Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


Эмоционально-чувственные и волевые психические процессы

ИНСТИТУТУПРАВЛЕНИЯ ИЭКОНОМИКИ
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
МУРМАНСКИЙФИЛИАЛ
ЗАОЧНОЕОТДЕЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ«ГОСУДАРСТВЕННОЕИМУНИЦИПАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ»КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
                 подисциплине:Психология ипедагогика                  
натему: Эмоционально-чувственныеи волевыепсихическиепроцессы
ВЫПОЛНИЛ:
Студент МитичевРусланСергеевич                                                            Группа  Г 2-22
Курс 1
№зачетнойкнижки: 06375
дом.телефон:43-75-11
ПРОВЕРИЛ:
Преподаватель             Мурманск
2003
 
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….1-2стр.
2. Эмоции…………………………………………………………………3-4стр.
3. Основныеформыпротеканияэмоциональныхреакций……………5-6стр.
4. Аффект…………………………………………………………………7стр.
5. Стресс………………………………………………………………….8стр.
6. Настроение……………………………………………………………..9стр.
7. Чувства…………………………………………………………………10стр.
8. Основныехарактеристикии функциичувств………………………11 стр.
9. Видычувств……………………………………………………………12стр.
10. Воля……………………………………………………………………13стр.
11. Особенностиволи…………………………………………………….14 стр.
12. Структурыволевогоакта…………………………………………….15 стр.
13. Динамикаволевыхусилий…………………………………………...16стр.
14.Вывод…………………………………………………………………..17стр.
15.Списоклитературы…………………………………………………….18стр.
 
Литература
1.  АверченкоЛ.К. и др.«Психологияуправления». М-Н-1997.
2.  БрагинИ.М. «Этикаделовогообщения».Минск-94.
3.   ГиппентрейтерЮ.Б. «Введениев общуюпсихологию».М-96.
4.  ЛавриненкоВ.Н.«Психология иэтикаделовогообщения». М-97.
5.  ЛавриненкоВ.Н.«Социальнаяпсихология иэтикаделовогообщения».         М-95.
6.   НемовР.С.«Психология».Учебник. М-95.
7.   ПетровскийА.В. «Введениевпсихологию».М-95.
8.  СоловьеваО.В.«Обратнаясвязьмежличностномобщении».МГУ-92.
9.  СтоляренкоЛ.Д.,ЛавриненкоВ.Н. «Основыпсихологии».                            Ростов-на-Дону-99.
10. ТимченокН.М.«Искусстводеловогообщения». Харьков,РИП-92.
ЯрошевскийМ.Г.,ПетровскийА.В. «Историяпсихологии

Введение
 
    Определениеэмоций ичувств. Когдавы наблюдаетевосход солнца,читаете книгу,слушаетемузыку, ищетеответ навозникшийвопрос илимечтаете обудущем, то,наряду сразнымиформамипознавательнойдеятельности,выпроявляетесвоеотношение кокружающемумиру.Читаемаякнига,выполняемаяработа могутвас радоватьили огорчать,вызыватьудовольствиеилиразочарование.Радость,грусть, боязнь,страх,восторг,досада — эторазнообразныечувства иэмоции. Они — одноизпроявленийотражательнойпсихическойдеятельностичеловека.«Воздействиявнешнегомира начеловеказапечатлеваютсяв его голове,отражаются вней в видечувств, мыслей,побуждений,проявленийволи...» —отмечает      Ф.Энгельс.
    Еслив восприятии,ощущениях,мышлении и представленияхотражаютсямногообразныепредметы иявления, ихразличныекачества исвойства,всевозможныесвязи изависимости,то в эмоцияхи чувствахчеловекпроявляетсвоеотношение к содержаниюпознаваемого.
    Чувстваи эмоциизависят отособенностейотражаемыхпредметов.Междучеловеком и окружающиммиромскладываютсяобъективныеотношения,которые становятсяпредметомчувств
иэмоций.
    Вэмоциях ичувствахпроявляетсятакже удовлетворенностьилинеудовлетворенностьчеловекасвоимповедением,поступками, высказываниями,деятельностью.
