Реферат по предмету "Психология"


Характеристика степени выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ. 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЕЮ ЖЕСТОКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЮНОШЕЙ… 5
1.1 Понятие жестокости и агрессивности в психологии. 5
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста. 10
1.3 Психологическая характеристика юношеского возраста. 13
1.4 Особенности агрессивности и жестокости в подростковом июношеском возрасте  17
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖЕСТОКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ… 22
2.1 Программа исследования. 22
2.2 Анализ результатов исследования. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ… 38
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Человек существо социально и большая часть его жизнипроходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос оположительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последниесобытия, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметитьобщий рост агрессивных проявлений и жестокости, как на индивидуальном уровне,так и на уровне социальной группы.
Агрессия и жестокость, являясь индивидуально-личностнымихарактеристиками, воздействуют на качество социальной жизни и жизни каждогочеловека. Этим объясняются то внимание и тот интерес, которые в последниедесятилетия наблюдаются у психологов в отношении проблем агрессии (Р.Бэрон иД.Ричардсон, 1994; П.А.Ковалев, 1995; Т.Н.Курбатова, 1995; О.Ю.Михайлова, 2000;А.А.Реан, 1996; Т.Г.Румянцева, 1999; С.Фешбек, 1994).
Особенности агрессивного поведения таковы, что,затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублениюморального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний.Высокий уровень агрессии у лиц подросткового и юношеского возраста являетсянастораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебнуюдеятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками,индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной ипрофессиональной деятельности.
В настоящее время большое количество работ посвященорассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в подростковомвозрасте (Л.В.Маликов, 2000; Ю.Б. Можгинский, 1999; А.В. Никитина, 2000; Е.В.Ольшанская, 2001; А.К… Осницкий, 1994; Г. Парренс, 1997; А.М. Прихожан, 1987;Л.М. Семенюк, 1998; С.Л. Соловьева, 1997; И.А. Фурманов, 1996; Л.М. Чепелева,2001; Ю.В. Щербинина, 2000 и др.), так как именно данный возрастной этаппричисляется учеными психологами к разряду наиболее проблемных. Юношескийвозраст, в отличие от подросткового, отечественные и зарубежные психологи (Б.Г.Ананьев, 1980; Л.С. Выготский, 1983; И.С. Кон, 1979, 1989; А.Н. Леонтьев, 1983;С.Л. Рубинштейн, 1976; Е.Ф. Рыбалко, 2001; Д.Б. Эльконин, 1989; Э.Эриксон, 1996и др.) по общим характеристикам относят к разряду периодов с устойчивымэмоциональным и интеллектуальным развитием. Однако, психологическиеисследования последних лет (Р. Вельдер, 1993; А.А. Реан, 1996, 2000; Ф. Райе,2000; М.С. Калистратова, 2000; Г. Шихи, 1999), убеждают в том, что проблемаагрессивного поведения личности в юности не менее актуальна.
В связи с этим в данной работе перед нами стоит цельизучить особенности жестокости и агрессивности подростков и юношей.
Объектомданной работы являются жестокость и агрессивность современных подростков июношей, как социально-психологический феномен.
Предметомисследования является степень выраженности жестокости и агрессивности усовременных подростков и юношей.
В качестве гипотезы исследования выступилопредположение о том, что существуют различия в уровне агрессивности ижестокости подростков и юношей.
Для достижения цели исследования можно выделитьследующие задачи:
1. Определение на основе анализасоциально-психологической литературы особенности категории «агрессивность»;
2. Выявление на основании теоретическогоанализа индивидуально- психологических характеристик подросткового и юношескоговозраста.
3. Выявление специфики жестокости иагрессивности подростков и юношей.
4. Составление программыэмпирического исследования особенностей жестокости и агрессивности современныхподростков и юношей.
5. Проведение эмпирическогоисследования особенностей жестокости и агрессивности у современных подростков июношей.
7. Анализ и обобщение полученныхрезультатов в ходе исследования особенностей жестокости и агрессивности усовременных подростков и юношей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные разработкиотечественных психологов, посвященные проблеме психического развития(П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, И.ВДубровиной,Д.И.Фельдштейна др.), классические и современные представления о природе имеханизмах агрессии (З.Фрейда, К.Лоренца, Л.Берковица, С.Розенцвейга,А.Бандуры, А.Басса, А.В. Петровского,Ф.Е. Василюка, Я.Л.Коломинского, Ю.В. Егошкина, Л.М. Семенюк и др.).
Для проведения исследования использовалсякомплекс методов:
1.Теоретические: анализ, синтез,систематизация литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование
3. Методы качественной и количественнойобработки данных.
Базой эмпирического исследования является школа № 39 г. Воронежа.
Новизна и теоретическая значимость проведения исследования состоит в том, что в немполучены новые факты в изучении особенностей жестокости и агрессивности современныхподростков и юношей.
Практическая значимость проведенногоисследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы вработе практического психолога, учителей и родителей при решении задач коррекцииповедения и формирования личности. Эти данные также могут содействовать решениюпроблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новыхсоциальных условиях.
Работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЕЮ ЖЕСТОКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИУ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
 
1.1 Понятие жестокости и агрессивности в психологии
Проблема агрессии и агрессивности — одна из важнейшихв психологической науке.
В настоящее время в различной психологическойлитературе существуют некоторые разночтения понятий «агрессия» и«агрессивность». Традиционно в русском языке понятие «агрессия» носилонегативный оттенок, и связывалось с чем-то враждебным, захватническим.
В Словаре русского языка Ожегова С. И. понятие«агрессия» определяется как «вооруженное нападение одного или несколькихгосударств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственногоподчинения своей власти», а понятие «агрессивность» рассматривалось лишь какпроизводное существительное от прилагательного «агрессивный» (т.е. «наступательно-захватнический»)[11, с. 54].
