Реферат по предмету "Психология"


Экспериментально-психологическое изучение динамики посттравматической стрессовой адаптации участ

Экспериментально-психологическое изучение динамики посттравматической стрессовой адаптации участников боевых действий
Лазебная Е.О., Зеленова М.Е.
В ходе лонгитюдного двухэтапного пилотажного исследования изучались особенности динамики посттравматической стрессовой адаптации (ПСА) участников боевых действий в Афганистане (мужчины, ср. возраст — 31,7 лет). На I этапе (1992-1997г.г.)в исследованиях принимал участие 121 обследуемый. По результатам экспертной оценки уровня адаптированности с использованием методики «Интегральная шкала функционирования СКИД — FS» /Лазебная, Зеленова,1999/ были выделены группы дезадаптированных (группа D, n= 25; FS? 48, средний балл по FS=24,2 при max=90) и высоко адаптированных (группа А, n=37; FS? 81, средний балл по FS = 87,1) в посттравматическом периоде участников боевых действий. Группы А и D не имели значимых различий в возрасте, образовании, а также характере боевого опыта. На II этапе (1999 г.) в обследовании принял участие 21 обследуемый из первоначальной выборки — 12 чел. из группы А и 9 чел. из группы D. Адаптационный статус обследуемых определялся на этом этапе как по результатам экспертной оценки по шкале FS СКИД, так и по данным субъективной оценки с использованием специально разработанной и апробированной в данном исследовании «Шкалы успешности военной посттравматической адаптации».
Основные методические принципы разработки данной методики были опубликованы ранее /Лазебная, Тарабрина,1991/. Шкала УВПА состоит из 4-х основных и 3-х дополнительных шкал. Каждая из основных шкал содержит по четыре субшкалы из 3-х утверждений, относящихся к одному из показателей, характеризующих посттравматический адаптационный статус обследуемого: 1) особенности адаптации к профессиональной или учебной деятельности после демобилизации; 2) особенности адаптации в «личной жизни» (изменение бытовых условий, необходимость организации свободного времени и т.п.); 3) особенности социальной адаптации; 4) особенности адаптации к изменениям в своем психологическом и соматическом статусе после службы в армии. По каждой субшкале обследуемый, используя двухполюсные пятибалльные оценочные шкалы, оценивает: а) с л о ж н о с т ь собственной адаптации (показатель «d»); б) в р е м я, которое ему потребовалось для адаптации (показатель «t») и в) у р о в е н ь своей адаптированности («l») в момент обследования. По каждой из шкал испытуемый оценивает интегральный уровень у д о в л е т в о р е н н о с т и своим функционированием в оцениваемой области в данный момент (показатель «s»), подсчитываются средние значения показателей d, t и l и вычисляются их средние значения (показатели D, T и L), а также среднее по всем шкалам значение показателя субъективной удовлетворенности «S». И н т е г р а л ь н а я оценка уровня субъективной адаптированности вычисляется по формуле: Iad = (L x S): (T x D).
При повторном обследовании средний балл по шкале FS в группе А (n=12) незначительно снизился (Р? 0,9), а в группе D — значительно повысился (Р? 0,99). Различия между группами остались значимыми на уровне 0,999, как и на I этапе исследования. Даже при ограниченной выборке по Шкале УВПА значимые различия между группами были получены по субъективной оценке сложности адаптации (показатель D, Р? 0,99), достигнутого уровня адаптированности к моменту обследования (показатель L, Р? 0,95) и по интегральной оценке уровня субъективной адаптированности I (Р? 0,95). По показателю Т выявлены различия на 0,9 уровне достоверности. Интересно отметить, что при этом уровни субъективной удовлетворенности своим состоянием в момент обследования в группах А и D не различались.
Последующий анализ показал, что незначительное снижение уровня адаптированности в группе А было связано с негативной динамикой ПСА у двух ветеранов, показатель FS за прошедшее между обследованиями время снизился в среднем на 30 баллов. В то же время повышение адаптационного статуса в группе D произошло благодаря улучшению состояния 6 из 9 обследованных дезадаптированных ветеранов. Необходимо при этом отметить, что в повторном обследовании участвовали ветераны из группы D, отличавшиеся ранее самыми неблагоприятными характеристиками своего состояния, в том числе все они ранее страдали посттравматическим стрессовым расстройством. К моменту повторного обследования у большинства тяжесть симптоматики оказалась значительно менее выраженной и в ряде случаев полное расстройство не определялось. Ухудшилось в этой подгруппе состояние только одного обследуемого и у двоих изменений в состоянии не произошло — их адаптационный статус остался столь же низким.
Полученные предварительные данные о характере динамики ПСА у российских ветеранов боевых действий позволяют предполагать, что, действительно, большинство принимавших участие в таких тяжелых травматических событиях, как боевые действия, в последствии успешно адаптируются к послевоенной жизни. Даже в самых тяжелых случаях посттравматической стрессовой дезадаптации, связанных с развитием посттравматического расстройства, носителям травматического опыта удается успешно преодолеть его негативные последствия. Понимание психологических механизмов, обеспечивающих успешность ПСА, нуждается в дальнейших исследованиях, однако уже сейчас есть основания предполагать (по результатам предварительных исследований и опубликованным в литературе данным), что она прямо связана с активной позицией субъекта адаптации в процессе посттравматического развития личности.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта psychology.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование религиоведческой концепции Фрейда - психоаналитического метода в целом
Реферат Проблемы реализации механизма охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
Реферат Хозяйственные операции на примере ОАО "Арена"
Реферат Маркетингові дослідження
Реферат Ростовский, Дмитрий Владимирович
Реферат Обработка деталей на шлифовальном станке
Реферат Психологические особенности старых людей. Психологические задачи развития в старом возрасте - поздней взрослости
Реферат 7. Компьютерные сети
Реферат Себестоимость, прибыль и рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия
Реферат Разработка ПО "Правила Дорожного Движения"
Реферат Производство и издержки
Реферат Проектирование базы данных сессионной успеваемости студентов ВУЗа
Реферат Лабораторная работа по экономике ЛЭТИ 4 курс
Реферат Внутриполитическое развитие США при Р Рейгане
Реферат 7-й Металлургический саммит в Москве