   Чувстваи эмоции несуществуют,вне познанияидеятельностичеловека. Онивозникают впроцесседеятельностии влияют наеепротекание.
 Источникамиэмоций ичувствслужат объективносуществующиепредметы иявления, выполняемаядеятельность,изменения,происходящиев нашейпсихике иорганизме. Вразное времязначимостьодних и техже предметовбываетнеодинакова.Стакан воды,выпитый дляутоления жажды,приноситудовольствие.Если жезаставитьпить водучеловека, неиспытывающегожажды, томожетвозникнутьпереживаниенеудовольствия,раздражения.Приятнопослушать музыку,но есликонцертзатягиваетсяслишкомдолго, топритупляютсяпереживанияи наступаетутомление.
    Своеобразиеэмоций ичувствопределяетсяпотребностями,мотивами,стремлениями,намерениямичеловека,особенностямиего воли,характера. Сизменением какого-либоиз этихкомпонентовменяется отношениек предметупотребности.В этом проявляетсяличностноеотношениечеловека кдействительности.
    Мирчувств иэмоций оченьсложен имногообразен.Тонкость егоорганизациии многогранностьвыражениянередко неосознаютсясамимчеловеком.Сложность психическогоанализаиспытываемыхчувствобъясняетсятакже тем,чтоотношение к
предметами явлениямзависит оттой познавательнойдеятельностиили волевойактивности,которуюпроявляетличность.
   Всемизвестно, кактруднобываетрассказать освоих чувствах,выразитьпереживанияв речи.Подбираемыесловакажутсянедостаточнояркими и неверноотражающимиразличныеэмоциональныесостояния иих оттенки.
   Удовлетворениеилинеудовлетворениепотребностейпорождает у человекаспецифическиепереживания,приобретающиеразличныеформы: эмоций,аффектов,настроений,стрессовых состояний,и собственночувств.
1. Эмоции
 
 "Эмоции(от лат. emovere — возбуждать,волновать) — особый класспсихическихпроцессов исостояний,связанных синстинктами,потребностямии мотивами,отражающих вформе непосредственногопереживания(удовлетворения,радости,страха и т.д.)значимостьдействующихна индивидаявлений иситуаций дляосуществленияегожизнедеятельности.Сопровождаяпрактическилюбыепроявленияактивностисубъекта,эмоциислужат однимиз главныхмеханизмоввнутреннейрегуляции психическойдеятельностии поведения,направленныхнаудовлетворениеактуальных потребностей"[1]
    Подэмоциямиподразумеваютсубъективныереакцииживотных ичеловека навнутренние ивнешниераздражения,проявляющиесяв видеудовольствияилинеудовольствия,страха,гнева, тоски,радости,надежды,грусти и такдалее.
   Термин«эмоция»употребляетсяв разных смыслах,например:
1)   дляобозначениясубъективныхощущений,которыеможно изучатьтолько путёмнепосредственногосамонаблюдения(интроспекции);
2)   дляобозначенияэкспрессивныхпроявленийпринаблюденииза другимиособями;
3)   дляописаниясложногоповедениятипа драки,побега и такдалее.
Благодаряэмоциональномувозбуждениюсоздаётсяэмоциональнаяокраскатекущегоповедения,происходитсубъективнаяоценка ситуации.
    Еслиэмоциюрассматриватькак формуотражениядействительности,как процесс,регулирующийотношениясубъекта свнешней средой,топсихическоеифизиологическоев эмоцияхвыступаеткак двестороныединойнервнойдеятельности.
    Вэмоциях естьсубъективное,но нет идеального,ибо внешниймиротражаетсяне в виде образов,а в видепереживанийсубъективныхсостояний.
    Наопределённомэтапеэволюциивозникновениеощущенийобогащаетсясвойствамипереживаемостии возникаетто, чтоименуютсубъективным.Отражениепсихикойвнутреннегосостоянияорганизма ввидесубъективныхпереживанийслужитпредпосылкойвозникновениясубъективныхобразов.
