Реферат по предмету "Транспорт"


Транспорт в жизни города

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МЕРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
                                         «Мир  между государствами пройдет через торговлю
                           и только транспорт ускорит это движение»
                                                                               К.МАРКС
                                                                        
                                                                                    ТРАНСПОРТ В ЖИЗНИ ГОРОДА
                                                                                                Черновой Ольги
                                                                                                   ученицы 10б класса
                                                                                              гимназии№ 426
                                                Санкт-Петербург   
                                                      2002г.
                                         СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение……………………………………………………………   3
1.   Историяразвития транспорта в г. Санкт-Петербурге……….       4
а. Первые дороги имосты……………………………………..       4
б. Конныйтранспорт…………………………………………...      5       
в. Трамваи, троллейбусы,автобусы, такси……………………     6
г. От Петербурга до ЦарскогоСела…………………………...      7
д. Воздушный и подземный транспорт……………………….     7
е.Город-порт……………………………………………………      8
2.   Роль изначение транспорта……………………………………       8
а. Экономическаяроль…………………………………………     8
б. Политическоезначение……………………………………...     9
в. Социальноезначение…………………………………………    9
г. Культурная функция………………………………………….   9
д. Оборонноезначение………………………………………….    10
3.   Отрицательноевлияние транспорта…………………………...        10
4.   Транспортв наши дни………………………………………….         11
5.   Изменения,связанные с юбилеем города……………………..        12
Заключение………………………………………………………….     13
Список используемойлитературы………………………………...    14
     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        III.   
                                                                               
