Реферат по предмету "Психология"


Эмоции и творчество человека

РЕФЕРАТ
потеме: «Эмоции и творчество человека»
 

1. Видыэмоциональных процессов и состояний
Эмоции – особыйкласс субъективных психологических состояний, отражающих в форменепосредственных переживаний приятного процесс Поскольку все то, что делаетчеловек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразныхпотребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаютсяэмоциональными переживаниями.
Эмоции,утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощикоторого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий дляудовлетворения актуальных для них потребностей.
На важнуюмобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал известный русскийфизиолог П.К. Анохин. Он, в частности, писал: «Производя почтимоментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма,эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезногоили вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определенылокализации воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма».Благодаря вовремя возникшей эмоции, организм имеет возможность эффективноприспособиться к окружающим условиям. Он может быстро, со спасительнойскоростью, отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип,форму, другие частные конкретные параметры, «сведя их… к общему биологическомузнаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие».
Эмоциональныеощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способподдержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают оразрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Чем болеесложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционнойлестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональныхсостояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностейчеловека в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных длянего эмоциональных переживаний и чувств, причем, чем выше потребность по своейсоциальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.
Эмоциональныесостояния регулируют протекание психических и органических процессов. Внешняяэмоциональная экспрессия развилась и закрепилась в эволюции как средствооповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовомобщении. У высших животных и, особенно у человека выразительные движениястановятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивидыобмениваются информацией, как о своем состоянии, так и о том, что происходитвокруг». В этом высказывании подчеркнута еще одна роль эмоций – коммуникативная.Они, по сути дела, явились для человека первым «языком», которым он началпользоваться в общении с себе подобными. Этот язык, как показываютмногочисленные наблюдения, вполне доступен и высшим животным.
Самая стараяпо происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существформа эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое отудовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное сневозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональныйтон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностьюорганизма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние обычносопровождается многими физиологическими изменениями организма.
Основныеэмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственноэмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленныйна удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы вначале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точкизрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворенияпредстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными,так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человекомкак его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаютсядругим людям, сопереживаются.
Чувства – высшийпродукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны сопределенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности илюдьми, окружающими человека. Предметом чувственного отношения человека могутстать исторические, социальные события многое другое. В отличие от эмоций,которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных свойств окружающейсреды, чувства соотносятся с восприятием и оценкой сложных предметов, событий,людей, ситуаций. Они достаточно развиты лишь у человека – у животных их нет.
Чувствавыполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьмимотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремитсядействовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Онивсегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявлениесильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-нибудьназывается страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующиев течение длительного времени, именуются настроениями.
Аффекты – этоособо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями вповедении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, акак бы сдвинут на его конец.
Развитиеаффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходныймотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то,чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого,тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекаютбурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями идвигательными реакциями.
Аффекты, какправило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Ониспособны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Вотличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана по преимуществу скратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность какрезультат возникновения аффектогенных ситуаций может накапливаться и, если ейвовремя не дать вывода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке,которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости,подавленности, депрессией.
Одним изнаиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Онпредставляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологическогонапряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получаетэмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушаетнормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны,оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и нафизическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска»при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые изаболевания желудочно-кишечного тракта.
Страсть – ещеодин вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человекаэмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов ичувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета(человека). Как писал С.Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается всосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель…Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности ведином направлении, сосредоточение их на единой цели».
Каждый изописанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могутоцениваться по разным параметрам – например, по следующим: интенсивности,продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиямвозникновения и исчезновения, действию на организм, динамике развития,направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее),по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и понейрофизиологической основе. В целом же, какими бы разными они ни казались, всеони неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует,повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всегохарактеризует его сущность, его характер, индивидуальность». «Всю систему чувств,– писал Вундт, – можно определить как многообразие трех измерений, в которомкаждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих другдруга».
С.Л. Рубинштейнсчитал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ееорганическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные,нравственные потребности. Он соответственно как органическую(аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенныемировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительностиотносятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия,преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиямиотдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметамподразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Онипроявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и вотвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениямичеловека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям иценностям.

2. Теорииэмоций
Широкуюизвестность в психологии получила теория, объясняющая происхождение эмоций, ихсвязь с органическими процессами, предложенная почти в одно и то же времяамериканским психологом У. Джемсом и датским ученым К. Ланге. Висторию науки она и вошла под двойным названием как теория Джемса – Ланге.
Согласно этойтеории, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются измененияфизиологического характера, происходящие в организме. Разница, котораявпоследствии обнаружилась во взглядах У. Джемса и К. Ланге, быланебольшой. У. Джемс полагал, что телесные изменения непосредственноследуют за восприятием возбуждающих факторов – стимулов, а эмоция есть не чтоиное, как наше ощущение уже произошедших органических перемен. К. Ланге жесчитал, что сенсорные стимулы возникают непосредственно в рецепторахкровеносных сосудов, что эти сосуды в первую очередь реагируют на внешние воздействия,а эмоции проявляются затем как отражение происшедших в них изменений.
Сутьконцепции Джемса – Ланге с последовательностью постулируемых ею событий,приводящих к возникновению эмоций, схематически можно представить так:
Напомнимпоследовательность фаз, указанных выше:
восприятиеситуации;
органическиепроявления;
осознаниеэтих проявлений.
Известно, чточеловек не может выполнять движение, характерное для одного вида эмоций, иодновременно переживать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказываетсянеспособным испытать новую, внушенную ему эмоцию. Но эти факты позволяют лишьконстатировать, что существует связь между двумя – органическим и психическим –аспектами эмоции. Однако Джемс утверждает большее: осознание органическихизменений и есть эмоция.
Поскольку этатеория не может быть ни доказана, ни опровергнута, возражениям против неенедостает обоснованности.
Одно из такихвозражений сформулировал сам Джемс: эмоция усиливается, когда задерживается еефизическое проявление (попытка удержаться от смеха). Наоборот, известно, чторыдания приносят некоторое облегчение. Джемс легко опровергает эти мнимыевозражения против своей теории, замечая, что «во время экспрессии эмоция всегдачувствуется. После экспрессии мы более не испытываем эмоции». С другой стороны,первоначальная эмоция может превратиться в другую эмоцию в результате измененияее органических проявлений.
