Реферат по предмету "Психология"


Человекоцентрированный подход в психотерапии 2

--PAGE_BREAK--1.2. Вклад К. Роджерса в психотерапию
В начале данного раздела оговоримся, что сфера интересов Роджерса была значительно шире, чем психотерапия. Это и педагогика, и межкультурные коммуникации, межнациональные конфликты и философия психологии. «Роджерс – создатель не просто нового типа психотерапии, а нового подхода к пониманию человека, в центре которого – личность» (Бурлачук, Кочарян, Жидко, 2007, стр. 370). Однако здесь мы остановимся только на вкладе Роджерса в психотерапию.

Двумя наиболее важными особенностями психотерапевтической системы, созданной К. Роджерсом, являются, «во-первых, ее изначальное становление вне какого-либо традиционного терапевтического подхода, «экспириентализм» как опора ее автора главным образом на свой собственный личный психотерапевтический опыт и, во-вторых, ее «спокойная революционность» — инновационный характер основных элементов психотерапевтической системы – теории, техники и практики психотерапевтического общения» (Орлов, 2000, стр. 279).

Ранний вариант психотерапии, зарождение которой началось в 1940 г.,  был назван «недирективной психотерапией» (позже в дискуссиях с коллегами Роджерс признал, что терапия не может быть абсолютно недирективной, так как именно терапевт организует пространство терапии). Основная идея раннего подхода Роджерса состояла в отказе терапевта от роли эксперта или модификатора поведения. Терапевт способен лишь отразить, «отзеркалить», выразить в словах чувства клиента и тем самым помочь в их прояснении и осознавании.  Таким образом, акцент ставился на кардинальном изменении техники терапии.

В 1951 г. Роджерс изменил название терапии – она стала «клиент-центрированной» или «клиент-ориентированной». Этим подчеркивалось, что речь идет о большем, чем просто изменение техники терапии. Предлагался принципиально новый взгляд на человека, новая философская и методологическая позиция в психотерапии, реформирующая ее как систему. Появилась новая фигура в области психотерапии: взамен «пациента» приходит «клиент». Именно «клиент», а не «пациент» и не терапевт является ключевой фигурой процесса: человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент. Акцент был сделан на процессе изменения личности в психотерапевтическом контакте, на условиях, которые способствуют такому изменению.

В последующие годы Роджерс сконцентрировался на приложении своей теории и методов в различных областях. Этот подход использовался в менеджменте, педагогике, в здравоохранение и в политике. Таким образом, в 1960-1970-х гг. данный подход значительно расширился и стал именоваться «человек-центрированным» или «ориентированным на человека». Соответственно, психотерапия стала «психотерапией, ориентированной на человека»[*]. 

Роджерс внес существенный вклад в развитие групповой психотерапии. Одним из вкладов стала разработанная им концепция «основной встречи» (которая будет рассмотрена нами далее), предусматривающая «веру в возможность индивидуального развития тогда, когда члены группы выражают собственные чувства и принимают к сведению чувства других» (Рудестам, 2006, стр. 82). 

Новаторские идеи Роджерса звучат и в придании им особой роли терапевту-ведущему группы. Также как и в индивидуальной терапии, Роджер видел в терапевте не столько специалиста, который лечит людей, сколько равноправного партнера, формирующего спонтанные «я-ты»-взаимоотношениями, действующего в соответствии со своей интуицией и имеющего права делиться «своим личным». Такой «фасилитаторский» тип взаимодействия, предлагаемый Роджерсом, способствовал развитию новых подходов к групповой работе.

Роджерсу принадлежит заслуга первой публикации полного дословного текста психотерапевтических сеансов на основе аудиозаписей вместо практиковавшихся ранее авторских пересказов психотерапевтической работы.  Исследования в области практики, инициированные Роджерсом, внесли огромный вклад в понимание и развитие современных представлений об эмпатии, личностных установках психотерапевта, стадиях терапевтического процесса и его эффектах.
Глава 2. Теория личности* 2. 1. Точка зрения Роджерса на природу человека
Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства.

