Реферат по предмету "Социология"


Шпаргалка по Социальной инновации

--PAGE_BREAK--КРИТЕРИИ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТОВАРОВ
Можно выделить три основных подхода к определению понятия «новый инновационный товар»:
Исходит из временного критерия: к новым относят любое вновь выпускаемое изделие. Критерий новизны в это случае — не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства; Основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагают использовать принцип порождения и/или удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности.
Новым товаром называют также любое прогрессивное изменение, отличающее товар от ранее известных. Эти изменения могут затрагивать сырье, материалы, конструкции, технологии; Базируется на следующем положении: надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующей те или иные стороны новизны товара.
При этом можно выделить, например, четыре уровня новизны товара:

а) изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств;

b) частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствования основных технических характеристик, но без принципиальных изменений технологии изготовления;

c) принципиальное изменение потребительских свойств, вносящее существенные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности;

d) появление товара, не имеющего аналогов.

***

Инновации являются одной из важнейших основ для создания конкурентного преимущества предприятия. Это конкурентное преимущество в значительной степени определяется степенью новизны инновации:
Абсолютная новизна. Аналоги предлагаемому новшеству отсутствуют. Абсолютная новизна фиксируется весьма редко.

Относительная новизна. Такая новизна определяется относительно выбранного признака или группы признаков. В свою очередь, относительная новизна может быть частной (новыми являются отдельные элементы) или условной (новое сочетание известных элементов).
Для определения степени новизны инновации удобно пользование современными информационными технологиями, которые рассматриваются далее.
Иногда используются понятия «стоимостная новизна» (затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, ниже чем у заменяемой) и «целесообразная новизна» (лучшие производительные или потребительские свойства).
Наконец, рыночная новизна в значительной степени определяет успех инновационной деятельности предприятия. По типу новизны для рынка инновации делятся на:
— новые для отрасли в мире;
— новые для отрасли в стране;
— новые для данного предприятия или группы предприятий.
6.        Социальная цена и эффективность нововведений.

7.  Специфика инновационных процессов в социальной сфере.

8.  Социальные нормы и инновации, их взаимодействие и взаимопереходы.

9.        Источники социальных инноваций.
Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:

· Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;

· Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;

· Изменение потребностей производственного процесса;

· Изменения в структуре отрасли или рынка;

· Демографические изменения;

· Изменения в восприятии и в ценностных установках;

· Новые знания, научные и ненаучные.
10.    Последствия социальных инноваций (прямые и косвенные, прогнозируемые и неожиданные).
Социальные последствия инноваций– это последствия, которые необходимо рассматривать по следующим направлениям: повышение требований к квалификации работников; повышение требований к здоровью работников; возможность переучивания работников на новые специаль­ности.

Вопросы квалификации работников могут быть решены за счет подготовки новых специалистов и за счет повышения квалифи­кации уже работающих. В последнем случае следует широко ис­пользовать опыт японских компаний в организации работ по систематическому повышению квалификации работников наряду с хорошей общей подготовкой. Так, на крупных японских ком­паниях все рабочие имеют образование не ниже двенадцати клас­сов, причем каждый четвертый рабочий имеет высшее образо­вание. Японские эксперты считают, что настает время всеобщего обязательного высшего образования. К сожалению, в России на­блюдается обратный процесс, то есть растет число лиц, не име­ющих среднего образования, снижается в целом уровень подго­товки специалистов с высшим образованием. Подобная ситуа­ция неизбежно скажется на производстве, так как от работника, не имеющего достаточного базового образования, трудно ожи­дать эффективной работы. Снижение уровня подготовки специ­алистов по линии высшей школы обусловлено во многом срав­нительно устарелой технической базой для многих институтов и низкой оплатой труда профессорско-профессионального состава. Последнее резко снижает престижность профессии и ограничи­вает приток перспективных специалистов.
11.    Участники нововведений.
Организаторы
    Этим условным понятием объединяются работники аппаратов управления.
    Характеристика  группы.  В  инновационном  плане  они  наиболее   тесно

сотрудничают с  управлением,  выполняющим  некоторые  функции  по  внедрению

новой техники. Материальной заинтересованности в результатах своей работы  у

сотрудников  аппарата  практически  нет,  премии  имеют  разовый   характер,

незначительны по размеру.
    Назначение. Роль руководителя методического обеспечения и  технического

развития  с  осуществлением  функций  планирования  и  финансирования  НИОКР

подведомственных научных организаций, контроля за  их  отчётами;  проведения

кадровой политики в научных и производственных организациях.
    Отношения с партнёрами.  Аппарат  республиканского  управления  наделён

директивными полномочиями по отношению ко  всем  другим  участникам  данного

нововведения (возможно, за исключением изготовителей, относящиихся к  другим

министерствам и ведомствам).
    Разработчики.  Эта  группа  участников  нововведения   объединяет   ряд

исследовательских   объединений.   Характеристика   группы.   Примерно   20%

исследовательского  персонала  составляет  контингент  ведущих  сотрудников.