Концепцияпроисхождения эмоций Джемса–Ланге наряду с одобрением встретила ряд возражений.Наиболее серьезные замечания в ее адрес были высказаны У. Кенноном,который одним из первых обратил внимание на то обстоятельство, что телесныереакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и кактаковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественноемногообразие существующих у человека эмоций. Кроме того, внутренниеорганические структуры, в частности, кровеносные сосуды, с изменениями которых К. Лангесвязывал возникновение эмоциональных переживаний, малочувствительны и оченьмедленно приходят в состояние возбуждения. Что же касается эмоций, то онипоявляются как субъективные состояния почти мгновенно при возникновенииэмоциогенной ситуации, по крайней мере, гораздо быстрее, чем на нее своимиизменениями реагирует организм.
Самым сильнымиз возражений У. Кеннона против Теории Джемса–Ланге явилось следующее:искусственно вызываемые у человека специальными средствами органическиеизменения, те самые, существованию которых У. Джемс и К. Лангеприписывали возникновение эмоциональных реакций, далеко не всегда на делесопровождаются эмоциональными переживаниями. Но даже в том случае, когда вусловиях искусственной органической стимуляции подобные эмоциям переживания всеже возникают, субъективно они воспринимаются совершенно иначе, чем те, которыепоявляются в естественных условиях.
Искусственновызываемые висцеральные (т.е. относящиеся к внутренним органам) изменения,характерные для некоторых эмоций, не влекут за собой непосредственно эмоцию кактаковую. Так, инъекция адреналина лишь повышает специфическую восприимчивость,увеличивающую вероятность возникновения эмоции, а не вызывает еенепосредственно. Между ощущением органических реакций и переживанием эмоций несуществует параллелизма.
В результате У. Кеннонпредложил следующую альтернативную теорию происхождения эмоций:
Переработкаимпульсов, поступающих от рецепторов; центральными структурами с одновременнойпередачей возбуждения в кору головного мозга.
У. Кеннонсчитал, что эмоциональные переживания и соответствующим им органическиеизменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Такимисточником – эмоциогенным центром – по мнению У. Кеннона, являетсяталамус, играющий важную роль в регулировании основных органических процессов ипередающий импульсы с периферических и внутренних рецепторов в кору головногомозга и обратно. Возникновение эмоционального переживания есть результатодновременного возбуждения симпатической нервной системы и коры головногомозга.
ВысказанныеУ. Кенноном положения были развиты далее П. Бардом. Он показал, что вдействительности как телесные изменения, так и связанные с ними эмоциональныепереживания возникают почти одновременно. Собственно с эмоциями из всехструктур головного мозга более всего связан не сам таламус, а гипоталамус ицентральная часть лимбической системы. В экспериментах, выполненных наживотных, удалось показать, что электрическими воздействиями на эти структуры вопределенной степени можно управлять эмоциональными состояниями, такими,например, как страх и гнев. В результате этих доработок концепция У. Кеннонаполучила новое, современное название теории эмоций Кеннона–Барда.
Посколькумежду нейрональными и гуморальными факторами существует сложное взаимодействие,постольку трудно ответить однозначно на вопрос о том, что чему в действительностипредшествует – эмоции органическим изменениям или же органические измененияэмоциям. В эмоциональных переживаниях, длящихся в течение достаточного периодавремени, скорее всего, сочетается и то и другое.
Следует,однако, повторить, что Джемс никогда не говорил, что любое органическоенарушение является источником эмоций. Нельзя забывать, что для Джемса диада«органические реакции – переживаемая эмоция» всегда была неотделима от еепричины: восприятия объекта. А поскольку под объектом, как он отмечал уже в1894 году, следует понимать «ситуацию в целом», со всеми ее возможнымивоздействиями на субъекта, то речь идет о восприятии ситуации. Его заслугасостоит в том, что он подчеркивал, что органические реакции являютсянепосредственным результатом восприятия ситуации.
Идею о том,что эмоцию следует рассматривать не как психическое состояние, а прежде всегокак ответ организма на ситуацию, можно найти уже у Дарвина. Впрочем, такаяпозиция является естественной для того, кто исходит из исследования лишьповеденческих реакций животного. Согласно Дарвину, большая часть эмоциональныхреакций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага),либо просто тем, что они являются рудиментами движений, которые былицелесообразны на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажнымипри страхе, то это значит, что некогда у общих обезьяноподобных предков этареакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.
Эмоциявозникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий, привычных илипроизвольных форм поведения наталкивается на препятствие. Драться, спасаться – самипо себе эти акты не влекут за собой эмоции, если они осуществляются в обычныхусловиях, но как только возникает затруднение, человек, стремясь адаптироватьсяк условиям жизни, испытывает эмоцию. «Психологически эмоция – это адаптация илинапряжение привычек и идеала, а органические телесные изменения, строго говоря,являются проявлением борьбы за адаптацию».
Этаконфликтная теория эмоций значительно ближе к самым современным представлениям.Она была воспроизведена, в частности, Клапаредом (1928 год). «Эмоции возникаютлишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человекможет убежать, он не испытывает эмоции страха».
Идея быласформулирована: эмоции – это реакция организма на ситуацию. Эмоция возникаетнепосредственно из восприятия ситуации.
Эмоция несводится к внутреннему переживанию или к физиологическим нарушениям, и темсамым вопрос о первичности одной из ее сторон не является больше проблемой.Эмоция – это реакция всей личности (включая организм) на те ситуации, к которымона не может адаптироваться, и она имеет преимущественно функциональноезначение.
Следует такжеиметь в виду, что у человека в динамике эмоциональных процессов и состояний неменьшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивныефакторы. В связи с этим в последние годы были предложены новые концепции эмоцийу человека, выводящие эти факторы на первый план.
Одной изпервых явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этойтеории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда,когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планывыполняются, т.е. тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуютнамеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе. Отрицательныеэмоции возникают и усиливаются в тех условиях, когда между ожидаемыми иреальными результатами деятельности имеется несоответствие – диссонанс.
Субъективносостояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и онстремится во что бы то ни стало как можно скорее избавиться от него. Выход изсостояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить ожидания ипланы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату,или попытаться получить новый результат, который согласовывался бы с прежнимиожиданиями.