В «Психологическом словаре» агрессия определяется как«мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правиламсосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения…приносящее физический ущерб людям или вызывающий у них психологическийдискомфорт...» [13, с. 12]. Понятие «агрессивность» в данном источнике не рассматриваетсявовсе.
В фундаментальном труде по данной теме Бэрона Р. иРичардсон Д. понятие «агрессия» определяется как «любая форма поведения,нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения», а агрессивность рассматривается как синонимагрессии[3, с. 60].
В знаменитой работе Э. Фромма, посвященной данной темеприводится подробный этимологический разбор значения слова «агрессия»,обозначая им «все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущербдругому человеку, животному или неживому объекту», а агрессивностьрассматривается им лишь как проявление агрессии. [21, с. 356]
Можно приводить еще множество примеров, подтверждающихнекое разночтение в понятиях «агрессия» и, особенно, «агрессивность».Обозначенная проблема дефиниций данных понятий определяется, в первую очередь,несовпадением теоретических позиций, к которым принадлежат различные авторы. Внастоящее время существуют различные основания для классификации теорий,изучающих агрессию и агрессивность во всем многообразии их проявлений. Вчастности, некоторые исследователи предлагают разделить многочисленные подходыв изучении агрессии на две большие группы [15, с. 10]. В одну группупредлагается включить те подходы, которые представляют человеческую агрессиюпрежде всего как проявление видового поведения (инстинктивистская теория,бихевиористская теория социального научения, антропологическая теория и теорияи теория «эгоистичного гена»), а в другую — те, что делают акцент на индивидуальныхособенностях личности и анализ конкретных ситуаций (фрустрационная, когнитивнаятеория, теория личностных черт и подходы, изучающие влияние биологическихфакторов на агрессивность).
Более традиционным является выделение четырех основныхтеоретических подходов к исследованию агрессии, которые могут быть обозначеныкак инстинктивистский, фрустрационный, бихевиористический и когнитивистический.
Рассмотрим данные подходы с точки зрения агрессии иагрессивности. Инстинктивистский подход объединяет две различных, на первыйвзгляд, теории — психоаналитическую (основоположник — 3. Фрейд) и этологическую(связана, главным образом, с именем К. Лоренца). Не смотря на кажущуюсянепохожесть позиции, агрессия в данном случае рассматривается как врожденныйинстинкт, свойственный каждому человеку. Более того, этот инстинкт должен времяот времени «прорываться» во внешнюю среду, иначе внутреннее напряжение создаетопределенный дискомфорт.
Таким образом, агрессия — это врожденный инстинкт, аагрессивность — стремление к реализации данного инстинкта, тенденция кразрушению. Следует отметить, что впоследствии некоторые представителипсихоанализа отошли от столь жесткого трактования агрессии как врожденногоинстинкта и начали рассматривать не только биологическую, но и социальнуюсторону агрессии (А.Адлер, Э. Фромм...) [2 с. 116].
Фрустрационная теория, представленная в работах Дж.Долларда и соавторов и других исследователей, определяет агрессию как следствиефрустрации. Следовательно, агрессия рассматривается здесь не как эволюционный,а как ситуативный процесс: есть фрустрация — есть агрессия, нет фрустрации — нет агрессии. В дальнейшем данная формула уточнялась и дополнялась, но сутьоставалась прежней: агрессия — это одна из моделей поведения, провоцируемаяфрустрацией, выражающаяся в нанесении ущерба кому-либо или чему- либо, аагрессивность — «прижизненное приобретаемое качество, появляющееся иукрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных длянего интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по винедругих людей» [2 с. 126].
В бихевиористической модели социального научения(Басе, Бандура и др.) агрессия рассматривается как «социальное поведение,включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннегонаучения» [2, с. 149].
Следовательно, агрессивность рассматривается в данномслучае лишь как проявление агрессии и, соответственно, эти два понятия в рамкахданной концепции синонимичны.
Четвертая точка зрения на агрессию и агрессивностьсвязана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действиярассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствиенаучения, подражания другим людям и собственных когнитивных процессов.Следовательно, агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результатследующих когнитивных и других процессов:
- оценки субъектом следствий своегоагрессивного поведения как положительных.
- наличие фрустрации.
- наличие эмоциональногоперевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутреннейнапряженностью, от которой человек хочет избавиться.
- наличие подходящего объектаагрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию. [3,с. 62]
Таким образом, понимание термина «агрессия» в рамкахкогнитивной теории не существенно отличается от рассмотренных ранее, т.е.включает в себя определение неких действий, связанных с причинением ущерба.Однако акцент в понимании термина «агрессивность» здесь переносится с внешнего,поведенческого плана, в план внутренний — когнитивный, личностный.
Следует отметить, что многообразие подходов висследовании агрессии связано, в том числе, и с тем, что данный предметисследования настолько многозначен и многообразен, что не может быть объясненокончательно и бесповоротно в рамках одной концепции.
Таким образом, под агрессией мы будем понимать «любыедействия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку,группе людей или животных», а под агрессивностью — «свойства личности, выражающиесяв готовности к агрессии» [3, с. 64.]
Наряду с понятием «агрессия» рассматривают понятие «жестокость».По сравнению с жестокостью агрессивность — более широкое и в значительной меренравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивныедействия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна.Можно сказать, что жестокость — особое качество агрессивности. Если агрессия иагрессивность (как и альтруизм) имеют природный характер, то жестокость —явление социального происхождения, присущее лишь человеку, продукт именночеловеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиямижизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется вкачественно иной области — социальной[24].
В психологии жестокость определяется, во-первых, каксвойство личности, заключающееся в стремлении причинять страдания другим людям,и, во-вторых, как осознанные действия, направленные на причинение такихстраданий. Представляется, тем не менее, что жестокость можно рассматривать икак самостоятельный мотив преступного поведения.