Выделим основные моменты, которые характеризует взгляды Роджерса на человеческую природу, и имеют непосредственное отношение к теории и практике созданного им терапевтического подхода.

1. Вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека.

В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивному осуществлению» свойственных им врожденных возможностей. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Однако, основываясь почти на 30-летнем опыте психотерапевта, Роджерс заявлял: «Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас» (цит. по Хьелл, Зиглер, 2007, стр. 533).

2.  Руководящий мотив в жизни: тенденция к актуализации и самоактуализации.

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность» (цит. по Хьелл, Зиглер, 2007, стр. 535). Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранять и раскрывать себя, максимально выявлять лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственныммотивационным конструктом, постулированным Роджерсом.

 Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция к актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции к актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе.

Наиболее необходимым аспектом тенденций к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации– это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Главными чертами такой личности являются: открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни (жизнь «здесь и теперь»), организмическое доверие к своим внутренним ощущениям как критерию выбора, эмпирическая свобода, креативность и творческий образ жизни.

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Самоактуализация и полноценное функционирование – это не статичные состояния, а процесс, означающий движение к своей истинной самости.
    продолжение
--PAGE_BREAK--         3. Важность субъективного опыта.
Роджерс считал, что для очерчивания себя и самоопределения люди опираются исключительно на свой субъективный опыт восприятия реальности, свою «внутреннюю систему эталонов», сквозь только сквозь призму которой реальность мира может предстать перед человеком в каждый момент его бытия; именно этот опыт он и назвал феноменологическим полем (Соколова, 2002, стр. 229). Это глубоко индивидуальный внутренний мир личности, включающий ее сенсорный и чувственно-моторный опыт, мир образов и смыслов. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Поэтому наиболее важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека – ведь в конечном счете только эти переживания ответственны за поведение.

Этот тезис выступает в оппозиции к утверждениям Скиннера о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию; по мнению Роджерса, скорее следует говорить об интерпретацииситуации и ее персональном значении, которое регулирует поведение. Критическое значение имеет восприятие явлений.  Важно, что никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности непременно лучше или правильнее, чем у кого-то еще; никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других.

4. Убежденность в способности человека принять на себя ответственность за свою жизнь

Роджерс выступает в оппозиции к теории Фрейда в ее части о том, что прошлый опыт определяет нынешнюю жизнь человека. Поведение не определено прошлыми событиями. Роджерс подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает свое окружение сейчас. Наша нынешняя интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на наше настоящее поведение.

С этой неисторическойточки зрения необязательно прослеживать давнее прошлое, чтобы узнать, почему человек ведет себя так сегодня. Разумеется, Роджерс признавал, что прошлый опыт влияет на восприятие настоящих событий. Однако он настаивал на том, что на поведение данного момента всегда влияет нынешнее восприятие и интерпретация. Более того, Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее, то есть личность следует изучать в контексте «настоящее – будущее».

Из этой позиции вытекает убежденность Роджерса в потенциальной способности человека принять на себя ответственность за свою жизнь, определение своей судьбы и своего будущего. Е.Т. Соколова отмечает, что «именно убежденность К. Роджерса в позитивной роли признания ответственности и свободы выбора за человеком коренным образом изменила всю философию отношения к больному, привела к появлению новой «фигуры» в области практической психологии, а именно: клиента в противовес традиционной «фигуре» пациента» (Соколова, 2002, стр. 230).

