Реферат по предмету "Психология"


Характеристика типов темперамента и уровня личностной тревожности

--PAGE_BREAK--Подвижность – быстрота перестройки реакций с одного сигнального значения раздражителя на противоположный. В работах павловской школы при определении подвижности выделялись две стороны этого свойства: скорость возникновения, протекания и прекращения нервного процесса — одна сторона; скорость перехода от возбуждения к торможению и обратно — другая сторона. Кроме того, некоторые исследователи выделяют еще и третью сторону этого свойства — скорость образования положительных и тормозных условных связей.
Теплов считал, что способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, которой определяется подвижность, имеет сложную природу и поэтому в разных исследованиях выступают различные проявления этого свойства. Все они выходят непосредственно из трех сторон подвижности, выделенных ранее, и все они непременно характеризуются скоростью: «можно сказать, что под подвижностью в широком значении этого термина разумеют все характеристики работы нервной системы, зависящие от фактора времени, все те формы этой работы, к которым применима характеристика скорости» (Теплов, 1955, с.10).
Динамичность – скорость образования условного рефлекса. Она определяется скоростью реагирования на внешний раздражитель, который в процессе образования условного рефлекса становится сигналом благоприятной (положительной – вызывающей возбуждение) или неблагоприятной (отрицательной – требующей избегания и торможения) ситуации. Динамичность – это один из основных факторов быстроты процесса обучения и свя­зан с успешностью и быстротой формирования адекватных реакций. Именно действием этого фактора определяется скорость первичного приспособления организма к влиянию возникших условий еще задолго до того, как появится необходимость длительного поддержания реакций на уровне нормы (сила нервной системы) или пере­мены образа действий на противоположный (подвижность нервных про­цессов) /4,5/.
Советские психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И. П. Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. На современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы, относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования советских ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым. Однако для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой. 
ХОЛЕРИК – характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
САНГВИНИК – характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачу. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.
ФЛЕГМАТИК – этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. В случае неудачных воспитательных влияний  у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.
МЕЛАНХОЛИК – характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний /6,7/.
Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатком. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие /7,8/.
Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

Глава 2.  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ
 
2.1. Цели  и задачи
С целью освоения методик психофизиологических исследований решались следующие задачи:
1)     определение типов темперамента и их выраженности у испытуемых;
2)     изучение нейродинамических особенностей нервной системы испытуемых;
3)     определение уровня личностной тревожности;
4)     оценка общего уровня здоровья студентов 1 – 3 курсов.
2.2. Объект и методы исследования
В соответствии с задачами исследования было проведено тестирование студентов 1-3  курсов биолого-почвенного факультета ВГУ (69 девушек и 22 юноши)
Были использованы следующие методики:
1.              оценки свойств нервной системы по Сафонову В.К. (опросник   СНС);
2.              определения типов темперамента по Айзенку Г.;
3.              определения личностной тревожности по Спилбергеру;
4.              оценки общего уровня здоровья по Кураеву Г.А. (ООУЗ).
Для оценки  свойств нервной системы испытуемым  предлагалось  ответить на 56 вопросов анкеты. Каждый вопрос имел 5 вариантов ответа, обозначенных буквами: а, б, в, г, д. На бланке для ответов испытуемые  напротив каждого вопроса  ставили одну из букв,  в соответствии их ощущению или поведению. Затем,  подсчитываются  баллы, закодированные в следующей шкале: первый ответ – 5 баллов, второй  – 4 балла, третий – 3, четвертый – 2, пятый – 1. Вопросы  23, 33, 41 оцениваются в обратном порядке.
Оценка свойств  нервной системы по опроснику СНС осуществляется по семи шкалам, каждой из которых соответствовал определенный номер вопроса и ответа.
1.     Шкала чувствительности (ШЧ)– 1,8,15,23,32,37,46,50.
2.     Шкала эмоциональной реактивности (ШЭР) – 2,9,22,25,33, 38, 45, 53.
3.     Шкала подвижности нервных процессов (ШПНП) – 5, 14, 19, 26, 35, 40, 49, 54.
4.     Шкала силы процесса торможения (ШСПТ) – 4, 12, 17, 27, 34, 41, 48, 55.
5.     Шкала энергичности (ШЭН) – 7,10,21,24,31,39,43,52.
6.     Шкала выносливости к длительным нагрузкам (ШВДН) – 3, 11, 16, 20, 30, 36, 44, 51.
7.     Шкала выносливости к интенсивным нагрузкам (ШВИН) – 6, 13, 18, 29, 46, 47, 56, 28.
Для оценки свойств нервной системы проводился анализ по каждой из шкал.
При проведении оценке и подсчету результатов  в данном случае было целесообразно использовать  шкалу, содержащую 3 интервала. После определения суммы балов по шкалам, все испытуемые были разбиты на 3 группы. Затем была построена 3-х бальная шкала (табл. 1), т.к. такой прием шкалирования удобен для выделения крайних групп испытуемых, у которых в наибольшей степени наблюдается проявление оцениваемого свойства нервной системы.
Таблица 1
Трехбальная оценка выраженности свойств нервной системы
Для более дифференцированной и точной оценки  данных, последующего вычисления производных показателей, а также для решения вопросов  индивидуализации  психологического сопровождения  конкретного человека  проводилась оценка по семибальной шкале.
В обследовании в первую очередь необходимо обращать внимание на испытуемых, получивших минимальные и максимальные  баллы, как по отдельным показателям, так и по итоговым стандартным оценкам.
Таблица 2
Семибальная оценка выраженности свойств нервной системы
 
