Содержание
Введение
Глава1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей старшеговозраста средствами хозяйственно-бытового труда
1.1 Проблемаразвития самостоятельности в психолого-педагогической литературе
1.2 Влияниехозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшегодошкольного возраста
1.3 Педагогическиеусловия развития самостоятельности старших дошкольников средствамихозяйственно-бытового труда
Глава2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детейстаршего дошкольного возраста
2.1Констатирующий эксперимент
Вывод
Библиография
Приложение
Введение
Актуальность:сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значениепериода первых лет жизни человека для становления его личности в последующиегоды. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программусоциальной политики многих государств. Потребность готовить детей к жизни,передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности.Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине,когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду,прививая необходимые навыки.
Проблемойформирования активности и самостоятельности в детском возрасте занималисьмногие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежныхнаук. Еще Коменским были освещены ряд вопросов о детской самостоятельности.К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, Л.И Божович., А.Л. Венгер, атакже многие другие внесли огромный вклад в изучение активности исамостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученыекак Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизароваизучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности удетей.
Важноезначение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своихработах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Онписал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но изажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может бытьни достойной, ни счастливой». Большое значение труду придавали А.С. Макаренко,Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев.
В.А.Сухомлинский считал, что многое зависит от того, кто вёл ребёнка за руку вдетский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- этоопределяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребёнкаявляется взрослый.
А.Н.Леонтьев, в свою очередь, считал, что развитие личности обусловленодвойственностью связей субъекта с миром – предметной деятельностью и общением.Развитие этих соподчинений занимает длительный период. На первом этапепроисходит стихийное складывание личности, на втором этапе возникаетсознательная личность.
Хотятема развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возрастасредствами хозяйственно-бытового труда разработана в психолого-педагогическойлитературе, но воспитатели постоянно встречают трудности в практике.Сказывается недостаток методических разработок, их не современность.
Такимобразом, тема достаточно стара, она значима и хорошо представлена и разработанав педагогике 60-80 годов. Новизна этой темы заключается в направлении напознавательные аспекты.
Вышесказанноеопределило проблему нашего исследования: какие педагогические условия обеспечиваютэффективное развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возрастасредствами хозяйственно-бытового труда.
Цельисследования: рассмотреть возможности хозяйственно-бытового труда как средстваразвития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектисследования – процесс воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Предметисследования – педагогические условия развития самостоятельности детей старшегодошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.
Исходяиз этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитиесамостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытовоготруда будет эффективным, если педагог создает условия:
●стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем созданияпредметных условий для хозяйственно-бытового труда;
●поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка вгруппе и на участке;
●предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.
Изпоставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
♦раскрыть психолого-педагогическое содержание основных понятий: «детский труд»,«хозяйственно-бытовой труд», «самостоятельность»;
♦выявить влияние хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности;
♦определить и выяснить на констатирующем эксперименте создаёт ли педагогусловия, которые обеспечивают развитие самостоятельности в процессехозяйственно-бытового труда детей старшего дошкольного возраста.
Висследовании использовались следующие методы:
– наблюдение,беседа, тестирование;
– статистическаяобработка данных.
Структураработы: состоит из введения, двух глав, вывода, библиографии и приложения.Работа иллюстрирована таблицами.
Базаисследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад№22 «Малыш», старшая группа.
Глава1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности
удетей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-
бытовоготруда
1.1 Проблемаразвития самостоятельности в психолого-педагогической
литературе
Самостоятельность– свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшееусловие самореализации личности её творческих возможностей [9, 256].
Всоветской психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматриваетсякак стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка отмечалиH.К. Крупская, А.С. Макаренко. С.Л. Рубинштейн указывал, что самостоятельность- это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения ктруду, людям, обществу. В советской науке изучение самостоятельности было тесносвязано с разработкой теории воли (труды А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, В.И.Селиванова, Ю.Н. Дмитриевой и др.).
Взарубежной педагогике и психологии самостоятельность, как правило,отождествляется с нонконформизмом и противопоставляется конформности, т.е.преднамеренному или непроизвольному стремлению принять мнение и позицию группыво избежание конфликта с нею. Абсолютизация самостоятельности личности, еенезависимости отражается в теории «свободного воспитания». Авторыищут пути преодоления конформизма в предоставлении детям большей свободы отвлияния взрослых, формировании у них индивидуалистических черт (Аш, Кретч,Кретчфильд и др.).
