Реферат по предмету "Психология"


Эмплицитная и эксплицитная память

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САРАТОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО
кафедра
КУРСОВАЯРАБОТА
 
НА ТЕМУ
 
“Эмплицитная и эксплицитная память”

Проверил   _____________
Выполнил______________ 
Саратов 2008

СодержаниеВведение………………………………………………………………………….31.Память и еезначение………………………………………………………....5
1.1. Репродуктивный и продуктивныйаспекты памяти……………………..5
1.2.Память как конструктивный процесс……………………………………....8
2. Эксплицитная и имплицитная память ……………………………………..10
2.1.Эксперименты в области изученияимплицитной памяти………………11
2.1.1. Данные из исследований амнезии……………………………………..12
2.1.2. Здоровые испытуемые………………………………………………….13
2.1.3.Теоретические проблемы………………………………………………..13
2.2.  Предполагаемая классификация различных хранилищ памяти………202.3. Эксперименты в области изученияэксплицитной памяти……………….21
 Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………..26

 Введение
Память — форма психического отражения,заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлогоопыта, делающая возможным его повторное исполь­зование в деятельности иливозвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта сего настоящим и бу­дущим и является важнейшей познавательной функцией, лежа­щейв основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности.Без нее невоз­можно понять основы формирования поведения мышления, со­знания,подсознания. Поэтому для лучшего понимания челове­ка необходимо как можнобольше знать о нашей памяти.
Образы предметов или процессов реальнойдействитель­ности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленновоспроизводим, называются представлениями.
Историки утверждают, что персидскийцарь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всехсвоих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такимиже способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по именикаждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе попамяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона,по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды –древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалосьустно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос,все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируютбезграничные возможности памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мызнаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памятиобразы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенныйпамяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился быв положенииноворожденного, был бы существом, не способным ничему на­учиться, ничемовладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает,сохраняет и обогащает наши зна­ния, умения, навыки, без чего немыслимы ниуспешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболеепрочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для егодеятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человекамалозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большоезначение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность.Все, что в окружающей жизни свя­зано с этими устойчивыми интересами,запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

 1. Памятьи ее значение
Образы предметов и явлений, которыевозникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезаютбесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и вотсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти.
 Представления памяти — этообразы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, асейчасвоспроизводим мысленно.
Представления могут быть зри­тельные,слуховые, обонятельные, вкусовыеи осязательные.Представленияпамяти в отли­чие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и нетак богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленногопрошлого опыта.
Память — это отражение опыта человекапутем запоминания, сохранения и воспроизведения.
На запоминание сильно влияет эмоциональноеотношение че­ловека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у чело­векаяркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании изапоминается прочно и надолго.
Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека.Таким образом, память связана с особенностями личности.
Человек сознательно регулирует процессы своей памя­ти и управляет ими,исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.
Память участвует уже в акте восприятия, таккак без узна­вания восприятие невозможно.
 Но память выступает и в качествесамостоятельного психического процесса, не связанного с вос­приятием, когдапредмет воспроизводится в отсутствие его/1/.