ВВЕДЕНИЕ:
                                             «Подобнодвижению мельчайших частиц, несущих
                                                энергиюдругим телам, транспорт является
                                                жизненноважным и связующим звеном между               
                                               различнымисферами человеческой деятельности»                      
                                                                     А.Эйнштейн
       Говорить о транспорте — этовсе равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества.Протяженностью в несколько тысяч лет человек в своем развитии прошел этап отмомента изобретения колеса до освоения вселенной  и если сравнить древние потребностичеловечества в транспорте, то они ничтожно малы по сравнению с его желаниемсократить расстояние в кротчайшие сроки.   Цель данной работы – проста,поскольку не требует никаких доказательств и подтверждений.    Ни одногосударство в мире в своем историческом развитии не обходилось и не обойдетсябез развитой транспортной инфраструктуры. Роль транспорта в жизни планеты,государства и города действительно важна, поскольку только движение ведет кпрогрессу. Ярким примером этому является наш город Санкт — Петербург, которыйолицетворяет собой не только многомиллионный  мегаполис с развитойэкономической структурой, но и одновременно является крупнейшим культурным иполитическим центром страны. Многие города России являются более древними чемСанкт – Петербург, но не многие из них достигли такого экономического иполитического уровня, как этот город. Поскольку в отличие от них расположение«Северной Пальмиры» явилось основным базисом для развития  торгово-промышленныхи экономических отношений с другими странами. Именно в этом развитии главнейшуюроль сыграл транспорт.
1.  ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА
                                   Первые дороги и мосты
Петербург строился как крепость ипорт. Но строился он не на море, а на реке. И застраиваться город начал главнымобразом по рекам, поэтому добраться из одной его точки в другую было оченьтрудно. Согнанные со всей России крестьяне в тяжелых условиях возводили первыездания города на Неве. И в это же время в не менее тяжелых условияхпрокладывали первые дороги и мосты. В начале улицы просто прокладывали досками,а через реки и каналы устраивали паромные или понтонные переправы. Затемсогласно указу Петра в 1714 году, все улицы стали выкладывать камнем. И к концу18 века большую часть улиц покрыли булыжником. Такая  мостовая считаласьдолговечной, но ездить по ней на железных колесах было мучением. Тогда в 1825году вместо булыжника стали использовать деревянные кругляши – торцы. Мостовыестали гораздо удобнее, но требовали постоянного ремонта, поэтому их прокладывалитолько на главных улицах города, включая Невский проспект. И только в 1839 годуулицу покрывают  асфальтом, но из-за плохого качества от него надолгоотказываются. Постепенно заасфальтированные дороги приобрели популярность вконце 1876 года.
 Первые мосты в городе былипонтонные, то есть представляли собой настил на нескольких связанных друг сдругом лодках и баржах. Одним из них был Исаакиевский мост через Неву,сооруженный в 1727 году. Но мосты имели ряд недостатков, одним из которых было то,что при сильном волнении и ледоходе их сносило, из-за чего острова иногда нанеделю оказывались отрезанными от города. Позже началось строительство каменныхмостов через каналы, а в 80х годах были возведены первые в России разводныемосты, не мешавшие судоходству на реке. Вначале 19 века через небольшие реки иканалы начали сооружать железные мосты, а затем и железнодорожные. Так к 1917году в Петербурге насчитывалось уже более 200 мостов и мостиков. 
Конный транспорт.
 Транспорт для перевозки людей и грузов был самыйразнообразный. Сухопутный транспорт был в основном конный: легковой дляпассажиров и ломовой для грузов. Постепенно вводился общественный транспорт:конки, дилижансы, паровики. Но большая часть населения города, особенно бедноготрудового люда, ходило пешком, так как не в состоянии было себе позволитьзаплатить за транспорт, который был для них дорог. Поэтому рабочие старалисьпоселиться как можно ближе к заводу или фабрике, где они работали. Владельцыпредприятий шли им навстречу и строили около фабрик каменные или деревянныедома для своих рабочих. Так образовывались рабочие окраины. Общественныйтранспорт в основном стал служить для учащихся, мелких служащих, чиновников иприказчиков. Именно они долгое время пользовались услугами извозчиков, в конце19 века число которых превысило 20 тысяч. Извозчикам было положено носитьспециальную  бляху с номером и шапку с желтой лентой, а также красить экипажи вжелтый цвет. Самыми дорогими извозчиками считались “лихачи”. У них лошади иэкипаж был лучше, сами они были виднее и богаче. “Лихачи” выжидали выгодногослучая у театров, ресторанов и других мест, где появлялась богатая публика.
 Много было в Петербурге исобственных выездов. Экипажи у собственников были разнообразные: кареты,коляски одноконные и пароконные, фаэтоны, мальпосты и так далее. Они гордилисьсвоими выездами – это был показатель их богатства и положения в свете.
 Но постепенно извозчиков сталивытеснять конно-железные дороги, которые были очень распространенным видомперевозки людей. В 1860 году открыли первую линию конки – это был вагон,который тащила по рельсам пара лошадей. Из-за низкой скорости, примерно 8км/час, конку вначале использовали только для перевозки грузов. Однако послепоявления новых линий, трудовой люд, не имеющий денег на извозчиков, ста ездитьна дешевой конке. И к началу 20 века в городе насчитывалось около 30 линийконок.
 Постепенно ритм городской жизниускорялся, и низкая скорость конки стала многих не устраивать. Появились новыепроекты перевода конки на паровую или электрическую тягу, но городская казна неимела необходимых средств. И только через 27 лет в городе появляется новый видтранспорта, состоящий из вагона и снабженный электродвигателем.  
Трамваи, троллейбусы, автобусы,такси.
 
Так в 1907 году в Санкт-Петербургепошел первый трамвай по линии от Александровского сада по Конногвардейскомубульвару, далее по Кронштадтской пристани. По сравнению с конкой вагон былочень красив и удобен. Кондуктор и вагоновожатый были одеты в добротную форму.И публика первоначально стала относиться к трамваю, как к развлечению. Нопостепенно он становиться основным видом пассажирского транспорта, вытеснивконку и извозчиков. Постепенно трамваи совершенствуются и изменяются, делаютсяболее мощными и быстроходными. В 1917 году выходит на линии более 710трамвайных вагонов, которые перевозили до 500 тысяч пассажиров в день.
Новый вид общественного транспорта,составившего серьезную конкуренцию трамваю, появляется в 1936 году. Троллейбусыбыстро завоевывают популярность у петербуржцев, разъезжая по центральным улицамгорода. После 1907 года в городе появляются первые автомобили, а в1926 году ипервые автобусы, которые соединили центр города с его “спальными” районами.
От Петербурга до Царского Села.
 