    Черезэмоции каксистемусигналовчеловекузнает опотребностнойзначимостипроисходящего.Эмоции могутбыть положи­тельными,связанные спереживаниемприятного, иотрицательны­ми,когдапереживаетсянеприятное;стеническими,повышающимиактивностьличности, иастеническими,снижающимиееактивность.
    Эмоцииподразделяютсянаэмоциональныйтон ощущений,эмоции вузком смыслеслова (о чемговорилосьвыше), ичувства. Не­которыеавторы в этотже ряд ставяти аффекты.Эмоциональныйтон ощущений- этонепосредственныепереживания,сопровожда­ющиеотдельныеощущения(например,температурные,вкусовые,слуховые) ипобуждающие субъектак ихсохранениюилиустранению.Чувство —отражение всознаниичеловека егоотношений кдействительности,которыевозникаютприудовлетворенииилинеудовлетворениивашихпотребностей.
2. Основныеформыпротеканияэмоциональныхреакций.
    Эмоциональныесостояниярегулируютход протеканияпсихическихиорганическихпроцессов.Внешняяэмоциональнаяэкспрессияразвилась изакрепиласьв эволюции“как средствооповещенияобэмоциональномсостоянии индивидавовнутривидовоми межвидовомобщении… Увысшихживотных, иособенно учеловека,выразительныедвижениястановятсятонкодифференцированнымязыком, спомощьюкоторогоиндивидыобмениваютсяинформациейкак о своемсостоянии,так и о том,что происходитвокруг”. Вэтомвысказыванииподчеркнутаеще одна рольэмоций —коммуникативная.Они, по сутидела, явилисьдля человекапервым“языком”,которым онначалпользоватьсяв общении ссебеподобными.Этот язык,как показываютмногочисленныенаблюдения,вполнедоступен ивысшимживотным.
   Самаястарая попроисхождению,простейшая инаиболеераспространеннаясреди живыхсуществформаэмоциональныхпереживаний—этоудовольствие,получаемоеотудовлетворенияорганическихпотребностей,инеудовольствие,связанное сневозможностьюэто сделатьпри обострениисоответствующейпотребности. Практическивсеэлементарныеорганическиеощущенияимеют свойэмоциональныйтон. О теснойсвязи,котораясуществуетмеждуэмоциями идеятельностьюорганизма,говорит тотфакт, что всякоеэмоциональноесостояниеобычно сопровождаетсямногимифизиологическимиизменениямиорганизма.
    Попыткисвязать этиизменения соспецифическимиэмоциямипредпринималисьнеоднократнои былинаправленына то, чтобыдоказать, чтокомплексыорганическихизменений,которыесопровождаютразличныесубъективнопереживаемыеэмоциональныесостояния,различны.Однако четко установить,какие изсубъективноданных намкак неодинаковыеэмоциональныепереживаниякакимиорганическимиизменениямисопровождаются,так и неудалось.
Этообстоятельствоявляетсясущественнымдляпониманияжизненнойроли эмоции.Оно говорит отом, что нашисубъективныепереживанияне являютсянепосредственным,прямымотражениемсобственныхорганическихпроцессов. Сособенностямипереживаемыхнамиэмоциональныхсостояний связанывероятно нестолькосопровождающиеихорганическиеизменениясколько возникающиепри этомощущения.
    Темне менее,определеннаязависимостьмеждуспецификойэмоциональныхощущений иорганическимиреакциями всежесуществует.Онавыражается ввиде следующей,получившейэкспериментальноеподтверждениесвязи: чемближе кцентральнойнервнойсистемерасположенисточник органическихизмене” несвязанных сэмоциями, ичем меньше внемчувствительныхнервныхокончаний, темслабеевозникающеепри томсубъективноеэмоциональноепереживание.Кроме того, искусственноепонижениеорганическойчувствительностиприводит кослаблению силыэмоциональныхпереживаний.
    Основныеэмоциональныесостояния,которыеиспытываетчеловек,делятся насобственноэмоции,чувства иаффекты.

3. Аффект.