Назначение. Главная задача — разработка  новых  методических  и  технических

средств. Их продукция — расчёты, схемы, чертежи — оцениваются  по  следующим

главным параметрам (по степени важности):
   . защита отчётов в плановые сроки;

   . качество работ;

   . отдача на рубль затрат.
    Отношения с партнёрами. Разработчики имеют активные рабочие контакты со

всеми участниками нововведения.
    Основная   проблема   отношений   разработчиков   с    проектировщиками

заключается  в  согласовании   параметров   новшеств,   их   конструкций   и

материалов.  Проектировщики  стремятся  чаще  использовать   типовые   узлы,

наиболее  доступные  материалы,  отчего  замысел  разработчиков  упрощается,

«заземляется» в противовес их первоначальным целям.
    Связи с пользователями у разработчиков в основном сводятся к  работе  с

так называемыми опытными отрядами (партиями) внедрения.
    Вклад.  Особенность  участия  разработчиков  в   данном   инновационном

процессе состоит в том, что они выполняют  значительно  более  широкий  круг

функций, чем тот, который задан им извне.
    Проектировщики.  Зачастую  по  своим  функциям  и  вкладу  эта   группа

участников  нововведения  неотделима  от  разработчиков,  совпадает  с  ними

(когда одни и те же работники выполняют оба этапа).  Положение  обеих  групп

весьма сходно, поэтому многое из того, что  было  сказано  о  разработчиках,

можно отнести и к проектировщикам.
    Характеристика группы. Их особенность в том, что они стоят на одном  из

самых критических переломов инновационного процесса -  переходе  новшеств  к

изготовителям. В отличии от разработчиков, у них меньше возможностей  выбора

тематики работ, однако больше возможностей их реализации.
    Назначение. Проектировщики доводят  разработку  новшества  до  опытного

образца, составляют техническое задание для его промышленного  производства.
    Отношения с партнёрами.  Переговоры  по  линии  общения  с  управлением

(отношения  директивно-исполнительские)  если  и  возникают,   то   касаются

главным образом сроков и  финансирования.  Элемент  самостоятельности  здесь

меньше, чем у разработчиков.
    При взаимодействии  с  разработчиками  может  возникать  напряжённость,

поскольку, с точки зрения проектировщиков, они не всегда  доводят  до  конца

свою   часть   работы,    вынуждая    проектировщиков    увеличивать    свою

производственную нагрузку.
    Вклад. Фактическое участие проектировщиков в осуществлении нововведения

шире отведённой им роли.  В  особенности  это  касается  процедуры  передачи

проекта изготовителям.
    Изготовители.  Участие  изготовителей   по   ряду   важных   параметров

существенно   отличается   от   деятельности   других   групп,   занятых   в

инновационном процессе.
    Характеристика  группы.  Зачастую,  для   многих   предприятий   данная

продукция не является основной как по номенклатуре, так и по объёму.
    Назначение. Роль поставщика серийных партий новшества. Главный критерий

оценки работы изготовителей — реализация продукции в рублях.
    Вклад.  Изготовители   -   единственная   группа   участников   данного

нововведения, которая не имеет прямой заинтересованности в его успехе,  хотя

и находится в непосредственной близости к завершающей стадии его  внедрения.

В силу экономических причин производственники заинтересованы в  максимальном

удлинении своей стадии применительно к каждому нововведению. Это связано  со

снижением рентабельности предприятия при  переходе  на  изготовление  нового

изделия.
    Пользователи. На завершающей стадии осуществления нововведения сходятся

ролевые позиции всех его участников.
    Характеристика группы. Зачастую,  среди  всех  участников  нововведения

только  пользователи  представляют  профессиональную  группу,  состоящую  из

первичных ячеек — отрядов.
    Назначение. — Использование данного нововведения.
    Отношения  с   партнёрами.   Директивным   органом   по   отношению   к

пользователям  является   управление,   которое   прямо   заинтересовано   в

выполнении ими плановых заданий.
    С разработчиками и проектировщиками связаны, в основном,  внедренческие

(опытные) партии. Инициаторами в этих отношениях обычно выступают  создатели

новшества.
    Вклад. В принципе, выполнение плановых заданий как правило ускоряется с

переходом на новые методы работы.
    Инновационное поведение. Преодоление барьеров (информационных, психологических и т. д.). Инновационная активность.

12.Адаптация к нововведениям (признаки, состояния, адаптивная норма и мера).
Реклама ускоряет адаптацию к нововведениям, стимулируя тем самым рост технического прогресса и претворяя новые идеи в жизнь. Она может эффективно содействовать снижению аварийности и травматизма, поддерживать рачительное отношение к природе, благоприятно влиять на заботу о здоровье и т.д.