В современнойсоциальной психологии теория когнитивного диссонанса Л. Фестингераиспользуется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действиям вразличных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основногомотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивнымфакторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чеморганическим изменениям.
Концепцияэмоций, предложенная С. Шехтером, получила названиекогнитивно-физиологической.
Согласно этойтеории, на возникшее эмоциональное состояние, помимо воспринимаемых стимулов ипорождаемых ими телесных изменений, оказывают воздействие прошлый опыт человекаи оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов ипотребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоцийявляется влияние на переживания человека словесных инструкций, а также тойдополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для измененияоценки человеком возникшей ситуации.
В одном изэкспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивнойтеории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральныйраствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том,что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом –состояние гнева.
Послепринятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когдаоно по инструкции должно было начать «действовать», спрашивали, что ониощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых онирассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показанотакже, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человекомситуации зависят от того, как ее переживают другие, рядом находящиеся люди. Этозначит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причему человека, в отличие от животных, качество коммуницируемых эмоциональныхпереживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
Советскийфизиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представитьвсю совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.
Эмоции непросто связаны с деятельностью, сопровождают ее, отражают ее ход и результаты,они еще и регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на неевлияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.
Д.О. Хеббэкспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнемэмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности.Представленная кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением иэффективностью деятельности человека существует криволинейная,«колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата вдеятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональныевозбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимумэмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит отмногих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, вкоторых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и отмногого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечиваетдолжной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует иделает неуправляемой.
Является лиэмоция нарушением поведения или, напротив, это организующая реакция?
Дарвин,Кеннон, Линер считали в целом, что эмоция является полезной и что онапредставляет собой адаптивный процесс благодаря осуществляемой ею энергетическоймобилизации в ответ на требования среды. Напротив, большинство другихпсихологов рассматривали эмоцию как дезорганизацию, нарушение деятельности. Ониподчеркивали, что эмоция – это главным образом дезорганизующая сила. Именно эторезкое нарушение адекватного действия, любого поиска адаптации, этадезорганизация, распространение возбуждения на весь организм, которые кажутсянам феноменом, совершенно отличным от других регуляций, и характеризуют эмоцию.
Так, эмоциявызывает нарушения памяти, навыков и вообще замену трудных действий болеелегкими.
Эмоциясоответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когдамотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностямисубъекта. Эмоция – это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмернаярадость.
Возьмемпример с учащимся, сдающим устный экзамен и имеющим избыточную мотивацию посравнению с его возможностями. При слабом уровне дезорганизации эмоция можетвыражаться в виде несвойственных ему и излишних негативных реакций: влажныеруки, общее напряжение, затрудненное пищеварение, возбужденность. Этиорганические расстройства, если они не слишком сильны, могут сочетаться свысокой успешностью на экзамене. При более значительном уровне дезорганизацииэкзаменующийся теряется, приходит в замешательство; нарушения охватывают самупсихическую деятельность: возникает неясность мыслей, провалы памяти,вербальные затруднения. Вегетативные проявления могут стать еще более сильными:слезы, покраснение или побледнение, а иногда даже обморок.
Междумотивацией и эмоцией имеется сходство и различие. Чтобы произо1пла адаптация квозникающим перед нами задачам, необходима достаточная мотивация. Однако еслимотивация слишком сильна, мы лишаемся части наших возможностей, и адаптациястановится менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляютсяпризнаки эмоций, и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясьэмоциональными реакциями.
Существуетоптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение.Понятие оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакцийситуации. Эта связь соответствует отношению между интенсивностью мотивации иреальными возможностями субъекта в конкретной ситуации. Как говорил Хоудж,«эмоциональные реакции обратно пропорциональны способности высших мозговыхцентров противостоять данной ситуации». Эмоциональные вспышки возникают тогда,когда обычный контроль «Я» становится недостаточным: а) из-за чрезмерногоусиления возбуждения или б) из-за предшествующей блокады состояния разрядки.
С усилениеммотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если онаслишком велика, исполнение ухудшается. Это можно наблюдать и в повседневнойжизни. Учащиеся теряются на экзамене; военным хорошо известно, что войска лучшеманеврируют на учениях, чем в бою.
В каждомслучае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболеебыстрым. Однако результаты свидетельствуют также о том, что этот оптимумзависит и от трудности задачи, поэтому закон Йеркса – Додсона можносформулировать следующим образом: «С увеличением трудности задачи интенсивностьнаказания, определяющая оптимальную скорость изучения, должна приближаться кпороговой величине». Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигаетсяпри слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильноймотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызываетнарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах.
Эмоциогеннаяситуация возникает при избыточной мотивации по отношению к реальнымприспособительным возможностям индивида.
Однако преждевсего следует подчеркнуть, что не существует эмоциогенной ситуации как таковой.Она зависит от отношения между мотивацией и возможностями субъекта. Самамотивация зависит от отношений индивида с его окружением. Конечно, существуетобщий эффект ситуаций, однако каждый реагирует в зависимости от своихпотребностей, своего опыта, своей эмоциональности.
Эмоциявозникает часто потому, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответна стимуляцию.
В целяхквалификации разнообразных ситуаций мы сгруппируем их по трем рубрикам:новизна, необычность, внезапность, сознавая, что многие ситуации обладаютнесколькими из этих признаков.
Ситуацииявляются новыми, когда мы совсем не подготовлены к встрече с ними. Возникающеевозбуждение может разрядиться лишь в виде эмоциональных реакций. Хорошийпловец, услышав призыв о помощи, не испытывает или почти не испытывает эмоции,он плывет, но зритель, не умеющий плавать и остающийся пассивным на берегу,волнуется. Это правило объясняет, с одной стороны, почему чем младше ребенок,тем больше эмоций он испытывает. С самого рождения и до юношеского возраста оннепрестанно сталкивается с ситуациями, на которые у него еще нет приобретеннойсистемы ответов. Если привычные представления нарушаются, ребенок оказываетсянеподготовленным к необычным ситуациям. Последние могут даже сильнеевзволновать его, чем совершенно новые стимуляции, вызывающие лишь любопытство.Эти случаи хорошо согласуются с теорией Хебба, который объясняет происхождениеэмоций нарушением последовательности фаз реакции.