Мотивация совершения жестоких преступлений неоднородна.Психологический анализ уголовных дел позволяет выделить следующие типыжестокости:
1. импульсивную жестокость(непосредственная реакция на ситуацию, связанная с эмоциональнойнесдержанностью);
2. инструментальную жестокость(использование жестокости в отношении потерпевшего в качестве средствадостижения преступной цели);
3. «вынужденную» жестокость какрезультат подчинения требованиям или даже угрозам лидера группы, стремящегосясоздать обстановку круговой поруки;
4. жестокость, как результатгрупповой солидарности, реализующей стремление сохранить или повысить свойпрестиж в группе (в определенном смысле можно говорить, что это разновидностьинструментальной жестокости, но в этих случаях субъект ориентирован надостижение с ее помощью не преступной, а иной личностно значимой цели);
5. жестокость, как основной мотив ицель преступного деяния: реализация деструктивного способа самоутверждения,садизм, враждебная агрессивность к окружающему[24].
Таким образом, жестокость — это свойство личности,заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к ихпричинению. Агрессия и жестокость представляют собой проявление насилия
 
1.2 Психологическаяхарактеристика подросткового возраста
агрессивность жестокость психологическийподростковый
Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством ивзрослостью.
Психологические особенности подросткового возрастаполучили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включаетследующие особенности подростка: чувствительность к оценке посторонними еговнешности, способностей, сочетающиеся с крайней самонадеянностью ибезапелляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность поройуживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – сразвязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показнойнезависимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами ираспространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственноефантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологическихтрудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяетнеравномерность развития по различным направлениям [10].
Подростковый возраст – это возраст пытливогоума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности,инициативности, жажды деятельности [14]. Заметное развитие в этот периодприобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижениицели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшегошкольника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и кволевой деятельности. Наряду с этим подростковый возраст характеризуетсяповышенной импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью и резкими колебанияминастроения, что также отражается на особенностях их поведения.
Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональныепереживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей средыпроисходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений иидеалов. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами,формированием эстетического отношения к действительности. Детям подростковоговозраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании иоценке своих личных качеств.
Возможность осознать, оценить свои личные качества,удовлетворить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подростокполучает в системе взаимодействия с «миром людей». И сам этот мирвоспринимается им именно через посредство взрослых людей [36, 37].
Главное новообразование переходного возраста, каксчитал Л.С. Выготский, это — то, что теперь «в драму развития вступает новоедействующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самогоподростка… В связи с возникновением самосознания для подростка становитсявозможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальноеразвитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознанииопору для своего дальнейшего развития» [10, с. 241].
Новый уровень самосознания, Я-концепции,выражается в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходствос другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Подростковыйвозраст характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции,системы представлений о себе, формированием сложных самооценок на основаниипервых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Происходит переход оториентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируетсяпредставление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставлениереальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основойЯ-концепции школьника [9, с. 284].
В развитии личности неотъемлемую рольначинает играть такая особая форма самосознания, как чувство взрослости –отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя вкакой-то мере взрослым человеком [5, с. 145].
Развитие взрослости в разных еепроявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток,какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях сосверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашнихделах. Важно и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя,кажущаяся сторона взрослости, или ему нужна самостоятельность реальная,отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений,в которую включен ребенок – признание или непризнание его взрослостиродителями, учителями и сверстниками [19, с. 93].
Ведущей деятельностью в этом возрасте являетсякоммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подростокполучает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнениео нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определеннойгруппе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка вгруппе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образомвлияют на его поведенческие мотивы.
Взаимодействуя друг с другом, подростки учатсярефлексии себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижениеокружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказываетсянастолько притягательным, что подросток забывает об учебе и домашнихобязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся более всего. В подростковыхобъединениях, в зависимости от общего уровня развития и воспитания, стихийно формируютсясвои «кодексы чести». Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своемразвитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, неумеют отстаивать свои интересы [19].
В переходный период происходят кардинальные измененияв мотивационной сфере подростка. В содержании мотивов на первый план выступаютмотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планом будущей жизни.Самоопределение основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремленияхсубъекта, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано свыбором профессии [16].
 
/>1.3 Психологическая характеристика юношеского возраста
 
Юность не так давно выделилась в самостоятельныйпериод жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания,взросления. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношескоговозраста обозначены между 17—21 годом для юношей и 16—20 годами для девушек, нов физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22—23 годам у юношей и19-20 годам у девушек.
Переход к юношеству связан с расширением диапазонафактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, срасширением сферы жизнедеятельности. Кроме того, существенно меняютсясубъективная значимость и соотношение разных ролей и связанных с нимиотношений: например, подросток вполне может быть удовлетворен своим положениемв компании сверстников, юноша же на первое место выдвигает другие отношения —профессиональные, производственные, трудовые[19].
Одним из важнейших новообразований интеллектуальнойсферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Второйособенностью интеллектуального развития в юношестве следует считать выраженнуютягу к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих зачастными фактами. Третьей характерной чертой является распространеннаяюношеская склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силусвоего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности, тяга к показной,вычурной интеллектуальности.
В юношестве увеличивается степень индивидуализации винтересах и способностях, причем часто разница дополняется, компенсируетсянегативными поведенческими реакциями [16].
Умственное развитие в юношеском возрасте заключаетсяне столько в накоплении знаний и навыков, изменении свойств и структурыинтеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственнойдеятельности — индивидуально-своеобразной системы психологических средств, ккоторым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшегоуравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности спредметными, внешними условиями деятельности.
Юношеский возраст связан с формированием активнойжизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все этонеотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом,представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философиичеловека, суммы и итога его знаний. Развитие мышления создает все предпосылкидля формирования мировоззрения, а продвижение в личностном плане обеспечиваетего устойчивость и мотивированность.
Юношеское отношение к миру имеет большей частьюличностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе,а в связи с его собственным отношением к ним.