5. Холостическая позиция

Роджерс поддерживал холистическуюточку зрения на личность – представление о том, что человек ведет себя как целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности. Соответственно, он был убежден, что и понять человека можно только, если обращаться к целостному человеку. Другим следствием холистического взгляда на человека является оптимистическая оценка возможностей его самоизменения на основе изменения любого аспекта субъективного опыта.  
2. 2. Я-концепция    2.2.1. Центральный конструкт -  Я (реальное и идеальное) Центральный теоретический конструкт теории К. Роджерса  — самость, Я или Я-концепция (для Роджерса эти понятия синонимичны). Но, удивительно, Роджерс начал создавать свою теорию отнюдь не с признания важности собственного Я в переживаниях человека. Однако его пациенты выражали свои проблемы и установки, упорно используя именно этот термин, и постепенно он осознал, что Я было существенным элементом человеческого опыта и что целью пациента было достичь своей «реальной сущности» (Хьелл, Зиглер, 2007, стр. 539).  Я, или Я-концепция определяется как «организованный, устойчивый концептуальный гештальт, составленный из восприятия характеристик Я (»меня") и восприятий взаимоотношений Я («меня») с другими людьми и с различными аспектами жизни, наряду с ценностями, связанными с этими восприятиями» ( цит. по Паттерсон, Уоткинс, 2003, стр. 406). Важно, что это гештальт, принципиально доступный осознанию, хотя и не обязательно осознаваемый.  
Таким образом, Я – это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятиячеловека (определенного как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей Я. Я-концепция означает представления человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.

Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент Я называется идеальное Я. По Роджерсу, идеальное Я отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это Я, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.
2.2.2. Развитие Я-концепции и ее искажения
Роджерс не создавал специальную схему критических стадий, через которые проходят люди в процессе формирования Я-концепции. Он сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения тела или внешние стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не сознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что – «не мое». Следовательно, для новорожденного Я является фикцией (не существует); присутствует только целостное, всеохватывающее и недифференцированное феноменальное поле. Тем не менее, вследствие общей тенденции к дифференциации, которая является частью процесса актуализации, ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира. Этот процесс дифференциации феноменального поля в такое, которое признается и ощущается как отдельный объект, объясняет возникновение Я-концепции человека в теории Роджерса (Хьелл, Зиглер, 2007).

Роджерс выдвинул теорию, что когда Я только формируется, оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Иными словами, младенец оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции к актуализации. Младенец оценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся, доставляют ему удовольствие или нет и так далее. Такое положение вещей сохраняется относительно недолго: структура Я впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестры, другие родственники). Иначе говоря, по мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развития Я-концепции.

Обозначим эти условия и то, как они влияют на развитие Я-концепции.

§        Потребность в позитивном внимании.

С осознаванием Я развивается потребность в позитивном отношении со стороны других. Эта потребность, по Роджерсу, универсальна,  всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. Интересным аспектом позитивного внимания является его двойная природа – если человек считает, что он удовлетворяет потребность позитивного внимания у других людей, то он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности.

Удовлетворение потребности в позитивном внимание может быть более важно, чем собственный организмический оценочный процесс. Иными словами,  поведение человека будет управляется не вероятностью того, что его переживания сохранят или интенсифицируют его Я-концепцию, а вероятностью получить позитивное внимание от значимых для него людей. Роджерс считает это состояние несоответствия «Я» и переживаемого опыта наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости.

§        Потребность в позитивном внимании к себе (самоуважении).

Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе – это приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Иначе говоря, позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Следовательно, человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, так как это не будет удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе.

§        Условия ценности и безусловное позитивное внимание.

Самоуважение становится селективным, когда значимые другие разделяют самоощущения индивида на более или менее заслуживающие позитивного отношения.  Например, чаще всего родители позитивно относятся к желаемому поведению ребенка. То есть если дети ведут себя желаемым образом, у них появляется опыт позитивного внимания, в противном случае он отсутствует. Таким образом, создается то, что Роджерс назвал обусловленное позитивное внимание, или условия ценности, которые уточняют обстоятельства, при которых человек будет переживать позитивное внимание.

Хотя очевидно, что никто не может полностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но», то есть дают ему безусловное позитивное внимание.  

Оценка своей ценности (самоуважение) зависит от выполнения требований, предъявляемых ему другими. Переживание безусловного позитивного отношения препятствует развитию условий ценности и ведет к безусловному самоуважению, к конгруэнтности потребностей в позитивном отношении и самоуважении с организмической оценкой. Это, в свою очередь, раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации, присутствующую в каждом человеке, помогает человеку обрести способность к полноценному функционированию. 


Обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет. Потребность в самоуважении в таком случае ведет к селективному восприятию опыта с учетом условий ценности таким образом, что переживания, согласующиеся с присущими индивиду условиями ценности, воспринимаются и точно символизируются в сознании, в то время как переживания, противоречащие условиям ценности, воспринимаются искаженно или даже совсем не осознаются. Наличие самоощущений, не организованных в Я-структуру в символизированной форме, ведет к неконгруэнтности между Я и опытом, к ранимости и психологической дезадаптации. 

Неконгруэнтность между Я и опытом ведет к неконгруэнтности в поведении, так что некоторые виды поведения согласуются с Я-концепцией и точно представляются в сознании, в то время как другие актуализируют переживания организма, не ассимилированные в Я-структуру, и, следовательно, не осознаются или подвергаются искажению, чтобы стать конгруэнтными Я.

§        Переживание угрозы и процесс защиты.

В теории Роджерса угрозасуществует, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и каким-то аспектом наличного переживания, то есть ощущают переживание, неконгруэнтное Я-концепции. Если это переживание точно представлено в сознании, оно внесет разногласия и вызовет состояние тревоги. Процесс защиты предотвращает это, приводя общее восприятие переживание в соответвие с Я-структурой и условиями ценности. Иначе говоря, защита усиливает самоуважение человека и защищает его от надвигающейся опасности угрожающих переживаний.

Роджерс выделил два механизма патологической защиты: искажение восприятияи отрицание. Искажение представляет собой такую интеллектуальную переработку материала, которая делает его безопасным для Я-концепции. В этом случае переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятым. В случае отрицания, менее часто встречаемой защитной реакции, человек сохраняет целостность структуры своего Я, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается всякий раз, когда человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2.3. Генезис психических расстройств
Согласно «теории Я» Роджерса, сформированная на основе «условий ценности» Я-концепция, в свою очередь, начинает выполнять роль защитного (и искажающего) фильтра, пропуская в сознание лишь те аспекты опыта, которые подтверждают эти «условия ценности» и поддерживают самоуважение человека. 

Когда переживания совершенно не согласуются со структурой Я, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком» (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в помощи психотерапевта. Тем не менее, защита невротика все же отчасти может предотвратить символизацию угрожающих переживаний в сознании. В результате структура Я невротика остается почти невредимой, однако такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния; он очень уязвим в психологическом смысле.

По Роджерсу, если между Я и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита Я может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда Я не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Людей с такими расстройствами обычно называют «психотиками». Их поведение для объективного наблюдателя кажется странным, нелогичным или «безумным». Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я-концепции. Например, человек, который строго контролирует агрессивные импульсы, отрицая, что они являются частью его образа себя, может вести себя явно угрожающе по отношению к тем, с кем сталкивается в реальности в психотическом состоянии. Иррациональное и саморазрушительное поведение часто связано с психозом.

Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между Я и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная структура Я разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между Я и переживанием. Значительность несоответствия между сознаваемым Я и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации.

Важно отметить, что неконгруэнтность между опытом организма и опытом Я составляют не только главный источник угрозы, но и мощный стимул «для самопознания, открытости постоянно меняющемуся опыту и изменению представления о себе в соответствии с актуальным жизненным опытом. Психотерапия в этом смысле и призвана создавать условия, при которых подобное самодвижение, искусственно прерванное или заторможенное «условиями оценки», вновь стало доступным» (Соколова, 2002, стр. 235).
Глава 3. Человекоцентрированный подход в психотерапии 3.1. Условия терапевтического процесса
Как отмечают ряд авторов, «в любом виде психотерапии эксплицитно или имплицитно ставится вопрос о ресурсах изменения клиента» (Бурлачук, Кочарян, Жидко, 2007, стр. 373). В подходе Роджерса такой ресурс задается специфическими отношениями психотерапевта с клиентом. Он утверждал, что качество взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом является единственным важным фактором, ответственным за успешное терапевтическое вмешательство. Специальные терапевтические методики являются вторичными по отношению к взаимоотношениям психотерапевт-клиент и эмоциональному климату, в котором проходит их общение.

Роджерс предположил, что для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий (Соколова, 2002, стр. 240).  При соблюдении этих условий с известной мерой достоверности можно ожидать позитивных изменений клиента.