С первых лет своего основанияСанкт-Петербургу стало необходимо взаимодействовать  с другими городами Россиии ближнего зарубежья. В этом огромную роль сыграла железная дорога, сетькоторой соединила Петербург  с каждым уголком России. Первая в России железнаядорога была проложена в 1837 году и соединила Петербург с Царским Селом. Затемпо приказу императора Николая 1 была построена железная дорога соединившаяСанкт-Петербург с Москвой  протяженностью 650 км. Позже начали создаватьсячастные и государственные компании, которые продолжили строительство железнойдороги на запад и север, в Финляндию. В первые годы Советской властижелезнодорожная сеть была расширена и  вошла в систему Октябрьской железнойдороги. Постепенно поезда перешли на электровозную тягу и их скорости возросли.В 1987 году максимальная скорость достигает 200 км/ч. Было построено 12железнодорожных направлений, 8 из которых ведут на юг от Невы и 4 на север.
Воздушный и подземный транспорт.
 
 Метро в Санкт-Петербурге появилосьгораздо позднее, чем в Москве, но его прокладка значительной мере отличаетсясложностью расположения от Московского метрополитена, ведь строить его пришлосьне просто под землей, а под Невой, что приносило немаловажные затруднения  при проведении работ, но  усилило его меры  безопасности. 15 ноября 1955 года вэксплуатацию  вступили первые 8 станций Кировско-Выборгской линии.В настоящеевремя в Санкт-Петербургском метрополитене свободно курсируют  до 130электропоездов ( 1200 вагонов ), которые в сутки перевозят до 2,5 млн. чел.
Самым быстрым, на данном этаперазвития, видом транспорта является воздушный. Первые опыты воздухоплавания вгороде относятся к концу 19 началу 20 веков. И лишь в 1932 году началисьрегулярные воздушные перевозки, осуществляемые из аэропорта « Шоссейная», а ныне«Пулково». В городе существует 4 грузоперевозчика, которые осуществляютвоздушные рейсы как внутри страны, так и на международных линиях. Помимо этогов городе создан ряд стратегически важных объектов военно-воздушного назначения,которые также осуществляют транспортные функции.
Город – порт.
  Почти всю первую четверть 18 векаглавной функцией города является военная. Она включает в себя обеспечениеобороны северо-западных рубежей России, создание военно-морского флота иармии.  Первыми объектами строительства стали крепости и предприятия дляпостройки судов. Постепенно Санкт-Петербург превращается в крупныйвоенно-промышленный центр. С открытием «окна в Европу»  Петр 1 устанавливает нитолько свое господство на Балтике, но торговые отношения с рядом северо-западныхстран. К 1725 году, когда Санкт-Петербург уже считается главным торговым портомРоссии, экспорт значительно превышает импорт и в порт прибывает до 450 судовежегодно.
       
2.  Роль и значение транспорта.
 
Экономическая роль.
 Огромное экономическое значение вжизни мегаполиса имеет транспортное обеспечение. Взаимодействие промышленныхпредприятий, сфер обслуживания и торгово-потребительского рынка напрямуюзависит от транспорта. Подобно кровеносным сосудам, транспортные артерии оплелигорода и области основными своими преимуществами: быстротой, доступностью икоммуникабильностью. Экономика страны в целом  на прямую зависит от способноститранспортно-промышленного комплекса удовлетворить запросы внутреннего ивнешнего рынка.
Политическоезначение.
  Помимо экономической роли,развитие транспорта имеет большое политическое значение, посколькусимволизирует и олицетворяет статус государства на международном рынке.Ярчайшим примером в этом является известный исторический факт, а именно (первыйпуск метро в Англии совпал с отменой крепостного права в России), которыйподтвердил главенствующую роль на международной арене государств с развитойэкономикой и в частности  транспорта.
  
Социальное значение.
   Нельзя забывать, что помимоэкономического значения транспорта эта отрасль в огромной степени удовлетворяет потребности населения. Различные виды транспорта, а именно: наземный, подземный, водный и воздушный, позволяют в кратчайшие срокиобеспечить доставку населения и, что немаловажно, по их желанию в пунктыназначения. Транспортная инфраструктура города в развитом государствеобеспечивает потребности  различных социальных групп населения.
Культурнаяфункция.
   Посещаемость, изучение иознакомление с исторической и духовной жизнью города напрямую зависит оттранспорта. И здесь важную роль играют перевозки людей и из-за границ, и издругих регионов страны. Учитывая потребности данной категории людей (туристов),транспортная отрасль обеспечивает им посещение исторических и памятных мест наземными водным транспортом.