Характерной чертой юношества является формированиежизненных планов и самоопределение, которые возникают как результат обобщения иукрупнения целей, которые ставит перед собой юноша, как результат интеграции идифференциации мотивов и ценностных ориентации.
Юношеский возраст характеризуется большей, посравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций испособов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля исаморегуляции. Юношеские настроения и эмоциональные отношения более устойчивы иосознаны, чем у подростков, и соотносятся с более широким кругом социальныхусловий[16].
Юность характеризуется и расширением круга личностнозначимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (морально-нравственныечувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудничестве и любви, политические,религиозные чувства и т.д.). Это связано также с установлением внутренних нормповедения, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувствавины. В юности заметно расширяется сфера эстетических чувств, юмора, иронии,сарказма, странных ассоциаций. Одно из важнейших мест начинает заниматьэмоциональное переживание процесса мышления, внутренней жизни — удовольствия от«думания», творчества.
Развитие эмоциональности в юности тесно связано синдивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой ит.д.
Центральное психологическое новообразование юношескоговозраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Этосвязано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадиейразвития интеллекта. Главное приобретение ранней юности — открытие своеговнутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Юноши особенно чувствительны ксвоим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать ихзначимость. Это легко подтверждается результатами стандартных личностныхтестов. Например, при предложении дописать незаконченный рассказ дети иподростки чаще описывают действия, поступки, события, а старшие подростки июноши — чаще мысли, чувства, внутренние проблемы персонажей[8].
Юношескому возрасту свойственно преувеличиватьсобственную уникальность, но чем старше они становятся, тем больше различийобнаруживают между собой и «типичным» сверстником. Отсюда — напряженнаяпотребность в психологической интимности, помогающей не только понятьвнутренний мир другого, но и осознать себя самого.
Одна из важных психологических характеристик юношества— самоуважение. Юноши и девушки с низким самоуважением (неприятие себя,неудовлетворенность собой, презрение к себе, отрицательная самооценка и т.д.),как правило, менее самостоятельны, более внушаемы, более неприязненно относятсяк окружающим, более конформны, более ранимы и чувствительны к критике, насмешкам.Они в большей степени беспокоятся о том, что думают или говорят о нихокружающие. Они тяжело переживают неуспехи в деятельности, особенно если этопроисходит на людях. Они более склонны к рефлексии и чаще других обнаруживают всебе недостатки. Поэтому им свойственно стремление к психологической изоляции,уходу от действительности в мир мечты. Чем ниже уровень самоуважения, темвероятнее, что человек страдает от одиночества. Пониженное самоуважение итрудности в общении сочетаются также со снижением социальной активностиличности. Эти юноши и девушки реже участвуют в общественных мероприятиях,избегают руководящих обязанностей и соревнований.
Юношеский возраст — наиболее важный период развития,на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либообретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии — «диффузияидентичности» [8].
Важным моментом этой возрастной стадии является выборбудущей профессии. Уже на предыдущих возрастных ступенях складываютсяпредставления о ряде профессий. Отношение юноши к той или иной профессиискладывается на основе определенных знаний о специфике профессиональнойдеятельности (содержания профессии, общественной потребности в ней, местаприобретения профессии и т.д.), положительного или отрицательного эмоциональноговосприятия всего, что связано с профессией: учета личностных, физических,психических и материальных возможностей.
Побуждает к выбору соответствующая ситуация, анаправление определяется социальными и моральными убеждениями, правовымивзглядами, интересами, самооценками, способностями, ценностнымипредставлениями, социальными установками и т.д., выступающими в качествемотивов.
Такимобразом, юность — чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив вюность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью,когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своегодуховного развития и земного существования. Он планирует свое место средилюдей, свою деятельность, свой образ жизни.
1.4 Особенности агрессивности и жестокости вподростковом и юношеском возрасте
 
Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивностьзакладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняетсяна протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенныевнутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываютсяуже в дошкольном возрасте.
Далее Фурманов И.А. отмечает общее нарастаниеагрессивных и негативистских тенденций. Проведенная им диагностика с помощьюметода поперечных срезов позволила определить основные тенденцииполо-возрастной динамики показателей физической, вербальной, косвенной агрессиии негативизма[22].
В результате исследования было установлено, чтопоказатели физической агрессии у мальчиков имели тенденцию к снижению в 16-тилетнем возрасте, однако в дальнейшем уровень их агрессивностивосстанавливается. У девочек такой спад отмечался в 14-ти летнем возрасте, ноуже к 15-ти годам наблюдалось значительное усиление физической агрессии, а затемдальнейшая ее стабилизация.
Показатели вербальной агрессии у мальчиковотносительно постоянны на всех возрастных этапах развития и лишь в 17-ти летнемвозрасте наблюдается их увеличение. У девочек следует отметить два пиковыхвозраста: показатели вербальной агрессии значительно увеличивались в 15 и 17лет.
Некоторой скачкообразностью отличается динамикакосвенной агрессии у мальчиков. Имело место существенное повышение показателейэтого типа агрессии в 15-ти летнем возрасте. У девочек наблюдалась плавнаятенденция к усилению косвенной агрессии от 13-ти к 17-ти годам.
Показатели негативизма резко увеличивались у мальчиковтолько в 17-ти летнем возрасте, у девочек наблюдалось постепенное нарастаниенегативизма от возраста к возрасту.
В целом, сравнивая детей подросткового и юношескоговозраста, следует отметить, что у мальчиков наблюдались значимые различия вдинамике нарушений поведения лишь по показателям физической агрессии – у юношейони существенно ниже. У девочек юношеского возраста показатели всех типовнарушений поведения были достоверно выше, чем у девочек-подростков.