1.                            Два человека находятся в психологическом контакте.

Сущность этого утверждения раскрывается через несколько постулатов.

Во-первых, не изощренные техники, а сам терапевт, его «бытие-в-контакте» (Соколова, 2002, стр.240) служат ресурсом изменения человека. Это положение предъявляет к терапевту определенные требования («безусловное позитивное внимание», «эмпатия», «конгруэнтность»), которые мы рассмотрим ниже.

Во-вторых, психологический контакт предполагает также взаимность происходящих изменений в участниках, когда каждый из участников в полной мере стремится сам вступить во взаимодействие. Из этого следует, что нельзя помочь человеку, если он сам этого не желает.

В целом, это положение означает, что не может быть никакого существенного позитивного изменения личности вне взаимоотношений.

2.                            Один человек, клиент, находится в состоянии повышенной тревоги, ранимости и неконгруэнтности.  

Как описывалось ранее, Роджерс объяснял личностные расстройства и психопатологию в терминах значительного несоответствия между действительным переживанием человека и его Я-концепцией.

3.                            Второй человек в психологическом контакте является конгруэнтным в отношениях.   

Термин «конгруэнтность» введен Роджерсом для описания:

1)     соответствия «идеального Я», «Я» и «опыта» в жизни человека;

2)     динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом (Орлов, 2000, стр. 288).

Таким образом, Роджерс не считал, что психотерапевт обязательно должны быть «идеальной» личностью, полностью открытой для всех жизненных переживаний (хотя, безусловно, проживание конгруэнтности в первом смысле существенно влияет на конгруэнтность непосредственно в работе).   Конгруэнтность психотерапевта означает, что он «может вступать в контакт с клиентом как целостная, свободная от защитной позиции по отношению к себе и другим личность; может быть честным с самим собой и клиентом, быть в определенной степени прозрачным, то есть иметь свободный доступ к своим чувствам и не пытаться маскировать его никаким «фасадом»; быть в принципе готовым открыть клиенту свой собственный внутренний мир, но, безусловно, в той мере, форме, в какой это уместно и полезно для текущего терапевтического процесса» (Соколова, 2002, стр. 241).

4.                             Психотерапевт испытывает безусловное позитивное отношение к клиенту.

Психотерапевт принимает любые переживания клиента и не дает им оценок, то есть воспринимает их без одобрения или порицания, то есть не предъявляет «условий ценности» по отношению к клиенту. Эта позиция означает проявление заботы о клиенте, но такой заботы, которая не является опекой или средством удовлетворения тех или иных потребностей самого терапевта. Это забота, сохраняющая за клиентом возможность оставаться автономным, отдельным человеком, не посягающая на его собственный опыт, его собственные переживания и чувства.

Как отмечает Орлов А.Б.: «Роджерс рассматривал данную терапевтическую установку не как некую абсолютную личностную диспозицию, существующую по принципу «все или ничего», но как континуум проявлений принятия от условного до безусловного. В этом смысле безусловное позитивное принятие как предельная, крайняя точка данного континуума есть не что иное, как теоретическая абстракция. Это означает, что в психотерапевтической реальности эффективный, действительной помогающий терапевт переживает состояние безусловного позитивного принятия лишь в отдельные моменты общения с клиентом»   (Орлов, 2000, стр. 284). 

В условиях безусловного позитивного отношения (в той степени, в какой его можно достичь в терапевтических отношениях) у клиента создается уверенность, что его полностью понимают и принимают. Такой терапевтический климат позволяет клиенту соприкоснуться со своим организмическим уровнем переживания, позволяет ему осознать это переживание, не чувствуя угрозу. Такие терапевтические условия позволяют клиенту еще более погрузиться в себя, выразить свои истинные чувства, не боясь упрека, и, в конечном итоге, интегрировать эти чувства с неизбежно измененной Я-концепцией.

5.                           
Психотерапевт стремится к эмпатическому пониманию внутренней системы координат клиента и стремится передать это понимание клиенту.