                    Оборонноезначение.
    Жизнь человека неразрывносвязана с транспортом, и для обеспечения безопасности граждан, транспорт помимосоциальных услуг носит и оборонное значение. Защита воздушных, водных исухопутных рубежей напрямую зависит от транспорта. Это и перевозка и доставкабоевой техники, энергоресурсов и средств обеспечения военнослужащих, а такжевозможность достичь пунктов назначения в кратчайшие сроки.     
3. Отрицательное влияние транспорта.
  Несмотря на то, что транспортиграет немаловажную роль в жизни города, с его возникновением стали появлятьсямножество проблем, решить которые не всегда удается. Наш город издавна принятоназывать «Северной Венецией» и действительно, он похож на этот красивыйИтальянский город-музей, но есть и существенная разница. В Венеции не бываетуличных ”пробок’’, которые замучили петербуржцев, потому что основныетранспортные магистрали там – каналы. Чтобы решить эту проблему и избавитьПетербург от пробок, администрация вкладывает немалые деньги в строительствоназемных дорог, объездных трасс, новых мостов  и различных путепроводов. Сейчасосновной причиной заторов считаются тяжелые грузовики и автопоезда, а самымузким местом для них – мосты через Неву. Для этого планируется создание КАД(кольцевой автомобильной дороги) вокруг Петербурга: она должна отвести потоктранзитных грузовиков и снизить нагрузки на мосты. Перенасыщенностьтранспортных средств на дорогах повлекло за собой увеличение дорожно-транспортныхпроисшествий, в которых страдает техника, а зачастую и гибнут люди. Как и любойкрупный город с развитой экономикой, жители Северной столицы страдают отзагрязнения атмосферы. Количество автомашин в городе ежегодно растет, а вместес этим увеличивается валовой выброс вредных продуктов в атмосферу.
4. Транспорт в наши дни.
  Сегодня транспорт продолжаетиграть большую роль в жизни каждого петербуржца. Всего, по данным ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в городе зарегистрировано 991 тысячаавтомобилей, в том числе 737,9 тысяч легковых. У физических лицзарегистрировано 19,4 тысячи грузовых автомобилей, у юридических лиц – 63,99тысяч грузовых автомобилей. Перевозки пассажиров осуществляются на 4 линияхметро с  56-ю  станциями, в том числе с 6-ю пересадочными узлами; на 58-итрамвайных и 47-и троллейбусных маршрутах; на 395-и автобусных маршрутах, в томчисле 198 городских, 159 пригородных и 38 междугородных; на 274-х таксомоторныхмаршрутах и на 95-и маршрутах автобусов-экспрессов, а также железнодорожнымтранспортом, протяженность которого в черте города составляет 75 км.
    Вступление в силу программы обновления пассажирского транспорта, начавшаяся параллельно с реконструкциейтранспортных магистралей и мостов, завершило годовые поставки новых автобусов.За счет городского бюджета было приобретено 300 современных машин. По сравнениюс 2001 годом заметно выросли объемы доставок товаров железнодорожного  иводного транспорта. В основном это увеличение произошло за счет вывозароссийской продукции за рубеж, что благоприятно сказалось на экономикеСанкт-Петербурга.
    Современный порт являетсякрупнейшим транспортным узлом, где тесно взаимодействуют морской, речной,железнодорожный и автомобильный транспорт. Сейчас в Санкт-Петербурге зарегистрировано310 предприятий  морского транспорта, и существует реальная возможностьпревратить круизный бизнес в высокодоходный для города. Ведь уже не первый годподряд Петербург удерживает первенство на Балтике по количеству круизныхпассажиров, стремящихся  посетить самую привлекательную «жемчужину СевернойЕвропы». Доходы мегаполиса от маломерного флота невозможно сопоставить посравнению с тем, что приносят морские пассажирские суда. Уже в 2001 году вгород прибыло круизных пассажиров 163,9 тысячи. Все это дает большой приростэкономике города.
5. Изменения, связанные с юбилеемгорода.
Французский архитектор Ш.Э.ЛеКорбюзье говорил, что ни один город не может расти быстрее, чем растет еготранспорт. Действительно трудно представить себе жизнь горожан без автобусов итрамваев, без автомобильных дорог и метрополитена. Поэтому к 300-летию городаадминистрация Петербурга создала ряд плановых работ, часть из которых посвященатранспортным проблемам города. Для осуществления этих работ правительство РФвыделило 2 млрд. 492 млн. рублей на обеспечение подготовки и проведениемероприятий в 2002 – 2003 годах. Так за 9 месяцев 2002 года уже отремонтировано400 городских улиц, что примерно составляет 5,7 млн. квадратных метровдорожного покрытия, и если объемы финансирования не сократятся, то черезнесколько лет в Петербурге не останется улиц с выщербленным асфальтом. Ужеудалось реконструировать около 20-и эскалаторов метрополитена, а до конца годапланируется еще 4. В 2003 году начнется  модернизация троллейбусов в соответствиис существующей программой, рассчитанной на 5 лет. Все это делается для того,чтобы жители Санкт-Петербурга и его гости встретили  юбилей города комфортно иудобно.
Заключение.
  Изучив историю транспорта, понявего роль и значение  в Санкт-Петербурге, мы смогли убедится в том, что онпроходил поэтапное развитие и с каждым годом появлялись все новые видытранспорта, а старые еще более усовершенствовались. Это было продиктованоизменяющимися потребностями населения. Например: изначально существовали такиевиды транспорта, как конные экипажи, а с появлением железных дорого – конка, нос возникновением отдаленных населенных пунктов от центра города появилисьавтобусы дальних маршрутов, электропоезда, паромные переправы, метеоры, а вцентре города – трамваи, троллейбусы и метро. Это было обусловлено увеличениемчисленности населения и развитием торгово-экономических отношений, а именнотранспорт  и сыграл большую роль в удовлетворении потребностей и той и другойсфер.
      Несмотря на необходимость ивыгодность развития транспорта, отдельные его виды наносят огромный уронэкологии, культурно-историческим памятникам, строениям и главное – здоровьюнаселения. К этому можно отнести, например разрушение уличных покрытийтрамвайным движением, нарушение нормальной работы  механизма разводных мостов,задымление и сильную загазованность атмосферы города, что порождает такоеявление как смог, загрязнение акватории Невы, Ладожского озера и Финскогозалива транспортным топливом, а также осадка зданий в местах прохождения линийметрополитена. Нельзя забывать и о том, что для прокладки новых магистральныхпутей уничтожается большое количество лесов.
        Но веже, все чаще и чащеученые всего мира и нашего города обращаются к теме перехода кэкологическичистым видам транспорта. Все большее применение в работе транспортаполучает электричество и безвыхлопной природный газ. Хочется верить, что вбудущем с развитием новых видов транспорта, наш город станет красивее, чище исохранит вокруг себя природные богатства, которые так необходимы для будущихжителей Санкт-Петербурга.
Список используемой литературы:
 