Какподчеркивает А.В. Петровский, самостоятельность вовсе не представляет собой«отпочкования от общества». Развитие независимости по отношению кчуждым ребенку ситуативным социальным воздействиям предполагает непрерывныйрост и укрепление усвоенных им общественных норм поведения, усиление его связис обществом в целом.
Всоветской педагогике и психологии самостоятельность рассматривается какинтегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью иколлективистической направленностью. Она проявляется в инициативности,ответственности и относительной независимости ребенка (В.Й. Селиванов, М.И.Дидора). Предпосылки ее развития складываются в раннем возрасте, однако, лишьначиная с дошкольного возраста, она приобретает системное строение и можетрассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическаяхарактеристика детского поведения. К концу дошкольного возрастасамостоятельность становится относительно устойчивой особенностью, присущей,однако, не всем детям (А.А. Люблинская, М.И. Дидора).
Развитиесамостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными испецифическими воспитательными воздействиями взрослых. В дошкольном возрастеоно может осуществляться в продуктивной деятельности и элементарных формахтруда.
Кто изродителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Самостоятельность вобщепринятом значении – это независимость, способность и стремление человекасовершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным –объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. Ребёнок, болеечем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях,убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, чтоможет обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействиевзрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают илипринимают его и в зависимости от этого строят своё поведение.
Проблемаформирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогикеодной из самых актуальных.
Волевыекачества личности являются стержневой стороной характера человека, и ихвоспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и вколлективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироватьсятакие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своихсилах, настойчивость, выдержка [17, 63].
Оченьважным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка,является самостоятельность.
Самостоятельность,по мнению ряда авторов, обеспечивает:
♦умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своегоучастия в тех или иных обстоятельствах;
♦умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
♦умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
♦умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия,осуществлять элементарное планирование, получить результат);
♦умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатовдеятельности;
♦умение переносить известные способы действий в новые условия.
Формированиесамостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.
Рассматриваясамостоятельность как интегративное свойство личности, современныеисследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединениидругих личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизациювсех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий безпосторонней помощи.
Чемменьше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способныуправлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгуи одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; вподтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведеныдругими, и т.д. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичностиприводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтомуочень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей былиположительными.
Отличительнойособенностью самостоятельности детей старшей группы является ееорганизованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действоватьпо-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольноговозраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстреевыполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиямистарших.
Запоследние годы трудовому воспитанию детей дошкольного возраста стали уделятьменьше внимания а акцент сделан больше в познавательной, игровой, учебнойдеятельности, в ущерб формированию трудовой деятельности. Трудоваядеятельность, так же как и игровая является определяющим условием формированиясамостоятельности детей дошкольного возраста.
Втрудовой деятельности ребенок определяет для себя цель, планирует деятельность,выбирает средства реализации намеченного плана, проявляет волевое усилие, чтобыдостичь результата.
Формированиесамостоятельности в процессе трудовой деятельности явилось проблемой нашегоисследования.
Ретроспективныйанализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавнапривлекала внимание философов, психологов и педагогов.
Вфилософской литературе вопросы самостоятельности рассматривались в связи спроблемой свободы и ответственности личности, взаимодействия личности иобщества, общественной и личной практики. В философских исследованияхподчеркивается, что самостоятельность возникает как объективная необходимостьжизни и деятельности человека в обществе. Она есть результат длительного исложного исторического процесса установления и налаживания взаимоотношениймежду людьми. Развитие человека, заложенных в нем возможностей детерминируетсяобстоятельствами жизни и воспитания. Вместе с тем, активная деятельностьличности изменяет обстоятельства, приносит людям относительную свободу.Познавая закономерности развития общества, человек преобразует общественнуюсреду и одновременно себя. «Человек не может быть только объектом, он естьсубъект, он имеет свое существование в себе» [12, 21].
Философскиеподходы к самостоятельности получили свое развитие в работах крупных советскихпсихологов: Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. Всвоих трудах они рассматривали вопросы самостоятельности в русле кардинальныхпроблем психологической науки — проблем личности, активности, деятельности. Ониподчеркивали, что социальная ценность самостоятельности как качества личностиопределяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъектадеятельности и отношений. Самостоятельность — отмечал С.Л. Рубинштейн — это непростая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силамивести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее еетип отношения к труду, людям и обществу. Самостоятельность детерминируетсяреальным бытием человека. Для раскрытия детерминированности самостоятельностиличности большое значение имеет стержневое положение теории С.Л. Рубинштейна,состоящее в том, что в объяснении психических явлений надо исходить из реальногобытия человека и его взаимоотношений с внешним миром. «Все психические явленияв их взаимосвязи принадлежат конкретному, живому, действующему человеку/ всеони являются зависимыми и производными от природного и общественного бытиячеловека и закономерностей, его определяющих».