Очевидно, свозрастом и накоплением опыта ребенок реже сталкивается с новыми и необычнымиситуациями.
Удивление – важнаяпричина эмоций.
Гастопоказал, что реакция удивления представляет собой первичную эмоциональнуюреакцию, которая соответствует просто возбуждению ретикулярной формации.
Психологипостепенно приходили к мысли, что существуют различные уровни активацииповедения и что эмоции – это просто реакция, соответствующая очень сильнойактивации.
Последниеоткрытия в области нейрофизиологии подтвердили и развили эти точки зрения.Действительно, раздражая в восходящем порядке ретикулярную формацию уживотного, можно проследить сменяющие друг друга различные состояния – отглубокого сна и промежуточных состояний внимания до состояний ярости илистраха. С этой физиологической, в сущности, точки зрения, нет большенеобходимости рассматривать эмоцию как особый феномен. Эмоциональные реакцииявляются только одним из крайних значений континуума, в котором можно различитьвсе уровни активации.
Частоизбыточная мотивация возникает из-за несоответствия между состоянием мотивациисубъекта и обстоятельствами, которые не позволяют ему действовать.
Избыточнаямотивация перед действием: волнение. В тех случаях, когда человек сильнозаинтересован в каком-то трудном деле, мотивация мешает ему отвлечься и думатьо чем-то другом. Он испытывает волнение или тревогу, которые выражаются ввозбуждении и неприятных вегетативных реакциях. Создается впечатление, будтонеиспользованная энергия выливается в эмоциональные разряды. Чаще всеговолнение проходит, как только субъект начинает действовать.
Избыточнаямотивация после действия. Жане приводит случай с одним альпинистом, которыйпоскользнулся и покатился в пропасть. Когда ему удалось удержаться и выйти кскале, где ему больше не угрожала никакая опасность, его охватила сильнаядрожь. «Сердце, – рассказывал альпинист, – часто билось, тело покрылосьхолодным потом, и только тогда я испытал страх, какой-то ужас».
В газетенедавно сообщалось о случае с киноактрисой, автомобиль которой занесло наповороте, и он перевернулся на бок; актрисе удалось выбраться через окноавтомобиля невредимой, после чего она упала в обморок.
Избыточнаямотивация в социальном поведении.
Действие,легко осуществляемое, когда человек один, становится трудным, как только егонужно выполнить в присутствии другого. Социальное поведение должно учитыватьболее сложную ситуацию, и, следовательно, оно является более трудным. Перейтиот индивидуального поведения к социальному – значит отдать его на суд другого идаже превратить его в соперничество.
Волнение,которое при этом возникает, весьма характерно. Мы не любим писать, когда кто-тозаглядывает через плечо. Ребенок, успешно работающий за партой, частоволнуется, сбивается, когда его вызывают к доске; говорят, что он теряется.
Избыточнаямотивация при фрустрации. Фрустрация (чувство крушения) возникает всякий раз,когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает илипрерывает действие, направленное на достижение цели. Фрустрация создает, такимобразом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленнуюна преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются вэмоциональных реакциях.
Агрессивность.Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновениегенерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия.Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойтиего, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется вбурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека(щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).
Отступление иуход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например,выходит из комнаты), сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляетсяоткрыто.
Фрустрациявлечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствиедля сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, онреагирует гневом, однако в конце сосания – никаких эмоциональных проявлений.
Междуфрустрацией и конфликтом трудно провести различие, однако обычно считают, чтоконфликт возникает тогда, когда у индивида имеется одновременно дванесовместимых друг с другом побуждения действовать. Конфликты являются главнойпричиной эмоций.
Не всякийконфликт вызывает эмоциональные реакции. Конфликты являются источником эмоцийглавным образом тогда, когда субъект не может легко найти решение.
Конфликты«избегание – избегание» являются еще более драматичными. В такой ситуации частооказывается ребенок, когда воспитатель грозит ему наказанием за то, что тототказывается выполнить неприятное для него требование (съесть суп, сделатьзадание и т.д.). Эти конфликты вызывают те же типы реакций, как и фрустрация:реальный или воображаемый уход, агрессивность, регрессию, торможение, различныеэмоциональные нарушения поведения.
Врассмотренных выше случаях причиной возникновения эмоций была наличнаяситуация. Однако бывает, что эмоции можно объяснить как результат процессаобразования условных связей. Нейтральный стимул приобретает эмоциональноезначение благодаря своей связи с эмоциональной ситуацией.
В началеэкспериментов ребенок совсем не боялся белой крысы. Затем каждый раз, когда ондотрагивался до животного, раздавался резкий звук, вызывавший у ребенка страх ислезы. В следующие дни уже при виде крысы ребенок начинал кричать и убегал.Этот страх был условной реакцией; более того, по законам условных реакций этотстрах распространился на других животных с мягкой шерстью и на все мягкие наощупь предметы, хотя эти стимулы до начала эксперимента были нейтральными.
Заразительностьэмоций. Бывает, что ситуация как таковая не вызвала бы у нас никаких эмоций,если бы только один или несколько из окружающих нас людей не испытывали эмоцию.Страх заразителен, как и радость. Следует различать два типа зараженияэмоциями. Один из них соответствует тем случаям, когда одна и та же ситуациявызывает у одного, а затем у нескольких индивидов одинаковую реакцию страха,гнева или радости. Наличие группы вызывает усиление аффективных состояний иэмоциональных реакций.
Другой типболее специфичен. Он соответствует тем случаям, когда эмоция овладевает нами,хотя сама ситуация нас не затрагивает. Бурная ссора двух людей может привлечьнаше внимание или оставить нас равнодушными, но может и привести к тому, что мысами будем охвачены гневом. В этом случае мы отождествляем себя с одним изссорящихся. Так же заразителен может быть смех. Мы можем засмеяться, потому чтосмеются вокруг нас, но лишь при условии, если мы отождествляем себя с тем, ктосмеется. В противном случае мы остаемся равнодушными или даже раздраженными.