Относительно половых различий можно констатировать,что у мальчиков всех возрастов склонность к реакциям физической агрессии былавыражена сильнее, чем у девочек. Исключение составляли лишь дети в возрасте 16лет, когда эти показатели паритетны у обоих полов. Вербальная агрессия быласильнее выражена у мальчиков 13–14-летнего возраста, однако в дальнейшемсоотношение значительно менялось. Начиная с 15-ти летнего возраста показателиэтого вида агрессии у девочек были выше, чем у мальчиков. Косвенная агрессия удевочек была выражена сильнее на протяжении всех возрастных этапов. Силареакций негативизма у мальчиков и девочек различалась несущественно (кромевозраста 16 лет) [22].
Схожие тенденции наблюдались при сравнении мальчиков идевочек подросткового и юношеского возрастов. Так, в подростковом возрастемальчики отличались более выраженной тенденцией к реакциям физической агрессии,а девочки – к косвенной агрессии (по остальным типам нарушений различия недостоверны). В юношеском возрасте девочки превосходили мальчиков по показателямвербальной, косвенной агрессии и негативизма. Склонность к физической агрессииразличалась не существенно.
Подростковая агрессия, по мнению Кон И.С., является чащевсего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результатепережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки вшколе, отчислили из спортсекции и т. п.). Он отмечает, что изощреннуюжестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькинысынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечатьза свои поступки; жестокость для них — своеобразный сплав мести,самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вотчто могу! [8]
Кон И.С. пишет, что жестокость и агрессивность всегдабыли характерными чертами группового поведения подростков и юношей.
Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости,как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этомкак бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А я что? Я —как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувствогрупповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории,которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могутобъяснить [8].
На то, что специфической особенностьюагрессивного поведения в подростковомвозрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушенияавторитета взрослых указывает и Змановская Е.В. В данном возрасте бытьагрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковаягруппа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широкораспространены ритуалы посвящения в члены группы (или испытания новичков).Шокирующая глаз «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) также носитритуальный характер. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и даютподросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности.Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешнейагрессии. Так, например, любое проявление насилия по отношению к «не членамгруппы» оправдывается заверениями типа — «они предатели… мы должны защищатьсвоих… мы должны заставить всех уважать нас». Насилие, «одухотворенное»групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, какгероизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторамиагрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры,дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попыткисамоутвердиться с помощью агрессии.
Шляхтина О.И. показала зависимость уровняагрессивности от социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровеньнаблюдается у лидеров и «отверженных». В первом случае агрессивность поведениявызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором-неудовлетворенностью своим положением [23].
Агрессивные подростки и юноши, при всёмразличии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаютсянекоторыми общими чертами. К таким чертам относится: бедность ценностныхориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивостьинтересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуальногоразвития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственныхпредставлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как противсверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдаетсякрайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимальноотрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальнымиконтактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций,преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующимиповедение. Вместе с тем, среди агрессивных подростков и юношей встречаются идети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступаетсредством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы внекоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей.Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на своюреальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующейсилой, возможно потому, что за свой успех они могут использоватьпривлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возлених собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков.Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех,кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этотцинизм представлен под видом морального принципа «выживают сильные, слабые вымирают»[7, с. 66].
Таким образом, подростки более склонны к агрессии, чемюноши. Жестокость и агрессивность является характерными чертами групповогоповедения подростков и юношей. Агрессивные подростки и юноши отличаютсянекоторыми общими чертами, для них характерно бедность ценностных ориентации,их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов
 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖЕСТОКОСТИ ИАГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
2.1 Программа исследования
 
Исследование проводилось в феврале-марте 2010 года
Цель изучитьособенности жестокости и агрессивности подростков и юношей.
Эмпирическим объектом являются подростки и юноши.
Предметомисследования является степень выраженности жестокости и агрессивности усовременных подростков и юношей.
В качестве гипотезы исследования выступилопредположение о том, что существуют различия в уровне агрессивности ижестокости подростков и юношей.
Для достижения цели исследования можно выделить следующиезадачи:
1. Составление программыэмпирического исследования особенностей жестокости и агрессивности современныхподростков и юношей.
2. Проведение эмпирическогоисследования особенностей жестокости и агрессивности у современных подростков июношей.
3. Анализ и обобщение полученныхрезультатов в ходе исследования особенностей жестокости и агрессивности усовременных подростков и юношей.
Базой эмпирического исследования явилась школа № 39 г. Воронежа. Выборку исследования составили учащиеся 8-го «А» и 11-го «В» классов в количестве 40 человек.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач былиспользован следующие психодиагностические методики.
1. Опросник Басса- Дарки.
2. Определение деструктивных установок в межличностныхотношениях В.В. Бойко
Полученные в ходе исследования данные обрабатывались внесколько этапов:
- анализировалисьданные по методикам направленным на диагностику агрессивности и жестокости,сопоставлялись результаты полученные в группе подростков и в группе юношей;
- определялисьразличия по исследуемым критериям у между подростками и старшеклассниками;
- определяласьматиматико- статистическая достоверность выявленных различий; формулировалисьвыводы
Описание методик
1. Опросник Басса- Дарки. Басс разделил понятияагрессии и враждебность и определил последнюю как: "… реакцию,развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий".Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басса и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силыпротив другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленнаяна другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувствпри малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении отпассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев изаконов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим задействительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия иосторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируюти приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувствкак через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов(проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждениесубъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а такжеощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которыеиспытуемый отвечает «да» или «нет».
При составлении опросника использовались принципы:
1. Вопрос может относиться только кодной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются такимобразом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобренияответа на вопрос.
Методика также позволяет определить индексвраждебности, который включает в себя 5 и 6 шкалу, и индекс агрессивности (какпрямой, так и мотивационной), который включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормойагрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, авраждебности — 6,5-7 плюс-минус 3.(Приложение 1)
2. Определение деструктивных установок в межличностныхотношениях В.В. Бойко
Цель опросника выявление деструктивных установок вмежличностных отношения испытуемых.