 
1.1. Репродуктивный ипродуктивный аспекты памяти
Раздельное рассмотрениепамяти как процесса точной репродукции запечатленного материала или какпроцесса активного конструирования материала при воспроизведении, конечно,является весьма условным. Ориентация на крайние точки континуумарепродуктивность — продуктивность привели бы нас к исчезновению самого феноменапамяти. В первом случае память превратилась бы в пассивное хранилищеинформации, своеобразный довесок к процессу восприятия, а во втором — ввоображение. Однако различные подходы к исследованию памяти рассматривают тотили иной аспект ее функционирования.
Память как репродуктивныйпроцесс
В классической работе Г.Эббингауза (1912г.) исследовались три группы процессов памяти:
1) возникновениеассоциаций (т.е. запоминание и узнавание);
2) судьба ассоциаций(т.е. сохранение и забывание) и
3) процессвоспроизведения.
Эббингауз хотелисследовать память при помощи строгого эксперимента. По его мнению, слова илиотрывки текста для такого исследования не подходили, так как были уже отягощенымногочисленными ассоциативными связями. Эббингауз создал особый материал дляисследований памяти, который был свободен от старых ассоциаций и поэтому ничтоне могло помешать контролировать процесс образования и разрушения новыхассоциаций. Это были 2300 бессмысленных слогов, построенных по схеме согласная— гласная — согласная (ВУХ, КАЗ, БИЖ и т.д.). Ряд важнейших законов памяти былустановлен Эббингаузом на материале бессмысленных слогов.
Во-первых, это законнакопления и распределения повторений, в окончательной форме сформулированныйЙостом (закон Йоста). Данный закон отвечает на вопрос: что более эффективно,заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько приемов?Испытуемые получали 12 слогов, которые могли повторить 24 раза. Причем онимогли делать или по 8 повторов за 3 дня, или по 4 повтора за 6 дней, или по 2повтора за 12 дней. Последний этап давал максимальный эффект. Таким образом, вупрощенной форме закон Йоста звучит так: при фиксированном количествеповторений, распределенные во времени повторения оказываются болееэффективными, чем одновременные. Для объяснения полученного эффекта прибегали кгипотезе Мюллера — Пильцекера, которая предполагала, что обусловленныеупражнением биофизические процессы продолжаются еще некоторое время после окончаниязаучивания, что приводит к закреплению следов памяти после каждой серииповторений. Педагоги до сих пор пользуются законом Йоста при планированииучебных нагрузок.
Во-вторых, был открыт«позиционный эффект». Позиционный (краевой) эффект заключается в том, что призаучивании расположенных в ряд элементов, хуже всего запоминаются элементы,несколько смещенные от центра к концам ряда.
В-третьих, была созданазнаменитая «кривая забывания», показывающая зависимость забывания материала отвремени. По истечении одного часа для восстановления выученного материала вполном объеме необходимо более половины времени, истраченного на первоначальноезаучивание. По истечении месяца необходимо лишь 4/5 исходного времени.
/>
Рис. 1.  Процентсбереженного материала при повторном заучивании, по Эббингаузу, 1912
 В рамках обсуждениярепродуктивных процессов памяти ставился также вопрос о влиянии сходства иразличия материала в ряду на запоминание. Свое решение эта проблема получила втак называемом «эффекте фон Ресторф»: независимо от характера материала, если взаучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количествомоднородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чемоднородные.
Выявленные закономерностиотличаются высокой устойчивостью. Они легко воспроизводимы при повторении техже экспериментальных условий. К сожалению (или к счастью?!), в нашейкаждодневной жизни, за исключением весьма специфических случаев сдачи экзаменаили разгадывания кроссворда, мы почти не встречаем необходимости точно(дословно) воспроизводить информацию. Скорее нам необходимо ее творческипреобразовать, чтобы сделать пригодной для использования в постоянно меняющемсямире/1/.

1.2. Память какконструктивный процесс
Психолога Ф. Бартлеттаинтересовало запоминание в той форме, как оно происходит в реальной жизни.Созданные им методики повторной и сериальной репродукции были призваны сделатьвидимым процесс изменения материала при повторяющихся воспоминаниях. В первомслучае испытуемый воспринимал материал, а потом пытался несколько развоспроизвести его с 15минутным интервалом. Во втором случае в работе принималиучастие несколько человек. Экспериментальная процедура напоминала игру«испорченный телефон»: первому участнику показывали изображение или зачитывалирассказ, а потом он пересказывал увиденное или услышанное второму, второй —третьему и т.д. Бартлетт считал, что результаты применения обеих методик вполнесопоставимы, так как разделял мнение о социальном происхождении психикичеловека (в этом его взгляды близки Л.С. Выготскому). Задача исследователязаключалась в том, чтобы проследить, какие трансформации претерпевает непривычный(например, инокультурный) материал при многократном повторении.
Бартлетт выяснил, что приповторяющемся воспроизведении материал становится все более стандартным,подходящим к тому, что он обозначил термином «схема». Схема, по Бартлетту, —это способ организации воспринимаемой информации, который основывается напрошлом опыте субъекта. Вся поступающая информация соотносится с теми схемамипознания, которые имеются в наличии у человека и преобразуется в соответствии сними. Впоследствии понятие «схема» стало важнейшим при описании процессовчеловеческого восприятия.
Таким образом, можноутверждать, что память имеет как репродуктивный (реконструктивный), так ипродуктивный (конструктивный) аспект. Преобладание того или иного аспектадиктуется:
• направленностьюдеятельности субъекта (какова цель — запомнить точно или уловить суть);
• особенностямизапоминаемого материала (стихотворение будет воспроизводиться репродуктивно, апрочитанный роман — продуктивно);
• экспериментальныхпроцедур, к которым прибегает исследователь.