Такимобразом, проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим, чтоотношение психологов к феномену «самостоятельность» неоднозначно. С однойстороны, почти все исследователи, изучающие особенности развития детей, подчеркиваютогромную роль самостоятельности в развитии личности в целом, с другой стороны,во многих случаях они не дают ни содержательной, ни семантическойхарактеристики этому понятию.
1.2Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие
самостоятельностиу детей старшего дошкольного возраста
Правильноеучастие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на второмгоду жизни. Даже ограниченный физически и духовно маленький ребёнок имеетвозможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнениитрудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка впомещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы и пр. [13, 46].
Хозяйственно-бытовойтруд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовыеоперации, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят привыполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умениеустанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работатьдля всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой(готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение отоказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствуют формированиютаких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство,доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовойдеятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности дошкольника.
Но нетолько в этом влияние хозяйственно-бытового труда. Он создаёт большиевозможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например,участие в наведении порядка в групповой комнате), предварительного егопланирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания,бережного отношения к ним, стремления сделать свою работу хорошо исвоевременно. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для воспитанияположительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-бытовоготруда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения квещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативеустранять его.
Необходимостьв данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любуюдеятельность детей. Например, в течение нескольких дней дети обыгрываютпостройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляетсяпотребность в том, чтобы стереть с неё пыль. Или ребёнок хочет рисовать; он,выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать. После этогоребёнок должен собрать сор, отнести его в определённое место. В быту постоянновозникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпалземлю, разлил воду. Нужно вымыть, подобрать или вытереть. Таким образом,создается возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки ктрудовому усилию.
Особенностихозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногданезаметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь непродолжительноевремя: протёрли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду,пообедали, всё убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, одоведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторение изо дня в день однихи тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить,выполнять поручения или работать без особой тщательности [3, 67].
В бытупостоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкалигрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать.Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности ктруду, привычки к трудовому усилию.
Помере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий,учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сферехозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативудействий в быту, включения различных трудовых процессов.
Делаявывод, можно отметить, что участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольникиощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребятбольшого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля.Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящуюэпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей понаведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки; стираятряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и детиубеждаются в необходимости этого труда.
Задачапедагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно – эмоциональноеотношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда надо создавать такиеусловия, которые обеспечивали бы формирование терпение к грязи, неряшливости,эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача этауспешно решается, если, включая детей в хозяйственно – бытовой труд, им даютпочувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно –бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков,которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.
1.3Педагогические условия развития самостоятельности у старших
дошкольниковсредствами хозяйственно-бытового труда
Хозяйственно– бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее,становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средствонравственного воспитания детей: формирование целеустремленности,организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей,уважения к нему, воспитание положительности, организованности людей, воспитаниеположительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. В работес детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым.Так организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки,застелить простыни. Дети, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящимипомощниками взрослого. В процессе труда взрослый сам является образцом дляподражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения кповседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети былине просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в нянеорганизатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы иболее младшем детям. В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно –бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагаетнескольким детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизацииу детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с нимивыполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться,как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налитьна пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела,будет выполнять. Если приемы детям не знакомы, воспитатель включается в работусам, показывает как выполнять трудное или не знакомое действие, какорганизовать дело, учит умению договариваться с друг с другом, оказыватьпомощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованностьдействий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставитьцель, планировать работу, доводить до конца. Особое внимание педагог долженуделять воспитанию навыков организации коллективной трудовой деятельности.Детей приучают слушать задание, продумывать план работы, готовить всёнеобходимое для её выполнения, не отвлекаться, делать всё добросовестно иправильно, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудиться,помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её, не стесняться проситьпомощи [20, 83].