Для характеристики эмпатического понимания, эмпатии, по Роджерсу, весьма существенны три особенности эмпатического процесса (Орлов, 2000, стр. 284). Во-первых, это сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции эмпатирующего, сохранение психологической дистанции между ним и эмпатируемым или, другими словами, отсутствие в эмпатии отождествления между переживаниями эмпатируемого и эмпатирующего (то есть идентификации).  Роджерс непрестанно подчеркивал терапевтическую ценность вхождения терапевта во внутренний мир клиента, «как если бы он был вашим собственным, но никогда не переходя условие «как если бы»» (цит. по Хьелл, Зиглер, 2007, стр. 566).

Во-вторых, в эмпатии содержится сопереживание (каким бы по своему знаку и содержанию не было переживание эмпатируемого), а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии) эмпатирующего к эмпатируемому.

В-третьих, эмпатия – это динамический (процесс, действие), а не статичный (состояние, способность) феномен.

По поводу стремления к передаче терапевтом своего эмпатического понимания очень важно отметь, что это не должно трактоваться, как акцентирование коммуникативного (поведенческого) компонента эмпатии. Как справедливо отмечает Орлов А.Б., такой акцент «может приводить к выхолащиванию собственно эмоционального, первичного момента эмпатии, провоцируя при этом ощущения внутренней опустошенности и неконгруэнтности терапевта и в конечном итоге приводя к утрате им самим возможности эмпатического слышания» (Орлов, 2000, стр. 288).  Он также отмечает, что «эмпатия с предельно редуцированным поведенческим компонентном может быть гораздо более эффективной, нежели эмпатия с выраженным “коммуникативым компонентом”» (Орлов, 2000, стр. 287).  Стремление передать эмпатическое понимание заключено в самом проживании эмпатии, а не в ее «демонстрации».

6.                           
Клиент переживает хотя бы в малой степени безусловное позитивного отношение и эмпатию психотерапевта

Чтобы быть переданным безусловное позитивное отношение должно существовать в контексте эмпатического понимания. Восприятие безусловного позитивного отношения психотерапевта является важным способов ослабления существующих условий ценности и усиления безусловного самоуважения клиента. За счет усиления безусловного позитивного отношения индивида к себе, человек становится менее восприимчивым к угрозам, менее склонным к защитной позиции, более конгруэнтным; усиливается его позитивное отношение к другим. Процесс организмическоого оценивания постепенно становится основой регуляции поведения, индивид приближается к полноценному функционированию. В этом собственно и заключается цель психотерапии.

Резюмируя рассмотренные выше условия эффективного терапевтического процесса, подчеркнем, что Роджерс был убежден, что именно клиент, а не терапевт, ответственен за любой процесс изменений во время психотерапии. Поскольку в клиенте заложена мощная потребность в саморазвитии и самоактуализации, задачей терапевта является создание и поддержание таких условий, в которых процесс движения клиента начнет реализовываться.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2. Процесс терапии
Терапевтический процесс вытекает из изложенных выше условий терапии. Описание процесса может проводиться в двух системах координат (Паттерсон, Уоткинс, 2003, стр. 416): феноменологической, или системе координат клиента; и внешней, или системе координат наблюдателя.
3.2.1. Процесс, переживаемый клиентом
§        Ожидания

Восприятия процесса клиентом изначально зависит от его ожиданий в отношении психотерапевта и терапевтической ситуации. Эти ожидания сильно варьируются. Роджерс приводит несколько того, что может ожидать клиент от  психотерапевта (Роджерс, 2007, стр. 112): исполнения «родительских функций» — «защитит от всего страшного, что может произойти»; «зловещий хирург» — будет «кромсать» безо всякого сострадания душу клиента; «советчик»; «такой же как и остальные психотерапевты»; «наивысший авторитет» и т.д.  


§        Восприятие установок консультанта и методов его работы

При несовпадении ожиданий клиента с установками и стилем психотерапевта психотерапевтическая ситуация изначально может представляться клиенту фрустрирующей. Однако затем, переживая интерес со стороны психотерапевта, его позитивное отношение, клиент ощущает поддержку (хотя психотерапевт не оказывает ее в житейском понимании этого слова), получает опыт принятия. Клиент осознает, что именно такие условия, созданные клиент-центрированным терапевтом, способствуют самоанализу и самопознанию.

