремление ксамоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с цельюсохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее[23, с.32].
Самоактуализация происходит в борьбе и преодолениипрепятствий в личной и социальной жизни. Ей более свойственны открытость, опорана себя, а не инертность, не защитные психологические реакции.
Самоактуализация личности происходит и в межличностномобщении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания могут привести кболее тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является болеесвободным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта,осознания и сообщения. Конгруэнтность и означает точное «соответствиеопыта, осознания и сообщения».
Совершенно иной подход к пониманию психики личности,отличный от фрейдистского и подходов, предложил американский психолог ДжорджКелли (1905-1967), представитель когнитивного направления в психологии.
Свою довольно оригинальную концепцию психики личности ДжорджКелли назвал теорией личностных конструктов. Она рассматривает человека какученого-исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях спомощью определенных понятийных систем — моделей интерпретации действительности.Келли обозначил их как «личностные конструкты» [23, с.50].
По своему содержанию личностный конструкт — это набор идей,понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретироватьили предсказать свой опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозироватьжизненные ситуации, он сохранит его. Если же прогностическая эффективностьконструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.
У каждого человека складывается своя собственная уникальнаясистема конструктов и люди отличаются друг от друга этими системами.
К примеру, если деловые партнеры по-разному интерпретируютодно и то же событие, то это означает, что каждый из них воспринимает его спомощью своих личностных конструктов, необходимых ему для созданиянепротиворечивой картины мира. Чтобы понять партнера, надо знать что-то о еголичностных конструктах. Осмысление психологических качеств личности каждым изпартнеров происходит в терминах схожести и контраста («дружеский — враждебный»,«умный — глупый», «мужской — женский», «хороший — плохой»)[23, с.58].
Келли предполагал, что в основе формирования личностныхконструктов лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При этомв когнитивном акте необходимо присутствие трех элементов, два из которых должныбыть схожи в пределах одного и того же контекста, а третий — отличаться отпервых двух. (Например, партнеры Иванов и Петров — честны, а Сидоров — нет). Тоесть все личностные конструкты биполярны и дихотомичны. Подобно магниту ониимеют два противоположных полюса: полюс сходства (эмерджментный полюс) и полюсконтраста (имплицитный полюс).
Каждый конструкт имеет свой определенный диапазонприменимости. Так, конструкты «хороший — плохой» «честный — нечестный»имеют широкий диапазон применимости в деловом общении, так как они предполагаютмножество деловых ситуаций, требующих личностных оценок.
Келли предложил и свою типологию конструктов, среди которыхважное значение для делового общения имеют упредительный и констелляторныйконструкты.
Келли придает большее значение тому, как люди осознают иинтерпретируют свой настоящий опыт. Отсюда следует и его вывод об общностипсихических процессов. Если человек интерпретирует свой опыт подобно тому, какэто делает другой человек, то «его психические процессы подобныпсихическим процессам другого человека». Рассматривая жизнь человека, какего деятельность и постоянное осмысление реального мира, Келли подчеркиваетактивность психики человека, ее способность предвидеть и контролироватьжизненные ситуации в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов [23,с.69]. 1.3. Психологические подходы к изучению свойствличности в профориентации
Большое количество исследовательских работ в этой области (например,работы Гуревича, Мерлина, Климова) посвящено тому, что авторы на примере разныхвидов трудовой деятельности, учебной деятельности показали, что ее результатможет быть одинаковым у людей с разными свойствами нервной системы.
Главное от чего зависит результат это то, насколько учеловека сформирован индивидуальный стиль деятельности — фактор, показывающийнасколько человек приспосабливается к деятельности. Индивидуальный стильдеятельности — это набор способов выполнения деятельности, их специфическоесочетание. Если человеку удалось сформировать индивидуальный стильдеятельности, то на результатах его деятельности свойства нервной системыотражаться не будут.
Первоочередная задача профориентации — психологическоеизучение и описание профессии с целью профессиональной ориентированнойконсультации, профессионального отбора молодежи и формирования у учащихсяпрофтехучилищ профессиональных способностей и призвания. Эта задача решаетсяодним из разделов психологии труда — психологической профессиограффии,разрабатываемой не только психологами, но и педагогами-практиками и являющейсячастью синтетической науки — профессиологии.
Вторая задача — определить соответствие их способностейтребованиям производства и изыскать меры по развитию недостаточно развитых дляданного вида деятельности способностей или переключения того или иного человекана другую профессию, к которой он более способен.
В свою очередь профориентации нацелена на то, чтобыприблизить человека, личность в соответствии с его личностными особенностями квыбору профессиональной деятельности, которая бы наиболее соответствовалаконструктивным особенностям личности.
Исследования психологии достаточно четко определили кругособенностей личности, которые выражаются в профессиональной склонности тогоили иного человека к тому или иному виду труда.
Наиболее популярным исследованием в вопросахпрофессиональной принадлежности и склонности является исследование Климова.
В этом исследование прослеживаются следующие психологическиеособенности направленности личности к трудовой деятельности. Климов разделилвсе виды деятельности человека на 4 типа профессиональных ориентаций личности,это Субъект в профессиях типа «Человек — живая Природа», Субъект впрофессиях типа «Человек – Человек», Субъект в профессиях типа «Человек- Техника и неживая природа», Субъект в профессиях типа «Человек — Знаковаясистема» [22, с.128].