Например,перед тем как начать уборку помещения (участка), воспитатель предлагает детямвнимательно осмотреть групповую комнату (участок) и определить, что необходимосделать. Затем совместно с педагогом дети намечают план работы, выбираютбригадиров, которые сами могут подбирать себе бригаду. Каждой бригадевоспитатель помогает составить свой план работы, распределить обязанности. Поокончании уборки бригада анализирует свой труд, отчитывается перед всейгруппой. При такой форме организации труда каждый ребёнок ощущает себя членомколлектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувствоответственности за качество своей работы и работы товарищей.
Встаршей группе можно организовать и «труд рядом». Такая форма организации трудацелесообразна в тех случаях, когда воспитателю необходимо научить дошкольниковкаким-то приёмам работы, например, при наведении порядка в шкафах для одежды.
Встаршей группе следует организовывать и совместный труд, когда дети выполняютзадание, требующее обобщения результатов всех участников. Для общейдеятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подведя итог работы,нужно не забывать дать оценку труда каждого ребёнка.
Наданном возрастном этапе детям можно предлагать научить выполнять ту или инуюработу тех, кто долго не посещал дошкольное учреждение или же новичков,малышей. Действительным приёмом является также назначение дошкольниковпоочерёдно ответственными за общие дела.
Бываетцелесообразно объединять в труде детей, разных по характеру: робких инеуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных– с теми, кто не проявляет особого рвения и интереса к труду.
В руководствехозяйственно-бытовой деятельностью необходим индивидуальный подход. Ребёнка,который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовыхдействиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и еслипостараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить втакие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегосяположения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся статьлидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы вподчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не толькотрудиться, но и быть хорошим организатором [23, 39].
Если уребенка отсутствуют организаторские навыки, надо чаще обращать его внимание натруд детей, владеющих ими, и выражать уверенность, что у него тоже такполучится. Можно поставить его во главе группы детей, хорошо владеющихорганизаторскими навыками.
Малоактивным,пассивным детям целесообразно на первых порах давать индивидуальные поручения,постепенно увеличивая время их труда. Начинать следует с более легких,интересных заданий, а затем переходить к более сложным. Постепенно нужновключать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себяравноправными участниками общего труда и получали от него радость.
Встаршей группе значительно чаще организуется совместная трудовая деятельностьдетей и взрослых. При участии педагога дошкольники изготавливают атрибуты дляигр, принимают участие в оформлении помещения, костюмов к праздникам и т. д.
Нарядус коллективной деятельностью дети должны выполнять и индивидуальные поручения,разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодические,длительные, кратковременные). Некоторые поручения должны переходить вобязанности (следить за порядком в книжном уголке и пр.).
Дежурствадетей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующихгруппах дошкольники уже приобрели определённые умения. Дежурные по столовойнакрывают на стол, помогают няне раздать третье блюдо, убрать грязную посуду. Кзанятиям дежурные по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия, а поокончании убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу,расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек; к физкультурнымготовят частично оборудование и инвентарь.
Чтобыдети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находитьприменение своим силам, следует в процессе обучения хозяйственно – бытовомутруду на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения,например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов дляполотенец, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до техпор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководствохозяйственно – бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказываяим прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, чтои как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,внимательность [28, 18].
Приучаядетей старшего дошкольного возраста к систематическому хозяйственно – бытовомутруду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любоесерьезное дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однакоему нравится, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они исами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.
Встаршей группе вводятся дежурства по уголку природы. Дети дежурят по 2человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда. Можно организоватьдежурство по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой, другой – по подготовкематериалов к занятиям, третий – в уголке природы. Когда сидящие за последнимистолами отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется.
Большоезначение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно бытьвсегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности, каждоговоспитанника, оценивать не только результата, но и отношение детей к трудовойдеятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Еслив работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя изконкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитательможет высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только придежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важнодавать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы,меняет отношение к нему товарищей.
Необходимоучить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо нетолько при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролироватьсвое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу,доброжелательно и правильно на них реагировать. Воспитатель постояннонапоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следуетпомнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять неследует, так как это вызывает у детей негативное отношение к воспитателю. Лучшеиспользовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.
Кдетям 6-го г. жизни следует предъявлять более высокие требования в отношениикачества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен большеопираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлятьвозможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этихцелях можно использовать такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам,без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай как хочешь»;«Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше» и др. Методпоощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня тыхорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе болеетрудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания сбольшим старанием.
Важнопомнить, что ребёнок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимоуважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когдавыполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детейскладывается мнение, что взрослый несерьёзно, пренебрежительно, относится к ихтруду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резкопадает авторитет воспитателя в глазах детей.
