Министерствообразования и науки Российской Федерации
ЧитинскийГосударственный Технический Университет
Факультет:Промышленное и гражданское строительство
РЕФЕРАТ
Предмет:Психология и педагогика профессиональной деятельности
Тема: Ценностьчеловека как ценностное основание профессионала
Выполнил:
Студент 5 курса
Павлов Алексей
Проверил:
Чита2008г.
Содержание
Введение
1. Ценности личностии ценностные ориентации
2. Личность ипрофессия
2.1. Личность впроцессе профессионализации
2.2. Профессионализм ипрофессиональное самосознание
Заключение
Список литературы
Введение
Проблемапрофессионального развития человека, одна из наиболее изучаемых в психологии ипотому достаточно детально разработанная: выделены стадии (этапы) и уровниразвития человека как субъекта труда (Климов Е.А., Кудрявцев Т.В., МарковаА.К., Титма М.Х. и др.); показана специфика профессионального развития наразличных стадиях (Зеер Э.Ф., Иванова Е.М., Корнеева Л.Н., Маркова А.К., МитинаЛ.М., Поваренков Ю.П., Пряжников Н.С. и др.); выделены кризисные периодыпрофессионального развития (Зеер Э.Ф., Климов Е.А., Пряжников Н.С. и др.).Изучены такие аспекты данной проблемы, как: развитие операционально-техническойи мотивационно-целевой сфер в процессе становления профессионала (Бодров В.А.,Дружинин В.Н., Зеличенко А.И., Маркова А.К., Шадриков В.Д. и др.); особенностипрофессионального сознания и самосознания на различных этапах профессиональногоразвития (Ермолаева Е.П., Климов Е.А., Миронова ГЛ., Пантилеев СР. и др.);специфика образа мира в зависимости от типа профессии и степени приобщения кней (Лртемьва Е.Ю., Климов Е.Л., Стрелков Ю.К., Хашша И.Б. и др.).
Среди работ,посвященных изучению развития субъекта труда, имеются также теоретические иэмпирические исследования, предметом которых выступают ценностно-смысловыеоснования профессиональной деятельности. Так, изучению различий ценностныхориентаций в зависимости от стадии развития профессионала и типапрофессиональной деятельности посвящены работы: Ивановой Н.В., Колосовой В.В.,Мельниковой М.И., Мироновой ГЛ., Стрелкова Ю.К.,.Ядова В.А.; проблеме роли смысловыхобразований в профессиональной деятельности посвящены работы Артемьевой Е.Ю.,Стрелкова Ю.К., Ханиной И.Б., на важность смысловых регуляторов в реализациипрофессиональной деятельности указывают также: Зеер Э.Ф., Маркова А.К., МитинаЛ.М., Пряжников Н.С. Вместе с тем можно наблюдать недостаток исследований,направленных на изучение содержания ценностей и смыслов, реализуемых субъектомтруда именно в профессиональной деятельности. В большинстве вышеуказанных работрассматривается взаимосвязь стадии (особенностей) профессионального развитияили типа профессиональной деятельности с так называемыми «общими» или«терминальными» ценностями (познание, здоровье, общение, активная деятельнаяжизнь, саморазвитие и др.), которые могут быть реализованы не только в рамкахпрофессиональной сферы жизнедеятельности человека, но и в других: семейной,общественно-политической и т.д. В становлении профессионала можно выделитьсобственно профессиональные ценности, т.е. релевантные именно профессиональнойсфере жизнедеятельности человека, с учетом типа профессиональной деятельности(объекта), различного отношения субъекта труда к ее процессу и результату, атакже различных внешних факторов, в той или иной степени влияющих на реализациюпрофессиональной деятельности (условия труда, социальная престижностьпрофессии, стиль жизни связанный с профессий и др.).