2. Эксплицитная иимплицитная память
Каждый из нас частосталкивается с ситуацией, когда он не может вспомнить нечто, что должноприсутствовать в памяти. Действительно ли мы окончательно забываем то, что, какнам кажется, не способны воспроизвести? По критерию доступности воспоминаниядля введения в оборот сознания разделяют эксплицитную и имплицитную память.«Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящемповедении», — писал Л.С. Выготский. Приходится констатировать, что порой этоучастие происходит помимо нашего сознания и воли. Спросите опытную машинистку,где точно находится клавиша с буквой «Д» на клавиатуре компьютера. Скореевсего, она затруднится с ответом. Однако такое забывание ничуть не помешает ейотлично печатать тексты.
Эксплицитная память — этотип памяти, который включает в себя произвольную и сознательную актуализациюзафиксированного опыта. Имплицитная память — это тип памяти, в рамках которогоне удается произвольно и сознательно актуализировать опыт, наличие которого впамяти может быть выявлено косвенными методами.
Исследователи имплицитнойпамяти утверждают: забытое все еще существует в нашей памяти! Данные,полученные в подтверждение этого тезиса нейрофизиологом У. Пенфилдом в 1959 г.,вызвали настоящую сенсацию в научном мире. В ходе хирургических операций поустранению эпилептических очагов Пенфилд вводил в мозг пациентов тонкиеметаллические электроды. Электрическая стимуляция височных долей мозга вела ктому, что пациенты (они находились в сознании) сообщали о необычайно яркихвоспоминаниях, которые были им недоступны в нормальном состоянии. Чаще всегоэто были сцены из раннего детства. В другом исследовании пациентам, находящимсяпод наркозом, зачитывали названия животных. После пробуждения они не могливоспроизвести ни одного слова из списка/2/. Однако когда их попросили назватьпервых пришедших им на ум животных, они чаще вспоминали именно тех, что были имзачитаны.  Все описанные выше явления получили название «эффектовпредшествования». Именно на основании эффектов предшествования делают вывод оналичии информации в имплицитной памяти. Надо заметить, что зависимость междуэнергоемкостью задачи, в которую включен мнемический материал, и эффективностьюзапоминания, выявленная в рамках теории уровней переработки информации, недействует для имплицитной памяти!
 