Детистаршего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ,объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:
1.Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий;протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2. Протиратьмебель (вместе с кем-то из взрослых).
3.Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки),салфетки для хлебницы и т.п.
4.Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посудупосле завтрака.
5.Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6.Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резатьварёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать ичистить ягоды.
7.Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять сверёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупатьхлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8.Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9.Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть,спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10.Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям [29,123].
Такимобразом, можно сделать вывод, что основная форма организациихозяйственно-бытового труда детей старшей группы – это включение их вколлективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка,даваемая детям перед коллективной работой, создает предпосылки для постепенногоперехода от труда для себя и близких людей (мамы, воспитателя, няни) кхозяйственно-бытовому труду для окружающих – более младших воспитанниковдетского сада, сотрудников других групп. Это становится одной из главных задачтрудового воспитания детей в следующей, подготовительной к школе группе.
Методыпедагога в руководстве трудом детей направлены на то, чтобы предупредить ошибкув работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь.При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моментуперехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственнуюоснову личности ребенка, его трудовой деятельности.
Глава2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
самостоятельностиу детей старшего дошкольного возраста
средствамихозяйственно-бытового труда
2.1 Методикаопытно-экспериментальной работы по организации
хозяйственно-бытовоготруда, как средства развития
самостоятельности детейстаршего дошкольного возраста
В данном параграфе намнеобходимо определить задачи и методику опытно-экспериментальной работы.
Для проверки гипотезынеобходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Выявитьуровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявитьте педагогические условия, которые создаёт воспитатель для развитиясамостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствамихозяйственно-бытового труда.
Констатирующей частьюисследования было охвачено 15 воспитанников старшей группы МДОУ №22 «Малыш».
В констатирующей частиисследования проводилось целенаправленное наблюдение за проявлениямисамостоятельности у детей при выполнении различных трудовых поручений.Экспериментатор фиксировал все проявления детей и педагога, результатыоформлялись протоколами.
Методикаконстатирующего эксперимента:
Для решения первойзадачи необходимо провести наблюдение хозяйственно-бытового труда в старшейгруппе детского сада.
Цель наблюдения –выявить уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольноговозраста.
Необходимозафиксировать все проявления самостоятельности детей старшего дошкольноговозраста. Результаты наблюдения оформить протоколами (см. приложение 1).
Для оценки уровняразвития самостоятельности детей нами были выделены критерии:
— Умение действовать пособственной инициативе.
— Умение замечатьнеобходимость своего участия.
— Умение выполнятьпривычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого.
— Умение осознаннодействовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлятьэлементарное планирование, получить результат).
— Умение переноситьизвестные способы действий в новые условия.
Нами использоваласьтрёх бальная система оценки.
1 балл– Низкий интерес к заданию в обычных условиях, повышающийся в нестандартныхусловиях. Наличие бесцельных нерезультативных действий, инертность. Обращения квзрослому за помощью без использования собственных возможностей. Активностьсравнительно высокая в начале деятельности, затем быстро идет на убыль вследствии пресыщения. Результат достигается с помощью хаотическихнеорганизованных проб. Качество выполнения задания остается вне поля вниманиядетей.
2балла — В большинстве случаев высокий интерес к заданию, но выраженнаянеустойчивость поведения. В начале деятельности — высокая активность, но пристолкновении с трудностями темп работы снижается, действия становятся менеецеленаправленными, иногда безрезультатно повторяются. Поддержка взрослого,небольшая помощь, поощрение нередко приводят к существенному подъемуактивности, инициативы. Дети адекватно оценивают свою работу, но стремление кулучшению результатов выражено слабо. В обычных условиях наблюдаетсянесдержанность, импульсивность, небрежное выполнение задания, однако приусложнении задачи проявляется более высокая организованность, инициативность инезависимость. В этом случае заметно ярко выраженное эмоциональное отношение ксвоей деятельности и достигаемым результатам, наблюдается ответственноеотношение к работе, стремление не отступать перед трудностями, преодолевать ихсвоими силами, не обращаясь к взрослому за помощью.
3балла — Высокий уровень самостоятельности: внимательное принятие задачи,сосредоточенность, активные действия, направленные на достижение результата.Обращения к взрослым за помощью редки и появляются лишь после исчерпаниясобственных возможностей. Работа выполняется без спешки, суетливости,характерных для детей, отнесенных к 3 группе, и значительно продуктивнее, чем в1 и 2 группах. Наблюдается стойкая мобилизация усилий; встречающиеся трудностине демобилизуют детей, а, напротив, вызывают стремление, во что бы то ни стало,найти пути и способы их преодоления. Время выполнения заданий обычноиспользуется рационально. Работа выполняется добросовестно, аккуратно.Эмоциональные реакции свидетельствуют об умении самостоятельно оценить качествосвоей работы, объективно соотнести полученный результат с требуемым.