Опросник состоит из 25 суждений, с которыми испытуемыедолжны согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»)
По результатам диагностики определяется степеньвыраженности следующих негативных тенденций
1. Завуалированная жестокость вотношении к людям, в суждениях о них
2. Открытая жестокость в отношении клюдям
3. Обоснованный негативизм всуждениях о людях
4. Брюзжание
5. Негативные личный опыт общения сокружающими
А также общий показатель выраженности негативныхтенденций.
Текст опросника и ключ приведены в Приложении 2.
Матиматико-статистический метод
Критерий Манна-Уитни.
Критерий предназначен для оценки различиймежду двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественноизмеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3или n1=2, n2≥5,. Вычисление мы производили с помощью программы Microsoft Excel по формуле:
/> 
где n1 — количество единиц в первойвыборке, а n2 — количество единиц во второй выборке, T x большая из двухранговых сумм, соответствующей выборке с nx единиц.
2.2 Анализ результатовисследования
Результаты диагностики агрессивности у юношей иподростков представлены в приложении 3 и в таблице 1-2.
Результаты исследования видов агрессивности говорят отом, что 35% подростков и 5% юношей склонны к выраженной физическойагрессивности, они могут использовать физическую силу против другого лица. Убольшинства юношей (55%) и около трети подростков средний уровень выраженностифизической агрессии, что может говорить о наличии вероятности использованияпротив другого физическую силу. 40% подростков и 35% юношей имеют малуюсклонность к применению физической силы в отношении других.

Таблица 1
Результаты исследования показателей агрессивности уподростков Виды агрессии Уровень агрессивности у подростков высокий средний низкий Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Физическая агрессия 7 35 6 30 7 35 Косвенная агрессия 3 15 17 85 Склонность к раздражению 1 5 14 80 5 25 Негативизм 3 15 17 85 Обида 8 40 11 55 1 5 Подозрительность 15 75 5 25 Вербальная агрессия 8 40 8 40 4 20 Угрызения совести, чувство вины 5 25 15 75
Косвенная агрессия, которая скрывается или неосознается самим субъектом агрессии, выражена на высоком уровне у 15%подростков, у юношей высоковыраженной косвенной агрессии не отмечено. Убольшинства юношей (70%) и подростков (85%) косвенная агрессия средневыражена, ау 30% юношей низкий уровень косвенной агрессии.
Склонный к раздражению 5% подростков и 25% юношей,раздражительность в пределах нормы была диагностирована у 80% подростков и 55%юношей. 25% подростков и 20% юношей устойчивы к раздражителям.
15% подростков и 20% юношей высокий уровеньнегативизма, который вырежется в стремлении к противодействию всякому внешнемувлиянию. По сути негативизм — это реакция на какую-то неудовлетвореннуюпотребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Этоодин из способов преодоления трудной ситуации

Таблица 2
Результаты исследования показателей агрессивности уюношейВиды агрессии Уровень агрессивности у юношей высокий средний низкий Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Физическая агрессия 1 5 11 55 8 40 Косвенная агрессия 14 70 6 30 Склонность к раздражению 5 25 11 55 4 20 Негативизм 4 20 12 60 4 20 Обида 13 65 7 35 Подозрительность 2 10 15 75 3 15 Вербальная агрессия 14 70 6 30 Угрызения совести, чувство вины 1 5 11 55 8 40
У 85% подростков и 60% юношей средний уровеньнегативизма. 20% юношей не склонны к противопоставлению своего мненияокружающим.
Обида высоковыраженной является у 40% подростков средиюношей склонных к сильной обиде нет. Большинство юношей (65%) и подростков насреднем уровне склонны к обидам, не обидчивы 35% юношей и лишь 5 % подростков.Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкостьвозникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей, коимиявляются многие подростки, отмечается своего рода гиперестезия (повышеннаячувствительность) осознания собственного достоинства, поэтому они расцениваютсамые обычные слова, сказанные в их адрес, как обидные, подозревают окружающихв том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. Отдельныйчеловек может быть особенно чувствителен в тех или иных вопросах, провоцирующихего обидчивость, с ними он обычно связывает наибольшую ущемленностьсобственного достоинства. Когда эти стороны оказываются задетыми, бурногоответного аффекта не избежать.Обидчивость, согласно выводам П. А. Ковалева,связана со склонностью к агрессивному поведению.
Высокая подозрительность наоборот отмечена лишь уюношей (10%), у большинства юношей и подростков подозрительность в пределахнормы (75%). 15% юношей и 25% юношей не подозрительны.
К высокой вербальной агрессии, ругани, оскорблениямсклонны 40% подростков. Большинство юношей (70%) и 40% подростков имеют среднийуровень выраженности вербальной агрессии, не склонны ругаться, скандалить, 20%подростков и 30% юношей.
Чувство вины не свойственно 40% юношам. 55% юношей и75% подростков имеют средневыраженным чувством вины, у 25% подростков и 5%юношей большое чувство вины.
Таким образом, анализ результатов исследования видовагрессивности у подростков и юношей показал, что у подростков наиболее выраженыфизическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны краздражению.
Показатели высокой выраженности видов агрессиипредставим в виде гистограммы (рис.1)
/>
Рис.1. Показатели высокой выраженности видов агрессииу подростков и юношей

Результаты определения индексов враждебности иагрессивности приведены на рисунке 2-3.
/>
Рис.2. Показатели выраженности враждебности уподростков и юношей
Анализ индексов враждебности у подростков и юношейпоказал, что среди подростков 65% (13 чел.) подростков и 55% (11 чел.) юношейвысокий уровень враждебности. У остальных средний уровень враждебности. Высокаявраждебность может быть обусловлена у подростков и юношей отсутствиемуверенности в себе и нестабильной самооценкой, а также подозрительностью иощущением предвзятого к себе отношения.
