Реферат по предмету "Психология"


Характеристика типов темперамента и уровня личностной тревожности

--PAGE_BREAK--Подвижность – быстрота перестройки реакций с одного сигнального значения раздражителя на противоположный. В работах павловской школы при определении подвижности выделялись две стороны этого свойства: скорость возникновения, протекания и прекращения нервного процесса — одна сторона; скорость перехода от возбуждения к торможению и обратно — другая сторона. Кроме того, некоторые исследователи выделяют еще и третью сторону этого свойства — скорость образования положительных и тормозных условных связей.
Теплов считал, что способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, которой определяется подвижность, имеет сложную природу и поэтому в разных исследованиях выступают различные проявления этого свойства. Все они выходят непосредственно из трех сторон подвижности, выделенных ранее, и все они непременно характеризуются скоростью: «можно сказать, что под подвижностью в широком значении этого термина разумеют все характеристики работы нервной системы, зависящие от фактора времени, все те формы этой работы, к которым применима характеристика скорости» (Теплов, 1955, с.10).
Динамичность – скорость образования условного рефлекса. Она определяется скоростью реагирования на внешний раздражитель, который в процессе образования условного рефлекса становится сигналом благоприятной (положительной – вызывающей возбуждение) или неблагоприятной (отрицательной – требующей избегания и торможения) ситуации. Динамичность – это один из основных факторов быстроты процесса обучения и свя­зан с успешностью и быстротой формирования адекватных реакций. Именно действием этого фактора определяется скорость первичного приспособления организма к влиянию возникших условий еще задолго до того, как появится необходимость длительного поддержания реакций на уровне нормы (сила нервной системы) или пере­мены образа действий на противоположный (подвижность нервных про­цессов) /4,5/.
Советские психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И. П. Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. На современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы, относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования советских ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым. Однако для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой. 
ХОЛЕРИК – характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
САНГВИНИК – характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачу. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.
ФЛЕГМАТИК – этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. В случае неудачных воспитательных влияний  у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.
МЕЛАНХОЛИК – характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний /6,7/.
Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатком. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие /7,8/.
Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

Глава 2.  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ
 
2.1. Цели  и задачи
С целью освоения методик психофизиологических исследований решались следующие задачи:
1)     определение типов темперамента и их выраженности у испытуемых;
2)     изучение нейродинамических особенностей нервной системы испытуемых;
3)     определение уровня личностной тревожности;
4)     оценка общего уровня здоровья студентов 1 – 3 курсов.
2.2. Объект и методы исследования
В соответствии с задачами исследования было проведено тестирование студентов 1-3  курсов биолого-почвенного факультета ВГУ (69 девушек и 22 юноши)
Были использованы следующие методики:
1.              оценки свойств нервной системы по Сафонову В.К. (опросник   СНС);
2.              определения типов темперамента по Айзенку Г.;
3.              определения личностной тревожности по Спилбергеру;
4.              оценки общего уровня здоровья по Кураеву Г.А. (ООУЗ).
Для оценки  свойств нервной системы испытуемым  предлагалось  ответить на 56 вопросов анкеты. Каждый вопрос имел 5 вариантов ответа, обозначенных буквами: а, б, в, г, д. На бланке для ответов испытуемые  напротив каждого вопроса  ставили одну из букв,  в соответствии их ощущению или поведению. Затем,  подсчитываются  баллы, закодированные в следующей шкале: первый ответ – 5 баллов, второй  – 4 балла, третий – 3, четвертый – 2, пятый – 1. Вопросы  23, 33, 41 оцениваются в обратном порядке.
Оценка свойств  нервной системы по опроснику СНС осуществляется по семи шкалам, каждой из которых соответствовал определенный номер вопроса и ответа.
1.     Шкала чувствительности (ШЧ)– 1,8,15,23,32,37,46,50.
2.     Шкала эмоциональной реактивности (ШЭР) – 2,9,22,25,33, 38, 45, 53.
3.     Шкала подвижности нервных процессов (ШПНП) – 5, 14, 19, 26, 35, 40, 49, 54.
4.     Шкала силы процесса торможения (ШСПТ) – 4, 12, 17, 27, 34, 41, 48, 55.
5.     Шкала энергичности (ШЭН) – 7,10,21,24,31,39,43,52.
6.     Шкала выносливости к длительным нагрузкам (ШВДН) – 3, 11, 16, 20, 30, 36, 44, 51.
7.     Шкала выносливости к интенсивным нагрузкам (ШВИН) – 6, 13, 18, 29, 46, 47, 56, 28.
Для оценки свойств нервной системы проводился анализ по каждой из шкал.
При проведении оценке и подсчету результатов  в данном случае было целесообразно использовать  шкалу, содержащую 3 интервала. После определения суммы балов по шкалам, все испытуемые были разбиты на 3 группы. Затем была построена 3-х бальная шкала (табл. 1), т.к. такой прием шкалирования удобен для выделения крайних групп испытуемых, у которых в наибольшей степени наблюдается проявление оцениваемого свойства нервной системы.
Таблица 1
Трехбальная оценка выраженности свойств нервной системы
Для более дифференцированной и точной оценки  данных, последующего вычисления производных показателей, а также для решения вопросов  индивидуализации  психологического сопровождения  конкретного человека  проводилась оценка по семибальной шкале.
В обследовании в первую очередь необходимо обращать внимание на испытуемых, получивших минимальные и максимальные  баллы, как по отдельным показателям, так и по итоговым стандартным оценкам.
Таблица 2
Семибальная оценка выраженности свойств нервной системы
 