Рассмотрим кратко характеристику каждого перечисленногонаправления.
Субъект в профессиях типа П («Человек — живая Природа»).Работник усматривает мир (и мир волнует его) прежде всего со стороны имеющихместо биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) иабиотических явлений, обретений и утрат в эфой области. Земля в его сознании — носительбиосферы, всего живого и условий его существования. Представители профессийэтого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические (связанные сжизнью в биологическом смысле этого слова) средства, условия существования иразвития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях ихсреды как предмете труда (то есть предмете распознания, воздействия,проектирования и построения, сохранения).
Субъект в профессиях типа Т («Человек — Техника инеживая природа»). Работники выделяют в мире, удерживают в сознании (и,соответственно, эмоционально переживают) прежде всего, такие целостности, какреализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человекав полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и дажепревосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физическихусилий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но иумственных действий).
Цивилизация, культура, история человечества, с их точкизрения, — это прежде всего достижения научно-технической революции, созданиепридумок указанного выше рода — электродвигателей, радио, ЭВМ. Страны иконтиненты, местности па земле — это как бы недетализированные зоны, точки,между которыми пролегают ясно представляемые линии связи, электропередач, «нитки»газопроводов, теплотрассы и т.п. Зато сами технические объекты детализированы. Тути жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следыкоррозии на контактах, и незначительные повреждения изоляции, которые важнозамечать и пр.
Субъект в профессиях типа 3 («Человек — Знаковаясистема»). Работник усматривает мир и волнуется прежде всего в связи свопросами упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанностиразнообразных его составляющих: Вселенная – это лаборатория для изученияпроцессов, невоспроизводимых в земных условиях; Природа — это то, что вывериловеками оптимальные размеры предметов; поверхность планет изучается с помощьюфотографии; моря, пустыни — то, где можно сориентироваться с помощью астрономии- вот примеры типичных представлений, отношений к миру, ходов мысли.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, «гештальты»такого рода: быть в курсе всех событий современности; одним из первых узнаватьо достижениях человеческой мысли; система документального и информационногообеспечения управления сложными объектами; печатные источники; цифровойматериал; контроль качества печатной продукции; создание проекта документа; следованиестрогим правилам; тематика издательства; иностранные алфавиты; построениематематических и химических формул; административно-территориальное делениестраны; схемы движения транспорта; маршруты почтовых вагонов; названия ирасположение предприятий, названия многочисленных улиц, переулков, площадей; законодательствостраны,
Цивилизация, культура, история человечества — это здесьпрежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь вплоть досовременной «опутанности» всего земного шара информационными сетями; формулировкиправовых норм. Страны и континенты — пункты, где были приняты первыерадиосигналы или где производится то или иное количество печатной продукции,где работают специалисты по научно-технической информации. Международныеотношения — это прежде всего информационно-технические связи (доставка письма влюбой «уголок» земного шара, телефонная связь, возможность поиска «зарубежом» полезной информации и т.п.)
Условия существования и развития человека — это увеличениеколичества производимой информации в геометрической прогрессии; телефон какпривычный атрибут быта; книги (именно «тиражи книг»), газеты ижурналы (не сами по себе, а большое количество названий их как достигнутоеблаго), количество (сотни) языков, на которых выходит печатная продукция встране, социальные преобразования (как нечто, создающее условия для развитияязыка общения), чертежи (как фактор ускорения прогресса) и т.п.
Деятельность человечества, людей — это прежде всегоавтоматизация связи, документопроизводства; обеспечение законности иправопорядка (документальными средствами); совершенствование измерений, системединиц измерения величии; совершенствование средств фиксации фактов (таких,как, например, фотография, разного рода телеметрия и т.п.), информационногообеспечения жизни общества.
Представители профессий этого типа умеют хорошоориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах(естественных и искусственных), документах, текстах; они создают иперерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталогикаких-либо объектов, чертежи, карты.
Рассмотрим более широко особенности личности, тяготеющей кпрофессиям типа Ч («Человек — Человек, человеческие общности, социальныесистемы»), так как исследуемые в работе личности относятся к субъектамданного профессионального типа.
В данном случае, работник усматривает мир (и мир волнует его)прежде всего со стороны наполненности окружающей среды разными, разнообразными,разномыслящими, разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами,сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая»,«природно-планетная» составляющая образа мира практически не находитзаметного отображения на первых планах сознания. Это какой-то далекий смутныйфон.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всеготакие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образих жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка,упорядоченности в сложную жизнь человека и общества. Цивилизация, культура,история человечества в представлении таких специалистов — это прежде всегонароды, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. Амеждународные отношения — это прежде всего деловые — политические,торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми социальнымисистемами.
Условия существования и развития человека — это памятникикультуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованногопразднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное- некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон.
Деятельность человечества, людей — это прежде всегоприобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей,культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечениегражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированыпри этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, иобезличенные «лица», и индивидуально отличаемые люди, например, «склонныек тунеядству» и пр.).