Существуюткак кратковременные, так и хронические источники эмоций. При повторениистимуляции, вызывающей обычно эмоциональные реакции, в ситуации, к которойневозможна адаптация, развиваются состояния тревожности и даже невротическиесостояния. Именно повторение в определенном ритме состояний тревожности лежит воснове невроза. В жизни часто бывают более или менее постоянные причиныизбыточной мотивации. Источник их часто социального происхождения: женщинабоится оказаться покинутой; рабочий опасается увольнения; солдат боится бытьубитым. Эти внутренние страхи, которые не находят внешнего проявления,поддерживают более или менее выраженное состояние тревожности.
Такоесостояние может возникнуть также из-за неразрешенного внутреннего конфликта,например, подавления сексуального влечения. Само возобновление побуждениявызывает повторное возникновение конфликта.
Этонапряжение влечет за собой более или менее диффузные состояния тревожности, аесли оно очень сильное, то и невротические состояния.
Г.И. Косицкийразличает четыре фазы эмоционального напряжения. Первая фаза характеризуетсямобилизацией физиологических функций, так сказать, в разумных пределах. Еслидействия человека уже начинают противоречить здравому смыслу, то это значит,что наступила вторая фаза эмоционального напряжения. Третья фаза характеризуетсяугнетением физиологических функций: человек впадает в состояние эмоциональногошока. Наконец, четвертая фаза – это уже невроз, который может привести кобострению различного рода заболеваний.
Нередковместе с эмоцией возникает желание посмотреть, какой эффект она производит наокружающих. Эта социализация эмоциональных проявлений возникает по двумнаправлениям, которые необходимо различать:
а)использование органических проявлений эмоций для воздействия на другого: слезы,которые должны разжалобить; проявления страха, взывающие о помощи;
б)перестройка поведения, ведущая к преобразованию эмоциональных реакций вреакции, относительно адекватные ситуации.
Плач ребенка,топание ногами, катание по полу в состоянии гнева – вот примеры первого рода;удары по препятствию, будь то физическая преграда или человек, – примерадаптации низкого уровня, выражающейся в агрессивности по отношению ктрудности.
Человек,будучи не в состоянии управлять некоторыми своими реакциями, в известной меренаправляет их на то, чтобы извлечь из самого факта дезорганизации поведениякакую-то социальную пользу. Ребенок очень быстро обнаруживает, что егоэмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большойсилой воздействия на окружающих вследствие заразительности эмоций. И эта почтирефлекторная реакция становится средством воздействия на окружающих. Так,ребенок пяти лет говорит: «Я буду плакать до тех пор, пока ты мне это не дашь».
Эмоциивызывают в организме множество характерных реакций. Эти реакции можносгруппировать в три категории:
а) вегетативныереакции;
б) мышечныереакции;
в) импрессивныереакции.
Вегетативныепроявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи (КГР),частоты сердечных сокращений, кровяного давления, сужения и расширения сосудов,изменение скорости амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения,диаметра зрачка, секреции слюны. Наблюдаются расстройства пищеварительнойсистемы, сокращение и расслабление сфинктера, изменяется электрическаяактивность мозга, химический и гормональный состав крови, мочи, слюны, основнойобмен. Лишь немногие изменения вегетативных функций могут рассматриваться какхарактерные проявления эмоций.
Источникомнекоторых эмоций, в том числе радости, может быть легкое щекотание. Возникающеесостояние проприоцептивного возбуждения выражается в безудержном смехе, которыйможет перейти в рыдания, если это возбуждение является чрезмерным испазматические реакции разрядки становятся болезненными.
Такой типэмоций лежит в основе большинства игр детей (а иногда и взрослых). Принцип ихсостоит в том, чтобы создать умеренно напряженную ситуацию, порождающую, какправило, чувство легкого страха. Когда он снимается, это вызывает приятнуюэмоциональную разрядку. В таких играх дети пугают себя, чтобы посмеяться затемнад своим страхом. Смех возникает из-за несоответствия действительного ходасобытий тому, что обычно ожидают. Это высказывание можно интерпретировать,согласно нашей схеме, следующим образом: реакция на что-то необычное, не вызывающеестраха и не влекущее за собой активных действий, выражается в смехе. Разве нето же самое утверждал Фрейд, рассматривая смех как механизм защиты? Возбуждениесубъекта находит свое выражение в смехе раньше, чем оно станет мучительным.
Итак, эмоциивызывают в организме множество характерных реакций. Например, под влияниемстраха или быстрой ходьбы ускоряется деятельность сердца, а при боязни илисчете в уме нарушается нормальный ритм дыхания. Основываясь только напоказателях активации, невозможно обнаружить собственно эмоцию, поскольку онаопределяется лишь отношением к ситуации.
Возбуждениесимпатической системы ускоряет деятельность сердца, вызывает расширение зрачка,сосудов кожи и сужение сосудов внутренних органов, секрецию потовых желез инадпочечников, торможение слюноотделения, оргазм и т.п. Возбуждениепарасимпатической системы замедляет деятельность сердца, вызывает сужение сосудовкожи и расширение сосудов внутренних органов, слюноотделение, секрециюинсулина, эрекцию половых органов и т.п.
Нашеравновесие, «мудрость нашего тела» зависит от равновесия этих двух систем.Очевидно, при эмоциях это равновесие нарушается. Вегетативные нарушения приэмоциях характеризуются возбуждением симпатической системы, следствием которогоявляется увеличение содержания адреналина в крови, выделяемого коройнадпочечников, что, в свою очередь, усиливает возбуждение симпатическойсистемы. Действие симпатической системы еще более усиливается, еслипарасимпатическая система не оказывает тормозящего влияния на секрецию адреналина.Мышечное напряжение и двигательное возбуждение. Когда мы говорим, что человек,только что переживший состояние эмоционального шока, «окаменел», мы хотим темсамым подчеркнуть, что его мышцы находятся в состоянии гипертонуса. Эмоцияначинается с гипертонуса, внешним проявлением которого является преобразованиенеиспользованной по назначению энергии в спазматические движения: смех, слезы,беспорядочные действия.
Причрезмерной активности наблюдается тем большее увеличение мышечного напряжения,чем сильнее стремление субъекта подавить вызываемые стимуляцией движения; этонапряжение еще более усиливается под влиянием социальных и моральных запретов.Напряжен юноша, не решающийся обнять нравящуюся ему девушку; напряжен ребенок,не желающий подчиниться какому-то требованию; напряжен человек, испытывающийстрах и не осмеливающийся убежать. Дети, воспитывавшиеся в большой строгости,сильнее скованы в движениях по сравнению с детьми, которым предоставляласьизвестная свобода.
Лица,страдающие от различных конфликтов, и даже с невротическими отклонениями,характеризуются, как правило, большей скованностью движений, чем другие.Психоаналитики заметили, что наибольшее напряжение и скованность наблюдаются уих пациентов в момент припоминания ими конфликтных ситуаций.
Многиепсихотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности. Аутогеннаятренировка Шульца заключается в том, чтобы научиться расслабляться, врезультате чего уменьшаются раздражительность, тревожность и связанные с ниминарушения.
Чаще всегоэмоция осознается самим субъектом как проявление каких-то нарушений в егоорганизме; другие же судят о ней по внешним проявлениям этих нарушений, средикоторых особую роль играет мимика.
Изучаяпроявления эмоций, Дарвин нашел доказательства «утилитарной» роли эмоций. Позаразъяренной собаки устрашающе действует на ее противника. Широко раскрытыеглаза при испуге позволяют лучше различить опасность, и это выражение лицастало передаваться по наследству. Существует механистическая концепция эмоций,согласно которой выражение наших эмоций зависит от строения лицевых мышц иособенностей их иннервации. Все проявления наших эмоций зависят от лицевогонерва и двух его ответвлений: височно-лицевого и шейно-лицевого. Возбуждениеэтого нерва и определяет многообразие выражений человеческого лица, состоящегоиз большого числа мускулов, сокращающихся уже при самых минимальныхэнергетических затратах.
Эмоциональныепроявления складываются из спонтанных реакций и произвольных мимическихреакций, образующих своеобразный язык эмоций. Лицевой нерв получает импульсы подвум различным путям. Один путь идет непосредственно от коры головного мозга,через него осуществляется сознательная регуляция мимических реакций, другойпроходит через таламус и базальные ядра, которые представляют собой центрыспонтанных эмоциональных реакций.
Структураиннервации лица наводит на мысль, что в основе всякого выразительного движениялежит спонтанная реакция, видоизменяемая под влиянием усвоенных в результатесоциального опыта произвольных мимических реакций.
Томпсон,применяя кинематографическую съемку, подтвердил идентичность спонтанныхвыразительных движений у слепых и зрячих: улыбка, смех, слезы – отметив,однако, несколько большую интенсивность реакций у слепых. Однако с возрастоммимика зрячих становилась более выразительной и генерализованной, в то времякак у слепорожденных она не только не совершенствовалась, но дажерегрессировала. Эти результаты свидетельствуют о двойной регуляции мимики, атакже о том, что выразительные движения развиваются путем социальногоподражания.
Обществопоощряет выражение одних эмоций и порицает другие. Западные цивилизации мирятсясо слезами женщин, мальчикам же внушается, что мужчине не подобает плакать.Однако такой обычай существует не везде. Например, раньше юноши из племенимаори плакали так же часто, как и женщины. Некоторые проявления радости и гневазависят от социальной среды, и воспитание направлено на то, чтобы подавитьнеодобряемые проявления эмоций.
Обществосоздает настоящий язык мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения иделающий их более многообразными. Язык мимики может быть универсальным или,напротив, весьма специфичным, и тогда его интерпретация возможна лишь признании данной этнической или социальной группы. Например, на Западе плевоксвидетельствует о презрении, а в арабских странах он означает благословение.Даже в разных семьях способы выражения эмоций могут быть различными и частонепонятными непосвященному. Чтобы понять поведение народа, нужно знать нетолько его разговорный язык, но так же и язык его тела.
Повыразительным движениям и особенно по выражению лица человека мы судим охарактере испытываемых им эмоций.
Дунлапразрезал пополам (по горизонтали) две фотографии лица одного и того жеиспытуемого, полученные в лабораторных ситуациях, вызывающих смех, удивление,страдание и т.п., и склеивал верхнюю и нижнюю половины, соответствующие разнымситуациям. Составленные таким образом фотографии предъявлялись судьям дляидентификации; оказалось, что выражение эмоций определяет главным образом рот.Если рот выражает удивление, отвращение, страдание или радость, то кажется, чтои все лицо принимает соответствующее выражение. В любом проявлении эмоцииимеется элемент неопределенности, исключающий возможность ее однозначной интерпретации.Выражение лица всегда несколько двусмысленно, и поэтому естественно, что любыедополнительные признаки облегчают идентификацию эмоций. Одним из такихпризнаков может быть знание ситуации.
Дополнительнымипризнаками, облегчающими идентификацию эмоций, могут служить также поза иособенно движения рук и звуковые выражения эмоций. Роль рук в эмоциональныхреакциях особенно велика. По движениям рук эмоция распознается так же хорошо,как и по выражению лица. Аналогичные результаты получены и при идентификацииэмоций по голосу. Идентификация эмоций является результатом анализа всехвоспринимаемых признаков, и это подтверждается фактором улучшения идентификацииэмоций вследствие научения.
Эмоциясопровождается столь сильным осознаваемым аффективным переживанием, что напервый взгляд именно оно может показаться сущностью эмоции. Сейчас уже отошли впрошлое споры о том, являются ли эти осознаваемые реакции причиной илиследствием органических реакций. В результате анализа удалось обнаружитьпреобладание следующих компонентов:
а) описаниеобстоятельств возникновения эмоций;
б) восприятиеорганических реакций: сердцебиение, ощущение усталости и легкости, сухость вгорле, потливость и т.п.;
в) осознаниенарушений психической деятельности: неспособность сосредоточиться, ухудшениепамяти, невозможность найти убедительные аргументы в споре и т.п.;
г) чувства:страдание, радость, стыд, презрение и т.п.
Легкозаметить, что, по сравнению с характеристикой эмоциогенных ситуаций ивозникающих при этом органических и психических нарушений, чувствам иаффективным переживаниям вообще в этих рассказах отводится весьманезначительное место. По-видимому, эмоция характеризуется для субъектаустановлением связи между ситуацией и вызываемыми ею нарушениями.
Сильнаяэмоциогенная ситуация является, если можно так выразиться, агрессией противорганизма. Мобилизация энергетических ресурсов организма в этом случае стольвелика, что исключает возможность их использования в адаптивных реакциях:возбуждение приводит к «биологическому травматизму», характеризующемуся, вчастности, нарушениями функционирования органов, иннервируемых симпатической ипарасимпатической системами. У субъекта, постоянно находящегося в ситуациинапряжения или конфликта, часто возникают эмоциональные реакции. Не всегдапроявляясь вовне, они могут тем не менее приводить к вегетативным нарушениямфункционирования желудка, кишечника, сердца или регуляции кровяного давления ит.п.
Но эмоции невсегда вызывают нарушения деятельности, напротив, они способны мобилизовать человека,компенсировать недостаточность информации, недостаточность возможностейчеловека по решению проблемы.
Можнопривести немало примеров компенсаторного значения эмоций. Так, ярость помогаетчеловеку бороться даже в тех условиях, где у него на успех «один шанс изтысячи».
Человек всостоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения способен на гигантскиемышечные усилия, на необычные для него формы деятельности.
Творческийпроцесс вообще невозможен без эмоций, без увлеченности решаемой проблемой.

3. Творчество
Творчествокак процесс создания чего-то нового часто предполагает, что человек можетиспытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели ирешения той или иной проблемы, а именно поэтому ему необходимо сделать рывок внеизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения.Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот «рывок в творчество».Огромную роль эмоций в творческом процессе признавал и В.И. Вернадский. Онписал: «Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!.. Одна нить – разум,другая – чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве».
Американскийпсихолог Л. Кюби утверждал, что неспособность сознания быть творческимсвязана с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными символами ипонятиями, которые исключают возможность создания новых порядков и сочетаний, т.е.подавляют фантазию и воображение. Там же, где воображение свободно от оковлогики за счет эмоций, имеет место творчество. Научное и техническое творчествопроявляется в поиске и нахождении принципиально нового решения научной илитехнической проблемы, причем структура мыслительного процесса решения проблемысложна, но неизменно успеху, «озарению», нахождению нового решения способствуетэмоциональная увлеченность проблемой, вера в успех, эмоциональная положительнаястимуляция.
Выделяютчетыре стадии решения проблемы:
подготовка;
созреваниерешения;
вдохновение;
проверканайденного решения.
Структурамыслительного процесса решения проблемы:
Мотивация(желание решить проблему).
Анализпроблемы («выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие илиизбыточные данные и т.д.).
Поискрешения:
Поиск решенияна основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
Поиск решенияна основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
Решение наоснове комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
Поискпринципиально нового решения (творческое мышление):
на основеуглубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация,умозаключение и т.п.);
на основеиспользования аналогий;
на основеиспользования эвристических приемов;
на основеиспользования эмпирического метода проб и ошибок.
В случаенеудачи:
Отчаяние,переключение на другую деятельность («период инкубационного отдыха» – «созреваниеидей»), озарение, вдохновение, мгновенное осознание решения некоторой проблемы(интуитивное мышление).
Факторы,способствующие «озарению»:
а) высокаяувлеченность проблемой;
б) вера вуспех, в возможность решения проблемы;
в) высокаяинформированность в проблеме, накопленный опыт;
г) высокаяассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке,при эмоционально положительной стимуляции).
Логическоеобоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильностирешения.
Реализациярешения.
Проверканайденного решения.
Коррекция (вслучае необходимости возврат к этапу 2).
Мыслительнаядеятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровнебессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этихуровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получаетсярезультат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат,который не был предусмотрен в сознательной цели; он является по отношению к нейпобочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанногоконкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) ипобочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия такжеотражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляциидействий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания.Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей иявлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».
Исследуярешение творческих задач, наблюдаем следующую закономерность (Пономарев):вначале используются первичные, автоматизированные способы решения (чтосоответствует низшим уровням), причем первичные способы действия реализуются дотех пор, пока становится ясно, что данным способом задачу не решить. Наследующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознаетсяпричина этих неудач, а именно то, что средства не соответствуют задаче,формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия.В результате к условиям задачи применяется более широкий круг средств (3-йэтап, средний уровень), происходит выработка программ «поисковой доминанты»,потом на низшем (неосознанном) уровне происходит интуитивное решение, «решениев принципе», и затем на последних этапах (высший уровень) происходит логическоеобоснование, вербализация и формализация решения. Механизм творческого процесса(таков же механизм развития): сознательное => бессознательное => и вновьосознание.
Для усилениятворческих мыслительных возможностей используют и «экзотические» приемы:введение человека в особое суггестивное состояние психики (активациябессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, визвестного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчествоу обычного человека.
Для активациимышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса,например, «мозговой штурм», или брейнсторминг – метод предложен А. Осборном(США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе.Основные правила проведения «мозгового штурма»:
Группасостоит из 7–10 человек, желательно различной профессиональной направленности(для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколькочеловек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
«Запреткритики» – чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить,развить чужую идею или предложить свою.
Участникидолжны быть в состоянии релаксации, т.е. состоянии психической и мышечнойрасслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
Всевысказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) безуказания авторства.
Собранные врезультате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов – специалистов,занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило,таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав«жюри-экспертов» не включают.
Эффективность«мозговых штурмов» высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях«мозгового штурма» предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тыс. идей былинезамедлительно реализованы. «Мозговой штурм», которые ведет группа, постепеннонакапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемойсинектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При«синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырехспециальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаютсязадачи, похожие на данную); личной, или эмпатии (попробуйте войти в образданного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической(дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической(представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники).
Еще одинспособ активации поиска – метод фокальных объектов. Он состоит в том, чтопризнаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый(фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаютсянеобычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию икосность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным – «карандаш»,то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т.д.Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальнымидеям.
Методморфологического анализа заключается в том, что в начале выделяют главныехарактеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записывают всевозможныеварианты-элементы.
Так,рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можновзять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергииот источника к двигателю, способы управления этой передачей и т.д. Элементамиже для оси «источники энергии» могут быть аккумулятор, химический генератортепла, бензогорелка, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар ит.д. Имея запись по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можнополучить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могутпопасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы в голову.
Способствуетинтенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматриваетприменение для этой цели списка наводящих вопросов, например, «А если сделатьнаоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А еслиуменьшить или увеличить объект?» и т.д.
Всерассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностейпредусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).
Научноетворчество и особенно творчество в искусстве опирается на воображение, которое,в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека.