При определении проявления типов темперамента по Айзенку Г. испытуемым  предлагалось ответить на 56 вопросов и в бланке для ответов соответствующего вопросу номера поставить "+" если ответ  «Да», и "-" если ответ «Нет». Перед тестированием испытуемые получали инструкцию представить типичные ситуации и дать ответ без долгих раздумий.
Анализ результатов проводился по трем критериям: экстраверсия, нейротизм и искренность.
1. Индекс искренности: «да» – 6,24,36     «нет»  — 12,18,30,42,48
больше 4 баллов – не искренние ответы
2. Экстраверсия: «да» – 1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56
                             «нет» – 5,15,20,29,32,34,37,41,51
3. Нейротизм: «да» – 2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,
45,47,50,52,54,55
Критерии оценки Шкала экстраверсии   12-18 баллов -умеренная экстраверсия (УЭ)                                       19-24 баллов — значительная экстраверсия (УЭ)
                                      1-7 баллов — значительная интраверсия (ЗИ)
                                      8-11 баллов — умеренная интраверсия (УИ) шкала нейротизма       0-10 баллов — высокая эмоциональная устойчивость
                                               (ВЭУ)
                                      11-12 баллов — средняя эмоциональная устойчивость
                                               (СЭУ)
        15-18 баллов — высокая эмоциональная неустойчивость (ВЭН)
19-24 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость (ОВЭН)
ЭКСТРАВЕРТЫ – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные  люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с  работой, требующей быстрого принятия решения. Вместе с тем, экстраверты имеют предрасположенность к несчастным случаям.
ИНТРОВЕРТЫ – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, вернее распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.
Холерик — эмоционально неустойчивый экстраверт, сангвиник — эмоционально устойчивый экстраверт, флегматик — эмоционально устойчивый интроверт, меланхолик — эмоционально неустойчивый интроверт.
Тест определения уровня личностной тревожности по Спилбергеру включал 20 вопросов, на которые испытуемым предлагалось ответить  и в бланке для ответов к опроснику поставить цифру, соответствующую выбранному варианту. Перед тестированием испытуемые получали инструкцию выбрать один из четырех предложенных вариантов ответов в зависимости от того, как они себя чувствуете обычно.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.