Показатели выраженности агрессивности представлены нарисунке 3.
/>
Рис.3. Показатели выраженности агрессивности уподростков и юношей

Анализ индекса агрессивности показал, что средиподростков 10% (2 чел.) имеют высокий уровень, половина средний и 40% (8 чел.)низкий. Среди юношей большинство не склонны к агрессий (85%, 17 чел.) и лишь у15% (3 чел.).
Таким образом, подростки более агрессивны, чем юноши.
Результаты исследования деструктивных установок уподростков и юношей по методике Бойко представлены в Приложении 4.
Анализ результатов исследования представлены в таблице3 и 4.
Таблица 3
Результаты исследования деструктивных установок уподростков Показатели Уровень выраженности деструктивных установок у подростков высокий средний низкий Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них 7 35 6 30 7 35 Открытая жестокость в отношении к людям, 3 15 17 85 Обоснованный негативизм в суждениях о людях 1 5 14 80 5 25 Брюзжание 3 15 17 85 Негативные личный опыт общения с окружающими 8 40 11 55 1 5
Анализрезультатов исследования выраженности завуалированной жестокость в отношении клюдям, в суждениях о них показал, что большинство подростков (80) и юношей(65%) имеют не выраженную завуалированную жестокость. У 35% юношей и 10%подростков завуалированная жестокость низкая. Высокую завуалированнуюжестокость имеют лишь 10% подростков.

Таблица4
Результаты исследования деструктивных установок у юношейПоказатели Уровень выраженности деструктивных установок у юношей высокий средний низкий Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них 7 35 6 30 7 35 Открытая жестокость в отношении к людям, 3 15 17 85 Обоснованный негативизм в суждениях о людях 1 5 14 80 5 25 Брюзжание 3 15 17 85 Негативные личный опыт общения с окружающими 8 40 11 55 1 5
Открытуюжестокость в отношениях к людям проявляют 10% подростков, у большинства юношей(55%) и подростков (65%) средний уровень жестокости. Низкая жестокость у 45% юношейи 25% подростков.
Обоснованный негативизм в суждениях о людях выражен также у большинства юношей (80%) и подростков (85%) на среднем уровне. Этиподростки и юноши склонны не доверять другим и противопоставлять себя им
Низкийнегативизм выражен у 20% юношей и 15% подростков.
Брюзжание, то есть склонность делать необоснованныеобобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и внаблюдении за социальной действительностью свойственно на среднем уровне 75%юношей и 95% подростков. 5% подросткам и 25% юношам на свойственно брюзжание.
Негативныйличный опыт контактов у большинства подростков (90%) и юношей (85%) средний. У15% юношей и 10% подростков негативный опыт личных контактов бедный, общениечасто было для низ приятным и не вызвало стрессов.
Общийпоказатель деструктивных установок говорит о средней их выраженности уподростков и юношей.
/>
Рис.3.Показатели выраженности деструктивных установок в межличностных отношениях уподростков и юношей.
Анализпоказателя жестокости как одной из составляющих деструктивных установок говорито более высокой жестокости как явной так и маскированной у подростков, срединих у 10% они высокий, среди юношей нет молодых людей с высокой жестокостью.
Такимобразом, качественный анализ показал наличие более выраженной агрессивности ижестокости у подростков, по сравнению с юношами.
Дляпроверки достоверности выявленных различий в агрессивности и деструктивныхустановок в межличностных отношениях у подростков и юношей мы использоваликритерий Манна-Уитни.
Длярасчета использовали программу Автоматического расчета критерия UМанна-Уитни [1]. Результаты приведены в таблице 5.
Какмы видим из таблицы 5, достоверные различия между подростками и юношамисуществуют по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвенной агрессии(р≤0,01),обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальной агрессии (р≤0,05),чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05),завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом повыраженности деструктивных установок (р≤0,01).
Таблица5
Показателистатистического сравнения выраженности агрессивности и деструктивных установок Сравниваемые показатели
Uэмп Уровень значимости Сравниваемые показатели
Uэмп Уровень значимости Физическая агрессия 116  значимо Индекс враждебности 194 незначимо Косвенная агрессия 75,5 значимо Индекс агрессивности 121 значимо Склонность к раздражению 163 незначимо Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них 83 значимо Негативизм 186 незначимо Открытая жестокость в отношении к людям, 105 значимо Обида 69 значимо Обоснованный негативизм в суждениях о людях 150 незначимо Подозрительность 119 значимо Брюзжание 143 не значимо Вербальная агрессия 127 значимо Негативные личный опыт общения с окружающими 153 не значимо Угрызения совести, чувство вины 98 значимо Общий уровень деструктивных установок 73,5 значимо
р≤0,05 Uкр =114; р≤0,01U Кр =138
Такимобразом, в ходе исследования мы установили, сто подростки более агрессивны,обидчивы, более ощущают чувство вины и более жестоки, а юноши свою очередь болееподозрительны.
Нашиденные подтвердила данные других исследователей о том, что уровеньагрессивности у подростков ниже чем у юношей, это может быть обусловленостабилизацией нервных процессов и эмоциональности у юношей, снижениемстремления доказать окружающим, что они взрослые и с ними нужно считаться. Болеевысокая подозрительность у юношей по сравнению с подростками может быть связананестабильной самооценкой, ростом самосознания и рефлексии.
Результатыполученные нами в ходе исследования позволяют нам сделать вывод о том, чтовыдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Выводы
 
1. Анализ результатов исследованиявидов агрессивности у подростков и юношей показал, что у подростков наиболее выраженыфизическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны краздражению.
2. У большинства подростков и юношейвысокий уровень враждебности. Высокая враждебность может быть обусловлена уподростков и юношей отсутствием уверенности в себе и нестабильной самооценкой,а также подозрительностью и ощущением предвзятого к себе отношения.