Работники — представители профессий данного типа — умеютруководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторуюупорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить ивоспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезныедействия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных,социальных).
Профессионал рассматриваемого типа — будь то учительгеографии, хирург или инспектор милиции по делам несовершеннолетних — должениметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказываетсяздесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния техлюдей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуацииизменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более илименее «вечными» знаниями (как общекультуриыми, так и по узкойспециальности) знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесьи сейчас».
Самое главное в области познавательных процессов представителейрассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, асвоеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениямчувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способностьмысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписатьему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.
И еще важен оптимистический проектировочный подход кчеловеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать все лучше илучше. Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку(сострадать и сорадоваться). Важны наблюдательность именно по отношению кповедению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость,доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу,искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов,подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различнымнестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогрессдержится на чудаках — это полезно помнить.
Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеислужения народу в целом (а не отдельным его слоям и группировкам) — вот чтохарактеризует еох, кого помнит история.
Нестандартные ситуации — это нормальная стихия социума. Поэтомупрофессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способностиясно представлять, моделировать варианты возможных последствий действий людей,возможных исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений.
Особенности саморегуляции представителей рассматриваемоготипа профессий таковы. Требуется постоянное совершенствование своих знаний инавыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессамисоциального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущихобщественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими.Требуется огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуетсяумение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, сморальными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем,в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее инерабочее — истинный врач помчится по срочному вызову к тяжело больному, дажеесли этот вызов застанет его в гостях или в театре. Нужно сочетание доброты спринципиальной требовательностью к себе и другим. Противопоказаниями к выборупрофессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь,замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физическиенедостатки, как это ни печально; нерасторопность, излишняя медлительность,равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса«просто так».
Раздел 2. Методика, объект и результатыисследования групповых свойств личности2.1. Содержание методики исследования
В качестве методики исследования использован многофакторныйопросник личности (форма 16РF) опубликован Р.Б. Кэттелломв 1949 г. и с тех пор широко используемый в психодиагностической практике. Данныйтест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросыносят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
В настоящее время различные формы 16РFопросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности.Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знаниеиндивидуально-психологических особенностей человека.
Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кэттеллназывает конституционными факторами.
В работе использован сокращенный вариант опросника, которыйможно использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Времяобследования колеблется от 20 до 50 мин. Способ работы с опросником излагаетсяв инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист,затем обсчитываются с помощью ключа совпадение с ключом оценивается 2 балами, анесовпадение одним баллом. Отвечая на каждый вопрос, испытуемые должны выбратьодин из трех предлагаемых ответов — тот, который в наибольшей степенисоответствует его взглядам, его мнению о себе
Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает врезультате значение фактора. Таким образом, максимальная оценка по каждомуфактору — 12 баллов, по фактору В — 8 баллов, минимальная — 0 баллов.
Имеет место следующая интерпретация факторов по опроснику Р.Б.Кэттелла.
Фактор А «замкнутость — общительность». При низкихоценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью,некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептическинастроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеетблизких друзей, с которыми можно быть откровенным.
При высоких оценках человек открыт и добросердечен,общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность вповедении, внимательность, добрита, мягкосердечность в отношениях. Он охотноработает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боитсякритики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события.
В целом фактор ориентирован на измерение общительностичеловека в малых группах.
Фактор В «Интеллект». При низких оценках человекусвойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь местоэмоциональная дезорганизация мышления.
При высоких оценках наблюдается абстрактность мышления,сообразительность, быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнемвербальной культуры и эрудицией.
Фактор С «эмоциональная неустойчивость — эмоциональнаяустойчивость». При низких оценках выражены низкая толерантность поотношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов,склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость,невротические симптомы, ипохондрия.
При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный,эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следоватьтребованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствуетнервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидностьи нечувствительность. По некоторым работам, фактор связан с силой нервнойсистемы, лабильностью и преобладанием процесса торможения.
Фактор Е «подчиненность — доминантность». Принизких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказываетсязависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Емусвойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полнойпассивности.
При высоких оценках человек властный, независимый,самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении,свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтахобвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает длясебя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный,своенравный.
Фактор F «сдержанность- экспрессивность». При низких оценках человек характеризуетсяблагоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственнысклонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность ввосприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающимон кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.
При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен,беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для негоэмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность,динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером иэнтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. В целом оценка по этомуфактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.
Фактор С «подверженность чувствам — высокаянормативность поведения». При низких оценках человек непостоянен,подвержен влиянию случая и обстоятельств, не делает усилий по выполнениюгрупповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью,неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению ксоциальным нормам, что может привести к антисоциальному поведению.
При высоких оценках наблюдается осознанное соблюдение норм иправил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность,деловая направленность.
В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы изапреты регулируют поведение и отношения человека.
Фактор Н «робость — смелость». При низких оценкахчеловек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитаетнаходиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей.Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.
При высоких оценках человеку свойственна социальнаясмелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами илюдьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможенно. В целом факторопределяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степеньактивности в социальных контактах.