Результатыоценки суммировались путём высчитывания итогового балла.
От 5-8это низкий уровень развития самостоятельности.
От9-11 это средний уровень развития самостоятельности.
От12-15 это высокий уровень развития самостоятельности.
Дляподведения результатов исследования весь материал был представлен в форметаблицы:
Таблица1. Уровень развития самостоятельности у детей старшей группы
Критерии
Ф.И.
ребёнка Умение действовать по собственной инициативе Умение замечать необходимость собственного участия Умение выполнять привычные дела без помощи взрослого Умение осознанно действовать в новых условиях Умение переносить известные способы действий в новые условия Итоговый балл
Таблица2
Количество
детей
уровни По первой методике По второй методике Среднее по двум методикам Абсолютное число % Абсолютное число % Абсолютное число %
Длярешения первой задачи нами были проведены следующие методики.
1.Беседа.
Цель:Выявить уровень самостоятельности у старшего дошкольного возраста.
Ходобследования: Исследователь задаёт вопросы и фиксирует результаты беседы повыбранным критериям.
Беседапроводится в индивидуальной форме, отдельно с каждым ребёнком, в спокойной,непринужденной обстановке.
Детямпредлагались следующие вопросы:
1. Нравится ли тебе трудиться, помогать или не очень нравится?Почему?
2. Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься в детском саду? Чтоделаешь?
3. Если твой товарищ ничего не умеет делать, какой работе ты быего поучил? Почему именно этой?
4. Если мальчику или девочке говорят: «Ты очень хорошопотрудился» — что это значит, как ты думаешь?
5. Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устал,что будешь делать, как поступишь?
Порезультатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 9; 11), выявить уровеньсамостоятельности для контрольной и экспериментальной группы, выраженный вабсолютном числе и % соотношении.
Проведяобследование по одной методике, нам необходимо проверить результаты, применивдругую методику.
2задание.
Цель:Выявить уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Ходобследования: Подгруппе детей (3 человека) сообщается, что баночки из-под краскигрязные. Что делать?
Коллективныйтруд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие(1-й моет, 2-й ополаскивает, 3-й вытирает и ставит на поднос). Распределяютобязанности, договариваются между собой дети сами.
Результатнаблюдения необходимо занести в таблицу.
Таблица3Фамилия, имя Вымыть баночки из-под краски Высокий Средний Низкий
Порезультатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 10; 12) подсчитать итоговый балл,% соотношение и отнести детей к высокому, среднему, низкому уровням последующим показателям.
Есликоличество баллов: 5-8 — низкий уровень;
9-11-средний уровень;
12-15- высокий уровень.
Порезультатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 9; 10; 11; 12) выявить уровеньсамостоятельности для каждой экспериментальной группы, выраженной в абсолютномчисле и % соотношении (см. таблицы 6; 7).
Дополнительносделать сравнительный анализ уровня самостоятельности между детьми контрольнойи экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента, результаты анализазанести в таблицу (см. таблицу 8).
Особенностиработы педагога по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольноговозраста средствами хозяйственно-бытового труда.
Длярешения второй задачи опытно-экспериментального исследования: определить особенностиработы педагога по развитию самостоятельности детей старшего дошкольноговозраста в процессе хозяйственно-бытового труда нам необходимо провестианкетирование. На вопросы анкеты будут отвечать 6 воспитателей.
Цель:определить, что педагоги понимают под определением «самостоятельность», какиевиды деятельности, средства и методы использует в организациихозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности.
Анкетадля воспитателя
1. Как Вы считаете, необходимо ли уделять внимание развитиюсамостоятельности?
2. Что Вы понимаете под определением «самостоятельность»?
3. Как хозяйственно-бытовой труд влияет на развитиесамостоятельности?
4. Нужно ли учить детей самостоятельности? Если нужно, топочему?
5. Какие методы и приёмы Вы используете для развитиясамостоятельности?
6. Какую деятельность дети чаще проявляют самостоятельно?
7. Какой хозяйственно-бытовой труд предлагался воспитателем дляразвития самостоятельности?