В процессепрофессионального развития имеет место динамика «внешних» и «внутренних»профессиональных ценностей, которая проявляется: в изменении степенисубъективной значимости «внешних» и «внутренних» ценностей на различных стадияхпрофессионального развития. На начальных этапах «внешние» ценностипрофессиональной деятельности будут обладать большей степенью значимости, чемна завершающих этапах, в изменении степени субъективной значимости ряда«внутренних» ценностей профессиональной деятельности на разных этапахпрофессионального становления.
Динамика субъективногосмысла профессиональной деятельности определяется возрастно-психологическимисоставляющими (социальной ситуацией развития, возрастными новообразованиями — особенностями личности, сознания, характерными для данного возраста),обусловливающими изменение субъективного смысла профессиональной деятельности впроцессе возрастного развития, что выражается в различной степени значимоститех или иных смыслов на разных возрастных этапах.
1. Ценностиличности и ценностные ориентации
Одним из главныхфакторов выбора профессии и становления личности как профессионала являютсяценности личности и ценностная ориентация. Рассмотрим эти факторы.
Ценность трактуетсяотечественными и зарубежными авторами по-разному: как значимость, значениеопределенных объектов для человека (Анисимов С.Ф., Каган М.С., Рубинштейн С.Л.,Непомнящая В.И.); цели существования человека, конечные и надситуативные,служащие ведущими принципами в жизни (Ольшанский В.Б., Schwarts S.H., RokeachM., Kluckhohn С); ценностное отношение (Донцов А.И.), компонент смысловойсферы, представляющий собой одну из форм функционирования смысловыхобразований, (Братусь Б.С., Асмолов А.Г., Б.С., Василюк Ф.Е., Столиц В.В.,Тихомандрицкая О.А., Будинайте Г.Л.), идеальная модель должного (желательного),указывающая направление желательного преобразования действительности субъектом(Леонтьев Д.А.). Взгляды многих авторов на природу ценностей согласуются в том,что ценность того или иного предмета (процесса или явления) возникает только вобъектно-субъектном отношении, в процессе оценивающей деятельности субъекта, ане присуща им изначально в процессе особой формы деятельности — ценностно-ориентационной (Иванова Н.В., Каган М.С., Подольская Е.А.). Так,Каган М.С. описывает три вида деятельности: преобразовательную (труд,преобразование общества, преобразование человека), познавательную (практическуюи научную) и ценностно-ориентационную, последняя (в отличие от познавательной)позволяет получить информацию о ценностях, а не о сущностях, и ее своеобразиезаключается в установлении отношений не между объектами, а между объектом исубъектом. Это есть оценочная деятельность, в процессе которой осуществляетсяоценка значимости тех или иных объектов, явлений, событий исходя изпотребностей и интересов, идеалов и устремлений субъекта. Причем в качествесубъекта может выступать не только единичный субъект, т.е. личность, но иколлектив, социальная группа, общество в целом. В качестве объектовценностно-ориентационной деятельности может выступать все многообразиепредметов человеческой деятельности, общественных отношений и природныхявлений. Таким образом, в результате ценностно-ориентационной деятельностиобъект, явление, событие становится для субъекта (индивидуального иликоллективного) ценностью, т.е. приобретает определенное человеческое,социальное или культурное значение.
Ценностная ориентация личностиопределяет практически все ее действия, в том числе профессиональное поведение.Однако далеко не все задумываются о собственных ценностях. Зачастую этоприводит к тому, что человек не понимает самого себя или испытывает фрустрацию,которой не находит объяснения.
Ценности личности можно разделитьна абсолютные и операционные. Абсолютные ценности определяют устремленияличности, в частности те цели, которые человек ставит в жизни, и к которым он,в конечном счете, стремится. Операциональные ценности регулируют способдостижения целей.
Среди ценностей личностиустанавливается определенная иерархия. Например, честность входит в наборценностей многих людей, однако место, которое она занимает в общем списке,может быть разным. Некоторые ставят ее на первое место и считают недопустимымотклонения от абсолютной честности. Другие, у которых приоритетными являютсядругие ценности, например достижение успеха, иногда могут поступиться строгимиправилами и соврать «для пользы дела»; при этом, однако, их трудноназвать нечестными людьми.
Система ценностей личностинеизбежно несет на себе отпечаток ценностей, разделяемых большинствомпредставителей той или иной национальной культуры. Приоритеты ценностей — этото, что во многом отличает одну национальную культуру от другой.
Осознание собственных ценностейпомогает человеку избегать внутриличностных конфликтов, поскольку он осознаннообходит ситуации, в которых его ценности могут оказаться в противоречии друг сдругом
Выявление системы личных ценностей- непростое дело. Для этого полезно проследить за важнейшими событиями жизни ипопытаться определить, чем вы руководствовались в ее критические моменты.
Еще одним полезным способом анализасистемы ценностей личности является осознание того, какими правилами выруководствуетесь при принятии индивидуальных решений, особенно если речь идет отрудных решениях. Ниже приведены возможные «правила отбора» решений,полезные для такого анализа.
• Проверка «первойполосой»: как вы будете чувствовать себя, если сообщение о вашем решениипоявится на первых полосах газет?
• «Золотое правило»:хотели бы вы, чтобы с вами поступили так же?
• Не затронуты ли достоинство исвобода других людей?
• Проверка на равноправие: неполучают ли вследствие вашего решения преимущества люди, которые этого незаслужили?
• Тест на личнуюзаинтересованность: не сказалась ли на принятом решении возможность полученияличной выгоды?
• Проверка совместимости с личнойсистемой ценностей: соответствует ли принятое решение вашим жизненнымпринципам?
• Справедливость процедуры принятиярешений.
• Материальная выгода с точкизрения других людей: как соотносятся преимущества, получаемые вследствиерешения одной группой людей, с негативными последствиями, испытываемыми другойгруппой?
• Спокойный сон: будете ли вы спатьспокойно, если о вашем решении узнает кто-нибудь еще?
Ценностные ориентацииопределяют содержание направленности личности, составляют ядро ее жизненнойконцепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другимлюдям. М. Рокич различает два класса ценностей. Первый класс включает ценности,важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные целииндивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности,предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствуеттрадиционному делению ценности — цели и ценности — средства.
Ценностные ориентации — общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми строится поведениеиндивида в различных жизненных ситуациях. Генетически они формируются наразличных этапах онтогенеза под влиянием природного, социального и культурногоокружения и понимаются как структурные в переживаниях и представлениях значимыеотношения к себе и к миру в прошлом, настоящем и будущем. Психологическойосновой ценностных ориентаций личности является многообразная структурапотребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений,участвующих в создании ориентации личности, выраженнойсоциально-детерминированным отношением личности к обществу. Ценностныеориентации выполняют регулирующую функцию поведения личности и задает еенаправленность.
Психологическимимеханизмами формирования и развития ценностных ориентаций выступаютиндивидуально — типологические особенности протекания психических процессов ипрежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в формеинтериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.Сформированные в систему, ценностные ориентации во многом определяют личностнуюособенность индивида во всех областях человеческой деятельности.
Такимобразом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитиемнаправленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: "…что в деятельностичеловека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступаетобщественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальныхпотребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуетсяотношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного иобщественно значимого". И далее: «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различныхсторон, аспектов мира для человека, для его жизни».
2. Личность ипрофессия
2.1. Личность в процессе профессионализации
Личность, входя вобщественные отношения в определенном социокультурном пространстве,интериоризирует его социальный опыт, который может быть значительно ширеохвачен, что обуславливается степенью активности внутренних структур личности,ее позиции по отношению к внешнему миру.
В ряде исследованийрезультатом социализации предстают личностные нормы (Г.М.Андреева, В.С.Магун идр.); личностные смыслы (Е.Ю.Артемова, А.Г.Асмолов и др.); социальные привычки(С.А.Беличева, А.В.Петровский и др.), установки, мотивационные образования, втом числе ценностные ориентации, а также «целостные эффекты структурыобразования личности, к которым, прежде всего относится характерличности». В западной психологии выделяют самосознание человека и его«Я-концепцию» (Т.Шибутани, Э.Берн, К.Роджерс).
Одной из содержательныхи значимых сторон социализации личности выступает ее профессионализация,которая охватывает большую часть жизни человека и качественно ее определяет.Являясь частью целого, профессионализация отражает в себе суть, принципы,закономерности социализации и в самом общем виде может трактоваться как процессвхождения индивида в профессиональную среду, овладение знаниями, навыкамипрофессиональной среды, принятие ценностей и активная реализация, самовыражениепосредством профессиональной деятельности.
С.А.Беличева замечает:«содержательная сторона процесса социализации включает формированиепрофессиональных намерений, знаний, навыков, позволяющих человеку включиться всистему трудовых производственных общественных отношений; далее формированиесистемы регулятивных механизмов общественного поведения индивида, систему егоценностно-нормативных, правовых, этических, социальных, политическихпредставлений, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений и т.д., а такжеформирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности,эмоционально-волевые особенности личности».
Сам процесспрофессионализации включает в себя 4 стадии, подразумевающие определенныепсихологические критерии, соответствующие каждой из них:
1-я стадия связана сзарождением и формированием профессиональных намерений, первоначальнойпрофессиональной ориентировки. Психологический критерий — соответствиеобщественным потребностям и потребностям личности — выбор профессии.
2-я стадия — периодпрофессионального обучения и воспитания. Психологический критерий — профессиональное самоопределение личности.
3-я стадия — активноевхождение в профессиональную среду, отражающее переход к новому типудеятельности. Психологический критерий — активное овладение профессией вреальных условиях трудового процесса.
4-я стадия — полная иличастичная реализация профессиональных устремлений и возможностей личности всамостоятельном труде. Психологический критерий — степень овладенияоперациональной стороной профессиональной деятельности, уровеньсформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду,мера мастерства и творчества.
Наибольшую значимость вданном контексте приобретает самосознание личности, потому как на протяжениивсего процесса профессионализации и перехода от одной стадии на другую возможновозникновение внутриличностностных конфликтных ситуаций, кризисов. Здесьвозникает необходимость актуализации проблемы личностного смыслапрофессионального идеала, который обусловлен социальной позицией личности,главными составляющими которого выступают смыслообразующие мотивы, ценностныеориентации, смысловые установки.
2.2.Профессионализм и профессиональное самосознание
Профессионал — это «… типотношения к миру, который характеризуется «дистантным» отношением к предмету, ирациональным преобразованием жизненного материала»[1].
Профессионал отличаетсяособым отношением к миру, ценностной установкой, доминирующим типом поведения, которыереализуются в науке в четырех мертоновских принципах. Профессионализм это,скорее, «… модус независимости по отношению к миру, где все уже расколдовано ипревращено в материал для дела»[2].
Профессионализм естьсвойство человека (как индивида, личности, субъекта деятельности ииндивидуальности) выполнять деятельность на высоком уровне, — систематически, эффективнои надежно — в самых разнообразных условиях. Но понятие профессионализма неограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда; это иособое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала, иего ценностные ориентации. Профессиональное мастерство связано с особой формой отношениячеловека к действительности (к людям, обществу, природе), его ценностями, стем, что можно назвать профессиональным самосознанием.
Профессиональноесамосознание (или профессиональная Я-концепция включает представление человекао себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональнойкультуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций,присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаютсяхарактеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К нимотносят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могутвыступать индивидуально-психологические свойства, отношения личности, егоценностные основания.
Киндивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности:сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые,эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношенияличности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъектудеятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда;к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда. Ценностные основаниявключают в себя: значимость, значение определенныхобъектов для человека; цели существования человека, конечные и надситуативные,служащие ведущими принципами в жизни; ценностное отношение, компонент смысловойсферы; идеальная модель должного (желательного), указывающая направлениежелательного преобразования действительности субъектом.
От того, насколькоадекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, зависит успешностьего профессиональной адаптации.
Один из важныхмеханизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация.Под психологической идентификацией в теории социального научения понимаетсяпроцесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведениемобъекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве “образца”. Притаком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение “образца” служитстимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешниеформы поведения “образца”, осваивает нормы, идеалы, роли и нравственныекачества “образца”. В проблеме идентификации, как подчеркивает Г.М.Андреева,важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группепринадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремитсяотождествлять.
Отсутствие же учеловека направленности на определенный вид труда затрудняет формирование унего внутренних (психологических) средств деятельности. В последующем это проявляетсяв ухудшении профессиональной и социальной адаптации человека.
Истинного профессионалахарактеризуют высокая результативность и эффективность труда, и эти показателипрофессионал устойчиво демонстрирует в самых разнообразных ситуациях, в том числеи таких, которые объективно затрудняют достижение результата.
Ценностная ориентацияличности в процессе профессионализации — это взаимная ответственность другперед другом, это верность долгу, это терпимость, порядочность, нацеленность насотрудничество. Без соблюдения этих элементарных принципов невозможно обрестисвободу — в творчестве, в самореализации себя как личности. Как невозможностать Профессионалом в высшем смысле этого слова, не имея профессиональногомировоззрения, профессиональных идеалов, профессионального достоинства,уважения к своим коллегам. Для эффективной деятельности человеку ненедостаточно иметь профессиональные знания, умения и навыки. Припрофессиональной подготовке (и переподготовке) необходимо усилить внимание наразвитие адаптивного потенциала человека, формирование профессиональнойконцепции, обеспечивающей адекватную профессиональную идентификацию.
Таким образом,становление личности как профессионала зависит от его мировоззрения, егоценностей, оценочной деятельности, в процессе которойосуществляется оценка значимости тех или иных объектов, явлений, событий исходяиз потребностей и интересов, идеалов и устремлений субъекта.
Заключение
Истинныепрофессионалы посвящают себя стремлению к счастью и не позволяют себе ощущатьсамоудовлетворенность. Профессионалы могут восстановить удовольствие (а такжемораль и энтузиазм), посвящая себя пути истинного совершенства и строгойприверженности высшим ценностям. Этот путь ведет к более полнойпрофессиональной реализации и к (наивысшим) прибылям и удовлетворенности.
Чтобыдобиться этого, профессионалы должны признать, что существует разница между«провозглашенными ценностями» (о которых говорят) и «ценностями в действии»(как на самом деле они проживают свою профессиональную жизнь). (Эти терминыпозаимствованы у Криса Агририса.) Эта книга о попытках уравнять действияпрофессионалов в реальном мире с их истинными (провозглашенными) ценностями.
На практикеэто означает, что профессионалы должны еще раз задуматься о том, чем ониуправляют, что измеряют и что обсуждают. Если вы цените что-то, вы должныотслеживать вашу эффективность в этой области, не принимая ничего меньшесовершенства, и активно работать над поисками путей исправления в тех случаях,когда вам не удается добиться совершенства.
Список использованнойлитературы
1. АнаньевБ.Г. О психологических эффектах социализации// Человек и общество. Проблемысоциализации индивида. — Л. -ЛГУ; 1971.
2. ДружиловС. А. «Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологическиемеханизмы и проблемы формирования». СО РАО, ИПК. – Новокузнецк, 2001 (выпуск5). – С.46-56.
3. 5.Каган М.С. Философская теория ценности. — Санкт-Петербург., ТОО ТК«Петрополис».
4. 6.Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессиональногостановления.
5. 7.Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., МЭИ,1985.