Фактор I «жесткость- чувствительность». При низких оценках человеку свойственнамужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений,практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению кокружающим. При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость,зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму,артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можноговорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию ипониманию других людей.
Фактор L «доверчивость- подозрительность». При низких оценках человек характеризуетсяоткровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям,терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми ихорошо работает в коллективе.
При высоких оценках человек ревнивый, завистливый,характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Егоинтересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках,эгоцентричен.
Фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.
Фактор М «практичность — развитое воображение». Принизких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнююреальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некотораяограниченность и излишняя внимательность к мелочам. При высокой оценке можноговорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высокомтворческом потенциале человека.
Фактор N «Прямолинейность — дипломатичность». Принизких оценках человеку свойственна прямолинейность, наивность, естественность,непосредственность поведения. При высоких оценках человек характеризуетсярасчетливостью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом ксобытиям и окружающим людям.
Фактор О «уверенность в себе — тревожность». Принизких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе. Привысоких оценках человеку свойственна тревожность, депрессивность, ранимость,впечатлительность.
Фактор Q1 «консерватизм — радикализм».При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью поотношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить, и,несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнениемотносится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противитсяпеременам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.
При высоких оценках человек критически настроен,характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления,стремится быть хорошо информированным. Более сменен к экспериментированию,спокойно воспринимает новые не устоявшиеся взгляды и перемены, не доверяетавторитетам, на веру ничего не принимает.
Фактор Q2 «конформизм — нонконформизм».При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением,предпочитает и работать принимать решения вместе с другими людьми,ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствуетинициатива принятия решений.
При высокой оценке человек предпочитает собственные решения,независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и самдействует, однако, он не всегда доминантен, т.е., имея собственное мнение, онне стремится навязать его окружающим. Нельзя сказать, что он не любит людей, онпросто не нуждается в их одобрении и поддержке.
Фактор Q3 «низкий самоконтроль- высокий самоконтроль». При низких оценках наблюдаетсянедисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человекне обеспокоен выполнением социальных требований.
При высоких оценках — развитый самоконтроль, точностьвыполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе,хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Емусвойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие отсоциальной нормативности поведения (фактор G) этотфактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения.
Фактор Q4 «расслабленность — напряженность».При низких оценках человеку свойственна расслабленность, вялость, спокойствие,низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.
Высокая оценка свидетельствует о напряженности,фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояниефрустрации, в которой человек находится, представляет собой результатповышенной мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.
Фактор МD «адекватностисамооценки». Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степеничеловеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.
На основе качественного и количественного анализа содержанияличностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блокифакторов:
1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1
2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О3,Q4
3. Коммуникативные свойства и особенности межличностноговзаимодействия: факторы А, Н, F, Е, Q2,N, L.
Данная методика может применяться как в группе, так ииндивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно. 2.2. Объект и гипотеза исследования
В качестве объекта исследования выбрана группа врачей имедицинских сестер. При этом в группе врачей есть молодые врачи (только послеокончания института) и врачи с многолетним профессиональным опытом, разброс по представителямданной группы в возрастном качестве от 27 до 52 лет. В группе врачейпредставлены женщины и мужчины, мужчин 8 человек и женщин соответственно 12. Общееколичество испытуемых в данной группе 20 человек.
Вторая группа исследования включает также 20 человек,возрастные рамки испытуемых в данной группе почти совпадают с группой врачей. Вданной группе, однако больше «молодых» представителей деннойпрофессии и есть еще одна особенность. Данная группа почти на 100% состоит изпредставительниц слабого пола.
Все группы работают в одном и том же лечебном учреждении г. КривойРог.
Профессия врача, медсестры – это профессия социономическоготипа, то есть сюда придут люди с определенными свойствами личности.
Гипотеза данного исследования лежит в следующей плоскости. Длякаждого работника данной сферы присущ некоторый стандарт конструктивныхличностных свойств, который может быть найден в результате групповогоисследования
Так, возможно среди групповых свойств личностного характерау врачей могут доминировать такие особенности личностного конструкта, как ярковыраженная общительность, высокая конкретность мышления, выдержанность, высокаяработоспособность, самоуверенность, независимость в суждениях, граничащее срассудительностью, пессимизмом. Высокая точность в соблюдении норм. Активностьв социальных контактах. Развитая эмпатия. Терпимость, уживчивость по отношениюк людям. Высокая практичность, внимание к мелочам. Дипломатичность в поведении.Уверенность в себе. Высокая аналитичность мышления. Нонконформизм. Высокийсамоконтроль и невозмутимость. Адекватность самооценки.
А у медсестер личностный конструкт в основном можетсовпадать с конструктом врачей, хотя прогнозируется отсутствие доминантности инизкая мотивация. 2.3. Обработка полученных результатов
Исходные данные по каждому фактору в группах испытуемыхразместим в таблицах 2.1. (врачи) и 2.2. (медсестры).