8. Какие методы Вы используете для привлечения детей кхозяйственно-бытовому труду?
9. Нужно ли воспитателю принимать участие в хозяйственно-бытовомтруде?
10. Как в процессе хозяйственно-бытового труда можно воспитыватьу детей самостоятельность?
Обработкарезультатов анкетирования.
Критериямиоценки уровня работы педагога по развитию самостоятельности у детей старшейгруппы детского сада являются 3 показателя:
1. Понимание необходимости использования хозяйственно-бытовоготруда для развития самостоятельности.
2. Систематическое, последовательное и творческое использование методови приёмов способствующих развитию самостоятельности детей старшего дошкольноговозраста.
3. Осознание проявления гуманного отношения к ребёнку, не унижаяего достоинства и не нарушая его прав. Понимание опосредованного воздействия ввоспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствамихозяйственно-бытового труда.
Каждыйпоказатель оценивается по 3 бальной шкале:
1 балл– низкий уровень;
2балла – средний уровень;
3балла – высокий уровень.
По сумме балловопределяется общий уровень работы педагога в воспитании самостоятельности.
Уровни:Высокий – от 8 до 9 баллов.
Средний- от 5 до 7 баллов.
Низкий– от 3 до 4 баллов.
Результатысводим в таблицу.
Анализанкетирования воспитателей
Таблица4Ф.И.О. педагога Критерии Баллы по каждому критерию Сумма баллов Уровень работы педагога в развитии самостоятельности в процессе х.-б. труда
1. Игунова
Алла Ивановна 1 высокий 2 3 2. Лакеева Елена Владимировна 1 средний 2 3 3. Кустова Ольга Владимировна 1 высокий 2 3 4. Астахова Надежда Ивановна 1 средний 2 3 5. Ковалева Татьяна Ивановна 1 средний 2 3 6. Смолина Дина Николаевна 1 средний 2 3
Порезультатам таблицы подсчитываем итоговый балл, % соотношение и определяемуровень профессионализма педагогов в воспитании самостоятельности у детейстаршего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда.Результаты сводим в таблицу. Уровень профессионализма воспитателей в развитиисамостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессехозяйственно-бытового труда.
Таблица5
Количество Воспитателей
уровни Абсолютное число %
высокий
средний
низкий
Анализрезультатов констатирующего эксперимента
Дляисследования уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольноговозраста в процессе хозяйственно-бытового труда было проведено наблюдение подвум методикам:
1. Беседа.
2. Поручение: «Вымыть баночки из-под краски».
Беседапроводилась с каждым ребенком индивидуально. Наиболее часто у детей вызывализатруднения ответы на вопросы номер: 3,5, что говорит о том, что у детей не надолжном уровне развита самостоятельность в хозяйственно-бытовой трудовойдеятельности.
Применяявторую методику для решения первой задачи, было проведено наблюдение.
Воспитательпредложил подгруппе детей (3 человека) вымыть грязные баночки из-под краски.Каждый ребенок выполнял определенное трудовое действие (1-й мыл, 2-йополаскивал, 3-й вытирал и выставлял баночки на поднос), причем, распределялиобязанности и договаривались между собой дети сами.
Двегруппы ребят по 15 человек были разделены на подгруппы по 3 человека. С каждойподгруппой мы работали отдельно. Эксперимент длился 5 дней.
Наблюдаяза работой детей экспериментальной группы, мы обратили внимание, что практическив каждой подгруппе был лидер, который руководил работой. В первой тройке БыковаТ. быстро распределила обязанности: Ветрова К. мыла баночки (тщательно вымывалакаждую); сама Быкова Т. ополаскивала, а Кардаева А. выставляла баночки наподнос (очень торопилась и баночки иногда падали). Была подгруппа, где ребятаспорили, распределяя обязанности. Кравчин Ю. никак не хотел мыть баночки идолго спорил с Миллер Ю., пришлось вмешаться воспитателю, но не смотря на это,работа в этой тройке прошла очень слаженно. Были ребята, которые периодическиобращались за помощью к воспитателю, пренебрегая помощью товарищей.
Вконтрольной группе дети работали не менее слаженно, но была тройка, котораяужасно выполнила работу: Пустохин Д., вымывая баночки, устроил настоящий потоп,а Моисеенко Л., вместо того, чтобы вытирать баночки, просто их переворачивала итрясла, пытаясь стряхнуть воду.