Адаптивная норма – функционально-динамическое образование, заключающее в

себе потенциальные возможности реагирования. Адаптивная норма

индивидуальна, она отражает особенности, связанные с конституционально-

генетическими признаками [13].

     При адаптации к новым условиям среды система перестраивает свою

структуру и функцию. Если при возвращении условий к первоначальным,

бывшим до адаптации, система становится дезадаптированной к прежним

условиям, характеристику такой дисфункции определяют как «цену

адаптации» [9]. Под «ценой» адаптационного процесса обычно понимается

степень напряжения регуляторных систем, которая необходима для

обеспечения адаптивной деятельности человека. Чем выше функциональный

резерв, тем ниже «цена адаптации»
Этапность психической адаптации
      Этапность психической адаптации является стержневой проблемой

деятельности человека в технических системах. В. И. Лебедев [15] выделяет

следующие процессы, характерные для процесса адаптации человека к

трудовой деятельности в технической среде, в экстремальных условиях

среды.

     1. Подготовительный этап. На этом этапе человек собирает сведения,

позволяющие составить представления об условиях, в которых предстоит

работать, уясняет задачи, которые ему приходится решать, овладевает

профессиональными навыками, «вживается» в ролевые функции,

отрабатывает навыки и устанавливает систему отношений с другими

участниками группы.

     2. Этап стартового психического напряжения. Чем ближе по времени

человек подходит к барьеру, отделяющим обычные условия жизни от

экстремальных, тем выше психическая напряженность, выражающаяся в

тягостных переживаниях, субъективном замедлении течения времени, в

нарушениях сна и вегетативных изменениях. В числе причин нарастания

причин психической напряженности при приближении к указанным

границам четко прослеживается информационная неопределенность,

умозрительное «проигрывание» возможных аварийных ситуаций и своих

действий при их возникновении.

     3. Этап острых психических реакций входа. На этом этапе снимается

информационная неопределенность, человек оказывается избыточно

информированным. У работника возникают положительные эмоциональные

переживания, сопровождающиеся повышенной двигательной и речевой

активностью. В появлении указанных состояний участвуют психологические

и физиологические механизмы.

     4. Этап переадаптации. Психическая переадаптация в технических

системах и измененных условиях существования проявляется в нарушениях

восприятия пространства и времени, в появлении необычных психических

состояний и сопровождается выраженными вегетативными реакциями. Одна

из особенностей этого этапа – формирование новых функциональных систем

в центральной нервной системе, позволяющих адекватно отражать реальную

действительность в необычных условиях. Другая особенность состоит в

актуализации привычных потребностей и выработке защитных механизмов

на воздействие психогенных факторов.

     5. Этап завершающего психического напряжения. При каждом

повторном преодолении психического барьера эмоциональные реакции

сглаживаются и стенизируются, что объясняется достаточно полной

информационной обеспеченностью, уверенностью в материальной части, в

средствах спасения и в своих действиях в аварийной ситуации.

     6. Этап острых психических реакций выхода. При работе регуляторных

механизмов на пределе адаптационного оптимума на этапе неустойчивой

психической деятельности возникают необычные психические феномены. На

этапе глубоких психических изменений имеют место развившиеся неврозы и

реактивные психотические состояния, а также манифестация психозов,                                                                   

которые находились в латентном состоянии и были спровоцированы

психогенными факторами.

    7. Этап реадаптации. Вновь сформировавшиеся динамические системы,

регулирующие отношения человека, его двигательную активность и т.д., по

мере увеличения времени пребывания в измененных условиях

существования (космос, полярная станция, подводная лодка и т.д.)

превращаются в стойкие стереотипные (динамические) системы. Прежние

адаптационные механизмы, возникшие в обычных условиях жизни,

забываются и утрачиваются. При возвращении человека из необычных в

обычные условия динамические стереотипы, сложившиеся в экстремальных

(непривычных) условиях, разрушаются, и возникает потребность

восстановить прежние стереотипы, т.е. реадаптироваться [15].
13.Инновационный риск.
риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Все риски делят на две большие группы:
Чистые риски (возникают под воздействием объективных факторов).
На принятие управленческих решений всегда влияет ряд факторов, изменить действие которых невозможно. К числу таких факторов относятся налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль, социальные устои и др. Эти факторы порождают чистые риски.
Спекулятивные риски в полной мере определяются управленческим решением. Нередко спекулятивные риски имеют неопределенный характер проявления, их аналитические оценки изменяются с течением времени[3, c. 503].

К специфическим рискам инновационных проектов, можно отнести:
-научно-технические риски: отрицательные результаты НИ Р; несоответствие технического уровня производства техническому уровню инновации; несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта; отклонения в сроках реализации этапов проектирования; возникновение непредвиденных научно-технических проблем; риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;

Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:
-при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока такая фирма является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
-при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;
-при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии.
В данной ситуации инновационный риск включает:
риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя;
риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги;
риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товаров[3, c. 507].

14.Инновационные технологии (механизмы, процедуры).


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.