Таблица 2.1. Результаты опросника (врачи). № исп. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 MD 8 6 8 7 6 10 7 4 7 4 6 10 9 11 8 6 8 8 5 2 A 10 8 4 13 9 10 13 8 10 10 7 7 10 11 8 4 9 7 7 10 B 5 4 3 1 4 3 4 4 5 4 2 3 4 4 3 3 2 4 1 6 C 10 9 7 5 6 9 9 4 6 10 7 8 9 8 10 8 5 10 9 4 E 7 8 9 4 5 6 10 3 5 6 5 3 6 10 6 6 7 7 9 1 F 8 3 5 7 1 6 7 4 3 7 5 5 4 5 5 3 6 5 5 3 G 8 8 9 6 4 7 9 9 6 8 11 9 10 10 11 7 8 10 9 7 H 9 5 5 8 4 12 10 5 2 11 9 5 8 9 7 7 8 8 7 7 I 8 6 6 6 10 5 11 6 9 2 4 2 8 7 6 7 7 7 5 7 L 7 6 2 4 5 8 4 10 6 8 7 2 1 6 8 9 5 3 6 5 M 4 6 5 4 9 3 8 7 11 10 6 9 8 5 5 6 7 9 4 8 N 5 3 1 1 4 6 2 6 5 4 6 6 4 7 8 9 6 9 4 12 O 4 4 5 10 8 6 3 10 11 6 6 8 3 7 8 9 8 4 10 Q1 8 8 9 8 10 6 8 4 7 6 9 10 6 10 9 7 6 7 8 4

ПродолжениеQ2 8 5 4 5 9 6 3 4 8 2 5 6 5 3 7 8 7 10 8 6 Q3 5 7 7 10 9 5 6 8 6 7 7 9 10 10 7 6 8 9 5 8 Q4 5 4 3 9 6 6 6 9 8 4 7 8 2 7 5 6 6 8 4 7
Таблица 2.2. Результаты опросника (медсестры). № исп. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 MD 2 8 9 9 9 7 6 4 8 6 10 6 8 12 4 9 7 10 8 7 A 10 4 8 11 7 7 8 8 12 10 13 4 8 11 7 11 7 8 7 8 B 4 3 5 3 2 3 5 4 4 3 1 3 5 2 5 5 3 4 2 4 C 8 3 7 7 10 5 8 4 6 7 6 8 3 9 7 7 9 7 8 8 E 7 4 10 4 8 7 4 3 7 7 7 9 4 5 4 8 4 4 7 7 F 7 2 4 7 3 4 4 4 7 5 6 8 6 9 4 6 7 4 6 7 G 10 6 3 10 8 7 7 9 10 7 12 12 4 12 8 8 9 6 4 10 H 11 8 8 6 4 2 4 5 7 4 5 8 3 7 5 8 9 7 5 11 I 8 2 2 7 7 8 9 6 7 10 7 8 6 6 6 5 9 5 13 7 L 5 7 5 4 5 5 3 10 7 6 5 4 6 3 7 6 5 2 7 7 M 7 7 6 5 7 10 9 7 9 8 8 6 6 6 4 5 11 5 7 8 N 7 6 7 7 7 9 5 6 7 3 2 7 3 8 5 4 7 3 8 7 O 10 7 7 7 7 10 8 10 3 11 8 8 7 7 11 6 9 5 6 9 Q1 5 8 8 7 8 7 9 4 5 10 8 6 3 8 6 6 12 4 6 6 Q2 6 9 4 3 8 6 8 4 9 4 6 8 7 4 6 7 8 8 9 4 Q3 7 4 4 6 8 7 8 8 8 9 7 9 4 9 9 9 8 8 8 7 Q4 6 6 7 4 5 6 5 9 3 7 4 4 9 7 4 6 6 5 5 5
В качестве основных результатов обработки опросника рассматривалосьсреднее значение для каждого фактора в отдельной группе, значение дисперсии длякаждого фактора, и стандартное отклонение пока жому фактору, а также значенияминимального и максимального. Расположим результаты исследования в таблице,объединяя факторы по группам интеллектуальных особенностей,эмоционально-волевых особенностей и коммуникативных свойств личности.
В таблице 2.3. разместим результаты по группам свойств уврачебного персонала и в таблице 2.4. у медсестер.

Таблица 2.3. Характеристика обработки результатов по группамсвойств личности (врачи). Фак-тор
Среднее
значение Дисперсия Стандартное отклонение
Максимальное значение
фактора Минимальное значение фактора Интеллектуальные особенности В 3,45 1,63 1,28 6 1 М 6,7 5,065 2,29 11 4 Q1 7,5 3,21 1,79 10 4 Эмоционально-волевые особенности: С 7,65 4,13 2,033 10 4 G 8,3 3,16 1,78 11 4 I 6,45 5,102 2,258 11 2 Q3 7,45 2,768 1,67 10 5 Q4 6 3,789 1,946 8 2 Коммуникативные свойства А 8,75 5,776 2,403 12 4 Н 7,3 6,010 2,451 12 4 F 4,85 2,976 1,752 8 1 Е 6,15 5,607 2,368 10 1 Q2 5,84 4,68 2,16 10 2 N 5,4 7,621 2,76 9 1 L 5,6 5,936 2,43 10 1 МD 8,75 5,776 2,403 11 2
Проведем анализ результатов в соответствии с данными таблицы2.3. В данной таблице обратим внимание на строки В, М, Q1,которые в данном опроснике выступают как факторы интеллектуальных свойствличности.