1. Д.А. Засосов, В.И. Пызин     «Из жизни Петербурга 1890 – 1910 годов»
     1999 год, 415 стр.
2. В.А. Володин  «Энциклопедия длядетей»
     2001 год,  448 стр.
3. А.М. Платинов   «Так строилсяПетербург»
     1997 год,   544 стр.
4. Телефонный справочник  «ВесьПетербург»
      1999 год,   744 стр.
5. Газета «Экономика и время»
  2002 год,  20стр.
6. Газета  «Санкт-Петербургскиеведомости»
       2002 год,  20 стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Уснея нитевидная
Реферат Введение в социальную педагогику
Реферат Здания, сооружения и их поведение в условиях пожара
Реферат Исковой срок давности
Реферат Українські політичні партії та організації на Україні кінця XIX початок XX століття
Реферат Администрация города екатеринбурга администрация ленинского района отдел образования распоряжение
Реферат Повість "Перехресні стежки". Проблема вибору життєвої позиції
Реферат Индексы и организация фондовых бирж
Реферат Методика расследования уголовных дел, возбужденных по факту дорожно-транспортных происшествий
Реферат Молодёжь и религиозные секты
Реферат Этническая структура населения Беларуси
Реферат Информационные войны НАТО на восточноевропейском театре военных действий
Реферат Психологические аспекты отношения матери и ребенка
Реферат Автоматизированные измерительные и диагностические комплексы, системы
Реферат Феодора святая императрица