2.1. Эксперименты вобласти изучения имплицитной памяти
Как указывает Редигер,первенство в систематическом изучении имплицитной памяти по праву принадлежитпионеру экспериментальной психологии Герману Эббингаузу. В своей монографии онне только проводил четкое различие между произвольным и непроизвольнымвспоминанием (recollection), но также включил «третью и многочисленную группуслучаев», в которой предшествующий опыт оказывал влияние без каких-либо следовсознательного воспоминания: «Большинство этого опыта остается скрытым отосознания и все же вызывает эффект, который оказывается значительным и которыйудостоверяет подлинность этого предшествующего опыта».
Эббингауз ввел метод сбережения (savings method) для измерения этого третьегокласса случаев, для которых не годился распространенный в то времяинтроспективный подход. После того как испытуемый заучивал некоторый материал,например набор бессмысленных слогов, в соответствии с таким критерием усвоениякак безошибочное воспроизведение, этот испытуемый но прошествии определенноговремени снова получал то же самое задание, при этом регистрировалось количествопроб, необходимых для достижения того жесамого критерия. Разница между этими двумя измерениями (заучивание идоучивание) свидетельствовала о количестве сбереженного материала, посколькувторое задание, как правило, выполнялось быстрее первого, и интерпретироваласькак сохранение в памяти определенного вида знания, даже если при этом необнаруживалось никаких сознаваемых признаков (cues) его характера/2/.
2.1.1. Данные изисследований амнезии
Тип пациентов споражениями мозга, вызывающими амнезию, издавна считался неспособным ксохранению новых видов опыта при сохранной способности к реализации других перцептивныхи мыслительных функций. Однако оказалось, что такие пациенты могут выполнятьзадания, которые мы сегодня называем имплицитными, косвенными, илипроцессуальными тестами памяти. В одном часто цитируемом раннем исследованииУоррингтона и Вейскранца выяснилось, что страдающие амнезией пациентыдемонстрировали точно такую же способность, как и здоровые испытуемые изконтрольной группы, в завершении корневых основ слов (например, реагируя словом«marble» (мрамор) на стимул mar___ после того, как данный стимул предварялсяэтим словом, или когда данный стимул предварялся списком слов, включавшим всебя слово marble), хотя сохранение заметно снижалось у них при выполнениитеста на свободное (эксплицитное или декларативное) воспроизведение,требовавшее припоминания слов из заучиваемого ранее списка. В соответствии синструкциями, в имплицитном или процессуальном тесте (implicit or proceduraltest) испытуемого просят просто найти слово, которое бы завершило даннуюкорневую основу; в отличие от этого, в эксплицитном тесте (explicit test)требуется назвать ранее заученные слова.
Обзор исследований,проведенный Шимамурой, содержит многочисленные воспроизведения результатовУоррингтона и Вейскранца, в том числе восемь имплицитных тестов, которыепривели к тем же самым результатам, что и тест на завершение корневых основслов. В одном из недавних исследований снова было найдено, что страдающиеамнезией пациенты столь же успешно, как и здоровые испытуемые, справлялись сзаданием на усвоение искусственной грамматики, однако обычно уступали последнимв результатах теста на узнавание (recognition test), где их просили отобрать тепримеры, которые использовались в задании на усвоение искусственной грамматики.
2.1.2. Здоровыеиспытуемые
Эксперименты со здоровымииспытуемыми, хотя здесь данные были менее впечатляющими, показали тот же видрасхождений в результатах между тестами на эксплицитную и имплицитную память.Якоби обнаружил полную инверсию результатов при выполнении имплицитного всравнении с эксплицитным тестом.
Сначала испытуемые читалислова без контекста (например холодный), в контексте (например горячий —холодный), либо должны были заполнять пробелы или генерировать слова (напримергорячий—?). После этого им давался или эксплицитный тест (воспроизведение), илиимплицитный (перцептивное опознание) тест. В эксплицитном тесте был подтвержденустойчивый положительный эффект генерации (т. е., генерируемые слова узнавалисьчаще всего).
С др. стороны, реже всегоузнавались слова, предъявлявшиеся без контекста. Совершенно противоположныйпаттерн результатов наблюдался в имплицитном тесте.
Др. многочисленныерасхождения в результатах выполнения тестов на эксплицитную и имплицитнуюпамять публиковались в научных статьях на всем протяжении 1980-х гг.
 Эта волна исследований стаким количеством не согласующихся с интуицией результатов превратила Имплицитнуюпамять  в одну из наиболее горячих тем в области исследований памяти/2/.
2.1.3. Теоретическиепроблемы