По фактору В врачи показали средний результат 3,45,(максимальное значение фактора 8), что свидетельствует о достаточно низкойоценке данного фактора, уровень дисперсии подтверждает сравнительно небольшойразброс значений по данному фактору в группе, то есть уровень среднего значениядостаточно правдив. Данное обстоятельство может указывать на достаточновыраженный уровень конкретности и ригидности мышления.
По фактору М групповой показатель среднего значения 6,7,(максимальное значение фактора 12), уровень дисперсии указывает на достаточнобольшой разброс значений по данному фактору в группе, стандартное отклонение2,29, с учетом последнего можно трактовать что в группе работают врачи сбольшой практической сметкой.
По фактору Q1 имеет место среднеезначение 7,5, дисперсия 3,21, стандартное отклонение 1,79. Данный факторхарактеризуется высоким результатом и указывает на то, что испытуемыехарактеризуются аналитичностью мышления, хорошо информированы и способнывоспринимать и внедрять на практике инновации.
В целом, по совокупности можно сделать вывод, что испытуемыев данной группе высокопрактичны, обладают конкретными знаниями, хорошоинформированы и способны к внедрению новых знаний и умений на практике.
В блоке эмоционально-волевых особенностей имеет местоследующая интерпретация результатов. Результаты по фактору С указывают науравновешенность, реализм, эмоциональную зрелость. Результаты по фактору Gуказывают на стремление к точному соблюдению правил и норм, точность иответственность. Результаты по фактору I достаточносложны в интерпретации, здесь можно интерпретировать результат, как наличиевысокой рассудочности, уровень эмпатии достаточно низок. Результаты по фактору Q3 показывают хороший уровень самоконтроля, стремление кточности при выполнении социальных требований. Результаты по фактору Q4 указывает на невозмутимость и возможно низкую мотивацию ввыполнении профессиональных обязанностей.
В целом, по совокупности эмоционально-волевых качеств можносделать вывод, что испытуемые в данной группе характеризуютсяуравновешенностью, высоким уровнем реализма, эмоциональной зрелостью. В то жевремя имеет место стремление к точному соблюдению правил и норм, характернамногим точность и ответственность при выполнении социальных требований. Междутем имеет место наличие высокой рассудочности, уровень эмпатии низок, имеетместо низкая мотивация в выполнении профессиональных обязанностей.
Коммуникативные свойства и особенности межличностноговзаимодействия объединяют наибольшее количество факторов.
Результаты по фактору А достаточно высоки и это указывает надостаточно высокий уровень внимания к окружающим, высокую социальную адаптацию(неконфликтность, открытость). Результаты по фактору Н имеют достаточноусредненные значения, с большим разбросом по дисперсии, что не позволяет точноинтерпретировать результат, не представляется вывести по данному факторукакое–то конкретное свойство, то есть в данной группе люди будут вести себя поразному, кто-то будет чрезвычайно робок, а кто-то наоборот очень смел. Результатыпо фактору F низкие, что указывает на склонностью крассудительности и осторожности, пессимизм в отношениях с окружающими. Результатыпо фактору Е среднее значение 6,45 и большой разброс по дисперсии, указывает нато, что склонность к подчиненности и доминантности не ярко выражены в даннойгруппе. Результаты по фактору Q2 низкие с большимразбросом, выявить однозначно групповое свойство не удается. Результаты по факторуN в среднем достаточно средние,с большим разбросом по дисперсии, то есть здесь также не может быть однозначноопределено, характерна ли для врачей прямолинейность, либо наоборотдемократичность, очевидно, что это по обстоятельствам. Результаты по фактору L говорят о сложном эмоциональномотношении к людям, однозначно трактовать этот фактор не представляетсявозможным.
Результаты по фактору МD указываютна большое различие во взглядах на собственную самооценку (низкая и высокая).

Таблица 2.4. Характеристика обработки результатов по группамсвойств личности (медсестры). Фак-тор
Среднее
значение Дисперсия Стандартное отклонение
Максимальное значение
фактора Минимальное значение фактора Интеллектуальные особенности В 3,5 1,421 1, 192 5 1 М 7,05 3, 207 1,791 11 4 Q1 6,8 4,69 2,166 12 3 Эмоционально-волевые особенности: С 6,85 3,607 1,899 10 3 G 3,54 7,042 2,65 12 3 I 6,9 6,2 2,489 12 2 Q3 7,35 2,765 1,663 9 4 Q4 5,65 2,555 1,598 9 3 Коммуникативные свойства А 8,45 5,731 2,394 12 4 Н 6,34 6,134 2,476 11 2 F 5,5 3,315 1,826 9 2 Е 6 4,105 2,026 10 3 Q2 6,4 3,936 1,984 9 3 N 5,9 3,884 1,970 9 2 L 5,45 3,133 1,820 10 2 МD 7,45 5,523 2,350 12 2
Обратимся к анализу результатов по второй группе испытуемых.Вторая группа – это медсестры.