При определении проявления типов темперамента по Айзенку Г. испытуемым  предлагалось ответить на 56 вопросов и в бланке для ответов соответствующего вопросу номера поставить "+" если ответ  «Да», и "-" если ответ «Нет». Перед тестированием испытуемые получали инструкцию представить типичные ситуации и дать ответ без долгих раздумий.
Анализ результатов проводился по трем критериям: экстраверсия, нейротизм и искренность.
1. Индекс искренности: «да» – 6,24,36     «нет»  — 12,18,30,42,48
больше 4 баллов – не искренние ответы
2. Экстраверсия: «да» – 1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56
                             «нет» – 5,15,20,29,32,34,37,41,51
3. Нейротизм: «да» – 2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,
45,47,50,52,54,55
Критерии оценки Шкала экстраверсии   12-18 баллов -умеренная экстраверсия (УЭ)                                       19-24 баллов — значительная экстраверсия (УЭ)
                                      1-7 баллов — значительная интраверсия (ЗИ)
                                      8-11 баллов — умеренная интраверсия (УИ) шкала нейротизма       0-10 баллов — высокая эмоциональная устойчивость
                                               (ВЭУ)
                                      11-12 баллов — средняя эмоциональная устойчивость
                                               (СЭУ)
        15-18 баллов — высокая эмоциональная неустойчивость (ВЭН)
19-24 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость (ОВЭН)
ЭКСТРАВЕРТЫ – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные  люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с  работой, требующей быстрого принятия решения. Вместе с тем, экстраверты имеют предрасположенность к несчастным случаям.
ИНТРОВЕРТЫ – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, вернее распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.
Холерик — эмоционально неустойчивый экстраверт, сангвиник — эмоционально устойчивый экстраверт, флегматик — эмоционально устойчивый интроверт, меланхолик — эмоционально неустойчивый интроверт.
Тест определения уровня личностной тревожности по Спилбергеру включал 20 вопросов, на которые испытуемым предлагалось ответить  и в бланке для ответов к опроснику поставить цифру, соответствующую выбранному варианту. Перед тестированием испытуемые получали инструкцию выбрать один из четырех предложенных вариантов ответов в зависимости от того, как они себя чувствуете обычно.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прояв агресії у підлітків з адіктивною поведінкою
Реферат Договор купли-продажи: понятие, содержание. Иные виды договоров
Реферат 02 березня поточного року головою обласної державної адміністрації Присяжнюком А. Й. проведено нараду „Стан залучення кредитних ресурсів для потреб агропромислового комплексу Київської області
Реферат Управление организационным поведением персонала предприятия на основе использования мотивов удов
Реферат The Pleasure Of Meaning Essay Research Paper
Реферат Біблія як памятка духовної культури
Реферат Euthanasia Essay Research Paper EuthanasiaEveryone Has the
Реферат Защита прав человека в уголовном судопроизводстве
Реферат Налоговая система Германии
Реферат Розробка програми розрахунку параметрів підшипника та швидкісної характеристики автомобіля
Реферат Офисные программы текстовый редактор WORD
Реферат Законодавство України про цивільну оборону
Реферат Основи організації фінансів підприємств
Реферат Заработная плата на предприятиях угольной промышленности
Реферат Раннесредневековая Индия (VII-X вв.)