    Аффекты-сильные иотносительнократковременныеэмоциональныепереживания,сопровождаемыерезковыраженнымидвигательнымии висцеральнымипроявлениями.Аффектыразвиваются вкритическихусловиях приневозможностисубъектанайтиадекватныйвыход из опасных,чаще всегонеожиданновозникшихситуаций. Учеловекааффектымогутвызыватьсяне толькофакторами,затрагивающимиегофизическоесуществованиеи связаннымис егобиологическимипотребностямииинстинктами,но и нарушениемегосоциальныхотношений,напр. несправедливостью,оскорблением.
   Аффект-эмоциональноепереживание,протекающеес большой ирезковыраженнойинтенсивностью.Особенностиаффекта: а)бурноевнешнеепроявление;б)кратковременность;в)безотчетностьповедениячеловека вовремяаффекта; г)диффузностьпереживания(аффектзахватывает личностьцеликом, ееум, чувства иволю).
   Развитиеаффектахарактеризуетсяразличнымистадиями,сменяющимидруг друга.Охваченныйаффективнойвспышкойярости,ужаса, растерянности,дикоговосторга,отчаяния, человекв разныемоментынеодинаковоотражает мир,различнымобразомвыражаетсвоипереживания,в разной меревладеетсобой ирегулируетсвоидвижения.
    Вначалеаффективногосостояниячеловек неможет недумать опредметесвоего чувстваи о том, чтосвязанно сним, невольноотвлекаясьот всегопостороннего,даже практическиважного.
    На дальнейшихстадияхаффекта, еслиони наступают,человекутрачиваетконтроль надсобой,совершая ужебезрассудныедействия, которыепозднеебудет стыдновспоминать.
   Можносказать, чтоаффект плохили хорош в зависимостиот того,какое чувствопереживаетсячеловеком инасколькочеловеквладеет собойприаффективномсостоянии.
4. Стресс.
   Стресс — состояниепсихическогонапряжения,возникающееу человека впроцесседеятельностив наиболеесложных,трудныхусловиях каквповседневнойжизни, так ирои особыхобстоятельствах,например, вовремя космическогополета.Понятие«стресс»было введеноканадскимфизиологомГ.Селье (1936) при описанииадаптационногосиндрома.Стресс можетоказыватькакположительное,так и отрицательноевлияние надеятельность,вплоть до ееполнойдезорганизации,что ставит передисследователямизадачуизучения адаптациичеловека ксложным (такназываемым,экстремальным)условиям, атак жепрогнозированияегоповедения вподобныхусловиях.
   Эмоциональныйстрессявляетсякомплекснымпроцессом,включающимфизиологическиеи психологическиекомпоненты.
   Стрессорамимогут бытькакнеожиданные, неблагоприятныевоздействия:опасность, боль,страх,угроза, холоди т. д. Такжестрессорамимогут быть нетолькосильные реальнодействующиепсихическиеи физическиераздражители,но ивоображаемые,напоминающиео горе, угрозе,страхе,страсти.
    Действие стресса можетбытьусиливающимсяили ослабляющимся,положительнымилиотрицательным,последнийвстречаетсячаще.
    Основныечерты стресса:
1)стресс — состояниеорганизма,его возникновениепредполагаетвзаимодействиемеждуорганизмом исредой;
2)стресс —болеенапряженноесостояние,чем обычноемотивационное;оно требуетдля своеговозникновениявосприятияугрозы;
3)явлениястресса имеютместо тогда,когданормальнаяадаптивная реакциянедостаточна.
 
5. Настроение.
    Настроение- более илименееустойчивоеэмоциональноесостояниечеловека,окрашивающеев течениенекотороговремени всеегопереживания.                                                                                                                                                                                  
    Вомножествеэмоциональных,в широкомсмыслепроцессов,выделяютособый видсобственноэмоций. Вотличие отаффектов онимогут слабопроявлятьсявнешне. Ониимеютотчетливовыраженныйситуативныйхарактер. …Собственноэмоции находятсяв иномотношении кличности исознанию, чемаффекты:первыевоспринимаютсясубъектомкаксостояниямоего «Я»,вторые — как состояниепроисходящее«во мне». Этоотличие явно,когда эмоциивозникаюткак реакцияна аффект,напр. когдачеловектревожится,что его можетохватитьпаническийстрах, стыдитсяпроявленногогнева и т.п.