Проведем анализ результатов в соответствии с данными таблицы2.4. Вначале проведем оценку интеллектуальных свойств личности в данной группепрофессиональной принадлежности. Обратим внимание на строки В, М, Q1.
По фактору В медсестры показали средний результат 3,5,(максимальное значение фактора 8), что свидетельствует о достаточно низкойоценке данного фактора, уровень дисперсии подтверждает сравнительно небольшойразброс значений по данному фактору в группе, то есть уровень среднего значениядостаточно правдив. Данное обстоятельство может указывать на достаточновыраженный уровень конкретности и ригидности мышления, что почти полностьюсовпадает с результатом по данному фактору у врачей.
По фактору М групповой показатель среднего значения 7,1, (максимальноезначение фактора 12), уровень дисперсии указывает на достаточно небольшойразброс значений по данному фактору в группе, стандартное отклонение 1,8, сучетом последнего можно трактовать что в данной группе профессионалов люди с достаточноразвитым практическим опытом. Данный фактор также имеет большую схожесть порезультатам для врачебной группы.
По фактору Q1 имеет место среднеезначение 6,8, дисперсия 4,69, стандартное отклонение 2,166. Данный факторхарактеризуется достаточно средним результатом и указывает на то, чтоиспытуемые характеризуются высокой долей консерватизма в мышлении,характеризуются устойчивостью к традиционным приемам и методам осуществлениясвоих обязанностей. Данный фактор практически сильно отличается от общеговывода по данному фактору для врачей.
В целом, по совокупности можно сделать вывод, что испытуемыев данной группе обладают большим практическим опытом и знаниями в своей области,опосредованная среда их действий отличается высокой конкретностью, при этомимеет место устойчивость в отношении выполнения своих обязанностей.
Следующий блок анализа в таблице 2.4. связан сэмоционально-волевыми свойствами личности.
Анализ групповых свойств по данному блоку дает следующуюкартину. Результаты по фактору С достаточно средние с большим разбросом подисперсии позволяют утверждать, что в данной группе уравновешенность, реализмперемежаются с раздражением, невротическими реакциями и возможно высокойэмоциональной утомляемостью. Результаты по фактору G дает очень низкие средние значения,уровень стандартной ошибки не велик и это позволяет интерпретировать результатпо данном фактору, как наличие гибких установок по отношению к социальнымнормам, безответственность при исполнении своих обязанностей. Результаты пофактору I почти полностью совпадают с результатами поврачебной группе, то есть прогнозируется наличие высокой рассудочности, уровеньэмпатии достаточно низок. Результаты по фактору Q3 высоки,с небольшим уровнем стандартного отклонения, что позволяет интерпретироватьгрупповые свойства наличием хорошего уровень самоконтроля и стремление кточности при выполнении требований, данное свойство совпадает с свойствамиличностного конструкта в группе врачей. Результаты по фактору Q4достаточно низкие с небольшим уровнем разброса по дисперсии, что также, как и уврачей можно интерпретировать низкой мотивацией в выполнении профессиональныхобязанностей.
В целом, по совокупности эмоционально-волевых качеств можносделать вывод, что испытуемые в данной группе характеризуются тем, что невсегда уравновешенны, есть склонность к безответственности, высокаярассудочность. В то же время имеет место точность при выполнении требований. Уровеньэмпатии низок, имеет место низкая мотивация.
Следующая группа объединяет коммуникативные свойства иособенности межличностного взаимодействия.
При анализе свойств личности в данной группе выявленыследующие конструктивные особенности.
Результаты по фактору А в среднем значении достаточно высокис небольшим разбросом и это может свидетельствовать о активности в социальныхконтактах, непринужденности в поведении, открытости. Результаты по фактору Нимеют достаточно высокое среднее значение, но и большой разброс по дисперсии,что не позволяет точно интерпретировать результат, не представляется вывести поданному фактору какое – то конкретное свойство реактивности на социальнуюугрозу. Результаты по фактору F указывают на отсутствиединамичности в общении, характеризуются склонностью к рассудочности иосторожности, пессимизм в отношениях с окружающими. Результаты по фактору Е среднеезначение 6,45 и большой разброс по дисперсии, указывает на то, что склонность кподчиненности и доминантности не ярко выражены в данной группе. Результаты пофактору Q2 низкие с большим разбросом, то есть данноесвойство не может быть однозначно интерпритированно для данной группы,совпадение с результатом по врачам. Результаты по фактору N в среднем достаточно низкие, но с большим разбросом подисперсии, то есть здесь не может быть однозначно определено, характерна лимедсестрам прямолинейность, либо наоборот демократичность, очевидно, что это пообстоятельствам. Результаты по фактору L говорят о сложном эмоциональном отношении к людям,однозначно трактовать не удается.
Результаты по фактору МD указываютна большое различие во взглядах на собственную самооценку (низкая и высокая).
Изучение свойств в данных профессиональных группах позволиливыявить следующие конструктивные свойства, присущие личностному содержанию.