§        Переживание ответственности

Клиент вскоре обнаруживает, что несет ответственность за самого себя в отношениях с психотерапевтом, что может привести к возникновению различных чувств, в том числе чувства одиночества, раздражения, гнева, а также  ведет к переходу от нереалистичных ожиданий к живому и непосредственному опыту взятия на себя ответственности.

§        Опыт исследования

В процессе исследования собственных установок клиент впервые начинает чувствовать, что тот процесс, в который он оказался вовлеченным, приведет к таким изменениям в нем самом, о которых он и не подозревал. Одной из составляющих периода исследования себя является ощущение внутренних противоречий и рассогласованности.

§        Обнаружение отвергнутых установок

В результате исследования обнаруживаются установки, которые были пережиты, а затем отвергнуты. Это может касаться как негативных, так и позитивных установок. Роджерс отмечает, что «сталкиваясь с необходимостью включения ранее отрицаемых частей своего опыта в осознанную структуру личности, человек переживает связанную с этим боль. Раскрытие эмоций чувств и установок, переживаемых как на физиологическом, так и на психологическом уровне, факт наличия которых ранее игнорировался, составляет один из важнейших феноменов терапии» (Роджерс, 2006, стр.126).

§        Опыт реорганизации Я

Привнесение отвергнутых переживаний в осознание нередко влечет за собой реорганизацию Я, которая начинается с изменения восприятия и установки в отношении Я. Изменение Я может быть значительным или небольшим, с сопровождающими эмоциями от легкого дискомфорта до страдания, боли и абсолютной потерянности в мире. Эти эмоции, представленные в основном страхом, депрессией и ощущением безысходности, не согласуются с реальным прогрессом, поэтому за глубоким инсайтом может последовать сильнейший приступ отчаяния.

Процесс реорганизации Я, превращения в самого себя, включает различные аспекты. Человек начинает «избавляться от ложных ролей или масок, пытается обнаружить что-то истинно свое. Клиент может обнаружить кажущееся отсутствие у себя индивидуального Я, которое существует лишь в связи с ценностями и запросами других людей. Вместе с тем существует настоятельная потребность искать себя,  становиться собой» (Паттерсон, Уоткинс, 2003, стр. 417).

Другой аспект  — это «переживание чувств до их пределов, так что человек становится своим страхом, гневом, любовью и т.д.» (Паттерсон, Уоткинс, 2003, стр. 417). То есть все ранее сдерживаемые переживания становятся частью реального Я.

 Из переживания этих элементов Я вырастает единство, гармония или стереотип. Все эти переживания являются частью потенциального Я, которое находится в процессе открытия.

Результатом реорганизации Я служит не только принятие себя, но и, по словам Роджерса — «тихая радость быть собой» (цит. по Паттерсон, Уоткинс, 2003, стр. 418).

§        Переживание прогресса

Практически с самого начала клиент ощущает происходящий прогресс. Этот прогресс чувствуется даже при наличии замешательства и депрессии. Обращение к некоторым вопросам и разрешение их, «осознание того, что один из сегментов личностной организации уже был реконструирован и что новая форма поведения является следствием этой реконструкции» (Роджерс, 2006, стр.137) и составляют прогресс, вселяя в клиента уверенность в необходимости продолжать исследование себя, несмотря на обескураживающие результаты такого исследования.

§        Опыт завершения

Так как клиент несет ответственность за те изменения, которые в нем произойдут, он определяет, когда терапия должна быть завершена. Ощущения, которые говорят клиенту о необходимости завершить терапию, могут быть очень разными. Иногда перед окончанием терапии бывает период, когда промежутки между сеансами удлиняются. Это часто сопровождается чувством страха, утраты, нежелания прекращать терапию, поэтому завершение может быть отложено на одну-две сессии.

В целом, необходимо отметить, что процесс терапии не направлен на разрешение проблем. Это переживание чувств, ведущее к тому, чтобы стать самим собой, стать «полноценно функционирующим человеком».
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.