Фундаментальный теоретическийвопрос, встающий в связи с этими исследованиями, показывающими стользначительную разобщенность между результатами выполнения эксплицитных иимплицитных тестов, заключается в возможности допущения существования учеловека не одной, а нескольких систем памяти. Одна из активно отстаиваемыхпозиций состоит в том, что эти результаты служат убедительным доказательством впользу разделения систем, составляющих основу функционирования мозга. Однаконесогласные с такой точки  зрения исследователи полагают, что эти результаты стем же успехом могут объясняться различным соотношением между операциямипереработки и кодирования информации на этапах заучивания и тестирования.Шехтер представляет детальный анализ обеих альтернативных точек зрения наданную проблему и рассматривает возможность ее решения с позиций «когнитивнойнейронауки».
 Многое об имплицитнойпамяти удалось узнать благодаря людям, страдающим амнезией. Амнезией называютчастичную потерю памяти. Она может возникать по очень разным причинам, включаяслучайное повреждение мозга, удары головой, ушибы, энцефалиты, алкоголизм,электросудорожную терапию и хирургическое вмешательство (например, удалениегиппокампа с целью уменьшить проявления эпилепсии). Какова бы ни была еепричина, первичным симптомом амнезии является основательная неспособностьпомнить текущие события и, следовательно, приобретать новое фактическое знание;это называют антероградной амнезией, и она может быть обширной.
 Существует один хорошонаблюдаемый пациент Н. А., который неспособен вести обычный разговор, посколькупри малейшем отвлечении он теряет нить мысли. Другой пациент — Г. М., которогонаблюдают дольше всех остальных больных амнезией, — читает снова и снова одни ите же журналы, и его постоянно надо заново знакомить с врачами, которые лечатего десятилетиями.
 Одним из наиболееизвестных пациентов, чья память стала предметом тщательного изучения, являлсяпациент X. М (Milner, 1970; Squire, 1992). В возрасте 27 лет X. М., страдавшийтяжелой формой эпилепсии, был подвергнут операции по удалению отдельныхучастков височных долей и лимбической системы с обеих сторон мозга. Врезультате операции он утратил способность к формированию новых воспоминаний,хотя продолжал помнить события, произошедшие до операции. X. М. способен былсохранять информацию лишь до тех пор, пока концентрировался на ней, но кактолько он отвлекался, он забывал ее и не мог вспомнить ее впоследствии. В одномслучае он держал в памяти число 584 на протяжении 15 минут, используя следующуюмнемоническую систему: «5, 8, 4 в сумме составляют 17. Вы запоминаете 8,вычитаете из 17, и остается 9. 9 разделить пополам будет 5 и 4, и вот результат584» (цитируется по: Milner, 1970). Однако спустя несколько минут вниманиепациента переключилось, и он не смог вспомнить ни само число, ни метод егозапоминания. Вторичный симптом амнезии — это неспособность вспомнить события,происшедшие перед ранением или заболеванием. Степень такой ретроградной амнезииу разных пациентов различна.
 Кроме людей сретроградными и антероградными нарушениями памяти типичный человек с амнезиейвыглядит относительно нормально: у него нормальная лексика, обычные знания омире (по крайней мере, приобретенные до начала амнезии) и вообще не наблюдаетсяснижения интеллекта.
 Амнезия удивительна тем,что нарушаются не все типы памяти. Так, хотя люди с амнезией в общем неспособнылибо вспомнить старые факты из своей жизни, либо выучить новые, им нетрудновспоминать и выучивать перцептивные и моторные навыки. Это и дает основаниеполагать, что существуют различные памяти для фактов и для навыков. Вообще, этоуказывает на то, что эксплицитная и имплицитная память (хранящая соответственнофакты и навыки) — это различные системы. К навыкам, сохраняющимся при амнезии,относятся моторные навыки — например, завязывание шнурков и езда на велосипеде— и перцептивные навыки — например, нормальное чтение или чтение слов,отраженных в зеркале (и значит, перевернутых). Рассмотрим способность читатьзеркально перевернутые слова. Чтобы делать это, не нужно долго практиковаться (попробуйтечитать эту книгу, держа ее перед зеркалом). Люди с амнезией приобретают этоумение так же быстро, как и нормальные люди, хотя у них не остаетсявоспоминаний об участии в предыдущих тренировочных занятиях (Cohen &Squire, 1980)/2/. У них нормальное запоминание самого навыка, но фактически нетвоспоминаний об эпизодах, когда они учились этому навыку (последние относятся кфактам). Аналогичная схема возникает в ситуациях, где предварительноепредъявление стимула способствует последующей обработке этого стимула,облегчает ее. Это хорошо видно в эксперименте, представленном в табл. 8.2. Настадии 1 испытуемым с амнезией и нормальным испытуемым предъявляют для изучениясписок слов. На стадии 2 предъявлялись грамматические основы слов,присутствовавших в списке, и основы слов, не присутствовавших в списке, аиспытуемые должны были завершить их до полного слова.