Поитогам проведения констатирующего эксперимента можно сказать, что обе группыдетей имеют приблизительно одинаковый уровень сформированностисамостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда. В процентномсоотношении мы видим:
Уровеньсформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового трудаэкспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента
Таблица6
Количество детей
уровни По первой методике По второй методике Среднее по двум методикам Абсолютное число % Абсолютное число % Абсолютное число %
высокий
средний
низкий
2
7
6
13,3
46,7
40
3
7
5
20
46,7
33,3
2,5
7
5,5
16,6
46,7
36,7
Уровеньсформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового трудаконтрольной группы на этапе констатирующего эксперимента.
Таблица7
Количество детей
уровни По первой методике По второй методике Среднее по двум методикам Абсолютное число % Абсолютное число % Абсолютное число %
высокий
средний
низкий
2
7
6
13,3
46,7
40
2
8
5
13,3
53,4
33,3
2
7,5
5,5
13,3
50%
36,7
Высокийуровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 13,3% детей;
среднийуровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 46,7% детей;
низкийуровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 40% детей.
Чтобырассчитать уровень сформированности самостоятельности в каждой группе порезультатам наблюдений, результаты наблюдений были усреднены. В итогесравнительный анализ уровней самостоятельности показал:
Сравнительныйанализ сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытовоготруда по каждой группе детей на этапе констатирующего эксперимента
Таблица8
Кол-во детей
Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа Абсолютное число % Абсолютное число %
высокий
средний
низкий
2
7,5
5,5
13,3
50
36,7
2,5
7
5,5
16,6
46,7
36,7
Высокийуровень самостоятельности имеют 13,3% детей контрольной группы и 16,6% детейэкспериментальной группы. Средний уровень: 50% детей контрольной группы и 46,7%детей экспериментальной группы. Низкий уровень: 36,7% детей контрольной группыи 36,7% детей экспериментальной группы.
Такимобразом, наблюдение на констатирующем этапе показало, что обе группы детейстаршего дошкольного возраста имеют изначально почти одинаковый уровеньсформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда.
Вывод
Трудоваядеятельность является одним из важных факторов воспитания самостоятельнойличности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет всепредставление о себе и об окружающем мире.
Впроцессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовойдеятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного трударебенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптациюребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.Правда в последнее время в большинстве садиков находится в упадке. Это связаннокак с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума.В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд долженвзять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее трудовоговоспитания.
Нашеисследование показало, что посредством хозяйственно-бытового труда происходитразвитие самостоятельности у дошкольников.
Намибыл проведен эксперимент, который показал, что наша гипотеза правомерна, аименно развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возрастасредствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создаетусловия:
●стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем созданияпредметных условий для хозяйственно-бытового труда;
●поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка вгруппе и на участке;
●предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.
Перспективнымнаправлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут статьследующие: углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкойорганизации трудовой деятельности в быту детей старшей возрастной группы, атакже преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формированиясамостоятельности ребят посредством хозяйственно-бытового труда.
Библиография
1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение,1968.
3.Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-еизд., испр., доп.- М., 1983.
4. БуреР.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовоевоспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
5.Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. — М.: Гуманит.изд. центр Владом, 2003. — 256 с.
6.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В.Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. -288с
7.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.
8.Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитаниенравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.:Просвещение, 1998.
9.Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько — Мн.: Университетское, 1988. — 399с.
10.Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. — Минск, 1988.
11.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие дляпедагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143с.
12.Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я?Методическое руководство. — М.: Прометей; Книголюб, 2003. — 64с.
13.Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера- М.: Просвещение, 1985.
14.Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
15.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Подред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
16.Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевойигре: Автореф. канд. дис. — М., 1993.
17.Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. — М., 2003.
18.Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации кпрактической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. — 144с.
19.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М.: Педагогика, 1988.
20.Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовойдеятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. — 96с.
21.Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольныхучреждениях разных типов. — Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.
22.Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка вусловиях детского сада. // Дошкольное воспитание. — 1999. — №10. — С. 29-33.
23.Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. — Минск: Нар. аствета,1982. — 96 с. — (Родителям о детях).
24.Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения ктруду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис… канд. пед.наук.М., 1978. — 24с.
25.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. — 4--е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 336с.
26.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский — М.: Прогресс, 1985.
27.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. — М.:Генезис, 2001. — 160 с.
28.Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.- М., 1990. — №6. — С. 10-21.
29.Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. — М.: Педагогика,1990, — 174,[1] с. — (Педагогика — родителям).
30.Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.