У врачей имеет место следующая психологическаяхарактеристика групповых свойств личности. Данные работники высокопрактичны,обладают конкретными знаниями, хорошо информированы и способны к внедрениюновых знаний и умений на практике. По совокупности эмоционально-волевых качествиспытуемые в данной группе характеризуются уравновешенностью, высоким уровнемреализма, эмоциональной зрелостью, характерна точность и ответственность привыполнении социальных требований. Имеет место наличие высокой рассудочности,уровень эмпатии низок, имеет место низкая мотивация. Наблюдается достаточновысокий уровень внимания к окружающим, высокую социальную адаптацию(неконфликтность, открытость) склонностью к рассудительности и осторожности,пессимизм в отношениях с окружающими, склонность к подчиненности идоминантности не ярко выражены в данной группе, не удается определить обладаютли данные люди прямолинейностью, либо наоборот демократичностью, имеет местосложное эмоциональное отношение к людям. Самооценка не имеет ярко выраженнойокраски.
Для медсестер имеет место следующая картина.
Испытуемые характеризуются высокой долей консерватизма в мышлении,устойчивостью к традиционным приемам и методам осуществления своих обязанностей.Для группы характерно то, что уравновешенность, реализм перемежаются сраздражением, невротическими реакциями и возможно высокой эмоциональнойутомляемостью. Имеет место наличие гибких установок по отношению к социальнымнормам, некоторая безответственность при исполнении своих обязанностей. Имеетсявысокая рассудочность, уровень эмпатии достаточно низок. Хороший уровеньсамоконтроля и стремление к точности при выполнении требований. Низкаямотивация. Характерна активность в социальных контактах, непринужденность вповедении, открытость. Сложное эмоциональное отношении к людям. Большоеразличие во взглядах на собственную самооценку.
Заключение (выводы)
В процессе работы над темой и гипотезой в исследованииопределены следующие конструктивные особенности личности у медицинскихработников.
Общими для всех групп медицинских работников оказалисьследующие свойства личностного конструкта.
Данные работники высокопрактичны, обладают конкретнымизнаниями, хорошо информированы. По совокупности эмоционально-волевых качеств испытуемыехарактеризуются высоким уровнем реализма, им характерна точность иответственность при выполнении социальных требований. При этом налицо наличиевысокой рассудочности, уровень эмпатии низок, низкая мотивация. Характернавысокая социальная адаптацию (неконфликтность, открытость) склонностью крассудительности и осторожности, пессимизм в отношениях с окружающими. Самооценкане адекватная.
При этом у врачей отличительными особенностями выступаютхороший уровень самоконтроля, стремление к точности при выполнении социальныхтребований и эмоциональная зрелость, а также возможность проводить в жизньновые знания и умения.
Медсестры характеризуются высокой долей консерватизма в мышлениии устойчивостью к традиционным приемам и методам осуществления своихобязанностей, есть место высокой эмоциональной утомляемости. Отличает этугруппу также наличие гибких установок по отношению к социальным нормам,некоторая безответственность при исполнении своих обязанностей.
В целом гипотеза исследования подтвердилась, выделены наиболееярко выраженные свойства, присущие личностям, работающим в медицине.
Список использованных источников
1. Асмолов А.Г., «Психология личности». М: Светотон, 1990;
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.36 с.
3. Бодалев А.А., Восприятие и понимание человеком человека, — М: Профиздат,1965;
4. Бодалев А.А., «Психология о личности». М: Профиздат, 1988;
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. – М., — 1875.
6. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. Петровского А.В., М,1979
7. Выготский Л.С., Педагогическая психология, М, 1991
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. М.: ЧеРо, 1996.
9. Зейгарник В.В., «Теории личности в зарубежной психологии». М: Знание,1982;
10. Корнилова Т.В., Диагностика мотивации, М: ИПРАН, 1997
11. Лазурский А.Ф. Классификация личностей Психология индивидуальныхразличий. Хрестоматия/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — М.: ЧеРо,2000. — 776с.
12. Леонтьев Д.А., Профессиональное самоопределение как построение образоввозможного будущего
13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984.
14. Мухина В.С., Проблемы генезиса личности. — М., 1985
15. Психология труда /под ред. Платонова К.К., М: Профиздат, 1979
16. Психология индивидуальных различий. Тесты // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б.,Романова В.Я. М.: МГУ. 1982.
17. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / под ред.К.М. Гуревича.- М., 1981
18. Психологический словарь // Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.,1996. – 312 с.
19. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, М: Педагогика-Пресс, 1998;
20. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1994. -С.401.
21. Рогинская ТИ., Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологическийжурнал // №3, 2002
22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, ФЕНИКС, 1997
23. Теории личности в западно-европейской и американской психологи. Под ред.Райгородского Д.Я. / Самара. БАХРАХ, 1996.
24. Техника работы с цифрами/под общ. ред. Маслова П.П., — М: Статистика, 1997
25. Теория статистики (общая) /под ред. Довбушинского, М: Мысль, 1986
26. Немов Р.С., «Общие основы психологии». М: Владос, 1994;
27. Немов Р.С., Психология (психодиагностика), М: Владос, 1999
28. Шевандрин Н.И., Психодиагностика, коррекция и развитие личности, М: Вдадос,2000
29. Хьелл Л., Д. Зиглер Теории личности. — С – П., 1999.
30. Якунин В.А., Психология, — Спб: Питер, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.