 
Таблица 1.  Ходэксперимента по изучению имплицитной памяти при амнезииСтадия 1  Пример  Предъявляется список слов для изучения  Мотель  Стадия 2  Предъявляются грамматические основы слов из списка и слов не из списка с целью их дополнения до целых слов. Количество завершенных слов из списка минус количество завершенных слов не из списка = облегчение 
Мот
Чер Стадия 3  Предъявляются для распознания слова из первоначального списка и новые слова 
Мотель
Стойка
(из: Warrington &Weiskrantz, 1978).
Нормальные испытуемыесправлялись, как и ожидалось, завершая больше основ, взятых из слов списка, чемвзятых произвольно. Это различие и называется облегчением, поскольку слова,предъявлявшиеся на стадии 1, способствуют или облегчают завершение основы словво время стадии 2. Важно, что люди с амнезией также завершали больше основ настадии 2, когда последние были взяты из слов списка, чем когда они были взятыне из слов списка. На самом деле степень облегчения у людей с амнезией былаточно такой же, что и у нормальных! Этот результат показывает, что когда памятьпроявляется имплицитно, как при облегчении, люди с амнезией нормальносправляются с задачей. Наконец, на стадии 3 этого эксперимента слова изпервоначального списка предъявлялись снова вместе с некоторыми новыми словами,а испытуемые должны были распознать, какие слова уже появлялись в списке.Теперь люди с амнезией вспоминали гораздо меньше слов, чем нормальные. Такимобразом, когда тестируется эксплицитная память, как при распознавании,показатели людей с амнезией гораздо ниже, чем у нормальных.
 У предыдущегоэксперимента есть любопытный вариант, подтверждающий его выводы. Предположим,что на стадии 2 испытуемым говорят, что им легче будет завершать основы слов,если они будут думать о словах, предъявленных им ранее. Такая инструкцияпревращает завершение основы слов в задачу на эксплицитную память (посколькуакцент переносится на сознательное припоминание). Теперь у людей с амнезиейрезультаты оказываются существенно хуже, чем у нормальных испытуемых
Одна из наиболеепоразительных особенностей человеческой памяти состоит в том, что есть типамнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, чтопроисходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богатоопытом.
Впервые на это любопытноеявление обратил внимание Фрейд (Freud, 1905), который назвал его амнезиейдетства. Он открыл это явление, наблюдая, что его пациенты в общем неспособнывспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Поначалу можно подумать, что вэтом нет ничего необычного, поскольку память на события со временем стирается имежду ранним детством и взрослой жизнью прошла уйма времени. Но амнезию детстванельзя свести к обычному забыванию. Большинство 30-летних людей могут многоевспомнить о своих годах в средней школе, но очень редко кто из 18-летних сможетчто-нибудь сказать о своей жизни в трехлетнем возрасте, хотя временной интервали там и там примерно одинаков (около 15 лет).
В некоторых исследованияхлюдей просили воспроизвести и датировать воспоминания из их детства. Самыеранние воспоминания у большинства из них оказались связаны с событиями,происходившими, когда им было 3 года или больше; очень немногие, однако, смоглиизложить воспоминания, предшествующие возрасту в 1 год. Но с их отчетамисвязана одна проблема: никогда нельзя быть уверенным, что «припомненное»событие действительно происходило (возможно, человек реконструировал то, что,по его мнению, происходило).
Эту проблему преодолели вэксперименте, где испытуемым задавали в общей сложности 20 вопросов о событиииз их детства, о котором было точно известно, что оно произошло, — рождениемладшего брата или сестры; подробности такого события можно проверить у другогочеловека. Вопросы, задаваемые каждому испытуемому, касались событий,происходивших, когда мать уезжала в больницу (например: «В какое время дня онауехала?»), когда она находилась в больнице («Навещал(а) ли ты ее?») и когдамать с младенцем вернулась домой («В какое время дня они вернулись?»).Испытуемыми были студенты колледжа, и их возраст на момент рождения брата илисестры варьировался от 1 до 17 лет. Воспроизведение ранних воспоминаний/2/.
В эксперименте,посвященном детской амнезии, испытуемым старшего школьного возраста задавалось20 вопросов о событиях, связанных с рождением их младших братьев и сестер.Среднее количество вопросов, на которые были даны ответы, представлено награфике как функция возраста, в котором находился испытуемый в момент рождениямладшего ребенка. Если второй ребенок рождался, когда испытуемым было менеетрех лет, ни один из них не мог вспомнить ничего о его рождении; если жеиспытуемый находился в более старшем возрасте, количество воспоминаний рослопропорционально возрасту на момент рождения младшего ребенка
 Если брат или сестрародились до достижения испытуемым 3-летнего возраста, он ничего не мог об этомвспомнить. Если же рождение пришлось на возраст более 3 лет, количествовоспоминаний увеличивалось вместе с возрастом на момент этого события.
Эти результаты указываютна практически полную амнезию первых трех лет жизни. Более новое исследование,однако, показало, что воспроизведение можно улучшить, если давать большеподсказок и если эти подсказки более конкретны
И все же многие данныепоказывают, что к отчетам о воспоминаниях из первых лет жизни стоит относитьсяскептически. Почему возникает амнезия детства? Фрейд (Freud, 1905) полагал, чтоэто происходит вследствие подавления сексуальных и агрессивных ощущений,испытываемых маленьким ребенком в отношении своих родителей. Но такоеобъяснение предсказывает амнезию только на события, связанные с сексуальными иагрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяетсяна все события.
Более подходящееобъяснение состоит в том, что амнезия детства является следствием колоссальногоразличия между опытом кодирования информации у маленьких детей и организациейвоспоминаний у взрослых. У взрослых воспоминания выстроены по категориям исхемам («Она — такой-то человек», «Это такая-то ситуация»), а маленькие детикодируют свои переживания, не приукрашивая их и не связывая со смежнымисобытиями. После того как ребенок начинает усваивать связи между событиями иделить события по категориям, ранние переживания теряются
Почему происходит этотпереход от младенческой к взрослой форме организации памяти?
Одна из причин —биологическое развитие. Гиппокамп — структура мозга, участвующая в консолидациивоспоминаний, — созревает примерно через год-два после рождения.
Поэтому события,происходящие в первые два года жизни, не могут достаточно консолидироваться и,следовательно, их нельзя впоследствии воспроизвести. Другие причины перехода квзрослой памяти лучше объяснять на психологическом уровне.
 Сюда относятсякогнитивные факторы, в частности развитие речи и начало обучения в школе.
И речь, и тип мышления,воспитываемый школой, создают новые способы организации опыта, которые могутбыть несовместимы со способом кодирования опыта маленькими детьми.
Что любопытно, развитиеречи достигает первого пика в возрасте 3 лет, обучение в школе начинается с 5лет, и видимо, именно в период между 3 и 5 годами заканчивается амнезиядетства.
 