Воображение –психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений)путем переработки материала восприятий и представлений, полученных впредшествующем опыте.
Воображениекак своеобразная форма отражения действительности осуществляет мыслительныйотход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищениюбудущего, «оживляет» то, что было ранее.
Воображениеможет, быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь,разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) итворческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствиис замыслом).
Мечта – видтворческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
Этапытворческого воображения
возникновениетворческой идеи;
«вынашивание»замысла;
реализациязамысла.
Синтез,реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
агглютинация –«склеивание» различных, в повседневной жизни несоединимых, качеств, частей;
гиперболизация– увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
схематизация –отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходствавыступают четко;
типизация – выделениесущественного, повторяющегося в однородных образах;
заострение – подчеркиваниекаких-либо отдельных признаков.
У людей«среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг сдругом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальныетворческие способности. Лишь начиная с определенного уровня, пути интеллекта итворчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ (коэффициента интеллекта),равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами.
В настоящеевремя для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалыВекслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальнойдеятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительныечерты и не тождественно интеллекту.
Творческоемышление:
пластично, т.е.творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычныйчеловек может найти лишь одно или два;
подвижно, т.е.для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемык другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;
оригинально,оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.
Креативностькак показатель творческих возможностей человека понимается многогранно:«креативность – это продуцирование чего-то нового (идеи, объекта, новой формыстарых элементов и т.п.)», это «трансляция, перевод знаний и идей в новуюформу», «пересечение двух идей одновременно», «креативность – это самовыражениеличности, способность думать в неисследованных областях без влияния обычаев,свойственных для прошлой практики».
Известныйпсихолог Гилфорд отмечает, что наиболее важными сторонами креативности являютсяфакторы открытия (способность развивать информацию сверх того, что даетстимуляция) и факторы дивергентного мышления (способность выходить в различныенаправления над пространством решаемой проблемы, отойти от системы привычныхметодов решения). У всех ли есть креативность? Одни ученые считают, чтокреативность проявляется только у особых людей в редкие моменты времени, другиеполагают, что креативные процессы поддаются тренировке и расширению, нобольшинство уверено, что креативный процесс тренировать нельзя, так как онвозникает только в результате сочетания проблем, индивидуальностей, навыков испециального окружения.
Творцом также, как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможностипредоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степениприсущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, «творческие способности несоздаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обученияспособствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышениюинтеллектуального уровня и профессиональных умений.
Мысль онеобходимости разработки эффективных методов решения творческих задачвысказывалась давно, по крайней мере, со времени древнегреческого математикаПаппа, в сочинениях которого впервые встречается слово «эвристика». Однако лишьв середине XX века стало очевидным, что создание таких методов не толькожелательно, но и необходимо. Появление методов активизации перебора вариантов –знаменательная веха в истории человечества. Впервые была доказана на практикевозможность – пусть в ограниченных пределах – управлять творческим процессом.Осборн, Цвикки, Гордон показали, что способность решать творческие задачи можнои нужно развивать посредством обучения. Был подорван миф об «озарении», неподдающемся управлению и воспроизведению.
Но всеизвестные на Западе методы активизации мышления сохранили старую технологиюрешения творческих задач, связанную с перебором вариантов решения той или инойпроблемы. Сегодня ж недопустимо тратить время, средства и силы на «пустые»варианты. Это сравнимо с шахматистом, который, не зная простейших правил иприемов, годами думает над ходом е2 – е4. А ведь метод проб и ошибок связан нетолько с огромными потерями времени и сил при решении задач. Пожалуй,наибольший ущерб он наносит, не давая возможности своевременно увидеть новыезадачи.
Поэтому важноподчеркнуть приоритет нашего соотечественника Г.С. Алътшуллера,разработавшего наиболее эффективные и обоснованные методы качественно новойтехнологии решения изобретательских задач. Именно он является автором современной«теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ).
В основе ТРИЗ– представление о закономерном развитии технических систем. Материалом длявыявления конкретных закономерностей является патентный фонд, содержащийописания миллионов изобретений. Ни в одном другом виде человеческойдеятельности нет такого огромного и систематизированного свода записей «задача –ответ».
Анализпатентных материалов позволил Альтшуллеру выявить ряд важнейших законовразвития технических систем.
Особоевнимание в этом методе сосредоточено на центральных этапах творческого процесса– анализе задачи и формировании новой идеи, поначалу кажущейся невероятной.
Г.С. Альтшуллерпишет, что «суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологиюпроизводства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагаетмыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития техническихсистем. Мир творчества становится неограниченно управляемым и потому может бытьнеограниченно расширен» 6.
Г.С. Альтшуллертакже предложил новый алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).
Основой АРИЗявляется программа последовательных операций по анализу неопределенной (азачастую и вообще неверно поставленной) изобретательской задачи ипреобразование ее в четкую схему (модель) конфликта, не разрешимого обычными(ранее известными) способами. Анализ модели задачи приводит к выявлениюфизического противоречия. Параллельно идет исследование имеющихсявещественно-полевых ресурсов. Используя эти (или дополнительно введенные)ресурсы, разрешают физическое противоречие и устраняют конфликт, из-за котороговозникла задача. Далее программа предусматривает развитие найденной идеи,извлечение из этой идеи максимальной пользы.
Посколькупрограмму реализует человек, АРИЗ предусматривает операции по управлениюпсихологическими факторами. Эти операции позволяют гасить психологическуюинерцию и стимулировать работу воображения. Значительное психологическоевоздействие оказывает само существование и применение АРИЗ: программа придаетуверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специальности и,главное, все время ориентирует работу мысли в наиболее перспективномнаправлении. АРИЗ имеет и конкретные психологические операторы, форсирующиевоображение.
 

Списоклитературы
1. Азерников В.З. Неслучайныеслучайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых. М., 2006.
2. Бернал Дж. Наука вистории общества. М., 2007.
3. Абрамов С.Г. Лекциипо естественным наукам. М., 2006.
4. Александров Г.Ф. Концепциисовременного естествознания. М., 2007.
5. Кудрявцев П.С. Современноеестествознание. Курс лекций. М., 2007.
6. Вернадский В.И. Биосфера.М., 1967.
7. Волков Ю.Г. Гуманистическоебудущее России. М., 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.