   Настроение— это самоераспространенноеэмоциональноесостояние,характеризующеесяслабойинтенсивностью,значительнойдлительностью,неясностью и“безотчетностью”переживаний.
    1)органическиепроцессы(болезнь,утомлениесоздаютпониженноенастроение;здоровье,полноценныйсон,физическаяактивностьподнимаютнастроение);
    2)внешняясреда (грязь,шум, спертыйвоздух, раздражающиезвуки,неприятнаяокраска помещенияухудшаютнастроение;чистота, умереннаятишина,свежийвоздух,приятнаямузыка, соответствующаяокраскапомещенияулучшают настроение);
    3)взаимоотношениямежду людьми(приветливость,доверие итакт состороныокружающих делаютчеловекабодрым ижизнерадостным;грубость,безразличие,недоверие ибестактностьугнетаютнастроение);
    4)мыслительныепроцессы(образныепредставления,в которыхотражаютсяположительныеэмоции,создаютподъем внастроении;образы,связанные сотрицательнымиэмоциями, угнетаютнастроение).
6. Чувства.
  Чувства- устойчивыеэмоциональныеотношениячеловека кявлениямдействительности,отражающиезначенияэтих явленийв связи с егопотребностямии мотивами;высшийпродукт развитияэмоциональныхпроцессов вобщественныхусловиях.Порождаемыемиром объективныхявлений, т.е.имеющиестрогопричинно-обусловленнуюприроду,чувства такили иначесубъективны,посколькуодни и те жеявления дляразных людеймогут иметьразличноезначение.
  Чувстваотражаютотношениечеловека к объектуегоустойчивыхпотребностей,котороезакреплено внаправленииего личности.
    Чувстваносятотчетливовыраженныйпредметныйхарактер, т.е.непременносвязаны с некоторымконкретнымобъектом(предметом, человеком,событиемжизни и т.п.)
    Одно и тоже чувствоможетреализоватьсяв различныхусловиях. Этообусловленосложностьюявлений,многогранностьюи множественностьюих связейдруг сдругом.Например,чувстволюбвипорождаетспектрэмоций: радости,гнева, печалии т.д.
    Вотечественнойпсихологииподчеркиваютсядва аспекта: аспектотражения — эмоции(чувства)являютсяспецифическойформойотражениязначенияобъектов длясубъекта; аспектотношения — эмоции(чувства)являютсяформойактивногоотношениячеловека кмиру.
   «Простейшаяформа эмоций- так называемыйэмоциональныйтон ощущений-непосредственныепереживания,сопровождающиеотдельныежизненноважныевоздействия(напр.вкусовые,температурные,болевые) ипобуждающиесубъекта к ихсохранениюилиустранению»
7. Основныехарактеристикии функциичувств.
 
    Страсть— сильное,стойкое,всеохватывающеечувство,доминирующеенад другимипобуждениямичеловека иприводящее ксосредоточениюна предметестрасти всехего устремленийи сил[2]
    Любовь.Существуетмножествоустойчивыхчувств, захватывающихвсе помыслы истремленияличности ихарактеризующихее эмоциональнуюсферу. Любовь– одно изважнейшихсобственночеловеческихустойчивыхчувств. Вширокомзначениилюбовь – этовысокаястепеньэмоционально-положительногоотношения,выделяющегоего объектсреди других.В узкомсмысле любовь – этоотносительноустойчивоечувствосубъекта,физиологическиобусловленноесексуальнымипотребностями.[3]
    Тревожностьможнорассматриватькак реакциюна неопределеннуюситуацию,потенциальнонесущую всебе угрозу,опасность. Иногдаслабаятревогаиграет рольмобилизующегофактора,проявляясьбеспокойствомза исходдела, онаусиливаетчувствоответственности,т.е.выступаетдополнительныммотивирующимфактором, вдругихслучаях можетдезорганизоватьповедение.Посколькупричины тревогичастонеизвестны,интенсивностьэмоциональныхреакцийможет бытнепропорциональновысокой посравнению среальнойопасностью.Еслитревожность — эмоциональноепроявлениенеуверенностив будущем, то беспечность — проявлениеизбыточнойуверенности.Онавозникает вситуации,когда успехеще не достигнут,носубъективнопредставляетсягарантированным.Отчаяние — эмоциональноепроявлениеуверенностив неуспехедействия,котороенеобходимосовершить. Надеждана этой шкалезанимаетпромежуточноеположение междутревожностьюибеспечностью,а страх — междубеспечностьюи отчаянием.
 
8. Видычувств
 
    Чувствав отличие отэмоцийхарактеризуютсяосознанностьюипредметностью.Выделяютнизшиечувства-переживанияи высшие чувства-переживания.Различаюттри группычувств:нравственные,эстетическиеи интеллектуальные(познавательные)2.
    Нравственныечувстваотражаютотношениечеловека ктребованиямморали.Система нравственныхчувствроссийскогочеловекасостоит изчувствасправедливости,чести, долга,ответственности,патриотизма,солидарности.Нравственныечувстватесносвязаны смировоззрениемчеловека, егоубеждениями,помыслами,принципамиповедения.
   Эстетическиечувствавозникают улюдей в результатепереживаниякрасоты илибезобразиявоспринимаемыхобъектов,будь тоявлениеприроды,произведенияискусстваили люди, атакже ихпоступки идействия. Восновеэстетическихчувств лежитврожденнаяпотребностьчеловека в эстетическомпереживании.Постоянносопровождаячеловеческуюдеятельность,эстетическиечувствастановятсяактивнымидвигателямичеловеческогоповедения.
   Интеллектуальныечувствасвязаны спознавательнойдеятельностьючеловека. Онивозникают впроцессеосуществлениягностическойиисследовательскойдеятельности.Из всегомногообразияинтеллектуальныхчувствосновнымисчитаются чувствоясности илинечеткостимысли, удивления,недоумения,догадки,уверенностив знании,сомнения.
    Интеллектуальныечувства,обладаядвижущейсилойчеловеческогопознания,усиливаютпородившиеихпотребностик познанию,стимулируютэмоциичеловека.

9. Воля.
    Человек– этобездушныймеханизм, дотех пор, покав егодействиях непоявитсяволя, нечто наиболеетеснымобразомсвязанное с человеческойсамостью,его духовнымначалом.Человекничем не отличаетсяот умного ихорошовыдрессированногоживотного,пока неиспользуетсвою волю[1].
    «Воля,способностьк выбору целии внутреннимусилиям,необходимымдля ееосуществления.Воля — специфическийакт, несводимый ксознанию идеятельностикак таковой.Не всякоесознательноедействие,дажесвязанное с преодолениемпрепятствийна пути кцели, являетсяволевым:главное вволевом актезаключаетсяв осознанииценностнойхарактеристикицелидействия, еесоответствияпринципам инормамличности. Длясубъектаволи характернонепереживание«я хочу», апереживание«надо», «ядолжен».Осуществляяволевое действие,человекпротивостоитвласти актуальныхпотребностей,импульсивныхдействий. Посвоейструктуреволевоеповедение распадаетсяна принятиерешения и егореализацию.Принесовпадениицеливолевого действияи актуальнойпотребностипринятие решениячастосопровождаетсяборьбоймотивов (актвыбора)»[4]
     «Подволейпонимаютспособностьиндивида ксознательнойорганизациисвоейдеятельностии поведения,направленнойнапреодолениетрудностейпри достижениипоставленныхцелей.Другимисловами, этоспособностьвластвоватьнад собой, своимичувствами,желаниями,действиями»
    «Волякакспособностьскладываетсяиз способностиприниматьрешение испособностиего реализовывать.Возможностьинеобходимостьпринятиярешенийсопровождаетчеловека всюжизнь.«Человек – этосущество,которое всегдаможетсказать «нет»своимвлечениям икоторое недолжновсегдаговорить им«да» и «аминь»» [5]
10. Особенностиволи.
 
    Науровнеличностипроявлениеволи находитсвоевыражение втакихособенностяхкак сила воли(степеньнеобходимоговолевогоусилия длядостиженияцели),настойчивость(умение человекамо­билизоватьсвоивозможностидля длительногопреодолениятрудно­стей),выдержка(умениетормозитьдействия,чувства,мысли, ме­шающиеосуществлениюпринятогорешения),энергичностьи др. Это — первичные(базовые)волевыеличностныекачества,определя­ющиебольшинствоповеденческихактов.
    Существуюти вторичные,развивающиесяв онтогенезепоз­же, чемпервичные,волевыекачества:решительность(умение при­ниматьи претворятьв жизньбыстрые,обоснованныеи твердые ре­шения),смелость(умениепоборотьстрах и идтинаоправданныйриск ради достиженияцели,несмотря наопасностидля личногоблагополучия),самообладание(умениеконтролироватьчувствен­нуюсторонусвоейпсихики иподчинятьсвоеповедениерешениюсознательнопоставленныхзадач),уверенностьв себе. 
    Ктретичнымследуетотнестиволевые качества,теснейшимобразомсвязанные снравственными:ответственность(качество,характеризующееличность сточки зрениявыполненияею нрав­ственныхтребований),дисциплинированность(сознательноеподчинениесвоегоповеденияобщепринятымнормам,установлен­номупорядку),принципиальность(верностьопределеннойидее вубеждениях ипоследовательноепроведениеэтой идеи вповеде­нии),обязательность(умениедобровольновозложить насебя обя­занностии выполнитьих). К этой жегруппеотносятсякачестваволи,связанные сотношениемчеловека к труду:деловитость,инициативность(умениеработатьтворчески,предпринимаяпо­ступки пособственномупочину),организованность(разумноепланированиеиупорядочениесвоеготруда),исполнительность(старательность,выполнение всрок порученийи своихобязаннос­тей)и т. д.Третичныекачестваволи обычно формируютсятолько кподростковомувозрасту, т. е.моменту,когда ужеимеется опытво­левыхдействий.
11. Структурыволевогоакта.
    Всякое /> волевое действие-целенаправленноедействие.Втрадиционнойпсихологииволя либорассматриваласькак самодовлеющийисточникчеловеческойактивности,обуславливающийнезависимостьповедения отобъективныхпричин, либоотрицаласьвовсе путемсведения её кдругимпсихическимпроцессам/> Волевое действиеможетреализовыватьсяв более простыхи болеесложныхформах. Впростом /> волевом актепобуждение кдействию, направленноена более илименееосознанную цель,почти всегдапереходит в действие,непредваряемоесколько-нибудьсложным и сознательнымдлительным /> процессом;сама цель невыходит запределыситуации, выполняютсяпривычныедействия,которые производятсяавтоматически,как только данимпульс.
   Длясложного /> волевого акта существенното, что междуимпульсом идействиемвклиниваетсяопосредующийдействиесложныйсознательный/> процесс.Действиюпредшествуетучет егопоследствийи осознаниеего мотивов,принятиерешения,возникновениенамерения егоосуществить,составлениеплана для егоосуществления.
   В сложном /> волевом действииможновыделить 4основныхстадии:
1)возникновениепобуждения ипредварительнаяпостановкацели;
2) стадияобсуждения иборьбамотивов;
3) решение;
4) исполнение.
    Основнымичастями /> волевого /> процесса являютсяисходная изавершающаяфазы — явноеосознаниецели инастойчивость,твердость веёдостижении.Основа /> волевого действия — целеустремленная,сознательнаядейственность.
/>/> Волевое действие несводитсялишь к соотношениюидей, представлений,сознания идвигательныхреакцийорганизма, /> волевое действиезаключает всебе отношение- реальное иидеальное — субъекта к объекту,личности.
12. Динамикаволевыхусилий.
    Основныепризнакиволевыхусилий:
а)приложениеусилий для выполненияволевогоакта;
б)наличиепродуманногопланаосуществленияповеденческогоакта;
в)усиленноевнимание ктакомуповеденческомуакту иотсутствиенепосредственногоудовольствия,получаемогов процессе ив результатеегоисполнения;
г)нередкоусилия волинаправленыне только напобеду над обстоятельствами,сколько напреодоление самогосебя.