2.2. Предполагаемаяклассификация различных хранилищ памяти.
Сквайр и другиепредлагают несколько различных систем памяти. Основное различие проводитсямежду эксплицитной и имплицитной памятью (они называют их соответственнодекларативной и недекларативной памятью). Существуют как минимум 4 типаимплицитной памяти, участвующих соответственно в навыках, облегчении,обусловливании и некоторых неассоциативных явлениях (например, привыкании кповторяющемуся стимулу). Различают 2 типа эксплицитной памяти: семантическую иэпизодическую/3/.
Основное различие лежитмежду эксплицитной и имплицитной памятью. Дальнейшее деление имплицитной памятисвязано с сенсомоторными навыками (например, чтением слов, отраженных взеркале) и облегчением (как в примере с дополнением основы слов). Основаниемдля предположения об участии различных хранилищ памяти в навыках и облегченииявляются мозговые нарушения у пациентов (пребывающих на ранней стадии болезниАльцгеймера), которые нормально научаются моторным навыкам, но у которыхоблегчение менее значительное, чем у нормальных людей. Напротив, есть пациентыс другим нарушением мозга (хореей Гентингтона), у которых облегчение в норме,но нарушено научение новым моторным навыкам (Schacter, 1989).
В классификациипостулируются также два типа эксплицитной памяти — эпизодическая и семантическая.Эпизодические факты — это лично пережитые эпизоды, семантические факты — этообщие истины. Например, ваши воспоминания об окончании средней школы и о том,что вы ели на обед прошлым вечером, — это эпизодические факты. В обоих этихслучаях эпизод закодирован с его отнесением к вашей личности (вашего выпуска изшколы, вашего обеда и т. д.), и часто такой эпизод кодируется также с привязкойк определенному времени и месту. Все это отличается от семантических фактов,примерами которых является ваша память, или знание о том, что слово «холостяк»означает «неженатый человек» или что в сентябре 30 дней. В этих случаях знаниезакодировано не относительно вас самого или конкретного места или времени, а спривязкой к другому знанию. Например, вы скорее всего не помните тогоконтекста, в котором вы узнали, что каждый четвертый год февраль имеет 29 дней(Tulving, 1985).
Это различение междусемантической и эпизодической памятью согласуется с тем фактом, что хотя лица,страдающие амнезией, испытывают крайние затруднения при воспоминании эпизодовсобственной жизни, их общая эрудиция в целом остается нормальной/3/.2.3. Эксперименты в области изучения эксплицитной памяти
Эксперименты с участиемтолько нормальных испытуемых также подтверждают предположение о существованиираздельных систем эксплицитной и имплицитной памяти. Во многих из них вкачестве теста имплицитной памяти использовалась методика завершения слова, а вкачестве теста эксплицитной памяти использовалось воспроизведение илираспознавание. В одной работе нормальные испытуемые проходили те же самые тристадии, которые имели место в предыдущих экспериментах: 1) первоначальноепредъявление списка слов, 2) завершение слов из списка и слов не из списка, 3)распознание слов из первоначального списка. Решающим результатом былоотсутствие корреляции между количеством облегчения припоминания слова на стадии2 (по которой определяется, насколько оно имплицитно запоминаемо) и легкостьюраспознавания на стадии 3 (по которой определяется, насколько оно эксплицитнозапоминаемо). То есть, когда экспериментатор делил слова на распознанные инераспознанные, для распознанных слов облегчение было не больше, чем длянераспознанных. Успешность завершения слов по их предъявленным основам, видимо,основана на системах, совершенно иных, чем те, что участвуют в распознавании
В пользу наличия двухсистем памяти говорят и другие исследования, в которых было показано, чтонезависимая переменная, влияющая на эксплицитную память, не оказывает влиянияна имплицитную память, или наоборот. Одной из таких переменных было то, вникаетли испытуемый в значение запоминаемого элемента или нет. Хотя углубление взначение слова улучшает его последующее воспроизведение, оно не оказываетвлияния на то, будет ли дополнен его фрагмент до целого слова  
 Независимой переменной,действующей противоположным образом, является то, как предъявляется слово вовремя заучивания и при последующем тесте памяти: в одной и той же модальностиили нет. Испытуемые, которым сначала предъявляли список слов на слух, а потомони должны были распознать их при зрительном предъявлении, справлялись с этойзадачей так же успешно, как и те испытуемые, которым и при заучивании, и прираспознавании слова предъявлялись на слух. Так что смена модальностипредъявления практически не оказывает влияния на эксплицитную память. Однакотакое изменение значительно снижает успешность выполнения теста на неявнуюпамять
Наряду с психологическимиразличиями между эксплицитной и имплицитной памятью есть фундаментальныеразличия в том, как эти два типа памяти реализованы в структурах мозга.Решающие данные на этот счет получены в экспериментах со сканированием мозгаметодом ПЭТ. В одной работе испытуемые сначала заучивали список из 15 слов, азатем тестировались в трех различных условиях. В условии с имплицитной памятьюони выполняли задачу на дополнение основы до полного слова. Половина основ былавзята из 15 первоначально заученных слов, а другая половина — из новых;испытуемых инструктировали дополнить предъявляемые основы до первых же слов, которыепридут на ум. Во втором условии участвовала эксплицитная память. Сновапредъявлялись основы слов, но теперь испытуемых инструктировали использовать ихдля воспроизведения слов из первоначального (15 слов) списка. Третье условиебыло контрольным. Предъявлялись основы слов, и испытуемых инструктировалидополнить их до первых же слов, которые придут на ум, но теперь ни одна изоснов не была взята из первоначально заученных слов. Поэтому в третьем условиизапомнить ничего не требовалось. Во всех трех условиях велось сканированиемозга испытуемых/3/.
Рассмотрим сначала, чтоделает мозг во время задачи с эксплицитной памятью. Исходя из того, что мыузнали можно было бы ожидать, что:
 1) здесь участвуетгиппокамп (этой структуре принадлежит решающая роль в формированиидолговременной памяти);
2) наибольшая активностьмозга будет в нравом полушарии (поскольку задача требует воспроизведения, а ввоспроизведении из долговременной памяти участвует в основном правоеполушарие).
Именно это и былообнаружено. В частности, при сравнении активности мозга в условии сэксплицитной памятью и активности мозга в контрольном условии отмечаласьвозросшая активность в гиппокамповом и фронтальном участках правого полушария.При сравнении активности в условии с имплицитной памятью и в контрольномусловии выявилось понижение, а не повышение активности. То есть облегчениеотражается в менее чем обычной нервной активности, как если бы здесьпроисходила «смазка нервных колес».
 Таким образом, нервныепроявления для имплицитной и эксплицитной памяти противоположны, что указываетна глубокие биологические различия между этими двумя типами памяти (это тосамое биологическое подтверждение различия между эксплицитной и имплицитнойпамятью)