3. Среди подростков 10% имеют высокийуровень, половина средний и 40% — низкий. Среди юношей большинство не склонны кагрессий и лишь у 15% низкий уровень агрессивности.
4. Общий показатель деструктивныхустановок говорит о средней их выраженности у подростков и юношей.
5. Результаты изучения жестокости какодной из составляющих деструктивных установок говорит о более высокойжестокости, как явной, так и маскированной у подростков, среди них у 10% онивысокий, среди юношей нет молодых людей с высокой жестокостью.
6. Существуют достоверные различия междуюношами и подростками по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвеннойагрессии(р≤0,01), обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальнойагрессии (р≤0,05), чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05),завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом повыраженности деструктивных установок (р≤0,01)
7. Уровень агрессивности у подростковниже чем у юношей, это может быть обусловлено стабилизацией нервных процессов иэмоциональности у юношей, снижением стремления доказать окружающим, что онивзрослые и с ними нужно считаться. Более высокая подозрительность у юношей посравнению с подростками может быть связана нестабильной самооценкой, ростомсамосознания и рефлексии.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышенная агрессивность подрастающего поколенияявляется одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, нои общества в целом.
Нарастающая волна подростковой и юношескойпреступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения,выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающихэти опасные явления.
Ситуациюусугубляют социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе,отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность,жестокость и насилие.
Ивместе с тем, проведенные иследования говорят о большей агрессивностиподростков по сравнению с юношами, что связано возрастными особенностями.
Вданном исследовании мы проверяли эти даны на выборке современных подростков и юношей.
Входе исследования было установлено, что у подростков наиболее выраженыфизическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны краздражению. В целом у большинства подростков и юношей высокий уровеньвраждебности. Высокая враждебность у подростков и юношей мы объяснили отсутствиемуверенности в себе и нестабильной самооценкой, а также подозрительностью иощущением предвзятого к себе отношения.
Изучение индекса агрессивности показало, что среди подростковбольше детей с высокой агрессивностью, чем среди юношей.
Исследованныенами деструктивные установки у подростков и юношей показали, что и у подросткови у юношей средний уровень выраженности деструктивных установок.
Анализрезультатов изучения жестокости, как одной из составляющих деструктивныхустановок, показал о более высокой жестокости, как явной, так и маскированнойу подростков, среди них у 10% они высокий, среди юношей нет молодых людей свысокой жестокостью.
Проведястатистический анализ данных мы установили, что существуют достоверные различиямежду юношами и подростками по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвеннойагрессии(р≤0,01), обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальнойагрессии (р≤0,05), чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05),завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом повыраженности деструктивных установок (р≤0,01).
Такимобразом, в ходе иследования мы установили, что уровень агрессивности ижестокости у подростков ниже чем у юношей, это может быть обусловленостабилизацией нервных процессов и эмоциональности у юношей, снижениемстремления доказать окружающим, что они взрослые и с ними нужно считаться. Болеевысокая подозрительность у юношей по сравнению с подростками может быть связананестабильной самооценкой, ростом самосознания и рефлексии.
Полученныев ходе исследования данные могут представлять интерес для психолого и педагогови быть использованы для разработки программ коррекции поведения и личностногоразвития у подростков и юношей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автоматическийрасчет U-критерия Манна-Уитни// www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/
2. Берковиц,Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль[Текст] / Л. Берковиц. — СПб.:Прайм-Еврознак, 2001. — 510 с
3.  Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современнойпсихологии [Текст]/ С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. — 2001. — № 1. — С. 60-71
4.  Змановская Е.В. Девиантология: (Психологияотклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с
5.  Кле, М. Психология подростка / М. Кле; [под ред. М.Кона]. – М.: Изд-во Просвещение, 1991.– С. 122-153.
6. Кобзева О.В. Динамикаагрессивности в подростковом возрасте//Научное обозрение, 2006. — № 2. – с. 196– 201.
7. Кобзева О.В. Динамикаагрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом июношеском возрастах//Журнал прикладной психологии, 2006. — № 5. – с. 66 – 70.
8.  Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.:Изд-во Просвещение, 1989. – 234 с.
9.  Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг; перевод сангл. Е. Мальчиной; [под ред. А.А. Алексеева]. – СПб.: Изд-во Питер, 2000. –С. 141-148.
10.  Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Изд-кий центр Академия, 2000. – 456 с.
11.  Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]/С.И.Ожегов. —М: Оникс, 2008.- 1200 с.
12.  Паренс, Г. Агрессия наших детей [Текст]/ Г.Паренс. — М.: Форум, 1997. — 160 с.
13.  Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. [Текст]- М.: АСТ,2007- 480
14.  Психология подростка / [под ред. А.А. Реана]. – СПб.:Изд-во ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 195 – 199.
15.  Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст]/ / А.А. Реан. — СПб,1995. — С.303-347.
16.  Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст:проблемы становления личности / Х. Ремшмидт; [под ред. Т.А. Гудковой]. – М.:Мир, 1994. – С. 118 — 127.
17.  Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивногоповедения подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с
18.  Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучениясовременного подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1985. – №1.98-112.
19.  Формирование личности в переходный период: отподросткового к юношескому возрасту / [под ред. И.В. Дубровиной]. – М.: Изд-воПедагогика, 1987. – С. 130 -146
20.  Формы и методы профилактики детской и подростковойагрессии. Научно-методические рекомендации [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб., 2003. — 320 с Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст]/ / А.А. Реан. — СПб, 1995.- С.303-347.
21.  Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности[Текст]/ Э. Фромм.– М., 1994.– 447 с.
22.  Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностикаи коррекция / И.А. Фурманов. — Минск: Ильин В.П., 1996. — 192 с.
23.  Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностнымиособенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97. — СПб., 1997.
24.  Щеглов А.В. Анатомия терроризма:проблемно-психологический анализ //http://www.gilbo.ru/index.php?page=psy&art=3241


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.