    Внастоящеевремя впсихологическойнауке нетединойтеории воли,хотя многимиучеными ипредпринимаютсяпопыткиразработатьцелостноеучение о волес его терминологическойопреде­ленностьюиоднозначностью.Видимо, такоеположение сизучениемволи связанос ведущейсяеще с начала XXвека борьбоймежду ре­активнойи активнойконцепциямиповедениячеловека. Дляпервойконцепциипонятие волипрактическине нужно, ибоеесторонникипредставляютвсе поведениечеловека какреакциичеловека навнешние ивнутренниестимулы.Сторонникиже активнойконцеп­циичеловеческогоповедения,которая в последнеевремястановитсяведущей,поведениечеловекапонимают какизначальноактивное, асамогочеловеканаделенным способностьюксознательномувыбору формповедения.
    Динамикаволевыхусилийхарактеризуетсясостояниемопти­мальноймобилизованностиличности,потребногорежимаактивнос­ти,концентрациейэтойактивности внеобходимомнаправлении.
    Главнуюпсихологическуюфункцию волисоставляетусиле­ниемотивации исовершенствованиена этойосноверегуляциидей­ствий.Этим волевыедействияотличаются отимпульсивных,т. е. действий,совершаемых непроизвольноинедостаточноконтролиру­емыхсознанием.
Вывод
    Человекне толькопознает действительностьв процессахвосприятия,памяти,воображенияи мышления,но и вместе стем и относитсятак или иначек тем илииным фактамжизни,испытываетте или иныечувства по отношениюк ним. Такоевнутреннееличноеотношениеимеет своимисточникомдеятельностьи общение, вкоторых оновозникает, изменяется,укрепляетсяили угасает.
    Переживаниечувствавыступаеткак особоеиспытываемоесубъектомпсихическоесостояние,где восприятиеи пониманиечего-либо,знание очем-либовыступает вединстве сличным отношениемквоспринимаемому,понимаемому,известномуилинеизвестному.Во всехслучаяхговорят опереживаниичувства какособом эмоциональномсостояниичеловека.  Впсихологиисложилосьпредставление,согласнокоторомуэмоциональныесостоянияопределяютсякачеством иинтенсивностьюактуальнойпотребностииндивида иоценкой,которую он даетвероятностиееудовлетворения.Этот взглядна природу ипроисхождениеэмоций получилназваниеинформационнойконцепцииэмоций.Сознавая илине сознавая,человексопоставляетинформацию отом, чтотребуетсядляудовлетворенияпотребности,с тем, чем онрасполагаетв момент еевозникновения.
  Важнейшейхарактеристикойэмоциональныхсостоянийявляется ихрегулятивнаяфункция.Возникающиеу человекапереживаниявыступают вроли сигналов,информирующихчеловека отом, как идет унего процессудовлетворенияпотребностей,с какого родапрепятствиямион сталкивается,на что надообратитьвнимание.
  Эмоции сигнализируютоблагополучномили неблагополучномразвитиисобытий, обольшей или меньшейопределенностиположениясубъекта всистеме егопредметных имежличностныхотношений иобеспечиваеттем самым регулирование,отладку егоповедения вусловияхобщения и деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Французские заимствования в произведениях английских писателей XIX-XX вв
Реферат The Panther Essay Research Paper The language
Реферат Vietnam Essay Research Paper Vietnam should the
Реферат Техническое обслуживание процессоров
Реферат Характеристика предприятия ООО Арена
Реферат Написание программы для удаления элементов и очистки внешних таблиц
Реферат Поиск решений системы линейных уравнений методом Гаусса
Реферат Использование интернета в маркетинге
Реферат Примеры комплексов CASE-средств
Реферат Розвиток форм забезпечення банківських кредитів в Україні
Реферат Book That Night Essay Research Paper There
Реферат Сочинения на тему Ни за что бы не подумал что я
Реферат Уч т и анализ внеоборотных активов МУП Верхнепечорский хлебокомбина
Реферат Гуманизация детско-родительских отношений в социально-неблагополучных семьях на основе взаимодей
Реферат Стихотворения 23