 Заключение
Наш психический мир многообразен иразносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можеми многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мысохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание,впечатление или движение оставляют в нашей памятиизвестный след,который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующихусловиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому подпамятью  мы понимаем запечатанные, сохранение, последующееузнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.Именно благодаряпамяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний инавыков. Память занимает особое место среди психических познавательныхпроцессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной»процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющийвсе познавательные процессы в единое целое.
Сознание того, что воспринимаемый в данныймомент предмет или явление воспринимались в  прошлом, называетсяузнаванием.
Однако мы можем не только узнавать предметы.Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы невоспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссозданияобраза предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данныймомент, называется воспроизведением.Воспроизводятся не тольковоспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания,фантазии и т. д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведенияявляется запечатление, или запоминание, того, что быловоспринято, а также его последующее сохранение/4/.
Таким образом, память — это сложныйпсихический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных другс другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать,сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятсязнания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач,связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы,каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуютэтому запечатлению, каковы его гра­ницы, какие приемы могут позволить расширитьобъем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которыенеобходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковымеханизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы теизменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном)состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессовчеловека.

 Списокиспользованной литературы
1. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
3. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. –М.: Просвещение, 1973.
4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д:Феникс, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Lockie Leonard And Lex And Rory Essay
Реферат Крымская эвакуация 1920 год
Реферат Eugenics Essay Research Paper Since the end
Реферат Особенности развития трамвайного транспорта в современной транспортной системе города на примере
Реферат The Truth Behind The Madness Wide Sargasso
Реферат Thomas Edison Essay Research Paper Thomas EdisonThomas
Реферат Основные сведения по геодезии
Реферат Эстетическая функция слова в художественном тексте по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Реферат Does Amis Present A Picture Of America
Реферат Туристический потенциал Румынии
Реферат Instructional Design Essay Research Paper The ultimate
Реферат Бедствия церкви и распространение веры История Русской Церкви
Реферат Розробка довідково-інформаційної бази Факультету комп’ютерних систем
Реферат Бюджетно-налоговая политика Понятие фискальной
Реферат «Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство»